ческой тяги, переходящей в генетическую предрасположенность к измененным состояниям сознания.
Современная молодежная наркотическая субкультура основывается прежде всего на обряде приготовления наркотика - это мистическое действие, при котором у наркомана возникает
чувство предвкушения уже при приготовлении наркотика. Первостепенная задача педагога, психолога, социального специалиста убедить подростка не пробовать наркотик, доказать ему, что с помощью наркотика он не увидит «зазеркалья», а всего лишь станет рабом вредной привычки.
«ПОРТРЕТ» В ПСИХОЛОГИИ и социологии
Н.Б. Николюкина
Понятие «портрет» используется во многих областях познания окружающей действительности. В последние годы на страницах журналов и газет можно встретить различные виды портрета: философский, исторический, историографический, психологический, социальный и др. В социологической литературе большое внимание уделяется изучению и социально-психологического портрета.
Социальный портрет отражает представление профессиональной группы о себе, элементы общественного мнения, состояние профессии, требования к ее представителю, то есть вычленяет типичное, социально-групповое. Наиболее близок к социальному портрету психологический. Портрет в социологии в большинстве своем изучает группы (от малых до больших), а в психоло-
гии фиксирует свое внимание на индивидуальных внутренних механизмах индивида.
В психологический портрет обычно включаются: темперамент; характер; способности; направленность, ее виды (деловая, личностная, коммуникативная); интеллектуальность - степень развития и структура интеллекта; эмоциональность - уровень реактивности, тревожности, устойчивости; волевые качества - умение преодолевать трудности, настойчивость в достижении цели; общительность; самооценка (заниженная, адекватная, завышенная); уровень самоконтроля и самосовершенствования; способность к групповому взаимодействию. Последние из перечисленных качеств имеют непосредственное отношение к социально-психологическому портрету человека.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭМПАТИИ У БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ Д. В. Белых
Формирование эмпатийных свойств личности учителя является необходимым условием гуманизации школьного обучения, воспитания и стратегии «развивающегося» педагогического воздействия. В связи с этим важное значение представляет выявление условий, способствующих формированию эмпатии у будущего учителя.
Результаты проводимого нами исследования дают возможность сделать следующие выводы об условиях и специфике формирования эмпатии у будущих учителей:
1. Действенная педагогическая эмпатия не только является непосредственным проявлением сострадания и сочувствия к ребенку, но и неотъемлемым компонентом педагогического воздействия, опосредованного воспитательной целью. Являясь компонентом целостной структуры личности, эмпатия в то же время имеет собственную сложную структуру, в которую входят, кроме
эмоционального (центрального), когнитивный и поведенческий компоненты. В эмпатии сочетаются восприятие субъектом сигналов о состоянии другого человека и актуализация доминирующей личностной потребности в его благополучии.
2. Эмпатия, в том числе педагогическая, имеет социальную природу и поэтому успешно формируется в условиях организации деятельности, направленной на оказание помощи другому человеку в решении его проблем. У испытуемых, имеющих высокий и средний уровни эмпатии, динамика повышения в ее формировании более ярко выражена, чем у низкоэмпатийных.
3. Ролевая игра, имитирующая ситуацию педагогической деятельности, требует проявления действенной эмпатии, может служить средством ее формирования при следующих условиях:
а) ведущий владеет умениями педагога-ре-жиссера;