Научная статья на тему 'ПОРТРЕТЫ ИСТОРИЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЕЙ В ТЕКСТАХ ПЕСЕН ГРУППЫ "АРИЯ"'

ПОРТРЕТЫ ИСТОРИЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЕЙ В ТЕКСТАХ ПЕСЕН ГРУППЫ "АРИЯ" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
735
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"АРИЯ" / РОК МУЗЫКА / ИСТОРИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / ПОНТИЙ ПИЛАТ / ЦИНЬ ШИ ХУАН - ДИ / ПАГАНИНИ / ARIA / ROCK MUSIC / HISTORICAL CHARACTER / PONTIUS PILATE / QIN SHI HUANG DI / PAGANINI

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ингвар Рихтер, Михалева Татьяна Михайловна

Большинство текстов песен группы «Ария» характеризуется наличием чётко оформленного сюжета. В репертуаре группы есть песни на различные темы. Обращается группа в том числе к образам исторических личностей. Иной раз они узнаваемы, а иногда их можно опознать лишь по косвенным характеристикам. Исторические персоны могут принадлежать к разным эпохам и культурам. В рамках данной статьи рассматриваются песни, повествующие о скрипаче Никколо Паганини, китайском императоре Ци Ши Хуан - ди и римском прокураторе Понтии Пилате.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPRESENTATIONS OF THE HISTORICAL CHARACTERS IN THE LYRICS OF THE MUSIC GROUP “ARIA”

Most of the lyrics of the music group “Aria” is characterized by the presence of a clearly structured plot. The group’s repertoire includes songs on various topics. The group tales about historical characters. Sometimes they are recognizable, but sometimes they can be recognized only by indirect characteristics. Historical characters may belong to different eras and cultures. The article is devoted to the songs about the violinist Niccolo Paganini, the Chinese emperor Qi Shi Huang Di and the Roman prosecutor Pontius Pilate.

Текст научной работы на тему «ПОРТРЕТЫ ИСТОРИЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЕЙ В ТЕКСТАХ ПЕСЕН ГРУППЫ "АРИЯ"»

УДК 82-192 ББК Ш301 Код ВАК 10.01.08 ГРНТИ 17.07.25

ИНГВАР РИХТЕР

Алматы

Т. М. МИХАЛЕВА

Москва

ПОРТРЕТЫ ИСТОРИЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЕЙ В ТЕКСТАХ ПЕСЕН ГРУППЫ «АРИЯ»

Аннотация. Большинство текстов песен группы «Ария» характеризуется наличием чётко оформленного сюжета. В репертуаре группы есть песни на различные темы. Обращается группа в том числе к образам исторических личностей. Иной раз они узнаваемы, а иногда их можно опознать лишь по косвенным характеристикам. Исторические персоны могут принадлежать к разным эпохам и культурам. В рамках данной статьи рассматриваются песни, повествующие о скрипаче Никколо Паганини, китайском императоре Ци Ши Хуан-ди и римском прокураторе Понтии Пилате.

Ключевые слова: «Ария»; рок-музыка; историческая личность; Пон-тий Пилат; Цинь Ши Хуан-ди; Паганини.

Сведения об авторах: Ингвар Рихтер, независимый автор; ingva-rata@gmail.com.

Михалева Татьяна Михайловна, выпускница факультета журналистики, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова; werewolf-tatiana@yandex.ru.

INGVAR RICHTER

Almaty

Т. М. МIKHALEVА

Moscow

REPRESENTATIONS OF THE HISTORICAL CHARACTERS IN THE LYRICS OF THE MUSIC GROUP "ARIA"

Abstract. Most of the lyrics of the music group "Aria" is characterized by the presence of a clearly structured plot. The group's repertoire includes songs on various topics. The group tales about historical characters. Sometimes they are recognizable, but sometimes they can be recognized only by indirect characteristics. Historical characters may belong to different eras and cultures. The article is devoted to the songs about the violinist Niccolo Paganini, the Chinese emperor Qi Shi Huang Di and the Roman prosecutor Pontius Pilate.

Keywords: Aria; rock music; historical character; Pontius Pilate; Qin Shi Huang Di; Paganini.

About the authors: Ingvar Richter, Independent Author.

© Ингвар Рихтер, Михалева Т. М., 2020

Mikhaleva Tatiana Mikhailovna, Graduate of the Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University.

Большинство текстов песен группы «Ария» характеризуется наличием сюжета. Сравнима в этом плане с ними, пожалуй, только группа «Король и Шут», чьи тексты также представляют собой истории с чётко оформленным сюжетом. «Ария» обращается к разным темам, в поле её зрения оказываются и судьбы исторических личностей. Рассмотрим такие песни «Арии», как «Кровь за кровь», «Игра с огнём», «Обман»1.

Музыкальные «рассказы» «Арии» имеют своеобразный формат повествования, который роднит их с древними балладами и песнями (например, исполнявшимися менестрелями), при помощи которых аудитории преподносится тот или иной имеющий важное значение сюжет, нередко затрагиваются какие-либо философские проблемы (например, речь может идти о противостоянии добра и зла) и вопросы морали. Вселенская борьба добра со злом оказывается мистериальной игрой, в которой одним из участников является человек, выступающий то в роли актера, то в роли зрителя, часто оказывающийся на границе, отделяющей тьму от света. Обращается группа к образам исторических персонажей и, рассказывая о них, затрагивает ту же тему противостояния добра и зла, в эпицентре борьбы которых оказываются лирические герои.

На примере трёх песен мы покажем, какие исторические личности участвуют в этой игре.

«Кровь за кровь» (альбом «Кровь за кровь», 1991) [2]. Данная композиция «Арии» - вариация евангельского сюжета осуждения на казнь и распятия Иисуса из Назарета. Однако здесь в центре повествования находится не Христос, а прокуратор Понтий Пилат - человек, осудивший Иисуса. Повествование ведётся от третьего лица, и этот рассказчик выступает внутренним голосом Пилата, вербализирует внутренние, скрытые от взглядов окружающих переживания прокуратора.

Портрет Пилата по версии «Арии» отличается от портрета реального прокуратора - у «Арии» Пилат скорее списан с булгаковского прокуратора, выведенного им в романе «Мастер и Маргарита». Вероятно, роман Булгакова послужил источником вдохновения для автора текста в большей мере, чем Евангелие, то есть мы имеем в итоге дело с рецепцией второго порядка. Пилат в песне «Кровь за кровь» предстаёт перед нами как актёр, который участвует в мистериальной драме становления личности Иисуса из Назарета, а также показывается как один из первых учеников Иисуса, на что намекают слова о прокураторе: «Кто любил, тот и распял».

В тексте «Арии» Пилат предстает не только как правитель-философ, каким он показан в романе Булгакова, и не только как палач, как в Евангелии, но и как страдалец, принимающий на себя бремя долга, подобно са-

1 Автор указанных текстов - М. А. Пушкина, советская и российская поэтесса, переводчица, журналистка.

мому Иисусу, ради высшей цели, и свернуть с выбранного пути для Пилата уже не представляется возможным: «Здесь твой ад! Ты знаешь - нет дороги назад. Пей свой яд! Пей, прокуратор Понтий Пилат». Страдания прокуратора роднят его с Иисусом («Ты должен не роптать, а терпеть»), и Пилат жаждет искупления и успокоения, но, в отличие от Христа, его путь ещё не завершён, и он должен доиграть свою роль мучителя и истязателя для того, чтобы толпа, ждущая распятия иудейского царя, смогла прозреть.

Пилат жаждет прекращения своих мук, хочет отправиться вместе с Христом в Царствие Божие: «В серебристый сон ты бы с ним ушёл по дороге вечных звёзд». Однако он не может этого сделать, так как его роль со смертью Христа не заканчивается, и он вынужден испытывать на себе гнев Дьявола, который не отпускает Пилата, помнит о нём. Попытки Пилата смыть с себя позор оказываются тщетными. Несмотря на всё это, Пилат предстаёт перед нами как святой, который принимает собственный крест, дабы поучаствовать в искуплении грехов человеческих перед лицом Бога. К слову, Пилат почитается как святой Эфиопской православной церковью.

Согласно гностическим представлениям, Иисус становится Христом, то есть тем, кто искупает своими страданиями грехи человеческие, именно в мистериальном акте несения креста и последующего за ним распятия. Именно во время распятия Иисус полностью сливается с Богом-Отцом и сам становится богом. Без распятия Иисус не сделался бы Мессией, ведь именно последующее за распятием воскрешение убедило многих людей, включая некоторых его последователей (в частности, апостола Фому), в истинности того учения, которое проповедовал Иисус. В свете сказанного становится понятен вопрос Иисуса, обращённый к Отцу, о том, что тот уготовил своему сыну. Именно повинуясь воли Бога-Отца, Иисус идёт на Голгофу, и в этой пьесе все должны сыграть свои роли, включая Пилата. Прокуратор выступает в роли обрекающего на смерть судьи, возможно, даже не до конца осознавая смысл происходящего, но повинуясь высшей воле. В пользу этой версии говорят строки: «Кровь за кровь, то воля не людей, а богов!». Своей кровью Иисус искупает ту кровь, которую во грехе пролило человечество. И именно за помощь Пилата Христу в этой игре Дьявол и наказывает прокуратора. Если взглянуть на данную историю именно под таким углом, то не только действия Пилата, но ещё и действия предателя Иуды окажутся совершёнными согласно воле Бога во имя победы света, и мотивы действий этих персонажей становятся иными, нежели мы предполагаем. Что касается исторического Пилата, то от него в тексте «Арии» остаётся только имя и память о совершённых им деяниях, а внутренние побуждения и переживания оказываются вымышленными, призванными дать завершённость истории Христа как Мессии. Кстати, бурю, гром и молнию, которые сопутствовали моменту смерти Иисуса на кресте, можно истолковать особым образом. В классической христианской традиции данные природные явления выступают символами Божьего гнева за распятие Христа. Но если принять во внимание, что данная пьеса была поставлена самим Богом, то накрывшую Голгофу тьму можно считать де-

194

лом рук Дьявола, проигравшего в этой части пьесы, повествующей о борьбе добра со злом. Что касается Пилата, то его смерть «не в счёт для вечной Силы Зла», он лишь одна из фигур.

«Обман» (альбом «Генератор зла», 1998) [3]. В данном тексте рассказывается о китайском императоре Цинь Ши Хуан-ди, его смерти и связанных с ней событиях. Также в тексте затрагиваются некоторые вопросы морали и нравственности, связанные с феноменом единоличной власти.

Если в песне «Кровь за кровь» её главный герой называется по имени, то в «Обмане» он не указывается, и понять, о ком идёт речь, аудитория может, лишь зная историю Китая.

Сегодня чёрный день - владыка мира мёртв,

И стар, и мал не могут слёз сдержать своих.

Он добрый повелитель,

Он солнцем был и был луной,

Империя осталась

Его вдовой.

Он будет погребён в нефритовом гробу В степи пустой, где грезит падалью шакал, И тысяча коней затопчет путь к нему Чтоб плач людской сон мертвеца не осквернял.

В данных строках даются главные намёки на личность героя, о котором говорится в песне.

Владыка мира - так издревле именовали себя императоры Китая, считавшие Поднебесную, то есть Китай, большой частью огромного мира, на периферии которого жили племена варваров. Территориально, как и две тысячи лет назад, так и сегодня, Китай - это одно из самых больших государств на Земле.

Владыка Луны и Солнца - так аллегорически именовались китайские императоры. Это связано, во-первых, с тем, что все императоры Китая считали себя потомками первого Небесного правителя Китая, Бога-императора Шу. Солнце и Луна - это те управители, согласно верованиям древних людей, от которых зависела их жизнь, и ими повелевает Небесный бог. Пока в одной части Китая царствует Солнце (то есть там день), в другой его части господствует Луна (то есть ночь). Таким образом, называвшие так императора подчёркивали величие его самого и всей империи. Император считался владыкой жизни, обладающим абсолютной властью.

«Империя осталась его вдовой», и герой будет погребён в нефритовом гробу - мертвец является императором, в пользу чего свидетельствует нефрит, особо почитаемый именно в Китае и считавшийся там атрибутом верховной власти (человеческой - императорской и божественной).

Китайских императоров было много, и логично задаться вопросом, почему же мы считаем, что речь идёт именно о первом императоре династии Цинь? На это дают ответ строки:

Он будет погребён в нефритовом гробу В степи пустой, где грезит падалью шакал И тысяча коней затопчет путь к нему.

По легенде Хуан-ди был погребён в нефритовом саркофаге, а его гробницу тайно возвели где-то в пустыне Гоби. Мемориальный комплекс первого императора был найден только в 70-х годах прошлого века, и раскопки ведутся до сих пор, а гробница самого императора до сих пор не найдена.

Как и Пилат, Хуан-ди был впоследствии очернён, в некоторых источниках он именуется кровавым тираном. В тексте песни говорится, что он правил «огнём и мечом», и в правление Хуан-ди действительно случилось много войн, царила жестокость. Но взглянем на это с другой стороны: Китай в первые годы правления Хуан-ди представлял собой скопище разрозненных феодальных государств, которые вели войны не только между собой, но и вынуждены были отражать набеги кочевников из монгольских степей, и вопрос о существовании Китая как цельного государства стоял под вопросом. Задачей Хуан-ди было объединение страны ради её процветания. Первый император Китая создал основу для последующего нарастания мощи Поднебесной, заложил основы культуры, просуществовавшей 2000 лет, а некоторые её элементы, в частности письменность, существуют до сих пор, связывая прошлое китайцев с их настоящим. Помимо этого Хуан-ди известен такими нововведениями, как эталоны мер, единая административная система. Он был жесток, но возможно ли создать великую страну, не прибегая к насилию?

Как сказал другой великий правитель, Тамерлан: «Ищи правду в силе, а силу в правде». Хуан-ди установил главенство закона, тем самым попытавшись уничтожить один из людских пороков, расчеловечивающих их («Люди как звери, когда власть над миром дана»). Власть развращает безнравственного, но достойному она открывает возможность творить добро для всех. Власть - это жестокость, но она является инструментом, который можно использовать, либо созидая всеобщее благо, либо творя зло. Тирания Хуан-ди обеспечила процветание Поднебесной. Однако в песне угадывается вопрос: кто такой Хуан-ди, злобный тиран или добрый повелитель?

«Игра с огнём» (альбом «Игра с огнём», 1989) [1]. Герой данной песни - также историческая личность, и, подобно двум первым, она является поистине выдающейся. Здесь, как и в предыдущем тексте, имеются только косвенные намеки на личность персонажа.

Текст делится на две части: на монолог скрипача и монолог Дьявола, обращающегося к скрипачу. Сюжет песни основан на мифе о такой исторической личности, как Никколо Паганини. Он был гениальным скрипачом-виртуозом, поразившим своей игрой всю Европу своего времени. Паганини ставится на одну ступень с Бахом, Бетховеном, Моцартом. Гениальные личности, которые во многом опережают своё время и разительно отличаются от простых людей своей эпохи, чаще всего не находят понимания у окружающих, а их личности обрастают мифами, такие гении мо-

гут даже демонизироваться. Так произошло и в случае с Никколо, гениальность которого объяснялась тем, что он продал душу Дьяволу и получил талант скрипача от него. В песне скрипач говорит об этом так:

Нет клейма на душе моей,

Кроме господа, я не знал царей,

Но на скрипке мне выжег мастер тайный знак,

И змеёй пущен чёрный слух,

Что смычком моим правит адский дух,

А мой лучший друг - Гений Тьмы, сам Сатана!

Песня иллюстрирует христианскую догму, что любая гениальность исходит либо от Бога, либо от Дьявола. Ещё при жизни Никколо обрёл амплуа распутника, заядлого любителя вина и азартных игр, что в рамках косного общества того времени лишь усугубляло отношение к Паганини как к талантливому человеку, гений которого имеет нечистую природу.

Гениальный человек обречён за счёт своей гениальности выделяться из серой массы обывателей, но он вечная «белая ворона». Люди того времени не могли понять, что гениальность может быть порождением не потусторонних сил, а являться продуктом сознания самого человека. Таланты могут стать для своего владельца тяжким бременем, создавать трудности и опасности, о чём скрипач сам говорит:

Я для них злодей, Знающий секрет низменных страстей Нищих и царей, Я был скрипачом Мой талант - мой грех, Дьявол ни при чём, Я играл с огнём!

Паганини был для своего времени своеобразной поп-фигурой. Его игра пробуждала в сердцах, умах и душах слушающих огонь и страсть. Музыка Никколо для своего времени была гениальной, а игра виртуозной, и это вызывало у слушающих целый экстатические эмоции. По свидетельствам очевидцев, его игра была настолько восхитительной, что некоторые дамы теряли сознание от восторга на его концертах. Естественно, такой гений - практически секс-символ по меркам своего времени - влюблял в себя целые толпы. Как известно, там, где есть любовь подобного рода, всегда остаётся место ревности. Этим, в частности, и объясняется тот дьявольский ореол, который окружал Паганини. В целом трагедия любого гения заключается в том, что общество создаёт вокруг их персон множество мифов, нередко демонизирует гениев. Толпа может вознести на трон и низвергнуть с него в мгновение ока. Человек, который становится ис-

полнителем воли жаждущей наслаждений толпы, испытывает постоянные страдания и оказывается марионеткой Дьявола:

Ты не хочешь знать, что гений - это я!

Ты же мой футляр, ты - платье для меня, скрипач!

Сознание толпы постоянно ищет объяснение природе гениальности, а также, тяготея к бинарным оппозициям, пытается, обнаружив тёмного гения, найти ему светлую противоположность, и наоборот. Этим объясняется, в частности, миф о Моцарте и Сальери, первый из которых оказывается светочем, а второй тёмным завистником, живущим в тени гения. А что касается мифа о Паганини, получившем талант от Дьявола, то он оказался настолько живучим, что дошёл до наших дней, а в своё время он оказался настолько похожим на правду, что католическая церковь отказалась хоронить его тело на освящённой земле.

Группа «Ария», обращаясь к образам исторических личностей, затрагивает различные важные проблемы, рассуждает о природе добра и зла и рассказывает об их противостоянии, затрагивает тему долга и судьбы, природы гениальности как божественного или дьявольского дара, а также обращается к феномену единоличной власти, сопровождаемой насилием и обеспечивающей процветание родной страны.

Литература

1. Группа «Ария». Песня «Игра с огнём» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ШрБ ://апа.ги/а1Ьит5/потегпоу-а1Ьот^га-5^пет/%В0%98% D0%B3%D1%80%D0%B0%20%D1%1%20%D0%BE%D0%B3%D0%BD% Б1%91%Б0%ВС (дата обращения: 27.02.2020).

2. Группа «Ария». Песня «Кровь за кровь» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: Шр5://апа.шМЬит5/потетоу-а1Ьот/кгоу-7а-кгоу/%В0% 9Л%01%80%В0%БЕ%00%Б2%В1%8С%20%В0%Б7%В0%Б0%20%00% БА%01%80%В0%БЕ%00%Б2%01%8С (дата обращения: 27.02.2020).

3. Группа «Ария». Песня «Обман» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Шр8://апа.шМЬит8/потетоу-а1Ьот^епега1ог-71а/0/о000/о9Е0/оВ00/о B1%D0%БC%D0%B0%D0%BD (дата обращения: 27.02.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.