Научная статья на тему 'МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ПОТРЕБИТЕЛЯ ЛАБОРАТОРНЫХ УСЛУГ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ПОТРЕБИТЕЛЯ ЛАБОРАТОРНЫХ УСЛУГ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
282
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОРТРЕТ ПОТРЕБИТЕЛЯ / МЕДИЦИНСКАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ УСЛУГА / ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ УСЛУГ / ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА УСЛУГ / PORTRAIT / CONSUMER MEDICAL LABORATORY SERVICE / PROVISION OF SERVICES / IMPROVING THE QUALITY OF SERVICES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Черкасов С. Н., Золотарев П. Н., Баева Е. С.

В работе представлена информация, отражающая различные медико-социальные особенности населения городов Самарской области. Опрос респондентов проводился на базе сетевой коммерческой лаборатории, процедурные кабинеты которой были открыты одновременно в нескольких городах региона. В ходе проведенного исследования был составлен медико-социальный портрет потребителя лабораторных услуг медицинских организаций. Установлено, что лабораторными услугами коммерческих лабораторий наиболее часто пользуются женщины (78,1%) в возрасте от 18 до 40 лет. Выявлено, что 54,9% всех обращений пациентов являлись повторными, а 56% пациентов сдали анализы по собственной инициативе. При первичном обращении преобладают мужчины (56,2%), а в отношении географического места предоставления услуги - г. Тольятти (63,8%). Наиболее привержены рекомендациям врача в принятии решения при обращении за платными медицинскими анализами пациенты в возрасте от 18 до 50 лет. На основании полученных данных предложен комплекс мер, направленных на повышение качества предоставления медицинских лабораторных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The medical social portrait of consumer of laboratory services of medical organizations

The article presents information about various medical and social characteristics of the population of the Samara region cities. The survey of respondents was held by the network commercial laboratory, which treatment rooms were opened simultaneously in several cities of the region. The conducted study allowed to compile a medico-social portrait of the customer of laboratory services of medical organizations. It was discovered that laboratory services of commercial laboratories are most commonly used by women (78.1%) between the ages of 18 to 40 years. It was revealed that 54.9% of all patient admissions were repeated, and 56.0% of the patients were tested on their own initiative. The initial application is male-dominated 56.2%. Geographically the most often service was provided in Togliatti city (63.8%). Most prone to doctor's recommendation, to apply for paid medical analyses are patients between ages of 18 to 50 years old. Based on the obtained data a set of measures was proposed aimed to improve the quality of medical laboratory services.

Текст научной работы на тему «МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ПОТРЕБИТЕЛЯ ЛАБОРАТОРНЫХ УСЛУГ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

Health Care Reforms

© Коллектив авторов,2019 УДК 614.2

Черкасов С. Н.Золотарев П. Н.2, Баева Е. С.3 МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ПОТРЕБИТЕЛЯ ЛАБОРАТОРНЫХ УСЛУГ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

'ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья им. Н. А. Семашко» Минобрнауки России, 105064, г. Москва; 2Частное учреждение образовательная организация высшего образования «Медицинский университет «Реавиз», 443001, г. Самара; 3ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет им. академика С. П. Королева», 443086, г. Самара

В работе представлена информация, отражающая различные медико-социальные особенности населения городов Самарской области. Опрос респондентов проводился на базе сетевой коммерческой лаборатории, процедурные кабинеты которой были открыты одновременно в нескольких городах региона. В ходе проведенного исследования был составлен медико-социальный портрет потребителя лабораторных услуг медицинских организаций. Установлено, что лабораторными услугами коммерческих лабораторий наиболее часто пользуются женщины (78,1%) в возрасте от 18 до 40 лет. Выявлено, что 54,9% всех обращений пациентов являлись повторными, а 56% пациентов сдали анализы по собственной инициативе. При первичном обращении преобладают мужчины (56,2%), а в отношении географического места предоставления услуги — г. Тольятти (63,8%). Наиболее привержены рекомендациям врача в принятии решения при обращении за платными медицинскими анализами пациенты в возрасте от 18 до 50 лет. На основании полученных данных предложен комплекс мер, направленных на повышение качества предоставления медицинских лабораторных услуг. Ключевые слова: портрет потребителя; медицинская лабораторная услуга; предоставление услуг; повышение качества услуг.

Для цитирования: Черкасов С. Н., Золотарев П. Н., Баева Е. С.Медико-социальный портрет потребителя лабораторных услуг медицинских организаций. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2019;27(4):482—486. DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2019-27-4-344-355

Для корреспонденции: Золотарев Павел Николаевич, канд. мед. наук, доцент, проректор по лечебной работе Медицинского университета «Реавиз», г. Самара, е-mail: [email protected]

Cherkasov S. N.1, Zolotarev P. N.2, Baeva E. S.3 THE MEDICAL SOCIAL PORTRAIT OF CONSUMER OF LABORATORY SERVICES OF MEDICAL

ORGANIZATIONS

1The Federal State Budget Scientific Institution «The N. A. Semashko National Research Institute of Public Health»,

105064, Moscow, Russia;

2The Private Institution Educational Organization of Higher Education «The «Reaviz» Medical University», 443064.

Samara, Russia;

3The Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «The S. P. Korolev Samara National

Research University», 443086, Samara, Russia

The article presents information about various medical and social characteristics of the population of the Samara region cities. The survey of respondents was held by the network commercial laboratory, which treatment rooms were opened simultaneously in several cities of the region. The conducted study allowed to compile a medico-social portrait of the customer of laboratory services of medical organizations. It was discovered that laboratory services of commercial laboratories are most commonly used by women (78.1%) between the ages of 18 to 40 years. It was revealed that 54.9% of all patient admissions were repeated, and 56.0% of the patients were tested on their own initiative. The initial application is maledominated 56.2%. Geographically the most often service was provided in Togliatti city (63.8%). Most prone to doctor's recommendation, to apply for paid medical analyses are patients between ages of 18 to 50 years old. Based on the obtained data a set of measures was proposed aimed to improve the quality of medical laboratory services. Keywords: portrait; consumer medical laboratory service; provision of services; improving the quality of services.

For citation: Cherkasov S. N., Zolotarev P. N., Baeva E. S. The medical social portrait of consumer of laboratory services of medical organizations. Problemy sotsialnoygigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny. 2019;27(4):482—486 (In Russ.). DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2019-27-4-482-486

For correspondence: Zolotarev P. N., candidate of medical sciences, associate professor, vice-chancellor on Curative Activities of the «Reaviz» Medical University. e-mail: [email protected]

Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests.

Acknowledgment. The study had no sponsor support

Received 18.01.2019 Accepted 30.01.2019

Введение

Активное развитие научной и технологической базы лабораторной медицины в мире привело к тому, что клиническая лабораторная диагностика (КЛД) стала одной из активно развивающихся медицинских дисциплин. Этому фактору способствовали возможности успешной коммерциализации лабораторного сектора практического здравоохранения. Нельзя не отнести к положительным моментам в

развитии КЛД и современные достижения в сфере сервиса и клиенториентированности для конечного потребителя медицинских лабораторных услуг [1, 2].

Развитие КЛД подтверждает и динамичный рост емкости лабораторного рынка. По данным М. Л. Све-щинского, в России ежегодно проводится порядка 2,7 млрд лабораторных исследований, при этом есть мнения экспертов, что реальная емкость рынка больше примерно в 2 раза и рост рынка лабораторных услуг составляет от 10 до 20% ежегодно.

Реформы здравоохранения

В. В. Слободенюк указывает, что число исследований в стране приблизилось к 4 млрд, демонстрируя ежегодный рост в среднем на 4,5%, что соответствует мировому тренду и имеет медицинские, технические, демографические, социальные и иные причины. При этом наибольший темп роста имеют биохимические и коагулогические исследования [3—5].

Продолжение активного развития КЛД и самой лабораторной службы возможно только при четком понимании того, кто является потребителем данных услуг и какую он выражает потребность, насколько ему доступны данные услуги, а в последующем и оценка его удовлетворенности предоставленными услугами.

В рамках жесткой конкуренции государственные и частные медицинские лаборатории стремятся максимально привлечь потребителей и должны четко понимать, кто ими является и какую потребность они выражают.

При этом и сама система здравоохранения должна ориентироваться на медико-социальный портрет потребителя, чтобы в режиме постоянного его мони-торирования разрабатывать и внедрять комплекс мер, направленных на повышение качества предоставления медицинских лабораторных услуг [6].

В современных источниках литературы встречается большое количество публикаций, посвященных социальному портрету потребителя медицинских услуг [7—9].

В большинстве случаев в публикациях дается классификация респондентов по уровню образования, их трудового стажа, семейного положения и жилищных условий. При этом опросы сводятся к оценке респондентами различных видов медицинских услуг [10, 11].

Недостаточно публикаций по изучению медико-социального портрета потребителя медицинских лабораторных услуг. Практически отсутствуют публикации, в которых осуществляется попытка использовать социальные портреты пациентов в качестве основы для разработки комплекса мер по совершенствованию оказания медицинской помощи пациентам.

Цель исследования — изучить медико-социальные особенности населения городов Самарской области, обращающегося за лабораторными услугами в медицинские коммерческие лаборатории, для дальнейшей выработки предложений по повышению качества предоставления медицинских лабораторных услуг.

Материалы и методы

Медико-социальную оценку потребителей медицинских лабораторных услуг проводили путем социологического опроса.

В опросе приняли участие 1590 респондентов — жителей городов Самары, Тольятти и Новокуйбы-шевска Самарской области.

Генеральной совокупностью исследования выступили потребители медицинских лабораторных услуг. Точное число потребителей в регионе опреде-

лить затруднительно, поэтому в качестве генеральной совокупности использовалось число жителей Самарской области (на 1 января 2017 г.) — 3 023 679 человек. Заданная ошибка выборки Д=0,05. Требуемое число респондентов составило 384. В данном исследовании было опрошено 1590 респондентов, что позволяет сделать вывод о представительности выборки.

В исследовании изучались пол, возраст, место предоставления услуг, было ли обращение респондента первичным или повторным, по рекомендации врача или по собственной инициативе.

Опрос респондентов проводился на базе сетевой коммерческой лаборатории, процедурные кабинеты которой были открыты одновременно в Самаре, Тольятти, Новокуйбышевске.

Расчет численности процедурных кабинетов в данных городах производился по принципу одного кабинета на 100 тыс. населения.

Статистическая обработка полученных данных проводилась с помощью компьютерных программ Microsoft Access и Microsoft Excel, а также статистической программы R. Результаты исследования представлены в виде таблиц сопряженности. При анализе межгрупповых различий использовался критерий х2 Выявленные различия считались статистически значимыми при p<0,05.

Результаты исследования

В рамках проведенного исследования был выявлен различный гендерно-возрастной состав пациентов, которые обращались в коммерческую медицинскую лабораторию за платными услугами. Анализ гендерного состава пациентов показал, что женщин было больше, чем мужчин: 78,1% (n=1241) и 29,1% (n=349) соответственно. Возраст обратившихся в процедурные кабинеты для сдачи анализов также разнится. Востребованы услуги в группах 30—40 лет (30,8%) и 18—30 лет (28,4%). Остальные пациенты обращаются со сравнимо одинаковой частотой от 11,2 до 16,6% (40—50 лет — 16,6%, 50 лет и старше — 13,0%, от рождения до 18 лет — 11,2%).

Выявлено, что имеет значение и место проживания пациентов. Для сетевой коммерческой лаборатории с процедурными кабинетами в Самаре, Тольятти и Новокуйбышевске процентное распределение пациентов составило 77,7; 17,2; 5,2% соответственно. При этом для г. Самары — это 0,1% от общего числа населения; для г. Тольятти — 0,04%; для г. Новокуйбышевска — 0,08%. Цифры отражают, что больше всего пациентов, пользующихся услугами коммерческой лаборатории, проживает в региональной столице (г. Самара). Данный факт объясняется большей численностью населения, наличием большего количества процедурных кабинетов лаборатории, повышенной платежеспособностью населения, а также большей ориентированностью населения региональной столицы на коммерческие услуги в здравоохранении.

На момент опроса доля первичных обращений составила 45,1%, повторных — 54,9%. Статистика

Health Care Reforms

Таблица 1

Корреляция обращения за лабораторными услугами пациентов с полом и возрастом (х2=91,999; р<0,001)

Таблица 3

Корреляция возраста пациентов с обращением по собственной инициативе или по рекомендации врача (х2=35,481; р<0,001)

Возраст Пол Итого Обратиться для сдачи Возраст

женщины мужчины анализов в коммерческую лабораторию в от рождения до 18 лет 18— 30 лет 30— 40 лет 40— 50 лет 50 лет Итого

От рождения до 18 лет абс. % 94 7,6 84 24,1 178 11,2 минувший визит Вам посоветовал врач? и старше

18—30 лет абс. 382 70 452

% 30,8 20,1 28,4 Да абс. 25 134 127 73 37 396

30—40 лет абс. 404 86 490 % 21,7 41,5 39,1 40,3 25,2 36,3

% 32,6 24,6 30,8 Нет абс. 84 168 164 93 102 611

40—50 лет абс. 216 48 264 % 73 52 50,5 51,4 69,4 56

% 17,4 13,8 16,6 Сейчас нет, но абс. 6 21 34 15 8 84

50 лет и старше абс. % 145 11,7 61 17,5 206 13 ранее (в прошлом) врач % 5,2 6,5 10,5 8,3 5,4 7,7

Всего... абс. 1241 349 1590 В с е г о. абс. 115 323 325 181 147 1091

% 100 100 100 % 100 100 100 100 100 100

показывает, что более чем для половины пациентов сдача анализов в данной коммерческой лаборатории — повторная, что обусловлено ориентацией населения на повторную обращаемость в коммерческие лабораторные организации.

Стимул для обращения в коммерческую лабораторию также различен. Сдали анализы здесь по собственной инициативе 56%, остальные пришли по рекомендации врача в этот раз (36,3%) или в прошлом (7,7%). Это позволяет предположить, что лабораторная услуга в коммерческой организации необходима и пациенту, и врачу с различных точек зрения: удобства, скорости получения результатов, качества исследований.

Накопленные статистические данные также позволяют изучить корреляцию между различными показателями.

Среди опрошенных пациентов мужчины в группе от рождения до 18 лет (24,1%) и в группе 50 лет и старше (17,5%) сдают анализы чаще, нежели женщины того же возраста (7,6 и 11,7% соответственно), тогда как женщины преобладают в группах 18— 40 лет (табл. 1).

Не выявлено статистически значимых различий при оценке обращений пациентов различных ген-дерных групп в зависимости от географического расположения процедурных кабинетов. При этом во всех трех городах устойчиво преобладают пациенты женского пола: Самара — 77,4%, Тольятти — 78,5%, Новокуйбышевск — 77,7% (х2=1,432; р=0,589).

Таблица 2

Корреляция первичного/повторного обращения за лабораторными услугами с полом пациентов (х2=4,780; р=0,029)

Вы впервые обратились коммерческую лабораторию? Пол Итого

женщины мужчины

Да Нет абс. % абс. % 96 41,6 135 58,4 41 56,2 32 43,8 137 45,1 167 54,9

Всего... абс. % 231 100 73 100 304 100

Оценка сравнения гендерных групп с первичностью обращения показала, что среди мужчин немного меньше тех, кто обращается в коммерческую организацию повторно. Одним из объяснений такого соотношения может быть большая склонность женщин к регулярному наблюдению за своим здоровьем, в том числе по хроническим заболеваниям, и преобладание у мужчин потребности в лечении только по острым состояниям (табл. 2).

Изучение сравнения гендерных групп с инициативой обращения в коммерческую лабораторию не выявило статистических корреляций (х2=0,548; р=0,76). По собственной инициативе в коммерческую лабораторию обратилось 56% женщин и 56,1% мужчин, по рекомендации врача — 36% женщин и 37,3% мужчин, по рекомендации врача в прошлом — 8% женщин и 6,6% мужчин.

В ходе анализа данных не выявлено статистически значимых корреляций при сравнении различных возрастных групп пациентов с географическим расположением процедурных кабинетов (х2=7,033; р=0,533) и с первичностью обращения пациентов (Х2=1,161; р=0,885).

При оценке корреляции между возрастными группами пациентов и инициативой обращения установлено, что наиболее часто по рекомендации врача обращаются пациенты в возрасте 18—50 лет , по сравнению с респондентами других возрастных групп. Пациенты младшего возраста (точнее, родители, организующие медицинскую помощь для детей), а также возрастная группа 50 лет и старше более склонны к самостоятельному принятию решений о проведении лабораторных исследований на коммерческой основе (табл. 3).

Изучение корреляции между местом предоставления услуги и первичностью обращения показало, что в Самаре и Новокуйбышевске преобладают пациенты с повторными обращениями, а в процедурных кабинетах, расположенных в Тольятти, — пациенты с первичным обращением. Данная информация требует более детальной проработки, так как может зависеть от платежеспособности населения или

Реформы здравоохранения

Таблица 4

Корреляция между местом предоставления услуги и первичностью/повторностью обращения (х2=7,937; р=0,019)

Вы впервые обратились коммерческую

Место предоставления услуг

Итого

лабораторию? Самара Тольятти Новокуйбышевск

Да абс. 97 30 10 137

% 41,8 63,8 40 45,1

Нет абс. 135 17 15 167

% 58,2 36,2 60 54,9

Всего... абс. 232 47 25 304

% 100 100 100 100

Таблица 5

Корреляция первичности обращения с инициативой обращения (Х2=31,722; р<0,001)

Обратиться для сдачи анализов в коммерческую лабораторию в минувший визит Вам посове-

Вы впервые обратились в коммерческую лабораторию?

Итого

товал врач? да нет

Да абс. 68 39 107

% 49,6 23,4 35,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нет абс. 62 90 152

% 45,3 53,9 50

Сейчас нет, но ранее абс. 7 38 45

(в прошлом) — врач % 5,10 22,8 14,8

В с е г о. абс. 137 167 304

% 100 100 100

иметь проблему сервисного характера, что влияет на формирование повторного обращения (табл. 4).

Не выявлено статистически значимой корреляции между географическим расположением процедурных кабинетов и обращениями по сдаче анализов в коммерческой лаборатории по совету врача или по собственному желанию (х2=4,779; р=0,311).

Анализ взаимосвязи первичности обращения пациентов в коммерческую лабораторию с инициативой обращения показал, что первичные обращения представлены примерно в одинаковом количестве по инициативе пациента и по рекомендации врача. Среди повторных обращений пациентов наблюдается другое соотношение: приняли решение в минувший визит 53,9% респондентов, а по предшествовавшей рекомендации врача — 22,8% (табл. 5).

Обсуждение

При анализе обращаемости за лабораторными услугами пациентов было установлено, что женщины среди опрошенных преобладали, при этом мужчины в группе от рождения до 18 лет и в группе 50 лет и старше сдают анализы чаще, нежели женщины в тех же возрастных группах. Численность же женщин преобладает в группах от 18 до 40 лет.

Установлено, что 54,9% всех обращений пациентов в коммерческую лабораторию являются повторными. При этом 58,4% вторично сдающих анализы составляют женщины, что объясняется большей склонностью женщин к регулярному наблюдению за своим здоровьем. При первичном обращении преоб-

ладают мужчины, а в отношении места предоставления услуги — г. Тольятти; в возрастных группах статистически значимых отличий не выявлено.

Выявлено, что 56% всех опрошенных пациентов сдали анализы в коммерческой лаборатории по собственной инициативе, при этом различий по гендер-ному признаку нет. Однако при распределении пациентов по возрастным группам установлено, что пациенты от рождения до 18 лет (родители, организующие медицинскую помощь для детей), а также пациенты 50 лет и старше более склонны самостоятельно принимать решение о проведении лабораторных исследований на коммерческой основе. При этом наиболее привержены рекомендациям врача в принятии решения об обращении за платными медицинскими анализами пациенты в возрасте от 18 до 50 лет.

Заключение

Проведенный анализ позволил выделить несколько ключевых характеристик медико-социального портрета потребителя. Это преимущественно женщины в возрасте 18—40 лет, сдающие анализы в коммерческой лаборатории по собственной инициативе и в большинстве случаев имеющие повторное обращение в данную медицинскую организацию.

На основании полученных промежуточных результатов и продолжая дальнейший анализ, считаем целесообразным предложить комплекс мер, направленных на разработку дополнительных диспансерных и профилактических мероприятий в отношении работоспособного мужского населения Самарского региона, так как именно эта социально-демографическая группа уделяет наименьшее значение лабораторным аспектам диагностики и профилактики.

Немаловажным выводом является аспект разработки рекомендаций для родителей, организующих медицинскую помощь для детей, а также для пациентов старше 50 лет о необходимости обязательного обсуждения комплекса лабораторного обследования с медицинскими работниками, так как именно в детском и старческом возрасте наиболее часто встречаются атипичные формы течения заболеваний, что обусловлено физиологическими возрастными особенностями.

Считаем, что в дальнейших исследованиях по изучению медико-социального портрета потребителя лабораторных услуг целесообразно учитывать и субъективные параметры, а именно: отношение к здоровью и здоровому образу жизни, вопросы доверия к государственным и частым медицинским лабораториям.

Исследование не имело спонсорской поддержки.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Золотарев П. Н. Доступность направления пациентов на медицинские лабораторные анализы для врачей Самарской области. Вестник медицинского института «РЕАВИЗ». 2016;(3):121—5.

Health Care Reforms

2. Золотарев П. Н. Информационные менеджмент-системы в лабораторной медицине. Менеджер здравоохранения. 2016;(5):47—54.

3. Золотарев П. Н., Черкасов С. Н. Рынок медицинских лабораторных услуг в РФ. Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья им. Н. А. Семашко. 2018;(4):14—8.

4. Свещинский М. Л. Тренды развития лабораторной службы в России в 2009—2012 годах. Менеджер здравоохранения. 2013;(10):49—59.

5. Слободенюк В. В. Централизация бактериологической лаборатории, преимущества. Клиническая лабораторная диагностика. 2015;(9):4—5.

6. Винокурова А. М., Поздняков Р. А., Кицул И. С. Анализ целей аудитории медицинской организации. Менеджер здравоохранения. 2013;(12):54—60.

7. Решетников А. В. Социальный портрет потребителя медицинских услуг. Экономика здравоохранения. 2000;(12):5—19.

8. Гильмутдинов Р. Г., Перепелкина Н. Ю., Захарова И. В., Калинина Е. А. Медико-социальный портрет доноров и мотивация к сдаче крови (на примере Оренбургской области). Общественное здоровье и здравоохранение. 2017;(2):9—11.

9. Музалевская О. В. Социальный портрет потребителя услуг традиционной медицины. Саратовский научно-медицинский журнал. 2012;(1):128—32.

10. Горбач Н. А., Гончарова Г. Н., Большакова И. А. Сравнительный анализ медико-социального и психического портрета студентов. Здравоохранение Российской Федерации. 2003;(2):38—9.

11. Чолоян С. Б., Лукьянова Е. Г., Перепелкина Н. Ю. Социальный портрет пациентов, обратившихся в отделение платных медицинских услуг многопрофильной больницы. Экология человека. 2005;(7):54—6.

Поступила 18.01.2019 Принята в печать 30.01.2019

REFERENCES

1. Zolotarev P. N. Availability referrals for medical laboratory tests for doctors of the Samara region. Vestnik medicinskogo instituta «REAVIZ». 2016;(3):121—5 (in Russian).

2. Zolotarev P. N. Information management system in laboratory medicine. Menedzher zdravoohraneniya. 2016;(5):47—54 (in Russian).

3. Zolotarev P. N., Cherkasov S. N. Medical laboratory services Market in Russia. Byulleten'Nacionalnogo Nauchno-issledovatel'skogo instituta obshchestvennogo zdorovya im. N. A. Semashko. 2018;(4):14—8 (in Russian).

4. Sveshhinskij M. L. Trends of development of laboratory services in Russia in 2009—2012 years. Menedzher zdravoohraneniya. 2013;(10):49—59 (in Russian).

5. Slobodenyuk V. V. Centralization of Bacteriological Laboratory, benefits. Klinicheskaya laboratornaya diagnostika. 2015;(9):4—5 (in Russian).

6. Vinokurova A. M., Pozdnyakov R. A., Kiczul I. S. Analysis audience medical organization. Menedzher zdravoohraneniya. 2013;(12):54— 60 (in Russian).

7. Reshetnikov A. V. Social portrait of consumer health services. Ekonomika zdravoohraneniya. 2000;(12):5—19 (in Russian).

8. Gilmutdinov R. G., Perepelkina N. U., Zakharova I. V. Kalinina E. A. Medico-social portrait of donors and blood donation motivation (for example, Orenburg region). Obshchestvennoe zdorov'e i zdra-voohranenie. 2017;(2):9—11 (in Russian).

9. Muzalevskaja O. V. Social portrait of consumer services for traditional medicine. Saratovskij nauchno-medicinskij zhurnal. 2012;(1):128—32 (in Russian).

10. Gorbach N. A., Goncharova G. N., Bolshakova I. A. Comparative analysis of medical-social and psychological portrait of students. Zdravoohranenie Rossijskoj Federacii. 2003;(2):38—9 (in Russian).

11. Cholojan S. B., Luk'yanova E. G., Perepelkina N. U. Social portrait of patients referred to the Office of paid medical services multidiscipli-nary hospital. Ekologiya cheloveka. 2005;(7):54—6 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.