Научная статья на тему 'ПОРТЕР А.К. ОБ ОВЦАХ, ПАСТУХАХ И ХРАМАХ: ПРОЧТЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПАРЕМИИ ДОБРОГО ПАСТЫРЯ НА ПУТИ К РАЗРУШЕННОМУ ХРАМУ'

ПОРТЕР А.К. ОБ ОВЦАХ, ПАСТУХАХ И ХРАМАХ: ПРОЧТЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПАРЕМИИ ДОБРОГО ПАСТЫРЯ НА ПУТИ К РАЗРУШЕННОМУ ХРАМУ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
20
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ / ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА (ГЛ. 9) / КНИГА ПРОРОКА ЗАХАРИИ (ГЛ. 10-11) / КНИГА ПРОРОКА ИЕЗЕКИИЛЯ (ГЛ. 34) / ПАРЕМИЯ / ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ / ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ / РАЗРУШЕНИЕ ХРАМА / РАСХОЖДЕНИЕ ПУТИ / ПАСТВА ДРУГОГО ПРИХОДА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОРТЕР А.К. ОБ ОВЦАХ, ПАСТУХАХ И ХРАМАХ: ПРОЧТЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПАРЕМИИ ДОБРОГО ПАСТЫРЯ НА ПУТИ К РАЗРУШЕННОМУ ХРАМУ»

ПОРТЕР А.К. ОБ ОВЦАХ, ПАСТУХАХ И ХРАМАХ: ПРОЧТЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПАРЕМИИ ДОБРОГО ПАСТЫРЯ НА ПУТИ К РАЗРУШЕННОМУ ХРАМУ Реф. ст.: PORTER A.Ch. Of Sheep, Shepherds, and Temples: A Social Identity Reading of the Good Shepherd Paroemia on the Way to a Destroyed Temple // Conspectus. - 2021. - Vol. 32. - P. 158-171.

Ключевые слова: Четвероевангелие; Евангелие от Иоанна (гл. 9); Книга Пророка Захарии (гл. 10-11); Книга Пророка Иезе-кииля (гл. 34); паремия; интертекстуальность; теория социальной идентичности; разрушение Храма; расхождение Пути; паства другого прихода.

Для цитирования: Гранин Р.С. [Реферат] // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 3: Философия. - 2023. - № 2. - С. 129-131. Реф. ст.: Porter A.Ch. Of Sheep, Shepherds, and Temples : A Social Identity Reading of the Good Shepherd Paroemia on the Way to a Destroyed Temple // Conspectus. - 2021. - Vol. 32. -P. 158-171.

Автор статьи - Кристофер Портер - доктор философии (Австралийский колледж теологии). Работает научным сотрудником в докторантуре Тринити-колледжа в университетской теологической школе богословия. Изначально изучал психологию в Австралийском национальном университете. Он применяет теорию социальной идентичности для анализа библейских текстов. Его последняя работа посвящена роли Четырех Евангелий в формировании идентичности в контексте постхрамовой среды и среды религиозной вражды (в первую очередь в двадцать первом веке) (p. 158).

Гранин Р.С.

Паремия1 Доброго Пастыря из Евангелия от Иоанна (гл. 10) иногда читается как вставленный солилоквий2 между некогда ослепшим человеком из Евангелия от Иоанна (гл. 9) и действиями Иисуса в храме на празднике (изгнание торговцев из храма). В этом контексте многие экзегеты воспринимают двухуровневую связь в повествовании, опираясь на предполагаемые интертекстуальные намеки из Иезекииля (гл. 34), а также множество изображений пастухов в Танахе и их соотнесение с контекстом Нового Завета. С этой точки зрения повествование о Добром Пастыре читается как осуждение фарисеев, а «паства другого прихода» воспринимается как ссылка на включение язычников в пространство «разошедшихся путей» или в контекст «Биркат ха-миним»3. Однако это двухуровневое чтение отодвигает интертекст Иезекииля от его собственного контекста (контекст изгнания). Кроме того, хотя экзегеты евангелия Иоанна (гл. 10) признают наличие интертекста у Захарии (гл. 10-11), они редко придают ему такое же значение, как Иезекиилю (гл. 34) (p. 158).

Автор стремится прочитать паремию Доброго Пастыря через призму теории социальной идентичности. В этом контексте автор разбирает образы пастуха и стада, рассматривая особенности объединения в единое стадо (Евангелие от Иоанна 10:17) овец другого стада (Евангелие от Иоанна 10:16). Данный подход, по мнению

1 Паремия (от греч. napoi^ia - поговорка, пословица, притча) в филологии -устойчивая фразеологическая единица, представляющая собой целостное предложение дидактического содержания. Представляют собой речевые клише, близкие по образности и афористичности крылатым словам, однако, в отличие от последних, являющиеся анонимными изречениями. В религии - нравоучительный текст, содержащий места из Священного Писания.

2 Солилоквий (лат. solus - один, loqui - говорю) - речь, обращенная к самому себе. В отличие от монолога, он не адресован другим персонажам.

3 Биркат (ивр. ГОН; лат. Birkat) - смихут (изафетная конструкция) от слова ивр. ГСП браха - благословение, «бенедикция». Составная часть названия бене-дикций в иудаизме, выражающих благодарность Творцу. «Биркат ха-миним» (англ. Birkat haMinim) - проклятие minim («еретиков») и malshinim («осведомителей») и reshayim («злодеев») с призывами их скорейшего исчезновения; 12-е проклятие из молитвы амида. Амида («стояние») - одна из основных молитв в иудаизме, центральный элемент ежедневного богослужения. Часто называется также «Шмоне эсре» («восемнадцать») по числу первоначально входивших в нее благословений.

Реф. ст.: Портер А.К. Об овцах, пастухах и храмах: прочтение социальной идентичности паремии доброго пастыря на пути к разрушенному храму

автора, лучше подходит для описания еврейской диаспоры в контексте их борьбы во время разрушения Иерусалимского Храма при Тите в 70 г. н.э. Сквозь эту призму автор показывает, как внутриг-рупповая динамика монолога Доброго Пастыря способствует продолжающемуся социальному дискурсу вокруг еврейских этно-культовых практик вне (после разрушения) Иерусалимского храма (p. 158).

Р.С. Гранин*

* Гранин Роман Сергеевич - кандидат философских наук, старший научный сотрудник отдела философии Института научной информации по общественным наукам. E-mail: grrom@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.