Научная статья на тему 'ПОРТФОЛИО В ИНТЕРНЕТЕ - ЭТО БЛАГО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ИЛИ ЗЛО, О КОТОРОМ МЫ НЕ ДОГАДЫВАЕМСЯ...?!'

ПОРТФОЛИО В ИНТЕРНЕТЕ - ЭТО БЛАГО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ИЛИ ЗЛО, О КОТОРОМ МЫ НЕ ДОГАДЫВАЕМСЯ...?! Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
208
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНТЕРНЕТ / ПОРТФОЛИО / ЛИЧНОСТЬ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ / САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дворянкин Олег Александрович

В статье представлен материал о новом направлении в Интернете - портфолио. Проанализированы мнения и отношения людей к этой информационной технологии, показаны положительные и отрицательные моменты, а также предложены возможные варианты самообороны, в виде информационной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A PORTFOLIO ON THE INTERNET - IS IT A GOOD THING FOR A PERSON OR AN EVIL THAT WE DO NOT KNOW ANYTHING ABOUT...?!

The article presents material about a new thing in the Internet - portfolio. Both the opinions and attitudes of people to this kind of information technology are analyzed, positive and negative aspects are shown, and possible options for self-defense, with the use of information security tools, are proposed.

Текст научной работы на тему «ПОРТФОЛИО В ИНТЕРНЕТЕ - ЭТО БЛАГО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ИЛИ ЗЛО, О КОТОРОМ МЫ НЕ ДОГАДЫВАЕМСЯ...?!»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

ПОРТФОЛИО В ИНТЕРНЕТЕ - ЭТО БЛАГО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ИЛИ ЗЛО, _О КОТОРОМ МЫ НЕ ДОГАДЫВАЕМСЯ...?!_

DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2021.3.82.1218 Дворянкин Олег Александрович

старший преподаватель кафедры информационной безопасности Учебно-научного комплекса информационных технологий Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя кандидат,

юридических наук

A PORTFOLIO ON THE INTERNET - IS IT A GOOD THING FOR A PERSON OR AN EVIL THAT WE DO NOT KNOW ANYTHING ABOUT...?!

Oleg A. Dvoryankin

candidate of legal sciences, lecturer at the chair of information security of the Moscow

MUR RS Kikot university.

АННОТАЦИЯ

В статье представлен материал о новом направлении в Интернете - портфолио. Проанализированы мнения и отношения людей к этой информационной технологии, показаны положительные и отрицательные моменты, а также предложены возможные варианты самообороны, в виде информационной безопасности.

ABSTARCT

The article presents material about a new thing in the Internet - portfolio. Both the opinions and attitudes of people to this kind of information technology are analyzed, positive and negative aspects are shown, and possible options for self-defense, with the use of information security tools, are proposed.

Ключевые слова: информационная безопасность, Интернет, портфолио, личность, преступления, самопрезентация

Keywords: information security, Internet, portfolio, personality, crime, self-presentation

По мере развития и трансформации общества, сопровождаемых углублением проникновения информационных технологий во все сферы общественной жизни, существенно возросла значимость визуальной культуры и визуальной презентации личности.

Как отмечает психолог и арт-терапевт E.A. Урусова, ключевое значение в меняющемся мире приобретает процесс потребления, включаясь в который, человек начинает не только конструировать свою социальную реальность, но также и достраивать собственную индивидуальность при опоре на некоторые символы, популярные в окружающей его среде.1

Данные процессы превращают и саму сконструированную в информационном пространстве личность в объект потребления - это означает, что другие люди, с которыми человек контактирует в сети, соприкасаются с его достроенной личностью, оценивая ее и интерпретируя по-своему.

Вышеуказанные тенденции в настоящее время вступают в противоречие с популярным

слоганом «Будь собой» (т.е. не меняйся и не подстраивайся под других), однако в данном контексте важно подчеркнуть, что достраивание личности в сети Интернет не обязательно предполагает ее кардинальную трансформацию или даже фальсификацию.

Несомненно, в условиях информатизации общества люди стремятся соответствовать современным тенденциям, быть актуальными, однако это стремление необязательно предполагает утрату индивидуальности -напротив, индивидуальность личности может подчеркиваться, преподноситься в наиболее выгодном свете посредством самопрезентации.

В самом общем смысле самопрезентация может быть рассмотрена как процесс создания и продвижения человеком своего образа в социальном мире, характерными чертами которого являются намеренность и желание создать определенное впечатление о себе (см. Рис. 1).

1 Урусова Е.А. Индивидуальность и саморепрезентация: личность как объект и субъект потребления в современном обществе // Вестник

Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2019. № 1. С. 75.

Самопрезентация

внешнее проявление «Я»

процесс представления человеком своего образа А в социальном мире посредством намеренного создания у окружающих конкретного впечатления о себе

Рисунок 1. Понятие и сущность самопрезентации (источник: Пикулева О.А. Психологическая многозначность понятия самопрезентация личности2)

Как отмечает доктор психологических наук, преподаватель программы «Executive MBA» в Высшей школе менеджмента СПбГУ O.A. Пикулева, самопрезентация позволяет человеку реализовывать собственное «Я» в окружающем мире, создавая своеобразный «мост» между его внутренним миром и внешней социальной средой.3

Человеку как существу социальному и неизменно вовлеченному в коммуникативные процессы самопрезентация помогает успешно реализовывать потребности в общении в условиях меняющегося общества, которое все чаще переносит коммуникативные процессы в Интернет-пространство.

Одной из наиболее популярных форм самопрезентации в Интернете является создание в сети собственного портфолио.

Слово «портфолио» основано на смешении слов из нескольких иностранных языков -французского и итальянского. В переводе с итальянского «portfolio» означает «папка с документами». В английском этимологическом словаре слово «portfolio» является синонимом словосочетания «brief case» и означает «портфель

для хранения бумаг, документов». В российских источниках термин «портфолио» используется для того, чтобы охарактеризовать набор проектов или достижений, отражающих всю совокупность трудового опыта или профессионального опыта в других сферах.4

Стоит отметить, что с бумажной папкой, содержащей в себе различные документы, фотографии и т.д., портфолио ассоциировалось у людей десятилетие или два назад. В наши же дни ускоренной интернетизации общества портфолио все чаще находит свое воплощение в форме веб-продукта, который доступен каждому пользователю в сети Интернет.

В зависимости от цели создания портфолио может приобретать самые разные формы и содержание. Так, например, различают:

а) личное или групповое портфолио - в зависимости от формы организации;

б) тематическое, проблемно-исследовательское, проблемно-ориентированное, практико-ориентированный;

в) презентационное портфолио, портфолио для продвижения карьеры, портфолио достижений и т.д.5

2 Пикулева О.А. Психологическая многозначность понятия самопрезентация личности [Электронный ресурс] // Теоретические исследования, Социальная психология и общество. - Режим доступа: URL:http://sodeistvie18.ucoz.net/files/Statii/Samoprezentatiya.pdf (дата обращения: 15.01.2021).

3 Там же.

4 Романовский А.М. Веб-портфолио как наиболее современная форма портфолио // Творчество молодых: дизайн, реклама, информационные технологии. Сборник трудов XV Международной научно -практической конференции студентов и аспирантов. - Омск: Омский государственный технический университет, 2016. С. 141.

5 Постникова К.А. Портфолио как форма презентации научной и творческой активности обучающегося // Проектная деятельность в общем и профессиональном образовании: опыт, проблемы и перспективы. Материалы всероссийской научно-практической конференции НТГСПИ. Нижний Тагил: Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2018. С. 78.

Многие люди - представители самых разных профессий (преимущественно творческих) сегодня имеют обширные портфолио своих лучших работ - это касается дизайнеров, художников, фотографов, стилистов, модельеров, архитекторов и др. Люди, имеющие хобби или занимающиеся самодеятельностью (танцевальные ансамбли, музыкальные коллективы), тоже могут создавать портфолио с фотографиями и видео своих лучших выступлений.

Таким образом, портфолио, являясь, по сути, папкой с файлами, может выполнять целый ряд функций: оно может быть собранием лучших работ и проектов, по которым можно оценить их автора как профессионала, оно может средством самопрезентации для карьерного роста, оно может являться стимулом человека к саморазвитию и самообразованию, поскольку, обращаясь к своему портфолио и оценивая прежние успехи, человек будет стремиться к новым достижениям, расти над самим собой.

Портфолио сегодня постепенно становится неотъемлемой частью образовательного процесса. Многие представители учебных государственных структур, определенное количество педагогов и некоторые родители, уверены, что собирать портфолио учащимся необходимо уже с младших классов, включая в него не только дипломы,

сертификаты и награды, но также реализованные и запланированные проекты, а также любые публикации об учащемся и его достижениях, отзывы научных руководителей и педагогов, и др.6 Блогер Ю. Никольский считает, что навыки сбора портфолио необходимы ученикам на перспективу, поскольку потребность в них возникнет сразу после выпуска из образовательных учреждений, поскольку работодатели всегда заинтересованы в широком наборе навыков у соискателей. По мнению Ю. Никольского, транслировать с помощью портфолио свои дополнительные навыки лучше всего в Интернете, т.к. умение работать в нем крайне необходимо с точки зрения последующей конкуренции на рынке труда.7

Педагог A. Габдуллина, указывает, что создание электронного портфолио является одним из приоритетов развития сферы образования в нашей стране, и считает, что портфолио учащимся необходимо не только для самоорганизации и оценки собственных достижений, но и для выстраивания индивидуальной образовательной траектории.8

В целом, можно сказать, что педагогическое сообщество относится к формированию портфолио учащихся весьма позитивно, чего не скажешь о некоторых родителях (Рис. 2).

н)

Ш

М.П.: «Трата времени родителей и учителей»

АЛ.: «вообще бесполезная ееи;ъ... Нафига эта папка моему ребенку, я вообще не понимаю, кому оно будет интересно е 11 классе?? мне??»

С.: «Бредятина. Портфолио может приводиться только Эля трудоустройства после и класса иоЭеобнико.и на стройку» Ю.: «Подозреваю, что портфолио было выдумано незамужней далюй средних лет с избытколг свободного вре.мени»

Д.: «Какое кому дело до достижений МОЕГО ребёнка, уб.гюдки информаторов готовят. Распсьтяют нарциссизм. Это добро.м не кончится^..»

А.: <чДля него это нужно? Эти «обязеиговки» в школе по заполнению каких-то документов, где необходимо указывать всю подноготную семьи, чуть ли не с указанием номеров банковских карт»

Рисунок 2. Мнения родителей о портфолио в школе (источник: Яндекс.Дзен, Учебно-методический кабинет9)

6 Габдуллина А. Цифровое портфолио школьника: есть ли смысл заниматься сбором достижений? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mel.fm/blog/anna-gabdullina/89615-tsifrovoye-poItfЫю-shkolmka-est-И-smysl-zammatsya-sboшm-dostizheny#comments 1 (дата обращения: 15.01.2021).

7 Никольский Ю. Готовь портфолио смолоду.

Портфолио, как самооценка готовности к конкурентной среде [Электронный ресурс] // МЕЛ. - Режим доступа: https://me1.fm/b1og/yury-

nikolsky/27361-gotov-portfolio-smo1odu (дата

обращения: 15.01.2021).

8 Габдуллина А. Цифровое портфолио школьника: есть ли смысл заниматься сбором достижений? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mel.fm/blog/anna-gabdullina/89615-tsifrovoye-portfolio-shkolnika-est-li-smysl-zanimatsya-sborom-dostizheny#comments 1 (дата обращения: 15.01.2021).

9 См.: Блог Алены Снигиревой: Зачем нужно и нужно ли портфолио школьника? [Электронный

Анализ комментариев пользователей сети Интернет под любой публикацией, посвященной определению роли портфолио в образовательном процессе, показывает, что некоторые родители учеников в лучшем случае считают портфолио пустой тратой времени, а в худшем - видят в нем инструмент сбора конфиденциальной информации о школьниках и их семьях.

Стоит отметить, что опасения родителей не являются беспочвенными, поскольку публикация портфолио в открытом доступе в Интернете «в определенных случаях» влечет за собой не только извлечение выгоды из широких возможностей для самопрезентации, но также и ряд достаточно серьезных проблем.

Одной из наиболее опасных следует признать возможность использования персональных данных из портфолио в корыстных и/или преступных целях.

По мере информатизации и интернетизации общества существенно возрос и продолжает увеличиваться объем преступлений с использованием информационно-

телекоммуникационных технологий, включающий в себя случаи мошенничества, хищения данных и утечек информации, «кибератак» и т.д.

По данным МВД России, по результатам 8 месяцев 2020 года проблемой остается рост ГТ-преступлений. Их количество возросло на 76,7 %, в том числе с использованием сети Интернет - на 90,2 %, с использованием средств мобильной связи - на 100,5 %.10

Несмотря на принимаемые меры, за 11 месяцев 2020 года увеличилось число преступлений, совершенных с использованием ГТ-технологий. В частности, количество краж возросло на 81,6%, противоправных деяний, предусмотренных статьями 159, 159.3, 159.6 Уголовного кодекса Российской Федерации, - на 76,1%. 11

Таким образом, можно констатировать, что в целом, динамика роста преступлений такого рода остается устойчивой, при этом больше половины из них совершается с помощью сети Интернет и почти половина при использовании средств мобильной связи (Рис. 3).

Рисунок 3. Структура киберпреступности в России

ресурс] // Учебно-методический кабинет. - Режим доступа: иКЪ:Шр5://ре^кор11ка.ги/Ь^5/а1епа-5^1геуа/7асЬет-пи7Ьпо-1-пи7Ьпо-И-рогЙЬ1ю-5Ько1тка.Ь№1 (дата обращения: 15.01.2021); Портфолио ученика: кому и зачем нужно? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:https://zen.yandex.ru/media/begomvshko1u/portfo1io-uchenika-komu-i-zachem-nujno-5сЬ81са1^с3900Ь2ШЬ82 (дата обращения: 15.01.2021).

10 Сайт МВД России. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь - август 2020 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/21244698/ (дата обращения: 20.01.2021)

11 Сайт МВД России. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь - ноябрь 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/22501861/ (дата обращения: 20.01.2021)

(Источник: МВД России12)

Как отмечал в декабре 2019 года газете «Российская газета» начальник Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России генерал-лейтенант полиции Андрей Курносенко, при применении ГТ-технологий в нашей стране сегодня совершается каждое седьмое преступление, причем, каждое 10-ое из всего объема преступных деяний включает в себя случаи мошенничества с банковскими картами, а также более половины подобных преступлений совершается с помощью Интернета, более трети - с помощью средств мобильной связи.

Масштабы преступности и ее последствия поражают: уже в сентябре 2019 году материальный ущерб от преступлений такого рода превысил рубеж в 10 млрд. руб. При этом динамика прироста преступлений в сфере информационных технологий за 2017-2019 годы составила 165 % (2017 год - 66 тысяч преступлений, 2018 году - 175 тысяч, за девять месяцев 2019 года - более 200 тысяч). 13

Публикация в Интернете портфолио, содержащего множество сведений о личности автора, может грозить рисками использования этих сведений и, например, противозаконных действий, для организации похищения.

Совсем недавно похитили сына знаменитого российского специалиста в сфере информационной безопасности, главы АО «Лаборатория Касперского» Е.В. Касперского: молодой человек опубликовал в соцсети «ВКонтакте» сведения о местах своего проживания, работы и учебы, которые и помогли злоумышленникам выследить его и осуществить преступный замысел. И хотя мать молодого человека Н. Касперская впоследствии утверждала, что никаких личных данных он в соцсетях не публиковал, в материалах дела фигурировала распечатка аккаунта «ВКонтакте», где были указаны все адреса, а также номер телефона. 14

В 2021 году, пожалуй, никто в здравом уме не станет размещать на страничке в соцсетях номер телефона или домашний адрес, а если это все же происходит, владельцы таких профилей обычно закрывают их от посторонних пользователей.

Однако аккаунт в соцсети является лишь одной из ниточек, способных привести к человеку. Портфолио в этом плане предоставляет больше информации: в нем обычно размещаются различные контактные данные, включая номер телефона, а иногда и адрес. Эти данные в портфолио необходимы, если оно подготовлено для соискания должности на потенциальном месте работы или для карьерного продвижения. Тем не менее, именно они могут быть использованы злоумышленниками при подготовке к преступлению.

Важно понимать, что и публикуемый в портфолио контент может содержать некоторые отсылки к личным данным автора. Например, на выложенном в портфолио фото с вручением автору диплома за какую-либо работу заинтересованные лица могут обнаружить и его ФИО, и место вручения, и если местом вручения окажется какая-то художественная школа или иное заведение, которое автор портфолио посещает регулярно, то отследить его ежедневный маршрут не составит труда, тем более, что на фото в таком случае будет представлен и сам автор, которого легко можно будет узнать.

Благодаря подобным мелочам может быть собрана информация о любом человеке, в том числе и для совершения преступления, предполагающего похищение человека. Ведь похитители сына Е. Касперского, получив толику информации о нем, смогли найти молодого человека, отследить все его маршруты и определить ту малолюдную точку, в которой он регулярно оказывался по пути на работу. Основу для этого поиска им предоставил именно Интернет и любезно предоставленные самой жертвой данные, опубликованные в общем доступе.

Еще одной проблемой можно назвать то обстоятельство, что, в отличие от соцсетей, портфолио обеспечивает лучший доступ к изображению человека (биометрия).

Если в соцсети человек может спрятать свое лицо за какой-нибудь смешной или крутой картинкой, то в портфолио авторы, как правило, размещают свои настоящие фотографии (см. Рис. 4).

12 Сайт МВД России. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь-декабрь 2019 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:мвд.рф/reports/items/194Ш50 (дата обращения: 15.01.2021); Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь-ноябрь 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: мвд.рф/reports/ йет/22501861 (дата обращения: 15.01.2021).

13 Михаил Фалалеев. Воруют виртуально: ущерб от киберпреступлений превысил 10 миллиардов рублей [Электронный ресурс] // Российская газета, вып. № 279(8037). - Режим доступа: https://rg.ru/2019/12/10/mvd-ushcherb-ot-kiberprestup1enij-prevysi1-10-mi11iardov-rub1ej.html (дата обращения: 15.01.2021).

14 Михайлова А. Банда стартаперов: как пенсионер, охранник и плотник похитили сына миллиардера Евгения Касперского [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:https://www.forbes.ru/obshchestvo/391045-banda-startaperov-kak-pensioner-ohrannik-i-p1otnik-pohiti1i-syna-mi11iardera (дата обращения: 15.01.2021).

Рисунок 4. Пример сайта с портфолио для продвижения карьеры дизайнера (фото из открытых источников)

Об авторе Интересные факты

еГ

Дизайн-проект пространства ж

;кт щ<герьера - это творч Э дгомя, офиса, коттеджа,

это загороднтзй-дом, квартира или офис, это сначц воображении дизайнера, которому Вы должны

творческое действие по созданию функционального и гармоничном-о еджа, производстве нииго помещения. Любой из обьекгов бддбт ли

егда некая идея, которая родилае^в

Это, разумеется, не означает, что владельцы web-портфолио совершенно не задумываются о безопасности личных данных (личной информационной безопасности) - размещение подлинных изображений человека в этом случае можно считать своеобразным маркетинговым ходом, ведь видя в авторе портфолио настоящего человека, заказчик охотнее ознакомится с содержанием представленных материалов. Кроме того, благодаря размещению личных фото человек подтверждает свое авторство.

Тем не менее, размещение в свободном доступе портфолио, содержащего изображение человека, его контактные данные и сведения о местах, которые он посещает, существенно облегчает работу мошенникам, осуществляющим все новые и новые виды преступлений.

В частности, публикация в открытом доступе портфолио со всеми контактными данными предоставляет широкие возможности для мошенников, маскирующихся под работодателей. Как отмечает редакция популярного сайта для поиска работы «HeadHunter», мошенники, получив данные человека из открытых источников, в т.ч. из web-портфолио, подготовленного для поиска работы, звонят ему и озвучивают весь спектр «заманчивых предложений»: от участия в «очень выгодном» проекте, требующего первоначальных вложений, до удаленной работы, оплата которой производится только на карту, вывести средства с

15 Памятка по безопасному поиску работы: как распознать работодателя-мошенника

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:https://irkutsk.hh.ru/artic1e/27112 (дата

обращения: 15.01.2021).

которой в дальнейшем возможно только через неизвестный посреднический сервис, и т.д. Для большей убедительности мошенники даже регистрируются на «HeadHunter». Таким образом, редакция знает о деятельности мошенников на сайте, но исключить их на 100% не может при всем

желании. 15

Достаточно новым видом преступности можно считать кражу виртуальной личности: обладая полученными из открытых источников персональными данными, в т.ч. изображением человека, злоумышленники создают поддельные аккаунты, которые в дальнейшем используют в корыстных целях.16

Как правило, с поддельных аккаунтов осуществляется рассылка контактным лицам человека сообщений с просьбой перевода денег на банковскую карту в связи с какими-то «сложными обстоятельствами, которые не позволяют объяснить все прямо сейчас». Данная схема рассчитана на то, что, хотя бы кто-то из друзей пользователя, аккаунт которого был украден, не проверит у него факт отправки такого сообщения и просто переведет деньги.

Подделка аккаунта может не вызвать у друзей лица, ставшего жертвой мошенников, подозрений, поскольку зачастую копируется также индивидуальный код (ГО) оригинальной странички

16 Кривошапко Ю. Соцсети заполнили клоны [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:https://rg.ru/2019/09/02/z1oumysЫenmki-kradut-cifrovuiu-1ichnost-po1zovate1ej-v-socsetiah.html (дата обращения: 15.01.2021).

соцсети, аватар и имя. 17

Несомненно, для того, чтобы убедить всех в подлинности аккаунта, мошенникам нужны и другие сведения о лице, аккаунт которого подделывается, и зачастую получить их непосредственно из соцсетей затруднительно по причине закрытия доступа к страничке для всех. Однако эти сведения могут быть позаимствованы из иных источников, доступ к которым открыт, и таким источником вполне может являться портфолио, откуда на поддельную страничку соцсети могут перекочевать, например, фото работ автора или его наград, чтобы у пользователей не возникло сомнений, кому принадлежит аккаунт.

Украденный аккаунт может использоваться не только в целях изъятия денег у населения -поддельные странички в соцсетях при использовании сведений из других открытых источников могут создаваться и для рассылки спама, а также для распространения ложных сведений о лице, в т.ч. сведений, порочащих его репутацию.

Не стоит забывать и от такой разновидности преступлений, совершаемых в Интернете, как кибербуллинг (англ. cyber— «что-то, связанное с использованием компьютера и Интернета», bully -«хулиган», «задира») - травля, агрессивное преследование в сети Интернет (Рис. 5).

Кибербуллинг (англ. bull — «бык», родств. с «нападать с агрессией», «терроризировать», «придираться») - это разновидность травли, осуществляемой в форме^^ систематических преднамеренных агрессивных ¿ЯК* действий при применении электронных форм^| \ CJJ взаимодействия для ухудшения эмоцио ^^^^^ Явя*. нального состояния/разрушения социальных отношений объекта травли

Рисунок 5. Кибербуллинг и проявление его сущности (источник: Черкасенко О.С. Кибербуллинг: проблема изучения феномена18)

Агрессивное преследование предполагает не только преследование в прямом смысле, но также и оскорбления, угрозы, высмеивание, унижение и т.д.

С появлением в нашей жизни Интернета все это стало происходить не только в реальной жизни, но и в сети, что обеспечивает распространяемой информации более широкий охват аудитории. Так, если прежде в условном городе «Благовещенск» люди могли никогда не узнать о какой-либо информации (необязательно порочащей) о жителе «Калининграда», то благодаря Интернету такие сведения стали распространяться повсеместно, без каких-либо географических преград.

Травля и преследование в Интернете могут осуществляться самыми разными способами. Это может быть и создание страниц в соцсетях, посвященных издевательствам над конкретными людьми, на которых размещаются оскорбительные изображения, карикатуры, публикуются уничижительные комментарии и т.д. Кроме того,

подростки зачастую используют в сети фотографию жертвы и ее личные данные для публикации сообщения о якобы оказываемых интимных услугах. Еще одной распространенной вариацией кибербуллинга является публикация в открытом доступе сведений (зачастую интимных) о жертве с последующим шантажом.

Наконец, сами аккаунты, принадлежащие конкретному человеку, могут быть завалены оскорбительными комментариями и даже

19

пожеланиями свести счеты с жизнью.19

Причем, даже в случае, если человек ограничит доступ к своему аккаунту для всех, кроме друзей, преследователи способны найти его личные данные в открытых источниках, например, в портфолио, где человек может оставить все свои контактные данные для потенциальных заказчиков или рекрутеров.

Одной из главных проблем кибербуллинга является посягательство на психическое и

17 Кража личности в социальных сетях [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cryptoworld.su/krazha-lichnosti-v-sotialnyx-setyax (дата обращения: 15.01.2021).

18 Черкасенко О.С. Кибербуллинг: проблема

изучения феномена // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2016. № 8. С. 93.

19 Россия - лидер по кибербуллингу. Это серьезная проблема? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https ://meduza. io/cards/rossiya-lider-po-kiberbuUingu-eto-serieznaya-prablema (дата обращения: 15.01.2021).

эмоциональное состояние человека, нарушение которого может привести к трагическим последствиям.

Так, например, в США с начала 2000-х годов имела место череда самоубийств молодых людей, ставших жертвами киберпреследования и травли.20 Для России данная проблема тоже актуальна: согласно исследованиям компании «Microsoft» и Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), Россия входит в топ-5 государств, население которого (в основном, в возрасте от 8 до 17 лет) так или иначе столкнулось с кибербуллингом.21

В настоящее время в российском законодательстве не закреплены такие понятия как «буллинг» или «кибербуллинг», а также связанные с ними термины «троллинг» (провокационные сообщения в сети в целях вызвать скандал и массовое обсуждение), «аутинг» (разглашение в Интернете личной информации в т.ч. в целях шантажа) и т.д.

В определенных случаях применяется статья 152 Гражданского кодекса Российской Федерации о защите чести, достоинства и деловой репутации или статья 128.1 Уголовного кодекса Российской Федерации о клевете.

Кроме того, положениями Федерального закона «О персональных данных» и материалами судебной практики использование данных из общедоступных соцсетей в целях, отличных от тех,

ради которых они были опубликованы, является

22

незаконным. 22

Тем не менее, представляется, что данные правовые и правоприменительные акты могут помочь в борьбе с поддельными аккаунтами, но не предотвратят использование злоумышленниками информации, размещенной в открытом доступе.

В Соединенных Штатах Америки, где проблема кибербуллинга возникла значительно раньше, чем в России, на уровне штатов разработано специальное законодательство, направленное непосредственно на борьбу с кибербуллингом.

При этом в США все же делают акцент на профилактике подобных преступлений, в том числе с помощью предусмотрения в школьной программе занятий по ответственному использованию Интернета и уместным способам коммуникации в сети.23

Данный подход представляется самым верным, поскольку совершенствование законодательства едва ли когда-нибудь сможет

20 Люди, которых затравили в интернете насмерть [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:https://team29.org/story/cyberbullying (дата обращения: 15.01.2021).

21 Россия - лидер по кибербуллингу. Это серьезная проблема? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:https://meduza.io/cards/rossiya-lider-po-kiberbullingu-eto-serieznaya-problema (дата обращения: 15.01.2021).

22 Постановление Арбитражного суда Московского

округа от 09.11.2017 г. № Ф05-16382/2017

поспевать за развитием сети.

Несомненно, какая-то нормотворческая реакция рано или поздно последует и в нашей стране, однако до этого времени может иметь место множество трагических исходов для людей, оказавшихся беззащитными перед напором кибербуллеров.

По этой причине основной тактикой пользователей в сети Интернет должна стать не выжидательная позиция с надеждой на закон и правоохранительные органы, а самозащита в сети, т.е. полноценная личная информационная безопасность.

Мы живем в век информационных технологий, когда любая информация может не только стремительно передаваться на самые далекие расстояния, но также и трансформироваться, искажаться в интересах злоумышленников, находящих ее в открытом доступе.

Интернет-пространство огромно по своим масштабам, и создание правового механизма, действие которого будет четко отслеживать и предотвращать случаи преследования в сети, является вопросом не завтрашнего дня, а уже сегодняшнего. До закрепления безусловных правовых гарантий, в настоящее время, человек остается один на один с бескрайним Интернетом, в котором множество людей ищут способы оскорбить, обмануть, смошенничать и т.д.

В этой связи наиболее актуальной темой становится обеспечение безопасности (и непосредственно информационной) в сети собственными руками. Для этого в соцсетях предусмотрены различные настройки,

позволяющие отсеивать нежелательных пользователей. Данный способ не является действенным на 100%, поскольку любую страничку рано или поздно могут взломать, сделать «зеркальной» (копией), однако определенный уровень безопасности он предоставить сможет, поскольку далеко не каждый мошенник в сети озаботится взломом конкретного аккаунта любой ценой, во что бы то ни стало.

Однако главным механизмом самозащиты в Интернете должно стать ответственное отношение к публикации своего портфолио как одного из наиболее доступных источников личной информации. Представляется, что публикация портфолио не в соцсетях или на персональных сайтах, а на облачных сервисах, доступ к которым предоставлять адресно, например, потенциальным

[Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:https://www.audar-

info.ru/na/article/view/type_id/7/doc_id/67410 (дата обращения: 15.01.2021).

23 Помоги себе сам. Как жертвы кибербуллинга в России справляются с травлей в интернете [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https ://team29.org/story/cyberbullying (дата обращения: 15.01.2021).

нанимателям на работу или заказчикам. Данный способ ограничивает возможности для расширения охвата целевой аудитории, но зато сбережет личные данные.

Если же у человека уже есть портфолио в соцсетях или на личном сайте, целесообразно удалить информацию о номере телефона, домашнем адресе, а также «определенные» личные изображения и предоставлять эту информацию только после установления контакта с заказчиками в результате переписки.

Наконец, портфолио можно публиковать на тематических ресурсах, созданных специально для представителей конкретных профессий -дизайнеров, художников, фотографов и др. Если портфолио оформлено на подобных ресурсах, с достаточно специфической и ограниченной целевой аудиторией, вероятность случайного выбора злоумышленниками автора будет намного ниже, чем если оно будет размещено в соцсетях.

Таким образом, необходимо отметить, что портфолио в Интернете является не только эффективным средством самопрезентации; это еще и источник личной информации об опубликовавшем его лице. В современных условиях нет никаких гарантий, что данная информация не будет использована в корыстных целях и не навредит самому лицу, не оценившему степень опасности публикации своих данных в открытом доступе.

В условиях всевозрастающих киберугроз, когда законодательство еще не способно в полной мере защитить информационные интересы граждан, пользователям важно не только закрывать доступ к своим страничкам в соцсетях, но и грамотно размещать в Интернете портфолио, так чтобы оно было доступно именно для тех пользователей, которые заинтересованы именно в навыках и умениях. В конечном счете, спасение утопающих всегда оставалось делом рук самих утопающих, а значит, для любого пользователя приоритетом должно являться соблюдение личной информационной безопасности.

Литература:

1.Блог Алены Снигиревой: Зачем нужно и нужно ли портфолио школьника? [Электронный ресурс] // Учебно-методический кабинет. - Режим доступа: https://ped-kopi1ka.ru/b1ogs/a1ena-snigireva/zachem-nuzhno-i-nuzhno-1i-portfo1io-shko1nika.htm1 (дата обращения: 15.01.2021).

2.Воруют виртуально: ущерб от киберпреступлений превысил 10 миллиардов рублей [Электронный ресурс] // Российская газета, вып. № 279(8037). - Режим доступа: https://rg.ru/2019/12/10/mvd-ushcherb-ot-kiberprestup1enij-prevysi1-10-mi11iardov-rub1ej.htm1 (дата обращения: 15.01.2021).

3.Габдуллина А. Цифровое портфолио школьника: есть ли смысл заниматься сбором достижений? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://me1.fm/b1og/anna-gabdu11ina/89615-tsifrovoye-portfo1io-shko1nika-est-1i-smys1-

zanimatsya-sborom-dostizheny#comments 1 (дата обращения: 15.01.2021).

4.Кража личности в социальных сетях [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cryptowor1d.su/krazha-1ichnosti-v-socia1nyx-setyax (дата обращения: 15.01.2021).

5.Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь-декабрь 2019 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: мвд.рф/reports/items/19412450 (дата обращения: 15.01.2021).

6.Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь-ноябрь 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: мвд.рф/reports/item/22501861 (дата обращения: 15.01.2021).

7.Кривошапко Ю. Соцсети заполнили клоны [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2019/09/02/z1oumysh1enniki-kradut-cifrovuiu-1ichnost-po1zovate1ej-v-socsetiah.htm1 (дата обращения: 15.01.2021).

8.Люди, которых затравили в интернете насмерть [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://team2 9. org/story/cyberbu11ying (дата обращения: 15.01.2021).

9.Михайлова А. Банда стартаперов: как пенсионер, охранник и плотник похитили сына миллиардера Евгения Касперского [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.forbes.ru/obshchestvo/391045-banda-startaperov-kak-pensioner-ohrannik-i-p1otnik-pohiti1i-syna-mi11iardera (дата обращения: 15.01.2021).

10.Никольский Ю. Готовь портфолио смолоду. Портфолио, как самооценка готовности к конкурентной среде [Электронный ресурс] // МЕЛ. - Режим доступа: https://me1.fm/b1og/yury-niko1sky/27361-gotov-portfo1io-smo1odu (дата обращения: 15.01.2021).

11.Памятка по безопасному поиску работы: как распознать работодателя-мошенника [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://irkutsk.hh.ru/artic1e/27112 (дата обращения: 15.01.2021).

12.Пикулева О.А. Психологическая многозначность понятия самопрезентация личности [Электронный ресурс] // Теоретические исследования, Социальная психология и общество. - Режим доступа: http://sodeistvie18.ucoz.net/fi1es/Statii/Samoprezenta tiya.pdf (дата обращения: 15.01.2021).

13.Помоги себе сам. Как жертвы кибербуллинга в России справляются с травлей в интернете [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://team29.org/story/cyberbu11ying (дата обращения: 15.01.2021).

14.Портфолио ученика: кому и зачем нужно? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/begomvshko1u/portfo1io-uchenika-komu-i-zachem-nujno -5cb81ca1cbdc3900b2f80b82 (дата обращения: 15.01.2021).

15.Постановление Арбитражного суда

Московского округа от 09.11.2017 г. № Ф05-16382/2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.audar-

Мо. ru/na/article/view/type_id/7/doc_id/67410 (дата обращения: 15.01.2021).

16.Постникова К.А. Портфолио как форма презентации научной и творческой активности обучающегося // Проектная деятельность в общем и профессиональном образовании: опыт, проблемы и перспективы. Материалы всероссийской научно-практической конференции НТГСПИ. - Нижний Тагил: Нижнетагильский государственный социально -педагогический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2018. - С. 77-80.

17.Романовский А.М. Веб-портфолио как наиболее современная форма портфолио //

Творчество молодых: дизайн, реклама, информационные технологии. Сборник трудов XV Международной научно-практической конференции студентов и аспирантов. - Омск: Омский государственный технический университет, 2016. - С. 141-143.

18.Россия - лидер по кибербуллингу. Это серьезная проблема? [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://meduza.io/cards/rossiya-Шer-po-kiberbuШngu-eto-serieznaya-pшЫema (дата обращения: 15.01.2021).

19.Урусова Е.А. Индивидуальность и саморепрезентация: личность как объект и субъект потребления в современном обществе // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - 2019. - № 1. - С. 75-82.

20.Черкасенко О.С. Кибербуллинг: проблема изучения феномена // Новая наука: Современное состояние и пути развития. - 2016. - № 8. -С. 92-95.

ФЕМИНИЗМ И ХАРАССМЕНТ - МОНСТРЫ НОВОГО МИРА, СТРЕМЯЩИЕСЯ ПОКОРИТЬ ЛЮДЕЙ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ...?!_

DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2021.3.82.1219 Дворянкин Олег Александрович

старший преподаватель кафедры информационной безопасности Учебно-научного комплекса информационных технологий Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя кандидат,

юридических наук

FEMINISM AND HARASSMENT ARE MONSTERS OF THE NEW WORLD, SEEKING TO CONQUER PEOPLE THROUGH THE INTERNET...?!

Oleg A. Dvoryankin

candidate of legal sciences, lecturer at the chair of information security of the Moscow MUR RS Kikot university.

АННОТАЦИЯ

В статье исследуется женское течение «феминизм», создавшее новое направление «харассмент», чтобы совместно с его новейшими технологиями добиться превосходства над мужчинами в гендерном противостоянии, которое существует между мужчинами и женщинами с момента появления их на земле. Предполагается, что, объединившись, возможно, они смогут стать «монстрами нового мира», и при этом основным инструментом, который им в этом поможет покорить людей и навязать им свое видение мира станет Интернет и непосредственно его информационные технологии.

ABSTARCT

The article examines the women's movement called "feminism", which created a new direction" harassment " in order to achieve superiority over men in the gender confrontation that exists between men and women since their appearance on earth. It is assumed that united, they would be able to become "monsters of the new world", and at the same time the main tool helping them to conquer people and impose their vision of the world over them will be the Internet and particularly its information technologies.

Ключевые слова: Информационная безопасность, информационные технологии, феминизм, харассмент, монстр, Вайнштейн, блогер

Keywords: Information security, information technology, feminism, harassment, monster, Weinstein, blogger

Осенью 2017 года в киноиндустрии взорвалась настоящая информационная «бомба», эффект от разрыва которой не только пошатнул существовавшие десятилетиями голливудские устои, но и непосредственным образом повлиял на ход жизни общества в Соединенных Штатах Америки (США) и далеко за их пределами.

5 октября в газете «The New York Times» были опубликованы итоги журналистского

расследования за авторством Дж. Кантор и М. Твохи, которые включали в себя сведения, полученные от нескольких актрис и сотрудниц компании кинопродюсера Х. Вайнштейна - его обвиняли в сексуальных домогательствах или

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.