РГМУ - ПРОДОЛЖАТЕЛЬ ТРАДИЦИИ НИКОЛАЯ ИВАНОВИЧА ПИРОГОВА
Развитие наследия Н.И.Пирогова в Российском государственном медицинском университете им. Н.И.Пирогова
Г.С.Ковтюх
Российский государственный медицинский университет им. Н.И.Пирогова, кафедра истории, экономики и права лечебного факультета, Москва (зав. кафедрой - проф. Г.С.Ковтюх)
Статья посвящена проблеме развития идей великого хирурга, организатора, педагога Н.И.Пирогова коллективом Российского государственного медицинского университета им. Н.И.Пирогова. Рассматриваются три важнейших аспекта: организация женского медицинского образования, создание военно-полевой хирургии и воспитание нравственности и гуманности как одной из главных задач университетского образования. Ключевые слова: педагогические традиции Н.И.Пирогова, Российский государственный медицинский университет им. Н.И.Пирогова
The development of N.I.Pirogov's heritage
in the N.I.Pirogov Russian State Medical University
G.S.Kovtyukh
N.I.Pirogov Russian State Medical University, Department of History, Economics and Law of Medical Faculty, Moscow (Head of the Department - Prof. G.S.Kovtyukh)
I The article is devoted to the development of the ideas of the greatеst surgeon, leader and teacher N.I.Pirogov in the N.I.Pirogov Russian Medical State University. We consider three major aspects: the organization of women's health education, the establishment of military and field surgery and formation of morality and humanity as one of the main objectives of university education.
Key words: pedagogical traditions of N.I.Pirogov, the N.I.Pirogov Russian State Medical University
Российский государственный медицинский университет прошел путь от Московских высших женских курсов ко 2-му Московскому ордена Ленина государственному медицинскому институту, 2-му МОЛГМИ. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР №215 в/10 от 30 мая 1957 г. 2-му МОЛГМИ в связи с 50-летием его основания было присвоено имя великого русского хирурга Николая Ивановича Пирогова.
В начале 90-х годов ХХ века в институте произошла структурная реорганизация и с ноября 1991 г. 2-й МОЛГМИ был преобразован в Российский государственный медицинский университет. Академик Н.Н.Володин, возглавивший РГМУ в 2008 г., выдвинул идею возвращения университету имени Н.И.Пирогова, что было поддержано Ученым советом университета.
Для корреспонденции:
Ковтюх Галина Семеновна, кандидат исторических наук, профессор, заведующая кафедрой истории, экономики и права лечебного факультета Российского государственного медицинского университета им. Н.И.Пирогова Адрес: 117997, Москва, ул. Островитянова, 1 Телефон: (495) 434-6390 E-mail: galina_kovtyuh@mail.ru
Статья поступила 24.02.2010 г., принята к печати 26.05.2010 г.
В 2010 г. мировая общественность отмечает 200-летие со дня рождения Н.И.Пирогова. Торжественное открытие Года Н.И.Пирогова в Российском государственном медицинском университете состоялось 10 февраля 2010 г. И это вполне справедливо, так как РГМУ является последовательным продолжателем традиций ученого - гордости и славы отечественной медицинской и педагогической науки. Идеи, высказанные Н.И.Пироговым, являются источником научного творчества и практической деятельности для многих поколений преподавателей и студентов РГМУ.
Николай Иванович Пирогов своим жизненным примером показал, как надо учиться. Овладев рано грамотой, он буквально проглатывал книги В.А.Жуковского, Г.Р.Державина, И.А.Крылова. Увлечение медициной у него началось с подаренного ему лекарем Г.М.Березкиным справочника растений, употребляемых в медицине. Он стал собирать гербарий, а затем создал свой «Травник». В 14 лет Н.И.Пирогов поступил на медицинский факультет Московского императорского университета. Он оказался способным студентом, легко закончил университет и в 22 года блестяще защитил диссертацию, доказав, что теория и практика неразрывно связаны, и врач не должен останавливаться на достигнутом.
Три основные идеи, высказанные Н.И.Пироговым, - организация женского медицинского образования в России, создание военно-полевой хирургии и воспитание высоконравственного человека как одна из главных задач высшей школы - находят последовательное воплощение в жизнь в Российском государственном медицинском университете, носящем его имя.
Н.И.Пирогов стоял у истоков организации женского ухода за ранеными в полевых лазаретах и перевязочных пунктах на самом театре военных действий в период Крымской войны (1853-1856 гг.). По инициативе великой княгини Елены Павловны, основательницы «Крестовоздвиженской общины сестер попечения о раненых и больных воинах» (1854 г.), и под руководством Н.И.Пирогова в русской армии была создана служба сестер милосердия. Опыт сестер милосердия Крестовоздвиженской общины в Севастополе был позже использован при создании Международного комитета Красного Креста, а также организации Публичных высших женских курсов в Москве в 1872-1888 гг. В те годы отношение к женскому образованию было неоднозначным. Так, при создании Высших женских курсов Ученый совет Московского университета вообще отказался поддерживать эту инициативу, а ректор университета выдающийся историк С.М.Соловьев, либерал по убеждению и западник, был сторонником данной инициативы. Торжественное открытие курсов состоялось 1 ноября 1872 г. на Волхонке. Курсы существовали как частное учебное заведение и пользовались огромной популярностью. Программа их была максимально приближена к университетской программе.
В период революции 1905 г. в России начался новый этап в развитии Московских высших женских курсов (МВЖК). Директор С.А.Чаплыгин добился в 1906 г. разрешения открыть при МВЖК медицинское отделение, что было закреплено новым Уставом и положило начало нашему университету. В октябре 1918 г. Коллегия Наркомпроса РСФСР преобразовала Высшие женские курсы во 2-й Государственный университет, сделав его смешанным учебным заведением.
Таким образом, идея Н.И.Пирогова о том, что женщина вполне может быть достойным доктором, нашла воплощение в нашей alma mater. Более того, именно во 2-м Московском медицинском институте в 1930 г. был открыт первый в стране и в мировой практике факультет охраны материнства и детства, который в этом году празднует свое 80-летие. В стенах нашего института выросла целая плеяда блестящих врачей-женщин, среди которых академики РАМН Н.И.Нисевич, Г.М.Савельева, О.В.Волкова, члены-корреспонденты РАМН Н.С.Кисляк, В.И.Скворцова, Н.В.Полунина, сотни женщин-профессоров - высококвалифицированных специалистов в различных областях медицины.
Другая идея Пирогова тоже воплотилась в жизнь в нашем университете. Николай Иванович является основоположником военно-полевой хирургии. В трудах «Начала общей военно-полевой хирургии» (1865-1866 гг.), «Военно-врачебное дело и частная помощь на театре войны в Болгарии и в тылу» (1879 г.) и других он высказал важнейшие положения о войне как «травматической эпидемии», о зависимости лечения ран от свойств ранящего оружия, о чрезвычайной важности не только лечения, но и организации сортировки и эвакуации раненых. В Севастополе в
1854 г. Н.И.Пирогов на практике использовал «сортировку» раненых по тяжести повреждений и по срочности оказания необходимой медицинской помощи. Он считал, что успех выздоровления во многом зависит от искусства хирурга и от «...дельной и хорошо учрежденной администрации». Н.И.Пирогов писал: «К чему служат все искусные операции, все способы лечения, если раненые и больные будут поставлены администрацией в такие условия, которые вредны и для здоровых. От администрации, а не от медицины зависит и то, чтобы всем раненым без изъятия и как можно скорее была подана первая помощь, не терпящая отлагательства». Он утверждал, что медицина должна быть специализированной.
И в этом направлении наш университет продолжал воплощать идеи, заложенные великим ученым. В 1939 г. во 2-м ММИ был организован военный факультет, что было обусловлено исторической необходимостью. К преподаванию на этом факультете привлекались лучшие профессора и преподаватели. Среди них академики М.И.Авербах (офтальмология), В.Ф.Зеленин (внутренние болезни), профессора В.С.Левит (хирургия), И.Д.Ионин (инфекционные болезни), Э.М.Гельштейн (факультетская терапия) и другие крупные специалисты. Первым штатным начальником военного факультета при 2-м МГМИ был назначен военврач 1-го ранга Я.И.Якодус, имевший большой опыт организации медицинского обеспечения войск. Перед факультетом была поставлена важная задача - подготовка врачей для военно-воздушных сил Красной Армии. В 1940 г. состоялся первый выпуск врачей военного факультета. Часть выпуска сразу же была направлена на финский фронт. Второй выпуск совпал с началом Великой Отечественной войны. Сегодня эстафету военного факультета продолжает кафедра медицины катастроф, возглавляемая профессором И.П.Левчуком.
Н.И.Пирогов также обосновал гуманистические идеи воспитания человека, гражданина и считал это одной из главных задач высшей школы.
В 1856 г. вышла в свет знаменитая статья Н.И.Пирогова «Вопросы жизни», наделавшая много шума. Она обсуждалась в прессе, в университетах, на педагогических чтениях разных уровней. Статье суждено было стать своеобразной программой для развития педагогической антропологии в России. В ней содержатся основные идеи о содержании, целях, задачах воспитания в свете представлений о человеке.
Н.И.Пирогов резко выступил против сословной школы и ранней утилитарно-профессиональной выучки, которую стремилось ввести правительство за счет снижения уровня общего образования молодежи. Он противопоставил официальному курсу образования идею общечеловеческого воспитания, которое должно подготовить к общественной жизни высоконравственного человека с широким умственным кругозором. В своих трудах он использовал историческую справку о поисках выдающимися мыслителями древней Греции ответов на вопросы о назначении человека в обществе, о смысле человеческой жизни, из которой следует, что речь идет о вопросах общественной жизни, о взаимоотношениях человека с другими людьми и о неизбежности для каждого из нас разрешения вопроса о нашем личном отношении к общественным потребностям и обязанностям.
В «Вопросах жизни» Н.И.Пирогов писал: «Несмотря на все наше уважение к неоспоримым достоинствам реализма настоящего времени, нельзя, однако же, не согласиться, что древность как-то более дорожила нравственной натурой человека». Работа появилась в тот период, когда набирало силу педагогическое движение 60-70-х годов XIX века. Вопросы воспитания и образования, социальная значимость педагогической деятельности в период великих реформ Александра II становятся одними из основных в обществе. Пирогов подчеркивал, что само «общество успело так организоваться, что оно для большей массы людей само, без их сознания, задает и решает вопросы жизни и дает этой массе . известное направление, которое оно считает лучшим для своего благосостояния».
В «Вопросах жизни» заложен глубокий философский смысл. Примечателен сам эпиграф к статье: « - К чему Вы готовите вашего сына? - Быть человеком, - отвечал я. Правда это или нет?». Здесь вопрос о цели воспитания, его содержания в связи с вопросами о сущности человека, о смысле человеческой жизни. Анализируя это, автор подчеркивал: «В самых грубых заблуждениях языческой древности, основанных всегда на известных нравственно-религиозных началах и убеждениях, проявляется все-таки самый существенный атрибут духовной натуры человека -стремление разрешить вопрос жизни о цели бытия».
Не поняв смысл человеческого бытия, считал Пирогов, невозможно понимание смысла образования и воспитания, невозможно сформулировать цели педагогической деятельности и следовать им. Поэтому он придавал такую большую значимость этому вопросу и пытался его разрешить.
По мнению Н.И.Пирогова, многие люди не задаются вопросом о смысле своего существования и тем не менее счастливы и довольны своей жизнью. Причина в том, что одни из них «получили от природы жалкую привилегию на идиотизм», а другие просто живут по инерции, ни о чем особенно не задумываясь. Н.И.Пирогов ни тех, ни других не причисляет к существам, ведущим действительно человеческий образ жизни. Человеку свойственны поиски цели своего существования. Пирогов пришел к выводу, что смысл жизни, ее предопределение раскрыто в христианском учении: «Учение Спасителя, разрушив хаос нравственного произвола, указало человечеству прямой путь, определило и цель, и средоточие житейских стремлений. Найдя в Откровении самый главный вопрос - «О цели нашего бытия» - разрешенным, казалось бы, человечество ничего другого не должно делать, как следовать с убеждением и верой по определенной стезе». По мнению Пирогова, христианство лежит в основе любого воспитания, христианские истины делают осмысленным наше существование, а значит, задают цель и смысл всей педагогической деятельности. Он писал: «.вспомним еще раз, что мы христиане и, следовательно, главной основой нашего воспитания служит и должно служить Откровение. Все мы, с раннего детства, не напрасно же ознакомлены с мыслью о загробной жизни, все мы не напрасно же должны считать настоящее приготовлением к будущему».
Нельзя забывать, что тогда христианство было частью государственной идеологии, работала известная триада: «Православие, самодержавие, народность». И, тем не
менее, была необходимость в напоминании христианских истин, которые являются основой воспитания. Пирогов считал, что в противоположность христианским основам воспитания, полученным в школе, во всех проявлениях общественной жизни господствует резко выраженное материальное стремление. И великий педагог давал ответ на вопрос, что же делать в этой ситуации. Он считал, что нужно глубже взглянуть в существо окружающей жизни. С исключительным мастерством излагает Пирогов «философию» восьми мелких общественных групп. «Взглядов, которым следуют эти толпы, наберется до десяти, а может, и более. Вот, например, первый взгляд - очень простой и привлекательный. Не размышляйте, не толкуйте о том, что необъяснимо. Это по малой мере лишь потеря одного времени. Можно, думая, потерять и аппетит, и сон. Время же нужно для трудов и наслаждений. Аппетит - для наслаждений и трудов. Сон -опять для трудов и наслаждений. Труды и наслаждения - для счастья.
Вот второй взгляд - высокий. Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из всего самое полезное. Когда ум ваш просветлеет, вы узнаете, кто вы и что вы. Вы поймете все, что кажется необъяснимым для черни. Тогда предоставьте только выбор вашему уму, и вы никогда не сделаете промаха.
Вот третий взгляд - старообрядческий. Соблюдайте самым точным образом все обряды и поверья. Читайте только благочестивые книги, но в смысл не вникайте. Это главное для спокойствия души. Затем, не размышляя, живите так, как живется.
Вот четвертый взгляд - практический. Трудясь, исполняйте ваши служебные обязанности, собирая копейку на черный день. В сомнительных случаях, если одна обязанность противоречит другой, избирайте то, что вам выгоднее или по крайней мере что для вас менее вредно. Впрочем, предоставляйте каждому спасаться на свой лад. Об убеждениях, точно так же как и о вкусах, не спорьте и не хлопочите. С полным карманом можно жить и без убеждений».
Общество, университеты, где Закон Божий стал одной из обязательных дисциплин, чисто механически усваивали многие ценности и, по мнению Пирогова, редко следовали им в реальной жизни: «Выступая из школы в свет, что находим мы, воспитанные в духе христианского учения? Мы видим то же самое разделение общества на толпы. Мы видим, что самая огромная толпа следует бессознательно, по силе инерции, толчку, данному ей в известном направлении».
Пирогов был убежден, что существует множество различных представлений о смысле существования. Однако по каким представлениям будет жить человек, зависит от его психического склада, социального окружения, образования, воспитания, влияния со стороны других людей.
По мысли Пирогова, большинство людей выбирает то или иное принятое в обществе решение проблемы смысла жизни в зависимости от природных склонностей и характера воспитания. Но всегда есть «люди, родившиеся с притязаниями на ум, чувство, нравственную волю», которые не принимают покорно все, что является общепринятым. Такие люди видят разрыв между идеалами, провозглашенными обществом, и реальной жизнью, между нравственными устоями и повседневной практикой. Эти люди стремятся что-то изменить, исправить: «Или согласить нравственно-религиозные основы
воспитания с настоящим направлением общества. Или переменить направление общества. Или, наконец, приготовить нас воспитанием к внутренней борьбе неминуемой и роковой, доставив нам все способы и всю энергию выдерживать неравный бой». Великий мыслитель считал, что это не освободит общество и человека от противоречий.
Пирогов был убежден, что изменить само общество, его реальное развитие не под силу человеку. Приспособление идеала к действительности, искажение всего святого и высокого в соответствии с потребностями этой действительности - это лицемерие, на это способна только «упругая нравственность фарисеев и иезуитов». И поэтому он предлагает единственный путь - воспитать человека.
Н.И.Пирогов совершенно по-новому подходит к этой проблеме. Цель воспитания должна сводиться не к передаче каких-либо профессиональных знаний и умений (чтобы воспитывать «негоциантов, солдат, моряков, духовных пастырей или юристов»), в основе должно лежать воспитание личности, ее волевых и нравственных качеств, воспитание внутреннего человека: «Не спешите с вашей прикладной реальностью. Дайте созреть, окрепнуть внутреннему человеку; наружный успеет еще действовать: он, выходя позже, может быть не так ловок..., но зато на него можно будет вернее положиться, он не за свое не возьмется».
Такой подход Пирогов назвал «общечеловеческим» воспитанием. Для этого необходимы прежде всего гуманитарное образование, гуманитарные знания, которые нужно прививать со школьной скамьи. Под гуманитарными Пирогов понимал знания, необходимые для каждого человека, «Иитапога», знания, которые передаются от поколения к поколению и остаются навсегда «светильниками на жизненном пути и древнего, и нового человека». Безусловно, идеи, высказанные Пироговым, имеют актуальность и сегодня. Во всех стандартах высшей школы гуманитарные и социально-экономические дисциплины являются одной из главных ступеней образования. Гуманитарные науки позволяют воспитать личность, воздействовать на нравственные качества человека, образовывать не профессионала, а человека. Конечно, ребенок, студент имеют от природы определенные задатки - «притязание на ум и чувство», надо дать свободу для развития этих задатков.
В воспитании и образовании Н.И.Пирогов придавал огромное значение наглядности в изложении вопросов. Он широко использовал демонстрации на лекциях, применяя новые методы преподавания анатомии и хирургии. Сегодня, в век новых технологий, эти идеи воплотились в жизнь. Сейчас невозможно представить лекцию без презентации, для этого созданы все условия.
Вопросы педагогики, поднятые Н.И.Пироговым, получили высокую оценку его современников - Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова, Н.Д.Ушинского. Пирогов вел настоящую борьбу с сословными предрассудками в области образования и воспитания подрастающих поколений, добивался, чтобы наука стала доступной широким массам. Свой глубокий патриотизм и любовь к родине он выразил словами: «Люблю Россию, люблю честь Родины».
Мысли Н.И.Пирогова, самого популярного человека своего времени, гениального хирурга и знаменитого ученого, об
образовании и воспитании получили широкое признание и распространение еще при его жизни. Он был замечательным практиком во всех начинаниях. Даже недолгие годы на поприще народного просвещения снискали ему огромную популярность.
В 1856 г. Н.И.Пирогов в возрасте 46 лет был назначен попечителем Одесского, а затем Киевского учебных округов. Он возлагал большие надежды на образование, борясь за автономию университетов, необходимость преобразования учебных заведений, отстаивал необходимость введения всеобщего начального образования, выступал против телесных наказаний учащихся. Это были очень смелые предложения, они не нашли отклика не только у чиновников, но и педагогов старой школы. И Николай Иванович вынужден был оставить педагогическую деятельность.
В 1862 г. по распоряжению Александра II Н.И.Пирогов, член главного управления Министерства народного просвещения, руководитель молодых русских ученых-медиков, был командирован за границу для того, чтобы подготовить молодых ученых к профессорским званиям. В Германии и Швейцарии Пирогов очень плодотворно работал, за короткий период осмотрел 25 университетов, составив подробный отчет о своих подопечных, среди которых были И.И.Мечников, А.Н.Веселовский и др.
В 1866 г. Н.И.Пирогов, вернувшись в Россию и не найдя общего языка с новым министром народного просвещения, крайним консерватором графом Д.А.Толстым, был уволен с государственной службы и поселился в своей усадьбе Вишня, где оставался активным до конца своей жизни.
12 мая 1881 г. Московская городская Дума «в связи с пятидесятилетней трудовой деятельностью на поприще просвещения, науки и гражданственности» присвоила Н.И.Пирогову звание Почетного гражданина города Москвы. Было принято решение выделить во 2-й Московской городской больнице хирургическую палату, наименовав ее Пироговской, и поставить в ней бюст Н.И.Пирогову. Чествование проходило в актовом зале Московского университета на Моховой улице 22 мая, куда Пирогов прибыл со своей супругой. В это же время известный русский художник Илья Репин работал над портретом хирурга, украшающим ныне репинский зал Третьяковской галереи.
Российский государственный медицинский университет, носящий имя Н.И.Пирогова, достойно продолжает начатую им эстафету. В университете появились новые аудитории с современным оборудованием, в которых чувствуется дух Пирогова. Он был противником неглубокого и непрочного усвоения знаний, считая занятия, которые не обеспечивают основательных и прочных знаний, бесполезными и вредными для воспитания врача. Как-то, прощаясь с профессорами Киевского университета, Н.И.Пирогов сказал: «Если мы верно служили идее, которая, по нашему твердому убеждению, вела нас к истине путем жизни, науки и школы, то будем надеяться, что и поток времени не унесет ее вместе с нами». В РГМУ выросли крупные медицинские школы, продолжающие традиции великого хирурга. Их возглавили академики Ю.М.Лопухин, В.С.Савельев, Ю.Ф.Исаков, Г.М.Савельева, А.Г.Чучалин, Е.И.Гусев, Н.Н.Володин и многие другие специалисты мирового значения.
В РГМУ огромное внимание уделяется воспитательной и педагогической деятельности. Сама инициатива празднования Года Н.И.Пирогова в нашем вузе, выдвинутая ректором РГМУ академиком Н.Н.Володиным, очень значима. Институт продолжает развивать идеи и традиции великого ученого, которые обогатили более чем 100-летнюю историю университета. Возродились педагогические семинары, чтения, Актовые дни, дни студенческой науки, постоянные встречи ректора со студентами. На повестку дня поставлены разнообразные вопросы университетского образования, предъявляются высокие нравственные требования к преподавателям. Девизом стали слова Н.И.Пирогова: «Пусть учится только тот, кто хочет учиться - это его дело. Но кто хочет у меня учиться - это мое дело. Так должен думать каждый преподаватель».
Университет возрождает христианские ценности, которые входят в повседневную жизнь коллектива преподавателей и студентов.
Н.И.Пирогов считал, что студент должен быть самостоятельным, активным, критичным и этому должны способствовать контакт преподавателей и студентов и их самостоятельная работа. Здесь важно творческое начало, творческое искание, соединенное с повседневной практической деятельностью. Выступая перед студентами, он подчеркивал: «Я принадлежу к тем счастливым людям, которые хорошо помнят свою молодость. Кто не забыл своей молодости и изучал чужую, тот не мог не различать и в ее увлечениях стремлений высоких и благородных, не мог не открыть и в ее порывах явлений той грозной борьбы, которую суждено
вести человеческому духу за дорогое ему устремление к истине и совершенству».
Подводя итог, можем сделать вывод, что наивысшая общественно-историческая заслуга Н.И.Пирогова заключалась уже в том, что он раскрыл разлагающее влияние «меркантильного направления» на подрастающее поколение и поставил на очередь дня вопрос о том, что же можно сделать путем воспитания, чтобы преодолеть развращающее влияние «торгового направления» в общественной жизни. Как актуальны мысли Пирогова, крайне точно характеризующие сегодняшнее положение общества, особенно положение молодежи! Поднятые на новый уровень, идеи Н.И.Пирогова нашли отражение в педагогический и воспитательной работе в нашем университете. Пирогов ставил задачу - изучать своих учеников и индивидуализировать воспитательные воздействия на учащихся. Пирогов был новатором своего времени. РГМУ, нося имя великого соотечественника, является новатором медицинской науки, культуры, нравственности и воспитания подрастающего поколения врачей, формирования фундамента российской медицины. Стратегия обучения в университете ориентирована на прогрессивное созидательное развитие.
Литература
1. Пирогов Н.И. Избранные педагогические произведения. - М., 1953. - С.47, 48, 51, 54, 55, 56, 59.
2. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1985.
3. Красновский А.А. Педагогические идеи Н.И.Пирогова. - М.: Учпедгиз, 1949.
4. Брежнев А. Пирогов. - М.: Молодая гвардия, 1990. - 478 с.