Научная статья на тему 'Портретный очерк в формате лонгрида'

Портретный очерк в формате лонгрида Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1708
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОРТРЕТНЫЙ ОЧЕРК / ЛОНГРИД / ЛОНГФОРМ / ФОРМАТ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Климко Анна Юрьевна

Данная статья посвящена идее возрождения такого классического жанра журналистики, как очерк, через формат лонгрида. Автор статьи исследует теоретическую основу данного интернет-явления и его практическое воплощение в медиапространстве, а также анализирует успешность собственного проекта портретного лонгрида «Урал в лицах».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Портретный очерк в формате лонгрида»

Список литературы

1. Городникова, М. В. Тендер в коммуникативной интеракции [Текст] / М. В. Городникова // Тендер: Язык. Культура. Коммуникация: Докл. Второй международной конф., Москва 22 - 23 ноября 2001 г.-М., 2002. - С. 70-77.

2. Кирилина, А. В. Тендерные аспекты массовой коммуникации [Текст] / А. В. Кирилина // Тендер как интрига познания: Сборник статей / Сост. A.B. Кирилина. - М., 2000(a). - С. 47-80.

3. Стернин, И. А. Общение между мужчинами и женщинами [Текст] / И. А. Стернин. - Воронеж, 2002. - 34 с.

Климко А. Ю. ПОРТРЕТНЫЙ ОЧЕРК В ФОРМАТЕ ЛОНГРИДА

Данная статья посвящена идее возрождения такого классического жанра журналистики, как очерк, через формат лонгрида. Автор статьи исследует теоретическую основу данного интернет-явления и его практическое воплощение в медиапространстве, а также анализирует успешность собственного проекта - портретного лонгрида -«Урал в лицах».

Ключевые слова: портретный очерк, лонгрид, лонгформ, формат.

Изначально лонгридами назывались все объёмные и требующие значительных временных затрат на чтение материалы. Позже определение стало более конкретным. Лонгридами стали называть не только статьи, так как «длинные тексты» выросли из рамок жанра и превратились в полноценный визуальный формат журналистского материала. Они стали включать в себя не только проблемный текст, но и такие элементы, как фотографии, видео, инфографику, различные интерактивные детали, стали сочетать внутри себя различные жанры.

Впервые лонгридом в современном значении этого слова назвали знаменитый репортаж The New York Times под названием Snow Tall. Материал повествует о сходе лавины в Каскадных горах США и о группе горнолыжников, пострадавших от стихии. На первом скролле читатель видит анимированное изображение завывающей в горах вьюги. По мере продвижения в глубь материала ещё не раз встречаются различные мультимедийные элементы: 3D карта Каскадных гор, интервью с очевидцами, детальные изображения места трагедии. Однако главным элементом, несмотря на обилие интересных деталей, остаётся текст.

Этот лонгрид с 2012-го года считается образцом для подражания для всех журналистов мира, хотя, конечно, уже созданы более интересные с технической и визуальной точек зрения проекты. Однако The New York Times были первооткрывателями, а «сноуфолл» стал нарицательным названием и по сей день считается синонимом слова «лонгрид». Стоит отметить, что этот материал значительно увеличил аудиторию издания и повысил степень доверия и уважения к бренду Times среди других онлайн-изданий. Количество просмотров лонгрида и его упоминаний побило все рекорды по высоте рейтингов.

Чем же отличался Snow Tall от других статей на сайте и в принципе от обычных материалов в интернет-СМИ? Медиаспециалист Г. Амирханова описала особенность этого лонгрида так: «У формата отличная от основного сайта верстка и особая структура построения истории. В этом формате впервые фото и видео не иллюстрация, а главные элементы материала <...> В этом материале, впервые все элементы «лонгрида», были

сверстаны с использованием эффекта параллакса (особая техника в веб-дизайне, когда фоновые изображения в перспективе двигаются медленнее, чем двигаются элементы, расположенные на переднем плане - прим. автора) на отдельной платформе» [1].

До 2016 года не было четкого определения лонгрида. Это объясняется тем, что сложно выделить среди всех материалов общие типологические признаки. У существующих проектов отличается структура и способы воплощения. Однако такое определение вскоре появилось: лонгрид (от англ. long read - длинное чтение) - мультижанровый журналистский формат, содержащий детальный обзор темы, характеризующийся большим объёмом и сочетающий в себе несколько мультимедийных способов подачи информации.

В настоящее время исследователями представлено более подробное и детальное разъяснение данного понятия: лонгрид - (англ. longread; long read - букв, «долгое чтение»)

- формат подачи журналистских материалов в интернете (англ. Long-form journalism). Его спецификой является большое количество текста, разбитого на части с помощью различных мультимедийных элементов: фотографий, видео, инфографики и прочих. Формат лонгрида предполагает чтение материала с различных электронных носителей. Он также позволяет читателю преодолеть «информационный шум» и полностью погрузиться в тему [1].

Признаками лонгрида как формата можно назвать объём, размещение материала на отдельной платформе, связанной с сайтом издания, особая вёрстка. Последний признак может показаться спорным, так как любой материал может содержать мультимедийные элементы, встречающиеся в лонгридах, однако вёрстка в «длинных текстах» выполняет важную структурирующую роль, делит лонгрид на части, как книгу на главы. Также лонгрид - это обязательно мультимедийный проект. Можно представить информацию в виде текста, но такой материал не будет пользоваться успехом у аудитории. Глубина исследования проблемы требует разных способов подачи информации, создающих эффект присутствия.

Почему лонгрид нельзя назвать жанром? Чаще всего длинным текстом является аналитическая статья или репортаж. В каждом лонгриде встречаются и элементы таких жанров, как, например, интервью, репортажные вставки, но всегда можно выделить преобладающие признаки того или иного жанра (предмет отображения, метод исследования материала, изобразительные средства и т. д.). Следует отметить, что в формате лонгрида используются исключительно аналитические жанры. Часто лонгрид превращается в серьёзное теоретическое исследование, он содержит в себе ссылки на многие источники и порой претендует на некоторую научность.

Иногда лонгриды называют мультимедийным сторитэллингом (от англ. story telling

- рассказывание истории). Однако сторитэллинг (или короче - story) - это также наиболее часто встречающийся в формате лонгрида жанр. Близок к нему жанр фичер (от англ. feature), выделяемый английским исследователем Б. Р. Паттерсоном. Под этим понятием он подразумевает длинные тексты, написанные путём «глубокого погружения в тему» [4]. Многие исследователи в лонгриде выделяют четыре структурных элемента: повествование, описание, реалистичный диалог и объяснение. Все эти части должны чередоваться, а не следовать друг за другом. Автор обращает внимание на то, что последний элемент следует максимально упростить, сделать понятным для массового читателя, а акцент сместить на репортажные вставки с действиями и диалогами персонажей и на историях-примерах.

Лонгрид можно также сравнить с большой инфографикой, которая полностью погружает читателя в историю, представляет ему самые разные факты в самой разной оболочке. Исследователь Г. Амирханова сравнивает текст лонгрида с главным гидом по истории, а визуальные элементы - с достопримечательностями [1]. И правда, даже если аудитория отказывается «слушать» экскурсовода, ей всегда интересно рассматривать детали.

Эти замечания подтверждают направленность лонгрида на массовую, а не на элитарную аудиторию.

Лонгрид представляет собой масштабное исследование проблемы как с теоретической, так и с практической стороны. Как отмечает один из немногих отечественных исследователей лонгридов А. Колесниченко, «лонгрид должен содержать уникальную и более яркую, более качественную информацию, чем обычно предлагается в СМИ» [3]. Кроме того, в своей работе «Длинные тексты (лонгриды) в современной российской прессе» исследователь использует англоязычное понятие in-depth reporting, что означает «значительное время и усилия журналиста, потраченные на исследование темы и - как результат - на ее новое понимание, недоступное при поверхностном ознакомлении с темой». Журналист не только работает с источником, но и собирает репортажный материал, берёт интервью у специалистов и обычных людей, причастных к событию. Он должен стать экспертом в изучаемой проблеме. Качественный лонгрид требует работы с большим количеством источников информации и подтверждающими примерами. Также качественный длинный текст информативен, каждое предложение должно быть наполнено смыслом, логически оправдано. Тема должна быть максимально раскрыта. Однако, исследуя лонгрид, нельзя не отметить и не менее важное интернет-явление мультимедийного формата - лонгформ.

Лонгформ - журналистский формат, представляющий историю в наиболее привлекательной для читателя форме, упор в которой делается на визуальную составляющую, а не на текст. У лонгрида и лонгформа много общих признаков: объём материала, подробный анализ проблемы, размещение материала на отдельной платформе, связанной с сайтом издания, особая вёрстка. Отличие заключается в отказе лонгформа от текстоцентризма: основная часть информации в нём представлена с помощью визуальных элементов. Текст же выполняет функцию небольших справочных выдержек [2].

В современных лонгридах редакторы и дизайнеры научились использовать различные приемы, чтобы увлечь читателя: они выстраивают повествование так, чтобы появилась драма, подключают мультимедиа: видео, полноэкранные фотографии, стильные иллюстрации, смелее обращаются с типографикой - она становится разнообразнее и приближается к журналистскому продукту.

Лонгрид становится персональной историей, с собственным выбором. Фото для быстрого понимания ситуации или видео для глубокого погружения. Всё зависит от времени, которым располагает пользователь. Ярким примером тому служит лонгрид, а в частности даже мультимедийный продукт, имеющий основания для определения как отдельной медиаплатформы или лонгформы, - «Семь цифровых смертных грехов», появившийся на просторах интернета в 2014-м году [6]. Подобный интерактивный подход расширяет возможности для лонгрида во многих областях, в том числе и для тех медиа-продуктов, где человек не выступает главным героем лонгрида.

В рамках курсовых работ на третьем и четвертом курсах, автор данной публикации реализовывал проект портретного очерка, который позднее был воплощен и в формате лонгрида. Через интерактивность и возможность выбора просмотра любой из частей лонгрида, данная форма может быть использована для оживления такого классического и устоявшегося жанра, как портретный очерк. Ярким примером зарубежного авторского портретного лонгрида является материал о певице Наташе Хан - британской певице. Идея данного лонгрида - через индивидуальный подход способствовать раскрытию героини [5]. Подобные качественные материалы, конечно, вдохновляют на создание авторских лонгридов.

Стоит сказать, что очерк «имеет своим главным предметом, прежде всего человеческую индивидуальность с ее делами, общественными связями, радостями и тревогами. Человек - в центре очерка: соответственно, чтобы раскрыть его сущность, нужно рассмо-

треть его с различных точек зрения, показать его как личность, «нарисовать» его многостороннюю деятельность. Героя журналист может показать, используя средства художественной выразительности и изображения (пейзаж, деталь, диалог, портрет), создавая с их помощью реальный образ.

В 2016-м году креативная команда, под руководством автора данной с статьи, создала портретный лонгрид «Урал в лицах», где главной героиней выступила Вероника Ливон-чик (26 лет). История, которая закладывалась в идейное ядро данного лонгрида, была связана с жизненным переломом или важным решением, которое послужило толчком к переоценке жизненной позиции. В свою очередь для Вероники такой выбор был сделал после поездки в Индию, после которой героиня нашего лонгрида решила, что хочет уйти из профессии экономиста и заняться педагогической деятельностью в школе. Героями проекта «Урал в лицах» на протяжении 2016-го года стали молодые челябинцы самых разных взглядов, устремлений и профессий. Данный авторский проект нашел как отклик у аудитории, так и своих последователей.

Лонгрид в большей степени позволяет раскрыть глубины портретного очерка, используя новые технические возможности - мультимедийность, инфографику, интерактивный текст. Все это больше способствует привлечению внимания пользователей. Сейчас существует отслеживание просмотра материала с помощью «лайков». Реализация авторского портретного лонгрида «Урал в лицах» показала, что подобные формы возрождают интерес современного интернет-пользователя к портретному очерку и человеку в целом.

Список литературы

1. Амирханова, Г. Р. Лонгрид: правила, примеры, сервисы [Электронный ресурс] / Г. Р. Амирханова. - URL: http://bestapp.menu/longrid-pravila-primery-servisy.

2. Градюшко, А. А. Современные средства визуализации контента в белорусских интернет-СМИ [Электронный ресурс] / А. А. Градюшко. - URL: http://elib.bsu.by/ handle/123456789/113703.

3. Колесниченко, А. В. Длинные тексты (лонгриды) в современной российской прессе. [Электронный ресурс] / А. В. Колисниченко. - URL: http://www.mediascope.ru/ node/1691#18.

4. Распопова, С. С. Автор мультимедийного текста [Текст] II Журналист. Социальные коммуникации. -2012.-№2.-С. 84-90.

5. Швед, О. В. Инфографика как средство визуальной коммуникации [Электронный ресурс] / О. В. Швед II Society for Cultural and Scientific Progress in Central and Eastern Europe. - URL : http://scaspee.eom/6/post/2013/10/infographics-as-means-of-visual" communication-shved-o-v.html.

6. Glitter in the dark [Электронный ресурс]. - URL: http://pitchfork.com/features/cover-story/reader/bat-for-lashes/.

7. Watch, Read, Participate, Share [Электронный ресурс]. - URL: http://digital-deadly-sins.theguardian.eom/#/Grid).

Ковалева Л. А.

НОВЕЙШИЕ СРЕДСТВА ПОДГОТОВКИ ФОТОИЛЛЮСТРАЦИИ К ПУБЛИКАЦИИ В ЭЛЕКТРОННЫХ СМИ

Современные СМИ не могут обходиться без богатого иллюстративного ряда. Постепенный переход СМИ в «электронное» поле, повышает требования к качеству иллюстративного материала. Электронные СМИ активно используют в качестве визуализации новостей фотографический ряд. Таким образом, качество публикуемых фотогра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.