Научная статья на тему 'Порядок государственного контроля и надзора за аудиторской деятельностью в Российской Федерации'

Порядок государственного контроля и надзора за аудиторской деятельностью в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1092
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет и статистика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АУДИТОР / АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ПРОВЕРКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ФИНАНСОВЫЙ НАДЗОР / AUDITOR''S ACTIVITIES / AUDITOR / STATE CONTROL / VERIFICATION ACTIVITIES / SELF-REGULATORY ORGANIZATION / FINANCIAL SUPERVISION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Богров Е. Г.

Статья описывает актуальные на сегодняшний день вопросы контроля и надзора за аудиторской деятельностью в Российской Федерации. В статье рассматриваются такие аспекты проблемы контроля, как: необходимость внесения дополнений в нормативные акты, регулирующие контроль за аудиторской деятельностью. Далее последовательно охарактеризованы функции органов, контролирующих аудиторскую деятельность, проведен анализ действий этих органов и сформулированы предложения по улучшению взаимосвязи проведения контрольных процедур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the current issues of control and supervision the auditing of the Russian Federation. It addresses such issues as the need to control the problem of making amendments to the regulations governing the control of audit activity. The article consistently characterizes functions of agencies, controlling the audit activity. The analysis of the activities of these agencies and proposals to improve the relationship of the control procedures has been made.

Текст научной работы на тему «Порядок государственного контроля и надзора за аудиторской деятельностью в Российской Федерации»

ПОРЯДОК ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА

ЗА АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Богров Е.Г., к.э.н., доцент кафедры «Аудит» ФГБОУ ВПО «РГЭУ (РИНХ)»

Аннотация. Статья описывает актуальные на сегодняшний день вопросы контроля и надзора за аудиторской деятельностью в Российской Федерации. В статье рассматриваются такие аспекты проблемы контроля, как: необходимость внесения дополнений в нормативные акты, регулирующие контроль за аудиторской деятельностью. Далее последовательно охарактеризованы функции органов, контролирующих аудиторскую деятельность, проведен анализ действий этих органов и сформулированы предложения по улучшению взаимосвязи проведения контрольных процедур. Ключевые слова: аудитор, аудиторская деятельность, государственный контроль, проверка деятельности, саморегулируемая организация, финансовый надзор.

Российский аудит в настоящее время находится в стадии реформирования. Одним из основных новшеств закона «Об аудиторской деятельности» № 307-Ф3 является перераспределение функций по регулированию аудиторской деятельности между государством и саморегулируемыми организациями аудиторов. Этим же законом было предусмотрено образование и функционирование саморегулируемых организаций аудиторов - некоммерческих организаций, созданных на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности, а также система контроля за их деятельностью.

В настоящее время действует пять саморегулируемых организаций аудиторов:

- НП «Аудиторская палата России»;

- НП «Институт профессиональных аудиторов»;

- НП «Московская аудиторская палата»;

- НП «Российская коллегия аудиторов»;

- НП «Ассоциация аудиторов «Содружество».

В октябре 2011 г. Бабушкинским районным судом г. Москвы принято решение о ликвидации некоммерческого партнерства «Гильдия аудиторов региональных институтов профессиональных бухгалтеров» и исключении ее

из реестра саморегулируемых организаций. В соответствии со ст. 18 Федерального закона №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» при

исключении сведений о саморегулируемой организации аудиторов из государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов членство в саморегулируемой организации аудиторов считается прекращенным с даты исключения этих аудиторских организаций, аудитора уполномоченным федеральным органом (Минфином России) из контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов. В соответствии с рекомендациями Минфина России, аудиторам было предоставлено 60 дней для перехода в другие саморегулируемые организации аудиторов. На сегодняшний день процесс перехода аудиторов из НП «Гильдия аудиторов региональных институтов профессиональных бухгалтеров» завершен. Практика показала, что ликвидация одного из СРО привела к уходу из профессии части аудиторов, не пожелавших или неспособных проходить процедуру регистрации и входной контроль качества при переходе в другое СРО.

В настоящее время в России сложилась система контроля и надзора за аудиторской деятельностью, представленная на рисунке 1.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 №1202 «Об утверждении Положения о государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций» государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов осуществляет уполномоченный федеральный орган - Министерство финансов Российской Федерации.

Саморегулируемые аудиторские организации

Аудиторские организации

±

Рис. 1. Система контроля и надзора за аудиторской деятельностью в РФ

Приказом Минфина РФ от 21.09.2011 № 115н был утвержден Административный регламент по исполнению Министерством финансов Российской Федерации государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов. Согласно Регламенту ответственным структурным подразделением за исполнением государственной функции был определен Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности.

Предметом государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов является соблюдение саморегулируемыми организациями аудиторов требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, которые регулируют аудиторскую деятельность.

Государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок.

Плановая проверка саморегулируемой организации аудиторов осуществляется не чаще одного раза в два года в соответствии с планом проверок, утверждаемым уполномоченным федеральным органом.

Основанием для осуществления внеплановой проверки саморегулируемой организации аудиторов может являться поданная в уполномоченный федеральный орган жалоба на действия (бездействие) саморегулируемой организации аудиторов, нарушающие требования законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, которые регулируют аудиторскую деятельность. Указанная жалоба может быть подана в уполномоченный федеральный орган аудиторской организацией, аудитором, а также федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации, другими саморегулируемыми организациями аудиторов, общественными объединениями, иными лицами в случаях, предусмотренных другими федеральными законами. Иные основания для осуществления внеплановой проверки уполномоченным федеральным органом саморегулируемой организации аудиторов устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Порядок назначения и осуществления проверки саморегулируемой организации аудиторов, программа проверки, а также порядок оформления ее результатов устанавливаются Минфином РФ.

Руководитель проверяемой саморегулируемой организации аудиторов вправе обжаловать действия (бездействие) должностных лиц, осуществляющих проверку, руководителю уполномоченного федерального органа в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем совершения действия (бездействия).

В случае выявления нарушений саморегулируемой организацией аудиторов требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, которые регулируют аудиторскую

деятельность, уполномоченный федеральный орган по результатам проверки может применить следующие меры воздействия:

1) вынести предписание, обязывающее саморегулируемую организацию аудиторов устранить выявленные по результатам такой проверки нарушения и устанавливающее сроки устранения таких нарушений;

2) вынести предупреждение в письменной форме о недопустимости нарушения требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, которые регулируют аудиторскую деятельность;

3) вынести решение об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов по основаниям, предусмотренным пунктами 3 - 5 части 5 статьи 21 Федерального закона №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;

4) обратиться в арбитражный суд с заявлением об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов.

Уполномоченный федеральный орган в течение трех рабочих дней со дня, следующего за днем принятия соответствующего решения по результатам проверки саморегулируемой организации аудиторов, обязан сообщить ей в письменной форме о принятом в отношении ее решении. О результатах проведенной проверки саморегулируемой организации аудиторов и о принятом решении уполномоченный федеральный орган обязан проинформировать совет по аудиторской деятельности на его ближайшем заседании.

Саморегулируемая организация аудиторов в течение трех рабочих дней после дня истечения срока, установленного уполномоченным федеральным органом для устранения нарушения, должна проинформировать в письменной форме уполномоченный федеральный орган, а также совет по аудиторской деятельности об устранении выявленных нарушений на его ближайшем заседании.

За последние два года Минфином России проведены проверки во всех СРО аудиторов с целью подтверждения соблюдения саморегулируемой организацией аудиторов требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, которые регулируют аудиторскую деятельность, в части ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций, подтверждения соблюдения требования о ежегодном повышении квалификации аудиторами и обеспечения дополнительной имущественной ответственности. По результатам проведенных проверок во всех СРО обнаружены различные недостатки, в частности:

- несоответствия сведений об аудиторских организациях, аудиторах, вносимых в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов, требованиям к членству в саморегулируемой организации аудиторов;

- членство в СРО аудиторов, которые не соблюдают установленного требования в отношении прохождения ежегодного обучения по программам повышения квалификации;

- несоответствия данных СРО по подтверждению соблюдения требования о ежегодном повышении квалификации сведениям соответствующего образовательного учреждения об аудиторе, прошедшем курсы повышения квалификации.

Кроме того, выявлены отдельные недостатки в организации внутреннего контроля ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов, подтверждения соблюдения требования о ежегодном повышении квалификации аудиторов, обеспечения дополнительной имущественной ответственности каждого члена СРО перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами.

Основная часть замечаний относится к периоду 2009-2010 годов, когда проходило массовое вступление аудиторов в СРО и Минфином России еще не были до конца отработаны отдельные правила ведения реестра аудиторов

и аудиторских организаций. Следует отметить, что все СРО приняли к сведению замечания Минфина России и устранили выявленные замечания.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 года №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», для контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля была создана Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, которая находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 года №198 «Вопросы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора» одной из основных функций Росфиннадзора является осуществление внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, а также консолидированной отчетности.

В 2012 году Росфиннадзором и его территориальными органами было проведено 115 выездных внешних проверок, из них:

- 113 внешних проверок в рамках исполнения Плана Росфиннадзора на 2012 год;

- 2 внеплановые внешние проверки в связи с поступлением жалобы на действия (бездействие) аудиторской организации.

В отношении 97 аудиторских организаций были приняты меры дисциплинарного воздействия.

По результатам проведенных внешних проверок принято 103 решения о применении мер дисциплинарного воздействия, из них:

- предупреждений аудиторской организации о недопустимости нарушения правил аудиторской деятельности - 87;

- предписаний, обязывающих аудиторские организации устранить выявленные по результатам внешних проверок нарушения правил аудиторской деятельности - 9;

- предписаний в саморегулируемые организации аудиторов о приостановлении членства аудиторской организации - 5;

- предписаний в саморегулируемые организации аудиторов об исключении аудиторской организации из саморегулируемой организации аудиторов - 2.

Должностными лицами Росфиннадзора и его территориальных органов было составлено:

- 8 протоколов об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена статьей 19.4.1 КоАП РФ (по признакам уклонения аудиторских организаций от проведения внешних проверок);

- 1 протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 19.5 КоАП РФ (за невыполнение в законный срок предписания, обязывающего аудиторскую организацию устранить выявленные по результатам внешней проверки нарушения правил аудиторской деятельности).

В результате вынесенных постановлений о наложении административного штрафа в доход федерального бюджета поступило 45 тыс. рублей.

20 аудиторских организаций, включенных в План Росфиннадзора на 2012 год, прекратили свое членство в саморегулируемой организации аудиторов.

В плане проверок на 2013 год, размещенном на официальном сайте представлено Росфиннадзора www.rosfinnadzor.ru) 305 организаций, в том

числе: 198 - микропредприятия, 100 - малые предприятия; 7 - крупные организации.

В деятельности контролирующих органов в настоящее время существует целый ряд проблем, таких, как: отсутствие специалистов, владеющих пониманием специфики аудиторской деятельности; отсутствие методических рекомендаций и регламентов проверки; дублирование ряда функций между контролирующими органами.

При проведении проверок Рофиннадзором в 2012 году отсутствовала принятая на законодательном уровне методика проведения проверок. 05.04.2012 года утверждены указания по организации планирования Росфиннадзором и ее территориальными органами внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, и только 29.06.2012 года приказом Минфина утвержден «Административный регламент исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций», который содержит перечень типовых вопросов программы внешней проверки качества работы аудиторских организаций. В соответствии с письмом Минюста России от 19.11.2012г. №01/93861-ЮЛ данный регламент был возвращен без регистрации. В декабре 2012 г. Минфин опубликовал проект нового регламента, который был утвержден приказом Минфина РФ от 11.01.2013г. и зарегистрирован Минюстом 10.06.2013 г.

К основным типичным ошибкам, выявленным в ходе проверок Росфиннадзором, можно отнести:

- несоблюдение обязанности уведомлять СРО обо всех изменениях, содержащихся в реестре аудиторов и аудиторских организаций;

- нарушение требований к членству в СРО;

- несоблюдение аудитором обязанности проходить обучение по программам повышения квалификации;

- игнорирование или ошибочное толкование требований стандартов аудиторской деятельности.

Представляется возможным рекомендовать саморегулируемым организациям провести доскональный анализ проверок и замечаний Росфиннадзора для разработки рекомендаций членам СРО аудиторов по приведению в соответствие документации, подпадающей под проверку в соответствии с программой проверки, утвержденной Приказом Минфина России от 11.01.2013г. №3н.

Также нужно обратить внимание на необходимость внесения в «Административный регламент исполнения федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных федеральным законом «Об аудиторской деятельности» требований о соответствии компетенции инспекторов Росфиннадзора, проводящих проверки внешнего контроля качества аудита в аудиторских организациях. Например, при осуществлении проверки в рамках внешнего контроля качества работы аудиторских организаций инспектор должен обладать необходимыми профессиональными знаниями в области аудиторской деятельности, бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности и навыками проведения внешних проверок. В связи с постоянными изменениями, происходящими в российском законодательстве, и в частности, законодательстве, посвященном аудиторской деятельности, можно рекомендовать ввести в Административный регламент требование о ежегодном повышении квалификации инспектора Росфиннадзора (по аналогии с аудиторами) по областям знаний: аудиторской деятельности и бухгалтерскому учету.

Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод о создании и начале активного функционирования системы контроля за аудиторской деятельностью в Российской Федерации, позволяющей вытеснить в рынка аудиторских услуг организации, предоставляющие некачественные аудиторские услуги.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности».

2. Федеральный закон от 01 декабря 2007 г. № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях».

3. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

4. Постановление Правительства РФ от 22.11.2012 № 1202 «Об утверждении Положения о государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций».

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2004 года №198 «Вопросы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора».

6. Приказ Минфина России от 21 сентября 2011 г. № 115н «Об утверждении административного регламента по исполнению Министерством финансов Российской Федерации государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов».

7. Приказ Минфина России от 11 января 2013 г. № 3н «Об утверждении административного регламента исполнения федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных федеральным законом «Об аудиторской деятельности».

8. Приказ Росфиннадзора от 05 апреля 2012 №161 «Об утверждении Указаний по организации планирования Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и ее территориальными органами внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

E-mail: bogrov@rsue.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.