1Л «
(S (S
(S fc
ce ce
ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ ИСКУССТВА РГГУ научный электронный журнал
АРТИКУЛЬТ
DOI: 10.28995/2227-6165-2018-2-48-57
В.И. Королева
соискатель кафедры истории отечественного искусства исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ ПРОФИЛЬНОЙ ПОРТРЕТНОЙ МИНИАТЮРЫ В СТИЛЕ АНТИЧНОЙ КАМЕИ В РОССИИ
Статья посвящена анализу исследовательских работ, касающихся как профильной портретной миниатюры в стиле античной камеи, так и глиптики, на которую ориентируются «живописцы камей», что позволяет комплексно исследовать рассматриваемое явление, занимавшее важное место в русской художественной культуре второй половины XVIII - начала XIX века.
The article analyzes proceedings and scientific researches devoted not only to cameo portrait, but glyptics. The second one is valuable for the theme, because of its usage as a sample for creating cameo miniatures. So that, reviewing the both supports complete research.
Ключевые слова: профиль, портрет, глиптика, камея, Keywords: profile, portrait, glyptics, cameo, miniature in
J миниатюра в стиле античной камеи, античность, the style of antique cameo, antiquity, classicism, antique taste ffl
g классицизм, античныи вкус ?
¡â В России во второй половине XVIII - начале XIX века наблюдается необыкновенная
О, популярность профильного миниатюрного портрета в стиле античной камеи1, широко Ц
л распространенного как самостоятельное произведение искусства, так и в качестве украшения
медальонов, сантиментов2, перстней и т.п.
® Миниатюры, исполненные в камейной манере, изначально ориентированы на глиптику -
w искусство резьбы на цветных и драгоценных камнях и геммах. Искусство глиптики, в этот период,
представляло собой явление, хотя и ограниченное интересами двора и придворного круга, но
^ достаточно закономерное. Знать, вслед за двором, заказывала резные камни известным
Й европейским мастерам. Геммы, в особенности камеи, вместе с медалями, миниатюрами,
^ силуэтами, табакерками, часами, всевозможными поделками из кости и камня, а также
□ фарфоровыми статуэтками гармонично вписывались в прихотливую вещественную среду,
H окружавшую знатного человека того времени. Появление с настоящей камеей высокого качества
исполнения в высшем обществе являлось прямым напоминанием о древности своего рода и
§ высоком уровне достатка, а;
а. Увлечение коллекционированием антиков3 в России, как и повсеместно в европейских
^ странах, переросло в настоящее наваждение: императрица Екатерина II настолько увлеклась
! коллекционированием гемм, что в шутку называла свое хобби «камейной болезнью» [Каган, 2003,
с. 15], а собрание гемм - «бездной» [Каган, 2003, с. 59].
^ Несмотря на свое заметное место в русской культуре второй половины XVIII - начала XIX века,
Л миниатюра-камея в целом сегодня недостаточно изучена. « -
^ © Королева В.И., 2018
>8 1 «Профильная портретная миниатюра в стиле античной камеи», «профильный миниатюрный портрет в стиле античной
® камеи», «профильная портретная миниатюра, стилизованная под античную камею», «миниатюрный профильный
Э* портрет, исполненный в камейной манере», «миниатюрный портрет, исполненный в стиле античной камеи»,
^ «миниатюра, исполненная в стиле античной камеи», «миниатюра, исполненная в камейной манере», «миниатюрный
портрет, стилизованный под античную камею», «миниатюра, стилизованная под античную камею», «миниатюра в стиле античной камеи» и «миниатюра-камея» следует рассматривать как синонимы.
2 Сантимент (украшение) — браслет с портретом для левой руки.
3 Антик (фр. Antique) — сохранившийся памятник древнего искусства; Антики — собрания античных резных камней.
in the style of antique cameo in Russia 53
Основными источниками в области исследования профильной портретной миниатюры в стиле Й
№
античной камеи являются имевшие широкое распространение в XVIII веке руководства к созданию ы
ы
гемм и миниатюр-камей - гравированные увражи античных гемм, или, как их называли в XVIII 71
0\
веке в России - «сборники древних резных камней». ^
Возникнув еще в XVI веке, увражи «древних резных камней» оказались весьма актуальны во второй половине XVIII столетия, совпав с началом формирования системы художественных принципов неоклассицизма. Строгие и изящные гравюры каталогов античных гемм служили образцами для приверженцев нового направления, причем традиционными и новыми одновременно, поскольку имели давнюю историю, оказываясь созвучными модному интересу к античности, которому они отвечали в духе последних научных открытий [Пожарова, 2002, с. 117]. «Сборники древних резных камней» имели в своем составе не менее двух сотен эстампов. Рисунки с произведений глиптики, а также разнообразные элементы декора, строгого или весьма изысканного, создавали ведущие художники XVIII века, в большинстве случаев являвшиеся и граверами - именно это отличало увражи античных гемм от других близких изданий [Пожарова, 2002, с. 7].
Каталоги, помимо предмета эстетического любования, также выступали в качестве «образцов»
и широко использовались представителями искусства малых форм - миниатюристами,
декораторами, создателями мелкой пластики, художниками-иллюстраторами, оставаясь
популярными на протяжении первой половины XIX века.
Особое место занимают: сборник Ф. фон Штоша «Античные резные камни, подписанные
именами создателей» [Stosch, 1724]; первый во Франции увраж античных гемм, изданный М.Ф.
Левеком де Гравелем [Levesque de Gravelle, 1732-1737]; «Сборник резных камней Королевского н
нн
кабинета» [Mariette, 1748-1750] П.-Ж. Мариэтта и «Сборник трехсот голов и композиций» [Caylus, П
1770] А.К.Ф. Кейлюса. В конце XVIII века выходит в свет сборник Ж. де Лашо и Г. М. Леблона ^ «Описание коллекции резных камней кабинета герцога Орлеанского» [Leblond, 1780-1784], в определенной степени, явившийся итоговым в развитии жанра. Кроме того, в конце XVIII столетия
появляется строгое, почти аскетичное, в своем художественном решении, издание «Картины, ®
статуи, барельефы и камеи Флорентийской галереи и палаццо Питти» [Wicar, 1789-1807]. S,
Наряду с этим, значимым источником представляется труд немецкого искусствоведа, S"
а
основоположника современных представлений об античном искусстве И.И. Винкельмана - ^
каталог «Описание резных камней покойного барона фон Штоша» [Winckelmann, 1760],
вышедший во Флоренции в 1760 году. В целях полного и исчерпывающего описания памятников,
И.И. Винкельман использует различные источники, ссылаясь на геммы, скульптуры и рельефы, ^
содержащиеся в собраниях Рима и Италии, изображения на монетах из различных коллекций а,
«s*
Италии, издания греческих монет голландского художника и нумизмата Хуберта Гольциуса, s
а
немецкого исследователя Лоренца Бегера, в трудах которых содержались лучшие изображения §
а
монет. а-
та
Научный интерес к миниатюрной живописи в целом зарождается во второй воловине XIX ?а века, когда миниатюра, исполненная в стиле античной камеи, окончательно перестает быть живым ^ художественным явлением русской культуры. Превращаясь в предмет коллекционирования, она Э: все больше обращает на себя внимание и интерес исследователей. ^
м
Миниатюра упоминается в труде Д.А. Ровинского «Словарь гравированных портретов» S
[Ровинский, 1872], где автор говорит о профильных изображениях и упоминает получившую в
распространение в конце XVIII века технику физионотрас - предтечу дагеротипии и современной в°
фотографии. Портреты, исполненные в этой технике, датируются концом XVIII - началом XIX К
века, представляя, в большинстве своем, профильные изображения, имеющие сходство с ^ миниатюрами, исполненными в камейной манере.
Начало фундаментального изучения портретной миниатюры в России связано с именем барона [ 49 ] H.H. Врангеля, проанализировавшего историю развития этого жанра и определившего некоторые,
»
В.И. Королева К вопросу об изучении профильной портретной миниатюры 5g в стиле античной камеи в России
3 ранее неизвестные и неисследованные государственные и многочисленные частные собрания в рч статье «Очерки по истории миниатюры в России» 1909 года [Врангель, 1909, с. 509-573]. Не меньший
Г4!
N интерес представляет другая его работа - «Миниатюра императорского Эрмитажа» [Врангель, 1908,
ей с. 15-20], посвященная миниатюрной живописи и опубликованная годом ранее в журнале «Золотое ся
1—1 руно». Работы H.H. Врангеля можно рассматривать как первую попытку системного описания и осмысления вклада иностранных мастеров в русское искусство.
В предреволюционный период и первые годы становления советской власти в России традиция изучения портретной миниатюры прерывается, и только в 1920-х годах появляются работы А.П. Мюллер4, фундаментом которых являются труды H.H. Врангеля. Сжатый, но довольно содержательный обзор деятельности иностранных художников, в основном при императорских дворах, начиная с Петровского времени, представлен в ее книге «Иностранные живописцы и скульпторы в России» 1925 года [Мюллер, 1925], где автор уделяет особое внимание художникам, декораторам и портретистам, называя их поименно, указывая даты их пребывания в России, а иногда и произведения, выделяя исполнявших миниатюры в стиле античной камеи мастеров А.Ф. Лагрене, П.Э. Строли и Ф. де Мейса.
С 1930 по 1970-е годы советское искусствознание уделяло портретной миниатюре немного внимания. Только изредка появлялись журнальные статьи, посвященные частным случаям из истории миниатюры. В таком контексте представляет интерес статья И.М. Суслова «Петербургская миниатюра на эмали XVIII века» [Суслов, 1961, с. 51-52], ознаменовавшая пробуждение интереса к этой сфере. В работе «Русская портретная миниатюра» [Есаян, 1968, с. 25-26] С. Есаян дает обзор Л русской и западноевропейской миниатюры в собрании московского коллекционера Е. Залкинда и g упоминает о двух миниатюрных произведениях, подписанных П.Э. Строли.
? В СССР в 1970-е годы проводятся основательные исследования по описанию музейных
Ä
Ч коллекций миниатюрной живописи, значительную часть которых составляют миниатюры, исполненные в камейной манере, что, в частности, нашло отражение в двухтомном каталоге
ев
ГЦ
гч
о
г*>
собрания Государственного Русского Музея [Портретная миниатюра..., 1974].
В этот же период проходит ряд выставок, включающих миниатюру, таких как, например, «Портрет петровского времени» [Портрет петровского времени..., 1973].
Примером исследования творчества отдельных мастеров служат труды Г.Н. Комеловой, среди Щ которых особый интерес представляет опубликованная в 1977 году в книге «Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник», работа «Миниатюры А.И. Чернова» [Комелова, 1977, с. 251-260]. Следует отметить, что здесь публикационные намерения Г.Н. Комеловой соединяются со Г> стремлением дать творчеству мастера историко-художественную оценку.
Я Научные исследования по описанию российских музейных коллекций миниатюрной
живописи продолжаются и в 1980-е годы. Благодаря колоссальной работе, проведенной 2 сотрудниками музеев, в каталогах собраний представлен обширный материал, и выявлены имена % известных и малоизвестных русских и иностранных миниатюристов, работавших в России. Так, в 1981 году Г.Н. Комеловой и Г.А Принцевой издаются два альбома - «Миниатюра в России XVIII -начала XX века. Каталог выставки из фондов Эрмитажа» [Миниатюра в России..., 1981] 1981 года и
¡а
2 «Портретная миниатюра в России XVIII - начала XX века из фондов Государственного Эрмитажа»
в [Портретная миниатюра..., 1986] 1986 года, в которых авторы представляют собрание &
5 миниатюрных портретов, в том числе исполненных в стиле античнои камеи. ^ Т.А. Селинова в 1988 году публикует альбом «Портретная миниатюра в России XVIII - XIX
веков из собрания Государственного Исторического музея» [Портретная миниатюра..., 1988], в Л котором автором приводятся новые, на тот момент, документальные сведения о работавших в ^ России на протяжении двух столетий художниках-миниатюристах.
ьЦ Углубленное изучение искусства портретной миниатюры в 1980-е годы находит свое отражение
в работах ученых на монографическом уровне. Так, А.А. Карев в книге «Миниатюрный портрет в
1 Мюллер Александра Петровна (08.08.1889, Москва - 1941(7), Ленинград) - искусствовед, литературовед.
V.I. Koroleva The study ofprofile portrait miniature
in the style of antique cameo in Russia 53
России XVIII века» [Карев, 1989] обстоятельно рассматривает особенности развития портретной Й
е. Ы
миниатюры, выделяя среди рассматриваемых работ миниатюры, исполненные в стиле античнои ы
ы
камеи, и создававших их мастеров - И.Я. Пескорского, Д.И. Евреинова, П.Э. Рокштуля, А.Ф. Лагрене 71 и А.Х. Ритта.
Смена политического устройства России в 1990-е годы не способствует активному изучению портретной миниатюры, в результате появляются лишь отдельные исследования. Так, представляет очевидный интерес работа Г.Н. Комеловой «Русская миниатюра на эмали XVIII -начала XIX века» [Комелова, 1995] - первое обобщающее исследование по истории русской миниатюры на эмали. Книга содержит очерки, посвященные художникам, работавшим в этой технике, в частности Г.С. Мусикийскому и А.И. Чернову - мастерам, создававшим миниатюрные профильные портреты.
Одновременно продолжаются исследования музейных коллекций. Так, в 1996 году Е.Н. Ивановой издается каталог «Миниатюра конца XVIII - первой половины XIX века из собрания Всероссийского музея А.С. Пушкина» [Миниатюра конца XVIII..., 1996], представляющий не публиковавшиеся ранее произведения миниатюрного искусства, среди которых миниатюры-камеи работы П.Э. Рокштуля и А.-Ш.-0. Берне. Особое место здесь уделяется профильному изображению, обстоятельному пояснению его истоков и сравнительному анализу профильных миниатюр и античных произведений ювелирного и прикладного искусства.
Л.И. Певзнер и И.М. Сахарова в 1997 году впервые представляют на суд публики каталог коллекции портретной миниатюры Государственной Третьяковской галереи «Портретная миниатюра XVIII - начала XX веков» [Портретная миниатюра XVIII - начала..., 1997], ► включающий в себя не только профильную портретную миниатюру, стилизованную под античную н
1-Н
камею, но и небольшое количество силуэтов. П
Представляет интерес каталог Н.А. Карнауховой и А.Б. Рудневой «Портретная миниатюра ^
XVIII - XIX веков из собрания Государственного музея А.С. Пушкина» [Портретная миниатюра
XVHI-XIX..., 1997], в котором приводятся репродукции миниатюр, исполненных в стиле античной
камеи, а также уделяется внимание истокам профильного изображения и его разновидностям. ®
К концу XX столетия основная часть музейных коллекций становится доступна широкому S,
кругу исследователей, в результате появляются наиболее полные научные исследования S"
миниатюрного портрета и посвященные отдельным художникам работы на монографическом Ц
уровне. Таким образом, рассматриваемый период оказывается достаточно плодотворным
фундаментом дальнейшего всестороннего изучения портретной миниатюры и ее особенностей.
На рубеже столетий вновь обостряется интерес к бытованию миниатюры и проблемам ее ^
й
восприятия человеком XVIII столетия. Так, О.С. Евангулова в книге «Художественная вселенная а,
русской усадьбы» [Евангулова, 2003], реконструирует повседневный уклад жизни в загородном s
а
имении, сутью которого является гостеприимное пристанище искусства, неотъемлемой частью g
а
которого являются миниатюрная живопись, глиптика и миниатюрная пластика.
та
Что же касается изучения непосредственно миниатюры и ее особенностей, то рост ?а популярности русских миниатюр в начале XXI столетия невозможно представить без научных ^ публикаций крупнейших музейных специалистов Г.Н. Комеловой и Т.А. Селиновой, а также
¿4
» в.
ы
выхода в свет в 2000-е годы монографий, посвященных творчеству крупнейших русских миниатюристов, создававших произведения, стилизованные под античные камеи, - А.Х. Ритта § [Комелова, 2004] и П.Э. Рокштуля [Селинова, 2005].
В своей работе Г.Н. Комелова выявляет и характеризует отдельные периоды жизни А.Х. Ритта, рассматривает особенности творческой манеры художника, круг заказчиков, место мастера в К истории русской и европейской миниатюры. В монографии уточняется список сохранившихся ^ работ и приводится подробный каталог как сохранившихся, так и тех, о которых известно лишь по книгам и каталогам выставок начала XX века, а также по каталогам международных аукционных [ 51 ] домов Sotheby's, Christie's, Bonhams, Bukowski и других.
В.И. Королева К вопросу об изучении профильной портретной миниатюры 5g в стиле античной камеи в России
ve В исследовании на монографическом уровне, посвященном П.Э. Рокштулю, Т.А. Селинова
i>
(S выделяет и характеризует три периода творчества художника, один из которых рассматривается
Г4!
N автором в отдельном параграфе и представлен миниатюрами, исполненными в стиле античной ей камеи. Здесь приводится краткий анализ возникновения этого вида миниатюры и ареал его 1—1 распространения, выделяются отличительные особенности, указываются другие художники, создававшие миниатюрные портреты в камейной манере.
Небезынтересна статья Л.В. Пуликовой «Немецкий миниатюрист при дворе Павла I» [Пуликова, 2007, с. 82-86], посвященная творчеству художника П.Э. Огроли, создававшего, в том числе и миниатюры, стилизованные под античные камеи.
Особый интерес к портретной миниатюре проявляют и частные коллекционеры, начинающие не только публиковать работы из своих собраний и предоставлять их в музеи для экспонирования, но и заниматься научной деятельностью, проводя исследования, посвященные отдельным мастерам, и формируя каталоги выставок. В связи с этим, показательно имя С.А. Подстаницкого и его основательная, опубликованная в 2007 году, работа «Миниатюра из частных собраний» [Подстаницкий, 2007], включающая более двухсот миниатюр из частных собраний российских коллекционеров, среди которых выдающиеся образцы русской и французской школ. Большинство работ, среди которых представлены миниатюрные портреты в стиле античной камеи, публикуются впервые. Каталог является, своего рода, подведением итогов собирательской деятельности в России 1990-х - начала 2000-х годов. Именно в этот период сформировались опубликованные в каталоге новые коллекции портретной миниатюры, из которых большинство работ на протяжении £ долгих десятилетий числились «Портретами неизвестных» и только в последние годы обрели своих авторов.
Я
Ja Кроме того, С.А. Подстаницкий в соавторстве с А.Л. Кусакиным и Н.А. Перевезенцевой
Ч
^ выступает в качестве автора-составителя каталога выставки 2008 года «1812. Мир и война» [1812.
§ Мир и..., 2008], представившей публике предметы искусства из частных и зарубежных собраний,
ао среди которых: миниатюры-камеи; украшения, инкрустированные произведениями глиптики;
® портреты, исполненные в технике эгломизе; скульптурные профильные портреты; медали с
С/ профильным изображением; фарфоровые изделия с росписью в стиле античной камеи.
® С именем С.А. Подстаницкого связаны: опубликованный в 2008 году каталог «Собрание
Сергея и Татьяны Подстаницких. Избранное» [Собрание Сергея и..., 2008], представляющий
mQ произведения портретной миниатюры и, в частности, миниатюры в стиле античной камеи из К
личного собрания Сергея и Татьяны Подстаницких; проведение двух выставок в 2010 году и В публикация каталогов «Русская портретная миниатюра XVII-XIX века» [Русская портретная ^ миниатюра..., 2010] и «История России в портретах. Частное собрание русской миниатюры конца
XVII-XIX века» [История России..., 2010]. g В 2011 году выходит статья Л.Ю. Рудневой «Изящные стороны человеческого лица.
§2 Портретная миниатюра в России» [Руднева, 2011], в которой автор на основе коллекции фонда
* «SEPHEROT Foundation» (Лихтенштейн) рассматривает историю развития портретной ^
3 миниатюры в России, выделяя мастеров, в частности, создававших миниатюры, стилизованные 3!
* под античную камею, - Ф. де Мейс, А.-Ф.-Г. Виоллье, Г.С. Мусикийский, А.И. Чернов, А.Х. Ритт, а" П.О. Росси, П.Э. Рокштуль и его сын А.П. Рокштуль.
<» Показателен каталог выставки 2011 года авторства С.А Подстаницкого «И мира звук в ответ
^ мечу гремел: Museum Сергея и Татьяны Подстаницких [И мира звук..., 2011], в котором 2 представлены творения живописцев, рисовальщиков, скульпторов и миниатюристов, среди
которых И.Я. Пескорский, А.Х. Ритт, П.Э. Рокштуль и А.Ф. Лагрене. ^ Наряду с выставочной деятельностью в 2010-е годы не угасает интерес исследователей и к
персонам мастеров. В этом отношении внимания заслуживают работы Л.В. Пуликовой, посвященные творчеству создававшего миниатюры-камеи художника П.Э. Строли - статьи
V.I. Koroleva The study of profile portrait miniature
in the style of antique cameo in Russia 53
«Питер Эдвард Строли - любимец королей» [Пуликова, 2011, с. 343-361] и «Миниатюры Й
№
П.Э. Огроли» [Пуликова, 2011, с. 76-79], а также диссертационное исследование 2012 года на ы
ы
соискание ученой степени кандидата искусствоведения «Творчество живописца-миниатюриста 71
Ô\
Питера Эдварда Строли (1766-1828)» [Пуликова, 2012]. ^
Творчеству П.Э. Строли посвящена еще одна вошедшая в сборник «Портрет в России. XVIII -первая половина XIX века» статья Л.В. Пуликовой «Об атрибуции миниатюр П.Э. Строли из музейных собраний России» [Пуликова, 2012, с. 91-97], посвященная атрибуции пяти миниатюр мастера, выявленных среди портретов, ранее считавшихся работами неизвестных художников.
Вместе с тем, интерес представляет вошедшая в сборник статья коллекционера С.А. Подстаницкого, занимающегося изучением личности художника И.Я. Пескорского, - «Новое о художнике Иване Яковлевиче Пескорском» [Подстаницкий, 2012, с. 111-117], в которой приводятся ранее неизвестные факты о жизни и творчестве живописца.
В 2010-е годы возрастает интерес к наследию прошлого, в частности, к императорской фамилии, 400-летний юбилей которой приходится на 2013 год. В 2013 году проходит выставка «Романовы. Портрет династии» [Романовы. Портрет..., 2013], сопровождавшаяся красочно иллюстрированным каталогом с портретами членов императорской семьи, исполненными в живописи, миниатюре, скульптуре, оригинальной и тиражной графике.
В этом же году выходит каталог выставки «Российские императрицы. Мода и стиль, конец XVIII - начало XX века» [Российские императрицы..., 2013] с репродукциями портретов, гравюр, рисунков, рельефов и произведений глиптики.
Итак, рассмотрев работы, касающиеся непосредственно профильной портретной миниатюры в стиле античной камеи, следует отметить труды по искусству глиптики и, в частности, камеи, чья ¡-3
1-Н
известная укорененность в русской художественной практике не могла не способствовать развитию П
рассматриваемого вида портретной миниатюры, а также работы, посвященные осмыслению ^
восприятия античности и ее наследия последующими эпохами. Известные шаги в этом
направлении предприняли специалисты в области исследования глиптики и идеалов античности
применительно к изобразительному искусству Нового времени в России. Здесь следует выделить ®
труды по искусству глиптики О.Я. Неверова - «Геммы античного мира» [Неверов, 1983] и S,
«Античные камеи в собрании Эрмитажа» [Неверов, 1988], а также труды Ю.О. Каган - «Класс S"
резного художества» [Каган, 2002], «Камейное художество на императорских камнерезных Ц
фабриках. Петергоф, Екатеринбург, Колывань» [Каган, 2003] и «Британская глиптика XIV - XX
веков» [Каган, 2015]. Что касается рассмотрения проблематики идеалов античности, то особый
интерес представляют работы А.Г. Габричевского «Античность и античное» [Габричевский, 1984, с. ^
5-13], И.А. Кузнецовой «Обращение к античности во второй половине XVIII века» [Кузнецова, 1984, а,
с. 18-23], М.М. Алленова «Образы античности в русской живописи» [Алленов, 1984, с. 24-32] и s
а
А.А. Карева «Классицизм в русской живописи» [Карев, 2003]. g
а
Таким образом, представляется несомненным, что вопросы, касающиеся профильного
та
миниатюрного портрета в стиле античной камеи как особого явления в русском искусстве, на ¡г> монографическом уровне недостаточно глубоко изучены. Хотелось бы обозначить основные ^ направления и задачи дальнейшего исследования. 3;
Помимо классификации миниапоры-камеи и ее типологического рассмотрения, сегодня ^ требуется обращение к влиянию античности на художественные особенности произведений, S которое может быть описано термином «античный вкус», в связи с чем необходимо: в
- во-первых, комплексно изучить истоки миниатюры и ее образцов, в качестве которых о° выступали произведения античнои глиптики, служившие вдохновением для мастеров при ы создании работ, в частности, при выборе цветового решения, композиции, формата и размера; ^
- во-вторых, проанализировать особенности применения художниками знаний об античности
во второй половине XVIII - начала XIX столетия и обозначить круг наиболее востребованных [ 53 ] сюжетов древней истории и мифологии;
» В«
5g в стиле античной камеи в России
- в-третьих, выявить тенденции моды, предпочтения и вкусы аристократических кругов, что позволит определить требования заказчиков того времени;
(Ч
(ч - в-четвертых, проследить степень влияния европейской культуры на русское искусство
£
миниатюры в стиле античнои камеи. 22 Приведенный перечень не является исчерпывающим, однако, по мнению автора, отображает
основные направления дальнейшего исследования, позволяя более подробно проанализировать трактовку античности в творчестве мастеров профильной портретной миниатюры в стиле античной камеи как русских, так и представителей россики.
источники
1. CaylusA.C.-P. de. Recueil de trois cent têtes et sujets de composition gravés par m-r le Comte de Caylus d'après les pierres gravées antiques du Cabinet du Roi. - Paris, 1770.
2. Leblond GM. Description des principales pierres gravées du Cabinet de S.AS. monseigneur le Duc d'Orléans. - Paris, 1780-1784.
3. Levesque de Gravelle M.-P. Recueil de pierres gravées antiques. 2 vols. - Paris, 1732-1737.
4. Mariette P. J. Traité des pierres gravées. 2 vols. - Paris, 1748-1750.
5. Stosch P. von. Gemmae antiquae caelatae, scalptorum nominibus insignitae / Pierres antiques gravées, sur lesquelles les graveurs ont mis leurs noms. - Amsterdam, 1724.
6. WïcarJ.-B. Tableaux, statues, bas-reliefs et camées de la galerie de Florence et du palais Pitti, dessinés par Wicar, peintre, et gravés sous la direction de M. Lacombe, avec les explications par Mongez. - Paris, Lacombe, 1789, v. 1; - Paris, L.J. Masqnelier, 17921802-1807, v. II-III-IV
7. Wïnckelmann J.J. Description des pierres gravées du feu baron de Stosch dediée a son eminence monseigneur le cardinal Alexandre
»6
M Albani par M. L'abbé Winckelmann, bibliothécaire de son eminence. - Florence, 1760.
M ?
¡5 ЛИТЕРАТУРА
о 1.1812. Мир и война: выставка из частных отечественных и зарубежных собраний. Каталог выставки / Государственный В
Св Историческии музеи; авт. кол. АЛ. Кусакин, С.А. Подстаницкии и др. - Москва, 2008.
00 2. Алленов ММ. Образы античности в русской живописи // Античность в европейской живописи XV - XX века. Альбом /
^ Авт. М.С. Сененко, М.В. Алпатов и др. - Москва, 1984. - С. 24-32
N 3. Врангель Н.Н. Миниатюры императорского Эрмитажа // Золотое руно. 1908. №2. - С. 15-20
® 4. Врангель Н.Н. Очерки по истории миниатюры в России // Старые годы. 1909. Октябрь. - С. 509"573
^ 5. ГабричевскийА.Г. Античность и античное //Античность и античное в культуре и искусстве последующих веков. Материалы
Ег? науч. Конф. 1982 года / ГМИИ им. АС. Пушкина. - Москва, 1984. - С. 5-13. Л
К 6. Евангулова О.С. Художественная «вселенная» русской усадьбы. - Москва, 2003. ^
V 7. Есаян С. Русская портретная миниатюра // Творчество. 1968. № 7. - С.25-26
H
8. И мира звук в ответ мечу гремел: Museum Сергея и Татьяны Подстаницких. Каталог выставки / Государственный
ftj Исторический музей; авт. кат. С.А. Подстаницкий. - Москва, 2011.
м 9- История России в портретах. Частное собрание русской миниатюры конца XVII-XIX века. Sepherot Foundation. Lichtenstein.
а; Каталог выставки / Государственный Исторический музей; авт.-сост. СЛ. Подстаницкий. - Москва, 2010.
5,
10. Каган Ю.О. Британская глиптика XIV-XX веков. - Санкт-Петербург, 2015.
Г* 11. Каган Ю.О. Камейное художество на императорских камнерезных фабриках: Петергоф, Екатеринбург, Колывань. - Санкт-'¡5
3 Петербург, 2003
¡К
S 12. Каган Ю.О. Класс резного художества / Под общ. ред. В.Б. Семенова. - Екатеринбург, 2002.
13. Карев АА. Классицизм в русской живописи. - Москва, 2003.
д 14. Карев АЛ. Миниатюрный портрет в России XVIII века. - Москва, 1989. е;
S? 15. Комелова Г. Н. Миниатюры А. И. Чернова // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник АН СССР 1976. - Москва,
>S
1977. - С. 251-260.
S №
53 17. Комелова Г.Н. Русская миниатюра на эмали XVIII - начала XIX века. - Санкт-Петербург: Искусство - Санкт-Петербург, 1995-
[ 54 ] !8. Кузнецова ИЛ. Обращение к античности во второй половине XVIII века // Античность в европейской живописи XV - XX века. Альбом / Авт. М.С. Сененко, М.В. Алпатов и др. - Москва, 1984. - С.18-23.
16. Комелова Г.Н. Августин Ритт - русский миниатюрист. 1765-1799. Жизнь и творчество. - Санкт-Петербург, 2004.
in the style of antique cameo in Russia 5n
19. Миниатюра в России XVIII - начала XX века. Каталог выставки из фондов Эрмитажа / Сост. и авт. вст. ст. Г.Н. Комелова, ^
kj
ГА. Принцева. - Ленинград, 1981. [g
20. Миниатюра конца XVIII - первой половины XIX века из собрания Всероссийского музея А. С. Пушкина /Сост. Е.Н. Иванова. -4
- Санкт-Петербург, 1996. 2
9\
21. Мюллер А.П. Иностранные живописцы и скульпторы в России. - Москва, 1925. 1Л
22. Неверов ОЯ. Античные камеи в собрании Эрмитажа. - Ленинград, 1988.
23. Неверов ОЯ. Геммы античного мира. - Москва, 1983.
24. Подстаницкий СЛ. Миниатюра из частных собраний. - Москва, 2007.
25. Подстаницкий С А. Новое о художнике Иване Яковлевиче Пескорском // Портрет в России. XVIII - первая половина XIX века. Материалы научных конференций 2011 г. Вып. 194 / Государственный исторический музей; сост. Е.И. Иткина,А.О. Васильченко. - Москва, 2012. - С. 111-117.
26.ПожароваМЛ. Французские гравированные увражи античных гемм в искусстве XVIII века: дис.... к. и. н. - Москва, 2002.
27. Портрет петровского времени. Каталог выставки / Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей; вступ. ст. ЭЛ. Ацаркиной и др. - Ленинград, 1973.
28. Портретная миниатюра XVIII - начала XX века / Гос. Третьяковская галерея ; авт. кат. и вступ. ст. Л.И. Певзнер, ИМ. Сахарова. - Москва, 1997.
29. Портретная миниатюра XVIII-XIX веков из собрания Государственного музея АС. Пушкина / Ред.-сост. НА. Карнаухова, А.Б. Руднева. - Санкт-Петербург, 1997.
30. Портретная миниатюра в России XVIII - начала XX века из собрания Государственного Эрмитажа / Сост. и авт. вст. ст. Г.Н. Комелова, ГА. Принцева. - Ленинград, 1986.
31. Портретная миниатюра в России XVIII-XIX веков из собрания Государственного Исторического музея. Альбом; авт. вступ. ст. и сост. ТА. Селинова. - Ленинград, 1988.
32. Портретная миниатюра из собрания Государственного Русского музея XVIII - начала XX века. Альбом. В 2 т.; авт. вступ. н^ ст. и кат. КВ. Михайлова, Г.В. Смирнов. - Ленинград, 1974. О
33. Пуликова Л.В. Миниатюры П.Э. Строли // Среди коллекционеров. Москва, 2011. № з (4). - С. 76-79. ^
H
34. Пуликова Л.В. Немецкий миниатюрист при дворе Павла I // Русское искусство. Москва, 2007. №3. - С.82-86. • •
?
35. Пуликова Л.В. Об атрибуции миниатюр П.Э. Строли из музейных собраний России // Портрет в России. XVIII - первая половина XIX века. Материалы научных конференций 2011 г. Вып. 194 / Государственный исторический музей; сост. Е.И. ®
а
Иткина, А.О. Васильченко. - Москва, 2012. - С. 91-97.
36. Пуликова Л.В. Питер Эдвард Строли - любимец королей // Искусствознание. Москва, 2011. № 3-4. - С. 343-361.
37. Пуликова Л.В. Творчество живописца-миниатюриста Питера Эдварда Строли (1766-1828): дис... к. и. н. - Москва, 2012. S
38. РовинскийДА. Словарь гравированных портретов. - Санкт-Петербург, 1872. Й
»
39. Романовы. Портрет династии: царский и великокняжеский портрет в собрании Исторического музея / М-во культуры РФ,
Государственный историческии музеи; ред.-сост. ЕА. Лукьянов. - Москва, 2013. 54
»
40. Российские императрицы. Мода и стиль, конец XVIII - начало XX века. Альбом-каталог / Выставочный зал федеральных 5S
архивов; сост. кат. С.П. Балан, Т.Ф. Шакирова. - Москва, 2013. ¡S"
»
41. Руднева Л.Ю. Изящные стороны человеческого лица. Портретная миниатюра в России. // Наше Наследие. 2011. № 99. 3
А
http://www.nasledie-rus.ru/p0dshivka/9905.php (дата обращения - 01.02.18). 3
а-
42. Русская портретная миниатюра конца XVII-XIX века. Каталог собрания / Авт.-сост. С А. Подстаницкий. - Вадуц, 2010.
Й ъ
43. Селинова ТА. Художник П.Э. Рокштуль. Из истории русской портретной миниатюры. - Москва, 2005.
44. Собрание Сергея и Татьяны Подстаницких. Избранное. Каталог / Авт. вступ. ст. А.М. Гостев. - Москва, 2008. д
45. Суслов ИМ. Петербургская миниатюра на эмали XVIII века // Искусство. 1961. №4. - С. 51-52.
Си
s
sa л ы
SOURCES
1. Caylus A.C.-P. de. Recueil de trois cent têtes et sujets de composition gravés par m-r le Comte de Caylus d'après les pierres gravées antiques du Cabinet du Roi. Paris, 1770.
2. Leblond G.M. Description des principales pierres gravées du Cabinet de SA.S. monseigneur le Duc d'Orléans. Paris, 1780-1784.
3. Levesque de Gravelle M.-P. Recueil de pierres gravées antiques. 2 vols. Paris, 1732-1737.
4. Mariette P. J. Traité des pierres gravées. 2 vols. Paris, 1748 - 1750.
5. Stosch P. von. Gemmae antiquae caelatae, scalptorum nominibus insignitae/Pierres antiques gravées, sur lesquelles les graveurs [ 55 ] ont mis leurs noms. Amsterdam, 1724.
00
Ы
u>
5g в стиле античной камеи в России
ГЦ (S
6. Wicar J.-B. Tableaux, statues, bas-reliefs et camées de la galerie de Florence et du palais Pitti, dessinés par Wicar, peintre, et gravés sous la direction de M. Lacombe, avec les explications par Mongez. Paris, Lacombe, 1789, v. 1; Paris, L.J. Masqnelier,
(S (S
(S 1792-1802-1807, v. II-III-IV
fc
CO CO
7. Wînckelmann J.J. Description des pierres gravées du feu baron de Stosch dediée a son eminence monseigneur le cardinal Alexandre Albani par M. L'abbé Wînckelmann, bibliothécaire de son eminence. Florence, 1760.
REFERENCES
1. Kusakin AL., Podstanitskii S.A. 1812. Mir i voina: vystavka iz chastnykh otechestvennykh i zarubezhnykh sobranii [1812. Peace and War. The exhibition. Treasures from the Russian and Foreign private collections]. Moscow, 2008.
2. Allenov M.M. Obrazy antichnosti v russkoi zhivopisi [The Portrayal of the Classic Tradition in Russian painting] in Antichnost' v evropeiskoi zhivopisi XV - XX veka [The Classical Tradition in European painting from the Renaissance to the Early 20th Century]. Moscow, 1984. S. 24-32.
3. Vrangel' N. N. Miniatiury imperatorskogo Ermitazha [Miniatures of the Imperial Hermitage] in Zolotoe runo [Golden fleece],
1908, №2, S. 15-20.
4. Vrangel' N. N. Ocherkipo istorii miniatiury v Rossii [Essays on the History of Miniatures in Russia], Starye gody (Old years),
1909, Oktiabr', S. 509-573.
5. Gabrichevskii AG. Antichnost' i antichnoe [Antiquity and Antique] in Antichnost' i antichnoe vkul'ture i iskusstve posleduiushchikh vekov [Antiquity and Antique in the culture and art and it's influence. From the Middle Ages to the late 20th Century], Conference Proceedings, 1982. Moscow, 1984.
6. Evangulova O.S. Khudozhestvennaia «vselennaia» russkoi usad'by [Art Universe of the Russian manor], Moscow, 2003.
7. Esaian S. Russkaia portretnaia miniatiura [Russian portrait miniature] in Tvorchestvo [Creativity], 1968, №7, S. 25-26. K 8. Podstanitskii S.A. I mira zvuk v otvet mechu gremel: Museum Sergeia i Tat'iany Podstanitskikh [The World sound was
S
responding to the Sword. Sergey and Tatyana Podstanitsky Museum], Moscow, 2011. ¡5 9. Podstanitskii S.A Istoriia Rossii v portretakh. Chastnoe sobranie russkoi miniatiuiy kontsa XVII-XIX veka [Russian History in
P, Portraits. Russian private collection of the miniatures. Late 17th - 19th Century], Sepherot Foundation, Gosudarstvennyi
C8 Istoricheskii muzei. Moscow, 2010.
JO 10. Kagan Iu.O. Britanskaia gliptika XIV- XX vekov [British Engraved Gems i4th-20th Centuries]. Saint Petersburg, 2015.
11. Kagan Iu.O. Kameinoe khudozhestvo na imperatorskikh kamnereznykhfabrikakh: Petergof, Ekaterinburg, Kolyvan' [The art of the cameos made by imperial stonecutting factories: Petergof, Ekaterinburg, Kolyvan']. Saint Petersburg, 2003. ® 12. Kagan Iu.O. Klass reznogo khudozhestva [The Class of Carved Art]. Ekaterinburg, 2002.
13. Karev AA. Klassitsizm v russkoi zhivopisi [Classicism in Russian painting], Moscow, 2003. ijQ 14. Karev A. A Miniatiurnyi portret v Rossii XVIII veka [Miniature Portrait in Russia in the 18th Century ]. Moscow, 1989.
e
15. Komelova G. N. Miniatiury A I. Chernova [Miniatures of AI. Chernov] in Pamiatniki kul'tury. Novye otkrytiia. Ezhegodnik fi AkademiiNauk USSR. 1976 (The monuments of culture. New discoveries. Yearbook of the Academy of Sciences of the USSR. H 1976), 1977, S. 251-260.
16. Komelova G. N. Avgustin Ritt - russkii miniatiurist. 1765 -1799. Zhizn' i tvorchestvo. [Augustine Ritt - a Russian Miniaturist. § 1765-1799. Life and Creative Activity]. Saint Petersburg, 2004.
a, 17. Komelova G.N. Russkaia miniatiura na emali XVIII - nachala XIX veka [Russian Enamel Miniatures. 18th - 19th Century], £5 Saint Petersburg, 1995.
18. Kuznetsova I.A Obrashchenie k antichnosti vo vtoroi polovine XVIII veka [Appealing to the Classical tradition in the late 18th Century] m Antichnost'v evropeiskoi zhivopisi XV-XX veka [The Classical Tradition in European painting from the Renaissance
>S
£ *
*
to the Early 20th Century], Moscow, 1984. S. 18-23. H 19. Komelova G. N.; Princeva G. A Miniatiura v RossiiXVIII-nachalaXXveka. Katalog vystavki izfondov Ermitazha [Miniatures in Russia in the 18th - Early 19th Century: Catalogue of the Exhibition from the Hermitage Collections]. Leningrad, 1981.
20. Ivanova E.N. Miniatiura kontsaXVIII-pervoipolovinyXIXveka izsobraniia Vserossiiskogo muzeiaA.S. Pushkina [Miniatures
5 in the late 18th - early 19th Century in the collection of the Pan-Russian Pushkin Museum], Saint Petersburg, 1996.
¡r
21. Miuller AP. Inostrannye zhivopistsy i skul'ptory v Rossii [Foreign painters and sculptors in Russia], Moscow, 1925.
»
22. Neverov O.Ia. Antichnye kamei v sobranii Ermitazh [Antique cameos in the Hermitage collection], Leningrad, 1988. [ 56 ] 23- Neverov O.Ia. Gemmy antichnogo mira [Gemmas of the antique world]. Moscow, 1983.
24. Podstanitskii S.A Miniatiura iz chastnykh sobranii [Miniature from the private collections]. Moscow, 2007.
in the style of antique cameo in Russia 58
25. Podstanitskii S.A. Novoe o khudozhnike Ivane Iakovleviche Peskorskom [Ivan Yakovlevich Peskorsky.The New Foundings] in
Ы
Portret v Rossii. XVIII - pervaia polovina XIX veka. Materialy nauchnykh konferentsii 2011 g. [Portrait in Russia. XVIII - Ы
Ы
early XIX Centuiy. Conference Proceedings, 2011], vypusk 194. Moscow, 2012. S. 111-117. "Г1
0\
26. Pozharova M.A. Frantsuzskie gravirovannye uvrazhi antichnykh gemm v iskusstve XVIII veka [Illustrated editions of the ^ French antique gemmas in the 18th Centuiy art history], Ph. D. thesis. Moscow, 2012.
27. Atsarkina E.N. Portret petrovskogo vremerd. Katalog vystavki. Gosudarstvennaia Tret'iakovskaia galereia, Gosudarstvennyi Russkii muzei [The Portraits of Peter The Great Time. The catalogue of the exhibition. The State Tretyakov Gallery, The State Russian Museum], Leningrad, 1973.
28. Pevzner L.I., Sakharova I.M. Portretnaia miniatiura XVIII - nachala XX veka. Gosudarstvennaia Tret'iakovskaia galereia [Portrait miniatures 18th- early 20th Centuiy. The State Tretyakov Galleiy]. Moscow, 1997.
29. KarnaukhovaNA, Rudneva AB. Portretnaia miniatiuraXVIII-XIXvekov izsobraniia Gosudarstvennogo muzeiaA.S. Pushkina [Portrait miniatures from the Collection of the State Pushkin Museum], Saint Petersburg, 1997.
30. Komelova G.N.; Princeva G.A. Portretnaia miniatiura v RossiiXVIII-nachalaXXveka izsobraniia Gosudarstvennogo Ermitazha [Portrait Miniatures in Russia in the 18th - early 19th Centuiy from the Hermitage Collection], Leningrad, 1986.
31. Selinova T.A Portretnaia miniatiura v Rossii XVIII-XIXvekov iz sobraniia Gosudarstvennogo Istoricheskogo muzeia. Albom [Portrait Miniatures in Russia in the 18th -19th Centuriesfrom the Collection of the State Historical Museum. Album], Leningrad, 1988.
32. Mihailova K.V.; Smirnov G.V. Portretnaia miniatiura iz sobraniia Gosudarstvennogo Russkogo muzeia XVIII-nachala XX veka. Al'bom [Portrait Miniatures from the Collection of the State Russian Museum. 18th - early 20th centuries. Album], in 2 v. Leningrad, 1974.
33. Pulikova L.V. Miniatiury P.E. Stroli [Miniatures of P.E. Stroely] in Sredi kollektsionerov [Among collectors], 2011,33(4), S. 76-79.
34. Pulikova L.V. Nemetskii miniatiurist pri dvore Pavía I [German miniaturist at the court of Pavel I] in Russkoe Iskusstvo [The h^
hH
Russian Art], 2007, №3, S. 82-86. П
35. Pulikova L.V. Ob atributsii miniatiur P.E. Stroli iz muzeinykh sobranii Rossii [Attribution of the miniatures painted by P.E. ^
H
Stroely (from the collections of Russian museums)] in Portret v Rossii. XVIII-pervaia polovina XIX veka. Materialy nauchnykh ^
konferentsii 2011 g. vypusk 194. [Portrait in Russia. 18th - early 19th Centuiy. Conference proceedings, the State Historical '¡g-
S
Museum,2011, vol. 194]. Moscow, 2012. S. 91-97. 3
S
36. Pulikova L.V. Piter Edvard Stroli - liubimets korolei [Peter Edward Stroely - royal minion] in Iskusstvoznanie [Art Histoiy], S, 2011, №3-4, s. 343-361.
37. Pulikova L. V. Tvorchestvo zhivopistsa-miniatiurista Pitera Edvarda Stroli [Creative Activity of an Artist Peter Edward Stroely
as
(1766-1828)], Ph. D. thesis. Moscow, 2012. g-
38. Rovinskii D.A Slovar' gravirovannykh portretov [Engraved portraits dictionaiy].Saint Petersburg, 1872. Jg-
СЧ
39. Luk'ianovE.A Romanovy. Portret dinastii: tsarskii i velikokniazheskiiportret v sobranii Istoricheskogo muzeia [The Romanovs. a Portrait of a Dynasty: Royal portraits in the Collection of the State Historical Museum], Moscow, 2013. ft.
40. Balan S.P.; Shakirova T.F. Rossiiskie imperatritsy. Moda i stiV, konets XVIII - nachalo XX veka. Al'bom-katalog vystavki v S
s
Vystavochnom zalefederal'nyh arhivov, Moskva [Russian Empresses. Fashion and Style, Late 18th - Early 20th Centuiy. The a
catalogue of the exhibition in the Exhibition hall of the Federal archives, Moscow]. Moscow, 2013.
41. Rudneva L.Ju. Iziashchnye storony chelovecheskogo litsa. Portretnaia miniatiura v Rossii [The Grace of the Human Face. S4 Portrait Miniatures in Russia] in Nashe Nasledie [Our Heritage], 2011, №99. Available at: http://www.nasledie- i-q' rus.ru/p0dshivka/9905.php (Accessed Ferbuaiy 01, 2018)
42. Podstanickii S.A Russkaia portretnaia miniatiura kontsa XVII-XIX veka. Katalog sobranija [Russian Portrait Miniatures. д
a
Late 17th - 19th Centuiy. The catalogue of the collection], Vaduz, 2010. Л
Ы
»
3!
00
43. Selinova T.A Khudozhnik P.E. Rokshtul'. Iz istorii russkoi portretnoi miniatiury [The Artist P.E. Rockstuhl. The Histoiy of
Russian Portrait Miniatures]. Moscow, 2005.
it
44. Gostev A.M. Sobranie Sergeia i Tat'iany Podstanitskikh. Izbrannoe. Katalog [The collection of Sergei and Tatyana Podstanitsky. W The catalogue]. Moscow, 2008. ^
45. Suslov I.M. Peterburgskaia miniatiura na emali XVIII veka [Petersburg enamel miniature of the 18th Centuiy] in Iskusstvo
[The Art], 1961, №4, S. 51-52. [ 57 ]