Научная статья на тему 'Портфолио лидера ученического самоуправления'

Портфолио лидера ученического самоуправления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4626
595
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА / ШКОЛОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондратьева Ольга Геннадьевна

Становление лидера ученического самоуправления нельзя трактовать только как процесс присвоения суммы специальных знаний и умений. Это приобретаемые в результате целенаправленной деятельности компетенции, базирующиеся на специальных знаниях и умениях, а также на опыте принятия нестандартных решений в проблемных ситуациях и опыте осуществления эмоционально-ценностных отношений к объектам и субъектам деятельности. Одним из способов фиксирования, накопления, оценки и самооценки индивидуальных достижений учащихся в деятельности ученического самоуправления является портфолио.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кондратьева Ольга Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Портфолио лидера ученического самоуправления»

О. Г. Кондратьева

ПОРТФОЛИО ЛИДЕРА УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Становление лидера ученического самоуправления нельзя трактовать только как процесс присвоения суммы специальных знаний и умений. Это — приобретаемые в результате целенаправленной деятельности компетенции, базирующиеся на специальных знаниях и умениях, а также на опыте принятия нестандартных решений в проблемных ситуациях и опыте осуществления эмоционально-ценностных отношений к объектам и субъектам деятельности. Одним из способов фиксирования, накопления, оценки и самооценки индивидуальных достижений учащихся в деятельности ученического самоуправления является портфолио.

Ключевые слова: ученическое самоуправление, портфолио лидера ученического самоуправления, школа актива начального профессионального образования.

228

O. Kondrat'yeva

PORTFOLIO OF THE LEADER OF STUDENTS' SELF-GOVERNMENT

Development of a leader of students' self-government cannot be viewed solely as a process of acquiring special knowledge and skills. It is also some specific competence acquired through intentional activity, based on special knowledge and skills, experience of taking decisions in nonstandard situations and experience of emotional-valuable attitude to objects and subjects of the activities. A portfolio of a leader of students' self-government is an instrument of fixation, accumulation, evaluation and self-certification ofindividual achievements ofstudentsparticipating in self-government.

Key words: students' self-government, portfolio of the leader ofstudents' self-government, school of leaders of vocational education students.

Социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране, создают предпосылки формирования качественно нового общества. Россия вступила на путь формирования демократического, правового государства и становления гражданского общества. «Для того чтобы Россия обрела статус конкурентоспособной державы, мы должны воспитать новое поколение конкурентоспособных лидеров, способных к непрерывному творческому саморазвитию своей конкурентоспособности» [1].

В политике и экономике, науке и образовании — везде нужны люди, способные проектировать и развивать общественные процессы в позитивном русле, объективно приносить пользу обществу, утверждать идеи мира, добра, справедливости. Дальнейшее развитие российского общества зависит от людей, обладающих нестандартным мышлением, творческим воображением, незаурядными лидерскими качествами, демократической культурой и способных взять на себя ответственность в решении экономических, политологических и культурологических задач. Инициативу качественных преобразований отношений в обществе и целенаправленное управление процессом нововведений могут взять на себя лидеры.

Исследования лидерства представляют собой новую дисциплину, и определение этого понятия постоянно эволюционирует. Так как в своем исследовании мы рассматриваем проблему становления лидеров ученического самоуправления, то сосредо-

точим внимание на определении, подчеркивающем существенные элементы этого феномена. Лидерство — это взаимоотношения между лидером и членами группы, оказывающими влияние друг на друга и совместно стремящимися к реальным изменениям и достижению результатов, отражающим общие цели [3, с. 7].

Формирование лидеров — не стихийный процесс, его можно и нужно организовывать, и это необходимо делать в процессе обучения и воспитания, где сам человек был бы активным участником, субъектом собственного становления. Поэтому система профессионального образования должна создать условия для овладения обучающимися наряду с профессиональными компетентностями — личностными, обеспечивающими активное проявление лидерской позиции. Это компетенции, связанные с самоорганизацией, коммуникацией, защитой своих личных, групповых интересов, саморазвитием в течение всей своей жизни. В значительной степени решению этой задачи способствует деятельность ученического самоуправления.

Ученическое самоуправление — это внутреннее, своими собственными силами управление делами в ученическом коллективе, обеспечивающее принятие и реализацию решений для достижения личностных и социально значимых целей субъектами образовательного процесса. В повседневной жизни самоуправление учащихся проявляется в планировании деятельности

ученического коллектива; организации этой деятельности; в анализе своей работы; подведении итогов сделанного и принятии решений на перспективу.

Участвуя в деятельности ученического самоуправления, обучающиеся включаются в разнообразные виды деятельности, деловое общение со взрослыми на основе партнерских отношений, получают возможность влиять на процесс разработки локальных нормативно-правовых актов образовательных учреждений, отстаивать права и интересы субъектов образовательного процесса, удовлетворять актуальные потребности в самовыражении, самоутверждении, самореализации. Педагогическая цель ученического самоуправления — способствовать формированию саморазвивающейся и ответственной личности, развивать у каждого члена ученического коллектива демократическую культуру, гражданственность, стимулировать к социальному творчеству, умению действовать в интересах совершенствования своей личности, общества, Отечества.

Любая деятельность, чтобы человек в ней мог совершенствоваться, нуждается в оценке. Становление лидера ученического самоуправления нельзя трактовать только как процесс присвоения суммы специальных знаний и умений. Это — приобретаемые в результате целенаправленной деятельности компетенции, базирующиеся на специальных знаниях и умениях, а также на опыте принятия нестандартных решений в проблемных ситуациях и опыте осуществления эмоционально-ценностных отношений к объектам и субъектам деятельности. Компетенции интегративны по своей сути и тяжело поддаются операцио-нализации и измерениям. Одним из способов фиксирования, накопления, оценки и самооценки индивидуальных достижений учащихся в деятельности ученического самоуправления является портфолио.

Портфолио (от фр. porter — излагать, формулировать, нести и folio — лист, страница) — досье, собрание достижений.

Портфолио помогает решать важные педагогические задачи: поддерживать высокую мотивацию к достижениям у подростков; поощрять их активность и самостоятельность; расширять возможности обучения и воспитания; развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся; формировать такие навыки самоуправления, как ставить цели, планировать, организовывать и корректировать свою деятельность.

Портфолио лидера представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы с продуктами деятельности обучающихся, предназначенных для демонстрации, анализа и оценки, для развития рефлексии, для осознания ими собственной субъектной позиции. Очевидно, что технология портфолио может выступать одним из способов формирования такой ключевой компетенции как готовность к решению проблем и объектом оценки уровня сформированности данной компетенции.

Как правило, портфолио представляет собой папку-накопитель, в которую помещаются различные материалы. Судя по зарубежным публикациям, классический портфолио состоит из четырех разделов: «Портрет» (информация об авторе портфолио), «Коллектор» (материалы, авторство которых не принадлежит подростку), «Рабочие материалы» (все то, что создано и систематизировано подростком) и «Достижения» (материалы, которые, по мнению подростка, отражают его лучшие результаты и демонстрируют успехи). В зависимости от цели его составления, «пор-тфолио» может быть рабочим, тематическим, демонстрационным, рефлексивным, презентационным, портфолио достижений [6, с. 16].

Что можно отнести или включить в пор-тфолио лидера ученического самоуправления?

Если рассматривать «портфолио» как индивидуальную накопительную оценку, включающую в себя личностные достижения и результаты лидера за какой-то период, то в обозначенной проблеме стратеги-

чески значимым выступает анализ реального «портфолио» лидера на «запуске», прогнозы «проектируемого», а затем и реального «портфолио» по завершении обучения в учреждении начального профессионального образования. Вариант такого «запуска» портфолио осуществляется в рамках областной школы ученического актива. Ежегодно в Школе, которая действует с 2003 г., проходят обучение до 200 учащихся из 49 учреждений начального профессионального образования Иркутской области.

Портфолио участника Школы актива состоит из четырех разделов «Органайзер», «Портрет», «Рабочие материалы» и «Копилка достижений». Начинается портфолио со слов: «Помоги себе сам в раскрытии своих внутренних возможностей, найди свой путь к успеху. Все у тебя получится, а мы преподаватели Школы актива и твои друзья готовы помочь тебе в достижении твоей цели. Мы будем вместе создавать порт-фолио, своеобразный дневник самопознания и самосовершенствования, который ты продолжишь вести в своем училище, работая в ученическом самоуправлении».

Существенно, что в «портфолио» может быть включено все то, что сам молодой человек считает своим достоянием. В него могут войти достижения в выполнении проектов или заданий, творческих работ, личностных психологических приобретений (в виде самоотчетов) и многое другое. Портфолио является также важным мотивирующим фактором, поскольку при любой своей структуре он нацеливает обучающихся на демонстрацию успеха. Весьма важным мы считаем то, что портфолио можно использовать не только для внешней оценки, но и, что более ценно, для развития процессов самооценки.

1-й раздел — «Органайзер» — нацелен на развитие навыков самоорганизации подростков, умений контролировать и распределять свое время. В органайзер помещена конституция демократической республики ШАНПО (школы актива начального профессионального образования), памятка

гражданина республики, организационный план проведения Школы.

2-й раздел — «Портрет» — его содержание формируется по пяти направлениям. Каждое из направлений отражает отдельный этап работы, для которого специально сформулированы цели и в ходе работы Школы актива предоставлены возможности для их достижения. Задавая направления раздела «Портфолио», мы исходили из того, что учреждения профессионального образования сегодня должны быть ориентированы на становление конкурентоспособного, профессионально мобильного специалиста, с развитыми ключевыми компетенциями (компетенция здоровьесбереже-ния, гражданственность, толерантность, креативность, готовность к командной работе, информационная культура личности и др.), а также чувством личной ответственности за свое будущее, будущее своей семьи, малой родины и страны в целом [5].

Направление «Я — индивидуальность». «Индивидуальность — неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей» [7, с. 193]. Человек обязан знать и учитывать, что он уникален, что никогда прежде не было ничего подобного ему. Это достаточное основание для того, чтобы полюбить себя и заинтересоваться собой. Включение этого этапа работы в содержание портфолио объясняется тем, что 98% учащихся — участников Школы актива не знают своих типологических свойств и индивидуально-психологических особенностей. Самая большая активность наблюдается именно в заполнении этой части раздела «Портрет». Мы предлагаем подросткам тесты на определение типа темперамента, акцентуаций характера, интеллектуальных, коммуникативных и организаторских способностей, адекватности их самооценки. По желанию ребята могут разнообразить направления исследований. Обеспечить такую помощь подростку всегда готова ежегодно создаваемая в Школе актива психологическая служба. По результатам ис-

следований заполняется «Декларация самоценности». Ее содержание индивидуально, но есть и общая форма, обсуждаемая совместно, на основании которой ребята пытаются сформулировать свою.

Знание своих сильных и слабых сторон позволяет ребятам не только укрепить уверенность в себе, но и умело (с наиболее выгодной стороны) «подать себя», произвести на других благоприятное впечатление. Осознавая свои сильные стороны, молодой человек снимает психологические ограничения во взаимодействии с другими, преодолевает неуверенность в себе. Развитию навыков самопрезентации способствуют специальные учебные занятия в Школе актива, такие как «Искусство публичного выступления», «Технология поиска работы», «Самопрезентация», а также различные мероприятия, проводимые в рамках школы (областной конкурс «Учащийся года НПО», «Лидер ученического самоуправления», фестиваль достижений) и многое другое.

Направление «Я и моя профессиональная карьера» является логическим продолжением исследований по определению индивидуально-типологических характеристик обучающихся. Обоснуем целесообразность включения этого направления в портфолио лидера ученического самоуправления, обучающегося в учреждении начального профессионального образования.

Этап выбора человеком своей будущей профессии является неотъемлемым и существенным компонентом личностного развития. И. С. Кон отмечает, что формирование профессиональных намерений подростков проходит несколько этапов. Первый этап — это первичный выбор, для которого характерны малодифференциро-ванные представления о мире профессий, известных учащимся всего лишь по названиям и некоторым внешним признакам. Другая черта этого этапа — неадекватное, часто неопределенное, ситуативное представление о собственном ресурсе и возможностях его развития, к тому же связанное с неумением сопоставить свои возможности

с условиями и требованиями профессиональной деятельности. Третий этап приходится на период 16—17 лет, когда происходит более основательное понимание места профессии в социально-экономической структуре общества, более глубокое осмысление ее существенных сторон. Школьник всерьез задумывается, насколько он готов к выбранной им профессиональной деятельности [4, с. 190].

Преимущественно учреждения начального профессионального образования осуществляют подготовку по рабочим профессиям на базе общего образования (9 классов). Возраст учащихся, поступающих на первый курс, — 14, 15 лет. Результаты экспериментальных исследований показывают, что многие выпускники средней школы выбирают профессию случайно, затрудняясь сколько-нибудь обоснованно мотивировать свой выбор. В особенности это относится к выпускникам девятых классов — потенциальному контингенту профессионально-технических училищ. Так, например, лишь 9 из 75 опрошенных учащихся одного из ПТУ имели при поступлении в училище достаточно полное представление о своей будущей профессии [9, с. 18]. За последние 2 года на предприятия, принявшие участие в исследовании [2, с. 10] было принято 1962 выпускника учреждений начального профессионального образования Иркутской области, к сегодняшнему дню уволены или сами уволились — 621 человек, что составляет в среднем 32% от количества поступивших на работу. Таким образом, каждый третий выпускник не закрепляется на рабочем месте. Это говорит о том, что во многих учреждениях НПО в процессе профессионального обучения мотивы профессиональной деятельности не актуализируются и не развиваются.

Прописывая собственный «портрет» в Портфолио, обучающиеся анализируют свои мотивы выбора профессии, соотносят личностные качества с профессиограммой (в разделе «Рабочие материалы» есть про-

фессиограмма по той профессии, по которой обучается данный студент), заполняют лист самоанализа, прописывают свои жизненные планы.

Для реализации своих профессиональных склонностей и интересов участникам Школы предлагается попробовать себя в осуществлении экономической деятельности, не запрещенной законами государства ШАНПО. К числу разрешенных видов деятельности относятся:

• выполнение заказов Министерства труда и занятости населения;

• производство потребительских товаров, необходимых гражданам (кроме продуктов питания);

• оказание бытовых и коммунальных услуг жителям республики, другим организациям;

• оказание информационных услуг, получение, передача, распространение, преобразование информации по лицензии Министерства информации и печати;

• проведение культурных мероприятий по лицензии Министерства культуры;

• выполнение интеллектуальных работ, разработка проектов, проведение расчетов, составление задач и т. д.;

• осуществление рекламной деятельности.

Направление «Я — лидер ученического самоуправления» обеспечивается не только самой жизнедеятельностью в школе актива, поэтапным построением демократической республики ШАНПО, но и специальными учебными занятиями, такими как «Командообразование», «Законотворчество в ученическом самоуправлении», «Как вести за собой».

Направление «Я— здоровый и культурный человек». Ценность «здоровье» сегодня рассматриваться государством как ключевая, поскольку здоровье нации является необходимым условием не только развития и роста конкурентоспособности страны, но и выживания общества. По данным Министерства образования и науки Российской Федерации только один дошкольник из трех

приходит в школу «практически здоровым». После окончания школы из ее стен выходят около 5% «практически здоровых» молодых людей. Один из важных факторов — неблагополучие психологического климата в ученических коллективах. За последние годы увеличилось число детей и подростков, находящихся под наблюдением по поводу психических расстройств. По данным научных исследований, группу риска составляют 77% обучающихся, треть из них имеет дисфункциональные нарушения, выходящие за пределы нормы.

Стремительно среди детей увеличиваются так называемые «болезни поведения», в том числе: алкоголизм, табакокурение, наркомания, токсикомания, сексуальная распущенность, рост проявлений девиан-тного и делинквентного поведения, наблюдается увеличение числа убийств и самоубийств среди несовершеннолетних. Так, 25—60% мальчиков-подростков и 11—38% девушек 14 лет являются активными курильщиками, причем постоянно снижается возраст приобщения детей к алкоголю, наркотическим и токсическим веществам [10]. В связи с этим возникает необходимость в построении специальной работы, ориентированной на воспитание культуры здоровья молодого поколения.

В Школе актива—2008 это направление работы обеспечивалось такими мероприятиями, как: туристское многоборье «Край родной навек любимый», ток-шоу «Толерантность — это...», конкурс рисунков «Толерантность без слов», разработка и защита проектов «Модель толерантной среды в учебной группе ОУ НПО», учебное занятие по технике и культуре речи, пропаганда здорового образа жизни через рекламу и публикации в ежедневной газете «Лидер», а также конкурс видео- и полиграфической продукции, изготовленной участниками Школы «Мы здоровое поколение».

Направление «Я — гражданин России». В. В. Путин 26 мая 2004 г. в своем послании Федеральному Собранию подчеркнул: «Считаю, что создание в России свободно-

го общества свободных людей — это самая главная наша задача. Но и самая сложная. Главная, потому что несвободный, несамостоятельный человек не способен позаботиться ни о себе, ни о своей семье, ни о своей Родине. Сложная, потому что свободой всегда дорожат. И еще реже — умеют ею распорядиться» [8]. От позиции молодежи в общественно-политической жизни, стабильности и активности будет зависеть темп продвижения страны по пути демократических преобразований, формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания.

Школа актива — 2008 прошла под девизом «Край родной навек любимый». В течение двух недель учащиеся были включены не только в политико-экономическую игру «Демократическая республика», но и в беседы с мэром и председателем городской думы городского округа МО — «город Тулун», знакомились с принципами организации местного самоуправления, на практике реализовывали социальные проекты, в основу которых был положен принцип служения местному сообществу.

Опыт применения портфолио в течение двух лет позволил выявить некоторые затруднения. В частности, мы столкнулись со следующими проблемами:

• формальное ведение записей;

• ожидание учащимися готовых решений от преподавателей;

• не развитые аналитические, прогностические и рефлексивные умения учащихся. Анализ жизненных ситуаций осуществляется без конструирования путей их реше-

ния; прогнозируется лишь один варианта, в то время как требуется уметь находить и альтернативные решения.

Одним из направлений в преодолении трудностей в работе с портфолио может явиться усиление мотивационной направленности молодых людей. Этому способствует организация моделирующих семинаров, на которых:

• определяются цели, задачи ведения портфолио;

• актуализируются знания о рефлексии;

• в тренингах развиваются проектировочные умения и навыки.

Усиление мотивационной направленности на рефлексию достигается в дальнейшем за счет:

• создания доброжелательного, открытого «поля» обсуждения материалов порт-фолио;

• опоры на анализ положительного опыта деятельности участника Школы;

• сотрудничество в поиске решения сложных жизненных ситуаций.

Учащиеся отмечают, что ведение порт-фолио помогло:

• осознать собственную уникальность;

• задуматься над наиболее важными проблемами своей учебной, профессиональной деятельности;

• ставить реальные цели на следующий учебный год;

• искать выход в трудных ситуациях;

• преодолевать конфликтные ситуации с учащимися и преподавателями;

• искать свой индивидуальный стиль работы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреев В. И. Конкурентология: Учеб. курс для творческого саморазвития конкурентоспособности / В. И. Андреев. — Казань: Центр инновационных технологий, 2004. — 468 с.

2. Анкетирование работодателей Иркутской области по выявлению качества начального профессионального образования. Аналитический отчет / Сост. Л. Г. Васильева, А. А. Гетманская, О. Г. Кондратьева. — Иркутск, 2007. — 32 с.

3. Дафт Р. Л. Уроки лидерства. — М.: Эксмо, 2006. — 480 с.

4. Кон И. С. Психология старшеклассника. — М., 1980. — С. 190.

5. Концепция модернизации Российского образования до 2010 г.

6. Новикова Т. Г., Прутченков А. С., Пинская М. А., Федотова Е. Е. Папка личных достижений школьника — «Портфолио»: теория вопроса и практика реализации / Под ред. Т. Г. Новиковой. — М.: АПКиПРО, 2006. - 112 с.

7. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е. С. Рапацевич. — Мн.: Соврем. Слово, 2005. — С. 193.

8. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства). — М.: ФГПУ Издательство «Известия» Управления делами Президента Российской Федерации. — 47 с.

9. Смирнов А. Г. Профессиональное определение старших школьников и его отношение к учению: Автореф. дис. ... канд. пед. наук — Л,. 1975. — 23 с.

10. Стратегия сохранения здоровья школьников / Л. Г. Качан, Е. А. Лотош, И. И.Крылова и др. — Новокузнецк, 2000. — 135 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.