Научная статья на тему 'ПОРТРЕТ ДЕПУТАТСКОГО КОРПУСА МЕСТНЫХ ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО ЧЕРНОЗЕМЬЯ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД 1990-Х ГГ. НА ОСНОВЕ АРХИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ'

ПОРТРЕТ ДЕПУТАТСКОГО КОРПУСА МЕСТНЫХ ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО ЧЕРНОЗЕМЬЯ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД 1990-Х ГГ. НА ОСНОВЕ АРХИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
36
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВЫБОРЫ / СЕССИЯ СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ / СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ / ИСПОЛКОМ / ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ / ГОРОДСКОЕ СОБРАНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ / АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кривцов А. А., Лихачёв С. В.

Статья затрагивает актуальную тему - развитие и реформирование института муниципальных депутатов в позднем СССР и современной России. Сравнительная характеристика народных избранников муниципального уровня из разных городов Черноземья является новым исследованием в сфере краеведения, государственной службы и новейшей истории. Рассматриваемый период начинается с 1980-х годов и первых альтернативных выборов народных депутатов местных Советов, заканчивается 1993 годом как новым историческим периодом, который положил конец «системе Советов». Методами, использовавшимися при написании данной научной статьи, были причинно-следственный анализ, опирающийся на взаимосвязь деятельности местных депутатов на муниципальном уровне с всесоюзными, а позже общероссийскими событиями, хронологический метод позволил систематизировать события, происходившие на протяжении последнего десятилетия XX века и участие местных депутатов в них. Статистический метод предоставил возможность комплексно изучить особенности формирования депутатского корпуса в местных Советах. Источниковой базой исследования послужили документы из архивного управления администрации города Липецка, муниципального архива городского округа города Воронежа, Государственного архива Воронежской области и других архивных учреждений центрального Черноземья. В результате данного исторического исследования были сделаны обобщающие выводы относительно особенностей депутатского корпуса на местном уровне в 90-е годы прошлого века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PORTRAIT OF THE DEPUTY CORPORATION OF LOCAL GOVERNMENT BODIES OF THE CENTRAL BLACK EARTH REGION IN THE INITIAL PERIOD OF THE 1990S. BASED ON ARCHIVAL MATERIALS

The article touches upon a topical topic - the development and reform of the institution of municipal deputies in the late USSR and modern Russia. Comparative characteristics of deputies of the municipal level is a completely new study in the field of local history and modern history. The period under review begins in 1980 and the first alternative elections of people's deputies to local Soviets, ends in 1993. The methods used in writing this scientific article were causal analysis, chronological method, statistical method. The source base of the study was documents from the archival administration of the Lipetsk city administration, the municipal archive of the urban district of the city of Voronezh, the State archive of the Voronezh region and other archival institutions of the central Chernozem region. As a result of this historical study, generalizing conclusions were made regarding the peculiarities of the deputy corps at the local level in the 90s of the last century.

Текст научной работы на тему «ПОРТРЕТ ДЕПУТАТСКОГО КОРПУСА МЕСТНЫХ ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО ЧЕРНОЗЕМЬЯ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД 1990-Х ГГ. НА ОСНОВЕ АРХИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ»

Кривцов А. А., Лихачёв С. В.

(Липецк)

УДК 94/93

ПОРТРЕТ ДЕПУТАТСКОГО КОРПУСА МЕСТНЫХ ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО ЧЕРНОЗЕМЬЯ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД 1990-Х ГГ. НА ОСНОВЕ АРХИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Статья затрагивает актуальную тему - развитие и реформирование института муниципальных депутатов в позднем СССР и современной России. Сравнительная характеристика народных избранников муниципального уровня из разных городов Черноземья является новым исследованием в сфере краеведения, государственной службы и новейшей истории. Рассматриваемый период начинается с 1980-х годов и первых альтернативных выборов народных депутатов местных Советов, заканчивается 1993 годом как новым историческим периодом, который положил конец «системе Советов». Методами, использовавшимися при написании данной научной статьи, были причинно-следственный анализ, опирающийся на взаимосвязь деятельности местных депутатов на муниципальном уровне с всесоюзными, а позже общероссийскими событиями, хронологический метод позволил систематизировать события, происходившие на протяжении последнего десятилетия XX века и участие местных депутатов в них. Статистический метод предоставил возможность комплексно изучить особенности формирования депутатского корпуса в местных Советах. Источниковой базой исследования послужили документы из архивного управления администрации города Липецка, муниципального архива городского округа города Воронежа, Государственного архива Воронежской области и других архивных учреждений центрального Черноземья. В результате данного исторического исследования были сделаны обобщающие выводы относительно особенностей депутатского корпуса на местном уровне в 90-е годы прошлого века.

Ключевые слова: местное самоуправление, альтернативные выборы, Сессия Совета Народных депутатов, Совет Народных депутатов, исполком, Верховный Совет, городское Собрание представителей, администрация города.

The article touches upon a topical topic - the development and reform of the institution of municipal deputies in the late USSR and modern Russia. Comparative characteristics of deputies of the municipal level is a completely new study in the field of local history and modern history. The period under review begins in 1980 and the first alternative elections of people's deputies to local Soviets, ends in 1993. The methods used in writing this scientific article were causal analysis, chronological method, statistical method. The source base of the study was documents from the archival administration of the Lipetsk city administration, the municipal archive of the urban district of the city of Voronezh, the State archive of the Voronezh region and other archival institutions of the central Chernozem region. As a result of this historical study, generalizing conclusions were made regarding the peculiarities of the deputy corps at the local level in the 90s of the last century.

Keywords: local self-government, alternative elections, Session of the Council of People's Deputies, Council of People's Deputies, executive committee, Supreme Soviet, city Assembly of representatives, city administration.

DOI: 10.24888/2410-4205-2021-28-3-32-41

Процесс создания и деятельности представительно-законодательных органов местного самоуправления претерпевал на протяжении всей российской истории значительные изменения и трансформации. При этом изучение истории

представительно-законодательных органов местного самоуправления обычно не выделяют частью истории российского парламентаризма, что не совсем верно. Как показывает практика, каждый представительный орган власти на местах является эквивалентом федерального парламента с сопутствующими атрибутами и полномочиями в рамках своей юрисдикции. Трансформация этих полномочий на протяжении долгого периода «лихих девяностых» демонстрирует нам исходные позиции, на которых находилось российское местное самоуправление и депутатский корпус, его возглавлявший [17]. Так называемый советский период, а вернее сказать, большевистский, попавший в полосу кризисов с конца 1980-х, закончился в 1991 г. в то время, как именно советский период как период главенства на местах Советов народных депутатов завершился в октябре 1993 г. с расстрелом Верховного Совета и роспуском всех Советов в Российской Федерации.

Объектом рассмотрения данной научной статьи является депутатский корпус местных городских органов представительной власти, осуществлявший свою деятельность в период начала последнего десятилетия двадцатого века в двух крупных городах Центрального Черноземья: Воронеже и Липецке. Отметим, что сравнительная характеристика правовых основ деятельности Советов СССР и России проводилась не раз, но проследить процесс становления депутатского корпуса и его трансформации с конца «перестроечного времени» - это небольшая, но важная новаторская задача. История этих двух городов крайне любопытна, так как оба в свое время боролись за негласный титул «столицы Черноземья». На рубеже 1990-х гг. эти города шли в одном социально-политическом фарватере. При этом детально касаться событий, происходивших на федеральном уровне, мы не будем, но реакцию на них среди муниципальных депутатов рассмотрим.

Отступая в сторону, скажем несколько слов о специфическом месте Советов в системе власти СССР. Несмотря на название страны и термин ко всему окружающему, звучащий как «советский», сами Советы имели крайне ограниченные полномочия в системе власти СССР, которые постепенно урезались, начиная с 1917 года и «большевизации» Советов [10].

Первый раз преобразование Советов как органов власти и системы выборов в них «народных избранников» произошло с учётом принятия в 1936 г. новой редакции Конституции СССР. В свою очередь, политические реформы эпохи «перестройки» поставили цель трансформации роли Советов на предмет увеличения их полномочий в структуре органов власти. Подчеркнём, что общая направленность данных реформ и изменений отражала общемировую тенденцию, включавшую на тот момент времени опыт работы представительных органов власти во всем мире. Это стало разрушать принципы работы существующей системы, основанной на «демократическом централизме» и диктатуре партии, где Советы выполняли номинальную роль. [17, с. 17].

В таком политическом контексте будут разворачиваться события и на местах, в городских Советах народных депутатов Центрального Черноземья. В интересах заявленной статьи определим периодизацию исследования. Первый период - это 1980-е гг. Состав депутатского корпуса в эти годы интереса не вызывает. Но движения общественности, неформальные объединения и, как следствие, переход центра силы к активным гражданам позволят новому поколению депутатов избираться в Советы в 1990 г. Второй этап стартовал с альтернативных выборов, когда Советы избирались по новой системе из нескольких кандидатов. Закончился этот этап августом 1991 г., когда де факто власть союзного центра окончательно рухнула.

Подчеркнём, что кризис КПСС уже наблюдался в 1990 г., и он обострился сразу после проведения выборов и формальной отмены в СССР однопартийной системы в данное время. Общая тенденция заключалась в следующем: депутаты избирались либо как беспартийные, либо формально поддерживаемые КПСС, но после выборов многие из них вошли в состав других партий. Наиболее ярким примером может служить создание партии ДПР. Оргкомитет данной партии сложился 21 апреля и 3 мая, параллельно с выборами депутатов

в местные Советы [19]. Цель партии состояла в разрушении монополии на власть КПСС через уличные акции и публичную критику властей. Пиком успешности данного движения следует считать 1991 г., когда местные депутаты многих городов поддержали Б. Н. Ельцина во время августовского путча ГКЧП, в дальнейшем у партии следовал лишь спад популярности, на выборах в Государственную Думу I созыва в 1993 г. ДПР взяла лишь 15 мест из 450, в последующие годы уже не попадала в Думу.

В городе Липецке и Воронеже политическая активность населения на волне перестройки росла прямо пропорционально торможению перестройки. Снятие запрета на неформальные движения в СССР позволило подготовить новое поколение потенциальных депутатов в местные Советы городов Липецка и Воронежа. Основой, послужившей появлению на местах таких объединений, стали кружки региональных ВУЗов. Кружки в вузах начали образовываться по всей стране еще на заре 80-ых годов. Одним из таких объединений в городе Липецке стал политический клуб «Сомнение» в котором состояли В. Н. Томилин, А. Н. Попов, Л. И. Земцов, А. Н. Бессуднов, С. И. Степанов и многие другие лица, ставшие в дальнейшем народными представителями городского Совета народных депутатов города Липецка. С. И. Степанов после 1991 г. станет председателем горсовета Липецка [15]. Клуб был создан на базе исторического факультета Липецкого педагогического института по инициативе липецких сторонников «Демократической платформы в КПСС» С. И. Степанова и Д. М. Питерцева. Вернувшийся из докторантуры кандидат исторических наук Л. И. Земцов и его соратник археолог А. Н. Бессуднов развернули широкую деятельность на волне популяризации «новых» и «демократических» ценностей. Большая часть названных лиц в дальнейшем получит членство в ДПР. Подобные объединения возникали по всей стране чаще всего при истфаках институтов. Например, в Тамбове декан истфака педагогического института В. Н. Коваль организовал знаменитое сообщество «Мемориал», связанное с выявлением жертв репрессий, для чего он создал собственную газету «Содействие». В дальнейшем под руководством В. Н. Коваля и его сподвижников была создана партия «Демократическая Россия», сыгравшая ключевую роль в перехвате управления городом в 1991 г. (как и в Липецке). В Воронеже, параллельно с событиями в Липецке, аналогично воспитанные истфаком граждане, и при его полной поддержке смогли взять власть в Горсовете и городской администрации [14, с. 144].

Зарождением костяка депутатского корпуса в Липецке следует считать 1988 г. и произошедшую тогда дискуссию по экологическим проблемам города под руководством А. М. Фёдорова и Г. В. Коршикова. Действительно, экологическая обстановка в городе была тяжелая. Липецк был настоящим индустриальным центром Черноземья. НЛМЗ, «Свободный сокол», «Центролит», завод пусковых двигателей, станкостроительный завод, тракторный завод и многие другие предприятия негативно влияли на окружающую среду в городе. Это вызывало опасения горожан. После катастрофы на Чернобыльской АЭС и Липецкая область ощутила на себе последствия этой ужасной техногенной катастрофы. Часть выброса радиации достигла региона. Скачок количества онкологических заболеваний подтолкнул липецкую общественность и власть к обсуждению экологических вопросов. Именно в это время многие кандидаты в депутаты горсовета стали создавать себе политический имидж.

Кроме того, предпринимались попытки забастовок, как, например, транспортники из ПАТП-1. Первым реальным политическим шагом, в ходе которого было образовано Липецкое демократическое движение, стало собрание в июне 1988 г. в помещении ЦМР инициативной группы. В собрании участвовали И. М. Ивлев, А. И. Казаков, Л. А. Стена, В. И. Цветков, Ю. В. Шеременко, М. А. Бабурин, В. С. Лосев и многие другие. Часть из участников станет в 1990 г. депутатами городского Совета Липецка. Цель собрания была в организации единого движения, стоящего на демократических позициях. Осенью 1988 г. была учреждена Липецкая организация «Мемориал». Включаются в дискуссию сотрудники авиацентра Е. В. Проскуряков, Н. И. Лошкарев, Р. А. Касымов. Последний в дальнейшем станет доверенным лицом президента Б. Н. Ельцина в Липецкой области. Осуществляется попытка

выдвинуть кандидатом в депутаты съезда СССР профессора ЛГТУ Г. В. Коршикова. 26 октября 1989 г. регистрируется областной профсоюз работников кооперативных предприятий «Солидарность» при участии Ю. А. Фабричных. К выборам 1990 г. создается клуб избирателей. Первым успехом этих демократических движений в городе Липецке, да и в регионе, следует считать установку камня в память жертв политических репрессий в апреле 1989 г. Уже 7 ноября 1990 г. происходит массовое траурное шествие с закладкой еще одного камня в память жертв политических репрессий.

Аналогичным образом события развивались в Воронеже. Более того, липецкие депутаты во многом повторяли шаги, уже пройденные общественными движениями города Воронежа. Первым шагом к зарождению иных общественно-политических взглядов стала институтская среда. Со слов Александры Глуховой, заведующей кафедрой социологии и политологии истфака ВГУ: «Раз в месяц проходили большие партсобрания, на которых собирались четыре кафедры общественных наук - истории КПСС, политэкономии, философии и кафедра научного коммунизма. Эти партийные собрания были пиршеством смелости, духовного подъема, ораторского искусства. Проблемы, о которых мы начали говорить, в обществе давно назрели и даже перезрели. Это гласность, возможность почувствовать себя гражданами, а не подданными, не бояться говорить то, что думаешь, желать быть полезным стране - то есть проявлять гражданскую позицию. В партию тогда хотелось вступать. Везде говорили о том, что партии нельзя быть закрытой корпорацией. Это было время надежд, уверенности в том, что наконец-то мы получили молодого адекватного лидера, который свободно общается с народом. Мы себя почувствовали гражданами огромной сильной страны» [22].

Отметим, что 1987-1989 гг. - время открытия архивов в СССР. Это, с одной стороны, подтолкнуло общественность к процессу реабилитации жертв эпохи Большого террора, а с другой, создавало возможность набора политического веса, опираясь на обличение и критику существующего политического строя. В это время в Воронеже начинают создаваться неформальные общественные организации и движения. Основными центрами формирования этих сил являлись ВГУ и политехнический университет. В 1987 году в ВГУ прошли первые выборы ректора, и он стал первым в Центральном Черноземье, где была восстановлена автономия. В том же году в городе Воронеж создается и правозащитное общество «Мемориал».

В 1988 г. аналогично Липецку общественность в Воронеже начинает заниматься экологическими вопросами. Формируется движение против строительства Воронежской атомной станции теплоснабжения. Обсуждение попадает не только в средства массовой информации, но и выходит на улицу. В Воронеже возникает свой «гайд-парк», сквер рядом с кинотеатром «Пролетарий». Именно с этого места горожане стали активно собираться на митинги против атомной станции, костяк протеста создаст в 1989 г. движение «Экологическая инициатива».

Апофеозом процесса демократизации эпохи «перестройки» следует считать проведение первых альтернативных выборов депутатов в Съезд народных депутатов СССР 26 марта 1989 г. Укажем, что в г. Воронеже явка избирателей на данных выборах составила порядка 80%.

В контексте данного отметим специфику выборов депутатов Горсовета города Липецка, состоявшихся 4, 18 марта и 22 апреля 1990 г. Подчеркнём, что общее число депутатов горсовета г. Липецка должно было быть 200 человек. А соответствующих заявок было подано 376 кандидатами.

Проанализируем итоги данных выборов. Всего приняло участие 258 362 избирателя (74%) от общего числа. Первый этап прошёл 4 марта 1990 г. По его итогам было выбрано 98 депутатов. Второй этап прошёл 18 марта 1990 г. Участие в нём приняли 39 814 избирателей или 66% от общей численности. В результате избрали ещё 30 депутатов Горсовета. Заключительный этап состоялся 22 апреля 1990 г. По его итогам было выбрано ещё 36 депутатов

[2, с. 114]. Укажем, что, несмотря на внеочередные выборы, работа с избирателями со стороны кандидатов велась крайне активная: раздавались бюллетени, биографические справки, программы [12].

В интересах работы остановимся на структуре депутатского корпуса, избранного в 1990 г. Совета народных депутатов города Липецка. По партийной принадлежности 125 депутатов или 76% от общего числа были членами КПСС, 8 человек членами ВЛКСМ [1, с. 43]. Градация депутатов по профессиям была следующая:

- 21 рабочий;

- 20 работников науки и образования;

- 9 от сферы здравоохранения;

- 2 от культуры;

- 2 от средств массовой информации;

- 6 работников правоохранительных органов;

- 5 военнослужащих;

- 2 ветерана труда;

- 5 представителей профсоюзов;

- 2 человека из сферы физкультуры и спорта.

В числе депутатов 62 руководителя местных предприятий (37,8%). Партийных работников, получивших поддержку на выборах, был 21 человек. По возрастному критерию количество молодежи до 30 лет составило 17 человек (10%), от 30 до 50 лет 107 человек (65%), свыше 50 лет 40 человек (25%). Образовательный уровень народных депутатов оказался следующим. Высшее образование имело 125 человек, среднее и средне-специальное 29, незаконченное высшее 9, незаконченное среднее 1 и 1 человек имел ученую степень кандидата наук. Более 70% представителей горсовета были представителями номенклатуры или поддерживаемы ею. Остальные депутаты были независимыми, преимущественно демократически ориентированы [2, с. 114].

Перед выборами в Воронеже движения «Мемориал», «Милосердие», «Экологическая инициатива», «Народный фронт», «Культурная инициатива» объявили о создании союза «Демократические выборы - 90», сокращенно «ДВ-90» [8, с. 128]. Его участниками стали молодые ученые Сергей Запрягаев, Виктор Давыдкин, Анатолий Герман, Ольга Ивентьева, Владимир Бренделев, Борис Кузнецов, журналисты Александр Бунеев и Александр Сорокин. Основными требованиями кандидатов в депутаты города Воронежа стали отмена строительства атомной станции и отмена 6-й статьи Конституции СССР 1977 г. о руководящей роли партии. Лозунгом воронежцев, ушедшим в народ, стала видоизмененная фраза, посвященная событиям на Чернобыльской АЭС: «Пусть живет КПСС на Чернобыльской АЭС!». Кандидаты в депутаты города собирались параллельно с выборами проводить референдум о строительстве АЭС в Воронеже. Его назначили на 15 мая 1990 г. По итогам прошедшего референдума 90% воронежцев высказалось против строительства данной станции, после чего её строительство было остановлено.

В городе Воронеже численность Совета народных депутатов определялась в 180 мандатов. Это первый примечательный факт, несмотря на то, что город Воронеж на тот момент был больше города Липецка практически в два раза, численность депутатского корпуса в Воронеже до 1997 г. была, как правило, меньше, чем в Липецких Советах. Количество претендентов на депутатскую должность составляло 570 человек. Выборы проходили на 160 избирательных округах [6, с. 1]. Из общего количества народных избранников лишь двое уже работали в Совете депутатов [6, с. 72]. Это демонстрирует большой контраст с Липецком, где количество переизбравшихся депутатов исчислялось десятками. Горсовет Воронежа стал неформальным штабом реформаторских сил. Если областной Совет состоял преимущественно из представителей номенклатуры (222 из 250), то городской Совет был реформаторским. Первым шагом депутатского корпуса стало создание первой независимой газеты «Воронежский курьер».

Изучая стенограммы сессий Советов и Липецка и Воронежа, можно проследить одну тенденцию. Депутаты делились на два типа: партийные работники или лица, которых поддерживала партия и демократы, новое поколение народных представителей, которые обрушивались с яростной критикой на представителей КПСС. Одним из многочисленных примеров противостояния этих двух лагерей следует считать выборы председателя городского Совета города Воронежа, когда часть депутатов констатировала, что сессия находится под угрозой закрытия и деятельность счетной комиссии вызывает недоверие [6, с. 317].

Наиболее активные депутаты вошли в состав Малых Советов, узких групп депутатов, которые работали фактически на постоянной основе в Советах, в то время, как полный состав Совета собирался лишь на отчетные сессии.

В Воронеже депутаты часто организовывали митинги и шествия. В сентябре 1990 г. демократические депутаты вели за собой митинг, посвященный 72-летию красного террора. в конце июля 1990 г. город посетил член координационного совета «Демократического союза» В. И. Новодворская. Она спонтанно организовала несогласованное шествие, в конце которого арестовали 18 человек вместе с самой Новодворской.

Любопытны обсуждения народных избранников, состоявших в Воронежском Совете народных депутатов, в отношении облика депутата и государственного служащего. Народные избранники отмечали в рамках стенограммы первой сессии Совета, что депутаты предыдущего созыва имели средний возраст 50 лет, в то время, как новое поколение депутатов в среднем имеет возраст 40-45 лет. Тем самым констатировалось «омоложение» представительного органа власти города Воронежа.

В Липецке городской Совет Народных депутатов возглавлялся В. И. Бородиным, человеком, выдвинувшимся на волне перестройки, но ориентированным на союзный центр [3, с. 3] Архивные данные говорят о том, что демократическое лобби в горсовете регулярно обрушивалось с критикой на его председателя. Одним из острых вопросов здесь стал вопрос по референдуму 17 марта 1991 г. о сохранении СССР. Сама формулировка вопроса в бюллетени звучала так: «поддерживаете ли вы сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик?». Под этим подразумевалось реформирование СССР в новом формате. Референдум за обновление СССР легитимизовал как действия М. С. Горбачева, желавшего возглавить процесс реформирования страны (Новоогаревский процесс он, в конце концов, провалит), так и действия Верховного Совета РСФСР, стремившегося наравне с другими Советами республик к сепаратному выходу их из состава СССР. Более того, в качестве подстраховки республиканские власти России параллельно проводили референдум о введении поста президента РСФСР.

В свете данного укажем, что проведение референдума и выборов президента РСФСР легло на местах именно на плечи депутатов городских Советов. На уровне города Липецка и области были представлены как сторонники, так и противники Б. Н. Ельцина. Авторитет М. С. Горбачева падал, и действующие члены КПСС при должностях, например, как председатель горсовета Липецка В. И. Бородин, поддерживавший президента СССР, перешел постепенно к умеренной критике, но все же придерживался политики центра. За Б. Н. Ельцина выступали, в первую очередь, представители ДПР, такие, как Безруков, Анохин, Купцов и другие. Не скроем, что партийные органы оказывали сопротивление проведению выборов президента РСФСР. Однако оно было сломлено в начале 1991 года в результате демарша и ультиматума депутатского демократического объединения первому секретарю обкома КПСС. Эти действия не позволили сорвать проведение в городе и области российского референдума о введении поста Президента России.

В списки для голосования для проведения 17 марта 1991 г. в РСФСР референдума были включены 105 643 364 человек. При этом отметим, что в референдуме приняли участие только 79 701 169 (75,44%). На указанные вопросы по референдуму 56 860 783 человек (71,34% участвовавших) ответили «Да». Позицию ответа «Нет» заняли 21 030 753 человек (26,39%) [21].

Итоги голосования на этом референдуме показали, что советский народ все же хочет оставаться в рамках единой страны. При этом республиканские власти в контексте команды Б. Н. Ельцина и его сторонников всё же рассчитывали на другой исход в данном вопросе. При этом, несмотря на то, что участники референдума высказались за сохранение СССР, в то же время они проголосовали за введение поста президента России. Это во многом предопределило дальнейшую судьбу сохранения СССР как государственно-политической конструкции.

Во время выборов первого президента России 12 июня 1991 г. демократическое движение активно работало с избирателями на местах. Депутаты горсовета Липецка также активно агитировали за кандидатуру Б. Н. Ельцина. В итоге, по результатам выборов в Липецкой области за него проголосовало 61.9% избирателей. Для сравнения по РФ - 57.3% [17]. Итоги выборов президента России по городу Воронеж и Воронежской области содержатся в депутатском отчете Государственного архива Воронежской области [5, с. 56]. Для наглядности данную информацию представим в виде таблицы (табл. 1).

Таблица 1. Итоги выборов первого президента России по г. Воронеж и Воронежской области, 1991 г.

Кандидат Область Город Против

Бакатин 3,8% 22984 (4.18%) 520280

Ельцин 57,4% 422704 (77,11%) 120560

Жириновский 9,2% 15400 (2.81%) 527864

Макашов 4,0% 11189 (2,04%) 532075

Рыжков 18.1% 48061 (8.77%) 495209

Тулеев 4.6% 15852 (2,89%) 527412

Количество недействительных бюллетеней составило 4933 (0,9%). Выдано было 549 310 бюллетеней, количество человек принявших участие в голосовании составило 548 197 человек (74,64%). Против всех кандидатов проголосовало 7074 человек (1,29%) [5, с. 56].

В развитии вопроса отметим, что август 1991 г. стал поворотным в деятельности не только горсоветов обоих рассматриваемых городов, но и всей нашей страны в целом. События 19-22 августа 1991 г. поделили всю страну на два лагеря, что можно было наблюдать, в том числе среди народных депутатов. Демократические депутаты встали на сторону президента РСФСР и создали в обоих городах штабы по защите конституции. Номенклатура поддерживает проигравшую сторону (ГКЧП), так, например, председатель городского Совета народных депутатов г. Липецка В. И. Бородин входит в состав Липецкого областного ГКЧП. Но события в Москве приводят к аресту ГКЧП [17, с. 15]. По итогам данных событий демократы в обоих городах выдвигаются на ключевые посты.

Нет сомнений в том, что тема августовских событий 1991 г. на низовом уровне заслуживает отдельной статьи и здесь рассматриваться не будет. Отметим лишь её итоги в разрезе заявленной темы данной статьи. Исполкомы городов преобразовываются в администрации. Малые Советы, в составе которых наиболее яркие депутаты концентрируют большую власть в своих руках. Основная часть депутатов покорно принимала произошедшие события. Деятельность горсовета концентрируется на вопросах приватизации бывшей государственной собственности. Последний этап расформирования депутатского корпуса СССР произошел в 1993 г. после октябрьских событий в Москве. Новая конституционная реформа дала толчок реформированию местного самоуправления в течение последующего десятилетия. За это время издается ряд нормативных актов, которые в том числе регулируют деятельность обновленных муниципальных Советов [13, с. 221].

В заключение следует отметить, что в данной статье кратко показан процесс становления депутатского корпуса в начальный период 1990-х годов. Он тождественен общероссийским процессам, в других городах события протекали схожим образом [18, с. 124]. Основное внимание сосредоточено на демократических депутатах ввиду того, что они обладали политической субъектностью. Эти люди ковались в 1980-ые годы, и прошли во власть, опираясь только на свои силы. Депутаты, представлявшие номенклатуру, такими талантами не обладали и субъектностью не владели. Вся их деятельность была продиктована указами союзного центра. Паралич центра в августе 1991 г. привел местных депутатов от номенклатуры в состояние, когда любое действие, несогласованное с центром, может плохо кончиться. Поэтому, например, в Липецке создали областной ГКЧП, но деятельности никакой он не предпринимал. А штаб по защите Конституции страны, возглавляемый местными депутатами, перехватил власть в городе. Таковы предварительные итоги 1990 и 1991 гг. для истории местного самоуправления и депутатского корпуса двух крупных городов Центрального Черноземья.

Список источников и литературы

1. Архивное Управление Администрации города Липецка (АУАГЛ). Ф. 2. Оп. 2. Д. 854. Л. 311.

2. Архивное Управление Администрации города Липецка (АУАГЛ). Ф. 2. Оп. 2. Д. 851. Л. 157.

3. Архивное Управление Администрации города Липецка (АУАГЛ). Ф. 2. Оп. 2. Д. 912. Л. 25.

4. Горбачев, М. С. Революционной перестройке - идеологию обновления: Речь на пленуме ЦК КПСС 18 февраля 1988 г. М.: Политиздат, 1988. 48 с.

5. Государственный архив Воронежской области (ГАВО). Ф. Р 51. Оп. 10. Ед. хр. 87.

Л. 82.

6. Государственный архив Воронежской области (ГАВО). Ф. Р 51. Оп. 10. Ед. хр. 13.

Л. 337.

7. Государственный архив Воронежской области (ГАВО). Ф. Р 51. Оп. 10. Ед. хр. 52.

Л. 8.

8. Кабанов, П. А. (2018). Воронежская область в контексте истории России 19452015 гг. Т. 3. Воронеж: Мастерская книги. 478 с.

9. Калюжин, С. Е. (2008). Съезды депутатов в контексте российского политического процесса 1991-1993 гг. // Наука и школа. № 6. С. 62-64.

10. Медведева, Г. А. (2003). Липецкая городская дума 1789-1917 гг. / Г. А. Медведева, А. К. Семенов, Д. А. Чеглов. М.: Черметинформация. 209 с.

11. О реформе местного самоуправления в Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 26.10.1993 №1760 // Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ. 1993. № 44. 4188 с.

12. Просянкин, С. (1995). Прежде всего - компетентность // Липецкие известия. 17 февраля. С. 3.

13. Пылин, В. В. (2012). Общее и различие в правовых основах местных Советов РСФСР и органов местного самоуправления Российской Федерации // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. Т. 3. № 2 (6). С. 217-228.

14. Семенов, А. К. и др. (2008). Липецкий городской Совет: 1954-1993 гг. / А. К. Семенов, О. В. Корнева, В. И. Иванов, И. А. Кукуев. Липецк. 352 с.

15. Степанов, С. И. (1991). Первый день городского головы // Липецкие известия. 13 сентября. С. 3.

16. Пылин, В. В. (2012). Сравнительный анализ правовых основ Советов народных депутатов РСФСР и Муниципальных представительных органов Российской Федерации //

Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. № 1 (143). С. 53-61.

17. Щукин, Д. В. (2014). Новейшая История России: 1991-2012 гг. В 2-х частях. Часть 1. История России 1991-1999 гг.: учебное пособие для подготовки магистров по направлению 030600.68 «История». Елец: Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина. 259 с.

18. Щукин, Д. В. (2021). Совет народных депутатов в пространстве социально-экономического развития города Ельца в период политических реформ СССР 1987-1990 гг. эпохи перестройки // Проблемы социальных и гуманитарных наук. № 2 (27). С. 123-128.

19. Щукин, Д. В. (2021) Городской Совет народных депутатов города Ельца в пространстве региональной истории Липецкого края начала 1990-х гг. // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2021. № 2 (291). С. 162-166.

References

1. Kabanov, P. A. (2018). Voronezhskaya oblast' v kontekste istorii Rossii 1945-2015 gg. T. 3. [Voronezh region in the context of Russian history 1945-2015]. Voronezh, Book Workshop Publ. (in Russian).

2. Kalyuzhin, S. E. (2008). S"ezdy deputatov v kontekste rossijskogo politicheskogo prot-sessa 1991-1993 gg. [Congresses of deputies in the context of the Russian political process 19911993] in Nauka i shkola, 6, 62-64. (in Russian).

3. Medvedeva G. A. (2003). Lipetskaya gorodskaya duma 1789-1917 gg. [Lipetsk City Duma 1789-1917]. G. A. Medvedeva, A. K. Semenov, D. A. Cheglov. Moscow, Chermetinfor-matsiya Publ. (in Russian).

4. Prosyankin, S. (1995). Prezhde vsego - kompetentnost' [First of all - competence] in Li-petskie izvestiya, february 17, 3. (in Russian).

5. Pylin, V. V. (2012). Obshhee i razlichie v pravovykh osnovakh mestnykh Sovetov RSFSR i organov mestnogo samoupravleniya Rossijskoj Federatsii [General and difference in the legal foundations of the local Soviets of the RSFSR and local self-government bodies of the Russian Federation] in Nauchnye trudy Severo-Zapadnogo instituta upravleniya RANKhiGS, t. 3, 2 (6), 217-228. (in Russian).

6. Semenov, A. K. i dr. (2008j Lipetskij gorodskoj Sovet: 1954-1993 gg. [Lipetsk City Council: 1954-1993]. A. K. Semenov, O. V. Korneva, V. I. Ivanov, I. A. Kukuev. Lipetsk. (in Russian).

7. Stepanov, S. I. (1991). Pervyj den' gorodskogo golovy [The first day of the mayor] in Lipetskie izvestiya, september 13, 3. (in Russian).

8. Pylin, V. V. (2012). Sravnitel'nyj analiz pravovykh osnov Sovetov narodnykh deputatov RSFSR i Munitsipal'nykh predstavitel'nykh organov Rossijskoj Federatsii [Comparative analysis of the legal foundations of the Councils of People's Deputies of the RSFSR and the Municipal Representative Bodies of the Russian Federation] in Nauchno-tekhnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politekhnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obshchest-vennye nauki, 1 (143), 53-61. (in Russian).

9. Shchukin, D. V. (2014). Novejshaya Istoriya Rossii: 1991-2012 gg. V 2-kh chastyakh. Chast' 1. Istoriya Rossii 1991-1999 gg.: uchebnoeposobie dlyapodgotovki magistrovpo naprav-leniyu 030600.68 «Istoriya» [Recent History of Russia: 1991-2012 In 2 parts. Part 1. History of Russia 1991-1999: textbook for the preparation of masters in the direction 030600.68 «History»]. Yelets, Yelets State University I. A. Bunin Publ. (in Russian).

10. Shchukin, D. V. (2021). Sovet narodnykh deputatov v prostranstve sotsial'no-ehkonomicheskogo razvitiya goroda El'tsa v periodpoliticheskikh reform SSSR 1987-1990 gg. eh-pokhi perestrojki [Council of People's Deputies in the space of socio-economic development of the

city of Yelets during the period of political reforms of the USSR 1987-1990. era of perestroika] in Problemy sotsial'nykh i gumanitarnykh nauk, 2 (27), 123-128. (in Russian).

11. Shchukin, D. V. (2021). Gorodskoj Sovet narodnykh deputatov goroda El'tsa v pro-stranstve regional'noj istorii Lipetskogo kraya nachala 1990-kh gg. [City Council of People's Deputies of the city of Yelets in the space of regional history of the Lipetsk Territory in the early 1990s] in Izvestiya Voronezhskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2 (291), 162-166. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.