Научная статья на тему '«Портрет» в психологии и социологии'

«Портрет» в психологии и социологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
246
42
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Портрет» в психологии и социологии»

ческой тяги, переходящей в генетическую предрасположенность к измененным состояниям сознания.

Современная молодежная наркотическая субкультура основывается прежде всего на обряде приготовления наркотика - это мистическое действие, при котором у наркомана возникает

чувство предвкушения уже при приготовлении наркотика. Первостепенная задача педагога, психолога, социального специалиста убедить подростка не пробовать наркотик, доказать ему, что с помощью наркотика он не увидит «зазеркалья», а всего лишь станет рабом вредной привычки.

«ПОРТРЕТ» В ПСИХОЛОГИИ и социологии

Н.Б. Николюкина

Понятие «портрет» используется во многих областях познания окружающей действительности. В последние годы на страницах журналов и газет можно встретить различные виды портрета: философский, исторический, историографический, психологический, социальный и др. В социологической литературе большое внимание уделяется изучению и социально-психологического портрета.

Социальный портрет отражает представление профессиональной группы о себе, элементы общественного мнения, состояние профессии, требования к ее представителю, то есть вычленяет типичное, социально-групповое. Наиболее близок к социальному портрету психологический. Портрет в социологии в большинстве своем изучает группы (от малых до больших), а в психоло-

гии фиксирует свое внимание на индивидуальных внутренних механизмах индивида.

В психологический портрет обычно включаются: темперамент; характер; способности; направленность, ее виды (деловая, личностная, коммуникативная); интеллектуальность - степень развития и структура интеллекта; эмоциональность - уровень реактивности, тревожности, устойчивости; волевые качества - умение преодолевать трудности, настойчивость в достижении цели; общительность; самооценка (заниженная, адекватная, завышенная); уровень самоконтроля и самосовершенствования; способность к групповому взаимодействию. Последние из перечисленных качеств имеют непосредственное отношение к социально-психологическому портрету человека.

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМПАТИИ У БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ Д. В. Белых

Формирование эмпатийных свойств личности учителя является необходимым условием гуманизации школьного обучения, воспитания и стратегии «развивающегося» педагогического воздействия. В связи с этим важное значение представляет выявление условий, способствующих формированию эмпатии у будущего учителя.

Результаты проводимого нами исследования дают возможность сделать следующие выводы об условиях и специфике формирования эмпатии у будущих учителей:

1. Действенная педагогическая эмпатия не только является непосредственным проявлением сострадания и сочувствия к ребенку, но и неотъемлемым компонентом педагогического воздействия, опосредованного воспитательной целью. Являясь компонентом целостной структуры личности, эмпатия в то же время имеет собственную сложную структуру, в которую входят, кроме

эмоционального (центрального), когнитивный и поведенческий компоненты. В эмпатии сочетаются восприятие субъектом сигналов о состоянии другого человека и актуализация доминирующей личностной потребности в его благополучии.

2. Эмпатия, в том числе педагогическая, имеет социальную природу и поэтому успешно формируется в условиях организации деятельности, направленной на оказание помощи другому человеку в решении его проблем. У испытуемых, имеющих высокий и средний уровни эмпатии, динамика повышения в ее формировании более ярко выражена, чем у низкоэмпатийных.

3. Ролевая игра, имитирующая ситуацию педагогической деятельности, требует проявления действенной эмпатии, может служить средством ее формирования при следующих условиях:

а) ведущий владеет умениями педагога-ре-жиссера;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.