Научная статья на тему 'Портрет одного слова: урок словесности в 6 классе'

Портрет одного слова: урок словесности в 6 классе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2073
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
урок словесности / слово / лексическое значение / этимология / орфоэпия / синонимы / фразеологизмы / грамматические свойства / игра / a Russian language lesson / a word / lexical meaning / etymology / orthoepy / synonyms / phraseology units / grammatical features

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — И.В. Королькова

Статья посвящена интегрированному уроку – уроку словесности, на котором рассматриваются различные аспекты одного слова: его значение, этимология, произношение, словоизменение, подчеркивается его уникальность. Автор предлагаются интерактивные формы на уроке такого типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents an integrated lesson – a lesson of the Russian language which focuses of various aspects of a word: its meaning, etymology, pronunciation, morphology, its unique features. The author suggests interactive methods of teaching.

Текст научной работы на тему «Портрет одного слова: урок словесности в 6 классе»

жения текста. Предлагаем план: 1. Дача на окраине. 2. Цветник и сад. 3. Мысли о будущем. Напоминаем элементы сжатия текста: убираем ряд однородных членов

предложения, оставляя обобщающее слово, заменяем прямую речь косвенной, убираем причастные и деепричастные обороты.

Очень важно в среднем звене научить детей писать именно изложение, так как оно помогает овладеть всеми необходимыми навыками создания текста. В отличие от сочинения оно направлено исключительно на овладение техническими приемами письменной речи и демонстрирует то, насколько человек владеет русским языком: чувствует ли стилистику данного текста, может ли разбить текст на смысловые отрезки и вычленить проблемы, насколько богат словарный запас учащегося, каков уровень его общего развития, степень образности и насыщенности языка.

В силу всего перечисленного изложение формирует у учащихся разнообразные умения и навыки, позволяет освоить методику работы с текстовыми источниками, развивает логическое мышление, а также формирует навыки правильной речи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М.: Русский язык, 2006. 124 с.

2. Демидов С.А. Стихи. М., 1997. 143 с.

3. А.П. Чехов на Амуре. Информационно-методический сборник. Благовещенск: Изд-во б-ки им. А.П. Чехова, 2013. 56 с.

4. Черный С. Ах, зачем нет Чехова на свете // Стихи. М.: Экспо-пресс, 2006. 132 с.

УДК 801.1 И.В. Королькова

ПОРТРЕТ ОДНОГО СЛОВА:

УРОК СЛОВЕСНОСТИ В 6 КЛАССЕ

Статья посвящена интегрированному уроку - уроку словесности, на котором рассматриваются различные аспекты одного слова: его значение, этимология,

произношение, словоизменение, подчеркивается его уникальность. Автор предлагаются интерактивные формы на уроке такого типа.

Ключевые слова; урок словесности, слово, лексическое значение, этимология, орфоэпия, синонимы, фразеологизмы, грамматические свойства, игра.

The article presents an integrated lesson - a lesson of the Russian language which focuses of various aspects of a word: its meaning, etymology, pronunciation, morphology, its unique features. The author suggests interactive methods of teaching.

Key words: a Russian language lesson, a word, lexical meaning, etymology, orthoepy, synonyms, phraseology units, grammatical features.

Трудно представить работу учителя-словесника без работы над словом.

Вопросы развития речи, повышения уровня культуры устной и письменной речи школьников являются одними из актуальных в современном обучении родному языку. Важнейшее направление в решении этих вопросов - обогащение словарного запаса, который не всегда, увы, демонстрируют наши подростки. Работа по обогащению словаря учащихся способствует развитию речи и повышению уровня речевой культуры учеников.

Формированию языковой компетенции учащихся способствует лексический анализ текста, позволяющий, с одной стороны, рассмотреть структуру, семантику, функции лексического явления. С другой стороны, художественный текст демонстрирует особенности употребления слов в речи, позволяя тем самым повысить коммуникативную компетенцию обучающихся.

Предлагаем вариант подобной работы на интегрированном уроке русского языка и литературы.

Цель занятия - на примере лингвистического анализа слова «плетень» показать богатство русского языка, взаимосвязь языковых явлений, воспитывать внимание и интерес к слову.

Оборудование урока:

1. Интерактивная доска.

2. Словари [1-6]

1. Вхождение в тему занятия.

Начинается занятие с загадки.

На улице нашей сто братьев стоят.

Все в один ряд вместе связаны?

Ответ: плетень.

- Как вы понимаете название урока «Портрет одного слова»?

Озвучивается цель занятия. Ребята работают в группах или коллективно.

- Что входит в понятие «портрет»?

Портрет - жанр изобразительного искусства, отражающий внешний и внутренний облик человека или группы людей. Портрет - один из древнейших жанров изобразительного искусства.

- Где мы чаще используем это понятие? Да, конечно, на уроках литературы, когда говорим о портрете литературного героя, на уроках изобразительного искусства.

- А что, на ваш взгляд, включает понятие «портрет слова»?

Итак, начнем. Как вам кажется, что должно послужить отправной точкой в нашей работе? (Лексическое значение слова). Помогла ли нам в этом загадка?

2. Работа с лексическим значением слова. Обратимся к толковому словарю (словарные статьи - на слайде, на доске).

1. Толковый словарь Ожегова.

Плетень, -тня, м. Изгородь из сплетённых прутьев и ветвей. Обнести огород плетнём. Прил. плетнёвый, -ая, -ое.

2. Большой толковый словарь.

Плетень, -тня; м. Изгородь из сплетённых прутьев, ветвей. Чинить плетень, высокий плетень, плотный плетень. Окружить дом плетнём. Вытащить кол из плетня. Сушить горшки, чугуны на плетне. Сидеть в тени плетня.

- Выписать словосочетания из словарной статьи, указать главное слово.

- Почему так называется слово? Какова история происхождения этого существительного? После обсуждения обратимся к этимологическому словарю.

3. Этимология.

Происходит от гл. плести, далее из праслав. формы, от которой в числе прочего произошли: др.-русск. плести, плету, ст.-слав. плести, плета (др.-греч. оир’ра.лтгіу). Ср.: укр. плести, плету, белор. плесць, болг. плета, сербохорв. плёсти, плётем, словенск. р^гі, р^ет, чешск. р1ё81., pletu, словацк. рHеsf, pletiem, польск. ріебс, ріоі^, в.-луж. р^с, н.-луж. р^с. Родственно лат.ріесіо, -еге «плести», д.-в.-нем. flehtan - то же, греч. лХєкю - то же, лХвкгд «верёвка, сеть», пХокд «плетение», пХокос, лХокацос «коса, заплетенные волосы», др.-инд. рrаc<nаs «плетение, плетеная корзина».

4. Орфоэпия.

Чтобы иметь полный портрет, следует вспомнить орфоэпическую норму. Русское словесное ударение -плетЕнь, плетнЯ.

5. Синонимика слова. Как мы знаем, один из способов определения лексического значения слова - подбор синонимов. Ребята составляют синонимическую цепочку, потом обращаемся к словарю.

Синонимы к слову плетень - забор, городьба, изгородь, огорожа, ограда, палисад, палисадник, стена, тын, частокол.

6. Морфологические и синтаксические свойства.

падеж ед. ч. мн. ч.

Им. плетень плетни

Р. плетня плетней

Д. плетню плетням

В. плетень плетни

Тв. плетнём плетнями

Пр. плетне плетнях

- Обратите внимание на формы изменения слова. Какое фонетическое явление в этом слове присутствует? (Беглая гласная: е // 0).

- Какова морфологическая характеристика слова?

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение.

Работа с предложением.

Человек пятнадцать солдат за избами, с края деревни, с весёлым криком раскачивали высокий плетень сарая, с которого снята уже была крыша (Л.Н. Толстой «Война и мир»).

На доске - задания для индивидуальной работы. Синтаксический разбор предложения.

1. Мы повернули несколько вправо и въехали в нашу усадьбу, обгороженную свежим зеленым плетнем (С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука»).

2. Сергей Федорович ковырялся в ограде, он неспешно починял плетень (В. Шукшин «Любавины»).

7. Физкультминутка.

- А любой ли забор может быть назван плетнем? Русская народная игра «Соорудим плетень». Игра сопровождается народной песней (С данным текстом можно поработать отдельно, повторить обращение и найти данную синтаксическую единицу в тексте).

Заплетися, плетень, заплетися,

Ты завейся, труба золотая,

Завернися, лента шелковая,

Что на свете сера утица Потопила малых детушек,

Что во меду, во патоке,

Что во ясной сохранности.

Расплетися, плетень, расплетися,

Ты развейся, труба золотая,

Развернися, лента шелковая,

Что на свете сера утица Вынимала малых детушек,

Что со меду, со патоки,

Что со ясной сохранности.

Водящие хоровод встают в одну линию, держась за руки. Крайние справа поднимают руки, образуя «ворота». Стоящий в конце левой стороны хоровода заводит в эти «ворота» цепочку из детей и выводит на своё место. Поскольку руки на протяжении всего хоровода не размыкаются, то второй от начала, стоящий в «воротах», проворачивается по ходу движения (по часовой стрелке) вокруг правого плеча, и, закручиваясь, кладет правую руку себе на левое плечо. Его правая рука, будучи частью «ворот», «закрутилась», а левую руку он поднимает для «ворот» с третьим участником хоровода. Вновь крайний с другого конца «закручивает плетень», и уже третий участник, поворачиваясь по часовой стрелке через свое правое плечо, оборачивает вокруг шеи правую руку, и она оказывается лежащей на левом плече. «Ворота» образуются уже между третьим и четвертым. После очередного закручивания передвигаются на четвертого и пятого. Далее, когда все «заплелись», звучит вторая часть песни; со слов: «Расплетися, плетень...» и, начиная с последнего,

закрутившегося в «плетне», идет расплетение. Крайний слева начинает двигаться против часовой стрелки, описывая небольшой круг, тем самым освобождаясь от рук на плечах (рук при этом никто не размыкает). Таким образом, дети раскручиваются, «расплетают плетень».

Другой вариант игры: Дети, берутся за руки и становятся шеренгами (одна напротив другой). Берутся за руки крест-накрест («заплетают плетень»).

- Итак, мы услышали, что это слово встречается в народной песне. А в каком другом фольклорном жанре мы находим это слово? (Русские потешки)

Варианты работы с данными потешками:

1. Выразительное чтение текста.

2. Пунктуационное задание: правильно расставить знаки препинания и объяснить их постановку.

3. Отыскать слово «плетень». Определить падежные формы и синтаксическую роль слова «плетень».

Тень-тень-потетень, выше города плетень.

Сели звери под плетень, похвалялися весь день.

Похвалялася лиса: «Всему свету я краса».

Похвалялся зайка: «Поди догоняй-ка».

Похвалялися ежи: « У нас шубы хороши».

Похвалялись блохи: « И у нас неплохи»,

Похвалялся медведь: «Могу песни я петь».

Похвалялася коза: «Всем я выколю глаза».

Тень-тень-потетень,

Села кошка под плетень.

Налетели воробьи.

Хлопни им в ладошки.

Улетайте, воробьи,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Берегитесь кошки.

8. Фразеология. Использование слова плетень во фразеологизме.

Наводить тень на плетень (прост.) ‘Намеренно запутывать, делать неясным что-либо’.

Толковый словарь Д.Н. Ушакова указывает значение выражения навести тень -затуманивать дело, намеренно сбивать с толку. Выражения навести тень на плетень в нем не упоминается. Видимо, навести тень на плетень - более современная модификация ранее существовавшего выражения навести тень. Это подтверждает, например, то, что у А.П. Чехова упоминается именно навести тень.

Происхождение выражения вполне понятно: навести тень - сделать что-либо менее заметным, понятным, оставить без солнечного света. Отсюда и его значение. Как и когда добавилось слово плетень, пока достоверно не установлено.

Возможно, что фраза Навести тень на плетень произошла от русской загадки, которая указана в книге «Пословицы и поговорки русского народа» В.И. Даля (раздел - «Вера (загадки)»): Тень-потетень, заплету плетень в 77 рядов, выше сел и городов. Правильный ответ на эту загадку - колокольня.

9. Морфемика и словообразование.

Возможные варианты работы с учащимися:

- постройте словообразовательную цепочку;

- создайте свою словарную статью;

- выполните морфемный разбор предложенных слов;

- игра «Кто больше?» (подобрать производные слова от слова «плеть») (ниже приводится список таких слов)

10. Диалектология.

Но есть и другие стороны, «черты» портрета этого слова. Обратимся к другим словарям.

- Какую информацию содержит диалектологический словарь? Представляю Албазинский словарь О.Ю. Галуза. Обращаемся к словарной статье.

ПлетнЯ, и, ж. Сарай со стенами, сплетенными из ивовых прутьев. Плетни крылись соломой, хворост тоже тепло давал.

Плетёнка, плетенуха, и, ж. Плетеное из прутьев изделие в виде корзины. Плетёнки плели из лыка, из прутьев.

11. История фамилии. Ономастика.

Собственные имена людей: Пётр Николаевич Амехин, Иван Калита, Игорь Кио, Рюрик,

- исследует антропонимика.

«.. .а старину был обычай давать фамилию по названию города, деревни или местечка, откуда ты родом....Фамилии в своё время давали не только по месту жительства, но и по профессии. Сын кузнеца - Кузнецов, сын кожевника - Кожевникоав, сапожника -Сапожников, ну и так далее.» (Анатолий Рыбаков. Роман «Тяжелый песок»).

- Придумайте фамилии, имеющие отношение к изучаемому слову.

Словарь русских фамилий дает следующий перечень: Плетнев, Плетенев, Плетухин, Плетюхин.

Да, действительно, эти фамилии образовались от слова плетень, но не в значении «плетеная ограда», а от севернорусского плетень «выдумщик, фантазер, тот, кто небылицы плетет». Источник: «Словарь русских фамилий. Ономастикон».

12. Обобщение по уроку.

Таким образом, сегодня на занятии мы с вами предприняли попытку написать «портрет» одного русского слова. Да, слова немного позабытого: не все из вас его знали, употребляли в речи. Я думаю, нам удалось убедить самих себя, что история слов -удивительная история. Следует быть внимательнее к отдельно взятому слову, ведь за ним, этим словом, скрываются тайны лингвистики.

13. Домашнее задание (может быть вариативным):

- сочинение-миниатюра «Что там, за плетнем?»;

- придумать несколько предложений с использованием слова плетень;

- найти в художественной литературе примеры использования данного слова.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 57000сл. / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 198б. 891 с.

2. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Изд-во АН СССР, 1998. 1012 с.

3. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4-х тт. М.: Русский язык, 2007.

4. Тихонов А.Н. Морфемно-орфографический словарь. М.: Русский язык, 2002. 104 с.

5. Галуза О.Ю. Албазинский словарь. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2010. 29б с.

6. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М.: Наука, 2001. 472 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.