Научная статья на тему 'Процесс самопознания: «Сам себя и познаю» практическое занятие'

Процесс самопознания: «Сам себя и познаю» практическое занятие Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
729
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕНТРАЦИЯ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / РЕЛАКСАЦИЯ / САМОВНУШЕНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ЗРЕЛОСТИ / СВОБОДОСПОСОБНОСТИ / ПРИТЧА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барбитова Анна Дмитриевна

Автор продолжает знакомить читателя с серией практических занятий со старшеклассниками, обеспечивающими укрепление психического здоровья. В журнале «Инновационные проекты и программы в образовании». 2009. №4 опубликована статья автора «Готовность к личностному изменению: ''К чему готов''. Данное занятие посвящено процессу самопознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Процесс самопознания: «Сам себя и познаю» практическое занятие»

своих потребностей и вкусов, а то, что ему навязывают рекламные лозунги и ролики. Мир переворачивается и предстаёт в виде огромного монстра-гамбургера или монстра-интернета, который постепенно поглощает самого человека.

Вопросы:

1. Согласны ли вы с тем, что современные люди обезличиваются? В чём это проявляется?

2. Существует ли опасность, исходящая от рекламы, Интернета, супермаркетов?

3. Можно ли эти опасности нейтрализовать? Как?

4. Как развить и сохранить свою самобытность?

5. Как вы для себя решаете эту проблему?

55. Ситуация-выбор «Свобода и принуждение»

Древнегреческий философ Демокрит считал, что «если бы дети не принуждались к труду, то они не научились бы ни грамоте, ни музыке, ни гимнастике, ни тому, что наиболее укрепляет добродетель, - стыду». Другие же мыслители считали, что детей принуждать ни к чему не надо, иначе вырастит озлобленный субъект. Более того, быть нравственным заставить нельзя.

Вопросы:

1. Нужно ли принуждать детей к труду?

2. Хватит ли юному человеку силы воли для выполнения не очень приятной работы?

3. Может ли человек прожить, делая только то, что ему приятно?

4. Можно ли учёбу и труд строить только на игре?

5. Можно ли ребёнка заставить быть нравственным?

6. Какая из предложенных позиций вам ближе?

56. «Юноша и Старец»

Однажды Юноша повстречал на своём пути Старца и, оттолкнув его, прошёл мимо. Старец посмотрел вслед Юноше и взмахнул рукой. Юноша в одно мгновение превратился в глубокого старика. Ему вдруг стало трудно дышать, ослабели руки и ноги, глаза потеряли зоркость, уши перестали слышать многие звуки окружающего мира.

- Что со мной? - всполошился Юноша-Старик. -Почему мне так плохо, где моя молодость?

- Она прошла, - ответил Старец, - а ты и не заметил, потому что прошёл мимо главного в жизни.

- А что главное в жизни? - спросил Юноша-Старик.

- Подумай и может быть ты ещё успеешь это понять, - ответил Старец и скрылся.

После того как Старец скрылся, Юноша-Старик обрёл свой прежний облик, и, опустившись на землю, задумался...

Вопросы:

1. Почему Юноша не уступил дорогу Старцу?

2. Не слишком ли жестоко обошёлся Старец с Юношей?

3. Как вы думаете, есть ли разница между словами «Старец» и «Старик»?

4. В какие моменты жизни человек чаще всего что-то осознаёт, понимает?

5. Так что же самое главное в жизни?

Автор продолжает знакомить читателя с серией практических занятий со старшеклассниками, обеспечивающими укрепление психического здоровья. В журнале «Инновационные проекты и программы в образовании». - 2009. - №4 опубликована статья автора «Готовность к личностному изменению: "К чему готов". Данное занятие посвящено процессу самопознания.

Барбитова Анна Дмитриевна,

кандидат психологических наук Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (УИПКПРО) а barbitova@mail.ru

--------------------------------------------------------------------------------щ

ПРОЦЕСС САМОПОЗНАНИЯ: «САМ СЕБЯ И ПОЗНАЮ»

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ Как можно сформировать у учащихся представления об основных способах самопознания и саморегуляции, зрелости и свободоспособности?

Ключевые слова: концентрация; визуализация; релаксация; самовнушение;формирование зрелости, свободоспособности; притча

Человек не орех: сразу не раскусишь.

Русская пословица

Цель:

Формирование у учащихся представления об основных способах самопознания и саморегуляции,

развитие умения наблюдать, развитие визуальной модальности.

Перед тем как предложить старшеклассникам для выполнения упражнения необходима мини-лекция (на 10 минут) на тему: «Основные способы самопознания и саморегуляции».

Упражнение 1. Концентрация.

Сосредоточьте своё внимание на каком-нибудь предмете. Рассмотрите все его детали, потрогайте, понюхайте, думайте только о выбранном предмете. Попытайтесь описать его так, будто впервые видите. Это может быть все, что угодно: ноготь большого пальца, обрезок бумаги, свой ботинок (например, он коричневый, носки у него стерты, подошва на внутренней стороне износилась, надпись на подкладке еле-еле можно прочесть и т.д.).

Упражнение 2. Визуализация.

Лучше выполнять с закрытыми глазами. Кому очень сложно быть с закрытыми глазами, то можно на доске повесить белый лист бумаги форматом А-3 и предложить сосредоточить внимание на нем.

Закройте глаза и в течение некоторого времени сосредоточьтесь на своем дыхании. Вообразите белый экран. Представьте на экране любой цветок. Уберите цветок с экрана, а вместо него поместите на экран белую розу Поменяйте белую розу на - красную. (Если у вас возникли трудности, вообразите, что вы кисточкой покрасили розу в красный цвет).

Уберите розу и представьте мысленно комнату, в которой вы находитесь: всю ее обстановку, мебель, цвет и т.п. Переверните картину Посмотрите на комнату с потолка. (Если это трудно сделать, то вообразите себя на потолке смотрящим на комнату и всю обстановку сверху вниз).

Снова представьте белый экран. Поместите синий фильтр перед источником света так, чтобы весь экран стал ярко-синим. Поменяйте синий фильтр на

- красный. Сделайте экран зеленым. Представляйте любые цвета и изображения на свое усмотрение в течение небольшого количества времени (2-3 минуты).

Упражнения 3. Релаксация (желательно выполнять под музыку).

Инструкция по выполнению упражнения. Займите удобное положение, выпрямите спину Закройте глаза. Сосредоточьтесь на своем дыхании. Воздух сначала заполняет брюшную полость, а затем вашу грудную клетку и легкие. Сделайте полный вдох, затем несколько легких спокойных выдохов. Теперь спокойно, без специальных усилий сделайте новый вдох.

Обратите внимание, какие части вашего тела соприкасаются со стулом, полом. В тех частях тела, где поверхность поддерживает вас, постарайтесь ощутить эту поддержку немного сильнее. Вообразите, что стул, земля приподнимаются, чтобы поддержать вас. Расслабьте те мышцы, с помощью которых вы сами поддерживаете себя. Проанализируйте, что с вами происходило. Каково ваше состояние?

Упражнение 4. Самовнушение (Работа с аф-фирмациями1).

Вырежьте из тонкого картона 10 карточек размером 10x4 см. На каждой напишите одно и то же

1 Аффирмация - процесс формирования убеждений с помощью положительных мысленных установок.

предложение: "Этот и следующий год станет для меня годом совершенствования и успеха. Почему?" Положите по карточке в сумку, блокнот, ежедневник, на рабочее место, где вы подолгу находитесь, повесьте на стенку.

После выполнения упражнений необходимо провести рефлексию. Учащиеся по кругу высказывают свои наблюдения, впечатления, эмоции, результаты.

Завершается занятие притчей «Семечко».

Притча "Семечко"

Жило-было маленькое семечко и ждало в своей мягкой земляной постели, когда начнут с ним происходить разные события.

Однажды семечко ощутило внутри себя какие-то движения и огромную потребность вытянуться и вытолкнуть себя из своей скорлупы.

Земля становилась все теплее и теплее, вокруг просачивалась дождевая вода, делая скорлупу все мягче и мягче.

Семечко чувствовало, что увеличивается в размерах, и оболочка, в которую оно было заключено, становилась слишком малой для него. Семечку не оставалось другого выхода, как прорваться наружу, так как гораздо приятнее было оказаться в теплой воде и земле, чем быть внутри этой тесной жесткой оболочки.

То, что появилось из земли, оказалось зеленым, а не коричневым, как скорлупа или земля вокруг. Появившаяся зеленая часть медленно, но уверенно прокладывала свой путь наверх, к свету

Так, изгибаясь и поворачиваясь, и толкаясь сквозь коричневую скорлупу, появился зеленый росток. Когда он оказался снаружи, на свету, тепло солнца и влага дождя были так приятны, что семечко все больше и больше стало набирать чудесного воздуха внутрь себя.

Тем временем другие части семечка начали вытягиваться вниз, дальше в тучную, нежную почву Надземной части семечка было приятно быть связанной с подземной частью сильными, надежными корнями, тянувшимися за питанием.

По бокам зеленого ростка стали появляться листья. Вместе с тем как побег вырастал все больше и больше, появлялось все больше и больше листьев. У некоторых из них были красивые очертания и нежная бархатная поверхность. Некоторые же листья вдоль побега были либо искривленными, либо неровными, или выглядели больными.

Через некоторое время среди листочков стали появляться прекрасные цветы. Сначала все маленькие бутоны выглядели похожими друг на друга, но по мере того, как они росли, стали отличаться между собой. Некоторые оказались полны лепестков и чудесных красок, а некоторые так и не выросли большими, лепестки их были скрюченными и продырявленными, цвета были блеклыми и тусклыми.

Все лето растение продолжало расти и выпускать свои листья и цветы. Корни становились все сильнее и больше, проталкиваясь вниз в темную, тучную почву

И хотя все листья и цветы вышли из одного растения, они не были похожими в точности на него. Они были проявлениями растения в мире, сущность которого содержалась внутри стебля.

И были листья и цветы прекрасными или безобразными, стебель по-прежнему был просто самим собой. Истинная природа и жизненная сила этого взрослеющего растения содержалась в том крохотном семечке.

Формирование зрелости, свободоспособности "Многогранник "САМО", или победи в себе дракона"

Практическое занятие

Кто не сможет сосредоточиться в себе или увлекается чем-нибудь, тот, видя, не увидит, слыша, не услышит, вкушая, не различит вкуса.

Конфуций

Цель:

Формирование у учащихся зрелости и свободоспособности через готовность к самоанализу

Процесс самопознания на занятиях организуется с помощью методики самопознания [13] и самоанализа работы над многогранником «САМО».

Самоанализ проводится и в форме группового обсуждения, и через самостоятельную работу по пунктам методики.

В дневнике каждый участник составляет многогранник из представленного ниже списка возможных составляющих "САМО", подписывая каждую грань. Каждый участник составляет свой многогранник «САМО». При этом расположение граней у составленных разными участниками многогранников «САМО» может быть и разным, и совпадать. Затем участников просят посмотреть полученные многогранники у других участников упражнения и найти участника с многогранником, у которого грани имеют такое же расположение.

В процессе работы над составлением многогранника проявляется индивидуальность каждого участника. Важно обратить внимание учащихся на то, что для них означает каждая грань, какое содержание они вкладывают в эту грань, какую роль и функцию она может выполнять в их жизни, что они могут получить для себя, когда работают над разными моделями многогранника. Очень важно, какую грань и почему именно эту грань ребята выбирают в качестве основы, а также порядок и последовательность работы с гранями «САМО», видят ли они многогранник, как плоскую или как объемную фигуру, как представляется он им сверху, снизу, сбоку, есть ли там впадины или только ровные поверхности.

В процессе создания многогранника у участника формируется механизм, который помогает ему развивать свободоспособность и зрелость.

С1 - самопознание;

С 2-самонаблюдение;

СЗ - самоанализ;

С 4 - самооценка;

С 5-самообучение;

С 6 — самовоспитание;

С 7 — самоконтроль;

С 8 — самообладание;

С 9-самодисциплина;

С10 — самостоятельность.

ЗРЕЛОСТЬ СВОБОДОСПОСОБНОСТЬ

Групповая рефлексия проводится по вопросам: Что происходило с тобой в процессе работы? Как вы думаете, почему многогранник называется «САМО" или "Победи в себе дракона?"1 О чем говорят вам слова "зрелость" и "свободоспособность"? Что вы вкладываете в понимание этих слов?

Занятие заканчивается притчей «Об историях вообще».

Притча "Об историях вообще"

У Восточного ветра была тайна - о прекрасном месте за великим океаном, в котором он побывал. Ему было грустно, потому что там не было людей, которые могли бы порадоваться этой красотой. Поэтому, когда Восточный ветер дул в западном направлении, ему хотелось, чтобы, каким-то образом, он смог рассказать людям на западной стороне океана об этой красоте.

Однажды летая, ветер увидел людей, сидящих у костра. Он задул очень мягко и прошептал свой секрет прямо в ухо одному из людей.

Человек рассказал своей жене и детям о красоте по ту сторону океана. Дети рассказали своим товарищам по играм, те рассказали своим родителям. Все люди оказались заинтересованы этим новым местом. Они решили сделать лодки и пересечь океан, чтобы найти это красивое место.

Восточный ветер дул в их паруса и мягко и спокойно вел их через океан. Когда люди высадились на землю, то увидели, что это место действительно очень красивое, как и было в рассказе, который они передавали друг другу. Это место люди решили сделать своим домом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ночью, сидя вокруг огня, они думали о тайне, которую прошептал им ветер. Они никогда бы не узнали об этой красоте, если бы он не рассказал им историю, или если бы они ему не поверили.

С тех пор они придумывали истории обо всем, что было им интересно: как в небесах движутся звезды, как появился мир, как начинаются шторма. Все могло быть вплетено в историю. И именно так, я думаю, началось создание историй. И той, которую вы сегодня рассказали на занятии.

1 Согласно восточной сказке в каждом человеке сидит свой дракон, который мешает человеку быть тем, кем он хочет быть. Поняв сущность каждой грани, можно победить в себе дракона.

В статье рассматриваются вопросы разработки методических условий организации самостоятельного оценивания учащимися своих учебных достижений. Основное внимание уделяется разработке инновационной модели учета и оценки достижений школьников - «портфолио» ученика.

Перепечина Людмила Джаватовна,

учитель географии Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия №50», г. Нижний Новгород Нижегородская область, dgavatovna@rambler.ru

Современный учитель не может работать, не прослеживая индивидуальные достижения и рост учащихся. Современное образование предполагает ориентацию обучения не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, на формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования. К сожалению, часто применяемые в современной педагогической практике системы методических приемов и способов проверки знаний и умений учащихся, не всегда позволяет отследить достижения учащимися образовательных результатов в соответствии с поставленными целями. Поэтому передо мной, как учителем, появилась цель: выявить методические условия организации системы оценивания учебных достижений школьников в процессе изучения географии, на основе инновационной модели учета и оценки достижений учащихся - «портфолио ученика». Портфолио рассматривалось нами, как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащихся.

Если организованная система оценивания и учета достижений учащихся построена на основе модели «портфолио ученика», то она способствует:

• повышению объективно существующего уровня владения предметными знаниями, умениями и навыками;

• Повышению интереса к предмету;

• Формированию адекватной самооценки учащихся;

• Формированию культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.

Инновационная система оценки заключается в разработке «субъект-субъектной» системы непрерывной оценки и самооценки (См. приложение)

• Переход к оцениванию процесса движения к результату;

• Признание права учащихся на ошибку.

Нами методически апробирован один из типов портфолио «портфель ученика» - соединяющий в себе черты двух других типов порфолио - портфеля достижений и портфеля отчета. Его единицу сбора и структуру определяет учитель, а наполнение осуществляет учащийся, консультируясь с учителем.

«Портфель ученика» имеет три основных раздела: портрет - самохарактеристика ученика, коллектор - папка, куда отбираются материалы: образцы и продукты учебной деятельности учащихся, так же от-зовы и рецензии на различные работы, характеристики из внешних источников, которые затем сортируются, и достижения - материалы, непосредственно подлежащие оценке.

Структура «Портфеля ученика» напрямую зависит от конкретных целей обучения данному предмету. Например. Мною используются следующие виды работ для представления в портфеле:

1. карта знаний

2. контрольные работы

3. домашние работы и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.