Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ СЛУЖБЫ РЕГИОНА'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ СЛУЖБЫ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
68
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБНОСТЬ / МЕДИЦИНСКАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ УСЛУГА / ЛЕЧАЩИЙ ВРАЧ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛАБОРАТОРНОЙ СЛУЖБЫ / NEED / MEDICAL LABORATORY SERVICE / PHYSICIANS / IMPROVEMENT OF LABORATORY SERVICE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Золотарев П. Н., Черкасов С. Н., Баева Е. С.

Проведен анализ различных потребностей в медицинских лабораторных услугах среди лечащих врачей Самарской области, направленный на дальнейшее совершенствование лабораторной службы региона. Оценка потребности в медицинских лабораторных услугах врачей-клиницистов проводилась на основании социологического опроса, в котором приняли участие специалисты с высшим медицинским образованием, проживающие на территории Самарской области. Установлено, что эффективность лабораторной службы зависит от потребностей заказчика данного сектора услуг, которыми являются лечащие врачи и сами пациенты. Игнорирование их потребностей приводит к росту числа неудовлетворенных клиентов, повышению уровня недоверия к отдельным операторам и лабораторной службе в целом. Клиентоориентированный подход будет способствовать диалогу всех участников процесса предоставления лабораторных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Золотарев П. Н., Черкасов С. Н., Баева Е. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PARTICULAR ASPECTS OF IMPROVEMENT OF LABORATORY SERVICE OF REGION

The analysis of various needs in medical laboratory services among physicians of the Samara oblast is targeted to further improvement of laboratory service at oblast level. It is established that effectiveness of laboratory service depends on the needs of customer of service sector which are both physicians and patients. Ignoring their needs results in an increasing both of number of unsatisfied customers and level of mistrust individual operators and laboratory service itself. On the contrary, client-centric approach facilitates dialog of all participants of process of providing laboratory services.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ СЛУЖБЫ РЕГИОНА»

Реформы здравоохранения

© Коллектив авторов,2020 УДК 614.2

Золотарев П. Н.1, Черкасов С. Н.2, Баева Е. С.3 НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ СЛУЖБЫ РЕГИОНА

'Частное учреждение образовательная организация высшего образования «Медицинский университет «Реавиз», 443001, г. Самара; 2ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н. А. Семашко» Минобрнауки России, 105064,

г. Москва;

3ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева», 443086, г. Самара

Проведен анализ различных потребностей в медицинских лабораторных услугах среди лечащих врачей Самарской области, направленный на дальнейшее совершенствование лабораторной службы региона. Оценка потребности в медицинских лабораторных услугах врачей-клиницистов проводилась на основании социологического опроса, в котором приняли участие специалисты с высшим медицинским образованием, проживающие на территории Самарской области. Установлено, что эффективность лабораторной службы зависит от потребностей заказчика данного сектора услуг, которыми являются лечащие врачи и сами пациенты. Игнорирование их потребностей приводит к росту числа неудовлетворенных клиентов, повышению уровня недоверия к отдельным операторам и лабораторной службе в целом. Клиентоориентированный подход будет способствовать диалогу всех участников процесса предоставления лабораторных услуг.

Ключевые слова: потребность; медицинская лабораторная услуга; лечащий врач; совершенствование лабораторной службы.

Для цитирования: Золотарев П. Н., Черкасов С. Н., Баева Е. С. Некоторые аспекты совершенствования лабораторной службы региона. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020;28(4):621—626. DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-4-621-626

Для корреспонденции: Золотарев Павел Николаевич, канд. мед. наук, доцент, проректор по лечебной работе Медицинского университета «Реавиз», е-mail: zolotareff@list.ru

Zolotarev P. N.1, Cherkasov S. N.2, Baeva E. S.3

THE PARTICULAR ASPECTS OF IMPROVEMENT OF LABORATORY SERVICE OF REGION

1The Private Institution Educational Organization of Higher Education "The Medical University 'Reaviz' 443001,

Samara, Russia;

2N. A. Semashko National Research Institute of Public Health, 105064, Moscow, Russia;

3The Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "The Academician S. P. Korolev Samara National Research University", 443086, Samara, Russia

The analysis of various needs in medical laboratory services among physicians of the Samara oblast is targeted to further improvement of laboratory service at oblast level. It is established that effectiveness of laboratory service depends on the needs of customer of service sector which are both physicians and patients. Ignoring their needs results in an increasing both of number of unsatisfied customers and level of mistrust individual operators and laboratory service itself. On the contrary, client-centric approach facilitates dialog of all participants of process of providing laboratory services. Keywords: need; medical laboratory service; physicians; improvement of laboratory service.

For citation: Zolotarev P. N., Cherkasov S. N., Baeva E. S. The particular aspects of improvement of laboratory service of region. Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2020;28(4):621—626 (In Russ.). DOI: http://dx.doi.org/ 10.32687/0869-866X-2020-28-4-621-626

For correspondence: Zolotarev P. N., candidate of medical sciences, associate professor, vice-chancellor on treatment activities of the private institution educational organization of higher education "The Medical University 'Reaviz'". e-mail: zolotareff@list.ru

Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests. Acknowledgment. The study had no sponsor support

Received 07.10.2019 Accepted 21.01.2020

Введение

В настоящее время клиническая лабораторная диагностика является активно развивающейся медицинской дисциплиной, в основе которой лежат различные объективные методы изучения биологического материала вне организма человека с использованием специализированного оборудования и дальнейшим сопоставлением полученных данных, прогнозированием течения заболевания [1].

При столь существенных достижениях в клинической лабораторной диагностике в самой лабораторной службе имеются принципиальные вопросы, решение которых требует комплексного и системного подхода.

Одним из наиболее актуальных вопросов, который находит широкое обсуждение на многих дискуссионных площадках, является централизация и децентрализация лабораторных услуг [2—4]. Не остаются без внимания вопросы, связанные с обеспечением медицинских лабораторий современным оборудованием и информационными программами [5]. Актуальное состояние кадрового обеспечения лабораторной службы обусловлено спецификой подготовки специалистов на последипломном уровне [6, 7].

Все вышеописанные проблемные зоны ложатся в основу дальнейшего совершенствования клинической лабораторной диагностики и всей лабораторной службы.

Health Care Reforms

Однако не стоит забывать, что продуктом деятельности клинической лабораторной диагностики является медицинская лабораторная услуга [8], а значит актуальные вопросы по модернизации лабораторной службы, описанные выше, должны решаться с учетом потребности заказчика данных услуг, которыми являются лечащие врачи и сами пациенты [9—11].

Получается, что именно актуальное выявление потребностей врачей-клиницистов и самих пациентов в медицинских лабораторных услугах, которое в настоящее время не находит широкого обсуждения в литературе, должно стать основополагающим в концепции совершенствования и развития современной лабораторной службы регионов и всей страны в целом.

Цель исследования — анализ функциональной , качественной и информационной потребности в лабораторных исследованиях среди лечащих врачей, направленный на дальнейшую оптимизацию лабораторной службы.

Материалы и методы

Оценку потребности врачей-клиницистов в медицинских лабораторных услугах проводили на основании социологического опроса.

В опросе приняли участие 503 специалиста с высшим медицинским образованием (врачи-клиницисты), проживающих на территории Самарской области, которые явились генеральной совокупностью в данном исследовании.

Опрос респондентов проводился во время курсов повышения квалификации в высших медицинских учебных заведениях Самарской области, а также на научно-практических конференциях регионального уровня, которые были организованы Самарской областной ассоциацией врачей и Министерством здравоохранения Самарской области.

В паспортной части разработанной анкеты были учтены следующие предикторы: возраст респондентов, гендерные особенности, место жительства (городской округ, сельский район), форма собственности лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ), постоянное место работы (стационар, поликлиника, центральная районная больница (ЦРБ), родильный дом, женская консультация, медицинский центр, диспансер), форма собственности ЛПУ (государственная, частная), врачебный стаж, специальность, квалификационная категория.

Для полученных результатов, которые представлены в виде таблиц, использовался анализ таблиц сопряженности признаков с использованием критерия х2.

В анкете заложены параметры, которые предусматривали оценку функциональной, качественной и информационной потребности.

Для оценки функциональной потребности была изучена потребность врачей-клиницистов в низкой цене на лабораторные исследования для их пациентов в рамках прохождения платных услуг. Респондентам предлагалось ответить на вопрос, насколько

для них принципиальна цена лабораторной услуги с позиции рекомендации пациенту той или иной лаборатории для получения платной услуги. Мы предполагали, что для врача-клинициста важно, чтобы пациент действительно прошел исследование, не отложив его по финансовой причине, и можно было бы опереться на его результат в процессе постановки диагноза.

Оценка функциональной потребности производилась путем выяснения у врачей потребности в наиболее близком расположении к работе или дому для пациентов медицинской лаборатории.

Потребность в специфике лабораторных исследований изучали путем ответов респондентов на вопрос «В каких лабораторных исследованиях они испытывают максимальную потребность для пациентов?». Посредством ответа на данный вопрос врачами давалась характеристика качественной потребности. Врачам нужно было выбрать не более трех вариантов ответов, среди которых были гематологические, биохимические, гормональные, иммунологические, цитологические, гистологические иследова-ния, диагностика инфекционных заболеваний, исследования мочи.

Потребность в ключевых критериях направления пациентов на лабораторные исследования оценивалась как качественная потребность. Врачам предлагалось расставить баллы (от 1 до 5 в порядке значимости каждого ответа) следующим факторам направления пациентов во внешнюю лабораторию: качество медицинского анализа, сроки его исполнения, спектр выполнения медицинских анализов лабораторией, цена медицинского анализа, место расположения медицинской лаборатории. По итогам были выделены наиболее значимые факторы.

Информационная потребность измерялась с помощью вопроса о потребности в получении информации о правилах подготовки и сдачи медицинских анализов.

Результаты исследования

Анализ потребности врачей в лабораторных услугах по наиболее низкой стоимости показал, что для 55,67% респондентов вопрос цены лабораторных исследований принципиален (сумма ответов «принципиален» и «скорее принципиален»). Для 33,4% опрошенных фактор цены не является значимым (сумма ответов «не принципиален» и «скорее не принципиален»). Затруднились ответить на данный вопрос 10,93% врачей.

Анализ данных позволил выявить различия в оценке фактора стоимости респондентами разных социально-демографических групп. Цена является важным фактором для респондентов в возрасте 18— 30 лет (23,31%), а также 56 лет и старше (26%). Весомая доля респондентов в возрасте 31—55 лет (31— 45 лет — 37,41%; 46—55 лет — 37,41%) отмечают, что фактор цены не является значимым. В группах «скорее не принципиально», «не принципиально» и «затрудняюсь ответить» преимущественно преоблада-

Реформы здравоохранения

ют врачи группы «от 56 лет и старше» (х2=24,081; р=0,02).

Оценка потребности в лабораторных услугах по наиболее низкой стоимости у врачей из городского округа и сельских районов свидетельствует о том, что для проживающих в сельских районах наиболее «принципиальна» (31,88%) или «скорее принципиальна» (44,93%) цена на лабораторные услуги, чем для врачей городского округа. Врачей, ответивших, что для них цена «скорее не принципиальна», в городских округах практически в 2 раза больше (26,5%), нежели врачей, проживающих в сельских районах (13,04%). Также стоит отметить, что не отмечен ни один случай ответа о непринципиальности цены для врачей сельских районов, тогда как среди врачей из городских округов их было не менее 10% (Х2=19,03; р=0,001).

Результаты исследования показали, что наиболее принципиальна цена за лабораторные исследования врачам, работающим в ЦРБ (37,5%). Наименьшая доля врачей, ответивших, что цена является принципиальным моментом, приходится на респондентов, работающих в женских консультациях (9,09%) и медицинских центрах (7,69%). Врачи этих же лечебных учреждений дали максимальный ответ в группе, что цена для них «скорее не принципиальна». Также обращает на себя внимание, что среди давших ответ, что для них цена «не принципиальна», превалируют врачи медицинских центров (19,23%; с2=27,269; р=0,039).

Для врачей ЛПУ государственной формы собственности цена лабораторных услуг более «принципиальна» (21,41%), чем для работающих в частных медицинских организациях (12,5%). Данный фактор не является значимым для 20,31% врачей частной и 7,29% — государственной форм собственности (Х2=14,176; р=0,007).

Анализ данных позволяет констатировать, что пол, стаж работы, квалификационные категории врачей и должность не влияют на потребность респондентов в более дешевых лабораторных услугах.

В ходе анализа потребности в более близком расположении к работе или дому пунктов приемов биоматериала для их пациентов установлено, что 61,23% врачей выражают потребность в более удобном расположении пунктов приема биоматериала и лишь 28,03% не нуждаются в обеспечении территориальной доступности пунктов приема. В ходе анализа данных не было выявлено статистически достоверных различий в гендерных (х2=5,556; р=0,062) и возрастных (х2=7,743; р=0,258) группах, в группах, отличающихся по стажу работы (х2=6,125; р=0,409) и по квалификационным категориям врачей (х2=6,446; р=0,375), по месту работы врачей (х =6,387; р=0,604) и в зависимости от формы собственности медицинских учреждений, в которых врачи работают (Х2=0,864; р=0,649).

Для врачей, проживающих в сельской местности, отмечена четкая потребность в более близком или удобном расположении пунктов приема биоматериала (х2=5,933; р=0,050). Такую потребность отмечают

Таблица 1

Потребность в близком расположении лаборатории для пациентов по отзывам врачей в зависимости от специальности

Специальность Потребность в расположении

Да Нет Затрудняюсь ответить

Акушеры-гинекологи:

абс. 53 26 10

% 59,55 29,21 11,24

ВОП:

абс. 35 10 5

% 70 20 10

Гастроэнтерологи:

абс. 26 8 7

% 63,41 19,51 17,07

Неврологи:

абс. 33 8 —

% 80,49 19,51

Офтальмологи:

абс. 20 13 9

% 47,62 30,95 21,43

Педиатры:

абс. 52 14 7

% 71,23 19,18 9,59

Терапевты:

абс. 52 21 9

% 63,41 25,61 10,98

Хирурги:

абс. 15 25 3

% 34,88 58,14 6,98

Эндокринологи:

абс. 22 16 4

% 52,38 38,10 9,52

Примечание. ВОП — врач общей практики.

71,01% врачей из районов Самарской области и 59,68% врачей из городских округов. Отсутствует аналогичная потребность у 28,34% врачей городского округа и 26,09% врачей сельских районов.

Статистически достоверна выявленная потребность среди врачей различных специальностей в более близком расположении лаборатории для своих пациентов (х2=43,377; р<0,001). Меньше всего (58,14%) врачей-хирургов отметили указанную потребность для своих пациентов. Это, на наш взгляд, обусловлено спецификой их профессиональной деятельности. Наибольшая потребность в близком расположении лаборатории для пациентов выявлена среди врачей-неврологов, что составляет 80,49% (табл. 1).

Изучение потребности в специфике лабораторных исследований показало, что в основную потребность респонденты испытывают в биохимических (23,1%), гематологических (20,3%) и гормональных (16,3%) исследованиях, наименьшую — в цитологических (6%) и в гистологических (3,6%) исследованиях (табл. 2).

Согласно полученным данным, врачи, работающие в ЦРБ, проявляют максимальную потребность в гематологических (28,6%), биохимических (33,3%) исследованиях и анализах мочи (23,8%), врачи женских консультаций — в гормональных (28,8%) и цитологических исследованиях (13,6%), а также в диагностике инфекционных заболеваний (22%), врачи поликлиник, стационара и медицинских центров — в биохимических (24,1; 24,1; 20% соответственно), ге-

Health Care Reforms

Таблица 2

Потребность врачей-клиницистов в различных видах лабораторных исследований

Таблица 3

Распределение факторов направления пациентов во внешнюю лабораторию в зависимости от стажа работы респондентов

Исследования

Потребность

абс. % по людям, %

Биохимические 300 23,1 60

Гематологические 264 20,3 52,8

Гормональные 211 16,3 42,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Диагностика инфекционных заболеваний 164 12,6 32,8

Исследования мочи 123 9,5 24,6

Иммунологические 111 8,6 22,2

Цитологические 78 6,0 15,6

Гистологические 47 3,6 9,4

матологических (19,4; 22,1; 19,3% соответственно) и гормональных (17,5; 13,7; 15,7% соответственно) (Х2=61,3475; р=0,0003).

Выявлено, что потребность в лабораторных исследованиях зависит от специальности врача-клинициста и четко коррелирует с видом его профессиональной деятельности. Наибольшая потребность у врачей акушеров-гинекологов в гормональных (28,3%), цитологических (15,4%), гистологических исследованиях (10,8%) и анализах на диагностику инфекции (19,2%). У ВОП выявлена потребность в анализах мочи (16,9%), гормональных (18,4%) и биохимических (29,4%) исследованиях; у гастроэнтерологов — в иммунологических исследованиях (13,3%) и анализах на инфекцию (28,3%). Терапевты чаще испытывают потребность в проведении анализа мочи (13,5%), биохимических (28%) и гормональных исследованиях (16,4%), хирурги — в анализах мочи (16%) и гистологических исследованиях (11,3%). У эндокринологов выявлены потребности в биохимических (31,1%) и гормональных (38,7%) исследованиях (х2=423,8743; р<0,001).

При статистическом анализе приоритетов направления врачами на лабораторные исследования установлена следующая очередность: на первом месте качество медицинского анализа (2,12±0,09), на втором — фактор сроков исполнения анализа (2,83±0,08). Третье место делят между собой факторы цены медицинского анализа и спектра выполнения медицинских анализов лабораторией. На четвертом месте — местоположение медицинской лаборатории. Все предпочтения существенно отличаются друг от друга, кроме факторов, отражающих цену и спектр, где значения не различимы (р=0,980).

Анализ данных не выявил зависимости от пола респондентов (р>0,05).

Распределение факторов направления пациентов во внешнюю лабораторию в зависимости от стажа работы респондентов показало, что для респондентов со стажем 20—29 лет сроки выполнения медицинских анализов наиболее важны (2,57±0,17), нежели для врачей со стажем 30 лет и старше (3,06±0,16; р=0,042). Фактор цены медицинского анализа наиболее важен для врачей со стажем до 10 лет и наименее — для врачей со стажем 20—29, а также 30 лет и более. В ходе анализа данных установлено , что врачи со стажем более 30 лет при выборе внеш-

Фактор Стаж, годы

до 10 10—19 20—29 30 и более

Срок исполнения медицинского анализа 2,88±0,12 2,72±0,17 2,57±0,17 3,06±0,16* Цена медицинского анализа 2,88±0,12 3,23±0,19 3,49±0,17** 3,36±0,18*** Место расположения медицинской лаборатории 3,74±0,15 3,53±0,22 3,69±0,20 3,85±0,17 Качество медицинского

анализа 2,31±0,16 2,17±0,21 2,06±0,20 1,79±0,17**** Спектр выполнения медицинских анализов лабораторией 3,18±0,14 3,34±0,19 3,18±0,19 3,00±0,17

Примечание. *р3—4=0,042; **р1—3=0,005; ***р1—4=0,036; ****р1—4=0,045.

ней лаборатории максимальное внимание уделяют фактору качества медицинского анализа (1,79±0,17). Данный фактор не является приоритетным в группе молодых специалистов со стажем менее 10 лет (2,31±0,16; р=0,045; табл. 3).

При изучении потребности в получении информации о правилах подготовки и сдачи медицинских анализов выявлено, что 74,35% всех опрошенных врачей нуждаются в вышеуказанной информации; 22,5% не нуждаются и 3,2% затруднились ответить на данный вопрос.

В ходе исследования не было выявлено статистически достоверных различий в гендерных группах (Х2=1,047; р=0,593), а также в группах, отличающихся по стажу работы (^2=10,680; р=0,099), месту жительства врачей (х2=0,399; р=0,819), их квалификационным категориям (^2=4,836; р=0,565), месту работы (Х2=13,906; р=0,084) и формам собственности медицинских учреждений, в которых работают врачи (Х2=5,161; р=0,076).

Анализ потребности в дополнительной информации о преаналитических требованиях показывает (Х2=15,991; р=0,014), что потребность в данной информации выше у врачей 18—30 лет (78,2%) и 46— 55 лет (80,58%), чем у врачей других возрастных групп (31—45 лет — 68,7%, 56 лет и старше — 68%).

Установлено, что врачи-неврологи (92,68%), педиатры (83,56%), ВОП (78%) и врачи-эндокринологи (80,95%) проявляют максимальную потребность в данной информации. Наименьший интерес проявляют врачи-хирурги (55,81%; х2=39,52; р=0,001).

Обсуждение

При оценке распределения ответов врачей на вопрос о принципиальности цены лабораторных услуг было установлено, что для врачей от 18 до 55 лет в 50% случаев и более цена за лабораторные исследования «принципиальна» или «скорее принципиальна». В группах «скорее не принципиальна», «не принципиально» и «затрудняюсь ответить» преимущественно преобладают врачи 56 лет и старше. Следовательно можно отметить, что врачи от 18 до

Реформы здравоохранения

55 лет проявляют наибольшую потребность в лабораторных услугах по наиболее низкой стоимости.

Наибольшую потребность в лабораторных услугах по наиболее низкой стоимости проявляют врачи, проживающие в сельских районах и работающие в ЦРБ. Для врачей женских консультаций и медицинских центров менее принципиальна цена лабораторных услуг, как и для ЛПУ частной формы собственности.

Анализ потребности врачей Самарской области в более близком расположении к работе или дому пунктов приемов биоматериала для их пациентов показал, что 61,23% всех врачей выражают потребность в более удобном расположении пунктов приема биоматериала. Статистически достоверно доказано, что это преимущественно врачи, проживающие в сельских районах, а также врачи-неврологи (80,49%), педиатры (71,23%), ВОП (70%).

Наиболее часто врачи-клиницисты испытывают потребность в гематологических, биохимических и гормональных исследованиях. Установлено, что потребность в лабораторных исследованиях зависит от места работы и специализации врачей-клиницистов. Несмотря на то что лабораторная служба профильных ЛПУ должна максимально удовлетворять потребность врачей в лабораторных исследованиях в зависимости от профиля учреждения, отмечаются статистические доказательства того, что данная задача не решена. Так, врачи-клиницисты женских консультаций проявляют максимальную потребность в лабораторных исследованиях по профилю лечебного учреждения (гормональные, цитологические исследования и анализы на диагностику инфекционных заболеваний). Выявлена четкая закономерность между потребностью в лабораторных исследованиях и видами специализации врача. Установлено, что максимальную потребность врачи-клиницисты проявляют в отношении лабораторных исследований, которые являются их профильными и наиболее часто используются в их профессиональной деятельности. У врачей-эндокринологов, например, максимальна потребность в биохимических и гормональных исследованиях, у акушеров-гинекологов — в гормональных, цитологических, гистологических исследованиях и анализах на диагностику инфекционных заболеваний.

Установлено, что 74,35% всех опрошенных врачей нуждаются в информации о правилах подготовки и сдачи медицинских анализов. При этом наиболее часто проявляют интерес врачи возрастных групп 18—30 лет (78,20%) и 46—55 лет (80,58%), а также врачи-неврологи (92,68%), педиатры (83,56%), эндокринологи (80,95%) и ВОП (78%).

Заключение

Изучена функциональная, качественная и информационная потребность у врачей различных специальностей Самарской области в медицинских лабораторных услугах. Результаты исследования должны быть использованы в основе концепции совершен-

ствования и развития современной лабораторной службы регионов и всей страны в целом.

Эффективность лабораторной службы зависит от потребностей заказчика данного сектора услуг, которыми являются лечащие врачи и сами пациенты. Игнорирование их потребностей приводит к росту неудовлетворенных клиентов, повышению уровня недоверия к отдельным операторам и лабораторной службе в целом. Клиентоориентированный подход будет способствовать диалогу всех участников процесса предоставления лабораторных услуг.

Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Клиническая лабораторная диагностика: национальное руководство. Т. 1. В. В. Долгов, В. В. Меньшиков (ред.). М.: ГЭОТАР-Медиа; 2012.

2. Годков М. А. Принципы централизации лабораторных исследований. Лабораторная служба. 2015;4(4):3—10. doi: 10.17116/ labs2015443-10

3. Кишкун А. А. Централизация лабораторных исследований — современная форма оказания лабораторных услуг населению страны. Клиническая лабораторная диагностика. 2015;(9):5—6.

4. Ставцев М. Г., Андреева А. С. Децентрализация исследований критических состояний как решение по оптимизации ресурсного обеспечения лабораторий. Лабораторная служба. 2016;5(3):24.

5. Золотарев П. Н. Организация системы менеджмента качества в медицинских организациях с помощью лабораторных информационных систем. Вестник медицинского института «РЕАВИЗ». 2017;(1):108—12.

6. Лысов Н. А. Современные проблемы высшего медицинского образования. Вестник новых медицинских технологий. 2012;19(4):183—5.

7. Лянг О. В., Звездина Е. И., Кочетов А. Г. Некоторые аспекты кадрового состава клинико-диагностических лабораторий в Российской Федерации. Лабораторная служба. 2015;4(2):63—6. doi: 10.17116/labs20154263-66

8. Золотарев П. Н., Лянг О. В., Кочетов А. Г. Формирование понятия «медицинская лабораторная услуга» на основе правовой и специализированной документации Российской Федерации. Медицинский альманах. 2014;33(3):21—5.

9. Аминев Р. А., Билалов Ф. С. Анализ качества лабораторных услуг посредством изучения мнений пациентов. Медицинский вестник Башкортостана. 2013;8(5):15—21.

10. Долгих Т. И. Проблемные вопросы лабораторной медицины в условиях модернизации здравоохранения. Клинико-лабора-торный консилиум. 2012;42(2):4—6.

11. Золотарев П. Н., Краснова Н. Н. Мнение сотрудников с высшим образованием как критерий оценки качества работы клинико-диагностических лабораторий. Сибирский медицинский журнал. 2015;(5):85—8.

Поступила 07.10.2019 Принята в печать 21.01.2020

REFERENCES

1. Clinical laboratory diagnostics: National guidelance [Klinicheskaya laboratornaya diagnostika: natsionalnoe rukovodstvo]. Vol. 1. V. V. Dolgov, V. V. Men'shikov (eds). Moscow: GEOTAR-Media; 2012 (in Russian).

2. Godkov M. A. The principles of the centralization of laboratory analysis. Laboratornaya sluzhba. 2015;4(4):3—10. doi: 10.17116/ labs2015443-10 (in Russian).

3. Kishkun A. A. Centralization of laboratory research is a modern form of laboratory services to the population. Klinicheskaya laboratornaya diagnostika. 2015;(9):5—6 (in Russian).

4. Stavcev M. G., Andreeva A. S. The decentralization of research critical States as a solution to optimize resources for laboratories. Laboratornaya sluzhba. 2016;5(3):24 (in Russian).

5. Zolotarev P. N. Organization of the quality management system with laboratory information systems in medical organizations. Vestnik medicinskogo instituta «REAVIZ». 2017;(1):108—12 (in Russian).

Health Care Reforms

6. Lysov N. A. Modern problems of higher medical education. Vestnik novyh medicinskih tekhnologij. 2012;19(4):183—5 (in Russian).

7. Lyang O. V., Zvezdina E. I., Kochetov A. G. Some aspects of staffing clinical diagnostic laboratories in the Russian Federation. Laborator-naya sluzhba. 2015;4(2):63—6. doi: 10.17116/labs20154263-66 (in Russian).

8. Zolotarev P. N., Lyang O. V., Kochetov A. G. Formation of the concept of «medical laboratory service» based on legal and specialized documentation of the Russian Federation. Medicinskij al'manah. 2014;33(3):21—5 (in Russian).

9. Aminev R. A., Bilalov F. S. Analysis of the quality of laboratory services through exploring the views of patients. Medicinskij vestnik Bashkortostana. 2013;8(5):15—21 (in Russian).

10. Dolgih T. I. Issues of laboratory medicine in conditions of modernization of health. Kliniko-laboratornyj konsilium. 2012;42(2):4—6 (in Russian).

11. Zolotarev P. N., Krasnova N. N. Opinion of the specialists with higher degree as a criterion for rating the quality of clinic-diagnostic laboratories work. Sibirskij medicinskij zhurnal. 2015;(5):85—8 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.