УДК 7.03
Вестник СПбГУ. Сер. 6. 2013. Вып. 2
А. А. Троицкая
ПОРТРЕТНАЯ МИНИАТЮРА: ВОПРОСЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ.
Вопрос о возникновении формы и техники миниатюрного портрета, получившего распространение в Англии конца XVI в., представляет большой интерес по нескольким причинам. Не являясь изобретением англичан, именно в Англии искусство портретной миниатюры достигло своего расцвета, и именно там сложились ее основные принципы. Практика создания и использования портретных миниатюр сохранялась в европейском искусстве около трехсот лет, до возникновения дагерротипов, практически сменивших миниатюру. Их связывает очень давняя потребность человека иметь портреты значимых для него людей в как можно более компактной форме. Вместе с тем приходится признать, что миниатюра не имеет ничего общего с уменьшенным в размере портретом [1, р. 1; 2, р. 6], в том смысле, что живописный портрет не является источником ее возникновения, и все очарование миниатюры во многом состоит из различий с ним, касающихся в первую очередь живописной техники и материалов, используемых художником. Акварель, как мы назвали бы на современном языке применяемую миниатюристом краску, а также пергамент, картон — материалы, свойственные традиционному оформлению европейской книги, и именно в ней улавливается наиболее близкое родство с портретной миниатюрой.
Изначально термином «миниатюра» обозначались иллюстрации, оформлявшие средневековые рукописные книги. Название их происходит от латинского «minium» — красный пигмент, киноварь или сурик, который использовался при написании заглавных букв в средневековых манускриптах. В то же время под «миниатюрой» обычно понимается изображение или изделие небольшого размера, что в связи с близостью основ слов «minium» и «minor» (маленький) становится определяющим для характеристики произведений в этой технике. Тем не менее материал и техника исполнения, стилистика, а главное — само возникновение портретной миниатюры, восходят к миниатюре книжной. Миниатюристы XVI в. назывались в Англии так же, как иллюстраторы рукописной книги, — limner, а само искусство миниатюры — limning1, (подсвечивание или подцвечивание). Этот же термин зафиксирован в названии английского трактата XVI в., посвященного миниатюре, — «Treatise Concerning The Art of Limning» [3; цит. по: 4] самого выдающегося миниатюриста той эпохи Николаса Хиллиарда2.
Очевидной при сравнении миниатюрного портрета и позднеготической книжной иллюминации становится их стилистическая связь. Она проявляется в главенстве ли-
1 Несмотря на то что в настоящее время это слово имеет устаревшее значение «писать, рисовать» (картину, например), его происхождение очень близко к термину «иллуминация» — так, «limnour» означало «иллюстратор». Староанглийское «limnen» происходило от французского «luminen», оно, в свою очередь, от латинского «illuminate», «illuminare», имеющих корень lumen-, lumin — свет.
2 Николас Хиллиард (ок. 1547-1619) — английский художник, ювелир, миниатюрист, работал при дворе королевы Елизаветы
Троицкая Анна Алексеевна — аспирант, Российский институт истории искусств (РИИИ); e-mail: triniti37@yandex.ru
© А. А. Троицкая, 2013
41
нии как формообразующего элемента композиции, колористическом построении, основанном на использовании пятен чистого цвета, заполняющего контуры, плоскостности и подчиненности рисунка обрамлению иллюстрации. Традиция иллюстрированного инициала представляет собой практику совмещения текстового фрагмента с изобразительным, которая также присутствует в английском искусстве живописного портрета XVI в. в виде включения в пространство картины надписей, импрес3 и других текстовых фрагментов, а в портретной миниатюре — узорчатой каллиграфии. Последняя выполняла не только информативную, но и декоративную функцию, что роднит ее с книжной иллюминацией. Таковы, к примеру, каллиграфические надписи у Хиллиарда, напоминающие усложненный рисунок шрифтов средневековой рукописи, образующих единый декоративный узор страницы.
Несмотря на активное развитие книгопечатания4, к началу XVI в. искусство рукописной книги еще не исчезло, и опыт миниатюристов в оформлении манускриптов во многом определяет стилистику первых портретных миниатюр. В европейской рукописной книге рубежа XV-XVI вв. портрет постепенно обособляется от общего декоративного убранства страницы (заполнение буквиц, медальонов, обрамляющих иллюстрации), становясь самостоятельным изображением в книге. Появление так называемых «портретов» (так назвать их можно с долей условности, поскольку изображаемые не были в полной мере наделены портретными чертами) произошло несколько раньше на страницах средневековых манускриптов, когда в общей композиции иллюстрации, чаще всего на религиозную тему, появлялся портрет заказчика рукописи5.
Преодоление указанной условности портретных характеристик заметно достаточно рано: так, например, в издании свода законов «Статуты Англии от Генриха III до Ричарда II»6 есть возможность сравнить портреты королей обозначенного в названии периода. Безусловно, в изображении еще доминируют традиции готической иллюстрации, однако нельзя не признать явных различий в чертах правителей. Последний, здравствующий на момент создания рукописи Ричард II, наделен портретными характеристиками, вполне совпадающими с его обликом на портрете из Национальной Портретной Галереи7. Изображение, открывающее последний раздел сборника, являет собой сцену посвящения — автор «Статутов» преподносит свою рукопись Ричарду II. Очевидно, что
3 Импреса или импреза — позднесредневековая и ренессансная художественная форма: как правило, геральдическая деталь, девиз или другое мудрое изречение, данное чаще всего на латыни.
4 Появлению печатной книги в Англии способствовала издательская деятельность У. Кэкстона с 1475 г., через двадцать лет после первой печатной книги Гутенберга.
5 Особняком среди таких сюжетов стоят посвятительные иллюстрации: на фронтисписе рукописи «Похвала королеве Эмме» ее патронесса Эмма Нормандская получает книгу из рук автора («Encomium Emmae Reginae», 1041-1042, London, British Library, MS. Add. 33241). Один из ранних примеров такого сюжета в английском искусстве — король Эдгар, вручающий сидящему в небесах Христу текст дарованной им монастырю хартии (иллюстрация на фронтисписе «Дарственная короля Эдгара Ньюминстерскому аббатству» (966 г.)), подобные примеры были достаточно распространены.
6 «Statuta Angliae», ок. 1388-1389, England, St John's College, Cambridge, MS A. 7.
Статуты — средневековые законодательные и правовые памятники. В Англии существовали как законы, издаваемые королем с согласия совета знати. С конца XIII в. термин «Статуты» стал употребляться для общего наименования законов, принятых парламентом и утвержденных королем (statute law).
7 Портрет Ричарда II, неизв. художник. XVI в.(?), Лондон, Национальная портретная галерея. Масло, дерево. 60.3 см x 45.7 см
42
при этом правителе в Англии и возникло внимание к портрету, именно его изображение8 часто называется первым в истории английского портрета.
Каждое королевское изображение в рукописи заключено в инициал — перевитую орнаментом заглавную букву, которой начинается раздел. В своем функциональном и декоративном решении инициал играет роль драгоценного обрамления портрета короля-законодателя. Интересно также появление в этой серии иллюстраций портрета автора, традиционного для сцен посвящения, дарения или преподношения книги донатором патрону9, обычно располагавшихся на титульной странице или фронтисписе книги.
Композиционно эти вписанные в буквицы портреты очень близки к более ранним (1310-1320) изображениям из Псалтыря и Часослова Ховарда10, где в инициале «D» размещена фигура Царя Давида, звонящего в колокола. Отметим сходство в цветовом оформлении, пропорциях фигур с портретами из «Statuta Angliae», хотя Царь Давид представлен в более непосредственной и, можно сказать, изящной позе, а фон решен менее условно и орнаментально. Мы привели этот пример для того, чтобы продемонстрировать постепенное снисхождение объекта «портретного» изображения от религиозных образов к правителям, наделенным божественной властью, затем — к состоятельным заказчикам, а также земным творцам — авторам рукописей, художникам — и лишь позже — к остальным смертным. Расширение социального круга портретируемых лиц в миниатюре, на чем мы остановимся в дальнейшем, шло по тому же пути.
Портреты в инициалах «Статутов...», несмотря на их зависимость от текста и подчиненность структуре книжной страницы, могут по праву считаться генетическими предками миниатюры XVI в. Общие черты, позволяющие сделать нам такой вывод, обнаруживаются в колористическом строе, в композиции (форма, возникающая внутри буквицы, в трех из пяти инициалов круглая или овальная, но попыток согласовать с ней помещенную внутрь фигуру еще не предпринимается), в декоративном решении — обрамляющий каждый из портретов орнамент напоминает о ювелирных рамках и футлярах, предназначенных для портретных миниатюр.
Их очевидная связь с английским искусством иллюминованной книги дополняется стилистическим влиянием нидерландского и французского искусства. Знакомство с первыми французскими миниатюрными портретами станет определяющими для развития миниатюры в Англии. В конце XV — начале XVI в. небольшие изображения-тондо, в том числе и портретные, часто обрамляли большие иллюстрации в европейских манускриптах. В некоторых исторических хрониках к 1520-м годам они обособлялись в самостоятельные иллюстрации, как, например, в «Комментариях к Галльским войнам» (1519), где на одной странице портрет Франциска I соседствует с профилем
8 Портрет Ричарда II, неизв. автор, ок. 1390 г., Вестминстерское аббатство, Лондон.
9 Ср. «Посвящение государю в книге — это прежде всего изображение. В эпоху рукописей часто встречаются фронтисписы, на которых коленопреклоненный "автор" вручает восседающему на троне и наделенному атрибутами своей неограниченной власти государю богато переплетенную книгу — произведение, чьим создателем, переводчиком комментатором или заказчиком он является» [5, с. 83]. Иконография эта традиционна для изображений с сюжетом дарения Богу церкви или часовни из рук земного правителя.
10 Так называемый «Манускрипт Арундела 83» (British Library, Arundel 83. f. 55v.).
43
Цезаря11, и все чаще появлялись независимо от книги. «Комментарии к Галльским войнам» примечательны и тем, что стали своеобразным переходом к портретной миниатюре — следом за ними были созданы первые миниатюры Клуэ, одна из которых также изображала Франциска I12.
Другая линия развития портретной миниатюры — медальерное искусство, в котором религиозная тематика примерно в эти же годы сменялась портретами, что особенно стало заметным на фоне событий Реформации. В связи с этим явлением также нельзя недооценить влияние ювелирного искусства на портретную миниатюру, ее внешний вид и технические аспекты. Однако небольшие портретные изображения возникли намного раньше — на древнеримских монетах и геммах. Здесь необходимо обратить внимание на две важные особенности портрета, и в большей мере портрета миниатюрного: по отношению к модели он становится средством выделения и фиксации ее характерных черт, сводящих изображение к магическому эквиваленту присутствия изображаемого, по отношению к зрителю — средством, удовлетворяющим потребность обладания изображением человека, что придает ему особую ценность.
Специфика развития портретного жанра в Англии на фоне Реформации и постре-формационного периода13 в XVI в., как и доминирование этого жанра, были обусловлены, помимо всего прочего, еще и его функциональными задачами. Английский портрет, с середины века набирающий популярность среди различных социальных слоев общества, выполнял несколько важных функций: он был «украшением стен» [4, р. 4; 7, р. 7]14, предметом дарения, коллекционирования, источником информации о составе семьи15, будущем супруге, средством утверждения социального статуса (дома и его хозяина), а также частью фамильных ценностей и семейной истории. Что касается миниатюрного портрета, то для него наиболее характерна роль подарка, поскольку миниатюра являла собой компактную и вместе с тем драгоценную вещь. Традиция и символика дарения, думается, все еще сохраняли свое средневековое значение, о котором достаточно
11 Интересно, что профиль Цезаря напоминает более рисунок медали, а изображение короля Франциска — погрудный портрет. Эта страница, как и многие другие иллюстрации первого тома «Комментариев», была выполнена фламандским иллуминатором Готфридом Ле Батав.
12 Миниатюра, изображающая короля, не сохранилась. Однако известен еще более ранний опыт миниатюры в автопортрете Жана Фуке 1450 г. (Лувр, Париж), выполненной, правда, в технике медальерного искусства: медь, золото, черная эмаль, диаметр 6,8 см.
13 В 1534 г. происходит разрыв Генриха VIII с главой католической церкви папой римским. В том же году английский парламент признает короля главой англиканской церкви, неподвластной Риму. Таким образом, в Англии реформация происходила по инициативе монарха и им же была юридически закреплена. В последующие годы роспуск монастырей, закрытие монастырских школ, отсутствие заказов на алтарные образы и в то же время активное дворцовое строительство объясняют трудности развития станковой живописи по сравнению с развитием архитектуры в эти и последующие годы. После разрыва с Римом контакты с Италией становятся все более затруднительными, и английское искусство начинает ориентироваться на североевропейское. Итогом реформации и ослабления власти церкви можно назвать установление идеалов светской ренессансной культуры и развитие портретной живописи как одно из проявлений этих идеалов в искусстве.
14 Исследователи отмечают украшение стен как основную функцию английского портрета, что часто воспринимается скорее как искусствоведческое предубеждение.
15 Важность информации о полном составе семьи подчеркивается понятием «мемориального портрета», запечатлевающего людей уже ушедших или находящихся при смерти [8, р. 163]. Эта группа портретов выделилась при обнаружении совпадения в ряде случаев дат создания портрета и смерти модели.
44
подробно пишет А. Гуревич [9, с. 200-202]. Установление дружеских и покровительственных связей, заключение брака в европейской традиции всегда сопровождалось обменом подарками. «Любой дар предполагал взаимность. Подарок вождя служил вознаграждением за верность и залогом преданности дружинника в дальнейшем. Подарок же со стороны равного нуждался в ответном подарке» [9, с. 200]. Эта функция миниатюры сохранялась и в дипломатии (в 1525 г. французские миниатюрные портреты, выполненные живописцем Ж. Клуэ, были отправлены с послами в Англию16), и в придворной культуре, что особенно ярко проявилось в елизаветинское правление. Дарение небольшого портретного изображения устанавливало определенную зависимость одаряемого от покровителя, а сам портрет был ценен еще и тем, что в силу своей компактности мог всегда находиться при владельце и напоминать о символическом подарке.
Еще более архаическое значение подарка встречается у М. Мосса, также указывающего на то, что дар (а в мифологическом сознании — жертва) — это способ приобретения чего-либо. Он приводит также две торжественные формулы договора: латинскую do at des («даю тебе, чтобы ты дал») и санскритскую dadami se, dehi me, сохранившиеся в религиозных текстах [10]. Впоследствии эти глубоко архаические смыслы принимают скорее метафорическое значение, будучи перенесены в область чувств и опоэтизированной любви, частью которых миниатюра становится к концу XVI в. Сходство в таких портретах имело почти магическую функцию замещения, компенсаторного действия, наподобие передачи полномочий отсутствующей персоны ее изображенному «двойнику». Таким образом, практическое назначение миниатюрного портрета предполагало определенный способ восприятия, мысленное воссоздание облика персоны, благодаря плотной концентрации в миниатюрном изображении, как в некой краткой формуле, ее характерных черт.
В «Искусстве миниатюры», рукописи, посвященной не только теоретическим вопросам, но и собственному художественному опыту, Хиллиард писал: «...среди всего прочего, совершенством является изображение человеческого лица, сложнейшая часть человека, то, что несет наибольшую хвалу и одобрение художнику, и что, несомненно, ему не следует пытаться изображать, пока он не научится достаточно хорошо исполнять истории17. Изображение лица должно быть настолько близко к натуре, насколько может быть после сотворенного самой жизнью, <...> и лучшие, привлекательнейшие его стороны, и выражение его, и манера держаться должны быть выражены заметно. Ибо здесь пред нами не сама персона, а ее способность по-разному выглядеть и вести себя (курсив наш. — А. Т.), ее манеры поведения, которые не только соответствуют оригиналу, но и доставляют зрителю радость и удовольствие» [4, р. 55]. Таким образом, определяются функции миниатюры: она должна напоминать о человеке не только сходством портретных черт, но и выражения лица, доставляя при этом зрителю удовольствие от созерцания. Примечательно, что именно последнее качество — способность доставить удовольствие — в миниатюрах Хиллиарда развито больше всего. Сходство этих роскошно оформленных и орнаментально проработанных небольших портретов с богато
16 В одном из драгоценных медальонов был заключен портрет французского короля, а в другом — изображения двух его сыновей, дофина Франциска и Генриха, герцога Орлеанского, томившихся в Испании в качестве заложников. Таким образом, дар был отправлен с целью получения поддержки Генриха VIII в деле их освобождения.
17 То есть картины исторического жанра, хотя во времена Хиллиарда этот термин часто относился ко всем картинам, содержащим человеческие фигуры.
45
декорированным листом манускрипта, а также внешняя привлекательность, миловидность большинства изображенных лиц сближают произведения Хиллиарда с декоративно-прикладным искусством. Действительно, в таких его работах, как «Портрет неизвестного (возможно, графа Эссекса) в возрасте 22 лет»18, «Портрет неизвестной»19, «Портрет Френсиса Бэкона в возрасте 18 лет»20, для лиц моделей характерна обобщенная миловидность портретных черт. Однако вместе с тем сохраняется живость взгляда модели (в миниатюрах он направлен непосредственно на зрителя намного чаще, чем это наблюдается в английских станковых портретах елизаветинской эпохи), а общая декоративность портретов сочетается с включением в них сюжетных элементов. Таковы, к примеру, «Портрет неизвестного (предположительно, Роберта Девере графа Эссекса)», называемый также «Юноша среди кустов роз»21 (1587), «Портрет неизвестного на фоне пламени»22 (ок. 1600), а также работа, необычная для иконографии королевского портрета, — «Королева Елизавета с лютней» (1576)23. Таким образом, манеры поведения, привычки и расположение духа модели становятся доступными для изображения благодаря этому своеобразному повествовательному началу. Наряду с декоративностью, орнаментальностью, свойственной многим из миниатюр, эти сюжетные элементы наделены символическим смыслом24 и располагают к длительному созерцанию и прочтению заключенных в них «посланий».
Четкие портретные характеристики у Хиллиарда зачастую уступают место обобщенности, а главнейшей задачей миниатюрописания сам Хиллиард считает не передачу индивидуальных черт лица модели, а выражение «очаровательного изящества, лукавых улыбок» и «мимолетных взглядов» [1, р. 57], которые подразумевают удовольствие от рассмотрения работы вблизи и наполняют миниатюру личным, приватным смыслом.
Отличие миниатюрного портрета от станковой живописи, изображающей человека, связано и с функциональными особенностями, и с особым смыслом, вкладываемым в это небольшое изображение. Сила воздействия портретного образа не уменьшается вместе с форматом портрета, а возникает и словно вырастает из малого импульса, заключенного в этих небольших изображениях.
Литература
1. Williamson G. C. Preface to Portrait Miniatures // Portrait Miniatures / ed. by Charles Holme. London; Paris; New York: THE STUDIO LTD. 1910. P. 1-32.
18 Н. Хиллиард. Портрет неизвестного (возможно, графа Эссекса) в возрасте 22 лет. 1588. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. Акварель, пергамент, наклеенный на карту, 4 х 3,3 см
19 Н. Хиллиард. Портрет неизвестной. 1585-1590. Музей Виктории и Альберта, Лондон. Акварель, пергамент, наклеенный на карту, 4,5 х 3,8 см.
20 Н. Хиллиард. Портрет Френсиса Бэкона, виконта Сент-Олбанского. 1578. Национальная портретная галерея, Лондон. 7,5 х 6,2 см акварель, пергамент на картоне.
21 Н. Хиллиард. Юноша среди кустов роз. 1587. Музей Виктории и Альберта, Лондон. 13,5 х 7,3 см., акварель, пергамент, наклеенный на игральную карту.
22 Н. Хиллиард. Неизвестный на фоне пламени. Ок. 1600. Музей Виктории и Альберта, Лондон. 6,9 х 5,4 см., акварель, пергамент, наклеенный на игральную карту.
23 Н. Хиллиард. Королева Елизавета, играющая на лютне. Ок. 1580. Замок Беркли. Англия. 4,8 х 3,9 см. Акварель, пергамент на карте.
24 В рамках данной статьи нет возможности рассмотреть подробнее символику и эмблематику миниатюрного портрета, но необходимо отметить, что их использование тесно связано с функционированием миниатюры как индивидуального сообщения, заключенного в ней как в подарке и в самом акте дарения.
46
2. Burchfield L.H. Portrait Miniatures, Origin and Technique // Portrait Miniatures. The Edward B. Green Collection. Cleveland: Cleveland Museum of Art, 1951. P. 6-8.
3. Hilliard N. Treatise Concerning The Art of Limning / ed. by Philip Norman (The Walpole Society, I). 19111912. P. 1-54.
4. A Treatise concerning the Art of Limning by Nicholas Hilliard. Together with A More Discourse concerning ye Art of Liming by Edward Norgate with a parallel modernized text / ed. R. K. R. Thornton, T.G.S. Cain. Manchester: The Mid Northumberland Arts Group — Carcanet Press, 1992. 120 p.
5. Шартье Р. Письменная культура и общество. М.: Новое издательство, 2006. 272 с.
6. Collins Baker С. Н., Constable W. G. English Painting in the Sixteenth and Seventeenth Centuries. Firenze; New York: Pantheon & Harcourt Brace and Company, 1930. 88 p.
7. Piper D. Painting in England 1500-1830. Harmondsworth: Penguin Books, 1965. 176 p.
8. Mercer E. English Art 1553-1625 // The Oxford History of English Art. Oxford: Clarendon Press,1962. Vol. 7. 287 p.
9. Гуревич А. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1972. 318 с.
10. Мосс М. Очерк о даре. Форма и основание обмена в архаических обществах // Мосс М. Общества. Обмен. Личность. М.: Восточная литература, 1996. C. 85-111.
Статья поступила в редакцию 19 декабря 2012 г.
47