И хотя все листья и цветы вышли из одного растения, они не были похожими в точности на него. Они были проявлениями растения в мире, сущность которого содержалась внутри стебля.
И были листья и цветы прекрасными или безобразными, стебель по-прежнему был просто самим собой. Истинная природа и жизненная сила этого взрослеющего растения содержалась в том крохотном семечке.
Формирование зрелости, свободоспособности "Многогранник "САМО", или победи в себе дракона"
Практическое занятие
Кто не сможет сосредоточиться в себе или увлекается чем-нибудь, тот, видя, не увидит, слыша, не услышит, вкушая, не различит вкуса.
Конфуций
Цель:
Формирование у учащихся зрелости и свободоспособности через готовность к самоанализу.
Процесс самопознания на занятиях организуется с помощью методики самопознания [13] и самоанализа работы над многогранником «САМО».
Самоанализ проводится и в форме группового обсуждения, и через самостоятельную работу по пунктам методики.
В дневнике каждый участник составляет многогранник из представленного ниже списка возможных составляющих "САМО", подписывая каждую грань. Каждый участник составляет свой многогранник «САМО». При этом расположение граней у составленных разными участниками многогранников «САМО» может быть и разным, и совпадать. Затем участников просят посмотреть полученные многогранники у других участников упражнения и найти участника с многогранником, у которого грани имеют такое же расположение.
В процессе работы над составлением многогранника проявляется индивидуальность каждого участника. Важно обратить внимание учащихся на то, что для них означает каждая грань, какое содержание они вкладывают в эту грань, какую роль и функцию она может выполнять в их жизни, что они могут получить для себя, когда работают над разными моделями многогранника. Очень важно, какую грань и почему именно эту грань ребята выбирают в качестве основы, а также порядок и последовательность работы с гранями «САМО», видят ли они многогранник, как плоскую или как объемную фигуру, как представляется он им сверху, снизу, сбоку, есть ли там впадины или только ровные поверхности.
В процессе создания многогранника у участника формируется механизм, который помогает ему развивать свободоспособность и зрелость.
С1 - самопознание;
С 2-самонаблюдение;
СЗ - самоанализ;
С 4 - самооценка;
С 5-самообучение;
С 6 — самовоспитание;
С 7 — самоконтроль;
С 8 — самообладание;
С 9-самодисциплина;
С10 — самостоятельность.
ЗРЕЛОСТЬ СВОБОДОСПОСОБНОСТЬ
Групповая рефлексия проводится по вопросам: Что происходило с тобой в процессе работы? Как вы думаете, почему многогранник называется «САМО" или "Победи в себе дракона?"1 О чем говорят вам слова "зрелость" и "свободоспособность"? Что вы вкладываете в понимание этих слов?
Занятие заканчивается притчей «Об историях вообще».
Притча "Об историях вообще"
У Восточного ветра была тайна - о прекрасном месте за великим океаном, в котором он побывал. Ему было грустно, потому что там не было людей, которые могли бы порадоваться этой красотой. Поэтому, когда Восточный ветер дул в западном направлении, ему хотелось, чтобы, каким-то образом, он смог рассказать людям на западной стороне океана об этой красоте.
Однажды летая, ветер увидел людей, сидящих у костра. Он задул очень мягко и прошептал свой секрет прямо в ухо одному из людей.
Человек рассказал своей жене и детям о красоте по ту сторону океана. Дети рассказали своим товарищам по играм, те рассказали своим родителям. Все люди оказались заинтересованы этим новым местом. Они решили сделать лодки и пересечь океан, чтобы найти это красивое место.
Восточный ветер дул в их паруса и мягко и спокойно вел их через океан. Когда люди высадились на землю, то увидели, что это место действительно очень красивое, как и было в рассказе, который они передавали друг другу. Это место люди решили сделать своим домом.
Ночью, сидя вокруг огня, они думали о тайне, которую прошептал им ветер. Они никогда бы не узнали об этой красоте, если бы он не рассказал им историю, или если бы они ему не поверили.
С тех пор они придумывали истории обо всем, что было им интересно: как в небесах движутся звезды, как появился мир, как начинаются шторма. Все могло быть вплетено в историю. И именно так, я думаю, началось создание историй. И той, которую вы сегодня рассказали на занятии.
1 Согласно восточной сказке в каждом человеке сидит свой дракон, который мешает человеку быть тем, кем он хочет быть. Поняв сущность каждой грани, можно победить в себе дракона.
В статье рассматриваются вопросы разработки методических условий организации самостоятельного оценивания учащимися своих учебных достижений. Основное внимание уделяется разработке инновационной модели учета и оценки достижений школьников - «портфолио» ученика.
Перепечина Людмила Джаватовна,
учитель географии Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия №50», г. Нижний Новгород Нижегородская область, [email protected]
Современный учитель не может работать, не прослеживая индивидуальные достижения и рост учащихся. Современное образование предполагает ориентацию обучения не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, на формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования. К сожалению, часто применяемые в современной педагогической практике системы методических приемов и способов проверки знаний и умений учащихся, не всегда позволяет отследить достижения учащимися образовательных результатов в соответствии с поставленными целями. Поэтому передо мной, как учителем, появилась цель: выявить методические условия организации системы оценивания учебных достижений школьников в процессе изучения географии, на основе инновационной модели учета и оценки достижений учащихся - «портфолио ученика». Портфолио рассматривалось нами, как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащихся.
Если организованная система оценивания и учета достижений учащихся построена на основе модели «портфолио ученика», то она способствует:
• повышению объективно существующего уровня владения предметными знаниями, умениями и навыками;
• Повышению интереса к предмету;
• Формированию адекватной самооценки учащихся;
• Формированию культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.
Инновационная система оценки заключается в разработке «субъект-субъектной» системы непрерывной оценки и самооценки (См. приложение)
• Переход к оцениванию процесса движения к результату;
• Признание права учащихся на ошибку.
Нами методически апробирован один из типов портфолио «портфель ученика» - соединяющий в себе черты двух других типов порфолио - портфеля достижений и портфеля отчета. Его единицу сбора и структуру определяет учитель, а наполнение осуществляет учащийся, консультируясь с учителем.
«Портфель ученика» имеет три основных раздела: портрет - самохарактеристика ученика, коллектор - папка, куда отбираются материалы: образцы и продукты учебной деятельности учащихся, так же от-зовы и рецензии на различные работы, характеристики из внешних источников, которые затем сортируются, и достижения - материалы, непосредственно подлежащие оценке.
Структура «Портфеля ученика» напрямую зависит от конкретных целей обучения данному предмету. Например. Мною используются следующие виды работ для представления в портфеле:
1. карта знаний
2. контрольные работы
3. домашние работы и др.
При оформлении окончательного варианта портфеля необходимо включить туда все то, что может явиться свидетельством усилий, достижений и прогресса в обучении. Каждый элемент должен датироваться, чтобы можно было проследить динамику учебного прогресса. При оформлении окончательно варианта портфеля необходимо включить туда:
• сопроводительное письмо с описанием целей обучения по курсу и краткой характеристики портфеля;
• оглавления портфеля;
• лист самооценки с указанием своих удач и трудностей в процессе изучения данного курса или отдельных его тем и разделов.
Оценивание портфолио осуществляется учителем, самооценкой учащегося, взаимоценкой, а возможно и родителями.
Критерии оценки отражают:
1. сформированность качеств, отраженных в целях обучения данному предмету;
2. развитость коммуникативных умений: умение сотрудничать, выступать с докладом, четко и аргументировано излагать свои мысли и т.д.
3. сформированность оргдеятельностных умений: формулировать цели, проявлятьустойчивость в их достижении, планировать деятельность, прогнозировать ее результаты, сопоставлять результаты с целями и т.д.
Для оптимизации процесса оценки «Портфелей» их содержание делится на следующие категории:
• обязательные работы - требуемые учебной программой по предмету и необходимостью усвоения базовых знаний и умений;
• поисковые работы - проекты, решения проблемных, исследовательских задач;
• ситуативные работы - разработки ненаглядных пособий, настенных и дидактических материалов, решение прикладных задач;
• описательные работы - эссе, аннотации, листы целей, листы самоконтроля и самооценки;
• внешние материалы: отзывы и рецензии на работы, листы взаимооценки, характеристика портфеля учителем.
Мы считаем, что для определения общей оценки каждая категория имеет разный вес: обязательная категория - 40%общей оценки; поисковая - 30%; ситуативная - 15%; описательная - 10%; внешняя - 5%.
Оценочная самостоятельность, которая воспитывается средствами школьного обучения, включает две составляющие: ясно осознаваемые критерии качества своей учебной работы, принимаемые в ходе коллективного обсуждения, и владение способов оценивания, принятым в данном социуме.
Предметная диагностика уровня сформированно-сти оценочной самостоятельности основана на выявлении следующих параметров:
• Психологической готовности и потребности ученика в осуществлении самостоятельной контрольно-оценосчной деятельности (методика «Разноцветные поправки» и «Самоконтроль по собственной инициативе» А.К. Марковой).
• Способность к взаимоконтролю и взаимооценке (прием «Рецензирование ответа ученика»),
• Адекватность самооценки (методика «Исследование адекватности самооценки учащихся» А.В.Захаровой).
Учебное портфолио - модель аутентичного оценивания (процедуры оценивания, разработанной для того, чтобы ученики могли продемонстрировать все свои способности, полученные в процессе обучения в реальных жизненных ситуациях), получающего оформление в документах трех типов:
1. Портфель достижений - коллекция работ учащегося всесторонне демонстрирующая прогресс в учебной деятельности школьника как в определенной предметной области, так и в целом по всем предметам за учебный год.
2. Портфель - отчет - собрание индивидуальных текущих работ учащегося по предмету в соответствии с планом заданным изначально учителем, имеющее целью выявление степени прохождения школьником программы обучения.
3. Портфель - самооценка - совокупность обязательных и творческих работ учащегося по разным предметам с соответствующими комментариями преподавателей, включающими оценку их выполнения с характеристикой и объяснениями
«Портфель ученика», представляемый в данной статье является интегрированным типом, соединяющим в себе черты портфеля - достижений и портфеля - отчета. Его единицу сбора и структуру определяет учитель, а наполнение осуществляет учащийся, консультируясь с учителем. «Портфель ученика» имеет три основных раздела: портрет - самохарактеристика ученика, коллектор - папка, куда отбираются материалы и затем сортируются, и достижения - материалы, непосредственно подлежащие оценке.
Технология «Портфель ученика» является эффективным способом рефлексивной работы школьника на этапе основной школы, так как она способствует формированию умений анализировать собственную учебную работу, объективно оценивать свои возможности и видеть способы преодоления трудностей, достижения более высоких результатов. Их учебная деятельность при этом становится более осознанной. В ходе учета и оценки собственных достижений учащимися у них формируется ответственность за свой труд. Чрезвычайно важно, что в этом процессе активное участие могут принимать родители, другие учителя, одноклассники. Эта технология позволяет представить целостную картину объективного продвижения ученика в той или иной предметной области за определенный период.
Основными преимуществами «Портфеля ученика», с точки зрения формирования оценочной самостоятельности школьников среднего звена, являются:
• интеграция преподавания, учения, контроля и оценивания;
• объединение количественной и качественной оценки посредством анализа разнообразных
продуктов учебно-познавательной деятельности;
• сотрудничество учителя и учащегося с целью оценки достижений, приложенных усилий и прогресса в обучении последнего;
• смещение акцентов от жестких нормативов к гибким условиям альтернативной оценки;
• близость данного способа оценки к оценке, принятой в профессиональной сфере, что позволяет раньше начать формирование профессионально значимых умений учащихся.
В то же время нельзя не отметить следующие проблемы и трудности, возникающие в процессе применения технологии «Портфель ученика»:
• требуется отведение определенного количества учебного времени на работу по формированию и анализу «Портфелей», подготовке их презентации;
• высокий уровень субъективности оценки, ослабление ее валидности и надежности;
• сложность в определении критериев оценки элементов состава «Портфеля», доступных для осознания и принятия учащимися;
• трудоемкость процесса проверки и оценки «Портфелей»;
• организационные трудности по хранению «Портфелей.
Приведенные недостатки отражают реальные трудности и противоречия во внедрении любой инновации в традиционный образовательный процесс. Вместе с тем опыт применения технологии «Портфель ученика» показывает появление у школьников потребности в самоконтроле и самооценке своих учебных результатов, развитие способности к содержательной рефлексии.
Литература
1. Андреев В.И. Педагогика: Учеб. курс для творческого сам о развития.-2-е изд. Казань, 2000.
2. Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированно-сти учебной деятельности, Томск, 2001.
3. Сиротин В.И. Диагностика уровня овладения учащимися основными компонентами содержания базового географического образования.// География в школе. - 2001. -№ 1.
4. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 2000.
Автор делится уникальным опытом организации исследовательской деятельности учащихся на уроках экономики, моделируя различные жизненные ситуации, влияющие на развитие личности
Горбунов Олег Петрович,
учитель экономики МОУСОШ №2 г. Салехард
Головокружительные события XX века коренным образом изменили окружающий нас мир. Не многие из них могут соперничать по своей важности с переходом к рыночной экономике в России. Надежды и опасения, связанные с переходом к рынку, скоротечность реформ, возникновение новых, подчас уродливых реалий, понятны не всем. Мы вступили на трудную дорогу, где каждый наш шаг сопряжен с организационными трудностями, с необходимостью глубокого переосмысления подходов к развитию экономики, с отказом от догм прошлого и личного отношения каждого ко многим экономическим категориям.
Сегодня мы понимаем, что экономика - это особый мир со своими законами и проблемами, драмами и противоречиями, он сложен и загадочен, но главное -открыт для каждого, кто хочет в него войти.
Практика - критерий истины. Об этом свидетельствует опыт стран с рыночной экономикой. Хозяйствование, основанное на использовании рыночного механизмы в этих странах, в необходимых условиях, оправдано потребностями сегодняшнего дня. Только независимые и свободные, стремящиеся к экономической самостоятельности люди, готовы собственными усилиями строить свое материальное и духовное