Научная статья на тему '«Портфолио ученика» как средство оценки учебных достижений школьника в курсе географии'

«Портфолио ученика» как средство оценки учебных достижений школьника в курсе географии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1543
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА / ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ / МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ / ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ УЧАЩИХСЯ / ПРЕДМЕТНАЯ ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перепечина Людмила Джаватовна

В статье рассматриваются вопросы разработки методических условий организации самостоятельного оценивания учащимися своих учебных достижений. Основное внимание уделяется разработке инновационной модели учета и оценки достижений школьников «портфолио» ученика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Портфолио ученика» как средство оценки учебных достижений школьника в курсе географии»

И хотя все листья и цветы вышли из одного растения, они не были похожими в точности на него. Они были проявлениями растения в мире, сущность которого содержалась внутри стебля.

И были листья и цветы прекрасными или безобразными, стебель по-прежнему был просто самим собой. Истинная природа и жизненная сила этого взрослеющего растения содержалась в том крохотном семечке.

Формирование зрелости, свободоспособности "Многогранник "САМО", или победи в себе дракона"

Практическое занятие

Кто не сможет сосредоточиться в себе или увлекается чем-нибудь, тот, видя, не увидит, слыша, не услышит, вкушая, не различит вкуса.

Конфуций

Цель:

Формирование у учащихся зрелости и свободоспособности через готовность к самоанализу.

Процесс самопознания на занятиях организуется с помощью методики самопознания [13] и самоанализа работы над многогранником «САМО».

Самоанализ проводится и в форме группового обсуждения, и через самостоятельную работу по пунктам методики.

В дневнике каждый участник составляет многогранник из представленного ниже списка возможных составляющих "САМО", подписывая каждую грань. Каждый участник составляет свой многогранник «САМО». При этом расположение граней у составленных разными участниками многогранников «САМО» может быть и разным, и совпадать. Затем участников просят посмотреть полученные многогранники у других участников упражнения и найти участника с многогранником, у которого грани имеют такое же расположение.

В процессе работы над составлением многогранника проявляется индивидуальность каждого участника. Важно обратить внимание учащихся на то, что для них означает каждая грань, какое содержание они вкладывают в эту грань, какую роль и функцию она может выполнять в их жизни, что они могут получить для себя, когда работают над разными моделями многогранника. Очень важно, какую грань и почему именно эту грань ребята выбирают в качестве основы, а также порядок и последовательность работы с гранями «САМО», видят ли они многогранник, как плоскую или как объемную фигуру, как представляется он им сверху, снизу, сбоку, есть ли там впадины или только ровные поверхности.

В процессе создания многогранника у участника формируется механизм, который помогает ему развивать свободоспособность и зрелость.

С1 - самопознание;

С 2-самонаблюдение;

СЗ - самоанализ;

С 4 - самооценка;

С 5-самообучение;

С 6 — самовоспитание;

С 7 — самоконтроль;

С 8 — самообладание;

С 9-самодисциплина;

С10 — самостоятельность.

ЗРЕЛОСТЬ СВОБОДОСПОСОБНОСТЬ

Групповая рефлексия проводится по вопросам: Что происходило с тобой в процессе работы? Как вы думаете, почему многогранник называется «САМО" или "Победи в себе дракона?"1 О чем говорят вам слова "зрелость" и "свободоспособность"? Что вы вкладываете в понимание этих слов?

Занятие заканчивается притчей «Об историях вообще».

Притча "Об историях вообще"

У Восточного ветра была тайна - о прекрасном месте за великим океаном, в котором он побывал. Ему было грустно, потому что там не было людей, которые могли бы порадоваться этой красотой. Поэтому, когда Восточный ветер дул в западном направлении, ему хотелось, чтобы, каким-то образом, он смог рассказать людям на западной стороне океана об этой красоте.

Однажды летая, ветер увидел людей, сидящих у костра. Он задул очень мягко и прошептал свой секрет прямо в ухо одному из людей.

Человек рассказал своей жене и детям о красоте по ту сторону океана. Дети рассказали своим товарищам по играм, те рассказали своим родителям. Все люди оказались заинтересованы этим новым местом. Они решили сделать лодки и пересечь океан, чтобы найти это красивое место.

Восточный ветер дул в их паруса и мягко и спокойно вел их через океан. Когда люди высадились на землю, то увидели, что это место действительно очень красивое, как и было в рассказе, который они передавали друг другу. Это место люди решили сделать своим домом.

Ночью, сидя вокруг огня, они думали о тайне, которую прошептал им ветер. Они никогда бы не узнали об этой красоте, если бы он не рассказал им историю, или если бы они ему не поверили.

С тех пор они придумывали истории обо всем, что было им интересно: как в небесах движутся звезды, как появился мир, как начинаются шторма. Все могло быть вплетено в историю. И именно так, я думаю, началось создание историй. И той, которую вы сегодня рассказали на занятии.

1 Согласно восточной сказке в каждом человеке сидит свой дракон, который мешает человеку быть тем, кем он хочет быть. Поняв сущность каждой грани, можно победить в себе дракона.

В статье рассматриваются вопросы разработки методических условий организации самостоятельного оценивания учащимися своих учебных достижений. Основное внимание уделяется разработке инновационной модели учета и оценки достижений школьников - «портфолио» ученика.

Перепечина Людмила Джаватовна,

учитель географии Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия №50», г. Нижний Новгород Нижегородская область, dgavatovna@rambler.ru

Современный учитель не может работать, не прослеживая индивидуальные достижения и рост учащихся. Современное образование предполагает ориентацию обучения не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, на формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования. К сожалению, часто применяемые в современной педагогической практике системы методических приемов и способов проверки знаний и умений учащихся, не всегда позволяет отследить достижения учащимися образовательных результатов в соответствии с поставленными целями. Поэтому передо мной, как учителем, появилась цель: выявить методические условия организации системы оценивания учебных достижений школьников в процессе изучения географии, на основе инновационной модели учета и оценки достижений учащихся - «портфолио ученика». Портфолио рассматривалось нами, как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащихся.

Если организованная система оценивания и учета достижений учащихся построена на основе модели «портфолио ученика», то она способствует:

• повышению объективно существующего уровня владения предметными знаниями, умениями и навыками;

• Повышению интереса к предмету;

• Формированию адекватной самооценки учащихся;

• Формированию культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.

Инновационная система оценки заключается в разработке «субъект-субъектной» системы непрерывной оценки и самооценки (См. приложение)

• Переход к оцениванию процесса движения к результату;

• Признание права учащихся на ошибку.

Нами методически апробирован один из типов портфолио «портфель ученика» - соединяющий в себе черты двух других типов порфолио - портфеля достижений и портфеля отчета. Его единицу сбора и структуру определяет учитель, а наполнение осуществляет учащийся, консультируясь с учителем.

«Портфель ученика» имеет три основных раздела: портрет - самохарактеристика ученика, коллектор - папка, куда отбираются материалы: образцы и продукты учебной деятельности учащихся, так же от-зовы и рецензии на различные работы, характеристики из внешних источников, которые затем сортируются, и достижения - материалы, непосредственно подлежащие оценке.

Структура «Портфеля ученика» напрямую зависит от конкретных целей обучения данному предмету. Например. Мною используются следующие виды работ для представления в портфеле:

1. карта знаний

2. контрольные работы

3. домашние работы и др.

При оформлении окончательного варианта портфеля необходимо включить туда все то, что может явиться свидетельством усилий, достижений и прогресса в обучении. Каждый элемент должен датироваться, чтобы можно было проследить динамику учебного прогресса. При оформлении окончательно варианта портфеля необходимо включить туда:

• сопроводительное письмо с описанием целей обучения по курсу и краткой характеристики портфеля;

• оглавления портфеля;

• лист самооценки с указанием своих удач и трудностей в процессе изучения данного курса или отдельных его тем и разделов.

Оценивание портфолио осуществляется учителем, самооценкой учащегося, взаимоценкой, а возможно и родителями.

Критерии оценки отражают:

1. сформированность качеств, отраженных в целях обучения данному предмету;

2. развитость коммуникативных умений: умение сотрудничать, выступать с докладом, четко и аргументировано излагать свои мысли и т.д.

3. сформированность оргдеятельностных умений: формулировать цели, проявлятьустойчивость в их достижении, планировать деятельность, прогнозировать ее результаты, сопоставлять результаты с целями и т.д.

Для оптимизации процесса оценки «Портфелей» их содержание делится на следующие категории:

• обязательные работы - требуемые учебной программой по предмету и необходимостью усвоения базовых знаний и умений;

• поисковые работы - проекты, решения проблемных, исследовательских задач;

• ситуативные работы - разработки ненаглядных пособий, настенных и дидактических материалов, решение прикладных задач;

• описательные работы - эссе, аннотации, листы целей, листы самоконтроля и самооценки;

• внешние материалы: отзывы и рецензии на работы, листы взаимооценки, характеристика портфеля учителем.

Мы считаем, что для определения общей оценки каждая категория имеет разный вес: обязательная категория - 40%общей оценки; поисковая - 30%; ситуативная - 15%; описательная - 10%; внешняя - 5%.

Оценочная самостоятельность, которая воспитывается средствами школьного обучения, включает две составляющие: ясно осознаваемые критерии качества своей учебной работы, принимаемые в ходе коллективного обсуждения, и владение способов оценивания, принятым в данном социуме.

Предметная диагностика уровня сформированно-сти оценочной самостоятельности основана на выявлении следующих параметров:

• Психологической готовности и потребности ученика в осуществлении самостоятельной контрольно-оценосчной деятельности (методика «Разноцветные поправки» и «Самоконтроль по собственной инициативе» А.К. Марковой).

• Способность к взаимоконтролю и взаимооценке (прием «Рецензирование ответа ученика»),

• Адекватность самооценки (методика «Исследование адекватности самооценки учащихся» А.В.Захаровой).

Учебное портфолио - модель аутентичного оценивания (процедуры оценивания, разработанной для того, чтобы ученики могли продемонстрировать все свои способности, полученные в процессе обучения в реальных жизненных ситуациях), получающего оформление в документах трех типов:

1. Портфель достижений - коллекция работ учащегося всесторонне демонстрирующая прогресс в учебной деятельности школьника как в определенной предметной области, так и в целом по всем предметам за учебный год.

2. Портфель - отчет - собрание индивидуальных текущих работ учащегося по предмету в соответствии с планом заданным изначально учителем, имеющее целью выявление степени прохождения школьником программы обучения.

3. Портфель - самооценка - совокупность обязательных и творческих работ учащегося по разным предметам с соответствующими комментариями преподавателей, включающими оценку их выполнения с характеристикой и объяснениями

«Портфель ученика», представляемый в данной статье является интегрированным типом, соединяющим в себе черты портфеля - достижений и портфеля - отчета. Его единицу сбора и структуру определяет учитель, а наполнение осуществляет учащийся, консультируясь с учителем. «Портфель ученика» имеет три основных раздела: портрет - самохарактеристика ученика, коллектор - папка, куда отбираются материалы и затем сортируются, и достижения - материалы, непосредственно подлежащие оценке.

Технология «Портфель ученика» является эффективным способом рефлексивной работы школьника на этапе основной школы, так как она способствует формированию умений анализировать собственную учебную работу, объективно оценивать свои возможности и видеть способы преодоления трудностей, достижения более высоких результатов. Их учебная деятельность при этом становится более осознанной. В ходе учета и оценки собственных достижений учащимися у них формируется ответственность за свой труд. Чрезвычайно важно, что в этом процессе активное участие могут принимать родители, другие учителя, одноклассники. Эта технология позволяет представить целостную картину объективного продвижения ученика в той или иной предметной области за определенный период.

Основными преимуществами «Портфеля ученика», с точки зрения формирования оценочной самостоятельности школьников среднего звена, являются:

• интеграция преподавания, учения, контроля и оценивания;

• объединение количественной и качественной оценки посредством анализа разнообразных

продуктов учебно-познавательной деятельности;

• сотрудничество учителя и учащегося с целью оценки достижений, приложенных усилий и прогресса в обучении последнего;

• смещение акцентов от жестких нормативов к гибким условиям альтернативной оценки;

• близость данного способа оценки к оценке, принятой в профессиональной сфере, что позволяет раньше начать формирование профессионально значимых умений учащихся.

В то же время нельзя не отметить следующие проблемы и трудности, возникающие в процессе применения технологии «Портфель ученика»:

• требуется отведение определенного количества учебного времени на работу по формированию и анализу «Портфелей», подготовке их презентации;

• высокий уровень субъективности оценки, ослабление ее валидности и надежности;

• сложность в определении критериев оценки элементов состава «Портфеля», доступных для осознания и принятия учащимися;

• трудоемкость процесса проверки и оценки «Портфелей»;

• организационные трудности по хранению «Портфелей.

Приведенные недостатки отражают реальные трудности и противоречия во внедрении любой инновации в традиционный образовательный процесс. Вместе с тем опыт применения технологии «Портфель ученика» показывает появление у школьников потребности в самоконтроле и самооценке своих учебных результатов, развитие способности к содержательной рефлексии.

Литература

1. Андреев В.И. Педагогика: Учеб. курс для творческого сам о развития.-2-е изд. Казань, 2000.

2. Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированно-сти учебной деятельности, Томск, 2001.

3. Сиротин В.И. Диагностика уровня овладения учащимися основными компонентами содержания базового географического образования.// География в школе. - 2001. -№ 1.

4. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 2000.

Автор делится уникальным опытом организации исследовательской деятельности учащихся на уроках экономики, моделируя различные жизненные ситуации, влияющие на развитие личности

Горбунов Олег Петрович,

учитель экономики МОУСОШ №2 г. Салехард

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Головокружительные события XX века коренным образом изменили окружающий нас мир. Не многие из них могут соперничать по своей важности с переходом к рыночной экономике в России. Надежды и опасения, связанные с переходом к рынку, скоротечность реформ, возникновение новых, подчас уродливых реалий, понятны не всем. Мы вступили на трудную дорогу, где каждый наш шаг сопряжен с организационными трудностями, с необходимостью глубокого переосмысления подходов к развитию экономики, с отказом от догм прошлого и личного отношения каждого ко многим экономическим категориям.

Сегодня мы понимаем, что экономика - это особый мир со своими законами и проблемами, драмами и противоречиями, он сложен и загадочен, но главное -открыт для каждого, кто хочет в него войти.

Практика - критерий истины. Об этом свидетельствует опыт стран с рыночной экономикой. Хозяйствование, основанное на использовании рыночного механизмы в этих странах, в необходимых условиях, оправдано потребностями сегодняшнего дня. Только независимые и свободные, стремящиеся к экономической самостоятельности люди, готовы собственными усилиями строить свое материальное и духовное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.