Научная статья на тему '"портрет" Энтони толлопа в научных трудах Б. М. Проскурнина'

"портрет" Энтони толлопа в научных трудах Б. М. Проскурнина Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
86
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИКТОРИАНСКИЙ РОМАН / Э. ТРОЛЛОП / ПОЛИТИЧЕСКИЙ РОМАН / ПСИХОЛОГИЗМ / Б. М. ПРОСКУРНИН / VICTORIAN NOVEL / ANTHONY TROLLOPE / POLITICAL NOVEL / PSYCHOLOGICAL ANALYSIS / BORIS PROSKURNIN

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бячкова Варвара Андреевна

Объектом внимания статьи являются научные труды доктора филологических наук, профессора кафедры мировой литературы и культуры ПГНИУ Б. М. Проскурина (с 1970-х гг. по настоящее время) по изучению творчества долгие годы «забытого» (в отечественном литературоведении) классика викторианской литературы Энтони Троллопа. В статьях и монографиях Б. М. Проскурнина дается характеристика творческого метода писателя, особое внимание уделяется Э. Троллопу как автору политических романов (с точки зрения особенностей реализации произведений жанра и вклада писателя в развитие английского политического романа в целом), а также в ряде публикаций последних лет осмысляется проблема рецепции творчества Э. Троллопа в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE "PORTRAIT" OF ANTHONY TROLLOPE IN THE WORKS OF B. M. PROSKURNIN

This article is dedicated to the works of Doctor of Philology, Professor of Perm State University B.M. Proskurnin (from 1970s to the present day) containing the results of his analysis of novels by Anthony Ttollope, a -forgotten classical writer‖ from the Soviet literary studies point of view. B.M. Proskurnin‘s articles and books add to the characteristics of Trollope‘s writings, special attention is given to the -Palliser novels‖ as an example of -novel of politics‖ genre. In his contemporary works B.M. Proskurnin draws attention to the problems of Trollopian Studies in Russian Literary Studies.

Текст научной работы на тему «"портрет" Энтони толлопа в научных трудах Б. М. Проскурнина»

УДК 82.09:811.111

«ПОРТРЕТ» ЭНТОНИ ТОЛЛОПА В НАУЧНЫХ ТРУДАХ Б. М. ПРОСКУРНИНА1

Варвара Андреевна Бячкова

к. филол.н., доцент кафедры мировой литературы, кафедры английского языка профессиональной коммуникации

Пермский государственный национальный исследовательский университет 614990, Россия, г. Пермь, ул. Букирева, 15. [email protected]

Объектом внимания статьи являются научные труды доктора филологических наук, профессора кафедры мировой литературы и культуры ПГНИУ Б. М. Проскурина (с 1970-х гг. по настоящее время) по изучению творчества долгие годы «забытого» (в отечественном литературоведении) классика викторианской литературы Энтони Тролло-па. В статьях и монографиях Б. М. Проскурнина дается характеристика творческого метода писателя, особое внимание уделяется Э. Троллопу как автору политических романов (с точки зрения особенностей реализации произведений жанра и вклада писателя в развитие английского политического романа в целом), а также - в ряде публикаций последних лет - осмысляется проблема рецепции творчества Э. Троллопа в России.

Ключевые слова: викторианский роман, Э. Троллоп, политический роман, психологизм, Б. М. Проскурнин.

В недавно вышедшем "The Edinburgh Companion to Anthony Trol-lope" Б. М. Проскурнин в статье о рецепции в России творчества писателя (Anthony Trollope, 1815 -1882), который на родине по праву считается одним из столпов викторианской литературы, называет его «забытым классиком», незаслуженно обойденным вниманием отечественным литературоведением советского периода [Proskurnin 2019: 176-185]. Научные труды как самого Б. М. Проскурнина, так и ряда других представителей кафедры мировой литературы и культуры Пермского государственного университета, определенно сыграли важную роль в ликвидации этого пробела и «возвращениия» Э. Троллопа если пока не к российскому читателю (к сожалению, до сих пор роман «Барчестерские башни» в переводе 1974 г. И. Гуровой остается един-

© Бячкова В.А., 2019

ственным произведением Э. Троллопа, опубликованным на русском языке), то в сферу внимания российских ученых-англистов.

Уже в «Краткой литературной энциклопедии» [Вельский 1972: 624-625], а также ВСЭ [Вельский 1977: 240] пермским филологом профессором А. А. Вельским2 написаны статьи о творчестве Э. Троллопа. В этих статьях писатель во многом характеризуется с идеологических позиций 1970-х гг., но тем не менее характеризуется как «реалист, бытописатель провинциальной жизни», отличающийся мастерством в изображении нравов и психологии (см., например, [Вельский 1972: 624-625]). В 1980 другой представитель кафедры, М. В. Петрова в своей статье3 пишет: «Основным требованием эстетической программы Дж. Элиот и Э. Троллопа было точное и правдивое изображение действительности... Он умел проникать в суть явлений, "нырять" на дно человеческой души и влиять на читателя. Жизнь является для Троллопа источником подлинного творчества» [Петрова 1980: 70-72].

В. М. Проскурнин приступает к изучению творчества Э. Троллопа в 1970-е гг., и именно его научные труды постепенно создают первый в нашей англистике «портрет» писателя. Внимание исследователя в начале создания его «троллопианы» в основном было сосредоточено на так называемом «Паллизеровском» или «Парламентском» цикле романов Э. Троллопа. Однако, оценивая в целом труды В. М. Проскурнина об этом выдающемся писателе Англи XIX в., можно проследить четыре основных направления исследования творчества писателя пермским ученым.

Во-первых, работы В. М. Проскурина рисуют достаточно подробный портрет Троллопа-романиста, акцентируя внимание на самых важных моментах творческого пути и метода писателя, которые можно с полной уверенностью назвать опорными пунктами для анализа абсолютно любого произведения Э. Троллопа, вне зависимости от того, принадлежит ли оно к «Парламентскому» циклу или нет.

Во-вторых, кандидатская диссертация и монография «Парламентские романы Энтони Троллопа и проблемы эволюции политического романа» [Проскурнин 1992] рассматривают подход писателя к жанру политического романа и анализируют ключевые особенности произведения этого жанра «в исполнении» Э. Троллопа. С другой стороны, вышедший в 2000 году труд «Английский политический роман XIX века: очерки генезиса и эволюции» [Проскурнин 2000] (а также одноименная диссертация на соискание степени доктора филологических наук [Проскурнин 1997]) позволяют проследить, как исследование этого аспекта творчества Э. Троллопа вносит вклад в осмысление традиции жанра английского политического романа XIX в.

И, наконец, необходимо отметить ряд работ последних лет, посвященных такой важной теме, как рецепция творчества Э. Троллопа в России, имея в виду и упомянутую нами статью в The Edinburgh Companion to Anthony Trollope [Proskurnin 2019] и статью «О странностях русской рецепции Энтони Троллопа» [Проскурнин 2015].

Если говорить об общей характеристике творческого метода Э. Троллопа, то в научных трудах Б. М. Проскурнина, помимо раз-мшлений о характере реализма писателя, особый акцент делается, прежде всего, на достижениях писателя в области художественного психологима. Вписывая Троллопа в контекст как английской, так и общеевропейской литературной традиции, Б. М. Проскурнин отмечает: «Троллоп, как и его современники Элиот и Мередит, трактует душевный мир героев неоднозначно, он преодолевает альтернативный психологизм Констана, Стендаля, Остен. Психологим Троллопа носит более рефлектирующий, медлительный характер. Это отличает его и от Диккенса,....который не смог да и не стремился воссоздать комплекс психологических переживаний героя» [Проскурнин 1985: 68]. В то же время проводится справедливая параллель с творчеством Л. Н. Толстого, поскольку Троллоп тоже «воспроизводил сложности душевного мира героев, исходя из определенной социально-психологической доминанты» [Там же: 70]. Особой чертой творчества писателя является то, что «внутренний мир троллоповского героя отличает ярко выраженная динамика» [Там же: 68]. Причем литературовед подчеркивает, что эта динамика - многоплановое явление. Персонаж, безусловно (для писателя-реалиста, особенно второй половины XIX в.), изменяется под влиянием окружающего мира, также находящегося в динамике. Неслучайно Б. М. Проскурнин вспоминает тезис М. М. Бахтина об ограниченности пространства в европейском романе второй половины XIX в. Именно в ограниченном пространстве (например, вымышленного провинциального города или области, как у Дж. Элиот, Т. Гарди, Г. Флобера, Э. Троллопа) писатель получает отличную возможность показать основные особенности эпохи и их влияние на человеческие души, не «отвлекаясь» на второстепенные моменты (детали, персонажей, сюжетные линии), которые необходимы при создании пространственно масштабного романного повествования с хронотопом дороги, романа обозрения и пр.

В творчестве Э. Троллопа можно наблюдать, как динамика мира и общества (как основа происходящих с героем перемен, так и как объект его рефлексии) становятся ключевым социо-психологическим компонентом романа. Ярче всего это показано ученым на примере анализа романа «Дети герцога», где герой значительную часть сюжет-

ного пространства осмысляет свой жизненный опыт и, с другой стороны, постепенно преодолевает конфликт «отцов и детей», заставляя себя признать: в изменившемся мире новое поколение имеет право на свои правила, идеалы, воззрения и т. д.

Все это тесно связано с динамикой самопознания героя, по мнению ученого, одной из ключевых тем для ангийского романа в целом. О произведении «Дети герцога» В. М. Проскурнин пишет: «Роман Троллопа - это не столько роман событий, сколько хроника психологических реакций и мотивов поведения персонажей. Здесь коренится основной источник драматизма внутренней жизни, которая нередко строится на воспоминаниях и припоминаниях, мечтах о будущем и размышлениях о настоящем, игре сознания и других психологических медитациях героев, имеющих, однако одну общую основу - направленность их логической упорядоченностии поступательности от прошлого через настоящее к будущему» [Проскурнин 1992: 64] (Также см. об этом: [Проскурнин 1982: 39-49]). Характерология писателя, можно сказать, держится, прежде всего, на «самоанализе, самонаблюдении персонажа, стремящегося познать себя как личность» [Там же: 79]. Вкупе с динамикой взаимодействия героя с другими персонажами романа (которая не менее важна, поскольку драматическое взаимодействие с другими людьми - залог динамики развития характера) самоанализ создает объемные, правдоподобные характеры, которые, несомненно, являются одним из ярких достижений Троллопа-романиста.

Однако, говоря о психологизме писателя, ученый отмечает, что помимо читателя у героев Троллопа есть еще один важный «наблюдатель» - «всезнающий повествователь». Вслед за своими старшими современниками (Ч. Диккенсом, У. М. Теккереем) и писателями одного с ним поколения (Дж. Элиот, Дж. Мередитом) Э. Троллоп оздает образ «объективного рассказчика», который помогает читателю «правильно» познавать героя, следить за сюжетом, формировать «нужное» мнение о героях и событиях романа. Как пишет В. М. Проскурнин, еще одним важным повествовательным принципом творчества Э. Троллопа является «иронико-комический тон, подчас граничащий с гротескной сатирой и парадоксом» [Там же: 86]. Градус этих сатиры и парадокса от романа к роману меняются (приведенная цитата относится, прежде всего, к роману «Вриллианты Юстесов», в котором градус сатиры довольно высок). Однако В. М. Проскурнин совершенно верно отмечает, что Троллоп следует за национальной английской традицией ироничного отношения к действительности, которое ни в коей мере не вредит правдоподобию изображения, но, напротив, подчеркивает серьезный (как бы парадоксально это ни звучало), рефлексивный характер пове-

ствования, а также, вызывая читательскую улыбку, способствует воспитанию и совершенствованию читателя-адресата.

Внимание английских писателей (и Э. Троллопа в том числе) второй половины XIX к жанру политического романа Б. М. Проскурнин объясняет двумя обстоятельствами. Первое заложено в самом литературном процессе эпохи, в условиях «особого интереса к историческому процессу, вернее, к действительности как к историческому процессу» [Проскурнин 1993: 73]. Политика не только является неотъемлемой частью объемного исторического портрета сегодняшнего дня, она ценна как «конкретное, событийно-ценностное проявление исторических и социальных закономерностей» [Там же]. С другой стороны, политическая жизнь Великобритании в середине XIX в. переживала важнейший и интереснейший «послереформенный [Имеются в виду Парламентские реформы 1832, 1867, 1872, гг. - В. Б.] период развития английской политической системы, ... время резкого обострения социальных конфликтов и одновременно стабилизации английской политической машины» [Проскурнин 1986: 137]. В таких условиях Дж. Элиот, Э. Троллоп и Дж. Мередит «развили родовые традиции жанра», синтезируя политико-публицистическое, психологическое и художественное начало романного жанра (См. [Там же: 138]).

Внимание Э. Троллопа к жанру политического романа, его элементам, сюжетным линиям соответствующего содержания, как справедливо отмечает Б. М. Проскурнин, характерно для значительной части его произведений (См. [Проскурнин 2000: 110]). Однако «воссоздаваемые Троллопом картины парламентской и политической жизни. лишь относительно точны и практически не имеют прямых аналогий с реальной политической обстановкой Англии того времени» [Там же: 111]. Этим творчество Э. Троллопа отличается, частности от творчества другого автора политических романов XIX в. - Бенджамина Диз-раели (См. об этом, например [Проскурнин 2000: 157]).

В центре повествования политических романов Э. Троллопа не столько политик, сколько человек. Идеал писателя - политик мудрый, честный, благородный. Соотвествие или несоответствие того или иного персонажа такому идеалу - один из ключевых вопросов, на которые писатель страмится ответить, «представляя» героев читателю. Согласно верному замечанию Б. М. Проскурнина, такой подход к системе персонажей-политиков происходит из стремления Троллопа, писателя-викторианца, содавать произведения, выполняющие не только художественную, но и дидактическую функцию [Проскурнин 2000: 117]. По этой же причине герои предстают перед читателями как люди «нарочито усредненные..., максимально приближенные к читателю» [Там же].

Вместе с тем, динамика развития характеров героев Троллопа тесно взаимосвязана с их политическими воззрениями, в романах Троллопа, как и в реальности, «жизнь. вряд ли легко поддается рубрикации и членению на составные части; жизнь - это единый целостный поток» [Проскурнин 2000: 137]. Именно поэтому в жизни главного героя «Паллизеровского» («Парламентского», «политического») цикла романов Э. Троллопа политическое оказывается переплетенным с личным и семейным. То же можно сказать и о Финеасе Финне, герое дилогии Э. Троллопа о становлении молодого политика. Как отмечает В. М. Проскурнин, Троллоп, описывая политическую карьеру главного героя Финеаса Финна, опускает такие «частности», как содержание парламентских выступлений героя, политическое содержание его парламентских и электоральных речей и пр. (см. об этом [Проскурнин 1980: 75]). Гораздо больше писателя интересует воспитание, а точнее - «формирование политического лица героя [Подчеркнуто автором. -В.Б.], идущего через определенные заблуждения, иллюзии к полному, если не окончательному, утверждению своего политического и этического кредо независимого политика и суверенного человека» [Проскурнин 1992: 26]. Молодой герой Троллопа, пройдя через конфликт «с социальной доминантой» (между средой и осознанием собственной «социальной сущности»), пережив классическую для молодых героев литературы XIX в. утрату иллюзий, сохраняет лучшие качества своего характера. Однако, акцентируя внимание не на «победах» героя, а на его проживании окружающей действительности (в том числе и событий политической борьбы), взаимодействии с другими персонажами, создавая эффект романа «синкретичного» жанра (сочетающего черты романа воспитания, политического романа, дендистского романа и пр.), Э. Троллоп успешно решает главную задачу - дать панораму многогранной и противоречивой современной ему действительности, важным элементов которой является политическая жизнь Англии XIX в.

В заключении необходимо уделить внимание проблемам отечественного «троллоповедения», которые В. М. Проскурнин осветил в своих публикациях последних лет (См. [Проскурнин 2015], [Проскурнин 2010], [Проскурнин 2012], [Проскурнин 2018], [РгоБкигтп 2019]). Эти проблемы связаны, прежде всего, с тем, что творчеству Э. Троллопа до сих пор не уделяется достаточного внимания в отчественной англистике. В. М. Проскурнин совершенно справедливо отмечает популярность писателя в России среди его современников, вследствие как «англомании» русского дворянского общества второй половины XIX в., так и умению отдать должное писательскому таланту Э. Троллопа, демонстрируемому издателями, переводчиками и писателями (напри-

мер, широко известна высокая оценка, которую дал творчеству писателя Л. Н. Толстой) (См. об этом, нарпимер, [Proskumin 2019: 176-182]. Однако в советские времена эта популярность, к сожалению, сошла на нет, хотя, как мы уже упоминали, были опубликованы энциклопедические статьи о писателе А. А. Бельского, а также единственный в ХХ в. перевод романа Э. Троллопа «Барчестерские башни», вышедший в 1974 г. Представления о Троллопе как о «второстепенном» «буржуазном» писателе выглядят особенно удручающе, если учесть тот факт, что у себя на родине Троллоп, в отличие от многих других литераторов викторианской эпохи, никогда не был «забытым классиком», его популярность сохранялась как среди читателей, так и среди литературоведов.

Сегодня, по справедливому замечанию Б. М. Проскурнина [Proskumin 2019: 185], интерес к творчеству Троллопа в России остается «на академическом уровне, с полным пониманием его роли в истории реализма в Англии» [Там же]. Однако научные труды самого профессора Б. М. Проскурнина, а также других российских литературоведов (ученых кафедры мировой литературы и культуры Пермского государственного национального исследовательского университета и представителей других университетов России), мы уверены, приведут к тому, что творчество «столпа» викторианской литературы Энтони Троллопа не только займет достойное место в изучении истории английской литературы в России, но станет известно российскому читателю не только по роману «Барчестерские башни» и киноверсиям других произведений писателя.

Примечания

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Пермского края в рамках нацчного проекта № 18-412-590005р_а «Пермские филологи-зарубежники: биографии, труды, ученики».

2 О научных трудах А. А. Бельского см. подробнее [Бячкова, Проскур-нин 2018].

3 Подробнее о статье М. В. Петровой о реализме Э.Троллопа см. [Бячкова, Проскурнин 2018].

Список литературы

Бельский А. А. Троллоп, Энтони // Краткая литературная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1972. Т. 7. «Советская Украина» -«Флиаки». С. 624-625.

Бельский А. А. Троллоп, Энтони // БСЭ. М.: Советская энциклопедия, 1977. Т. 26. С. 240.

Бячкова В. А., Проскурнин Б. М. Становление и динамика английского реализма в трудах ученых кафедры мировой литературы и культуры Пермского государственного университета 1970-1990-х гг. // Евразийский гуманитарный журнал. 2019. № 1. С. 86-95.

Бячкова В. А., Проскурнин Б. М. Троллоп и славянский мир: знакомство на расстоянии // Филолошки штудии. Philological Studies. № 13. Part 1. Belgrade, 2015. C.131-143.

Петрова М. В. Особенности реалистической эстетики Энтони Троллопа // Из истории реализма в литературе Англии. Межвуз. сб. науч. тр. Пермь: Пермский ун-т, 1980. 61-72.

Проскурнин Б. М. Проблема конфликта и героя в романе Э.Троллопа «Финеас Финн, ирландский член парламента» // Из истории реализма в литературе Англии. Межвуз. сб. науч. тр. Пермь: Пермский ун-т, 1980. 72-82.

Проскурнин Б. М.«Паллизеровские» романы Энтони Троллопа, 1860-70-е гг.: метод и жанр: дис...канд. филол.н., Пермь, 1981. 219 с.

Проскурнин Б. М. Художественное время в романе Э. Троллопа «Дети герцога» // Зарубежный роман. Проблемы метода и жанра. Межвуз. сб. на уч. тр. Пермь: Пермский ун-т, 1982. С. 39-49.

Проскурнин Б. М.Своеобразие художественного психологизма в романе Э. Троллопа «Можете ли вы простить ее?» // Проблемы метода и поэтики в зарубежных литературах XIX-XX вв.: Межвуз. сб. науч. тр. Пермь: Пермский ун-т, 1985. С. 66-74.

Проскурнин Б. М. О генезисе английской традиции политического романа // Традиции и взаимодействия в зарубежной литературе XIX-XX вв. Межвуз. сб. науч. тр. Пермь: Пермский ун-т, 1986. 130-141.

Проскурнин Б. М. Парламентские романы Энтони Троллопа и проблемы эволюции английского политическиого романа. Пермь: Пермской ун-т, 1992. 111 с.

Проскурнин Б. М. Политический роман как художественна система (вопросы генезиса) // Проблемы метода и поэтики в зарубежной литературе XIX-XX вв. Межвуз. сб. науч. тр. Пермь: Пермский ун-т, 1993. 66-76.

Проскурнин Б. М. Английский политический роман XIX в. (проблемы генезиса и эволюции). Автореферат дис... доктора филологических наук. М.: МПГУ, 1997. 35 с.

Проскурнин Б. М. Английский политический роман XIX в.: очерки генезиса и эволюции. Пермь, Пермский ун-т, 2000. 286 с.

Проскурнин Б. М. О новых акцентах в отечественном вузовском каноне английского ромaна XIX века // Вестник Пермского университета. Серия «Университетское образование». 2012. Вып. 7. С. 108-114.

Проскурнин Б. М. Диалог русской и английской культур: об одном аспекте творчества Энтони Троллопа в Росиии // Мировая литература в контексте культуры. 2015. № 4(10). С. 33-45.

Проскурнин Б. М. О странностях русской рецепции Энтони Троллопа // Вопросы литературы. 2015. № 6. С. 300-327.

Проскурнин Б. М. «Блестящая плеяда», а что за ней? О новых акцентах в вузовском каноне английской викторианской литературы // Непропавшее эхо. Памяти А. В. Карельского. Воспоминания, стать и, письма. М.: Культурная революция, 2018. С.100 - 114.

Proskurnin B. M. Trollope and Russia // The Edinburg Companion to Anthony Trollope. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2019. P. 176-189.

THE "PORTRAIT" OF ANTHONY TROLLOPE IN THE WORKS OF B. M. PROSKURNIN

Varvara A. Byachkova

Candidate of Philology, Associate professor in the Departments of World Literature and Culture and English Language of Professional Communication Perm State Unversity

614990, Russia, Perm, Bukirev srt., 15. [email protected]

This article is dedicated to the works of Doctor of Philology, Professor of Perm State University B.M. Proskurnin (from 1970s to the present day) containing the results of his analysis of novels by Anthony Ttollope, a "forgotten classical writer" from the Soviet literary studies point of view. B.M. Proskurnin's articles and books add to the characteristics of Trollope's writings, special attention is given to the "Palliser novels" as an example of "novel of politics" genre. In his contemporary works B.M. Proskurnin draws attention to the problems of Trollopian Studies in Russian Literary Studies.

Key words: Victorian novel, Anthony Trollope, political novel, psychological analysis, Boris Proskurnin.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.