Научная статья на тему 'ПОРТРЕТ РЕГИОНАЛЬНОГО МИНИСТРА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ'

ПОРТРЕТ РЕГИОНАЛЬНОГО МИНИСТРА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
107
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РУКОВОДИТЕЛЬ / РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / ХАРАКТЕРИСТИКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кобякова О.С., Деев И.А., Ходакова О.В., Стародубов В.И., Чигрина В.П.

Обязательным условием, обеспечивающим развитие и функционирование любой отрасли, является грамотное управление, которое не может осуществляться без квалифицированных управленческих кадров. За последние несколько лет в Российской Федерации происходит стремительная смена руководителей органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья. Данные изменения не позволяют обеспечивать преемственность в принятии управленческих решений, а также обусловливают высокую степень неопределенности и недостаточный уровень доверия как со стороны населения, так и медицинского сообщества.Цель исследования - получение объективной информации о кадровом потенциале руководителей исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.Материалы и методы. Спланировано и проведено одномоментное, сплошное, социологическое исследование, с использованием специально разработанной анкеты, включающей характеристику учетных признаков о возрастно-половом составе респондентов, уровне базового и дополнительного образования, наличия профессиональных компетенций, стаже работы на должностях управленческого профиля.Результаты. В исследовании на добровольной основе принял участие 81 респондент из числа руководителей исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья. Установлено, что выраженная ротация руководителей высшего звена и непродолжительный стаж работы в занимаемой должности сказываются на уровне квалификации. Культура целенаправленного формирования профессиональных навыков респондентов выражена незначительно. Из общего числа опрошенных внимание этому направлению уделили лишь 7% руководителей. Около 40% не имеют профессиональной переподготовки по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье». Выводы. С учетом единых целей и задач государственной социальной политики Российской Федерации, реализуемой, в том числе, на уровне региональных систем здравоохранения, необходимо разработать типовую структуру исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья с типовым набором квалификационных требований, предъявляемых к руководителю органа в сфере охраны здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кобякова О.С., Деев И.А., Ходакова О.В., Стародубов В.И., Чигрина В.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PORTRAIT OF REGIONAL HEALTH AUTHORITY MANAGER

Competent management is crucial condition for the development and functioning and requires qualified managers. In the Russian Federation over the past few years Federation there were many rotations in management of regional health authorities. These changes will be followed by lack of continuity in management decision-making, high degree of uncertainty and a low level of population and professional community trust.The aim of the study was to give a detailed information about regional health authorities managers in Russian Federation.Materials and methods. This research was designed as observational study with the use of questionnaire which included the characteristics of the age and gender of the respondents, the level of their basic and additional education, additional competencies, occupational background in leadership position.Results. We achieved a response from 81 respondents. We founded that rotation of managers and extremely short occupation period had significant impact on managers’ qualifications. The culture of purposeful formation of the professional skills by the respondents was poor. Only 7% of managers paid attention to their education. About 40% did not have professional retraining for management in healthcare.Conclusions. It is necessary to develop a standard set of Russian region health managers competencies and responsibilities.

Текст научной работы на тему «ПОРТРЕТ РЕГИОНАЛЬНОГО МИНИСТРА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»



ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

ОС1: 10.21045/1811-0185-2022-1-6-15 УДК 614.2

ПОРТРЕТ РЕГИОНАЛЬНОГО МИНИСТРА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

О.С. Кобяковаа, И.А. Деевь, О.В. Ходаковас, В.И. Стародубов^ В.П. Чигринае И

а, ь, с, в фгбу «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации.

а https://orcid.org/0000-0003-0098-1403; ь https://orcid.org/0000-0003-0098-1403; с https://orcid.org/0000-0001-8288-939X;

https://orcid.org/0000-0002-3625-4278; в https://orcid.org/0000-0002-5044-4836

И Автор для корреспонденции: Чигрина В.П.

АННОТАЦИЯ

Обязательным условием, обеспечивающим развитие и функционирование любой отрасли, является грамотное управление, которое не может осуществляться без квалифицированных управленческих кадров. За последние несколько лет в Российской Федерации происходит стремительная смена руководителей органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья. Данные изменения не позволяют обеспечивать преемственность в принятии управленческих решений, а также обусловливают высокую степень неопределенности и недостаточный уровень доверия как со стороны населения, так и медицинского сообщества. Цель исследования - получение объективной информации о кадровом потенциале руководителей исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

Материалы и методы. Спланировано и проведено одномоментное, сплошное, социологическое исследование, с использованием специально разработанной анкеты, включающей характеристику учетных признаков о возрастно-половом составе респондентов, уровне базового и дополнительного образования, наличия профессиональных компетенций, стаже работы на должностях управленческого профиля.

Результаты. В исследовании на добровольной основе принял участие 81 респондент из числа руководителей исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья. Установлено, что выраженная ротация руководителей высшего звена и непродолжительный стаж работы в занимаемой должности сказываются на уровне квалификации. Культура целенаправленного формирования профессиональных навыков респондентов выражена незначительно. Из общего числа опрошенных внимание этому направлению уделили лишь 7% руководителей. Около 40% не имеют профессиональной переподготовки по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье». Выводы. С учетом единых целей и задач государственной социальной политики Российской Федерации, реализуемой, в том числе, на уровне региональных систем здравоохранения, необходимо разработать типовую структуру исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья с типовым набором квалификационных требований, предъявляемых к руководителю органа в сфере охраны здоровья.

Ключевые слова: руководитель, региональная система здравоохранения, квалификационные требования, характеристика. Для цитирования: Кобякова О.С., Деев И.А., Ходакова О.В., Стародубов В.И., Чигрина В.П. Портрет регионального министра здравоохранения // Менеджер здравоохранения. 2022; 1:6-15. DOI: 10.21045/1811-0185-2022-1-6-15.

Введение

Приоритетным направлением государственной социальной политики Российской Федерации является повышение качества и продолжительности жизни населения [1].

Обязательным условием, обеспечивающим развитие и функционирование любой отрасли, является грамотное управление, которое не может осуществляться без квалифицированных управленческих кадров. При этом руководители должны обладать не только набором профессиональных компетенций,

но и смежными знаниями в таких областях, как менеджмент, экономика, юриспруденция, информационные технологии, социология, психология.

Пандемия новой коронавирусной инфекции стала серьезным испытанием для системы здравоохранения в целом, в особенности для руководителей всех рангов, и, прежде всего, региональных министров. Необходимость оперативного принятия управленческих решений с целью снижения риска распространения новой коронавирусной инфекции и летальности по этой причине, обеспечения достаточной

© Кобякова О.С, Деев И.А., Ходакова О.В, Стародубов В.И, Чигрина В.П, 2022 г.

Менеджер

здравоохранения /

Мападег № 1

2с1гт\/оосЬгвпвп'1в 2022

ресурсной базы в амбулаторном и стационарном звене - важные задачи, стоящие перед ними в настоящее время. Вышеперечисленное приводит к многократному увеличению как физической, так и эмоциональной нагрузки на управленческие кадры [2-4].

В литературе неоднократно обсуждались вопросы, связанные с методологическими и методическими подходами к формированию профессиональных и личностных компетенций руководителей медицинских организаций, качеством их подготовки, необходимостью формирования резерва управленческих кадров [5-7]. Еще более важной проблемой является формирование кадрового потенциала на уровне руководителей органов управления здравоохранением региона, определяющих стратегию развития системы оказания медицинской помощи в субъекте Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, система государственного

здравоохранения представляет собой предмет совместного ведения органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации [8]. Федеративный принцип государственного устройства предусматривает возможность относительно автономного управления системой здравоохранения на региональном уровне, руководствуясь нормами как федеративного законодательства, так и законодательства субъекта.

Квалификационные требования, предъявляемые к руководителю исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья не определены отраслевыми нормами, поскольку последний не относится к категории медицинских работников [9]. В связи с особой важностью задач, возложенных на государственную систему здравоохранения, вопрос разработки единых требований к квалификации

ORIGINAL PAPER

PORTRAIT OF REGIONAL HEALTH AUTHORITY MANAGER

O.S. Kobyakovaa, I.A. Deevb, O.V. Khodakovac, V.I. Starodubovd, V.P. Chigrinae H

a b c d e Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation.

a https://orcid.org/0000-0003-0098-1403 b https://orcid.org/0000-0003-0098-1403 c https://orcid.org/0000-0001-8288-939X d https://orcid.org/0000-0002-3625-4278 e https://orcid.org/0000-0002-5044-4836

H Corresponding author: Chigrina V. P. ABSTRACT

Competent management is crucial condition for the development and functioning and requires qualified managers. In the Russian Federation over the past few years Federation there were many rotations in management of regional health authorities. These changes will be followed by lack of continuity in management decision-making, high degree of uncertainty and a low level of population and professional community trust.

The aim of the study was to give a detailed information about regional health authorities managers in Russian Federation. Materials and methods. This research was designed as observational study with the use of questionnaire which included the characteristics of the age and gender of the respondents, the level of their basic and additional education, additional competencies, occupational background in leadership position.

Results. We achieved a response from 81 respondents. We founded that rotation of managers and extremely short occupation period had significant impact on managers' qualifications. The culture of purposeful formation of the professional skills by the respondents was poor. Only 7% of managers paid attention to their education. About 40% did not have professional retraining for management in healthcare.

Conclusions. It is necessary to develop a standard set of Russian region health managers competencies and responsibilities. Keywords: manager, regional health authority, characteristics.

For citation: Kobyakova O.S., Deev I.A, Khodakova O.V, Starodubov V.I, Chigrina V.P. Portrait of regional health authority manager // Manager Zdravoohranenia. 2022; 1:6-15. DOI: 10.21045/1811-0185-2022-1-6-15.

•КС

№ 1 Manager

2022 Zdravoochranania

/Менеджер

здравоохранения

руководителей высшего звена, не относящихся к категории медицинских работников и занимающих должности гражданских служащих, является принципиально важным.

На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 27 октября 2021 года № 1831 «Об утверждении Правил согласования назначения на должность руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья» определена процедура согласования кандидатуры на должность руководителя органа в сфере охраны здоровья, которую представляет высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации. Решение о согласовании кандидатуры принимает Министр здравоохранения Российской Федерации. Одним из критериев для принятия решения федеральным органом исполнительной власти является оценка уровня квалификации кандидата, которая осуществляется на базе ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России с использованием экспертно разработанных и согласованных тестовых заданий, позволяющих дать объективную характеристику уровня профессиональной компетентности потенциального регионального министра. В целом, введение процедуры согласования, являющейся прерогативой федерального органа исполнительной власти, направлено на восстановление административной вертикали и обеспечения преемственности между федеральным и региональным уровнями государственного управления.

Необходимо отметить, что за последние несколько лет происходит стремительная смена руководителей органов исполнительной власти в сфере организации здравоохранения. Так, в ряде субъектов Российской Федерации за короткий период времени произошла смена нескольких министров здравоохранения. Данные изменения не позволяют обеспечивать преемственность в принятии управленческих решений, а также вносят высокую степень неопределенности и невысокий уровень доверия как со стороны населения, так и медицинского сообщества.

С целью получения объективной информации о кадровом потенциале руководителей органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья субъектов Российской Федерации в октябре 2021 года проведено исследование, результаты которого могут быть использованы для формирования концепции кадровой политики в системе государственного здравоохранения и разработки единых

подходов к подготовке резерва управленческих кадров на уровне территориальных и федеральных органов управления здравоохранением Российской Федерации.

Материалы и методы

Для оценки кадрового потенциала руководителей органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации спланировано и проведено одномоментное, сплошное, социологическое исследование, в рамках которого была разработана анкета, состоящая из нескольких блоков вопросов. Первый блок включал характеристику учетных признаков о возрастно-половом составе респондентов. Второй блок был ориентирован на оценку уровня базового и дополнительного образования, а также образовательной траектории респондента в течение последних десяти лет и наличия дополнительных компетенций. Третий блок вопросов позволил оценить профессиональный опыт руководителя, в том числе стаж работы на должностях управленческого профиля.

Критерием включения являлся статус руководителя или лица, исполняющего обязанности руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

Качественные данные были представлены в виде абсолютных или относительных (%) частот, количественные в виде M±m, где M - среднее арифметическое, m - стандартное отклонение. Нулевая гипотеза (об отсутствии различия значений между группами) отвергалась при p < 0,05. Статистическая обработка и анализ полученных результатов исследования проведены с использованием пакета программ Microsoft Office 2010, полнофункциональной статистической системы IBM SPSS Statistica 10.0 с применением методов параметрической и непараметрической статистики.

Результаты

В исследовании на добровольной основе принял участие 81 респондент из числа руководителей исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья. Поскольку статус субъектов Российской Федерации, предусмотренный Конституцией, включает такие категории, как: область, край, республика, автономная область, то и наименование исполнительных органов государственной власти в субъектах неодинаково. Принципиальным

Менеджер

здравоохранения /

Manager № 1

ZdrevoochreneniB 2022

вопросом является не отличие в наименовании органа управления здравоохранением в регионе, а объем его полномочий, определяемый статусом управленческой структуры. Так, среди участников исследования выделено шесть категорий должностей, соотносящихся с наименованием органа управления (рис. 1).

Анализ функциональных обязанностей руководителя с учетом занимаемой должности и объем полномочий должен стать предметом отдельного исследования, поскольку необходим типовой подход к формированию структуры и функционального наполнения полномочий исполнительных органов государственной власти субъекта в сфере охраны здоровья. Из общего количества первых лиц 16% (13) руководителей исполняют обязанности в занимаемой должности. Срок утверждения в должности в качестве отдельного параметра не оценивался.

Гендерный состав региональных министров представлен 29,6% (п=24) женщин и 70,4% мужчин (п=57). Возраст респондентов составлял от 30 до 64 лет со средним значением 47,9±6,9 лет. Средний возраст женщин руководителей - 50,2±6,9 лет. Мужчины-руководители представляли абсолютное большинство, их средний возраст - 46,9±6,8 лет. Наиболее многочисленную возрастную группу составили руководители в возрасте от 41 года до 50 лет - 58%, на втором месте - представители возрастной группы от 51 года до 60 лет - около 27%. Наименее малочисленная группа - лица

старше 60 лет, на их долю приходилось менее 4% (п=3), что отражает современные тренды кадровой политики. С одной стороны, трудовым законодательством установлен предельный возрастной ценз - 70 лет - для возможности замещения должностей руководителей, поэтому возраст старше 60 лет ограничивает потенциальный срок трудовой деятельности в руководящей должности. С другой стороны, значительное снижение среднего возраста руководителей на всех уровнях государственного управления связано с необходимостью быстрой адаптации в динамично изменяющихся условиях управления, необходимостью приобретения дополнительных навыков как в отношении универсальных, так и в отношении профессиональных компетенций, а также наличием высокого уровня стрессоустой-чивости, поскольку позиция регионального министра требует большой физической, эмоциональной и психической выносливости, что более доступно и характерно для лиц молодого возраста (рис. 2).

При оценке уровня базового образования 9,4% руководителей не имели профильного образования по направлению подготовки «Клиническая медицина». В абсолютном количестве три человека имели диплом об окончании первого высшего образования по направлению «Экономика». По одному респонденту окончили высшие учебные заведения по профилям «Государственное и муниципальное управление», «Математика», «Биология», «Лингвистика». Из числа руководителей, имеющих

4,9% (4) 2,5% (2)

4,9% (4) 6,2% (5)

9,9% (8)

71,6% (58)

С

#хс

Министр

Председатель комитета

Директор департамента ■ Начальник департамента Руководитель департамента ■ Начальник управления

Рис. 1. Распределение руководителей исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья по наименованию должности, % (п)

№ 1 Мападег /Менеджер

2022 2с1гв\/оосЬгвпвп1в / здравоохранения

43,2% (35)

I М ■ Ж

14,8% (12)

9,9% (8)

12,4% (10)

1,2% (1) 30-40

2,5% (2)

1,2% (1)

41-50

51-60

61 +

Рис. 2. Распределение руководителей региональных органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья по полу и возрасту, % (п)

высшее медицинское образование, 69,4% приходилось на долю выпускников лечебного факультета, 18,8% составили выпускники педиатрического факультета, 2,6% и 1,3% соответственно - выпускники стоматологического и медико-профилактического факультетов. Наличие базового образования по профилю управленческой деятельности не является условием для замещения должности руководителя, однако, безусловно, отсутствие фундаментальных медицинских знаний объективно затрудняет системное восприятие процесса оказания медицинской помощи в целом. Из общего числа опрошенных второе высшее образование имели 33 руководителя, то есть 40,7%. Выбор профиля второго высшего образования во многом определен необходимостью приобретения дополнительных компетенций, необходимых для административно-управленческой деятельности (рис. 3).

Ученую степень имели 43,5% руководителей, что отражает возможность проведения ими системного

2,5% (2)

3,7% (3) _ 3,7% (3) £

4,9% (4)

научного анализа результатов профессиональной деятельности. При этом шесть респондентов являлись докторами наук и 31 представитель управленческого корпуса - кандидатами наук.

Наибольший практический интерес представляют сведения о наличии стажа работы в должности руководителя регионального органа исполнительной власти в сфере охраны здоровья, поскольку это обстоятельство является условием формирования управленческого опыта, являющегося неотъемлемой составляющей понятия квалификации. Полученные результаты свидетельствуют о существенных различиях в характеристике респондентов по стажу работы в занимаемой должности - от одного года до двенадцати лет. При этом средний стаж работы составлял 2,1±1,9 лет. По результатам исследования не выявлено достоверных различий между средним значением стажа работы руководителей-мужчин 2,1±1,8 лет и руководителей-женщин 2,2±2,4 лет (р=0,82).

1,2% (1)

17,3% (14)

Ик

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Государственное и муниципальное управление Экономика

Менеджмент в здравоохранении

Юриспруденция Менеджмент Финансы и кредит

Рис. 3. Распределение профилей второго высшего образования руководителей региональных органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья,% (п)

В соответствии с методикой проведения исследования все респонденты были распределены на группы с учетом фактического стажа работы в занимаемой должности руководителя регионального органа исполнительной власти в сфере охраны здоровья (таблица 1).

Обращает на себя внимание, что стаж работы в должности руководителя до одного года имеют больше половины от общего числа региональных министров, стаж работы в интервале от одного года до трех лет - около трети респондентов. Наименее малочисленную группу составили лица со стажем работы более пяти лет (таблица 1). При оценке коэффициента корреляции установлена статистически значимая зависимость между средним возрастом руководителя и стажем работы в занимаемой должности (г=0,25, p<0,001).

При анализе распределения руководителей по стажу работы в занимаемой должности в разрезе Федеральных округов отмечено, что наибольшее число руководителей со стажем работы до одного года имеет место в Центральном, Сибирском

Сведения о стаже работы в должности исполнительной власти в

и Приволжском Федеральных округах, составляя при этом большую долю руководителей соответствующего Федерального округа (таблица 2).

При анализе профессионального опыта региональных министров оценивались такие параметры, как стаж на должностях управленческого профиля в сфере охраны здоровья, наличие квалификационной категории по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье», наличие профессиональной переподготовки по указанной специальности, образовательные активности как по профилю управленческой деятельности, так и в части дополнительных компетенций.

Профессиональный путь 51,8% руководителей включал в себя последовательный опыт управленческой деятельности в должностях главного врача (5,9 ± 4,5 лет), сотрудника государственного органа исполнительной власти в сфере охраны здоровья (5,5 ± 4,9 лет), регионального министра (2,1 ± 1,9 лет). При этом 41 респондент при характеристике своей профессиональной карьеры не отмечает такого поступательного продвижения и отсутствие

Таблица 1

руководителя регионального органа сфере охраны здоровья

Оцениваемые параметры Стаж работы в должности руководителя РОИВ *, лет

до 1 года от 1 года до 3 лет от 3 до 5 лет более 5 лет

Количество, п (%) 43 (53,1%) 23 (28,4%) 10 (12,3%) 5 (6,2%)

Средний возраст, лет 45,9 47,7 50,2 54,0

Наименование Федерального округа Стаж работы в должности руководителя РОИВ*, лет

до 1 года от 1 года до 3 лет от 3 до 5 лет более 5 лет Итого

Центральный ФО, п (%) 8 (9,9) 5 (6,2) 1 (1,2) 2 (2,5) 16 (19,8)

Южный ФО, п (%) 3 (3,7) 1 (1,2) 3 (3,7) 1 (1,2) 8 (9,9)

Северо-Западный ФО, п (%) 3 (3,7) 3 (3,7) 2 (2,5) 1 (1,2) 9 (11,1)

Дальневосточный ФО, п (%) 9 (11,1) 2 (2,5) 0 0 11 (13,6)

Сибирский ФО, п (%) 6 (7,4) 4 (4,9) 0 0 10 (12,3)

Уральский ФО, п (%) 3 (3,7) 1 (1,2) 2 (2,5) 0 6 (7,4)

Приволжский ФО, п (%) 6 (7,4) 6 (7,4) 2 (2,5) 0 14 (17,3)

Северо-Кавказский ФО, п (%) 5 (6,2) 1 (1,2) 0 1 (1,2) 7 (8,6)

Всего, п (%) 43 (53,1) 23 (28,4) 10 (12,3) 5 (6,2) 81 (100)

С

#хс

Примечание: * РОИВ - региональный орган исполнительной власти.

Таблица 2

Сведения о стаже работы в должности руководителя регионального органа исполнительной власти в сфере охраны здоровья в разрезе Федеральных округов, человек, %

Примечание: * РОИВ - региональный орган исполнительной власти.

№ 1 Мападег

2022 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

какого-либо из указанных этапов работы на руководящих должностях.

Действующим законодательством не предусмотрена обязанность государственных служащих, замещающих должности руководителей исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья проходить в обязательном порядке профессиональную переподготовку по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье», что нашло свое отражение в полученных результатах исследования в рамках оценки профильной подготовки руководящих кадров. Так, около 40% респондентов (n=33) не имеют профессиональную переподготовку по данной специальности. При этом средний стаж работы в должности руководителя региональной системы здравоохранения у данной категории составляет 2,0±2,1 лет. В разрезе Федеральных округов наибольший пул руководителей, не имеющих профессиональной переподготовки по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» представлен в Центральном и Приволжском Федеральных округах (рис. 4).

Важным фактором профессионального развития организатора здравоохранения является постоянное приобретение новых знаний, которое доступно в различных формах как очного, так и дистанционного обучения, в том числе посредством портала непрерывного медицинского образования (НМО). Для оценки образовательных активностей руководителей региональных систем здравоохранения в течение последних пяти лет респондентам было

9 (11,1%) 7 (8,6%!

6

7,4%)

2 (2,5%)

5,6%) 7

2 (2,5%)

8,6%)

предложено указать виды, формы и тематики повышения квалификации.

В рамках совершенствования профессиональных навыков только 27,1% респондентов указали, что проходили тематическое усовершенствование в течение последних пяти лет в виде повышения квалификации. При этом из числа руководителей, имевших удостоверение о повышении квалификации, 68% опрошенных обучались по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье», а 32% - по профилю своей клинической специальности. Необходимо отметить, что 55 руководителей территориальных органов управления здравоохранением (67,9%) в течение последних 5 лет не проходили повышения квалификации. Полученные результаты в рамках корреляционного анализа свидетельствуют об отсутствии статистически значимой зависимости между возрастом руководителя и его образовательной деятельностью (р=0,678).

Успешность современного руководителя в настоящее время во многом определяется не только личностными качествами и профессиональной компетентностью, но и так называемыми «гибкими навыками», представляющими собой комплекс умений общего характера, включающий навыки критического мышления, публичного выступления, делового и цифрового общения, работы в команде, организации деятельности. Культура целенаправленного формирования профессиональных навыков респондентов находится на начальной стадии. Так, из общего числа опрошенных внимание этому направлению саморазвития уделили лишь 7,1% руководителей.

9 (11,1%)

2 (2,5%)

8 (10%) 6 (7,4%)

4

3 (3,7%)

I

4,9%) 2 (2,5%)

4,9%) 3 (3,7%)

L

.уг

с/

>

«г

Есть ПП по оргздраву ■ Нет ПП по оргздраву

Рис. 4. Сведения о наличии профессиональной переподготовки по специальности «Организация здравоохранения», п, %

7

4

Менеджер

здравоохранения /

Manager № 1

ZdrevoochreneniB 2022

Владение иностранным языком является еще одним важным дополнительным навыком организатора здравоохранения, поскольку позволяет расширить возможности развития как в профессиональном, так и в личностном отношении. Объективно лингвистическими компетенциями обладают 57,6% участников исследования. В арсенале руководителей в 97,9% случаев - английский, в 63,6% - французский, в 12,2% - немецкий, в 2,0% - японский. При этом 72,9% имеют базовый и 27,1% - средний уровень владения английским языком. Стоит отметить, что 4 респондента указывают на знание двух иностранных языков. Корреляции возраста с уровнем владения иностранным языком не обнаружено (р=0,124).

На наличие врачебной категории по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» указали 42,3% руководителей территориальных органов управления здравоохранением. При этом у 46 опрошенных (56,8%) нет врачебной категории по указанной специальности, что косвенно подтверждает отсутствие профессиональной преемственности и опыта работы на должностях управленческого профиля.

Отраслевые награды в виде званий «Отличник здравоохранения», «Заслуженный врач Российской Федерации», а также почетные грамоты Министерства здравоохранения Российской Федерации имеют 56,4% опрошенных.

Обсуждение и выводы

Итак, по результатам проведенного исследования портрет регионального министра здравоохранения представлен следующими характеристиками: мужчина в возрасте 46,9 лет со средним стажем работы в должности руководителя органа исполнительной власти в сфере охраны здоровья 2,4 года, без ученой степени, с высшим медицинским образованием, прошедший переподготовку по специальности «Организация здравоохранения», не проходивший повышение квалификации в течение пяти лет, без врачебной категории, имеющий награды и премии, владеющий одним иностранным языком, с опытом работы главным врачом на протяжении 5,9 лет и опытом работы сотрудником регионального органа исполнительной власти в сфере здравоохранения на протяжении 5,5 лет.

Установлено, что выраженная ротация руководителей высшего звена и крайне незначительный стаж работы в занимаемой должности не может не сказаться на уровне квалификации руководителя и возможности формирования системной командной работы.

Вместе с тем, необходимо понимать, что в настоящее время в государственной системе здравоохранения наряду с имеющимся дефицитом специалистов клинического профиля, выражен дефицит квалифицированных управленческих кадров, организаторов здравоохранения. И этому обстоятельству можно дать объективное обоснование. Так, работа в должности руководителя исполнительного органа государственной власти сопряжена с колоссальными психоэмоциональными нагрузками, высоким уровнем личной ответственности за эффективность работы региональной системы здравоохранения, высоким риском административного и уголовного преследования за действия в качестве должностного лица.

При этом объем финансового вознаграждения руководителя региональной системы здравоохранения, определяемый условиями контракта на уровне субъекта Российской Федерации, зачастую ниже, чем размер заработной платы главного врача медицинской организации или врача клинического профиля, оказывающего, к примеру, высокотехнологичную медицинскую помощь. Конечно, оплата труда высококвалифицированных специалистов априори должна быть сопоставима с уровнем их квалификации, но при этом степень ответственности руководителя исполнительного органа государственной власти в регионе несопоставимо выше и должна быть обеспечена конкурентоспособной заработной платой. В противном случае, сложившаяся ситуация, когда на должность регионального министра кандидатуры подбираются по принципу «Кто согласился», никогда не позволит решить стратегические задачи, стоящие не только перед отраслью, но и в целом перед социальной политикой государства, ориентированной на повышение качества и продолжительности жизни населения.

Требования, предъявляемые к квалификации руководителя регионального органа исполнительной власти в сфере охраны здоровья, должны соответствовать отраслевой специфике с включением в профессиональный стандарт «Специалист в области общественного здоровья и здравоохранения». При этом необходимо учитывать следующие критерии: базовую специальность, профессиональную переподготовку по специальности «Организации здравоохранения и общественное здоровье», стаж работы на должностях управленческого профиля.

Введение с 2021 года процедуры согласования кандидатуры на должность руководителя органа в сфере охраны здоровья Министром здравоохранения Российской Федерации является важным шагом по восстановлению административной вертикали

С

•КС

№ 1 Мападег

2022 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

и обеспечения преемственности между федеральным и региональным уровнями управления.

Полученные результаты исследования, свидетельствующие о том, что только 40% действующих региональных министров имеют профильную подготовку по управленческой специальности, являются крайне негативными. Несмотря на отсутствие формальных требований о наличии сертификата специалиста, руководитель регионального органа - это, прежде всего, высококвалифицированный организатор здравоохранения, обладающий набором системных знаний в этой области и владеющий полным арсеналом управленческих методов, включая финансовый менеджмент и знание нормативно-правового регулирования в сфере охраны здоровья.

Именно эту цель преследовал ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России в своем проекте «Кадровая платформа организаторов здравоохранения», который должен стать одним из механизмов решения проблемы отбора и повышения квалификации управленческих кадров, формирования системы кадровых резервов с обязательным включением развития профессиональных и управленческих компетенций будущих руководителей. Платформа представляет собой одновременно пул высокопотенциальных организаторов здравоохранения или тех, кто хочет реализоваться в этой сфере и экспертное сообщество для обмена опытом и мнениями, что в перспективе позволит Министерству здравоохранения Российской Федерации не только осуществлять согласование кандидатуры на должность руководителя региональной системы здравоохранения, но и обеспечить конкурсный отбор кандидатов из сформированного управленческого резерва.

Формирование системы мотивации и заслуженного поощрения руководителей органов исполнительной власти в регионе крайне важны для создания положительного имиджа территориальной системы здравоохранения, общественного признания

результатов деятельности, а также поддержания управленческой вертикали между федеральным органом исполнительной власти в сфере охраны здоровья и органами исполнительной власти субъекта.

Также необходимо внедрение системы непрерывного повышения квалификации представителей управленческого корпуса органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья по актуальным тематикам специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» и смежным вопросам в области финансового менеджмента, медицинского права, цифровизации системы здравоохранения с подтверждением уровня квалификации с определенной периодичностью на базе ведущих экспертных организаций Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Кроме того, важными составляющими компетенций руководителя являются степень управленческой гибкости, позволяющая адаптировать стиль руководства к конкретной уникальной управленческой ситуации, и высокий уровень стрессоустойчивости, обеспечивающий способность принимать наиболее рациональные решения в ограниченных временных рамках. В этой связи, считаем необходимым ввести дополнительную оценку этих личностных компетенций при формировании резерва управленческих кадров и утверждения кандидата на должность руководителя органа в сфере охраны здоровья.

Таким образом, с учетом единых целей и задач государственной социальной политики Российской Федерации, реализуемой, в том числе, на уровне региональных систем здравоохранения, необходимо разработать типовую структуру исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья с типовым набором квалификационных требований, предъявляемых к руководителю региональной системы здравоохранения.

1. Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

2. Mallah S.I. et al. COVID-19: breaking down a global health crisis // Ann. Clin. Microbiol. Antimicrob. - 2021. -Vol. 20. - № 1. - P. 35.

3. Barbuddhe S.B. et al. Global scenario, public health concerns and mitigation strategies to counter current ongoing SARS-CoV-2 / COVID-19 pandemic // Hum. Vaccines Immunother. - 2020. - Vol. 16. - № 12. - P. 3023-3033.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Liang C.-K, Chen L.-K. National health care quality and COVID-19 case fatality rate: International comparisons of top 50 countries // Arch. Gerontol. Geriatr. - 2022. - Vol. 98. - P. 104587.

5. Alexandrova O, Komolova O. Healthcare reform: Heads of medical organizations at the forefront of problems // Population. - 2019. - Vol. 22. - № 1. - P. 79-91.

6. Башмаков О.А. Совершенствование системы подготовки руководящих кадров здравоохранения // Социальные аспекты здоровья населения. - 2015. - № 1 (41).

Менеджер

здравоохранения /

Manager № 1

ZdrevoochreneniB 2022

7. Пивень Д.В., Кицул И.С. О недопустимости перевода всех главных врачей и их заместителей в немедицинские работники и допуска к управлению медицинскими организациями в качестве первых руководителей лиц без медицинского образования // Менеджер Здравоохранения. - 2019. - № 1.

8. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) / КонсультантПлюс [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/.

9. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (последняя редакция) / КонсультантПлюс [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_121895/.

REFERENCES

1. Decree of the President of the Russian Federation of July 21, 2020 № 474 "On the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030".

2. Mallah S.I. et al. COVID-19: breaking down a global health crisis // Ann. Clin. Microbiol. Antimicrob. - 2021. -Vol. 20. - № 1. - P. 35.

3. Barbuddhe S.B. et al. Global scenario, public health concerns and mitigation strategies to counter current ongoing SARS-CoV-2 / COVID-19 pandemic // Hum. Vaccines Immunother. - 2020. - Vol. 16. - № 12. - P. 3023-3033.

4. Liang C.-K, Chen L.-K. National health care quality and COVID-19 case fatality rate: International comparisons of top 50 countries // Arch. Gerontol. Geriatr. - 2022. - Vol. 98. - P. 104587.

5. Alexandrova O, Komolova O. Healthcare reform: Heads of medical organizations at the forefront of problems // Population. - 2019. - Vol. 22. - № 1. - P. 79-91.

6. Bashmakov O.A. Improvement of the system of training health care managers // Social aspects of population health. - 2015. - № 1 (41).

7. Piven D.V., Kitsul I.S. On the inadmissibility of the transfer of all chief doctors and their deputies to non-medical workers and admission to the management of medical organizations as the first leaders of persons without medical education // Healthcare Manager. - 2019. - № 1.

8. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the all-Russian vote on 01.07.2020) / ConsultantPlus [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_28399/.

9. Federal Law of 21.11.2011 № 323-FZ "On the Fundamentals of Health Protection of Citizens in the Russian Federation" (last edition) / ConsultantPlus [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_121895/.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Кобякова Ольга Сергеевна - д-р мед. наук, профессор, директор Центрального научно-исследовательского института организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия. Olga S. Kobyakova - D.Sc. (Medicine), Professor, Head of the Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia. E-mail: kobyakovaos@mednet.ru

Деев Иван Анатольевич - д-р мед. наук, профессор, заместитель директора по организации здравоохранения Центрального научно-исследовательского института организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия.

Ivan A. Deev - D.Sc. (Medicine), Professor, Deputy Head of Health Organization of the Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia. E-mail: deevia@mednet.ru

Ходакова Ольга Владимировна - д-р мед. наук, доцент, начальник отдела научных основ организации здравоохранения Центрального научно-исследовательского института организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия.

Olga V. Khodakova - D.Sc. (Medicine), Docent, Head of the Scientific Foundation of Health Organization of the Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia. E-mail: khodakovaov@mednet.ru

Стародубов Владимир Иванович - академик РАН, д.м.н., профессор, научный руководитель Центрального научно-исследовательского института организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия. Vladimir I. Starodubov - D.Sc. (Medicine), Academician of RAS, Professor, Academic Adviser of Health Organization of the Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia. E-mail: starodubov@mednet.ru

Чигрина Валерия Петровна - младший научный сотрудник отдела научных основ организации здравоохранения Центрального научно-исследовательского института организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия.

Valeriya P Chigrina - Research Assistant of Department of scientific foundations of Health Organization of the Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia. E-mail: valeriya.chigrina97@gmail.com

С

«КС

№ 1 Manager

2022 Zdravoochranania

/Менеджер

здравоохранения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.