Научная статья на тему 'Портреты Н. И. Пирогова в изобразительном искусстве И. Е. Репина (к 130-летию создания «Портрета хирурга Н. И. Пирогова»). . '

Портреты Н. И. Пирогова в изобразительном искусстве И. Е. Репина (к 130-летию создания «Портрета хирурга Н. И. Пирогова»). . Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1149
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Портреты Н. И. Пирогова в изобразительном искусстве И. Е. Репина (к 130-летию создания «Портрета хирурга Н. И. Пирогова»). . »

Истопия хипупгии

ПУ1Умг1П Лгшушпп

© М.Н. Козовенко, 2011

УДК 617(092)Пирогов:347.782(092)Репин

М.Н. Козовенко

ПОРТРЕТЫ Н.И.ПИРОГОВА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ И.Е.РЕПИНА (к 130-летию создания «Портрета хирурга Н.И.Пирогова»)

Национальный медико-хирургический Центр им. Н.И.Пирогова (президент — акад. РАМН Ю.Л. Шевченко), Москва

«Год Н.И.Пирогова» в Российской Федерации (2010), посвященный 200-летнему юбилею со дня рождения «первого хирурга России», привел к оживлению интереса к его жизни и деятельности со стороны отечественных врачей и педагогов, и это — один из главных итогов прошедшего года.

Личность Н.И.Пирогова в истории России столь значима и ярка, что не могла не затронуть творчество представителей изобразительного искусства. И таким человеком оказался великий художник России И.Е.Репин, который исполнил прижизненные изображения «великого старца», на ряду с другими выдающимися произведениями отечественного изобразительного искусства. Теперь они стали узнаваемыми для большего числа россиян, включая и современных художников.

Вспоминается казуистический случай последних лет, свидетелем которого мне пришлось оказаться. В преддверии грядущих событий одному из московских художников был заказан бронзовый бюст Н.И.Пирогова, и этот заказ был выполнен с опережением установленного срока. Мастер лично доставил заказчику собственную работу. Она отдаленно напоминала облик великого хирурга, и многие не узнавали Пирогова, пытаясь угадать, чей портрет увековечил в бронзе современный художник. Но самое поразительное состояло в том, что автор такого портрета не скрывал удивления, когда зашла речь об удивительном творении И.Е.Репина — создателе выдающегося скульптурного портрета Н. И. Пирогова. Он не предполагал, что у него был столь выдающийся предшественник. Поистине: «нет пророка в своем Отечестве». Пророк есть и даже не один, а два — великий Пирогов и великий Репин.

Наука и искусство сосуществуют в границах своего жанра. Их преодоление, конечно же, затруднительно для деятелей с одной и с дру-

гой стороны. И те, и другие не могут избежать ошибок, попадая в несвойственную им область и пользуясь исключительно собственными познаниями. В этом году был случай, когда некий хирург живо рассказывал врачебной аудитории о живописном «Портрете Н.И.Пирогова» работы И. Е.Репина (1881), как о единственном шедевре великого живописца, тогда как многим искусствоведам известны еще два варианта его повторения (1881, 1883).

Более примечательными в «Год Н.И.Пирогова» в Российской Федерации оказались дилетанты, перещеголявшие всех по числу «ляпов», выложенных в интернете. Самым изумительным «ноу-хау» являлось сообщение мистического толка. Здесь указывалось, что несколько именитых россиян, позировавших И.Е.Репину для портрета, умерли, едва художник успел закончить работу. К числу несчастных был отнесен и Н.И.Пирогов, «умерший на следующий день после того, как его портрет был закончен». Для дилетантов отметим, что в жизни Пирогова этот «день» продолжался в течение полугодия (с мая по ноябрь). На оригинале репинского портрета можно видеть надпись автора «24 мая 1881», тогда как земные дни «великого старца» окончились 23 ноября 1881 г.

Очевидно, что в 2011 г. исполнилось 130 лет со времени создания И.Е.Репиным «Портрета хирурга Н.И.Пирогова» (1881), и это обстоятельство — еще один повод, чтобы вернуться к исторической встрече великого хирурга и мыслителя с выдающимся отечественным художником.

В мае 1881 г. Императорский Московский университет (ИМУ) готовился к празднованию 50-летия научной деятельности Н.И.Пирогова, приезд которого на эти торжества ожидался на третьей неделе месяца. В связи с юбилеем Московская городская дума (МГД) приняла постановление

ИЕ.Репин. Приезд Н.И.Пирогова в Москву 22 мая 1881 г. на празднование юбилея. Военно-медицинский музей Министерства обороны РФ (Санкт-Петербург). Холст, масло, 36x58 см. Внизу посередине надпись: «И. Репин 1887-1888».

о выделении «пироговской палаты» в одной из московских больниц и об установке в ней бюста великого хирурга (12 мая). В Москву заблаговременно съезжались представители многих городов России, чтобы приветствовать юбиляра от имени государственных, лечебных, научных, педагогических учреждений и общественных организаций.

Подготовка к предстоящим торжествам всероссийского масштаба не стала секретом для И.Е.Репина, который в том юбилейном году жил и работал в Москве и Подмосковье. 14 мая 1881 г. художник обращается с письмом к московскому меценату П.М.Третьякову с просьбой о содействии его встрече с Н.И.Пироговым. Но кто же мог решить такой вопрос до приезда в Москву самого «великого старца»? Это не удалось ни П.М.Третьякову, ни его брату, С.М. Третьякову, являвшемуся тогда в Москве «городским головой». Поэтому в 13.00 22 мая, когда Пирогов с женой должны были приехать из Киева, на Курском вокзале Москвы в толпе встречающих (на свой страх и риск) оказался и И.Е.Репин. Рассчитывал ли он, что сможет лично получить согласие Пирогова позировать ему или поддался всеобщему порыву этой встречи, выяснить трудно.

Так или иначе, но встречу «первого хирурга России» в Москве художник запечатлел на рисунке, взяв с собой на вокзал альбом и карандаши. Со временем (в 1887-1888 гг.) этот рисунок превратился в живописный этюд под названием «Приезд Н.И .Пирогова в Москву 22 мая 1881 г. на празднование юбилея». На этюде можно видеть железнодорожные вагоны зеленого и красного цвета с голубыми крышами. Они украшены витыми гирляндами из листвы и живых цветов. У выхода из красного вагона теснится множество людей, среди которых автор этюда изобразил и себя (на переднем плане). Художник обращен спиной к зрителю. Он — в широкополой шляпе темного цвета, аплодирует «великому старцу», а в кармане его светлой куртки виден свернутый альбом для рисунков. Большинство остальных также приветствуют седобородого Н.И.Пирогова, глаза которого скрывают черные очки. Видный хирург невысокого роста, но, стоя в тамбуре вагона, он возвышается над встречающими и виден издалека.

Встреча Н.И.Пирогова на Курском вокзале Москвы не приблизила И.Е.Репина к исполнению собственного плана. Поэтому в тот же день он вместе с С.М.Третьяковым приехал в москов-

скую гостиницу «Дрезден», находившуюся на Тверской улице, где остановился Н.И.Пирогов, чтобы еще раз испытать судьбу. Но она вновь оказалась неблагосклонной. Даже присутствие Московского городского головы С.М.Третьякова не помогло И.Е.Репину немедленно встретиться с «великим старцем». В гостинице они лишь удостоились встречи с Н.В.Склифосовским, профессором хирургии на медицинском факультете ИМУ, одним из деятельных организаторов пироговских юбилейных торжеств.

Н.В.Склифосовский мог только обещать, что переговорит с Н. И. Пироговым по поводу желания И.Е.Репина, когда «великий старец» отдохнет после долгой дороги от Киева до Москвы. Он лучше других понимал, что к тому времени Пирогов уже был тяжело болен, хотя и принял приглашение ИМУ приехать в Москву на юбилейные торжества. Программа торжеств была насыщенной, но лишь юбиляру предоставлялось исключительное право вносить в нее собственные поправки. Лишь к вечеру первого дня пребывания Н.И.Пирогова в Москве Н.В.Склифосовскому удалось выполнить свое обещание. Н.И.Пирогов согласился

позировать И.Е.Репину в своих апартаментах в гостинице «Дрезден». При этом он просил художника ограничиться лишь несколькими утренними часами в течение каждого из трех следующих дней, которые видный хирург намеревался провести в Москве. Эти пожелания Н.И.Пирогова были тут же переданы Н.В.Склифосовским художнику, и И. Е. Репин приступил к работе над портретом на следующий день (23 мая 1881 г.).

«Пирогов — гений!.. — сообщал по этому поводу И.Е.Репин П.М.Третьякову. — В среду утром я сделал рисунки для бюста, который хочу здесь1 вылепить» [1, с. 50].

Это означало, что в работе над «Портретом хирурга Н.И.Пирогова» И.Е.Репин предусматривал два этапа, в том числе для создания скульптурного и живописного портретов. На первом из них были выполнены рисунки для скульптурного портрета.

Таким образом, остальные сеансы предназначались для живописного портрета «первого хирурга России», начиная с 24 мая.

0 начале работы над живописным «Портретом

1 Имелась в виду подмосковная деревня Хотьково, где часто работал И.Е.Репин.

ИЕ.Репин. Портрет хирурга Н.И.Пирогова (1881).

Государственная Третьяковская галерея.

Холст, масло, 64,5x53,4 см. Слева внизу надпись: «1881.24 мая И. Репин».

хирурга Н.И.Пирогова» напоминает в наши дни известная надпись, оставленная автором на полотне: «1881. 24 мая И. Репинъ» (слева внизу). Этот «Портрет...» был в общих чертах закончен художником всего за три сеанса (24-26 мая), и был не первый и не последний результат такого рода в творчестве И.Е.Репина.

Отличительной особенностью живописного «Портрета.» являлось мастерство художника, сумевшего сохранить мгновения нескольких встреч с Н. И. Пироговым. Разве не мастерски передано старчески красноватое лицо, обрамленное серебристой сединой растрепанной бородки? А кажущееся «движение» откинутой назад головы и вскинутый поэтому подбородок разве не выдают холерический темперамент Н.И.Пирогова? А глубокие складки между бровей и особенно живость пронизывающего взгляда, от которого не спрятаться, не скрыться, пока смотришь на эту удивительную репинскую работу? Все это свидетельствует не только об остроте ума, настойчивости и целеустремленности «первого хирурга России», но и о редком мастерстве живописца, уделившего такому «Портрету.» всего лишь три сеанса.

Виртуозная техника маэстро и трогательная достоверность его живописной работы настолько

ИЕ .Репин. Скульптурный портрет хирурга Н.И.Пирогова (1881).

поразили жену хирурга А. А. Пирогову (Бистром), что та тут же (26 мая) заказала И.Е.Репину копию живописного «Портрета.». Упоминание об этом сохранилось в одном из писем художника, адресованном В.В.Стасову. «Портрет и бюст Пирогова я делаю без всякого заказа и даже думаю, что это навсегда останется моей собственностью..., — писал здесь И.Е.Репин. — Только m-me Пирогова просила сделать ей копию; я обещал, конечно, без всякой платы» [8].

В июне 1881 г. в подмосковной деревне Хотьково И.Е.Репин вылепил гипсовый бюст Н.И.Пирогова и окончательно завершил работу над живописным портретом хирурга. Свидетельством тому является одно из писем художника, 4 июля адресованное П.М.Третьякову из Хотьково. В нем с гордостью сообщалось: «Пирогов мой почти готов, бюст вышел хороший, сходство полнее, чем в портрете» [7, с. 52].

Однако же работа над скульптурным портретом хирурга на деле продолжалась еще около месяца, что подтверждало письмо И.Е.Репина В.В.Стасову от 9 августа 1881 г. В частности, здесь указывалось:

«Вьлепил бюст Пирогова, который очень удался. Только не знаю, что теперь делать с

ним. Форму1 мне сделали. Очень хорошо отлили; один экземпляр подарю Мамонтову2; один — здешнему университету3» [8, с. 260-261].

Таким образом, оригинал скульптурного «Портрета хирурга Н.И.Пирогова» в гипсе представлял собой погрудное изображение или бюст без постамента: с надписями, в том числе спереди: «1881 Н.И.Пирогов», слева на срезе бюста: «леп И Реп» (далее неразборчиво); справа на срезе бюста: «Хотьково июнь, июль 1881».

В августе 1881 г. увидели свет первые гипсовые копии скульптурного «Портрета хирурга Н.И.Пирогова», выполненные с помощью уже известной «формы». Одна из копий, предназначавшаяся для С.И. Мамонтова, отличалась от остальных дополнительной надписью, выполненной слева на срезе бюста. «Савве Ивановичу Мамонтову отъ автора» (такая копия хранится сейчас в запасниках подмосковного Музея-заповедника «Абрамцево»).

Другая гипсовая копия этого скульптурного портрета действительно осталась в собственности автора, и теперь ее можно увидеть в Музее-усадьбе И.Е.Репина «Пенаты».

По всей видимости, во второй половине 1881 г. художник написал и вариант повторения живописного «Портрета хирурга Н.И.Пирогова» (1881), выполненный по просьбе жены видного хирурга.

В конце декабря того же года и вариант повторения живописного «Портрета хирурга Н.И.Пирогова» (1881), и гипсовая копия его скульптурного портрета, оставшаяся в собственности автора, стали экспонатами 2-й периодической выставки картин, проходившей в Москве под эгидой Общества любителей художеств [3].

К тому же времени П.М.Третьяков оценил достоинства и гипсового оригинала скульптурного «Портрета хирурга Н.И.Пирогова» (1881), и живописного «Портрета хирурга Н.И.Пирогова» (1881), которые он собирался приобрести для собственной картинной галереи4. Однако же собственностью мецената эти работы стали не скоро. Известно, к примеру, что живописный «Портрет хирурга Н.И.Пирогова» (1881) автор предоставил П.М.Третьякову лишь в сентябре 1882 г. [7, с. 54, 56].

1 Имеется в виду форма для изготовления гипсовых копий скульптурного «Портрета хирурга Н.И.Пирогова».

2 С.И.Мамонтов — русский промышленник из купцов, меценат, владелец усадьбы Абрамцево, находившейся по соседству с деревней Хотьково.

3 Имеется в виду ИМУ, куда в качестве вольнослушателя в августе 1881 г. собирался поступать И.Е.Репин. Однако же ни поступление в университет, ни передача университету скульптурного «Портрета хирурга Н.И.Пирогова» не состоялись.

4 В наши дни живописный «Портрет хирурга Н.ИПирогова» (1881) представ-

лен в постоянной экспозиции репинского зала Государственной Третьяковской

галереи.

В первой половине 1882 г., когда закончила работу 2-я Московская периодическая выставка картин, И.Е.Репин расстался с вариантом повторения живописного «Портрета хирурга Н.И.Пирогова» (1881). Он был отправлен в имение Вишня (бывшее имение Н.И.Пирогова в Подольской губернии), ставшее после его смерти собственностью вдовы, заказавшей портрет мужа И.Е.Репину. Этот вариант повторения нашел свое место в бывшем кабинете «великого старца»5 и, по свидетельству очевидца (1896), был установлен «над низеньким книжным шкафом», где «находились предметы, бывшие в постоянном употреблении у покойного» [11].

В общих чертах первый вариант повторения «Портрета хирурга Н.И.Пирогова» (1881) во многом напоминал уже известный оригинал, имея при этом несколько существенных отличий. И дело не столько в том, что для варианта повторения были чуть увеличены размеры полотна (холст, масло, 64,7x53,7) или изменилось местоположение надписи автора («1881 И. Репин»), которая здесь указывалась слева вверху. Нельзя не согласиться с мнением советского искусствоведа И.Э. Грабаря, ученика великого И.Е.Репина, увидевшего более существенные различия между этими репинскими портретами. «Повторение портрета, писанное для жены Пирогова, — как сообщал он, — уступает по силе оригиналу» [2]. Вариант повторения (1881) лишился значительной части прежней экспрессии, так украшавшей «Портрет хирурга Н.И.Пирогова» (1881). Он не рождает впечатления «встречи глаз», подобно оригиналу. Здесь прищуренный взгляд Н.И.Пирогова вряд ли можно признать «следующим» за зрителем, наблюдающим за ним со стороны. Конечно, это — другое творение И.Е.Репина, живо напоминающее уставшего от жизни и потому уже не прежнего, беспокойного, с хитроватым прищуром, а скорее успокоившегося Н.И.Пирогова, взгляд которого устремляется не на зрителя, а куда-то внутрь самого себя. Но характерная осанка человека, знающего себе цену, высокий лоб с глубокими межбровными складками, плотно сжатые губы, прежний, «задиристый» подбородок все же продолжают убеждать, свидетельствовать о недюжинных силе и способностях их обладателя.

Нельзя обойти вниманием и второй вариант повторения репинского «Портрета хирурга Н.И.Пирогова» (1883), написанного художником, как предполагается, для ИМУ6.

5 Теперь вариант повторения «Портрета хирурга Н.И.Пирогова» (1881) работы И.Е.Репина хранится в запасниках Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), куда он поступил в 1921 г. из частного собрания живописных полотен, принадлежавшего Д.А. Олсуфьеву.

6 Этот вариант повторения «Портрета хирурга Н.И.Пирогова» (1883) работы И.Е.Репина ныне украшает круглый читальный зал научной библиотеки МГУ им. М.В. Ломоносова, расположенный в старом здании Московского уни-

Это слабое подобие не только оригинального «Портрета хирурга Н.И.Пирогова», но и первого варианта повторения (1881). Если обе репинских работы 1881 г. способны вызвать чувства уважения, гордости или признательности к Н. И. Пирогову, как к гению рода человеческого, то последний вариант повторения (1883) не оставляет ничего, кроме жалости и скорби. Причина тому — годы, разделившие первые портреты (1881) и последнее творение (1883) великого мастера, посвященное Н.И.Пирогову. Встретившись впервые с ним в мае 1881 г., И.Е.Репин не предполагал, что перед «великим старцем» уже зияет пропасть вечности, которая в свое время возникает на пути каждого. В те майские дни восторженный художник действительно видел перед собой великого гения и всеми доступными силами стремился увековечить на холсте и в гипсе знаковые черты именно этого образа Н.И.Пирогова. Конечно же, два года, прошедшие между такими работами, оставили неизменным его отношение к гениальности «первого хирурга России». В то же время И.Е.Репину открылась и другая истина. Он узнал о неизлечимой болезни, истощавшей силы Н.И.Пирогова в дни, когда тот позировал ему. Это обстоятельство определило видение художником сюжета своей третьей работы, писанной не с натуры, а по мотивам рисунков, сделанных для оригинала. Отсюда существенное изменение композиции нового варианта повторения (1883). Здесь Н.И.Пирогов впервые представлен сидящим в удобном кресле, рядом со столом. Именно в таком виде запомнился Н.И.Пирогов художнику во время нескольких встреч в московской гостинице «Дрезден». Однако же и кресло, где расположился «великий старец», и стол, куда он положил левый локоть, теперь становятся новыми деталями интерьера, раскрывающими бедственное положение великого хирурга. Посмотрите внимательней, как сидит Н. И. Пирогов. С одной стороны, невольно обращают на себя внимание сжатые «в замок» руки, но для Н.И.Пирогова — это достаточно характерная, можно сказать, публичная поза, предназначенная для посторонних глаз, такая, в которой он хотел, чтобы его запомнили (она часто встречается в его изображениях). С другой стороны — это поза человека напряженно-умиротворенного, пришедшего после долгих раздумий к неутешительному для себя выводу. Напомним, что в те же майские дни 1881 г. в пироговских апартаментах гостиницы «Дрезден» проводился врачебный консилиум, на котором был установлен злокачественный характер опухоли, обнаруженной у Н.И.Пирогова. В результате Н. И. Пирогов дал согласие на проведение ему срочной хирургической операции, которую пред-

верситета по ул. Моховой.

И Е.Репин. Вариант повторения «Портрета хирурга Н.И.Пирогова» (1883).

МГУ им. М.ВЛомоносова. Холст, масло, 102x83*

полагалось осуществить в его имении «Вишня», находившемся в Подольской губернии. И этого, другого Н.И.Пирогова, смиренно склонившего голову перед превратностями жизни, запомнил и сохранил для нас великий гений И.Е.Репина в новом варианте повторения знаменитого «Портрета хирурга.» (1883). Его лейтмотив — это смирение перед неизбежностью и вечностью, в которую не унести ни собственную гениальность, как бы велика она не была, ни почести, которыми был осыпан от имени благодарного человечества, ни богатств, какие приобрел в земной жизни. «Что же останется после меня в этой жизни, — как бы размышляет Н.И.Пирогов, — чего не смоет поток времени вместе со мною?».

И это плачевное состояние временной слабости, которому подвержены и гении, представлено, как нельзя лучше, на этом репинском полотне. Очевидна и теперь понятна разительная перемена, произошедшая с Н.И.Пироговым в Москве буквально в считанные дни. Если 22-24 мая Н. И. Пирогов — это гений, признанный всеми и самим собою, с задиристым и гордо выставленным вперед подбородком, то 25-26 мая — это

* Авторские надписи, о которых свидетельствуют литературные источники, нами на полотне не обнаружены.

ИЕ.Репин. «Портрет хирурга Н.И.Пирогова» (около 1883 г.).

Хирургический музей НИ .Пирогова (Санкт-Петербург), фотография 1911 г. [10].

Бронза. В. 52. Надписи, спереди: «1881 Н.И.Пирогов»; слева: «леп И Реп» (далее неразборчиво); справа: «Хотьково июнь, июль 1881».

колосс, низвергнутый болезнью с пьедестала, о чем еще никто не знает из окружающих, никто, кроме него самого и самых близких и преданных ему людей. От гордого гения до смирения перед вечностью — вот диапазон трех репинских «Портретов хирурга Н.И.Пирогова» (от 1881 до 1883 г.).

Принадлежность последнего варианта повторения репинского «Портрета.» (1883) к ИМУ-МГУ им. М.В. Ломоносова несколько ограничивала его доступность для широких слоев общества, как в прежние времена, так и наши дни. Но эти ограничения были такими же, как и для первого варианта повторения (1881), время от времени покидавшего запасники ГРМ, чтобы быть представленным на той или иной художественной выставке. К примеру, университетский вариант повторения (1883) под № 1708 был представлен на Историко-художественной выставке русских портретов, состоявшейся в Таврическом дворце Санкт-Петербурга (1905) [4, 10], тогда как первый вариант повторения (1881) еще находился в собственности В.Н. Пирогова, младшего сына Н.И.Пирогова. В последующие годы тот же

вариант продолжал выставляться в общественных местах. Одна из таких выставок проходила в Государственной Третьяковской галерее (1924) и была посвящена 80-летию со дня рождения И.Е.Репина.

По сведениям искусствоведов, две бронзовые копии скульптурного «Портрета хирурга Н.И.Пирогова» увидели свет только в 1946 г. в Москве (бронзолитейные мастерские) и Ленинграде (завод «Монументскульптура») [1]. Первая находится теперь в Рязанском медицинском университете (кафедра госпитальной хирургии), куда она поступила из НИИ им. Н.В.Склифосовского (Москва), а вторая — в Военно-медицинском музее МО РФ (Санкт-Петербург). Однако же собственные данные авторов свидетельствуют, что несколько бронзовых копий были выполнены еще при жизни И.Е.Репина (1844-1930).

К примеру, первая бронзовая копия такого портрета была изготовлена в Санкт-Петербурге около 1883 г. по заказу Е.В. Пеликана1 и в 1884-1930 гг. являлась собственностью Русского хирургического общества Пирогова (РХОП) [12]. Многие годы (1897-1930) она являлась одним из раритетов Хирургического музея Н.И.Пирогова, созданного силами и средствами РХОП.

Сведения об этом были обнаружены нами в нескольких литературных источниках, среди которых были многочисленные отчеты о деятельности РХОП, а также научные издания, посвященные не только Н.И.Пирогову, но и творчеству И.Е.Репина [5, 6, 9].

Существует и вторая бронзовая копия того же портрета, установленная на высоком гранитном основании памятника, открытом к 100-летнему юбилею со дня рождения Н.И.Пирогова (1910) на территории одной из винницких больниц (теперь — Винницкая областная больница им. Н.И.Пирогова).

Если вторую бронзовую копию скульптурного «Портрета хирурга Н.И.Пирогова» работы И.Е.Репина можно видеть в наши дни на территории Винницкой областной больницы им. Н.И.Пирогова, то первая, являвшаяся музейным экспонатом, исчезла бесследно после передачи фондов Хирургического музея Н.И.Пирогова из собственности РХОП в распоряжение Военно-медицинской академии РККА (около 1930 г.). Последнее упоминание об этом раритете, как о музейном экспонате, содержится в монографии С.Я. Штрайх под названием «Пирогов» (1933) [13]. Другие свидетельства о его местонахождении нами до настоящего времени не обнаружены.

1 Е.В. Пеликан (1824-1884) — ученик Н.И.Пирогова, выполнивший под его руководством диссертационное исследование на соискание ученой степени доктора медицины (1847), в последние годы жизни — директор Медицинского департамента МВД.

Живописный и скульптурный «Портреты хирурга Н.И.Пирогова» работы И.Е.Репина отличаются от остальных прижизненных изображений не только тем, что были выполнены столь выдающимся живописцем и скульптором. Они представляют особую значимость и потому, что стали последними натурными изображениями «великого старца» перед его уходом из жизни. После репинских живописных портретов появилось множество разных копий, выполненных российскими и советскими художниками, но ни одна из них не может сравниваться ни с оригиналом, ни с вариантами повторения. То же касается и скульптурного «Портрета хирурга Н.И.Пирогова». За прошедшие 130 лет было сделано немало гипсовых копий, которые для пущей важности раскрашивались «под бронзу». Но бронзовые копии такого «Портрета...» были известны искусствоведам лишь в двух экземплярах, увидевших свет в 1946 г. в Москве и Ленинграде.

Нами выявлены две ранее неизвестные копии бронзового бюста Н.И.Пирогова работы И.Е.Репина (1844-1930), которые появились при жизни автора. Одной из них уже нет (о ней свидетельствуют лишь несколько литературных источников), другая — украшает винницкий памятник Н.И.Пирогову. Это украшение монумента в недавние времена было украдено, но в скором времени возвращено злоумышленниками к прежнему месту. Возможно, после этого кому-то пришло в голову покрыть этот бюст «серебрянкой», чтобы не бросалась в глаза благородная патина старой бронзы. Можно ли рисковать последним из прижизненных репинских шедевров, оставляя его беззащитным перед лихоимцами? Во всем мире принято охранять подобные раритеты от современных вандалов и капризов природы. Неважно, какое учреждение станет его новым домом. Достаточно удобных помещений имеется в Винницкой областной больнице им. Н.И.Пирогова. Неподалеку расположен не только Национальный медицинский университет им. Н.И.Пирогова, но и Национальный музей-усадьба Н.И.Пирогова. Выбирай любое, пока еще не поздно.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Государственная Третьяковская галерея (каталог собрания). Скульптура XVIII—XIX веков.-М.: Красная площадь, 2000.— Т. 1.—С. 303.

2. Грабарь И.Э. Репин.—М., 1964.—Т. 2.—С. 269.

3. 21-й отчет комитета Общества любителей художеств за 1881 г.—М., 1882. — 19 с.

4. Каталог состоящей под высочайшим Его Императорского Величества Государя Императора покровительством Историко-художественной выставки русских портретов,

Рис. 8. Памятник Н.И.Пирогову на территории Винницкой областной больницы им. Н .И .Пирогова, на гранитном постаменте которого установлен бронзовый скульптурный «Портрет хирурга Н.И.Пирогова» работы ИЕ .Репина. Фотография ПМГунько (г. Винница, Украина, 2011 г.).

устраиваемой в Таврическом дворце в пользу вдов и сирот павших в бою воинов.—СПб., 1905.—С. 48.

5. Корелин К. И.Е.Репин, великий русский художник.—СПб., 1905.

6. Николай Иванович Пирогов и его наследие. Пироговские съезды (1810-1910) / Под ред. М.М.Гран, З.Г.Френкель, А.И.Шингарев.—СПб., 1911.

7. Репин И.Е. Письма. Переписка с П.М.Третьяковым (1873-1898).—М.-Л.: Искусство, 1946.—С. 49, 50, 52, 54, 56, 58, 190, 193.

8. Репин И.Е. Письма 1867-1892 гг.: Избранные письма в 2 томах. —М., 1969.—Т. I.—С. 259.

9. Русские художники. И.Е.Репин (альбом).—СПб., 1894.

10. Список портретов, отобранных для историко-художественной выставки 1905 г. генеральным комиссаром С.П.Дягилевым в общественных и частных собраниях г. Москвы.—СПб., 1904.— С. 105.

11. Фрагасси В. Пирогов и Бильрот // Ежемесячное литературное приложение к журналу «Нива». — 1898.—№ 2.—С. 347, 348.

12. Шевченко Ю.Л., Козовенко М.Н. Музей Н.И.Пирогова.—СПб.: Наука, 2005.—С. 27, 29, 45, 58, 65, 85, 102, 103, 164, 165, 175, 217.

13. Штрайх С.Я. Пирогов.—М., 1933.—С. 153-154.

Поступила в редакцию 05.09.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.