Научная статья на тему 'Художник репин и хирург пирогов: Встреча или проводы?'

Художник репин и хирург пирогов: Встреча или проводы? Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
306
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
И.Е. РЕПИН / Н.И. ПИРОГОВ / ЖИВОПИСНЫЙ ЭТЮД "ПРИЕЗД Н.И. ПИРОГОВА В МОСКВУ 22 МАЯ 1881 Г." / НЕТОЧНОЕ НАЗВАНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шевченко Ю. Л., Козовенко М. Н.

Живописный этюд И.Е. Репина «Встреча Н.И. Пирогова в Москве 22 мая 1881 г.» не всегда носил название, данное ему автором. Сюжет картины, где можно видеть Пирогова в тамбуре вагона поезда, окруженного множеством зрителей, одинаково допускал и возможность встречи, и возможность проводов хирурга на перроне вокзала. Поэтому в конце XIX начале XX века бытовало ошибочное название этого этюда: «Проводы Н.И. Пирогова на русско-турецкую войну 1877-78 гг.». В результате часть советских искусствоведов придерживалась оригинальной версии, состоявшей в том, что И.Е. Репин якобы являлся автором двух живописных этюдов, связанных с именем Пирогова, в том числе известные «Встреча…» и «Проводы…». Эта легенда продолжает существование и в наши дни. Теперь предполагается, что репинский этюд «Проводы Н.И. Пирогова…» много лет находится на территории Франции. Вместе с тем его изображение еще не было опубликовано.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Художник репин и хирург пирогов: Встреча или проводы?»

ХУДОЖНИК РЕПИН И ХИРУРГ ПИРОГОВ: ВСТРЕЧА ИЛИ ПРОВОДЫ?

Шевченко Ю.Л., Козовенко М.Н. УДК: 75-057.4: 617.057.4

Национальный медико-хирургический центр им. Н.И. Пирогова

Резюме

Живописный этюд И.Е. Репина «Встреча Н.И. Пирогова в Москве 22 мая 1881 г.» не всегда носил название, данное ему автором. Сюжет картины, где можно видеть Пирогова в тамбуре вагона поезда, окруженного множеством зрителей, одинаково допускал и возможность встречи, и возможность проводов хирурга на перроне вокзала. Поэтому в конце XIX - начале XX века бытовало ошибочное название этого этюда: «Проводы Н.И. Пирогова на русско-турецкую войну 1877-78 гг.». В результате часть советских искусствоведов придерживалась оригинальной версии, состоявшей в том, что И.Е. Репин якобы являлся автором двух живописных этюдов, связанных с именем Пирогова, в том числе известные «Встреча...» и «Проводы..Эта легенда продолжает существование и в наши дни. Теперь предполагается, что репинский этюд «Проводы Н.И. Пирогова...» много лет находится на территории Франции. Вместе с тем его изображение еще не было опубликовано.

Ключевые слова: И.Е. Репин, Н.И. Пирогов, живописный этюд «Приезд

Н.И. Пирогова в Москву 22 мая 1881 г.», неточное название.

ARTIST REPIN AND SURGEON PIROGOV: ARRIVAL OR FAREWELL?

Shevchenko Yu.L., Kozovenko M.N.

The artwork by I.E. Repin «The arrival of N.I. Pirogov to Moscow on the 22nd of May, 1881»did not always bear this name, given to it by the author. The subject of the painting, on which you can see Pirogov in the tambour of the railroad carriage, surrounded by spectators, equally allowed the possibility of arrival as well as farewell of the surgeon on the platform of a train station. In the end of the 19th - the beginning of the 20th century there was an erroneous name of this artwork: «The farewell of N.I. Pirogov to the Russian-Turkish War of 1877-78». As a result, some Soviet art critics adhered to the bizzare version, proposing that

I.E. Repin allegedly was the author of two paintings, related to Pirogov’s name, including the known «The arrival...» as well as «The farewell». This legend has survived till nowadays. Now it is assumed that Repin’s painting «The farewell of N.I. Pirogov...» is on the French territory for many years. However, it was never published.

Keywords: I.E. Repin, N.I. Pirogov, painting «The arrival of N.I. Pirogov to Moscow on the 22nd of May, 1881», the erroneous name.

Москва, Курский вокзал, 22 мая 1881 г., 13часов.Илья Репин, известный художник, встречает киевский поезд, в котором едет в Москву выдающийся хирург и анатом Николай Иванович Пирогов.

К тому времени «великий старец» [1], как его любовно называли друзья и коллеги, уже много лет жил уединенно в своем имении, находившемся в украинской глубинке. Последний раз он покидал его надолго во время Русско-турецкой войны 1877-1878 гг., когда инспектировал лечебные учреждения действующей армии.

Москва была для Н.И. Пирогова городом, где он родился (1810), вырос и стал врачом (1828). Здесь в Криво-Ярославском (теперь - Мельницкий) переулке, неподалеку от того же Курского вокзала, стоял деревянный дом его отца, украшенный затейливыми узорами. Но этого дома Н.И. Пирогов не помнил: тот сгорел во время московского пожара 1812 г. После, на месте старого, казначей московского провиантского депо Иван Иванович Пирогов отстроил новый дом, ставший краше первого.

Рядом с домом Пироговых, на Верхней Сыромятнической улице, находился и частный пансион B.C. Кряжева, где будущий хирург 2 года готовился к поступлению на медицинский факультет Московского университета. В 13 лет он стал студентом-медиком, а в 17 - лекарем, как тогда называли врачей. В этом юном возрасте молодой врач покинул Москву, где в дальнейшем приходилось бывать только проездами. Впереди были Дерпт, Петербург, осажденный врагами Севастополь, снова Петербург, Одесса, Киев, заграничная командировка в Германию

(1862-1866) и, наконец, тихое украинское село Вишня, где Пирогов поселился на склоне лет. Поводом для последнего приезда в Москву стал 50-летний юбилей со дня окончания профессорского института в Дерпте (21 мая 1831 г.), хлопоты по проведению которого принял на себя Московский университет.

Встречу художника, мечтавшего написать портрет «великого старца», с хирургом Н.И. Пироговым на Курском вокзале Москвы можно увидеть и сегодня. Она выглядит так, как запомнилась Илье Репину. Представим небольшой этюд (холст, масло, 36 х 58 см)1, на котором И.Е. Репин навеки запечатлел это историческое событие [2,3,4,5].

На нем изображен перрон Курского вокзала. Здесь остановилось несколько железнодорожных вагонов зеленого и красного цветов с голубыми крышами. Все они украшены витыми гирляндами из зелени и живых цветов. У красного вагона теснится множество людей, среди которых автор картины изобразил и самого себя. Здесь Илья Репин стоит спиною к зрителю. Он - в широкополой шляпе темного цвета, аплодирует; в кармане светлой куртки виден свернутый альбом для зарисовок. Большинство остальных также приветствуют седобородого человека в черных очках и с обнаженной головой,

1 Оригинал находится в Военно-медицинском музее Министерства обо-

роны Российской Федерации (С.-Петербург), одна из копий - в музее-

усадьбе Н.И. Пирогова (г. Винница, Украина).

который возвышается над окружающей его толпой. Это и есть великий хирург Пирогов, ошеломленный массовой и шумной встречей.

Если не знать первоначального сюжета2, то содержание репинского этюда можно интерпретировать по-разному. Чтобы определиться с вариантами, попробуем ответить на вопрос: «Что же последует дальше?»

Можно допустить, что киевский поезд едва остановился, и Николай Иванович после долгой дороги только вышел из вагона, щурясь от майского московского солнца и пряча глаза за темными линзами очков. Он неважно себя чувствует3, и овации встречающих, задержавшие хирурга на ступенях тамбура, раздражают его и кажутся излишними. Но вскоре Пирогов спустится из вагона на перрон, а толпа встречающих расступится перед ним. Так начнется триумфальное шествие великого Пирогова по родной Москве, которое завершится через 3 дня пышными проводами «первого хирурга России». Это

- классический сюжет. Поэтому, и репинский этюд был изначально назван как «Приезд Н.И. Пирогова в Москву 22 мая 1881 г. на празднование юбилея».

Однако же, у Ильи Репина работа над этим этюдом долго не ладилась, и ему понадобилось много лет (1881-1888), чтобы завершить ее. Возможно, к тому времени классический сюжет, ставший прообразом для этюда, стал как-то забываться.

В скором времени новым владельцем картины стал некий «доктор Воронихин» [6], о котором мало, что известно. После его смерти в истории репинского шедевра появились новые действующие лица - наследники врача, решившие продать ее в 1897 г. Скоро нашелся и покупатель. Эту роль сыграл президиум Русского хирургического общества Пирогова (РХОП), решившийся приобрести репинское полотно для первого в России пироговского музея.

В С.-Петербурге, на набережной Невы, силами и средствами общества к тому времени было воздвигнуто великолепное здание будущего Хирургического музея им. Н.И. Пирогова, первый отдел которого посвящался блестящему отечественному хирургу.

Однако продавцы исторического этюда по-своему истолковали незамысловатый сюжет И.Е. Репина.

«Перрон московского вокзала, - доказывали они.

- Вот-вот Пирогов, простившись надолго с московской публикой, войдет в свой красный вагон, и курьерский поезд, ускоряя ход, понесет его навстречу опасностям Русско-турецкой войны 1877-1878 гг.».

Таким образом, вместо встречи получались проводы. «Проводы хирурга Н.И. Пирогова московскими студентами на Русско-турецкую войну 1877 г.» - так называли эту картину Ильи Репина в 1897 г. наследники первого умершего владельца.

2 Приезд Пирогова в Москву 22 мая 1881 г. на празднование юбилея.

3 Ко времени приезда в Москву Пирогов был тяжело болен.

Против такого названия не стали возражать и петербургские хирурги, заплатившие за репинский этюд 203 рубля. Кому же, как не им, известно, что Пирогов в течение нескольких месяцев 1877 г. действительно был участником последней турецкой войны, инспектируя лечебные учреждения действующей армии на Балканском театре военных действий?

Об этом событии напоминала им и монография выдающегося врача, опубликованная спустя год после окончания боевых действий в Болгарии (1879) и хранившаяся в Хирургическом музее им. Н.И. Пирогова [7].

Поэтому поначалу явное изменение классического названия этой картины не вызвало сомнений, тем более, что между двумя возможными сюжетами - отъездом на театр военных действий и приездом на юбилей в Москву

- прошло 4 года, в течение которых внешность Пирогова мало изменилась.

Так, нежданно-негаданно у художника И.Е. Репина стало одной работой больше, потому что к уже известному «Приезду Н.И. Пирогова в Москву22 мая 1881 г.на празднование юбилея» добавились так называемые «Проводы хирурга Н.И. Пирогова московскими студентами на Русско-турецкую войну 1877 г.», датированные 1877 г.

Начиная с октября 1897 г., репинское полотно с обновленным названием4 и с тем же незамысловатым сюжетом долго украшала первый, или пироговский, отдел Хирургического музея в С.-Петербурге [4, 5].

В 1906 г., когда исполнилось 25 лет со дня кончины Н.И. Пирогова, оно привлекло внимание известного фотохудожника К. Булла. Одна из его фотографий была опубликована в то же время в журнале «Нива». Здесь можно видеть не только знакомые очертания известного этюда И.Е. Репина, но и название этой картины, не соответствовавшее классическому сюжету автора. «Проводы Н.И. Пирогова на войну в турецкую кампанию 1877-78 гг. в Москве» (с картины И.Е. Репина, находящейся в Музее 5), - так указывалось оно в одном из журналов «Нива» за 1906 г. [8].

Только в 1910 г. этому репинскому этюду было возвращено историческое название. Поводом к этому стал 100-летний юбилей со дня рождения Н.И. Пирогова (1810-1910), неординарное событие того времени, всколыхнувшее былой интерес к научной, практической и общественной деятельности, а также творческому наследию великого хирурга.

К восстановлению справедливости оказалось причастным новое поколение петербургских хирургов, объединившихся в составе Русского хирургического общества, носившего имя Н.И. Пирогова, к ведению которого по-прежнему относился уже известный Хирургический музей. Хранители музейного пироговского фонда вы-

4 Иногда ее называли иначе, к примеру, «На войну. Проводы хирурга Н.И. Пирогова, 1877 г.».

5 Имеется в виду Хирургический музей Н.И. Пирогова в С.-Петербурге.

Пирогова пролегал в Кишинев, а оттуда

- на территорию Болгарского княжества, где разворачивались главные события тех лет. Подробности инспекционной поездки Пирогова упоминались на первых же страницах пироговского «Военно-врачебного дела...» [7.4.1.-С. 1] .ставшего отчетом об этой командировке. Это «от-

Рис. 1. Фасад Хирургического музея им. Н.И. Пирогова

_3

Проводы Н. И. Л и рогова на войну пт» турецкую кампанію 1877 — 76 гг. въ МасмвЪ- Съ картины И. Е. Плана,

находящейся въ Д1 j деі.

Рис. 2. Фотография К. Булла с искаженным названием репинского этюда

яснили, что осенью 1877 г. Н.И. Пирогов не выезжал из Москвы на Балканский театр военных действий, как следовало из названия репинского этюда, занимавшего центральное место в портретной галерее музея.

К тому времени великий хирург жил постоянно в своей усадьбе, находившейся в селе Вишня Подольской губернии. В начале сентября 1877 г. он получил предложение об осмотре «всех санитарных учреждений на театре войны и в тылу действующей армии» и немедленно выехал на Балканский театр военных действий. При этом из собственного имения в украинском селе Вишня он отправился, конечно же, не в Москву, а прямо в Киев, в окрестностях которого и начался осмотр тыловых лечебных учреждений действующей армии. Затем путь

крытие» привело к перемене названия репинского полотна, находившегося в Хирургическом музее. Так, прежние «Проводы...» вновь превратились в «Приезд Н.И. Пирогова в Москву... на празднование юбилея».

Изменение названия этюда нашло отражение в солидном юбилейном издании, посвященном 100-летию со дня рождения великого хирурга, где была впервые приведена фотография репинской работы, сопровождавшаяся новым, на этот раз почти историческим названием [9].

Однако же, и здесь не обошлось без ошибки. В новом варианте названия репинского этюда фигурировало 24 мая 1881 г. в качестве дня приезда6 видного хирурга в Москву, тогда как в действительности в этот день он уезжал из нее после завершения юбилейных торжеств. Так новоявленный «Приезд.>,.» вновь норовил превратиться в очередные «Проводы...».

С тех самых пор и до нашего времени это полотно оставалось «Приездом..,», а в советские времена удалось уточнить и его прежнюю, историческую дату (22 мая 1881 г.) [10].

Оно сохранилось, благодаря многим бескорыстным энтузиастами лихие годы войн и революций (1914-1920). Одним из них был Н.В. Вихрев, бессменный директор Хирургического музея Н.И. Пирогова в течение нескольких (досоветских и советских) десятилетий. Ему не раз приходилось прятать репинский шедевр на своей квартире7 и тем самым спасти его от бессмысленных революционных реквизиций.

В июле 1930 г. эта картина И.Е. Репина пережила закрытие Хирургического музея Н.И. Пирогова, и после этого переходила от одних случайных владельцев к другим. В течение нескольких лет (1933-1935) она являлась «жемчужиной» пироговской экспозиции, созданной в так называемом Военно-санитарном музее. Этот музей был

На самом деле Н.И.Пирогов приехал в Москву 22 мая 1881 г. Квартира директора находилась в здании Хирургического музея Н.И. Пирогова.

h-ШГ

L' ".

■у

ГГр№аДъ II. И. Пирогова въ Москву на юбилей. 24-го м;ш 1SSI г.

Картина проф. Ріпи□ а. (Іїкрогоппгііі мувей).

Рис. 3. Приближение к историческому названию

создан в ленинградской Военно-медицинской академии Рабоче-крестьянской Красной армии и не был предназначен для увековечения заслуг Н.И. Пирогова в родном Отечестве.

После расформирования Военно-санитарного музея в 1936 г. известный этюд И.Е. Репина наряду с другими экспонатами бывшего Хирургического музея Н.И. Пирогова перекочевал, по всей видимости, на кафедру оперативной хирургии и топографической анатомии того же прославленного вуза.

Осенью 1941 г., когда над Ленинградом смыкались клещи фашистской блокады, профессорско-преподавательский состав и слушатели Военно-медицинской академии были эвакуированы из осажденного города в далекий Самарканд. Эвакуация осуществлялась по Ладожскому озеру, поэтому каждый мог взять с собой только то, что можно унести в заплечном мешке. Обычно это были конспекты и учебники, без которых нельзя обойтись.

А репинское полотно переживало беспримерную блокаду в промерзавшем до основания здании той же кафедры, где оказалось незадолго до Великой Отечественной войны (1941-1945). Но все-таки в эти страшные годы

его защищал бессменный хранитель - преподаватель кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии И.В. Цагарейшвили, сумевший сохранить и этот исторический этюд И.Е. Репина, и остальное кафедральное имущество от перипетий военного времени.

В 1946 г. и репинский этюд, и другие пироговские экспонаты из бывшего Хирургического музея им. Н.И. Пирогова были переданы из ленинградской Военно-медицинской академии во вновь образованный Военно-медицинский музей (ВММ) Министерства обороны СССР. В том же году у репинского полотна появился украинский «близнец». Это была копия нашего «Приезда.. которая теперь экспонируется в Национальном музее-усадьбе Н.И. Пирогова (г. Винница, Украина) [11]. С открытием ВММ в начале 50-х годов прошлого века стал для посетителей доступен и оригинал под названием «Приезд Н.И. Пирогова в Москву 22 мая 1881 г. на празднование юбилея*.

В то же послевоенное время вновь возрождается из небытия легенда о существовании в свое время второго репинского этюда, главным фигурантом которого являлся «первый хирург России».

В 1948 г. вдохновителем такого возрождения стал И.Э. Грабарь - один из видных искусствоведов своего времени, сумевший включить этюд под названием «На войну. Проводы Н.И. Пирогова» (1877) в составленный им же перечень работ И.Е. Репина. При этом указывалось, что достоверные сведения о местонахождении этой работы отсутствуют [12].

С тех пор прошло достаточно времени, чтобы отечественные и иные искусствоведы могли убедиться в некоторой «вольности», допущенной И.Э. Грабарем по отношению к одному и тому же репинскому полотну, известному под двумя разными названиями.

Но не тут-то было. И в XXI веке неизвестно где находящийся репинский шедевр, связанный с именем Н.И. Пирогова, о котором сообщал И.Э. Грабарь в 1948 г., снова не дает покоя некоторым отечественным искусствоведам - нашим современникам.

В результате прежняя легенда, словно бородой, начинает обрастать новыми подробностями. И сводятся они к тому, что в годы Гражданской войны в России (1918-1920) подлинный этюд известного художника Репина, названный им «На войну. Проводы Н.И. Пирогова» (1877), якобы был вывезен во Францию, где он находится и сейчас (в одном из государственных музеев).

Однако же, фактическая сторона новой версии на этом и заканчивается, а название французского музея, где хранится репинский раритет, продолжает оставаться недоступной тайной, как и описание самого раритета.

Хотя теоретически французский след в этой истории действительно мог иметь место. Известно, что младший сын Н.И. Пирогова, историк В.Н. Пирогов (1846-1914), в 1913 г. эмигрировал из России во Францию. Здесь он тяжело заболел, принял католическую веру и умер в Марселе, в одном из монастырских подворий, от той же неизлечимой болезни, что и его великий отец.

Между тем именно В.Н. Пирогов являлся наследником пироговского достояния и передал до эмиграции значительную его часть в Хирургический музей им.

Н.И. Пирогова. Нет сомнений, что, собираясь эмигрировать,ценные и наиболее дорогие сердцувещи он, конечно же, вывез из России8. Во Францию, как известно, деревянные ящики с личными вещами В.Н. Пирогова были доставлены во вскрытом виде, о чем он успел сообщить С.Я. Штрайху (биографу «первого хирурга), не приводя сведений о потерях. Какая судьба была уготована остальному достоянию семьи Пироговых, оказавшемуся в чужой стране накануне Первой Мировой войны 1914-1918 гг.? Она по-прежнему остается неизвестной, хотя в России у В.Н. Пирогова была дочь (Роговская, по фамилии).

К тому же времени в Одессе проживали две дочери старшего сына Пирогова, Николая Николаевича (1843-1891), пережившего отца всего на 10 лет и похороненного вместе с ним в одном склепе. Но и они стали эмигрантками, поселившись в Греции во время Гражданской войны 1918-1920 гг. Это были последние живые свидетели, видевшие воочию «великого старца» и связанные с ним родственными узами.

Репинское творческое наследие, посвященное «первому хирургу России», не ограничивалось известным многим «Портретом хирурга Н.И. Пирогова»9 (1881) и загадочным живописным этюдом (1881-1888), сюжет которого напоминал и встречу, и проводы. Нельзя забывать и об удивительной истории скульптурного портрета

H.И. Пирогова, автором которого стал И.Е. Репин в том же 1881 г. Этот скульптурный портрет, по признанию Репина, стал наиболее удачным произведением из всех творений, связанных с именем «первого хирурга». И о нем мы расскажем особо.

Литература

I. Очерк деятельности русского хирургического общества Пирогова за 25 лет (1882-1907) / Сост. Н.Н. Петров. - СПб., 1907. - С. 3.

2. Боголепов Е.С. Н.И. Пирогов в творчестве И.Е. Репина (к 140-летию со дня рождения Н.И. Пирогова) //Хирургия. -1950. - № 12. - С. 22-24.

3. Корнеев В.М. Великий русский хирург и анатом Н.И. Пирогов. - Л., 1952.

-С. 90.

4. Козовенко М.Н. Первый пироговский музей в России // Воен. - мед. журн.

- 2004,-№6.-Т. 325.-С. 68-74.

5. Шевченко Ю.Л., Козовенко М.Н. Музей Н.И. Пирогова. - СПб.: Наука, 2005.

- 254 с.

6. Протоколы и труды русского хирургического общества Пирогова (1896-1897). - СПб., 1898. - С. 100.

7. Военно-врачебное дело и частная помощь на театре войны в Болгарии и в тылу действующей армии в 1877-1878 гг. - СПб., 1879. - Ч. 1.

-404 с.; 4.2.-382 с.

8. По поводу 25-летия со дня кончины Н.И. Пирогова // Нива. -1906.

- № 49. - 9 декабря. - С. 782, 783.

9. Николай Иванович Пирогов и его наследие. Пироговские съезды / Под ред. М.М. Гран, З.Г. Френкеля, А.И. Шингарева. - СПб., 1911. - С. 98.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Штрайх С.Я. Пирогов. - М., 1933. - С. 153-154.

11. Собчук Г.С., Кланца П.А. Музей-усадьба Н.И. Пирогова: Путеводитель. - 4-е изд. с изм. и доп. - Одесса: Маяк, 1989. - С. 47.

12. Грабарь И.Э. И.Е. Репин. Художественное наследство. - М.-Л., 1948.-Т. 1.

- С. 398.

Контактная информация

Шевченко Юрий Леонидович

105203, г. Москва, ул. Нижняя Первомайская, д. 70 тел.: (495) 464-12-63, факс: (495) 465-09-52.

8 По всей вероятности, в его багаже мог находиться вариант повторения «Портрета хирурга Н.И. Пирогова» (1881), выполненный И.Е. Репиным по заказу его жены, А.А. Пироговой (этот шедевр не значился среди портретов, переданных Хирургическому музею им. Н.И. Пирогова).

9 Его можно видеть в репинском зале Государственной Третьяковской галереи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.