Научная статья на тему 'Порядок формирования и отражения в учете уставного фонда федеральных государственных унитарных предприятий Федеральной службы исполнения наказаний России'

Порядок формирования и отражения в учете уставного фонда федеральных государственных унитарных предприятий Федеральной службы исполнения наказаний России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
790
430
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАПИТАЛ / ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УСТАВНОЙ ФОНД / ФГУП ФСИН РОССИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузьмина И.А.

В статье рассмотрен порядок формирования и отражения в учете уставного фонда федеральных государственных унитарных предприятий Федеральной службы исполнения наказаний России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кузьмина И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Порядок формирования и отражения в учете уставного фонда федеральных государственных унитарных предприятий Федеральной службы исполнения наказаний России»

порядок формирования и отражения

В УЧЕТЕ УСТАВНОГО фОНДА федеральных ГОСУДАРСТВЕННЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

федеральной службы

ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ

и. а. Кузьмина,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа, финансов и налогообложения Академия Федеральной службы исполнения наказаний России

Капитал является главной экономической базой создания и развития любой коммерческой организации, экономическим ресурсом, необходимым для осуществления финансово-хозяйственной деятельности предприятия, в том числе федеральных государственных унитарных предприятий Федеральной службы исполнения наказаний (ФГУП ФСИН России).

В составе собственного капитала первостепенное значение отводится уставному капиталу. Уставный капитал представляет собой стартовый капитал, который вносится при создании организации его учредителями (участниками) для обеспечения первоначальной производственной деятельности организации с целью получения в дальнейшем прибыли от этой деятельности.

В соответствии с действующим законодательством РФ и в зависимости от организационно-правовой формы организации уставный капитал может иметь форму:

— складочного капитала — в полном товариществе и товариществе на вере;

— паевого фонда — в производственных кооперативах;

— уставного фонда — в государственных и муниципальных унитарных предприятиях;

— уставного капитала — в акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью.

В ведомственном подчинении Федеральной службы исполнения наказаний находятся 35 федеральных государственных унитарных предприятий. Целью и предметом деятельности таких предприятий являются:

— обеспечение деятельности и развитие материальной и социальной сферы Федеральной службы исполнения наказаний;

— получение прибыли;

— осуществление деятельности по оптовым поставкам сельскохозяйственной, промышленной продукции и продуктов питания, медицинского оборудования;

— развитие строительной индустрии, строительство и ремонт объектов ФСИН России.

Деятельность ФГУП ФСИН России начинается с формирования собственного капитала. В соответствии со ст. 113 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

Федеральные государственные унитарные предприятия ФСИН России являются коммерческими организациями, входящими в состав уголовно-исполнительной системы (УИС). Полномочия собственника имущества осуществляются ФСИН России в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с Федеральным законом от 14.11.2002 N° 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон № 161-ФЗ) имущество унитарного предприятия находится в федеральной собственности, принадлежит ему на праве хозяйственного ведения, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками ФГУП.

В начале создания ФГУП ФСИН России формируется первоначальный (уставный) фонд. В дальнейшем в процессе осуществления деятельности предприятия могут создавать:

— добавочный фонд (в результате переоценки основных средств);

— резервный фонд;

— прочие фонды потребления и развития (за счет отчислений от прибыли).

Также в результате своей деятельности предприятие формирует финансовый результат — прибыль или убыток. Совокупность данных элементов и образует собственный капитал.

Создание государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также казенных предприятий происходит в строго ограниченных случаях, например, в случае необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена или которое необходимо для обеспечения безопасности страны. Собственником имущества ФГУП ФСИН России является Федеральная служба исполнения наказаний.

В соответствии со ст. 20 Закона № 161-ФЗ именно собственник определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности предприятия, утверждает устав предприятия, вносит в него изменения, утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты, показатели экономической эффективности деятельности и контролирует их выполнение, согласовывает прием на работу главного бухгалтера, дает согласие на совершение крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и т. д.

Согласно ст. 11 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» имущество федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы закрепляется за ними на праве полного хозяйственного ведения либо передается им в оперативное управление федеральным органом уголовно-исполнительной системы.

Устав унитарного предприятия помимо общих для всех юридических лиц сведений, указанных в п. 2 ст. 52 ГК РФ, должен содержать сведения о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования, за исключением казенных предприятий, а также о создании иных фондов предприятия.

Уставный фонд — это минимальный размер имущества унитарного предприятия, который гарантирует исполнение обязательств предприятия перед контрагентами. Цель формирования уставного фонда государственного предприятия — гарантировать интересы кредиторов, однако формирование уставного фонда имеет принципиальное значение для правоспособности государственного предприятия, поскольку только после завершения формирования уставного фонда государственное предприятие обретает правоспособность в полном объеме и вправе выступать в качестве полноценного субъекта гражданско-правовых отношений в деловом обороте.

По своим обязательствам унитарное предприятие отвечает всем принадлежащим ему имуществом, вплоть до банкротства. Из этой нормы следует и то, что при создании унитарного предприятия величина уставного фонда не должна совпадать с размером всех активов предприятия, а должна быть несколько меньше.

Размер уставного фонда унитарного предприятия должен быть не менее величины, определенной в Законе № 161-ФЗ. Размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем пять тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации государственного предприятия, т. е. не менее 500 тыс. руб.

Уставный фонд ФГУП должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия.

Уставный фонд считается сформированным с момента зачисления соответствующих денежных сумм на открываемый в этих целях банковский счет и (или) передачи в установленном порядке государственному или муниципальному предприятию иного имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения, в полном объеме.

В соответствии с п. 2 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н, полученные от учредителей

(участников) организации вклады в уставный капитал не признаются доходами организации.

Для целей бухгалтерского учета стоимость имущества, нематериальных активов и имущественных прав, внесенных в счет вклада в уставный капитал организации, определяется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством РФ. При этом следует иметь в виду, что при согласованной стоимости вносимого имущества, превышающей 200 минимальных размеров оплаты труда, обязательно привлечение независимого оценщика.

В случае внесения в уставный капитал неденежных вкладов участники общества и независимый оценщик в течение трех лет с момента государственной регистрации или соответствующих изменений в уставе солидарно несут при недостаточности имущества общества субсидиарную ответственность по его обязательствам в размере завышения стоимости неденежных вкладов.

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным приказом Минфина России от 31.10.2000 N° 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению», для учета всех видов расчетов с учредителем (ФСИН России) по имуществу, передаваемому на баланс на праве хозяйственного ведения ФГУП ФСИН России, и распределению доходов, следует использовать сч. 75 «Расчеты с учредителями», к которому могут быть открыты следующие субсчета:

• 75.1 «Расчеты по выделенному имуществу»;

• 75.2 «Расчеты по выплате доходов».

Учет и обобщение информации о состоянии и движении уставного фонда ведутся на пассивном сч. 80 «Уставный капитал».

Порядок регистрации юридических лиц при их создании и порядок регистрации изменений, вносимых в учредительные документы организаций, регламентируются Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В бухгалтерском учете ФГУП ФСИН России записи по сч. 80 «Уставный фонд» производятся только в соответствии с учредительными документами, а именно с уставом.

После государственной регистрации уставный фонд ФГУП ФСИН России формируется в сумме дебиторской задолженности учредителя (ФСИН

России) на общую величину уставного фонда, объявленного в уставе:

Д-т сч. 75.1 «Расчеты по выделенному имуществу» К-т сч. 80 «Уставный фонд» — сформирован уставный фонд ФГУП на основании учредительных документов;

Д-т сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы» К-т сч. 75.1 «Расчеты по выделенному имуществу» — учредитель (ФСИН России) передал на баланс ФГУП основные средства в счет вклада в уставный фонд;

Д-т сч. 01 «Основные средства» К-т сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы» — объект основных средств принят к учету;

Д-т сч. 10 «Материалы» К-т сч. 75.1 «Расчеты по выделенному имуществу» — учредитель передал на баланс ФГУП материальные ценности в счет вклада в уставный фонд;

Д-т сч. 50 «Касса», 51 «Расчетные счета» К-т сч. 75.1 «Расчеты по выделенному имуществу» —учредитель передал на баланс ФГУП денежные средства в счет вклада в уставный фонд.

Если же основные средства передаются в хозяйственное ведение ФГУП от собственника имущества сверх сформированного уставного фонда, то такие операции следует отражать следующими бухгалтерскими записями:

Д-т сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы» К-т сч. 75.1 «Расчеты по выделенному имуществу» — получены основные средства от учредителя сверх сформированного уставного фонда;

Д-т сч. 01 «Основные средства» К-т сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы» — объект основных средств принят к учету;

Д-т сч. 75.1 «Расчеты по выделенному имуществу» К-т сч. 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» — стоимость имущества отнесена на увеличение нераспределенной прибыли.

Налоговым кодексом РФ (НК РФ) установлено, что стоимость вкладов (денежных средств, имущества, нематериальных активов и т. д.), поступающих от учредителей (участников) в счет вклада в уставный капитал организации, не признается доходом организации и не облагается налогом на прибыль организаций и налогом на добавленную стоимость (НДС).

В соответствии с п. 3 ст. 39 НК РФ передача имущества и нематериальных активов в уставный капитал других организаций не признается его реализацией. Поэтому в соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ указанные вклады в уставный капитал НДС не облагаются.

Увеличение уставного фонда допускается только после его формирования в полном объеме.

Увеличение уставного фонда может осуществляться за счет дополнительно передаваемого собственником имущества, а также доходов, полученных в результате деятельности предприятия.

Увеличение уставного фонда за счет дополнительно передаваемого собственником имущества отражается в учете аналогично формированию уставного фонда в момент регистрации предприятия.

Решение об увеличении уставного фонда может быть принято собственником его имущества только на основании данных утвержденной годовой бухгалтерской отчетности предприятия за истекший финансовый год.

Если уставный фонд увеличивается за счет чистой прибыли предприятия, в учете следует сделать запись: Д-т сч. 84 «Нераспределенная прибыль» К-т сч. 80 «Уставный фонд».

Размер уставного фонда государственного или муниципального предприятия с учетом размера его резервного фонда не может превышать стоимости чистых активов такого предприятия. Одновременно с принятием решения об увеличении уставного фонда собственник имущества принимает решение о внесении соответствующих изменений в устав предприятия.

Если по окончании финансового года стоимость чистых активов государственного (муниципального) предприятия окажется меньше размера его уставного фонда, собственник имущества такого предприятия обязан принять решение об уменьшении размера уставного фонда государственного (муниципального) предприятия до размера, не превышающего стоимости его чистых активов.

Отдельного порядка расчета величины стоимости чистых активов для ФГУП ФСИН России не предусмотрено, поэтому следует руководствоваться порядком оценки стоимости чистых активов акционерных обществ, утвержденным приказом Минфина России от 29.01.2003 № 10н, ФКЦБ РФ № 03-6/пз «Об утверждении порядка оценки стоимости чистых активов акционерных обществ» и Федеральным законом от 18.07.2011 № 228-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пересмотра способов защиты прав кредиторов при уменьшении уставного капитала, изменения требований к хозяйственным обществам в случае несоответствия уставного капитала стоимости чистых активов».

Расчет стоимости чистых активов может производиться следующим образом:

Чистые активы = Разделы 1 и 2Бухгалтерского баланса + Разделы 4 и 5Бухгалтерского баланса + Доходы будущих периодов — Задолженность по взносам в уставный фонд или

Чистые активы = Раздел 3 Бухгалтерского баланса + Доходы будущих периодов — Задолженность по взносам в уставный фонд.

Уставный фонд государственного предприятия не может быть уменьшен, если в результате такого уменьшения его размер станет меньше определенного в соответствии с федеральным законом минимального размера уставного фонда (500 тыс. руб.).

Если стоимость чистых активов меньше уставного фонда, то собственник имущества такого предприятия обязан принять решение об уменьшении размера уставного фонда до размера, не превышающего стоимости его чистых активов, и зарегистрировать эти изменения в установленном законом порядке.

Уменьшение уставного фонда унитарного предприятия осуществляется в установленном законодательством порядке на основании решения собственника имущества. Уменьшение уставного фонда унитарного предприятия может быть произведено за счет изъятия имущества. Уменьшение уставного фонда унитарного предприятия производится органом, принявшим решение об его создании.

Уменьшение величины уставного фонда отражается по дебету сч. 80 «Уставный фонд»:

Д-т сч. 80 «Уставный фонд» К-т сч. 75.1 «Расчеты по выделенному имуществу» — уменьшен уставный фонд ФГУП на основании решения собственника имущества;

Д-т сч. 75.1 «Расчеты по выделенному имуществу» К-т сч. 01 «Основные средства», 10 «Материалы» и др. — отражено изъятие имущества у ФГУП.

Все операции по выбытию объектов основных средств производятся по согласованию с ФСИН России на основании приказа ФСИН России от 12.04.2012 № 196 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 834 «Об особенностях списания федерального имущества» (вместе с «Порядком согласования ФСИН России решения о списании федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за учреждениями, непосредственно подчиненными ФСИН России, федеральными государственными унитарными предприятиями уголовно-исполни-

тельной системы, территориальными органами ФСИН России и подведомственными им учреждениями уголовно-исполнительной системы»).

Изъятие имущества, полученного сверх суммы установленного уставного фонда унитарного предприятия, оформляется следующими проводками:

Д-т сч. 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств» К-т сч. 01 «Основные средства» — списана первоначальная стоимость основного средства;

Д-т сч. 02 «Амортизация основных средств» К-т сч. 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств» — списана сумма накопленной амортизации по выбывающему объекту;

К-т сч. 75.1 «Расчеты по выделенному имуществу» К-т сч. 01 «Основные средства» субсчет «Выбытие основных средств» — списана остаточная стоимость переданного собственнику имущества;

Д-т сч. 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» К-т сч. 75.1 «Расчеты по выделенному имуществу» — отражено уменьшение капитала ФГУП на стоимость переданного имущества.

Передача имущества ФГУП в пользу собственника вне зависимости от оснований приобретения указанного имущества НДС не облагается.

Если в течение трех месяцев стоимость чистых активов не будет восстановлена до минимального размера уставного фонда, то собственник имущества государственного предприятия должен принять решение о ликвидации или реорганизации такого предприятия.

Если собственник имущества в течение шести календарных месяцев после окончания финансового года не принимает решения об уменьшении уставного фонда, о восстановлении размера чистых активов до минимального размера уставного фонда, о ликвидации или реорганизации государственного или муниципального предприятия, кредиторы вправе потребовать от предприятия прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения причиненных им убытков.

В течение 30 дней с даты принятия решения об уменьшении своего уставного фонда предприятие обязано в письменной форме уведомить всех известных ему кредиторов об уменьшении своего уставного фонда и о его новом размере, а также опубликовать в органе печати, сообщение о принятом решении.

При этом кредиторы вправе в течение 30 дней с даты направления им уведомления о принятом ре-

шении или в течение 30 дней с даты опубликования указанного сообщения потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств государственного или муниципального предприятия и возмещения им убытков.

Государственная регистрация уменьшения уставного фонда осуществляется только при представлении таким предприятием доказательств уведомления об этом кредиторов.

В заключение отметим, что ФГУП ФСИН России в пассиве баланса в разделе «Капитал и резервы» (стр. 1310 «Уставный капитал») показывает величину уставного фонда (сальдо сч. 80 «Уставный капитал»). Сальдо по сч. 80 «Уставный капитал» должно соответствовать размеру уставного фонда, зафиксированному в уставе ФГУП.

Список литературы

1. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

2. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ.

3. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях: Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ.

4. О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 834 «Об особенностях списания федерального имущества» (вместе с «Порядком согласования ФСИН России решения о списании федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за учреждениями, непосредственно подчиненными ФСИН России, федеральными государственными унитарными предприятиями уголовно-исполнительной системы, территориальными органами ФСИН России и подведомственными им учреждениями уголовно-исполнительной системы»): приказ ФСИН России от 12.04.2012 № 196.

5. О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов: Федеральный закон от 03.12.2012 № 216-ФЗ.

6. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н.

7. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99: приказ Минфина России от 06.05.1999 № 32н.

8. Об утверждения Порядка оценки стоимости чистых активов акционерных обществ: приказ Минфина России и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 29.01.2003 № 10н, 03-6/пз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.