Научная статья на тему 'ПОРТРЕТ ПОТРЕБИТЕЛЯ УСЛУГ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ КОММЕРЧЕСКИХ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ПЕДИАТРИЧЕСКУЮ АМБУЛАТОРНО- ПОЛИКЛИНИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ'

ПОРТРЕТ ПОТРЕБИТЕЛЯ УСЛУГ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ КОММЕРЧЕСКИХ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ПЕДИАТРИЧЕСКУЮ АМБУЛАТОРНО- ПОЛИКЛИНИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
70
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММЕРЧЕСКАЯ НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПЕДИАТРИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / ПОРТРЕТ ПОТРЕБИТЕЛЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Радченко О.Р., Мирхайдарова Л.Р.

Одной из важных задач при организации деятельности негосударственного коммерческого медицинского учреждения является создание таких условий, чтобы у потребителя услуг возникла твердая уверенность в том, что диагностика, лечение и реабилитация соответствует ожидаемому уровню (качеству). Поэтому, для совершенствования деятельности, негосударственная коммерческая медицинская организация постоянно отслеживает: какой уровень сервиса потребитель считает приемлемым и насколько изменилась (или осталась прежней) структура пациентов, обратившихся за платной медицинской помощью. Целью данного исследования стало: изучение социального портрета потребителя услуг негосударственной коммерческой медицинской организации, оказывающей педиатрическую медицинскую помощь. Для проведения исследования был использован социологический опрос - анкетирование родителей (законных представителей) несовершеннолетних пациентов, проведенный в негосударственной коммерческой медицинской организации г.Казани. Полученные результаты показали, что в структуре потребителей медицинских услуг в области коммерческой педиатрической медицинской помощи преобладают женщины - лица в возрасте 32-37 лет; замужние, имеющие двух детей; с высшим образованием, в основном служащие, с трудовым стажем более 10 лет; оценивающие материальное положение своей семьи как «среднее», при этом отметившие, что наблюдение ребенка у специалистов коммерческой медицинской организации не отражается на семейном бюджете; выбравшие для наблюдения за ребенком негосударственную коммерческую медицинскую организацию после имеющегося неудачного опыта посещения государственной детской поликлиники, прислушавшись к рекомендациям друзей, родственников, знакомых; свой выбор обосновывают: высоким профессионализмом врачей и медицинских сестер; вежливым, отзывчивым персоналом и отсутствием очередей. Основными причинами, повлиявшими на выбор коммерческого лечебного учреждения, является желание получать более качественную медицинскую помощь в комфортных условиях. Также дана медико-социальная характеристика детей, наблюдаемых в изученной коммерческой педиатрической медицинской организации: они - доношенные, от 1 или 2 нормально протекающей беременности, рождены естественным путем, по шкале Апгар не менее 8/9 баллов, не относятся к часто-болеющим детям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Радченко О.Р., Мирхайдарова Л.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PORTRAIT OF A SERVICES CONSUMER OF NON-STATE COMMERCIAL MEDICAL ORGANIZATIONS PROVIDING PEDIATRIC OUTPATIENT CARE

One of the important tasks in organizing the activities of a non-state commercial medical institution is to create such conditions that the consumer of services has a firm confidence that diagnostics, treatment and rehabilitation correspond to the expected level (quality). Therefore, in order to improve its activities, a nongovernmental commercial medical organization constantly monitors what level of service the consumer considers acceptable and how much the structure ofpatients who applied for paid medical care has changed. The purpose of this study was: to study the social portrait of a services consumer of a non-governmental commercial medical organization providing pediatric medical care. For the study, a sociological survey was used - a survey ofparents of underage patients, conducted in a non-governmental commercial medical organization in Kazan. The results obtained showed that in the structure of consumers of medical services in the field of commercial pediatric medical care, women predominate - persons aged 32-37 years; married, with two children; with higher education, mostly employees, with more than 10 years work experience; assessing the financial family situation as "average", while noting that the child (children) observation by commercial medical organization specialists does not affect the family budget; who have chosen a non-governmental commercial medical organization to monitor the child after the existing unsuccessful experience of visiting the state clinic, having listened to the recommendations of friends, relatives, acquaintances; justify their choice: high professionalism of doctors and nurses; polite, helpful staff and no queues. The main reasons that influenced the choice in favor of a commercial medical institution is the desire to receive better medical care in comfortable conditions. Thus, the study allows us to state that the social portrait of the consumer of paid medical services in the studied commercial pediatric medical organization has not changed over the past 10 years. The medical and social characteristics of the children observed in the studied commercial pediatric medical organization are also given: they are full-term, from 1 or 2 normal pregnancies, born naturally, on the Apgar scale of at least 8/9 points, do not belong to frequently ill children.

Текст научной работы на тему «ПОРТРЕТ ПОТРЕБИТЕЛЯ УСЛУГ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ КОММЕРЧЕСКИХ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ПЕДИАТРИЧЕСКУЮ АМБУЛАТОРНО- ПОЛИКЛИНИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ»

^ ®

УДК 614.2: 616-053.2

RESEARCH ARTICLE 3. Medical sciences

Corresponding Author: Radchenko Olga - D. Med. Sci, professor of the department of general hygiene Kazan State Medical University, Kazan, Russia 420012, Kazan

E-mail: radch.olga@gmail.com

© Radchenko O.R., Mirkhaidarova L.R. - 2023 *** | Accepted: 30.08.2023

http://dx.doi.org/A0.26787/nydha-2686-6838-2023-25-8-21-27

ПОРТРЕТ ПОТРЕБИТЕЛЯ УСЛУГ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ КОММЕРЧЕСКИХ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ПЕДИАТРИЧЕСКУЮ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ

Радченко1 О.Р., Мирхайдарова2 Л.Р.

1ФГО У ВО «Казанский государственн ый медицинский университет » МЗ Р Ф, г. Казань, Российская Федерация.

2Общество с ограниченной ответственностью «Ситилаб ЦО», г. Казань, Российская Федерация. Аннотация. Одной из важных задач при организации деятельности негосударственного коммерческого медицинского учреждения является создание таких условий, чтобы у потребителя услуг возникла твердая уверенность в том, что диагностика, лечение и реабилитация соответствует ожидаемому уровню (качеству). Поэтому, для совершенствования деятельности, негосударственная коммерческая медицинская организация постоянно отслеживает: какой уровень сервиса потребитель считает приемлемым и насколько изменилась (или осталась прежней) структура пациентов, обратившихся за платной медицинской помощью. Целью данного исследования стало: изучение социального портрета потребителя услуг негосударственной коммерческой медицинской организации, оказывающей педиатрическую медицинскую помощь. Для проведения исследования был использован социологический опрос — анкетирование родителей (законных представителей) несовершеннолетних пациентов, проведенный в негосударственной коммерческой медицинской организации г.Казани. Полученные результаты показали, что в структуре потребителей медицинских услуг в области коммерческой педиатрической медицинской помощи преобладают женщины - лица в возрасте 32-37 лет; замужние, имеющие двух детей; с высшим образованием, в основном служащие, с трудовым стажем более 10 лет; оценивающие материальное положение своей семьи как «среднее», при этом отметившие, что наблюдение ребенка у специалистов коммерческой медицинской организации не отражается на семейном бюджете; выбравшие для наблюдения за ребенком негосударственную коммерческую медицинскую организацию после имеющегося неудачного опыта посещения государственной детской поликлиники, прислушавшись к рекомендациям друзей, родственников, знакомых; свой выбор обосновывают: высоким профессионализмом врачей и медицинских сестер; вежливым, отзывчивым персоналом и отсутствием очередей. Основными причинами, повлиявшими на выбор коммерческого лечебного учреждения, является желание получать более качественную медицинскую помощь в комфортных условиях. Также дана медико-социальная характеристика детей, наблюдаемых в изученной коммерческой педиатрической медицинской организации: они - доношенные, от 1 или 2 нормально протекающей беременности, рождены естественным путем, по шкале Апгар не менее 8/9 баллов, не относятся к часто-болеющим детям.

Ключевые слова: коммерческая негосударственная медицинская организация; педиатрическая помощь; портрет потребителя медицинских услуг.

PORTRAIT OF A SERVICES CONSUMER OF NON-STATE COMMERCIAL MEDICAL ORGANIZATIONS PROVIDING PEDIATRIC OUTPATIENT CARE

Radchenko1 O.R., Mirkhaidarova2 L.R.

1 Kazan State Medical University, Kazan, Russian Federation. 2Citylab LLC, Kazan, Russian Federation.

Abstract. One of the important tasks in organizing the activities of a non-state commercial medical institution is to create such conditions that the consumer of services has a firm confidence that diagnostics, treatment and rehabilitation correspond to the expected level (quality). Therefore, in order to improve its activities, a nongovernmental commercial medical organization constantly monitors what level of service the consumer considers acceptable and how much the structure ofpatients who applied for paid medical care has changed. The purpose of this study was: to study the social portrait of a services consumer of a non-governmental commercial medical organization providing pediatric medical care. For the study, a sociological survey was used - a survey ofparents of underage patients, conducted in a non-governmental commercial medical organization in Kazan. The results obtained showed that in the structure of consumers of medical services in the field of commercial pediatric medical care, women predominate - persons aged 32-37 years; married, with two children; with higher education, mostly employees, with more than 10 years work experience; assessing the financial family situation as "average", while noting that the child (children) observation by commercial medical organization specialists does not affect the family budget; who have chosen a non-governmental commercial medical organization to monitor the child after the existing unsuccessful experience of visiting the state clinic, having listened to the recommendations of friends, relatives, acquaintances; justify their choice: high professionalism of doctors and nurses; polite, helpful staff and no queues. The main reasons that influenced the choice in favor of a commercial medical institution is the desire to receive better medical care in comfortable conditions. Thus, the study allows us to state that the social portrait of the consumer of paid medical services in the studied commercial pediatric medical organization has not changed over the past 10 years. The medical and social characteristics of the children observed in the studied commercial pediatric medical organization are also given: they are full-term, from 1 or 2 normal pregnancies, born naturally, on the Apgar scale of at least 8/9 points, do not belong to frequently ill children.

Keywords: commercial medical organization; pediatric care; consumer of medical services portrait.

Предоставление качественной медицинской помощи в рамках реализации национальных проектов и достижения целевых показателей смертности, заболеваемости, продолжительности и качества жизни диктуют необходимость проведения работы по формированию новых управленческих решений и координации работы государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения [1; 2; 3]. Платные услуги, являющиеся дополнением к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи, обеспечивают население медицинскими услугами в условиях высокого уровня сервиса в более комфортной обстановке, без необходимости длительного ожидания диагностических процедур или приема врача [4]. К такому выводу пришли в 2022 году исследователи, проведя анонимное анкетирование 343 пациентов одной из поликлиник г.Москвы, получивших платные медицинские услуги на базе государственного учреждения [4]. Одной из важных задач при организации деятельности негосударственного коммерческого медицинского учреждения является создание таких условий, чтобы у потребителя услуг возникла твердая уверенность в том, что диагностика, лечение и реабилитация соответствует ожидаемому уровню (качеству). Поэтому, для совершенствования деятельности, негосударственная коммерческая медицинская организация постоянно отслеживает уровень сервиса, который потребитель считает для себя приемлемым, а также то, насколько изменилась или осталась прежней медико-социальная характеристика пациентов, обратившихся за

платной медицинской помощью. Еще 10 лет назад, Муслимов М.И., при изучении удовлетворенности пациентов качеством и условиями предоставления платных медицинских услуг в негосударственных организациях показал, что на первое место для пациентов выходит сервисная составляющая (оформление первичной документации и быстрота реагирования на запросы, нужды пациента; диагностический критерий - постановка первичного и сопутствующих диагнозов; возможность общения с врачом без установленного лимита времени) [5]. При этом, вопреки бытующему представлению о высоком статусе и состоятельности посетителей частных медицинских центров, данное мнение является ошибочным, т.к. подавляющую клиентскую часть составляют лица с невысокими доходами - так называемые представители «среднего класса», разочарованные в качестве и методах лечения, применяемых в государственных медицинских учреждениях [6; 7]. Именно поэтому в работах отечественных организаторов здравоохранения отмечается необходимость поиска возможных перспектив развития коммерческой медицины в рамках правового, организационного и социально-экономического регулирования. Для этого предлагается изучение особенностей демографического (пол, возраст, семейное положение), социального (уровень образования, род занятий), психологического (стиль жизни, личностные и поведенческие качества, готовность тратить средства семейного бюджета для получения медицинской услуги),

E-ISSN 2686-6838

экономического (доход семьи или гражданина) статуса потребителя коммерческих медицинских услуг. Без учёта данных характеристик, которые и складываются в «портрет потребителя медицинских услуг» трудно однозначно определить степень закономерности или случайности использования услуг частной или государственной систем здравоохранения [7]. При этом в работе Панова А.В. с соавт, 2019 г., рассматриваются механизмы государственно-частного взаимодействия - как приоритета в оказании возмездных медицинских услуг для их значительного удешевления [8]. Возвращаясь к вопросу медико-социальной характеристики пациентов, обратившихся в негосударственные медицинские организации, необходимо отметить, что в доступных источниках нам не удалось найти портрета потребителя медицинских услуг, обратившихся за педиатрической медицинской помощью. При этом необходимо отметить, что педиатрические пациенты -

несовершеннолетние, и поэтому потребителем услуг, как правило, считаются их родители (законные представители) определяющие в какой медицинской организации будут наблюдаться их дети.

Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности проведения настоящего

исследования, целью которого стало: изучение социального портрета потребителя услуг негосударственной коммерческой медицинской организации, оказывающей педиатрическую медицинскую помощь. В данной статье представлена медико-социальная характеристика как родителей, так и детей.

Материал и методы исследования.

Исследование выполнялось одномоментно в феврале 2023 года на базе одной

1-2 *

П= '

P * Q * N

1,98*5*95*5085

негосударственной коммерческой медицинскои организации г. Казани, оказывающей педиатрическую медицинскую помощь, и носило описательный характер. Для составления портрета потребителя платных медицинских услуг был проведен социологический опрос родителей (законных представителей) несовершеннолетних пациентов (онлайн-анкетирование https://forms.gle/5r1yLYzdEWMrLpQY9). Анкета состояла из вопросов, необходимых для составления портрета потребителя платных медицинских услуг: пол, возраст, образование и место работы, семейное положение и доход, предшествующий опыт посещения

государственных и частных медицинских организаций с детьми; причины выбора данной медицинской организации. Для изучения медико-социальной характеристики детей были изучены амбулаторные карты детей, чьи родители приняли участие в анкетировании, также была изучена половозрастная структура обращаемости в коммерческую медицинскую организацию за педиатрической помощью в течении всего периода функционирования данного

медицинского центра.

Статистическая обработка данных проводилась в пакете прикладных программ Microsoft Excel. Обработка результатов исследования включала применение методов параметрической и непараметрической статистики: для количественных переменных были рассчитаны средние величины и ошибка средней арифметической, минимальные и максимальные значения; для относительных показателей использовали определение моды и доли признака (%).

Объём выборки определяли по формуле, применимой для качественных признаков при известном объеме генеральной совокупности [9].

=181,46 человек

А2 * N + 12 * P * Q 5*5085+1,96*5*95

где: £2 - критическое значение критерия Стьюдента при соответствующем уровне значимости (при уровне значимости 0,05, £2 = 1,96);

А - предельно допустимая ошибка (в медицинских исследованиях 5%). N - объем генеральной совокупности (5085 обращений). Р - доля случаев, в которых встречается изучаемый признак. Q - доля случаев, в которых не встречается изучаемый признак (100-Р).

Таким образом, для анализа данных медицинских карт, а также сведений, полученных при проведении анкетирования посетителей коммерческой организации, выборка должна составлять не менее 182 человек.

Результаты и обсуждение. Всего в анкетировании приняли участие 198 респондентов-женщин, средний возраст 37,1±5,91 лет [min 28 - max 45]; 181 (91,41%) респондентов - с высшим образованием; 15 (7,58%) - со

средним и 2 (1,01%) человека указали наличие учёной степени. Большинство опрошенных (160 респондентов; 81%) работают (рис.1), при этом среди участвующих в опросе преобладали служащие (70,39%) из следующих сфер

занятости: образование, транспорт, экономика и финансы, индивидуальный предприниматель, а 21 человек (10,61%) являлись рабочими; оставшиеся 19% были представлены домохозяйками.

Рис. 1 - Распределение респондентов по стажу работы для составления портрета потребителя медицинских услуг.

В семьях респондентов чаще всего двое детей: Мо=2 [min 1 - max 5], среднее значение 1,79±0,97. При ответе на вопрос о доходе семьи 127 человек (64,14%) выбрали вариант ответа «средний» и оставшиеся респонденты 71 человек (35,86%) указали «высокий». При этом, несмотря на то, что большинство респондентов относят себя к семьям со средним достатком, 125 человек (63,13%) отметили, что это «никак не сказывается на их семейном бюджете»; для 52 (26,26%) семей это «несколько затруднительно, но вполне осуществимо» и для 21 респондента это «дорого, но других вариантов пока не найдено». Более половины респонденток (115 человек или 58,08%) замужем более 10 лет; 32 человека (16,16%) - от 1 года до 5 лет; 43 (21,71%) респонденток отметили вариант ответа «гражданский брак» и остальные (8 человек, 4,04%) находятся в разводе. Анализируя полученные данные можно заключить, что основные потребители коммерческой медицины не измелись за последнее десятилетие: в своей работе, опубликованной в 2012 году, Музалевская О.В. также отмечала, что пациент частной медицинской организации - чаще замужняя женщина 40 лет; имеющая одного или двух детей; с высшим образованием; с трудовым стажем 1120 лет; работающая в государственном учреждении, субъективно оценивающая свое материальное обеспечение как «на среднем уровне», при этом материальное благосостояние пациента не является ведущим фактором при выборе в пользу государственной или негосударственной медицинской организации [7]. В 2017 году Юрьев В.К. с соавторами также указал на то, что родители, воспользовавшиеся платными услугами в детском стационаре, в большинстве случаев имели высшее образование, низкий материальный достаток семьи и

Fig. 1 - Distribution of respondents by length of service to compile a portrait of a consumer of medical services.

предыдущий опыт пребывания с ребенком в стационаре [10].

Большинство респондентов посещают данную негосударственную коммерческую медицинскую организацию более трех лет. Поводом для обращения послужили следующие предпосылки: вежливый, отзывчивый персонал; высокий профессиональный уровень врачей; отсутствие очередей; качество: верный диагноз, выбор адекватной технологии лечения, соблюдение норм и стандартов, принятой тактики лечения; эффект от проведенных мероприятий (диагностика, лечение); современное

оборудование, хорошая материально-техническая база; комфортная обстановка при ожидании приёма у врача можно удобно расположиться в холле, поиграть с ребенком, и т.д. (рис.2).

При этом из числа респондентов, дополнивших готовые варианты ответов собственным были исключительно

положительные отзывы, например:

«Опыт работы медсестёр с малышами» (мама двоих детей, 32 года);

«Лучшие процедурные медсестры» (мама одного ребенка, 35 лет);

«Персонал доброжелательный, старается отвлечь ребенка. После сдачи - всегда грамота за храбрость, а детям это важно. Подходящий инвентарь (тонюсенькие иголочки), хороший ввод иголки — а венки у детей тоненькие такие. В других местах делали, не понравилось» (мама двоих детей, 30 лет).

Желание каждого пятого респондента оставить собственный отзыв, свидетельствует о неформальном подходе к проведенному анкетированию и является косвенным свидетельством искренней заинтересованности и правдивости ответов.

Некоторые авторы в своих работах высказывают предположение, что к платным услугам прибегают родители только часто-болеющих, ослабленных детей, как правило, мальчиков [11]. Тем не менее, проведя анализ амбулаторных карт детей, чьи родители участвовали в анкетировании, было обнаружено, что данное предположение ошибочно: дети, родители которых обратились в коммерческую медицинскую организацию к педиатру, не

вежливый, отзывчивый персонал отсутствие очередей

комфортная обстановка (при ожидании приёма у врача можно удобно расположиться в холле, поиграть с ребенком, и т.д. )

удобное месторасположение высокий профессиональный уровень врачей современное оборудование, хорошая материально-техническая база

эффект от проведенных мероприятий (диагностика, лечение)

качество: верный диагноз, выбор адекватной технологии лечения, соблюдение норм и стандартов, принятой тактики лечения

удобная запись к специалистам, удобная и понятная навигация

Свой вариант

относятся к часто-болеющим (доля повторных обращений составила чуть более %), они -доношенные, от 1 или 2 нормально протекающей беременности, рождены естественным путем, по шкале Апгар не менее 8/9 баллов. При анализе всех обращений (табл. 1) не было выявлено какой-либо закономерности в отношение пола - во всех возрастных группах удельный вес девочек не имел статистически-достоверных отличий с долей мальчиков.

192,93%

178,79%

119,19 %

Рис. 2 - Иерархия ценностей: причины выбора негосударственной коммерческой медицинской организации для лечения, диагностики ребенка (детей), множественный выбор (%) Fig. 2 - Hierarchy of values: reasons for choosing a non-governmental commercial medical organization for the treatment, diagnosis of a child (children), multiple choice (0/-

Наибольший удельный вес обращений (более 27%) как у мальчиков, так и у девочек приходится на возраст от 3 до 7 лет.

Таблица 1

Распределение детей (%), обратившихся к педиатру коммерческой медицинской организации по полу и возрасту

Показатели Мальчики (N=2511) Девочки (N=2574)

0 мес.- 11 мес.30 дней 17,36 16,51

1 год - 2 года 11 мес.30 дней 20,15 19,50

3 года - 6 лет 11 мес. 30 дней 27,72 27,43

7 лет - 13 лет 11 мес. 30 дней 22,50 23,97

14 лет -17 лет 11 мес. 30 дней 12,27 12,59

Доля повторных обращений 27,16 27,23

Table 1.

Distribution by sex and age of children (%) who consulted a pediatrician at a commercial medical organization

Scorecard Boys (N=2511) Girls (N=2574)

0 month - 11 months 30 days 17,36 16,51

1 year - 2 years 11 months 30 days 20,15 19,50

3 yr - 6 yr 11 months 30 days 27,72 27,43

7 years - 13 years 11 months 30 days 22,50 23,97

14 years - 17 years 11 months 30 days 12,27 12,59

Percentage of repeat visits 27,16 27,23

E-ISSN 2686-6838

Заключение. Полученные результаты показали, что в структуре потребителей коммерческой педиатрической медицинской помощи преобладают женщины - лица в возрасте 32-37 лет; замужние, имеющие двух детей без серьезных отклонений в состоянии здоровья; с высшим образованием, в основном служащие, с трудовым стажем более 10 лет; оценивающие материальное положение своей семьи как «среднее», при этом отметившие, что наблюдение ребенка (детей) у специалистов коммерческой медицинской организации не отражается на семейном бюджете; выбравшие для наблюдения

за ребенком (детьми) негосударственную коммерческую медицинскую организацию после имеющегося неудачного опыта посещения государственной детской поликлиники, прислушавшись к рекомендациям друзей, родственников, знакомых; свой выбор обосновывают: вежливым, отзывчивым персоналом; высоким профессионализмом врачей и медицинских сестер; отсутствием очередей. Основными причинами, повлиявшими на выбор в пользу коммерческого лечебного учреждения, является желание получать более качественную медицинскую помощь в комфортных условиях.

REFERENCES

[1]. Мурашко М.А., Самойлова А.В., Швабский О.Р., Иванов И.В., Минулин И.Б., Щеблыкина А.А., Таут Д.Ф. Обеспечение качества и безопасности медицинской деятельности в Российской Федерации как национальная идея. // Общественное здоровье. 2022. - Т.2. -№3. С. 5-15. https://doi.org/10.21045/2782-1676-2021-2-3-5-15 URL : https://ph.elpub.ru/j our/article/view/58 (дата обращения 01.06.2023)

[2]. Грот А.В., Сажина С.В., Шишкин С.В. Обращаемость за медицинской помощью в государственный и частный секторы здравоохранения (по данным социологических исследований) // Электронный научный журнал «Социальные аспекты здоровья населения». 2018. №5 (63) DOI: 10.21045/2071-5021-2018-63-5-1 URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1007/30/ (дата обращения 01.06.2023)

[3]. Косолапова Н.В. Организационно-правовые формы современных медицинских учреждений в Российской Федерации // Известия Саратовского университета. -2005. - Т.5. - №1/2. - С. 124-132

[4]. Арестова А.А. Анализ отношения пациентов к оказанию платных медицинских услуг в городской поликлинике. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2022. - Т.30. -№4.- С. 564—568. DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2022-30-4-564-568

[5]. Муслимов М.И. Оценка качества платных медицинских услуг в негосударственных медицинских учреждениях, как фактор повышения эффективности и результативности медицинской помощи // Электронный научный журнал «Социальные аспекты здоровья населения». URL: http://vestnik.mednet.ru (дата обращения: 30.05.2023)

[6]. Решетников, А.В. Социальный портрет и особенности медицинского поведения потребителей медицинских услуг системы здравоохранения московской обл.: медико-социологическое исследование. / А.В. Решетников, К.Э. Соболев, Е.Б. Марочкина // Социология медицины. 2022. - Т.21. - № 2. С. 131-145

[7]. Музалевская О.В. Социальный портрет потребителя услуг традиционной медицины // Саратовский научно-медицинский журнал. 2012. Т. 8 - № 1. С. 128-132.

[8]. Панов А.В., Быковская Т.Ю. Современные подходы к совершенствованию института платных медицинских услуг в России. // Исследования и практика в медицине. 2019. Т.6, №1. С. 119-131. DOI: 10.17709/2409-22312019-6-1-13

[9]. Наркевич А.Н., Виноградов К.А. Методы определения минимально необходимого объема выборки в медицинских исследованиях. // Социальные аспекты

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[1]. Murashko M.A., Samojlova A.V., SHvabskij O.R., Ivanov I.V., Minulin I.B., Shcheblykina A.A., Taut D.F. Obespechenie kachestva i bezopasnosti medicinskoj deyatel'nosti v Rossijskoj Federacii kak nacional'naya ideya. // Obshchestvennoe zdorov'e. 2022. T.2, №3. S. 515. https://doi.org/10.21045/2782-1676-2021-2-3-5-15 URL: https://ph.elpub.ru/jour/article/view/58 (data obrashcheniya 01.06.2023)

[2]. Grot A.V., Sazhina S.V., SHishkin S.V. Obrashchaemost' za medicinskoj pomoshch'yu v gosudarstvennyj i chastnyj sektory zdravoohraneniya (po dannym sociologicheskih issledovanij) // Elektronnyj nauchnyj zhurnal «Social'nye aspekty zdorov'ya naseleniya». 2018. №5 (63) DOI: 10.21045/2071-5021-2018-63-5-1 URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1007/30/ (data obrashcheniya 01.06.2023)

[3]. Kosolapova N.V. Organizacionno-pravovye formy sovremennyh medicinskih uchrezhdenij v Rossijskoj Federacii // Izvestiya Saratovskogo universiteta. 2005. T. 5., vyp. 1/2. - S. 124-132

[4]. Arestova A. A. Analiz otnosheniya pacientov k okazaniyu platnyh medicinskih uslug v gorodskoj poliklinike. // Problemy social'noj gigieny, zdravoohraneniya i istorii mediciny. 2022. T.30,№4. S. 564—568. DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2022-30-4-564-568

[5]. Muslimov M.I. Ocenka kachestva platnyh medicinskih uslug v negosudarstvennyh medicinskih uchrezhdeniyah, kak faktor povysheniya effektivnosti i rezul'tativnosti medicinskoj pomoshchi // Elektronnyj nauchnyj zhurnal «Social'nye aspekty zdorov'ya naseleniya». URL: http://vestnik.mednet.ru (data obrashcheniya: 30.05.2023)

[6]. Reshetnikov, A.V. Social'nyj portret i osobennosti medicinskogo povedeniya potrebitelej medicinskih uslug sistemy zdravoohraneniya moskovskoj obl.: mediko-sociologicheskoe issledovanie. / A.V. Reshetnikov, K.E. Sobolev, E.B. Marochkina // Sociologiya mediciny. 2022. T.21,№ 2. S. 131-145

[7]. Muzalevskaya O.V. Social'nyj portret potrebitelya uslug tradicionnoj mediciny // Saratovskij nauchno-medicinskij zhurnal. 2012. T. 8, № 1. S. 128-132.

[8]. Panov A.V., Bykovskaya T.YU. Sovremennye podhody k sovershenstvovaniyu instituta platnyh medicinskih uslug v Rossii. // Issledovaniya i praktika v medicine. 2019. T.6, №1. S. 119-131. DOI: 10.17709/2409-2231-2019-6-1-13

[9]. Narkevich A.N., Vinogradov K.A. Methods for determining the minimum required sample volume in medical research. // Social aspects of population health. -2019. - №.65(6):10. DOI: 10.21045/2071-5021-2019-65-610 URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1123/ 30/ lang,ru/ (accessed 01.06.2023)

E-ISSN 2686-6838

здоровья населения. - 2019. - №.65(6):10. DOI: 10.21045/2071 -5021 -2019-65-6-10 URL:

http://vestnik.mednet.ru/content/view/1123/3 0/lang,ru/ (дата обращения 01.06.2023)

[10]. Юрьев В.К, Соколова В.В. Оценка родителями порядка предоставления платных медицинских услуг в детском стационаре // Педиатр. - 2017. - Т. 8. -№ 3. - С. 57-61. DOI: 10.17816/PED8357-61

[11]. Калашников К.Н., Дуганов М.Д. Платные медицинские услуги: бремя или альтернатива? // Проблемы развития территории - Вып. 3 (89) - 2017. - С. 109-127_

|I0|. Yurycv V.K., Sokolova V.V.. Parents' assessment of the procedure for providing paid medical services in a children's hospital // Pediatrician. - 2017. - T. 8. -№ 3. - C. 57-61. DOI: 10.17816/PED8357-61 [11]. Kalashnikov K.N., Duganov M.D. Paid medical services: burden or alternative? // Problems of Territory Development - Vyp. 3 (89) - 2017. - C. 109-127

Author Contributions. Radchenko O.R. - development of the concept of the work, review offoreign primary sources, final

editing and approval of the published version of the manuscript; Mirkhaydarova L.R. - collection, analysis and

interpretation of materials, preparation of a draft version of the article.

Conflict of Interest Statement. The authors declare no conflict of interest.

Radchenko O.R. - SPIN ID: 1234-5286; ORCID ID: 0000-0002-0616-2620

Mirkhaydarova L.R. - SPIN ID: 8505-1540; ORCID ID: 0009-0008-9381-1385

For citation: Radchenko OR., Mirkhaidarova L.R. PORTRAIT OF A SERVICES CONSUMER OF NON-STATE COMMERCIAL MEDICAL ORGANIZATIONS PROVIDING PEDIATRIC OUTPATIENT CARE // Medical & pharmaceutical journal "Pulse". - 2023;25(8):21-27. http://dx.doi.Org//10.26787/nydha-2686-6838-2023-25-8-6-21-27

Вклад авторов. Радченко О.Р. - разработка концепции работы, обзор зарубежных первоисточников, окончательное редактирование и утверждение публикуемой версии рукописи; Мирхайдарова Л.Р. - сбор, анализ и интерпретация материалов, подготовка черновой редакции статьи.

Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Радченко О.Р. - SPIN ID: 1234-5286; ORCID ID: 0000-0002-0616-2620 Мирхайдарова Л.Р. - SPIN ID: 8505-1540; ORCID ID: 0009-0008-9381-1385

Для цитирования: Радченко О.Р., Мирхайдарова Л.Р. ПОРТРЕТ ПОТРЕБИТЕЛЯ УСЛУГ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ КОММЕРЧЕСКИХ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ПЕДИАТРИЧЕСКУЮ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ // Медико-фармацевтический журнал "Пульс". 2023;25(8):21-27. http://dx.doi.Org//10.26787/nydha-2686-6838-2023-25-8-21-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.