Научная статья на тему 'Портфолио как инструмент организации самостоятельной работы студента в техническом вузе'

Портфолио как инструмент организации самостоятельной работы студента в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
243
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / INDEPENDENT WORK / ВУЗ / UNIVERSITY / СТУДЕНТ / STUDENT / ПОРТФОЛИО / PORTFOLIO / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ / TIME MANAGEMENT / ТЕХНОЛОГИИ ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТА / САМООРГАНИЗАЦИЯ / SELF-ORGANIZATION / TIME MANAGEMENT TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киракосян Марина Жановна

Осмысливается потенциал технологии «тайм-менеджмент» в организации самостоятельной учебной работы студентов. Рассматриваются алгоритм составления портфолио как вида самостоятельной деятельности и роль технологий тайм-менеджмента как средства самоорганизации учебной работы студентов в процессе изучения дисциплины «Тайм-менеджмент» направления подготовки «Управление персоналом в отраслях и комплексах».The potential of the technology «time management» in the organization of independent educational work of students is being comprehended. We consider the algorithm for compiling a portfolio as a kind of independent activity and the role of time management technologies as a means of self-organization of students’ academic work in the process of studying the «Time Management» discipline in the direction «Personnel management in industries and complexes».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Портфолио как инструмент организации самостоятельной работы студента в техническом вузе»

DOI: 10.25586/RNU.HET.18.06.P.24 УДК 378

М. Ж. Киракосян,

Калининградский государственный технический университет

Портфолио как инструмент организации самостоятельной работы студента в техническом вузе

Калининградский государственный технический университет

Одна из тенденций развития высшего образования в мире - увеличение объема самостоятельной работы студентов. В большинстве зарубежных вузов на внеаудиторные занятия обучающихся отводится гораздо больше времени, чем на аудиторные. Освоение содержания дисциплины происходит не только и даже не столько в аудиториях, но и в большей степени в процессе самостоятельной учебной работы. Поэтому делать все, что указано в заданиях, это обычная и привычная для студента практика.

В отечественной высшей школе дело обстоит не так. Несмотря на

то что одной из основополагающих компетенций будущего специалиста согласно федеральным государственным образовательным стандартам является самоорганизация и овладение разнообразными видами самостоятельной работы, особой тяги к самостоятельной внеаудиторной деятельности у студентов пока не наблюдается. Получив в вузе относительную самостоятельность, молодые люди не всегда могут грамотно ею воспользоваться и обеспечить высокий уровень самоорганизации, который так необходим в процессе обучения в вузе.

Главным «помощником» в организации самостоятельной учебной деятельности будущих специалистов остается Интернет. С одной стороны, современные информационные технологии увеличили поток учебной информации, но, с другой, они частично освободили студентов от необходимости самостоятельно приобретать знания за счет простоты и легкости доступа к интернет-ресурсам.

Поскольку компетентностная парадигма образования предполагает переход от приобретения знаний к усвоению способов деятельности, возникает необходимость структурировать внеаудиторную учебную нагрузку, чтобы мотивировать студента к более активной самостоятельной деятельности.

Овладение общекультурными и профессиональными компетенциями, предусмотренными, в частности, программой по дисциплине «Тайм-менеджмент» [1, 3] во многом зависит от уровня самостоятельной работы студента, который определяется его личной подготовленностью, желанием заниматься самостоятельно и возможностями для осуществления этого желания.

Одним из ориентиров эффективного использования личного времени и организации самостоятельной внеаудиторной учебной деятельности студента может стать такая педагогическая технология, как портфолио. Основной целью формирования портфолио становится накопление и документаль-

© Киракосян М. Ж., 2018

МАРИНА ЖАНОВНА КИРАКОСЯН

кандидат педагогических наук, доцент, старший преподаватель кафедры управления персоналом в отраслях и комплексах Калининградского государственного технического университета. Сфера научных интересов: педагогические и информационные технологии. Автор 52 опубликованных научных работ

Осмысливается потенциал технологии «тайм-менеджмент» в организации самостоятельной учебной работы студентов. Рассматриваются алгоритм составления портфолио как вида самостоятельной деятельности и роль технологий тайм-менеджмента как средства самоорганизации учебной работы студентов в процессе изучения дисциплины «Тайм-менеджмент» направления подготовки «Управление персоналом в отраслях и комплексах».

Ключевые слова: самостоятельная работа, вуз, студент, портфолио, педагогические технологии, тайм-менеджмент, технологии тайм-менеджмента, самоорганизация.

The potential of the technology «time management» in the organization of independent educational work of students is being comprehended. We consider the algorithm for compiling a portfolio as a kind of independent activity and the role of time management technologies as a means of self-organization of students' academic work in the process of studying the «Time Management» discipline in the direction «Personnel management in industries and complexes».

Key words: independent work, university, student, portfolio, pedagogical technologies, time management, time management technologies, self-organization.

ное подтверждение собственных достижений студента в процессе его обучения в вузе.

Портфолио - довольно распространенная педагогическая технология, широко практикуемая в средней школе, однако, на наш взгляд, незаслуженно забытая в высших учебных заведениях.

Для составления портфолио по темам дисциплины «Тайм-менеджмент», предусмотренным учебной программой, были выделены следующие задания.

Тема 1. Сущность и определение понятия «тайм-менеджмент». Целе-полагание (мемуарник, список достижений, дерево целей, SMARТ).

Тема 2. Хронометраж (хронометраж/фотография одного дня, хронокарта).

Тема 3. Планирование (жесткие и гибкие задачи).

Тема 4. Эффективный обзор задач (интеллект-карта).

Тема 5. Приоритеты. Методы расстановки приоритетов (матрица Эйзенхауэра, ABCD-анализ, колесо жизни).

Тема 6. Самомотивация (техника «Якоря», «Лягушки»).

Тема 1. Сущность и определение понятия «тайм-менеджмент». Целе-полагание.

Целеполагание - это основа любой деятельности, в том числе и са-

мостоятельной. Практически вся деятельность по созданию и использованию портфолио строится в зависимости от поставленных в ее рамках целей. Чем конкретнее поставлены цели создания портфолио, тем более вероятно достижение успешных результатов на всех последующих этапах. Для студента-первокурсника, который только приступил к организации учебного времени, постановка цели является важным этапом в достижении успеха.

1. Составление мемуарника

Мемуарник - это инструмент

фиксации всех жизненных ценностей, их анализа и правильного выбора приоритетов. В течение недели каждый студент определяет для себя и записывает на листе бумаги «главное событие дня», в конце недели определяется «главное событие недели». Эта работа позволяет повысить собственную дисциплинированность, понять, что важно, а что нет, сделать, таким образом, первый шаг к развитию самоорганизации, управлению своим личным временем и самообразованию.

2. Список достижений

Суть техники заключается в следующем: студенту предлагается вспомнить из своего прошлого те события, которыми он гордится, о которых приятно вспоминать в настоящем, и развернуто их опи-

сать. Единственный критерий работы - степень внутренней гордости. Важно, чтобы в список могли попасть дела, относящиеся к различным жизненным ролям обучающихся (студент, друг, сын, дочь), затем необходимо выбрать из списка три достижения, которые вызывают наибольшую гордость. Проанализировать, о чем говорят эти истории. «Список достижений» дает возможность осознать то, что на самом деле важно и что приносит ощущение счастья.

3. Дерево целей

Одна из основных концепций це-леполагания заключается в следующем: чтобы мечта превратилась в реальность, ее следует детализировать. Техника «Дерево целей» учит разбивать общие цели на подцели. Являясь одним из универсальных методов системного анализа, дерево целей учит студентов ставить конкретную задачу и не перекладывать ответственность за неудачу в реализации поставленной цели на других.

4. SMART

Основная задача, которая стоит перед студентом при составлении SMART, - умение сосредоточиться на текущих задачах, не теряя общего направления.

Данная технология учит правильно ставить цели, чтобы они достигались с нужным результатом, и может стать для обучающихся эффективным инструментом на каждый день.

Тема 2. Хронометраж.

1. Составление хронометража или портрета дня

Хронометраж проводится студентом в течение двух недель и помогает определить, сколько времени нужно на выполнение конкретной операции. На основании данных, полученных в процессе ведения хронометража, обучающийся строит график динамики изменений показателей. График дает возможность наглядно увидеть происходящие изменения (или их отсутствие) и в случае необходимости внести коррективы

в тактику борьбы с поглотителями времени.

2. Хронокарта

Хронокарта представляет собой анализ данных, позволяющих составить представление о личной эффективности в области управления временем для выработки дальнейших шагов по оптимизации деятельности. Цель проводимой работы - определить поглотитель времени, с которого необходимо начать борьбу за свое время.

Тема 3. Планирование.

1. Жесткие и гибкие задачи

Студенту предлагается составить список жестких и гибких задач. Для этого необходимо начертить таблицу, где записываются все задачи на один день с 9:00 до 23:00. Красным маркером выделяются жесткие задачи. Технология жестких/гибких

задач призвана научить организовывать свою деятельность таким образом, чтобы успевать выполнять не только ежедневные дела, но и не забывать о своих целях и стремлениях и укладываться в срок.

В тайм-менеджменте методики планирования рабочего времени считаются главным инструментом.

Тема 4. Эффективный обзор задач.

1. Интеллект-карта

Интеллект-карта - это способ создавать свои планы на листе бумаги с помощью рисунков, кружков, квадратиков и стрелок. То есть в основе лежат основные принципы работы человеческого мозга. Зрительный образ запоминается на долгое время, воспринимается с максимальной быстротой и формирует огромное количество ассо-

циаций. Человеческий мозг устроен так, что практически сразу возникает зрительная ассоциация на любое слово.

Тема 5. Приоритеты. Методы расстановки приоритетов.

1. Матрица Эйзенхауэра

Матрица предусматривает четыре варианта комбинаций по следующим параметрам: срочное/не срочное, важное/не важное. Студент составляет матрицу одной недели, выделяя дела по степени срочности и важности.

Матрица учит определять, что главное на данный момент, а что нет. Как известно, студент хочет успеть многое: сдать сессию, погулять с друзьями и др. Но многое не получается, и приходится жертвовать порой тем, что окажется впоследствии главным.

Тайм-менеджмент - ключ к успеху

2. Метод «ABCD-анализ»

Метод «АВСБ-анализ» - это ранжирование выбранных для анализа объектов по степени их важности, которые оцениваются исходя из их вклада в общий результат по определенному показателю.

Студенту предлагается провести хронометраж четырех дней, заполняя «Карточку эффективности». Время отмечается галочкой, а задачи сгруппированы по типам, что сокращает объем записываемых данных без потери их смысла. Используя полученные данные, необходимо расставить приоритеты в своих делах с помощью матрицы Эйзенхауэра. Представленный метод призван повысить трудоспособность и эффективность учебной деятельности студентов.

3. Техника «Колесо жизни»

Колесо жизни представляет собой круговую диаграмму, на которой отмечены 8 сфер человеческой жизни. Студенту предлагается разбить круг на на 8 секций, каждая из которых соответствует одной из сфер жизни. Для большинства студентов такими областями являются здоровье, условия жизни, карьера, финансы, друзья/родственники, отдых/развлечения, любовь/ семья, личностный рост/образование. В каждом секторе круга ставится оценка от 1 до 10 баллов в зависимости от того, насколько развита данная сфера. Цифра 1 - внутри круга, 10 - на внешнем круге. В итоге мы имеем колесо жизненного баланса, в котором студент должен назначить для себя соответствую-

щие цели. Та сфера жизни, которая набрала мало баллов, является главным источником неудовлетворенности в жизни. Следующим шагом является внесение на соответствующий сектор колеса ежедневных задач и целей. Ими могут стать, например, успешная сдача сессии и т.п. Таким образом необходимо заполнить все секторы.

Цель использования техники «Колесо жизни» - привести в порядок все секторы своей жизни, достичь баланса. Отслеживая свой прогресс с помощью, например, недельного Колеса, можно постепенно приблизиться к крупным целям на 2 месяца.

Тема 6. Самомотивация.

Портфолио само по себе является инструментом самоорганизации, самомотивации, саморазвития и самопрезентации студента. Однако включение в учебную деятельность, особенно если имеются определенные трудности, является одним из самых сложных шагов. Самоорганизовать себя и включиться в работу помогает техника «якорения».

1. Техника «Якоря»

Студенту предлагается выбрать подходящий для него «якорь» (ресурсное состояние). Нарисовать, наклеить (это может быть фотография) или написать (это могут быть слова) те слова, которые вызывают определенное положительное («якоря» могут быть и отрицательными) эмоциональное состояние, настраивающее их на занятия.

Определение «якорей» помогает быстро настроиться на работу,

поскольку, если речь идет о профессионализме, это обязательное условие настоящего специалиста, в какой бы сфере деятельности он ни работал.

2. Техника «Лягушки»

Лучший способ справиться с «лягушками» - каждый день с утра делать одно маленькое неприятное дело. Обучающийся составляет список неприятных дел - «лягушек», которые он откладывает изо дня в день. Затем чертится график одной недели, в течение которой студент «съедает» по одной «лягушке» в день.

Данная технология дает возможность в течение всего дня сохранить ощущение одержанной победы, избавиться от чувства тревоги, снизить уровень тревоги и страха.

Портфолио создает широкое представление о динамике учебной и творческой активности студента, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки, а дисциплина «Тайм-менеджмент» способствует осознанию субъективной значимости технологий тайм-менеджмента в собственном личностном и профессиональном развитии и формирует готовность к ее освоению и реализации в повседневной жизни.

На наш взгляд, решение давно назревшей задачи формирования у студентов высокой культуры самостоятельной учебной (как и любой иной!) работы делает весьма целесообразным использование педагогической технологии «Портфолио» в отечественной высшей школе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Архангельский Г.А. Тайм-менеджмент. Полный курс: учеб. пособие. М.: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2014. 311 с.

2. Зайцев В. С. Современные педагогические технологии: учеб. пособие: В 2 кн. Кн. I. Челябинск: ЧГПУ, 2012.

3. Киракосян М.Ж. Рабочая программа дисциплины «Тайм-менеджмент» // URL: http://www.klgtu.ru/upload/education/opb/ с^о/Ьак/ирЛайм%20менеджмент.рс№ (дата обращения: 04.05.2018).

LITERATURA

1. Arhangel'skij G.A. Tajm-menedzhment. Polnyj kurs: ucheb. posobie. M.: AL'PINA PABLISHER, 2014. 311 s.

2. Zajcev V.S. Sovremennye pedagogicheskie tekhnologii: ucheb. posobie. V 2 kn. Kn. I. Chelyabinsk: ChGPU, 2012.

3. Kirakosyan M.Zh. Rabochaya programma discipliny «Tajm-menedzhment» // URL: http://www.klgtu.ru/upload/education/opb/ opvo/bak/up/Tajm%20menedzhment.pdf (data obrashcheniya: 04.05.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.