Научная статья на тему 'Портрет, собранный по крупицам'

Портрет, собранный по крупицам Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
121
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ / КИНО / ИСТОРИЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО КИНО / ART CRITICISM / CINEMA / HISTORY OF THE AZERBAIJAN CINEMA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мамедова В. Х.

1960-1980-ые годы считаются самым плодотворным периодом Азербайджанского кино. В течение этих лет в нашем киноискусстве увидели свет много фильмов. В то время происходило зарождение нового поколения актёров, режиссёров. Среди них было много талантливых молодых актёров. Но внимание режиссёров привлёк молодой актёр Расим Балаев. Его первым успехом был фильм «Насими», который считается «жемчужиной» истории азербайджанского кино. После «Насими» один за другим были сняты такие фильмы как «Гатыр Мамед», «Фирангиз», «Деде Горгуд», «Звёзды не гаснут», «Иду на вулкан » (первый сериал в Азербайджане), «Заботы о счастье», «Удар в спину », «День рождения», «Звук свирели» "Я сочиняю песню", «Похищение жениха», «Водоворот», «Бабек», «Мерзавец », «Яраса », и десятки других фильмов, принёсших актёру успех. Вообще, если разобрать каждый образ, созданный Расимом Балаевым, мы увидим насколько это трудно и в то же время насколько это легко. Анализировать актёрскую философию Расима Балаева, написать и донести её до будущих поколений в первую очередь почётное и нелёгкое дело.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The portrait collected on particles

1960-1980 s are considered the most fruitful period of Azerbaijani cinema. During these years many films were shot in our cinema art. That time a new generation of actors and producers was born. Many talented goung actor Rasim Balayev drew attention. His first success was the film «Nasimi» which is considered a «pearl» of history of Azerbaijani cinema. Later the actor had a great success due to such films as «Gatir Mamed», «Firangiz», «Dede Girgud», «Stars don't become dim», «I go on the volcano» (the first serial in Azerbaijan), «Cares about happiness», «Stab in the back», «Birthday», «Babek» and many others. Rasim Balayevs every image is both difficult and easy. It is honest and hard task to analyse Rasim Balayevs actor philosophy, write it down and pass to future generations.

Текст научной работы на тему «Портрет, собранный по крупицам»

УДК 791.43

ПОРТРЕТ, СОБРАННЫЙ ПО КРУПИЦАМ

В.Х.Мамедова

1960-1980-ые годы считаются самым плодотворным периодом Азербайджанского кино. В течение этих лет в нашем киноискусстве увидели свет много фильмов. В то время происходило зарождение нового поколения актёров, режиссёров. Среди них было много талантливых молодых актёров. Но внимание режиссёров привлёк молодой актёр Расим Балаев. Его первым успехом был фильм «Насими», который считается «жемчужиной» истории азербайджанского кино. После «Насими» один за другим были сняты такие фильмы как «Гатыр Мамед», «Фирангиз», «Деде Горгуд», «Звёзды не гаснут», «Иду на вулкан» (первый сериал в Азербайджане), «Заботы о счастье», «Удар в спину», «День рождения», «Звук свирели» "Я сочиняю песню", «Похищение жениха», «Водоворот», «Бабек», «Мерзавец», «Яраса», и десятки других фильмов, принёсших актёру успех.

Вообще, если разобрать каждый образ, созданный Расимом Балаевым, мы увидим насколько это трудно и в то же время насколько это легко. Анализировать актёрскую философию Расима Балаева, написать и донести её до будущих поколений в первую очередь почётное и нелёгкое дело.

Ключевые слова: искусствоведение, кино, история Азербайджанского кино.

V.X.Mamedova The portrait collected on particles

1960-1980 s are considered the most fruitful period of Azerbaijani cinema. During these years many films were shot in our cinema art. That time a new generation of actors and producers was born. Many talented goung actor Rasim Balayev drew attention. His first success was the film «Nasimi» which is considered a «pearl» of history of Azerbaijani cinema. Later the actor had a great success due to such films as «Gatir Mamed», «Firangiz» , «Dede Girgud» , «Stars don’t become dim» , «I go on the volcano» (the first serial in Azerbaijan) , «Cares about happiness», «Stab in the back» , «Birthday» , «Babek» and many others.

Rasim Balayevs every image is both difficult and easy. It is honest and hard task to analyse Rasim Balayevs actor philosophy, write it down and pass to future generations.

Key words: art criticism, cinema, history of the Azerbaijan cinema.

Некогда в ташкентской газете «Правда» была опубликована статья под названием «Новое открытие международного фестиваля - Расим Балаев». На фестивале высоко оценили актёрское мастерство Расима Балаева и присудили ему премию. В целом личность Расима Балаева занимает особое место в киноискусстве Азербайджана. Особенно восхищают неповторимые образы, созданные актёром в исторических фильмах. И Насими, и Бабек, и Бейрек - образы, выращенные актёром согретые теплом его души.

Со дня выхода на экраны зрители отчётливо заметили странные, необъяснимые и даже таинственные черты в облике актёра. Это особенно обсуждалось в обществе дам. Не только в Азербайджане, но и во всех странах, где довелось побывать актёру, говорилось о его удивительном обаянии. В адрес актёра приходило бесчисленное множество писем с благодарностями и признаниями в любви. Режиссёр фильма «Насими» Гасан Сеидбейли, отвечая на вопросы о Расиме, говорил: «Природа одарила Расима прекрасным лицом. Его брови, губы, нос, как на древних восточных миниатюрах, в образах, созданных Султаном Мухаммедом, источают нежность и вдохновение». Одним словом, часами можно восхищаться Расимом.

Конечно же, славу и актёрские победы Расима нельзя объяснять лишь его внешними качествами. Созданными образами, превратившись в любимца миллионов, актёр и сегодня - в первых рядах мастеров киноискусства.

После окончания института искусств он работает в учебном театре. Однажды актёр Мухлис Джанизаде приводит Расима в киностудию. С этого дня всё в жизни актёра резко меняется. В это время режиссёр Гасан Сеидбейли искал актёра для исполнения главной роли в фильме «Насими». С первого взгляда режиссёр оценил актёрские данные Расима и утвердил его на главную роль.

Покорённый внешними данными и актёрским мастерством Расима Гасан Сеидбейли вверяет образ гениального поэта-философа Востока Имадеддина Насими юноше - выходцу из села, выросшему вдали от больших культурных центров, от общества интеллектуалов и интеллигентных людей.

Сегодня в послужном списке актёра более 160 фильмов. Свою деятельность в кино актёр начал с небольшой роли в фильме Бакинской киностудии «Звёзды не гаснут». Однако подлинную славу актёру принёс снятый в 1973-ем году фильм «Насими». Гасан Сеидбейли, характеризуя образ Насими, говорит: «Темпераментный, горячий, бунтарский образ поэта требует особого подхода. Прожить напряжённую, полную взлётов и падений великую жизнь поэта - бунтаря для молодого актёра было нелегко. Здесь требовался большой жизненный, экранный и сценический

опыт. Расим своей внешностью и эмоциональностью как нельзя более соответствует предъявляемым требованиям. Он - как будто человек из прошлого. Напоминает людей средних веков. Черты лица на удивление выразительные, взгляд исполнен глубокого смысла».

«Читая газели Насими, он потряс и нас и зрителя. От кадра к кадру он всё больше превращался в великого поэта-бунтаря. Всем своим естеством он воплощал страсть Насими, его поэтический мир и непреклонный дух».

Гасан Сеидбейли уточнил: «Именно поэтому и на Всесоюзном кинофестивале, и на проходившем в Ташкенте Международном фестивале актёрское мастерство Расима Балаева получило высокую оценку. В газете «Правда» Расима Балаев был отмечен как «открытие фестиваля».

Хочется отметить, что в действительности это было открытие Гасана Сеидбейли. Именно он, спустя 600 лет, утвердил в искусстве кино образ величайшего человека и поэта.

Насими, созданный Расимом Балаевым, был первой серьёзной работой молодого актёра, выдавшей ему пропуск в мир высокого искусства. И может быть, именно через этот образ актёр поверил в свои силы. Эта уверенность, как воздух, была необходима молодому неопытному актёру для создания образа великого Насими. Уверенность в себе позволила актёру создать образ могучей личности, бросившейся в борьбу за правое дело, воплотить идеи этой борьбы всей силой своего таланта.

Знакомясь с историческими источниками, актёр понял, что должен показать свободомыслящего, волевого человека, вставшего на путь справедливости и защиты людей, своеобразно мыслящего философа.

Снять фильм о Насими было решено давно. Ещё в 1971-ом году по линии ЮНЕСКО прошли юбилейные торжества, посвящённые 600-летию со дня рождения Насими.

Это было с радостью встречено и в Азербайджане. Было решено снять фильм, который бы внёс свою лепту в увековечение памяти великого поэта-философа. Именно в таком философском аспекте сценарий фильма был написан известным ещё с 60-х годов писателем Исой Гусейновым. Он старался, опираясь на исторические факты, показать жизнь Насими, трагическую судьбу, раскрыть глубокий смысл его философских взглядов.

Используя в сценарии стихи Насими, И.Гусейнов создал полновесный образ этой великой личности , его характер и мировоззрение.

Исторический фильм «Насими» был удостоен премии на VII Всесоюзном кинофестивале. Приз получил также и Расим Балаев, который был награждён и Республиканской премией Ленинского Комсомола. Фильм успешно прошёл просмотр в Москве, и Комитет Кинематографии СССР разрешил показ этого фильма на национальных языках во всех союзных республиках.

После «Насими» один за другим стали выходить на экраны фильмы «Гатыр Мамед», «Деде Горгуд», «Звёзды не гаснут», «К вулкану» (первый азербайджанский сериал), «День рождения», «Украли жениха», «Бабек», «Ты всегда со мной”, “Мерзавец», «Яраса» и десятки других фильмов, принёсших славу азербайджанскому кинематографу.

«Актёр одновременно и создатель и инструмент своего искусства. Его поведение же -материал для создания образа». Видя живого человека на сцене или на экране, ощущая бесконечный поток движения, речи, невольно проникаешься мыслью, что главный фактор здесь -актёр. Под воздействием эмоциональной игры актёра зритель будто видит саму жизнь и невольно начинает в это верить.

При упоминании имени Расима Балаева прежде всего вспоминаются Насими, Бейрек, Бабек и Джавид. Создание исторических образов требует таланта и утончённой натуры. Расим Балаев стремится не сыграть образ, а «прожить» его. И Бабека он создал не как Расим, а как Бабек.

Характер образа он объясняет так: «...Бабек меня привлёк, прежде всего, как глашатай свободы. И причина превращения простого деревенского парня в великого полководца -стремление к свободе, страстное желание видеть людей освобождёнными. Чувство свободы делает слабого сильным, некрасивого красавцем, простого человека героем. Защищая свои идеи, свои убеждения, Бабек борется не только мечом, но и умом военной смекалкой. Факел, горящий в руках Бабека мне представляется символом протеста страны огней против иноземных захватчиков, пылающим сердцем её мужественных сыновей. Наряду с личностью Бабека, зрителю нужно было показать древность национальной культуры и истории. Думается, что это задача, долг

и потребность, живущая в душе каждого представителя творческой интеллигенции».

Анализируя созданные актёром образы невольно убеждаемся в особым месте фильма «Бабек». Во первых, с точки зрения искусства - это бесспорно интересная и профессионально выполненная работа. И режиссёрская работа, и работа оператора, и актёрское исполнение по сравнению с другими фильмами, оказались на более высоком уровне. Образ Бабека послужил для актёра толчком к дальнейшему совершенству.

Фильм «Бабек» должен был стать произведением, выполненным в стиле монументализма. В противном случае его могла постичь судьба таких фильмов, как «Кёроглы» и «Гатыр Мамед». В фильме должен был быть создан национальной характер как самый важный документ, говорящий о национальном прошлом. Для создания этого характера должны быть уточнена и изучена общественно-политическая сущность исторического периода, религиозно -философские отношения, другие этногенетические особенности и, конечно же, личность Бабека.

Идеологическая борьба, заложенная в главной идее фильма «Бабек», нашла своё отражение в воплощении образа главного героя. Бабек, боровшийся около двадцати лет боровшийся за духовное освобождение своего народа, свободу убеждений, проявляет невиданное упорство перед натиском арабского халифа Мотасима. Его народ никогда не склонял голову перед прихотями какого-либо правителя и не просил пощады Бабек также последователь этой традиции твёрдо стоящий на позиции служения своему родному народу.

Расим Балаев в роли Бабека создаёт совершенно иной характер. Его герой - полководец, ведущий последовательную и беспощадную борьбу за свой идеал, это смелый, волевой человек, не дающий при случае поблажек даже родному сыну. В фильме есть такой кадр Бабек с высоты наблюдает за перемещением арабской армии по направлению к крепости Безз. В его глазах -глубокая печаль и вместе с тем огромное пламя мести. Бабек, считающий бездушные требования арабского халифа оскорбительными для его народа, несмотря ни на что не впадает в паническое состояние, видя бесчисленные арабские орды. В своей борьбе Бабек опирается на мощь своего народа и одерживает победы. Именно он - народ обеспечивает победы в неравных боях, прославляет страну. Актёр умеет почувствовать психологические тонкости, с успехом создаёт отрицательные и положительные образы.

Личные качества актёра - человеческая простота, чистота помыслов, свойственная его натуре, благородство помогают ему справляться со сложнейшими ролями. В творчестве каждого актёра есть роли, любимые им больше остальных, близкие ему по характеру, которыми он гордится. В своём отчёте он говорит о них так. «В фильмах «Насими», «Гатыр Мамед», «Деде Горгуд», «Удар сзади», «Дачный дом на одну семью», «Допрос», «Бабек» я снимался в ролях, совершенно разных по характеру. Что скрывать? Среди них есть роли близкие моей душе, родные мне. Эти образы - результат напряженного творческого процесса. Насими, Бейрек, Бабек. Для выхода этих фильмов на экраны приходилось тратить годы. Я не только не сожалею об этом, но радуюсь этим».

Это - ценное экранное произведение. В съёмках участвовало более 200 лошадей. Было изготовлено множество боевого снаряжения, расшитые золотом одежды. Научными консультантами фильма были академик Зия Буньятов и искусствовед Горелов. Благодаря их советам оператору Расиму Исмаилову, художнику - постановщику М.Агабекову, художнику по костюмам Т.Таурову удалось создать художественно-исторический фон фильма и тем самым способствовать его успеху.

Если постараться проанализировать какой либо из образов, созданных Расимом Балаевым., можно заметить, насколько это трудно и в то же время легко. Объяснить философию Расима чрезвычайно трудно. В то же время, поскольку он выходец из народа, его исполнительская манера проста и потому всем понятна. С каждой новой ролью актёр приобретает всё большую зрелость, развивается и приобретает ещё больший опыт. Каждый фильм раскрывает перед ним ещё одну тайну искусства, каждый режиссер научит чему-то новому.

Слава актёра давно вышла за границы родной страны. Он снимался в фильмах Германии, Турции, Ирана, Индии и других стран. Это фильмы «Засада» (Таджикистан), и «Горная новелла» (Чечено-Ингушское телевидение), «Избалованный» (студия DEFA)

Но, несмотря ни на что Расим Балаев не изменился. Не стал чужим. Доказал, что воспитались и продолжают воспитываться кадры актёров, способных взять на свои плечи всю

тяжесть этого труда и вести вперёд искусство кино своей страны.

Литературa

1.Магеррамов А. Современные киноактеры Азербайджана. - Баку: Ишыг, 1984 (на азерб);

2. Казымзаде А. Кино Азербайджана - 110 / «Cinema news» июнь, 2008, (на азерб);

3.Дадашов А. Драматургия периода независимости.- Баку: Нагыл еви, 2005;

4.Рустамли Б. “Судьба ДЖавида” филм не достойный мирового показа // Рейтинг, 02.03.2008.

5.Мухина З. Насими. /Москва. Спутник кинозрителя. Июль 1975; Линков А.. Восстание духа. Москва.: Советский экран. №9.1980.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.