Научная статья на тему 'ПОРТРЕТ И ЕГО ВИДЫ В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ'

ПОРТРЕТ И ЕГО ВИДЫ В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

2132
283
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ / ПОРТРЕТ / ВИДЫ ПОРТРЕТА / ЖЕСТЫ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гатауллина Алия Наилевна

Данная статья представляет собой обзор литературоведческих статей, освещающих виды и функции портрета. Говоря о художественном образе, мы понимаем, что понятие тесно связано с термином - портрет. При этом в статье наблюдается многообразие и неоднозначность подходов к проблеме портретирования литературных персонажей. Характеризуются виды литературных портретов, их особенности, а также функции. Исследуется синтез в портрете индивидуальных и типичных черт героя, наблюдается его историческая изменчивость в зависимости от изображаемой эпохи, литературного направления, стиля, жанра произведения и тому подобное. Сделан вывод о том, что портрет является не только описание черт лица, но также и особенностей жестикуляции, мимики, речевого поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PORTRAIT AND ITS TYPES IN LITERARY STUDIES

This article is a review of literary articles covering the types and functions of the portrait. Speaking about the artistic image, we understand that the concept is closely related to the term - portrait. At the same time, the article shows a variety and ambiguity of approaches to the problem of portraying literary characters. The types of literary portraits, their features and functions are characterized. The synthesis in the portrait of the individual and typical features of the hero is investigated, its historical variability is observed depending on the depicted era, literary direction, style, genre of the work, and the like. It is concluded that the portrait is not only a description of facial features, but also features of gestures, facial expressions, speech behavior.

Текст научной работы на тему «ПОРТРЕТ И ЕГО ВИДЫ В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ»

УДК 82

Гатауллина Алия Наилевна Gataullina Aliya Nailevna

Студент Student

ЕлабужскийинститутКФУ YelabugaInstituteKFU

ПОРТРЕТ И ЕГО ВИДЫ В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ PORTRAIT AND ITS TYPES IN LITERARY STUDIES

Аннотация: Данная статья представляет собой обзор литературоведческих статей, освещающих виды и функции портрета. Говоря о художественном образе, мы понимаем, что понятие тесно связано с термином - портрет. При этом в статье наблюдается многообразие и неоднозначность подходов к проблеме портретирования литературных персонажей. Характеризуются виды литературных портретов, их особенности, а также функции. Исследуется синтез в портрете индивидуальных и типичных черт героя, наблюдается его историческая изменчивость в зависимости от изображаемой эпохи, литературного направления, стиля, жанра произведения и тому подобное. Сделан вывод о том, что портрет является не только описание черт лица, но также и особенностей жестикуляции, мимики, речевого поведения.

Abstract: This article is a review of literary articles covering the types and functions of the portrait. Speaking about the artistic image, we understand that the concept is closely related to the term - portrait. At the same time, the article shows a variety and ambiguity of approaches to the problem of portraying literary characters. The types of literary portraits, their features and functions are characterized. The synthesis in the portrait of the individual and typical features of the hero is investigated, its historical variability is observed depending on the depicted era, literary direction, style, genre of the work, and the like. It is concluded that the portrait is not only a description of facial features, but also features of gestures, facial expressions, speech behavior.

Ключевые слова: художественное произведение, художественный образ, литературоведение, портрет, виды портрета, жесты.

Key words: work of art, artistic image, literary criticism, portrait, types of portraits, gestures.

Говоря о художественном образе необходимо обратить внимание на то, что это понятие тесно связано еще с одним литературоведческим термином - портрет. Несомненно, образ в немалой степени раскрывается в портрете или, наоборот, отсутствие портрета так или иначе характеризует его. В трудах некоторых ученых встречается даже отождествление данных терминов. Так, в труде В.В. Мининой мы читаем: «Само слово "портрет" восходит к латинскому слову "portrano" (извлекать наружу, обнаруживать). В самом общем значении оно определяется как "изображение", "образ". В рамках целого художественного произведения в понятие художественного образа (портрета) следует включать физические, внешние характеристики героя, социально-профессиональный статус, семейное положение, морально-нравственные постулаты персонажа, психологическое состояние героя, его эмоции, настроение, эмоции, темперамент» [9, с. 86]. Л.А. Юркина, тоже составляющими портретного изображения выделяет похожие компоненты: «Среди портретных черт персонажа можно выделить природные (черты лица и особенности фигуры); черты, свидетельствующее о душевном состоянии (мимика, жесты, поза, выражение лица); а также портретные особенности, характеризующие человека как члена социума (одежда, манера речи, умение себя подать)» [16, с. 252]. В художественном произведении словесный портрет призван выполнять сразу две значимые и неотделимые друг от друга функции: визуального изображения и психологической характеристики.

Несмотря на то, что изображение человека уже находили в первобытных пещерах, а история портретной живописи восходит к XVI веку до н.э., а также на то, что функции портрета, включая

отражение индивидуальности человека, его принадлежности к определенной эпохе, социальному слою, в литературоведении портрет персонажа в современном понимании формируется только в эпоху Возрождения. Как пишет, Л.В. Палойко, «именно в это время портретные зарисовки начинают отражать национальные, исторические и социальные черты описываемого героя, а также психологизм его личности» [10, с. 28]. Начинают формироваться различные типы портретных характеристик. Разграничивают два основных вида портрета: статический (экспозиционный) и динамический. Первый описывает образ в статике, при таком портрете образа важны не изменения во внешности, а облик на момент описания, при этом художник слова стремится охватить все стороны внешнего вида персонажа; подробно описывает одежду, жестикуляцию героя, все это чаще всего служит для определения принадлежности героя к определенной социальной группе. В своей более сложной модификации статический портрет перерастает в психологический, в котором внешность напрямую служит средством передачи черт характера, психологических особенностей и внутреннего мира личности. Противоположный вид портрета -динамический - подчеркивает неотъемлемую вовлеченность персонажа в какую-либо деятельность, отражает его динамику. На первый план в данном случае выходит краткая выразительная деталь, обнаруживающая себя непосредственно в процессе повествования.

Портрет зависит от того, к фольклору или авторскому тексту принадлежит произведение. Так, в сказках чаще всего образ вырисовывается через одну какую-либо деталь, например, типичным является описание девицы как красной в народных сказках; в былинах герой описывается как могучий и т.д. В древнерусской литературе применялись обобщенно-абстрактные описания персонажей, которые

показывали их социальный статус. Внутренний мир также не раскрывался. Однако, как показывает наше наблюдение, в описании проникнутых Божьей искрой героев, преобладает отражение скромного, терпеливого нрава через отношение к материальным благам.

В эпоху классицизма портрет в литературном произведении не ставит целью создания индивидуального образа, авторы создают только два типа портрета: идеализирующие портреты и облики героев низкого происхождения. Вплоть до XIX века портрет персонажа не индивидуализировался, поскольку не возникало потребности в анализе конкретного персонажа, авторы в художественных произведениях обходились без портретной характеристики, ограничивались в основном некоторыми замечаниями о внешнем облике образа. А.Б. Есин замечает, что «эта форма литературной изобразительности двигалась от обобщенно-абстрактной портретной характеристики ко все большей индивидуализации» [5, с. 51]. Однако в эпоху сентиментализма писатели уделяли внимание портретам, в которых уже читается психология: читатели должны были видеть в персонаже «чувствительную» и ранимую душу. Так, в известнейшей повести Н.Карамзина «Бедная Лиза» в создании образа героини использованы фольклорные принципы: Н.Карамзин не дает детального описания героини, ее характеристики обобщенно-идеализированы.

Романтический герой обычно изображался, как яркая, независимая и исключительная личность, готовая на все ради поставленной цели. Другой тип портрета - фантастический, мистический можно встретить в романтических балладах. Например, в балладе В.Жуковского «Ленора» в миг, когда Ленора понимает, что

жених, свидания с которым она так ждала, не вернулся с войны живым.

Реализм приносит в литературу понятие портрета как средства раскрытия индивидуальности героя. В таких произведениях внешность персонажа уже перекликается с внутренними чертами. В качестве примеров можно назвать портреты в романе Л.Толстого «Анна Каренина», Ф.Достоевского «Преступление и наказание» и т.д.

Согласно трудам А.Б. Есина, портрет вмещает в себя следующие формы портретной характеристики: портрет-описание, портрет-сравнение, портрет-впечатление, характеристический портрет и психологический портрет [5]. При этом именно в такой последовательности характеризуется степень сложности разновидности данных портретов. Самая простая форма портретного описания используется автором при знакомстве с героем, с более или менее подробным представлением внешности персонажа (интродукции), говорящем о социальном статусе, оценочном восприятии героя автором. Такое описание очень часто встречается в эпических произведениях. Например, описание Алехина из рассказа А.П. Чехова «Крыжовник».

Следующая форма портрета предполагает прием сравнения, использующийся для усиления впечатления и представления образа героя. Рассмотрим портрет, основанный на приеме сравнения, использованный М.Петросян в романе «Дом, в котором»: «Воспитатель первой выглядел примерно так, как выглядела бы вся группа, не маскируйся они зачем-то под мальчишек. Как старуха, сидевшая у каждого из них внутри, в ожидании очередных похорон. Гниль, золотые зубы и подслеповатые глазки» [11, с. 10].

Портрет-впечатление достигается путем работы воображения читателя, при этом портретное представление автором

минимизировано и заключено чаще в одном предложении. Например, в повести «Вселенский заговор» Т.Устиновой один из главных героев Гриша сравнивается с птицей. Однако мы не можем сказать, что автор использует портрет-сравнение, поскольку описание минимально, всего по одному предложению. Приведем примеры: «Гриша вопросительно заглянул ей в лицо, по-птичьи наклонив голову» [13, с.9]; «Гриша опять заглянул Марусе в лицо, будто в щеку клюнул» [13, с. 10].

А.И. Есин подчеркивает, что характеристический и психологический портреты раскрывают черты характера, индивидуальные особенности личности. В качестве примера снова обратимся к роману М.Петросян, приведем характеристический портрет одного из обитателей дома Горбача: «Он родился шестипалым и горбатым, уродливым, как обезьяний детеныш. В десять лет он был угрюмым и большеротым, с вечно расквашенными губами, с огромными лапами, которые рушили все вокруг. В семнадцать стал тоньше, тише и спокойнее. Лицо его было лицом взрослого, брови срастались над переносицей, густая грива цвета вороньих перьев росла вширь, как колючий куст. Он был равнодушен к еде и неряшлив в одежде, носил под ногтями траур и подолгу не менял носков. Он стеснялся своего горба и угрей на носу, стеснялся, что еще не бреется, и курил трубку, чтобы выглядеть старше. Втайне он читал душещипательные романы и сочинял стихи, в которых герой умирал долгой и мучительной смертью. Диккенса он прятал под подушкой» [11, с.82].

Что касается психологического портрета, то он, согласно А.Б. Есину, «появляется в литературе тогда, когда он начинает выражать то или иное психологическое состояние, которое персонаж

испытывает в данный момент, или же смену таких состояний» [5, с.

51].

О.Н. Катренко считает возможным добавить к существующим в известных классификациях литературных портретов формам портретных характеристик такую, как архитепический литературный портрет, имеющий свою смысловую нагрузку в произведении [8, с. 330]. В качестве примера он приводит портрет Мануйлихи из повести И.А. Куприна «Олеся»: описание образа основывается на сравнении его с Бабой-ягой.

Сатирический или иронический портрет основывается на приемах создания комичности. С помощью этого вида портретизации автор высмеивает неприятные ему черты и свойства личности путем подчеркивания несоответствия между формой и содержанием образа, его поступками и характером. В основу подобных портретов нередко положены такие стилистические приемы, как метонимия, гротеск и гиперболизация [1]. Мастерами сатирического портрета в русской литературе являются Г.И. Добрынин, Н.В. Гоголь, М.Е.Салтыков-Щедрин и др.

Проблема характеристики речевого портрета сравнительно новая в науке, и он тесно связана с антропологической направленностью науки. Интересуясь всеми аспектами жизни человека, наука не могла остаться в стороне от изучения его речи. Существую разные трактовки понятия «речевой портрет». Так, О.П. Фесенко под речевым портретом языковой личности понимает ее вербально-семантическое воплощение. По его мнению, такой подход позволяет проанализировать особенности языковой личности не как статичного, а как динамичного, постоянно изменяющегося явления [14, с. 160]. Исследователь речевого портрета героев произведений классика русской литературы Н.В.Гоголя Н.Еремина замечает, что

«слово персонажа в индивидуальных особенностях интонирования собственной манере речевого поведения и речеведения, в стилистически маркированных формах на общем фоне «контекста эпохи» мы принимаем за речевой портрет действующего лица» [4, с. 98].

Исследуя феномен речевого портрета, А.Гафарова пишет: «речевая характеристика персонажа художественного произведения не ограничивается его прямой речью, то есть речью, передаваемой дословно в виде самостоятельного предложения и, соответственно, выделяемой знаками препинания. Речевой портрет персонажей создаётся посредством прямой, косвенной и несобственно-прямой речи и их смешанными формами» [2, с.7]. Типическое в речевой характеристике литературного героя передается при помощи соответствующего выбора лексико-фразеологических,

грамматических и фонетических выразительных средств языка и может характеризовать его как:

- члена определенной социальной среды;

- представителя определённой профессии;

- представителя определённой нации, народа;

- представителя определённой исторической эпохи;

- жителя определённой местности, территории.

Чаще всего, говоря о речевом портрете, используется термин «категория социолингвистической обусловленности», она основывается на постулате о том, что речь персонажа всегда социально обусловлена. Такие важные составляющие образа персонажа как социальный статус, возраст, образование и профессия выражены в речи эксплицитно (вербально) или имплицитно (через манеру речи как таковую, особенности произношения, интонацию, акцент и т.п.). Однако социальная обусловленность часто бывает в

теснейшей взаимосвязи с психологическим портретом героя. Так, Л.И. Ерёмина, описывая речевой портрет героя рассказа Н.В.Гоголя «Шинель» Акакия Акакиевича, замечает, что «Акакий Акакиевич Башмачкин по скромности и застенчивости объяснялся больше междометиями и всякого рода добавочными частицами. Его косноязычная, спотыкающаяся речь - явление, объяснимое социальное и психологически: маленький чиновник в уродующих душу социальных условиях подавлен своим ничтожеством незначительностью» [4, с. 99].

Итак, портрет является изображением в художественном произведении, содержащим не только описание черт лица, но также и особенностей жестикуляции, мимики, речевого поведения. В настоящее время одной из главных функций портрета является описание психологического состояния героя, его характерологических особенностей, однако почти до XIX века описанию героя не придавали такое глубокое значение, писатель, поэт обращал внимание на внешние особенности героя с целью показать его социальное происхождение. Значимость портрета в литературном произведении оценивается высоко, в связи с этим выделяют разные виды портрета. В данной работе дана характеристика таких видов, как портрет-описание, сравнение, впечатление, характерологический, психологический, архетипический, речевой, сатирический портреты.

Библиографический список:

1. Вершинина Н.Л. Введение в литературоведение: Учебник. — М., 2005. — 416 с.

2. Гафарова А.С. Речевой портрет. Социолингвистические характеристики: автореферат дис. ... канд. филол. наук. -Тверь, 2006. - 25 с.

3. Достоевский Ф.М. Повести. - М.: Художественная литературы, 1984. - 328 с.

4. Ерёмина Л.И. О языке художественной прозы Н.В. Гоголя. -М.: Наука, 1987. - 179 с.

5. Есин А.Б. Принципы и приемы анализы литературного произведения. - М.: Флинта, 1999. - 248 с.

6. Жуковский В. А. Баллады. Ленора. - URL: http: //zhukovskiy.lit-info .ra/zhukovskiy/baüady/lenora.htm; (дата обращения: 02.01.2022)

7. Карамзин Н.М. Бедная Лиза: автобиография, повести, письма русского путешественника. - М.: Эксмо, 2010. - 528 с.

8. Катренко О.Н. К вопросу о типологии и архетипической основе литературного портрета // Literreterra.Материалы V Международной конференции молодых ученых / Гл. ред. И.А. Семухина. - Екатеринбург, 2016 - С. 327-331.

9. Минина В.В. Два портрета, два художественных образа французской литературы // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Сер. Гуманитарные и социальные науки.

- 2015. - №4. - С. 85-92.

10. Палойко Л.В. Образ персонажа в оригинале и литературном продолжении англоязычного романа как объект филологического анализа: дис. канд. филол. наук. - Самара, 2014. - 216 с.

11. Петросян М. Дом, в котором... -М.: Лайвбук, 2017. - 976 с

12. Слово Древней Руси / сост. В.Гладкова. - М.: Панорма, 2006.

- 496 с.

13. Устинова Т. Вселенский заговор. Вечное свидание. - М.: изд-во «Э», 2016. - 270 с.

14. Фосенко О.П. От языковой личности к речевому портрету, или ещё раз о терминологическом разнообразии в лексике //

Актуальные проблемы лингвистики и методики преподавания иностранных языков: материалы международной научно-практической конференции (Омск, 29 марта 2013 г.). - Омск: Омская юридическая академия, 2013. - С. 157-163.

15. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем. В 18 томах. Т.10. - М.: Наука, 1986. - 406 с.

16. Юркина Л.А. Портрет // Введение в литературоведение: учеб. пос., под ред. Л.В.Чернец. - М., 2004. - С. 251-263.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.