Научная статья на тему '\ портфель инвестора — куда вложить деньги \ тайны Мадридского двора'

\ портфель инвестора — куда вложить деньги \ тайны Мадридского двора Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ портфель инвестора — куда вложить деньги \ тайны Мадридского двора»

\ ПОРТФЕЛЬ ИНВЕСТОРА — КУДА ВЛОЖИТЬ ДЕНЬГИ \

Тайны

Мадридского двора

В конце года инвесторы предпочитали не рисковать по причине отсутствия решений о реализации программ пополнения ликвидности в США и Евросоюзе. При этом обострилась долговая ситуация в Испании.

Ситуация на мировых рынках в конце октября — начале декабря ухудшилась. Отношение инвесторов к риску на фоне так и неразрешенных проблем в Европе и выборов в США стало консервативным (после эйфории в связи с принятием ФРС США и ЕЦБ мер денежного стимулирования). Саммит ЕС и заседание Еврогруппы (объединения министров финансов государств зоны евро) во второй половине октября не приняли каких-либо решений по проблемным странам — Испании и Греции. Правительство Испании на фоне выборной кампании в провинциях в ноябре и заявлений некоторых из них о планах отделиться, а также значительного недовольства программой жесткой экономии со стороны общества не рискнуло обратиться к ЕС за финансовой помощью.

В то же время Испания приняла оптимистичный бюджет на 2013 год, сделав ставку на увеличение доходов, что в действительности представляется весьма проблематичным, — очевидно, что прогноз экономического роста в стране я вляется завышенн ым. Не поступила помощь от ЕС и испанским банкам. На последнем, ноябрьском, заседании Еврогруппа лишь обсудила создание органа единого банковского надзора. Новый регулятор, по мнению Германии, — ключе-

вой элемент механизма, без которого оказание помощи банковским системам отдельных стран из стабфондов ЕС невозможно. Однако министры финансов стран Евросоюза на встрече 13 ноября не смогли подтвердить согласованные ранее жесткие сроки создания банковского союза (подготовка всех необходимых документов до конца года и его фактическое создание в 2013 году) по причине противоречий, возникших между странами — членами еврозоны.

Ряд стран настаивает на более длительной проработке вопроса о создании нового надзорного органа. Шведская сторона вовсе утверждает, что для дальнейшего продвижения по пути интеграции банковских систем необходимо корректировать базовые соглашения ЕС.

Не лучше складывается ситуация вокруг Греции. Страна не в состоянии выполнять взятые на себя обязательства по реализации мер бюджетной экономии и проведению реформ. Однако открыто признать этот факт представители тройки кредиторов (ЕС, ЕЦБ и МВФ) пока не готовы — их регулярный отчет по стране содержит оптимистичные оценки. В то же время, несмотря на при-

нятый Грецией в ноябре, по требованию «тройки», жесткий бюджет на 2013 год, кредиторы затягивают с предоставлением очередного транша в размере 31 млрд евро (подробнее см. Долговой портфель на с. 84).

Таким образом, лишь готовность ЕЦБ к поддержке рынка госдолга сохраняет относительную стабильность на рынках капитала ЕС.

Выборы в США стали важным фактором, определявшим движение рынка в ноябре. Победа Барака Обамы воодушевила инвесторов. А вот выборы в Конгресс, напротив, разочаровали: демократы сохранили за собой контроль над Сенатом, республиканцы — над палатой представителей. Таким образом, работоспособность Конгресса вызывает определенные сомнения. Угроза так называемого «фискального обрыва» (fiscal cliff) после выборов обострилась. «Фискальный обрыв» связан с законом о налоговых льготах 2010 года, а также законом о бюджетном контроле 2011 года, действие которых прекращается с 1 января 2013 года. Налоговые льготы, принятые при президенте Буше, будут упразднены, а расходы федерального бюджета сократятся на $600 млрд, или 6% американского ВВП. По разным прогнозам, отмена налоговых льгот может лишить работы 1 млн человек.

Среди возможных последствий «фискального обрыва» — сокращение персонала и инвестиций корпораций США и, следовательно, бегство инвесторов от риска, а также снижение притока средств в рыночные активы в связи с повышением налогов для состоятельных граждан. По сообщениям СМИ, законодатели и президентская

Евгений

Локтюхов,

главный аналитик аналитического отдела Департамента корпоративного бизнеса Сбербанка России

OMT (Outright Monetary Transactions) —

программа выкупа гособлигаций стран еврозоны. Ее запуск целиком и полностью зависит от решения проблемной страны подать запрос о помощи и готовности соблюдать предлагаемые кредиторами условия.

Правительство РФ установило для государственных акционерных обществ минимальный уровень отчисления дивидендов в размере 25% от чистой прибыли. Соответствующее распоряжение подписал Премьер-министр России Дмитрий Медведев, сообщает пресс-служба правительства. Согласно документу представители интересов РФ в акционерных обществах должны обеспечить реализацию данного распоряжения не только в отношении АО, но и их дочерних структур. Впрочем, формулировка распоряжения допускает исключения из этого правила. «Если иное не установлено актами правительства», сказано в документе.

Ранее сообщалось, что Минэкономразвития считает целесообразным, чтобы госкомпании направляли на дивиденды 25% от операционной, а не от чистой прибыли.

82

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 12 (128) 2012

\ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ \

Пока новая ликвидность на мировых рынках концентрируется преимущественно в фондах облигаций и оседает в денежных инструментах. Основной причиной невысокого аппетита к риску, на взгляд экспертов, является отсутствие реализации программ предоставления ликвидности в США и ЕС. Так, баланс ФРС не расширяется — интенсивность выкупа активов в рамках QE3 невысока. Баланс ЕЦБ также стабилен.

В то же время американские и европейские банки испытывают трудности из-за слабой структуры активов и большого числа рисков в условиях перехода национальных регулирующих органов на Базель III и, следовательно, нуждаются в дополнительной «подушке ликвидности». Поэтому весьма вероятно, что ФРС на очередном заседании примет решение о расширении программы QE3, а ЕЦБ пойдет на более активные меры поддержки банков. В противном случае рынки могут столкнуться с новой волной неприятия риска.

Пока традиционное предрождественское (в России — предновогоднее) ралли — под вопросом. В декабре эксперты ожидают повышенной волатильности на рынке акций и рекомендуют реализацию защитных стратегий. Инвестиции в облигации в ноябре-декабре более привлекательны, чем в акции. Для активного выхода на фондовый рынок рисков много.

Ведущие банки по объему привлеченных средств юридических лиц (по данным на 1 октября 2012)

Место Банк Средства юридических лиц, тыс. руб. остатки на расчетных счетах юрлиц, тыс. руб. Депозиты, привлеченные на срок, тыс. руб.

До востребования До 30 дней До 90 дней До 180 дней До 1 года До 3 лет Свыше 3 лет

1 СБЕРБАНК РОССИИ 2 278 146 723 1 134 836 498 7 300 413 91 819 562 198 733 740 374 102 451 87 351 934 308 187 036 75 815 089

2 ВНЕШТОРГБАНК 1 201 706 670 392 860 684 17 000 108 68 646 066 137 003 759 340 415 802 84 977 845 153 932 790 6 869 616

3 ГАЗПРОМБАНК 1 051 160 272 452 429 500 500 051 78 817 463 88 101 673 161 347 864 63 152 782 206 229 659 581 280

4 МЕЖДУНАРОДНЫЙ московский БАНК 332 484 689 51 717 726 12 79 415 097 20 694 061 16 225 030 3 060 444 119 708 763 41 663 556

5 АЛЬФА-БАНК 240 479 051 96 643 092 4 489 993 27 195 947 39 722 970 27 741 737 32 444 375 11 363 507 877 430

6 БАНК МОСКВЫ 233 264 591 134 946 038 4 501 197 11 106 753 21 305 430 53 511 940 5 733 336 938 351 1 221 546

7 ТРАНСКРЕДИТБАНК 176 690 500 65 545 486 214 298 27 060 801 25 713 918 43 129 516 11 200 544 711 837 3 114 100

8 РАЙФФАЙЗЕНБАНК АВСТРИЯ 168 122 301 97 966 447 0 38 815 993 9 506 093 11 399 255 6 683 180 3 608 206 143 127

9 РОССИЯ 166 079 868 109 486 029 0 11 072 961 6 003 347 17 418 895 15 460 918 5 717 940 919 778

10 ПРОМСВЯЗЬБАНК 165 610 740 71 072 818 503 15 784 999 14 111 156 20 241 495 14 708 199 25 837 335 3 854 235

11 РОССЕЛЬХОЗБАНК 164 429 519 64 573 410 500 367 1 710 148 3 769 739 36 243 704 24 425 313 31 860 922 1 345 916

12 СИТИБАНК 148 448 928 87 763 872 1 52 290 132 6 792 488 945 520 656 915 0 0

13 ВТБ24 131 117 257 79 342 702 37 6 147 785 10 977 402 31 554 218 1 181 734 1 911 534 1845

14 НОМОС-БАНК 127 948 979 46 240 321 0 17 248 307 23 285 169 20 340 029 17 478 955 3 298 697 57 501

15 УРАЛСИБ 127 888 775 75 047 569 144 7 608 565 16 227 018 7 856 828 6 214 843 8 541 278 6 392 530

16 РОСБАНК 115 570 230 81 731 766 131 6 912 771 4 512 365 8 186 780 3 411 477 10 184 576 630 364

17 БАНК .САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. 100 448 608 47 706 751 587 1 726 670 6 189 035 15 555 236 15 944 825 11 858 329 1 467 175

18 СВЯЗЬ-БАНК 98 001 974 51 181 778 945 9 317 617 9 463 239 9 907 048 11 152 777 6 913 520 65 050

19 АК БАРС 92 869 373 37 013 746 1 700 306 26 600 4 636 947 10 127 048 4 855 162 11 777 430 22 732 134

20 ОРГРЭС-БАНК 80 564 844 16 170 457 0 39 981 218 15 146 958 8 774 953 481 258 10 000 0

21 УРСА БАНК 61 937 023 29 472 309 0 1 671 923 2 000 753 15 206 254 4 979 442 8 121 678 484 664

22 ПЕТРОКОММЕРЦ 61 198 092 32 381 042 0 15 290 621 799 596 1 001 786 5 341 520 1 191 837 5 191 690

Итого 10 037 030 597 5 083 191 272 38 723 133 756 840 098 760 874 560 1 374 738 730 613 555 782 1 157 674 722 251 432 300

При расчете таблицы учитывались остатки средств на расчетных счетах российских коммерческих нефинансовых организаций и предпринимателей без образования юридического лица, а также депозиты юридических лиц (балансовые счета 417п 418п 419п 422п) и векселя, эмитированные банками.

\ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ \ прямые инвестиции / № 12 (128) 2012

Премьер-министр Испании Мариано Рахой.

теперь и на iPad:

скачивайте бесплатно в App Store

администрация США готовы смягчить «фискальный обрыв», и рынки пока не учитывают эту угрозу. Однако уже скоро инвесторы смогут оценить вероятность решения Конгрессом этой проблемы. Если не будет принято никаких решений, рост американской экономики может прекратиться в результате «фискального обрыва» уже в начале 2013 года.

Тем временем китайская экономика стабилизировалась. Вполне возможно, что темпы ее роста в ближайшей перспективе сохранятся на уровне 7-7,5%.

Прошедшая смена руководства страны дает основания ожидать новых мер стимулирования, направленных не только на поддержку банков, но и на реальную экономику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.