НАУКИ О ЗЕМЛЕ EARTH SCIENCE
Порядок и особенности внесения (изменения) сведений о границах населенных
пунктов в ЕГРН
Procedure and features of making changes (changes) of information about the borders of localities in the system of unified state registration of real estate
Ь й МОСКОВСКИЙ
■ршмшш
^jj ЖУРНАЛ
УДК 332.36 DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10731 Мезенина Ольга Борисовна,
доктор экономических наук, доцент, заведующая кафедрой Землеустройство и кадастры, Уральский государственный лесотехнический университет, г. Екатеринбург
Бекетов Алексей Дмитриевич, Уральский государственный лесотехнический университет, г. Екатеринбург
Mezenina Olga Borisovna, [email protected]
Beketov Alexey Dmitrievich, [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается порядок и особенности внесения сведений о границах населенных пунктов в Единый государственный реестр недвижимости. Современный процесс землеустройства включает в себя не только внесение или изменение уже имеющихся в ЕГРН сведений о границах населенных пунктов, но и процесс утверждения документов градостроительного зонирования, а также приведение их в соответствие согласно сведениям ЕГРН. Установленная граница населенного пункта — это экономический инструмент по эффективному управлению территорией. Исследование тематических вопросов нами представлено на примере территории Свердловской области.
Summary. The article discusses the procedure and features of entering information about the borders of localities in the Unified state register of real estate. The modern process of land management includes not only the introduction or modification of information already available in the egrn on the borders of localities, but also the process of approving documents of urban zoning, as well as bringing them into compliance with the information of the egrn. The established border of a locality is an economic tool for effective management of the territory. The study of thematic issues is presented on the example of the territory of the Sverdlovsk region.
Ключевые слова: Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), граница населенного пункта (ГНП), градостроительное зонирование, управление территорией. Keywords: Unified state register of real estate, border of the settlement, urban planning zoning, management of territories.
Теоретические основы для исследования выбранной нами темы. Согласно п. 2 ст. 1 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с Федеральным законом сведений.
Расширение перечня и состава сведений, содержащихся в ЕГРН, подтверждается наметившейся еще в начале 2000-х годов тенденцией о создании единого информационного ресурса об объектах недвижимости, как части единого информационного пространства. За последние годы в ЕГРН стали вносить сведения не только об объектах недвижимости, но и о границах МО и НП, о границах лесничеств и лесопарков, о зонах расположения объектов культурного наследия. Перспективной и важнейшей задачей Росреестра является интеграция сведений еще из нескольких информационных баз данных таких как: Государственный лесной реестр, Государственный водный реестр, Реестр объектов культурного наследия и Реестр особо охраняемых природных территорий.
Росреестр по поручению Правительства РФ совместно с Минкомсвязи и другими ведомствами подготовил предложения по созданию единого информационного ресурса о земле и недвижимости, реализуя федеральный проект — «Земля просто». Данный проект начнет действовать в тестовом режиме уже с 2021 года в Краснодарском и Пермском краях, Иркутской области, а также республике Татарстан. Фактически формируется цифровой профиль территорий и объектов недвижимости. На базе этого ресурса можно
будет не только воспользоваться услугами по регистрации прав, кадастровому учету. Сервис также будет работать по принципу маркетплейса: например, инвестор сможет выбрать подходящий свободный земельный участок, получить о нем сведения, направить заявку на регистрацию, рассчитать потенциальную стоимость, спрогнозировать будущие налоги и сборы [3].
В связи с выше изложенным внесение сведений в ЕГРН сведений о ГНП является приоритетной задачей на данный момент. Для этого разработана целевая модель о порядке внесения сведений о границах населенных пунктов. Согласно Распоряжению Правительства РФ от 31.01.2017 №147р «О целевых моделях упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации» в целях повышения эффективности процедур предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и постановки объектов недвижимости на государственный кадастровый учет утвержден целевой показатель «доля территориальных зон, сведения о границах которых внесены в ЕГРН, в общем количестве территориальных зон, установленных правилами землепользования и застройки, на территории субъекта Российской Федерации» внесение сведений о ГНП и ТЗ должно быть осуществлено до 1 января 2021 года, однако на сегодняшний день в связи с недостаточным наполнением ЕГРН такими сведениями в Государственную думу вынесен законопроект, в котором предполагается продление срока по внесению сведений до 1 января 2024 года.
А также согласно №507-ФЗ от 31.12.2017 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2021 года не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии в ЕГРН сведений о границах территориальных зон для земельных участков, на которых планируются строительство, реконструкция объектов капитального строительства[3].
Процесс по установлению (изменению) ГНП состоит из 3-х основных этапов:
- Утверждение документов территориального планирования муниципальных образований
- Подготовка Описания местоположения границ населенного пункта
- Обращение в Росреестр для внесения необходимых сведений
Этап первый. Согласно ст. 9 №190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации» основной целью территориального планирования является учет совокупности социальных, экономических, экологических и других факторов с целью обеспечения
стабильного развития территорий, развития социальной, инженерной, транспортной инфраструктур, а также обеспечения учета интересов граждан Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются:
1) схемы территориального планирования муниципальных районов;
2) генеральные планы поселений;
3) генеральные планы городских округов [1,2].
Генплан может готовиться в отношении всей территории поселения (городского округа) или её части, например, только в отношении одного населённого пункта. Этот документ включает:
1) положение о территориальном планировании;
2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;
3) карту границ населённых пунктов (в том числе границ образуемых населённых пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;
4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
Установление границ населенных пунктов - это утверждение генерального плана городского округа, поселения, в котором отображены границы (статья 84 Земельного кодекса Российской Федерации). Полномочиями по утверждению генпланов наделены органы местного самоуправления.
Вторым этапом внесения сведений о ГНП в ЕГРН является подготовка Описания местоположения границы населенного пункта. На этом этапе кадастровый инженер в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 23 ноября 2018 года N 650 подготавливает Текстовое и графическое Описание местоположения границ объекта. Основанием для подготовки такого Описания будут являться документы территориального планирования, в графической части которых отображаются границы муниципальных районов, границы городских округов и границы населенных пунктов. Помимо графического закрепления границы имеют текстовое описание прохождения на местности согласно естественному рельефу, а если документы территориального планирования были разработаны в электронном виде, совмещенном с данными ЕГРН и ГЛР то, такие границы имеют описание в виде каталога координат характерных точек границы [3,4].
На третьем этапе выполнения работ по установлению границы населенного пункта уполномоченный орган власти направляет обращение в Росреестр. Внесение в ЕГРН сведений о границах населенных пунктов осуществляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия, который установлен Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Эта функция возложена на органы местного самоуправления, которые приняли решение об установлении или изменении границ населенных пунктов.
В нашей статье рассмотрим положение дел по данному вопросу на примере населенных пунктов Свердловской области. Напомним, что на территории Свердловской области расположено 1855 населенных пунктов. На сегодняшний день в ЕГРН внесено 82% сведений о границах населенных пунктов. Основными причинами отказа во внесении сведений в ЕГРН являются наложения или пересечения устанавливаемых границ со смежными границами либо с границами уточнённых земельных участков. Согласно имеющегося опыта работы по установлению границ населенных пунктов на территории Свердловской области, хочется рассмотреть некоторые проблемы, с которыми сталкиваются кадастровые инженеры в ходе осуществления своей профессиональной деятельности.
На территории Свердловской области, Заречного городского округа расположены два населенных пункта д. Курманка и д. Гагарка (рис.1).
Рис. 1. Фрагмент сведений публичной кадастровой карты д. Курманка, д. Гагарка
Генеральный план этих населенных пунктов был разработан в 2012 году. В 2016 году были установлены и внесены в ЕГРН границы д. Гагарка, при внесении в ЕГРН границ д. Курманка в 2019 было выявлено наложение. Дело в том что, границы двух населенных пунктов существовали только в виде графического изображения в Генеральном плане
района, который в свою очередь подготавливался без учета актуальных сведений ЕГРН. На момент установления границы д. Курманка, граница д. Гагарка была внесена в ЕГРН, за счёт того, что в Генеральном плане отсутствовал перечень координат характерных точек границ произошло наложение части границы одной деревни на другую в промежутке, где они являются смежными. Чтобы обеспечить внесение в ЕГРН границ д. Курманка, потребовалось внести изменения в Генеральный план района, а затем разработать «Описание местоположения границ д. Гагарка по уточнению части смежной границы». Данная процедура очень сильно отразилась на сроках выполнения работ.
Но наиболее распространенными случаями отказа во внесении сведений в ЕГРН являются пересечения границ с уточненными земельными участками, содержащимися в ЕГРН. Так же существуют и обратные ситуации при которых границы населенных пунктов подлежат внесению в ЕГРН несмотря на пересечения с земельными участками. Такой случай в нашей статье мы представим на примере тематического исследования населенного пункта, расположенного в Свердловской области, Новолялинского р-н, д. Савинова (рис.2).
Рнс. 2. Фрагмент сведений публичной кадастровой карты д. Савинова
Граница населенного пункта д. Савинова по документам Территориального планирования должны была проходить по границе кадастрового квартала 66:18:1501001. В процессе работ по установлению границы было выявлено наложение на земельный участок с кадастровым номером 66:18:1501001:152. Согласно действующему законодательству при выявлении пересечения границ земельного участка и населенного пункта, такой земельный участок может остаться в составе населенного пункта только в случае если его границы на 75% расположены в границах населенного пункта. В данном случае при пересечении земельного участка с кадастровым номером 66:18:1501001:152 пересечение с границей населенного пункта д. Савинова составляло порядка 60%. В ходе
проведенной консультации сотрудниками филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по УФО было предложено оставить данный земельный участок в границе д. Савинова, в связи с тем, что данный участок находится в муниципальной собственности и предназначен для эксплуатации полигона ТКО. В связи с выше изложенным граница населенного пункта д. Савинова была установлена в противоречие Генеральному плану по границе уточненного земельного участка, при этом одновременно с решением о внесении сведений о границе д. Савинова в адрес администрации района было выдано информационное письмо о необходимости корректировки сведений, содержащихся в Генеральном плане согласно сведениям ЕГРН.
Но существуют ситуации, когда границы уточненных земельных участков не пересекают границы населенного пункта, а при этом имеют категорию «земли населенных пунктов».
66:60:0401002:1
План ЗУ-» План КК Информация
Тип:
Вид:
Кадастровый номер:
Кадастровый квартал:
Статус:
*ЛР«
Категория кмсм:
Форма собствеижкти:
Рис. 3. Фрагмент сведений публичной кадастровой карты
п. Черемухово
На рисунке 3 видно, что земельный участок с кадастровым номером 66:60:0401002:1, расположен полностью за границей п. Черемухово, но при этом имеет категорию «земли населенных пунктов». Получается, что в ЕГРН содержатся противоречивые сведения. Чтобы исключить противоречия необходимо либо внести изменения в Генеральный план в части прохождения границы п. Черемухово, а затем внести такие изменения в ЕГРН либо изменить категорию в отношении земельного участка согласно его целевого использования. Данная ситуация произошла в связи с тем, что ранее, когда в ЕГРН отсутствовала информация о границах населенных пунктов, при постановке на ГКУ земельных участок сотрудники Росреестра направляли запрос в соответствующую администрацию района о расположении участка в границе населенного пункта.
Администрации руководствовались исключительно сведениями, содержащимися на «картинке» в Генеральном плане, которая не имела никакого соответствия сведениям ЕГРН, не содержала в себе картографических материалов, на которых можно бы было иметь отображение местности.
Ранее границы, подлежащие сегодня внесению в ЕГРН имели только текстовое описание ориентиров, в которых расположен населенный пункт. Поэтому при внесении в ЕГРН сведений о границе населенного пункта сегодня все земельные участки, расположенные в нем должны иметь соответствующую категорию земель, исключением не становятся даже участки, образованные под линейные объекты, например, автодороги (за исключением федеральных трасс и дорог муниципального значения).
Установление границ населенных пунктов и внесение сведений о ней в ЕГРН на сегодняшний день является приоритетной задачей государства. Установленная граница позволяет эффективно управлять территорией населенного пункта, снижает нагрузку межведомственного взаимодействия, исключает количество земельных споров и способствует исправлению недостоверных сведений, содержащихся в ЕГРН [4,5].
Работы по установлению границ населенных пунктов и внесению сведений о них в ЕГРН следует начинать с приведения в соответствие Генерального плана согласно имеющимся сведениям ЕГРН. Это позволит сократить финансовые затраты на весь процесс установления границы, сократить сроки выполнения таких работ. Для этого в Свердловской области по программе «Улучшение инвестиционного климата» сотрудники Росреестра проводят круглые столы для кадастровых инженеров с участием представителей органов власти. Так же работает успешно реализованный проект в социальной сети Instagram «Школа Росреестра», в ходе которого проходят обучение не только сообщество кадастровых инженеров, но и представители самых разных органов власти.
Список литературы
1. Российская Федерация. Законы. Градостроительный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 29.12.2004, № 190-ФЗ // Информационно-правовая система «Консультант Плюс».
2. Российская Федерация. Законы. О землеустройстве. [Электронный ресурс]: федеральный закон от 18.06.2001, № 78-ФЗ // Информационно-правовая система «Консультант Плюс».
3. Официальный сайт Ассоциация СРО МСКИ https://sromski.ru/01.01.04.01/3272.aspx.
4. Севостьянов, А. В., Горбунова, А.А. Повышение эффективности использования земель населенного пункта путём установления его границы //Московский экономический журнал. 2017г. №4. С.57.
5. Царенко А.А., Шмидт И.В., Киреева С.А. Установление границ населенных пунктов как основная функция территориального планирования // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Естественные науки. 2018. Т. 42, №3. С. 404-413.