Научная статья на тему 'Портрет владельца автомобиля, работающего на газе'

Портрет владельца автомобиля, работающего на газе Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
24
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Яжиньски Г.

Сегодня в Польше парк автомобилей, работающих на газовом моторном топливе, превышает 2 млн. ед. Зададимся вопросом: кто ездит в Польше на таких автомобилях? Где живут владельцы газобаллонных автомобилей (ГБА), чем занимаются и т. д. В анкетных опросах для получения полной информации о владельцах ГБА принимала участие известная польская фирма «Estymator», специализирующаяся на такого рода исследованиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Портрет владельца автомобиля, работающего на газе»

Портрет владельца автомобиля, работающего на газе

Г. Яжиньски,

президент фирмы «ELPIGAZ» (Польша)

Сегодня в Польше парк автомобилей, работающих на газовом моторном топливе, превышает 2 млн. ед. Зададимся вопросом: кто ездит в Польше на таких автомобилях? Где живут владельцы газобаллонных автомобилей (ГБА), чем занимаются и т. д. В анкетных опросах для получения полной информации о владельцах ГБА принимала участие известная польская фирма «Estymator», специализирующаяся на такого рода исследованиях.

При опросе сведения о владельцах ГБА были разбиты на четыре группы. При этом были учтены следующие сведения: возраст, образование, место жительства и месячный денежный доход владельца автомобиля. По автомобилям автовладельцев были собраны следующие данные: марка приобретенного автомобиля, год его выпуска и рабочий объем двигателя.

На представленных ниже рисунках (рис. 2-8) показана в процентах доля водителей, использующих газомоторное топливо в своих автомобилях, или доля их автомобилей в каждой из исследуемых групп.

Анализ полученных данных анкетирования показал, что среди польских водителей автомобилей наиболее популярным видом моторного нефтяного топлива является бензин (61%), на втором месте газовое моторное топливо - это в основном сжиженный углеводородный газ (СУГ), которым можно заправиться на 6500 АГЗС в Польше. Наряду с этим сегодня в Польше развивается также сеть АГНКС, где можно заправиться компримированным природным газом (КПГ), их количество постоянно растет и составляет в настоящее время 30 ед. На третьем месте - дизельное топливо (18%) (рис. 1).

Дизельное топливо

18%

Газовые топлива 21%

Бензин 61%

Рис. 1. Распределение баланса автомобильных моторных топлив, используемых на автотранспорте в Польше

Следует отметить, что в последние годы в Польше сохранялась нарастающая тенденция по переводу различных видов автотранспорта на газомоторное топливо. Количество автомобилей, работающих только на СУГ, достигло в 2007 г. 2 млн. 50 тыс. ед.

По данным Польской организации сжиженного газа (POGP) чистый прирост числа установленных комплектов газобаллонного оборудования (ГБО) на автомобили в 2007 г. составил 70 тыс. ед. При этом было учтено, что из эксплуатации из-за выработки ресурса было выведено 140 тыс. комплектов ГБО. Общее число автотранспортных средств с новой газобаллонной аппаратурой в 2007 г. составило 210 тыс. ед.

Вместе с тем в 2008 г. рынок газобаллонного оборудования автомобилей развивался не так динамично, как в прошлые годы, что, возможно, связано с увеличением доходов населения, в том числе за счет приобретения автомобилей в кредит и снижения цен на новые марки.

Конечно, события последних месяцев, связанные с экономическим кризисом, несомненно, изменят эту статистику в худшую сторону. Показательна также связь между количеством переводимых автомобилей на газомоторное топливо и возрастом водителей автомобилей.

Наибольшее количество сторонников использования газа в качестве моторного топлива на автомобилях в Польше находится в возрастном диапазоне 18-29 лет (31%). Наименьшее количество автовладельцев ГБА среди водителей, которым больше 70 лет (6%). Это свидетельствует о том, что молодое поколение людей хорошо воспринимает

Мировой газомоторный рынок

31%

25%

19%

12%

Рис. 2. Возрастные группы водителей газобаллонных автомобилей: 1 - 18-29 лет; 2 - 30-39 лет; 3 - 40-49 лет; 4 - 50-59 лет; 5 - 60-69 лет; 6 - свыше 70 лет, %

широкое внедрение новых технологий в различных областях машиностроения и, в частности, в автомобилестроении,что в некоторой степени связано с тем, что большинство молодых людей находится в начале своей карьеры и не столь высоко материально обеспечено. Это обстоятельство побуждает их к экономии на стоимости моторного топлива для своих автомобилей. Одновременно молодые водители в возрасте 18-29 лет, как правило, имеют большие пробеги своих автомобилей и соответственно несут большие финансовые расходы на приобретение моторно-

го топлива. Автовладельцы в возрасте от 40 до 60 лет проявляют, как правило, средний интерес к переводу своих автомобилей с бензина и дизельного топлива на газомоторное топливо (рис. 2).

Результаты анкетных обследований среди водителей Польши однозначно подтверждают, что связь между применением газового топлива в качестве моторного топлива на автомобилях и уровнем образования очень слабая. Независимо от уровня знаний водителя интерес к переводу автомобилей на газомоторное топливо у этой группы лиц находится на уровне 20-25%.

Наименьший интерес к газу у водителей с базовым и высшим образованием (20%), наибольший интерес у водителей, имеющих среднее (25%) и специальное техническое (21%) образование. Это, видимо, связано в основном с тем, что водители с небольшими доходами хотят сэкономить свои деньги, применяя технические решения (рис. 3).

Наибольшую популярность газ в качестве газомоторного топлива имеет у жителей небольших населенных пунктов, то есть сельских жителей (26%) (рис. 4). Многие лица, имеющие автомобили на газе, как правило, являются жителями городов с населением менее 50 тыс. человек (21%). Жители небольших городов и поселков, фермеры значительно чаще используют нетрадиционное более дешевое альтернативное топливо СУГ для своих транспортных средств, несмотря на более удаленный доступ к АГЗС по сравнению с жителями больших городов. Видимо, это связано с «толщиной кошелька». Жители больших городов с населением свыше 200 тыс. человек и городов, где живут от 50 до 200 тыс. человек, как правило, меньше всех заправляют

25%

26%

20%

21%

20%

21%

~Т7%~

16%

1

1

Рис. 3. Образование водителей газобаллонных автомобилей:

1 - базовое; 2 - среднее; 3 - специальное техническое; 4 - высшее, %

Рис. 4. Применение газового топлива в зависимости от места жительства водителя: 1 - город с населением свыше 200 тыс. чел; 2 - от 50 до 200 тыс. чел.; 3 - до 50 тыс. чел; 4 - поселок, сельская местность, %

26%

—I--23%-

I--20%

- -т---

шм

1 2 3 4 5

Рис. 5. Внедрение газового топлива в зависимости от ежемесячных доходов водителей: 1 - до 1000 злотых; 2 - 1000-2000 злотых; 3 - 2000-3000 злотых; 4 - 3000-4000 злотых; 5 - свыше 4000 злотых, %

свои автомобили газомоторным топливом (соответственно 17% и 16%).

Хотя с точки зрения защиты окружающей среды желательно было бы иметь больший процент газобаллонных автомобилей в больших городах, где на улицах возникают транспортные пробки из-за большого количества автомобилей. Экологическая обстановка там с каждым годом ухудшается.

Общеизвестно, что экономика тесно связана с уровнем жизни населения. Принимая во внимание более низкую стоимость эксплуатации автомобилей на газомоторном топливе, люди с более

низкими доходами значительно чаще устанавливают газобаллонное оборудование на своих автомобилях (26% имеют доход менее 1000 злотых на 1 человека, 1 злотый равен примерно 10 руб.) (рис. 5). По мере роста доходов прослеживается тенденция заинтересованности в использовании газомоторного топлива. Эта тенденция в настоящее время возрастает среди водителей с большими ежемесячными доходами, составляющими 3000-4000 злотых (20%). Это связано с тем, что эти лица имеют большие финансовые возможности для установки ГБО высокого качества на свои современные автомобили,

имеющие большой рабочий объем двигателей, а также двигатели с турбонаддувом.

Если внимательно посмотреть на параметры автомобилей, оснащенных ГБО, то будет видна значительная зависимость количества переведенных на газ автомобилей от рабочего объема двигателей. Наиболее популярны в Польше автомобили с ГБО с объемом двигателей 1401-1600 см3 (34%) (рис. 6). Эта тенденция применения СУГ снижается до 18% для автомобилей с объемом двигателей 1601-1900 см3 и снова возрастает до 25% для ГБА с объемом двигателя выше 1900 см3.

Наименьшее количество автомобилей, работающих на СУГ, составляют модели с малым объемом двигателя - 900-1200 см3 (8-11%). Это скорей всего объясняется тем, что в это число входят так называемые городские автомобили, эксплуатирующиеся на коротких маршрутах и потребляющие мало топлива.

Очень сильная зависимость между возрастом автомобиля и его адаптацией на газ (рис. 7). Относительно мал процент новых автомобилей, переводимых на газ (4-5%). С увеличением возрас-

1

6

Рис. 6. Применение газового топлива в зависимости от рабочего объема двигателей: 1 - до 900 см3; 2 - 901-1200 см3; 3 - 1201-1400 см3; 4 - 1401-1600 см3; 5 - 1601-1900 см3; 6 - свыше 1900 см3, %

Рис. 7. Применение газового топлива в зависимости от возраста автомобиля: 1 - до 2 лет; 2 - 3-5 лет; 3 - 6-8 лет; 4 - 9-11 лет; 5 - 12-14 лет; 6 - 15-17 лет; 7 - 18-20 лет; 8 - 21 -35 лет, %

Мировой газомоторный рынок

m

58%

40%

1

3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Рис. В. Применение газового топлива в зависимости от марки автомобиля: 1 - «Polonez»; 2 - «Audi»; 3 - «Opel»; 4 - «SEAT»; 5 - «Renault»; 6 - «Hyundai»; 7 - «BMW»; 8 - «Volkswagen»; 9 - «Ford»; 10 - «Daewoo»; 11 - «Skoda»; 12 - «Peugeot»; 13 - «FIAT»; 14 - «Honda»; 15 - «Toyota»; 16 - «Nissan»; 17 - «Mercedes»; 18 - «Citroen», %

та автомобилей популярность газового топлива возрастает и для автомобилей 15-17 лет достигает уже 32%. Может быть, это связано с финансовым фактором, который играет большую роль для очередных владельцев старых автомобилей.

Неожиданные результаты получены при изучении марок автомобилей, наиболее часто переводимых на СУГ (рис. 8). Наиболее часто переоборудуемый на газовое топливо автомобиль в Польше «Ро-1опв2» (58%) - аналог российских автомобилей ВАЗ-2103 и ВАЗ-2106.

Следующими марками автомобилей, достаточно часто переводимыми на газ, являются «Audi» (40%) и «Opel» (31%), поскольку у этих автомобилей сравнительно высокие расходы топлива, и, кроме того, автомобили марки «Audi» дорогие в эксплуатации.

Стоит отметить, что в настоящее время усиливается тенденция адаптации автомобиля марки «Opel» на газ, несмотря на то, что он относительно экономичен в эксплуатации, но, видимо, владельцам этой марки хочется экономить еще и за счет дешевого газового моторного топлива.

Автор сердечно благодарит за предоставленные данные Польскую организацию сжиженного газа и за исследования, выполненные фирмой «Estymator».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.