Научная статья на тему 'Порядок и особенности обжалования нарушений прав и свобод граждан в РФ'

Порядок и особенности обжалования нарушений прав и свобод граждан в РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
95
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ РФ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ / ПРАВА / СВОБОДЫ / ЗАКОННОСТЬ / ПОРЯДОК / ОБЖАЛОВАНИЕ / МЕХАНИЗМ / ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ / СУД / ПРОКУРАТУРА / АДМИНИСТРАЦИЯ / ПРАВОМОЧИЯ / СУБЪЕКТЫ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / THE RF CONSTITUTION / FEDERAL LAWS / RIGHTS / FREEDOMS / LEGITIMACY / PROCEDURE / APPEAL / MECHANISM / LEGAL ENTITIES / STATE AUTHORITIES / COURT / PROSECUTION / ADMINISTRATION / POWERS / PARTIES / RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жильский Николай Николаевич

В статье исследуются основания, условия, порядок и особенности обращения к механизму обжалования нарушений прав и свобод граждан, допускаемых органами государственной власти, юридическими лицами, должностными лицами, общественными объединениями, гражданами. Осуществлен сравнительно-правовой анализ содержания конституционно-правового института обращений граждан в органы власти. Автор делает выводы о том, что сущность института обращений в органы власти заключается в комплексном характере и выражается в том, что граждане на его основе вправе участвовать в управлении делами государства, реализовывать и защищать свои права, свободы и законные интересы, использовать в качестве канала обратной информационной связи с государством, его органами и организациями, а также в целях взаимопроникающей и взаимообусловленной связи с другими конституционными правами в качестве способа их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The procedure and peculiarities of appeal against violations of the rights and freedoms of citizens of the Russian Federation

The Article studies the grounds, conditions, procedure and peculiarities of resorting to the mechanism of appeal against violations of the rights and freedoms of citizens which were perpetrated by state authorities, legal entities, officials, public associations and citizens. It includes a comparative legal analysis regarding the constitutionally legal institute within the framework of which citizens apply to authorities. The author makes a conclusion that the essence of the institute within the framework of which citizens apply to authorities is its comprehensive nature and it is expressed by the fact that basing on this institute citizens have the right to participate in administration of state affairs, to implement and protect their rights, freedoms and lawful interests, to use it as a feedback to the state, its authorities and organizations, as well as for the purposes of interwoven and interdependent connection with other constitutional rights which serves as a means of their implementation.

Текст научной работы на тему «Порядок и особенности обжалования нарушений прав и свобод граждан в РФ»

УДК 342.7

Н. Н. Жильский

Порядок и особенности обжалования нарушений прав и свобод граждан в рФ

N. N. Zhilsky. The procedure and peculiarities of appeal against violations of the rights and freedoms of citizens of the Russian Federation

В статье исследуются основания, условия, порядок и особенности обращения к механизму обжалования нарушений прав и свобод граждан, допускаемых органами государственной власти, юридическими лицами, должностными лицами, общественными объединениями, гражданами. Осуществлен сравнительно-правовой анализ содержания конституционно-правового института обращений граждан в органы власти. Автор делает выводы о том, что сущность института обращений в органы власти заключается в комплексном характере и выражается в том, что граждане на его основе вправе участвовать в управлении делами государства, реализовывать и защищать свои права, свободы и законные интересы, использовать в качестве канала обратной информационной связи с государством, его органами и организациями, а также в целях взаимопроникающей и взаимообусловленной связи с другими конституционными правами в качестве способа их реализации.

Ключевые слова: Конституция РФ, федеральные законы, права, свободы, законность, порядок, обжалование, механизм, юридические лица, государственные органы власти, суд, прокуратура, администрация, правомочия, субъекты, ответственность.

Контактные данные: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44; (812) 332-02-73; urfac_ime@rambler.ru.

The Article studies the grounds, conditions, procedure and peculiarities of resorting to the mechanism of appeal against violations of the rights and freedoms of citizens which were perpetrated by state authorities, legal entities, officials, public associations and citizens. It includes a comparative legal analysis regarding the constitutionally legal institute within the framework of which citizens apply to authorities. The author makes a conclusion that the essence of the institute within the framework of which citizens apply to authorities is its comprehensive nature and it is expressed by the fact that basing on this institute citizens have the right to participate in administration of state affairs, to implement and protect their rights, freedoms and lawful interests, to use it as a feedback to the state, its authorities and organizations, as well as for the purposes of interwoven and interdependent connection with other constitutional rights which serves as a means of their implementation.

Key words: the RF Constitution, federal laws, rights, freedoms, legitimacy, procedure, appeal, mechanism, legal entities, state authorities, court, prosecution, administration, powers, parties, responsibility.

Contacts: 190103, St. Petersburg, Lermon-tovsky pr.44; (812) 332-02-73; urfac_ime@ rambler.ru.

Институт обращений граждан в различные органы власти необходимо рассматривать прежде всего в субъективном смысле. Субъективное право определяется как совокупность правомочий и притязаний, принадлежащих личности на основе норм объективного права [1, ^ 28]. В нашем случае исследование содержания и сущности конституционного права граждан на обращения в органы государственной и местной власти является научным интересом с позиции по-

Николай Николаевич Жильский — профессор кафедры административного и финансового права Санкт-Петербургского университета управления и экономики, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации.

© Н. Н. Жильский, 2012.

нимания его как субъективного феномена, т. е. как гарантированного законом вида и меры возможного (дозволенного, разрешенного, допустимого) поведения личности [3, с. 284-286]. Субъективное право состоит из элементов, именуемых правомочиями, которые составляют его содержание [12, с. 71-74]. Оно в свою очередь включает в себя определенные правомочия:

а) право поведения, т. е. право совершать определенные поступки применительно к конституционному правовому институту обращений, которое представляется как:

♦ право на критический анализ деятельности органов государственной и местной власти, означающее возможность субъектами данного права оценивать работу органов власти, указывать на недостатки, несовершенства и упущения в их деятельности;

♦ право давать рекомендации по улучшению деятельности органов власти и их должностных лиц;

♦ право граждан инициировать своими действиями (путем подачи коллективных обращений) принятие, отмену или изменение, дополнение нормативно-правовых актов и других решений любых видов органов власти и их должностных лиц;

♦ право получения содействия органов государственной и местной власти в реализации конкретных прав и свобод;

♦ право обращаться в органы государственной и местной власти за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также прав и свобод других лиц (право жалобы). При этом акцентируем внимание на том, что данное правомочие субъектов института обращений не ограничивается лишь содержанием, т. е. предметом жалобы могут быть любые решения, действия (бездействия) органов власти или их должностных лиц, а также любых иных юридических и физических лиц. Причем такие решения, действия (бездействия) должны восприниматься субъектом института обращений как нарушение или угроза нарушению прав, свобод и законных интересов, установление же действительности такого нарушения или угроза входит в обязанности компетентных органов (суда, должностных лиц);

♦ право сообщать о ставших известными субъектам рассматриваемого института нарушениях законности органами государственной и местной власти и их должностными лицами;

♦ иные правомочия, например ходатайство о получении какого-либо статуса или возможность действовать через представителя, и др.;

б) право требования, т. е. возможность добиваться исполнения обязанности, корреспондирующей праву, а в случае неисполнения ее, обратиться в соответствующие государственные органы для принудительного исполнения такой обязанности. Это означает, что в случае нарушения законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан сотрудником органа государственной либо местной власти или их должностными лицами, уполномоченными рассматривать такие обращения, гражданин для обжалования их действий и решений вправе обжаловать эти действия (бездействия) в порядке подчиненности в органе государственной власти или в суде, по своему усмотрению.

Правомочию требования обязательно корреспондирует встречная обязанность [5, с. 284-287]. Так, правомочиям субъектов института обращений корреспондирует обязанность органов власти, состоящая в следующем:

а) регистрации, рассмотрении и ответе на поступившее обращение в установленные законом сроки;

б) в случае неисполнения своей обязанности должностное лицо, сотрудник органа власти должны претерпеть неблагоприятные последствия в виде ответственности, установленной законодательством.

Однако субъективное право тесно взаимосвязано с обязанностью, ибо это парные, взаимосвязанные понятия. Известно, что любая правовая норма имеет представительно-обязывающий характер, в силу чего она предусматривает как возможное, так и должное поведение [там же, с. 285]. Следовательно, и у управомоченного лица есть обязанности перед органами власти. Они заключаются в том, что оно (лицо) не должно злоупотреблять возможностями института обращений и использовать его в клеветнических целях, как угрозу жизни, здоровью или имуществу должностного лица (или членов его семьи). В противном случае он также несет ответственность, установленную законодательством.

Представленные нами правомочия субъектов института обращений реализуются посредством направления обращений Президенту РФ, в Государственную думу ФС РФ, в Совет Федерации РФ, в Правительство РФ и иные федеральные органы исполнительной власти, в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, в исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, к высшим должностным лицам субъектов РФ (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ), иным должностным лицам отмеченных органов, в органы местного самоуправления и к их должностным лицам.

Посредством института обращений удовлетворяются различные взаимосвязанные интересы граждан, как то: интерес к охране (защите) нарушенных прав и свобод; свободному выражению мнения; участию в управлении делами государства и общества. Анализируя сущность, содержание и особенности взаимосвязей этих интересов, можно сказать, что объектом института обращений является определенное состояние, которое достигается при взаимодействии человека и гражданина с органами власти, т. е. охраняемые законом ценности материального и морального характера.

Как уже упоминалось ранее, институт обращений граждан в органы власти имеет собственные специфические субъекты, в число которых входят граждане и юридические лица. Под субъектом права в теории права понимается лицо или организация, за которым государство признает способность быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей. В современной юридической литературе понятие «субъект права» чаще всего используется как синоним терминов «субъект» или участник правоотношений. «Слово „субъект“ в применении к юридическому отношению, — писал Г. Ф. Шершеневич, — употребляется в двояком смысле: говоря о субъекте юридического отношения, можно понимать его или с активной стороны, как носителя права, или с пассивной стороны, как носителя обязанности». Применительно к субъектам конституционного правового института обращений это означает, что субъектами активного права выступают лица, правомочные обращаться в органы государственной и местной власти, а пассивного — органы и лица, обязанные их принять и рассмотреть по существу.

Некоторые авторы, в частности Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин, С. А. Пяткина, рассматривая право на обращения в качестве политического права, к субъектам данного права относят только граждан РФ. Они основное отличие политических прав и свобод от личных прав и свобод видят в том, что если личные права и свободы принадлежат каждому человеку, независимо от обладания граждан-

ством РФ, то «политические права и свободы (ст. 30-33 Конституции РФ) связаны с обладанием гражданства государства». Аналогичной точки зрения придерживаются Д. Б. Катков и Е. В. Корчиго.

Ю. А. Дмитриев, Ю. Н. Алистратов, М. А. Миронов, Н. Ю. Хаманева, К. А. Эк-штайн и др. к числу лиц, правомочных подавать обращения в органы власти, относят иностранных граждан и лиц без гражданства. Данная точка зрения, по нашему мнению, более справедлива по следующей причине: среди основ конституционного строя действует правило о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации (ч. 4 ст. 15), имеют прямое действие и не требуют механизма имплементации. Поскольку институт обращений является способом выражения свободы мнения, а также средством защиты человеком своих прав, свобод и законных интересов, а Всеобщая декларация прав человека и Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод признают данные права неотъемлемыми и присущими каждому физическому лицу, поэтому субъектами института обращений являются не только граждане РФ, но и иностранные граждане и апатриды. В силу этого, как нам представляется, ст. 33 Конституции РФ следует трактовать расширительно, тем более это подтверждается содержанием Федеральным законом от 02.05.2006 г. № 59, который устанавливает рассмотрение органами власти обращений, поданных иностранными гражданами и лицами без гражданства, за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами (ст. 1). Тем не менее субъектами института обращений в органы государственной и местной власти признаются иностранные граждане, лица без гражданства только в части, не связанной с его использованием как способа участия в управлении делами государства, поскольку последнее традиционно и общепризнанно относится к правомочиям граждан конкретного государства.

Более того, специфика субъектов института обращений состоит в том, что для них не устанавливается определенный ценз (ограничения), например достижение определенного возраста и наличие дееспособности. Так, С. А. Пяткина полагает, что возраст граждан не может влиять на реализацию права на обращения, и несовершеннолетние также имеют право на обращения [11, с. 251]. Руководствуясь наличием конституционного принципа равенства, отдельные авторы делают вывод о том, что осуществление права на обращения не зависит от возраста [4, с. 267]. Например, Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 24) закрепляет за каждым ребенком право на защиту, именно таким является право обращения в органы власти [6, с. 30-31].

Кроме того, данное право не подлежит ограничению и по психическому здоровью человека. Согласно ст. 5 Закона РФ № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» лица, страдающие психическими расстройствами, обладают всеми правами и свободами граждан, предусмотренными Конституцией и иным законодательством РФ, ограничение прав и свобод лиц, страдающих психическими заболеваниями только на основании психиатрического диагноза, не допускается [2]. Поэтому следует полагать, что было бы не справедливым не признавать их субъектами института обращений в различные органы власти.

Косвенно на такую возможность указывает и отсутствие в ФЗ от 02.05.2006 г. № 59 оснований для оставления обращений без рассмотрения, если оно исходит от недееспособного лица, что связано с невозможностью установить дееспособность лица работниками органов власти, но, с нашей точки зрения, представляется возможным ограничивать право на обращения недееспособным лицам, при

наличии копии документа о психическом заболевании лица, при условии, что обращение лишено смысла, в таком случае с ним необходимо поступать по аналогии с ч. 5 ст. 11 ФЗ от 02.05.2006 г. № 59, предусматривающей прекращение переписки по повторным обращениям. Акцентируем внимание на том, что право на обращения у несовершеннолетнего и недееспособного лица имеется в части правомочий по защите (восстановлению) своих, а также других лиц, прав, свобод и законных интересов. В части же правомочий на участие в управлении делами государства такие лица не наделяются в силу ограничений, предусмотренных федеральным законодательством1.

Несмотря на то, что ФЗ от 02.05.2006 г. № 59 не содержит нормы, допускающей реализацию субъектами института обращений через представителей, в науке встречаются более прогрессивные взгляды на решение данного вопроса. Так, А. А. Дворак предлагает признавать за субъектами института обращений возможность действовать через представителя (законного или на основании доверенности). С этим нельзя не согласиться в силу содержания ч. 1 ст. 48, закрепляющей право каждого на «получение юридической квалифицированной помощи», а также действующим законодательством и подзаконными нормативно-правовыми актами, именно в силу указанного автор и предлагает внести дополнение в ст. 5 «Права гражданина при рассмотрении обращения» ФЗ от 02.05.2006 г. № 59, следующего содержания «гражданин реализует право на обращения не только лично, но и через представителя на основе полномочия, подкрепленного доверенностью или закрепленного законом».

Институт обращений в органы власти не следует ограничивать только лишь физическими лицами, что следует из содержания ФЗ от 02.05.2006 г. № 59. С. А. Пяткина подчеркивает, что обращаться в органы государственной и местной власти могут и трудовые коллективы, организации граждан по партийному признаку, по месту жительства и т. д., Н. Ю. Хаманева полагает, что «право на обращения имеют не только граждане Российской Федерации, но и общественные организации, например творческие союзы, а также учреждения, предприятия и их должностные лица», А. П. Любимов, С. В. Васильева признают субъектами института обращений юридические лица.

Автор считает возможным разделить представленные мнения, тем более что они не противоречат содержанию ст. 33 Конституции РФ, закрепляющей возможность коллективного обращения, т. е. исходящего от коллективных образований, которыми, в частности, являются организации. Конституционный суд РФ также неоднократно выражал правовую позицию о том, что право на обращения в государственные органы имеют не только граждане, но и юридические лица (Определение от 22 апреля 2004 г. № 213 по жалобе общественного благотворительного учреждения «Институт общественных проблем „Единая Европа“» на нарушение конституционных прав и свобод ст. 255 и 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 2 и 5 Закона Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»). Согласно п. 11.5 Типового регламента взаимодействия федеральных

1 Статья 5 Федерального конституционного закона от 28.06.2004 г. № 5 «О референдуме Российской Федерации» предусматривает ограничение права на участие в референдуме лиц, не достигших 18 лет, а также лица, признанного судом недееспособным [10], а ст. 4 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливает: «не имеют права избирать, быть избранными, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, а также гражданин РФ, не достигший возраста 18 лет» [9].

органов исполнительной власти, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 19 января 2005 г. № 30, федеральный орган исполнительной власти в пределах своей компетенции обеспечивает рассмотрение обращений граждан и организаций, поступивших непосредственно в его адрес, принятых при личном приеме или направленных ему иными федеральными органами государственной власти и должностными лицами.

Указанное выше наделяет автора правом утверждать о наличии юридической и фактической возможности организаций как в форме юридического лица, так и без образования юридического лица (общественные объединения), быть признанными субъектами института обращений в органы государственной и местной власти для защиты и реализации как прав своих членов, так и самостоятельных правомочий юридического лица, но при этом следует подчеркнуть, что ФЗ от 02.05.2006 г. № 59 не предусматривает регламентацию порядка подачи и рассмотрения обращений, исходящих от коллективных образований (в том числе и от организаций), что в значительной степени снижает возможность активного влияния гражданского общества на органы государственной и местной власти и обеспечение баланса интересов между обществом и государством.

Следует отметить, что субъектом института обращений, рассматриваемых правоотношений, возникающих с момента его подключения, следует считать не только обращающегося, но и адресата обращения. Адресат обращений — это те субъекты, которые обязаны принять, рассмотреть и ответить на обращение в форме и срок, установленный законом. Согласно Конституции РФ и ст. 2 ФЗ от 02.05.2006 г. № 59 в качестве адресата признаются только органы государственной власти, органы местного самоуправления и должностные лица, в то время как ранее действовавшее законодательство признавало в качестве таких адресатов общественные органы, предприятия и организации, их руководителей и других должностных лиц (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан») [8, ст. 1]. Вопрос о включении в круг субъектов, кроме органов государственной и местной власти иных субъектов (общественных организаций, учреждений, предприятий), является спорным и решается в научной литературе и нормативной практике неоднозначно. В настоящее время в литературе встречается мнение о необходимости признания таких субъектов в качестве адресатов [7; 11, с. 14]. Автор полагает, что субъектами института обращений в органы власти, естественно, могут быть только уполномоченные органы государственной и местной власти, т. е. государственные органы, органы местного самоуправления и их должностные лица.

В ФЗ от 02.05.2006 г. № 59 представлено определение только должностного лица, в соответствии с п. 5 ст. 4 закона, под которым понимается «лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти, либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления». Итак, под адресатом — субъектом института обращений следует понимать государственный орган, орган местного самоуправления и должностное лицо.

Исследование сущности и содержания института обращений граждан в различные органы власти позволяет раскрыть понятие и его наиболее существенные признаки. Федеральный закон от 02.05.2006 г. № 59 не содержит в себе определения права на обращения, тем более института обращений, в ст. 2 закона лишь повторяется формулировка ст. 33 Конституции РФ: «граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения

в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам».

В научной литературе учеными-конституционалистами предпринимались попытки дать определение праву на обращения в органы публичной власти. Так, М. В. Карасева полагает, что право на обращения в органы публичной власти — это конституционное право, предполагающее обращения гражданина или коллектива граждан к компетентным органам в целях защиты (восстановления) лично его (их) нарушенных прав и законных интересов и выражающее волю всего советского народа, социальную свободу, а также общественное отношение по участию в управлении государственными и общественными делами, как наиболее существенное коренное отношение между государством и гражданином. По мнению А. А. Дворака и А. П. Любимова, «право на обращения — это право граждан (иностранных граждан и лиц без гражданства) обращаться в письменной или устной форме с предложением, заявлением, ходатайством, а также с жалобой, которые адресуются органам, в чью компетенцию входит решение этих вопросов».

Более убедительным следует признать научное определение права на обращения, предложенное С. А. Широбоковым. По его мнению, обращение — это волеизъявление индивида, выражающееся в конкретных действиях, имеющих письменную или устную форму, соответствующую правилам, закрепленным в нормативно-правовых актах, направляемое в органы государства или органы местного самоуправления, в видах, необходимых для того, чтобы реализовать, предоставить, защитить или восстановить права и свободы.

Как нам представляется, вышеприведенные определения имеют свои недостатки. А. А. Дворак и А. П. Любимов к числу субъектов права на обращения не относят организации и раскрывают его путем перечисления видов обращений, определение С. А. Широбокова слишком сложно и тяжело для восприятия и запоминания. Перед автором стоит задача сформулировать такое определение целому правовому институту обращения граждан в органы государственной и местной власти, которое отвечало бы действующему законодательству, отвечало бы своему предназначению и находилось бы в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

В силу указанного считаем обоснованным представить следующее определение: институт обращений граждан в органы государственной и местной власти представляет собой самостоятельный комплексный правовой институт, регламентированный национальным и международным правозащитным законодательством, на основе которого закрепляется право человека и гражданина, их объединений непосредственно или через представителей обращаться в устной или письменной форме, индивидуально или коллективно в государственные органы и органы местного самоуправления в целях обеспечения реализации и защиты (восстановления) своих прав, свобод и законных интересов, прав, свобод и законных интересов других лиц и участия в управлении делами государства.

В представленном определении усматриваются следующие основные признаки института обращений граждан в государственные органы и органы местного самоуправления:

а) конституционно-правовая закрепленность права граждан на обращения, означающая, согласно содержанию в ч. 2 ст. 17, ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, что такое право принадлежит человеку и гражданину от рождения и они не вправе быть лишены его каким-либо государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом, причем ни

при каких обстоятельствах, кроме ограничений, установленных на основании и в порядке, предусмотренном законом (например, ограничения на повторные обращения или при злоупотреблении правом на обращения, обращения несовершеннолетних и недееспособных лиц). То есть это право является неотъемлемым, но не абсолютным — не подлежащим ограничению ни при каких обстоятельствах.

На необходимость закрепления неотъемлемости права на обращения в органы власти указывают В. С. Нерсесянц, А. В. Стремоухов, Е. А. Лукашева, В. А. Кар-ташкин, Ю. Н. Алистратов и др. Именно конституционно-правовое закрепление неотъемлемости права на обращения в органы власти позволяет субъектами института обращений признать несовершеннолетних и недееспособных лиц, поскольку возраст и психическое здоровье человека не являются основанием лишения человека его прав и свобод, в то же время это не означает, что оно не может ограничиваться при наличии определенных обстоятельств (примеры чему приводились ранее);

б) институт обращений приводится в действие на основе устного либо письменного обращения в процессе участия в приеме должностным лицом органа власти, либо посредством направления в соответствующий орган, его должностному лицу письменного предложения, заявления, жалобы или петиции. Институт обращений, являясь одним из способов выражения свободы мнений, в любом случае используется для разрешения конкретного вопроса, в силу чего носит конкретную правовую форму (предложение, заявление, жалобу, петицию). Выражение мнения в общей форме не вправе относить к институту обращений;

в) институт обращений включается в действие индивидуальными и коллективными обращениями и свидетельствует о том, что его субъекты могут реализовать свои правомочия самостоятельно либо объединившись с другими субъектами в коллективное образование, которое может быть оформленным в виде юридического лица, или не оформленным, объединение граждан;

г) институт обращений предназначен для обеспечения реализации и защиты человеком и гражданином своих прав, свобод и законных интересов, прав, свобод и законных интересов других лиц и предоставления возможности участвовать в управлении делами государства. Институт обращений — важнейший и доступный способ обеспечения реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина, их участия в управлении делами государства; получения информации и иных доступных, легитимных благ материального и духовного характера;

д) институт обращений имеет свои объекты, т. е. охраняемые законодательным образом ценности материального и морального характера, которыми его субъекты наделены или от рождения либо приобрели на законных началах посредством вступления в различные виды правоотношений;

е) институт обращений граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления имеет свою правовую базу, которую составляет национальное законодательство (федерального уровня, уровня субъектов федерации и местного уровня), где представлены конституционное, муниципальное, административное, гражданское, уголовное, семейное, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное отрасли права, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры, соглашения Российской Федерации;

ж) институт обращений наделен своим специфическим механизмом правового регулирования, в который входят правовые методы (убеждение, при-

нуждение, обжалование, контроль и надзор), средства (административное расследование, применение мер юридической ответственности, возбуждение уголовных дел), способы (административно-правовой, гражданско-правовой, уголовно-правовой, конституционно-правовой, муниципально-правовой и международно-правовой);

з) функционирование института обращений граждан в различные органы власти предполагает также специфическое правоотношение, представляющее собой ту часть общественных отношений, урегулированных законодательством, которые возникают между его субъектами по поводу подачи, приема, рассмотрения и разрешения вопросов, содержащихся в обращениях граждан, их коллективов либо организаций.

Осуществленный сравнительно-правовой анализ содержания конституционно-правового института обращений граждан в органы власти позволяет сделать следующие выводы. Сущность института обращений в органы власти заключается в комплексном характере и выражается в том, что граждане на его основе вправе участвовать в управлении делами государства, реализовывать и защищать свои права, свободы и законные интересы, использовать в качестве канала обратной информационной связи с государством, его органами и организациями, а также в целях взаимопроникающей и взаимообусловленной связи с другими конституционными правами в качестве способа их реализации.

литература

1. Вишняк М. В. Личность в праве. Петроград, 1917.

2. Закон от 02.07.1992 г. № 3185-1 (ред. от 22.08.2004 г.) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» // Ведомости СНД и ВС РФ от 20.08.1992 г. № 33. Ст. 1913.

3. Малько А. В. Теория государства и права: учебник. М., 2004. 431 с.

4. Мархгейм М. В., Смоленский М. Б., Яценко И. С. Конституционное право Российской Федерации: учебник. СПб., 2003. 464 с.

5. Матузов Н. И. Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2004. 512 с.

6. Международный пакт о гражданских и политических правах (принят 16.12.1966 г., вступил в силу 23.03.1976 г., ратифицирован Указом Президиума ВС СССР от 18.09.1973 г. № 4812-У1П), ст. 24 // Международная защита прав и свобод человека. Сб. документов. М., 1991.

7. Смушкин А. Б. Комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 г. № 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации» (постатейный) // СПС «Консультант+».

8. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» в редакции Указа Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1980 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1988. № 6. Ст. 94.

9. Федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 17.06.2002 г. № 24. Ст. 2253.

10. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 г. № 5 «О референдуме Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 05.07.2004 г. № 27. Ст. 2710.

11. Хаманева Н. Ю. Комментарий к Конституции РФ / под ред. Б. Н. Топорнина. М., 1999. 432 с.

12. Югов А. А. Право власти: понятие и содержание // Конституционные основы организации и функционирования институтов публичной власти в Российской Федерации: материалы Всеросс. науч.-практич. конф. Екатеринбург, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.