УДК 902:72
ПОР - БАЖЫН - ОБРАЗЕЦ ДРЕВНЕКИТАЙСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ В САЯНО-АЛТАЙСКОМ РЕГИОНЕ
Д.К. Тулуш
Тувинский институт гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований
г. Кызыл, Республика Тыва
Аннотация. Представлены результаты исследования древней уйгурской крепости Пор-Бажын, расположенной в отдаленном районе Республики Тыва, на острове в озере Тере-Холь. Этот уникальный памятник середины VIII века все еще не исследован окончательно. Ни одна из предполагаемых версий его предназначения: крепость, храм, дворец, гробница, — до сих пор не получила подтверждения. На сегодняшний день доказано, что памятник был построен по китайской технологи «хан-ту», характерной для эпохи Тан (618-907 гг.).
Ключевые слова: Тыва, Уйгурский каганат, древние поселения, крепость, эпоха Тан.
Для цитирования: Тулуш Д.К. Пор-Бажын - образец древнекитайской архитектуры в саяно-алтайском регионе. Наследие и современность. 2019;2(1):27-39.
Особое место в истории кочевых государств Центральной Азии занимает феномен строительства укрепленных поселений и фортификационных сооружений, развалины которых фиксируют на обширной территории Монголии, Алтая, Восточного Туркестана, Казахстана, Южной и Восточной Сибири, на Дальнем Востоке. Одни из первых городищ возведены в период существования государства Хунну (III в. до н.э. - II в. н.э.). Развалины городов и крепостей, некогда окруженных высокими стенами, были исследованы в центре государства Хунну на реке Охрон и на его северных окраинах - в Забайкалье, Минусинской котловине, Туве и на Алтае. Вероятно, в период существования последующих племен: сяньби, жужаней, тюрков и скифов, - также велось строительство своих городов, но подтвержденных данных этому нет.
Вторая фаза градостроительства приходится на период Уйгурского каганата (745-840 гг.), когда оно приобретает крупные масштабы. Древними уйгурами при поддержке китайских и согдийских зодчих были построены города с цитаделями и торгово-ремесленными кварталами на территории современной Монголии, а в периферийной зоне, в том числе, на территории Тувы - крупные военные и административные городища-крепости с протяженными оборонительными
(g) НАСЛЕДИЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ 20l9;2(l):27"39
валами. В настоящее время известно 9 городищ, отчетливо датируемых этим периодом по технологии возведения стеновых конструкций методом «хан-ту» [1]. Почти все крепости уйгурского периода расположены в долине рек Енисей и Хемчик, формируя протяженную оборонительную линию, направленную против их врагов - енисейских кыргызов. Особняком среди данной группы памятников стоит городище (крепость) Пор-Бажын, которому посвящена данная статья.
В настоящее время Пор-Бажын - наиболее исследованный фортификационный памятник Тувы, функциональное назначение которого, несмотря на многочисленные экспедиции, не выяснено до конца. В научной среде памятник равнозначно определяют как городище, так и как крепость. Развалины Пор-Бажына расположены в труднодоступной высокогорной местности на одном из островов озера Тере-Холь в юго-восточной Туве в верховьях реки Каа-Хем (Малый Енисей).
История исследования
Памятник был открыт в 1891 г. российским археологом Дмитрием Александровичем Клеменцом, который отмечал его сходство с развалинами уйгурской столицы Хара-Балгасун (Хара-Балгас) на реке Орхон в Монголии [2]. Исследователем впервые были определены размеры крепости, которую местные жители называли «дворец Хун-тайджи» - 139 х 89 сажень или 211 х 158 м. По их словам, это был дворец местного правителя, которому вещий лама сообщил, что вскоре эта местность будет затоплена водой. Так и случилось. Хун-тайджи спешно бежал из дворца, а, уже обернувшись, увидел, что за его спиной возникло озеро [2].
В других преданиях, записанных у местных жителей в 1950-х гг., Пор-Бажын связан с именем жестокого хана, имевшего врожденный изъян - ослиные уши, которые он прятал под колпаком. Именно поэтому колпак мог снимать только один мальчик, который подстригал хана. Но и он не мог сдержаться и шепотом рассказал этот секрет рыбам. Как утверждается в тувинских сказках, животные умели общаться между собой и с людьми, поэтому секрет хана вскоре стал известен всем. Хан не смог это стерпеть и казнил мальчика, а его тело приказал сбросить в колодец, который вдруг переполнился и стал затапливать окружающую местность. Так, по преданиям, образовалось озеро Тере-Холь, а хан вошел в историю как Эльчиген-кулак-хан - Хан с ослиными ушами.
Д.А. Клеменц зафиксировал важные сведения по окружающему памятник ландшафту. Так, описывая расположение острова, занятого крепостью, он пишет: «саженяхъ во 100 отъ восточнага берега этого острова, лежитъ плоскш островъ, весь заросшш дерисуномъ и камы-шомъ... Островъ вытянутъ къ северу и имтет небольшой загибъ, сажень въ 300 къ юговостоку» [2]. Таким образом, согласно его наблюдениям, остров располагался не более чем в 500 м от восточного берега.
28
Также важны его наблюдения о самом острове. Клеменц отмечал, что «Развалины стоятъ на юго-западномъ концт острова». В конце XIX в. остров был достаточно большой, а посреди самого острова было маленькое озеро, вплотную подходившее к северо-восточной части стен. Отмечено также было наличие узкого мыса, протянувшегося на 30 сажень от, предположительно, юго-западного угла крепости. Остальная территория к северо-западу и северу была открытой.
Таким образом, из записей первооткрывателя видно, что на момент обнаружения Пор-Бажына он располагался на самом крупном острове озера Тере-Холь в 500 м от восточного берега, а вода близко подступала к его стенам только с юга. Д.А. Клеменц не зафиксировал каких-либо внешних конструкций, кроме гранитной плиты к юго-востоку от крепости [2], которая могла быть одной из гранитных баз колонн. Также он сделал предположение, что Пор-Бажын был выстроен создателями Кара-Халгасуна, т.е. не киданями и не монголами, а также сделал наблюдение, что вокруг Тере-Холя живут урянхи, называющие себя то «Туба» («тува» - совр. тыва), то «Уйгуръ-олосъ» («уйгур-улус» - уйгуры), а свой язык - «уйгуреръ-хелъ» («уйгур дыл» - уйгурский язык).
После этого более чем полвека о крепости Пор-Бажын никто ничего не сообщал, исследований не проводилось. Только в 1952 г. памятник был вновь выявлен Севьяном Израилевичем Вайнштейном, проводившим разведку в Тере-Хольском районе по заданию Тувинского областного музея [3]. За это время воды озера поступили к стенам городища настолько близко, что собственно городище занимало почти всю площадь острова [4].
Первые научные изыскания на территории крепости были начаты в 1957 г. археологической экспедицией Тувинского научно-исследовательского института языка литературы и истории (ТНИИЯЛИ) под руководством С.И. Вайнштейна. Начав раскопки, он предположил, что «Бор-Бажын был буддийским монастырем», о чем «.говорят характер планировки городища, бедность бытового инвентаря, находка предмета буддийского культа. .Это позволяет сделать предварительный вывод, что монастырь Х1-Х11 вв. был сооружен киданями, как известно, буддистами. Народное предание. утверждает, что Бор-Бажын был сооружен китайцами («кыдат»), т. е., очевидно, киданями» [4].
Позднее, в 1963 г., С.И. Вайнштейн продолжил раскопки, по результатам которых пришел к выводу, что памятник был сооружен уйгурами [5]. Результатом его работ стала фиксация основных характеристик памятника, исследование значительного участка центрального комплекса дворцового типа, несущего в себе большое количество архитектурных элементов китайского происхождения - цилиндрическая черепица, концевые диски.
НАСЛЕДИЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ 2019;2(1):27"39
«Древнеуйгурская крепость Порбажин» - такое официальное название получил памятник в 2005 г. после обследования, проведенного сотрудниками ИИМК РАН М.Е. Килуновской и В.А. Семеновым. Благодаря их работе памятник был поставлен на государственную охрану и учет в реестр объектов культурного наследия федерального значения (рис. 1).
Рис. 1. Вид на крепость с высоты. 2007 г.
В 2007-2008 гг. при поддержке министра ГО и ЧС России С.К. Шойгу на крепости были проведены масштабные раскопки (рис. 2), в которых приняло участие около 100 специалистов из крупнейших научных учреждений страны [6-9]. Особое внимание было уделено фортификационной системе, а также центральным сооружениям. В течение двух полевых сезонов были проведены: полное лазерное сканирование современной поверхности, вскрытие и археологическое исследование более 30% территории памятника (в том числе центральное сооружение, внутренние дворы, крепостные стены).
Результаты экспедиции подтвердили уникальность объекта. Его отличительными чертами являются:
1) большая отдаленность от всех других городищ;
2) расположение на острове посреди озера Тере-Холь или на мысе, который со временем, в результате расширения озера, превратился в остров;
3) особая планировка - наличие многочисленных внутренних помещений (29 помещений или зданий) со сложной структурой соединения;
4) необычная архитектура - комплекс дворцово-храмового или погребального типа, окруженный мощными крепостными стенами, с двумя пандусами для подъема на стену близ единственных ворот;
5) отсутствие культурного слоя - было найдено всего несколько артефактов и большое количество архитектурно-декоративных элементов.
30
Рис. 2. Раскопки. 2007 г.
Описание памятника
В настоящее время крепость Пор-Бажын почти полностью занимает остров площадью около 4,5 га на озере Тере-Холь. В плане она прямоугольная и ориентирована стенами по сторонам света, длинная ось ее проходит с запада на восток. Пор-Бажын - единственный в Туве памятник периода Уйгурского каганата, где кроме внешних стен (рис. 3-6) сохранились и внутренние конструкции: остатки 27 жилищ и служебных построек (размерами в среднем 7x8 м), а также двух помещений дворцового типа. Два основных сооружения располагались в центральной части крепости и представляли собой многокомнатные здания, образующие дворцовый комплекс. В середине восточной стены находились ворота с хорошо укрепленными привратными башнями, на которые с внутренней стороны поднимаются идущие параллельно стенам въезды-пандусы. Есть вероятность, что ворота были трехчастными, но для окончательного подтверждения этого необходимо завершить раскопки на участке ворот.
Рис. 3. Вид на центральный раскоп. 2007 г.
Рис. 4. Полный разрез южной стены в процессе. 2007 г.
Рис. 5. Полный разрез южной стены. 2007 г.
Рис. 6. Профиль восточной стены. 2007 г.
(g) НАСЛЕДИЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ 20l9;2(l):27"39
Для датировки Пор-Бажына большое значение имеют концевые орнаментированные диски черепиц, ближайшие аналоги которых обнаружены в находках С.В. Киселева на Орду-Балыке (Хара-Балгас), по-строеном уйгурским каганом Баян-чором (Моюн-чуром) в 751-752 гг. в Монголии на реке Орхон [10; 11]. Опираясь на исследования по древней эпиграфике, изначально предположили, что это и есть город, воздвигнутый каганом Боян-Чором после разгрома чиков, населявших территорию Тувы [12].
В ходе раскопок были определены основные конструктивные особенности крепости Пор-Бажын: 1) внешние и внутренние стены построены из глинобитных пластов по 12-14 см толщиной, армированных бревнами; 2) центральное сооружение декорировано кирпичами размерами 26x13x6 см; 3) деревянные конструкции помещений выполнены в традиционном для Танского Китая стиле с использованием «доу-гунов» - системы потолочных балок и подпорок; 4) крыши внутренних помещений и некоторых надвратных конструкций были покрыты толстым слоем глины и обожженной черепицы с танскими концевыми дисками.
Исследование внешних стен показало, что они возводились с использованием древнекитайской технологии «хан-ту» путем трамбовки глины слоями по 12-14 см в опалубку. При этом строители крепости по заранее намеченному плану сделали основание стен шириной до 12 м, а на участке восточной стены - до 20 м с учетом пандусов и талуса. Для возведения стены высотой до 8,5-9 м было выложено около 60 слоев глины. В каждый шестой слой для укрепления конструкции закладывались бревно диаметром 10-12 см (расстояние между бревнами - до 1 м). Стоит отметить, что эта технология возникла на территории Китая в позднем неолите (группа культур Луншань) и была характерна, в основном, для архитектуры периода государства Шан-Инь (16001027 гг. до н. э.) [13]. Технология «хан-ту» сохранилась до эпохи Тан (618-907 гг. н. э.) и проникла в уйгурскую культуру. В Туве применение технологии «хан-ту» было зафиксировано при исследовании стеновых конструкций памятников Шагонар 1, Шагонар 3, Бажын-Алаак 1, Балгаш-Бажын и др. [14].
Одним из основных результатов исследований 2007-2008 гг. также стала констатация факта почти полного отсутствия на памятнике культурного слоя. Из предметов были найдены только пара керамических сосудов баночного типа, серебряная мужская серьга и наконечник копья. Элементы архитектуры массово представлены обожженной кровельной черепицей двух типов - широкой плоской для нижнего ряда кровли и узкой полукруглой для верхнего, а также концевыми дисками с характерными розетками в виде лепестков и шариков. Интересны находки девяти масок-оберегов в виде головы дракона
- так называемых «шоу-тоу», аналогичных китайским маскаронам, украшавшим скаты крыши и выполнявшим символическую роль защитников дома от злых духов [15]. Это обстоятельство, а также специфическое расположение памятника, вынудили отказаться от версии крепостного сооружения.
В ходе исследования памятника были выдвинуты четыре версии его функционального назначения:
1) крепость;
2) дворец кагана;
3) храм;
4) поминальное сооружение или усыпальница.
Планировка внутреннего пространства и, в частности, мощность внешних стен, ширина которых в основании достигала 12 м, позволяли предположить оборонительный характер сооружения. Однако Пор-Бажын был построен на значительном отдалении от основных торговых и военных путей, поэтому в его строительстве как крепости не было потребности. Вторым специфическим моментом стало местоположение памятника на острове посреди озера. Кроме того, несмотря на наличие высоких стен, несущих функцию пассивной обороны, памятник не подвергся нападению, не было зафиксировано следов преднамеренного разрушения.
Обилие деревянных архитектурных деталей и орнаментированной черепицы вкупе с уединенностью и обособленностью памятника позволили предположить храмовый характер сооружения. Известно, что большая часть уйгуров исповедовала буддизм, но правящая верхушка Уйгурского каганата приняла манихейство, а уже в 60-е гг. VIII в. манихейство становится официальной религией Уйгурского каганата [16]. Таким образом, Пор-Бажын мог быть буддийским или манихей-ским храмовым комплексом.
Отсутствие присущих любым людям (в том числе монахам) следов жизнедеятельности (бытовой мусор, следы утоптанной поверхности, фрагменты битой посуды, керамика, собственно предметы быта и т.д.), а тем более предметов религиозного назначения, не позволяет назвать Пор-Бажын храмом. Хотя при этом сохраняется вероятность того, что памятник строился манихеями как тайный храм с системой укреплений от внешних и внутренних врагов незадолго до их изгнания из Уйгурского каганата, но воспользоваться им они не успели.
Версия о дворцовом комплексе была высказана еще Д.А. Кле-менцом, который сравнил планировку Пор-Бажына с цитаделью древней столицы Уйгурского каганата. При сравнении планов этих двух памятников очевидны архитектурные параллели, а последующие исследования, проведенные С.В. Киселевым, подтвердили сходство не только планировки, но и строительной технологии и элементов де-
35
НАСЛЕДИЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ 2019;2(1):27"39
кора [10]. Сходство концевых дисков Пор-Бажына с дисками из мавзолеев китайских правителей эпохи Тан выявил и китайский исследователь Чжан Цзяньлинь [7].
Близкий аналог крепости Пор-Бажын был обнаружен на территории Монголии - городище Чилен Балык, выстроенное в середине VIII в. Этот древний город расположен севернее столицы Уйгурского каганата Орду-Балыка в 20 км к северо-западу от поминального комплекса Кю-ль-тегина на острове, образованном основным руслом и рукавом р. Ор-хон. Памятник предварительно был обследован в середине 2000-х гг. казахскими археологами. По одной из версий, город-ставка, повторяющий очертания столицы и также укрепленный фортификационными сооружениями, являлся дворцом кагана или его жены, о чем свидетельствуют остатки дворца в северо-восточном углу городища.
Проведя аналогию с Чилен Балыком, можно предположить, что Пор-Бажын являлся укрепленным дворцом - ставкой кагана. Однако расположение в труднодоступной тайге затрудняло бы выполнение функций военно-административного центра. Поэтому логично предположить, что крепость-дворец была выстроена не для кагана, а для его супруги. Известно, что женами каганов, как тюркских, так и уйгурских, часто становились китайские принцессы [7]. Чаще всего это были дочери вассальных князей, которых китайские императоры выдавали замуж, наделив соответствующим титулом ради установления дипломатических отношений с воинственными северными соседями. Одна из таких «принцесс» и должна была въехать в новый охраняемый дворец, выстроенный специально для нее китайскими мастерами в труднодоступной живописной долине тувинского озера.
Возможно, по дороге к Пор-Бажыну принцесса скончалась, во дворец никто так и не заселился, а крепость окончательно была оставлена спустя 30-40 лет после сооружения за ненадобностью. В связи с начавшейся в конце VIII в. затяжной войной с енисейскими кыргыза-ми, у уйгуров не было ни сил, ни времени на ее содержание. Отсутствие культурного слоя жилого характера на всех участках памятника в совокупности со следами текущего ремонта (подновление штукатурки, замазывание глиной крупных трещин, возникавших от частых в этой местности землетрясений) показывает, что памятник не использовался по функциональному назначению, но содержался в исправном состоянии несколько лет.
Есть вероятность, что крепость была сооружена как поминально-погребальное сооружение, но характерных для них элементов (погребения, ритуальные и культовые предметы и др.) не было выявлено, в связи с чем вопрос о функциональном назначении крепости Пор-Бажын до сих пор остается открытым.
Какое бы ни было предназначение Пор-Бажына, все вышеописанное позволяет предположить, что он строился не в короткий срок по приказу кагана, как описывается в текстах Селенгинской и Терхин-ской надписей [12], а целенаправленно в течение нескольких лет - по заранее определенному плану. С учетом объемов строительства, а также сложности конструкции можно предположить, что возведение Пор-Бажына заняло 5-6 лет. Основная технология строительства («хан-ту»), планиграфия памятника, находки архитектурно-археологических элементов (каркасно-столбовая конструкция «доу-гун», маски «шоу-тоу») свидетельствуют о сильном китайском влиянии на градостроительную традицию Уйгурского каганата.
Современное состояние
В настоящее время крепость Пор-Бажын находится в аварийном состоянии. Основная причина - береговая абразия, которая ежегодно сокращает площадь острова, на котором расположен памятник, на 1015 см. Суть этого процесса заключается в том, что в течение летнего периода вода проникает в мерзлый грунт основания острова, а в зимний период, замерзая, разрывает его. Образовавшийся «ледогрунт» весной начинает таять, и участки почвенной поверхности обрушиваются в воду. Особенно активно эти процессы идут на южной и северной сторонах острова, медленнее - в западной части. Тем не менее, разрушение стеновых конструкций - это вопрос времени. По предположениям геоморфологов, проработавших на острове в 2007-2008 гг., стены крепости обрушатся в воду не позднее чем через 50 лет, а сам остров исчезнет через 100 лет.
Главная причина сохранности острова в настоящее время - линза многолетней мерзлоты под крепостью, которая до сих пор сдерживала обрушение крепости в воды озера. Теперь перед научным сообществом стоит задача, как сохранить эту многолетнюю мерзлоту и спасти тем самым уникальный памятник - самую северную крепость, выстроенную в древнекитайской технологии «хан-ту».
Литература
1. Тулуш Д.К. Фортификационные сооружения на территории Тувы (конец I тыс. до н.э. - конец I тыс. н.э.). Дисс... к.и.н. Кемерово, 2015.
2. Клеменц Д.А. Археологический дневник поездки в Среднюю Монголию в 1891 г. / Сборник трудов Орхонской экспедиции (отд. отт.), т. II. СПб., 1895.
3. Вайнштейн С.И. Археологическая разведка в Тере-Хольском районе в 1952 г. // Архив ИА РАН, д. 806, л.л. 16.
4. Вайнштейн С.И. Некоторые итоги работ археологической экспедиции Тувинского НИИЯЛИ в 1956-1957 гг. // УЗ ТНИИЯЛИ. Вып. VI. Кызыл, 1958. С. 217-237.
5. Вайнштейн С.И. Древний Пор-Бажин // Советская этнография. 1964. №6. С. 103-114.
6. Панин А.В., Аржанцева И.А. Загадки Пор-Бажына // Живописная Россия. № 6. 2010. С. 14-19.
НАСЛЕДИЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ 20l9;2(l):27"39
7. Чжан Цзяньлинь. Характеристика и время сооружения крепости Пор-Бажын в Туве // История и культура средневековых народов степной Евразии: материалы II Международного конгресса средневековой археологии Евразийских степей / Отв. ред. А.А. Тишкин. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2012. С. 29-33.
8. Alfimov G.L., Nosyrev G., Panin A. The application of cliff degradation models for estimation of the initial height of rammed-earth walls (Por-Bajin Fortress, Southern Siberia, Russia) // Archaeometry. 2012.
9. Arzhantseva I., Inevatkina O., Zav'yalov V., Panin A., Modin I., Ruzanova S., Harke H. Por-Bajin. An Enigmatic Site of Uighurs in Southern Siberia // The European Archaeologist. Issue no. 35: Summer 2011. P. 6-11.
10. Киселев С.В. Древние города Монголии // Советская археология. 1957. № 2. С. 91-101.
11. Худяков Ю.С., Цэвээндорж Д. Керамика Орду-Балыка // Археология Северной Азии. Новосибирск, 1982. С. 85-94.
12. Малое С.Е. Памятники древнетюркской письменности Монголии и Киргизии. М.-Л.: Изд-во Академии наук, 1959. 112 с.
13. История Китая / Под ред. А. В. Меликсетова. 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во МГУ, Изд-во «Высшая школа», 2002. 736 с.
14. Тулуш Д.К. Археологическая разведка фортификационных памятников Тувы в 2013 году // Древние культуры Монголии и Байкальской Сибири: Материалы V Меж-дунар. науч. конф.: в 2 ч. / Тувинский гос. ун-т; Отв. ред. Е. В. Айыжы, Р. Ш. Харунов (Кызыл, 15-19 сент. 2014 г.). Кызыл: Ред.-изд. отдел ТувГУ, 2014. Ч. 1. С. 264-269.
15. Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. + доп. том / гл. ред. М. Л. Тита-ренко; Ин-т Дальнего Востока РАН. М.: Вост. Лит., 2006. Т. 6: Искусство. 2010. 1031 с.
16. Кызласов Л.Р. Манихейский храм в котловине Сорга (Республика Хакасия) // Российская археология. 1999. № 2. С. 195-196.
POR-BAJYN - AN EXAMPLE OF ANCIENT CHINESE ARCHITECTURE IN THE SAYAN-ALTAY REGION
D. Tulush
Tuva Institute for Humanitarian and Applied Social and Economic Research
Kyzyl, Tuva Republic
Abstract. The article presents studies of ancient Uyghur fortress Por-Bazhyn, located in a remote region of the Republic of Tuva. This unique monument, built in the middle of the VIII century on the island in Tere-Khol lake, remains unexplored. Currently, there are several versions of its functional purpose: fortress, temple, palace, or tomb. However, none of them is proved. Researchers state, that the monument was built with the aid of Chinese technology «Han-tu», characteristic of the Tang epoch (618-907).
Keywords: Tuva, Uyghur khaganate, ancient settlements, fortress, Tang epoch.
For citation: Tulush D. Por-Bajyn - an example of ancient Chinese architecture in the Sayan-Altay region. Heritage and Modern Times. 2019;2(i):27-39.
References
1. Tulush D.K. Fortifikacionnyve sooruzheniya na territorii Tuvyv (konecz I tyvs. do n.e\ - konecz I tyvs. n.e\) / Diss... k.i.n. Kemerovo, 2015.
2. Klemencz DA. Arxeologicheskij dnevnik poezdki v Srednyuyu Mongoliyu v 1891 g. / Sbornik trudov Orxonskoj evkspedicii (otd. ott.), t. II. SPb., 1895.
3. Vajnshtejn S.I. Arxeologicheskaya razvedka v Tere-XoFskom rajone v 1952 g. // Arxiv IA RAN, d. 806, l.l. 16.
4. Vajnshtejn S.I. Nekotoryve itogi rabot arxeologicheskoj evkspedicii Tuvinskogo NIIYaLI v 1956-1957 gg. // UZ TNIIYaLI. Vyvp. VI. Kyvzyvl, 1958. P. 217-237.
5. Vajnshtejn S.I. Drevnij Por-Bazhin // Sovetskaya e4nografiya. 1964. №6. P. 103-114.
6. Panin A.V., Arzhanceva I.A. Zagadki Por-Bazhyvna // Zhivopisnaya Rossiya. № 6. 2010. P. 14-19.
7. Chzhan Czzyan 4in \ Xarakteristika i vremya sooruzheniya kreposti Por-Bazhyvn v Tuve // Istoriya i kuFtura srednevekovyvx narodov stepnoj Evrazii: materialyv II Mezhdu-narodnogo kongressa srednevekovoj arxeologii Evrazijskix stepej / otv. red. A.A. Tishkin. Barnaul: Izd-vo Alt. un-ta, 2012. P. 29-33.
8. Alfimov G.L., Nosyrev G., Panin A. The application of cliff degradation models for estimation of the initial height of rammed-earth walls (Por-Bajin Fortress, Southern Siberia, Russia) // Archaeometry. 2012.
9. Arzhantseva I., Inevatkina O., Zav'yalov V., Panin A., Modin I., Ruzanova S., Härke H. Por-Bajin. An Enigmatic Site of Uighurs in Southern Siberia // The European Archaeologist. Issue no. 35: Summer 2011. P. 6-11.
10. Kiselev S.V. Drevnie goroda Mongolii // Sovetskaya arxeologiya. 1957. № 2. P. 91-101.
11. Xudyakov Yu.S., Czevvevevndorzh D. Keramika Ordu-Balyvka // Arxeologiya Severnoj Azii. Novosibirsk, 1982. P. 85-94.
12. Malov S.E. Pamyatniki drevnetyurkskoj pisvmennosti Mongolii i Kirgizii. M.-L.: Izd-vo Akademii nauk, 1959. 112 p.
13. Istoriya Kitaya / Pod red. A. V. Meliksetova. 2-e izd., ispr. i dop. M.: Izd-vo MGU, Izd-vo «Vyvsshaya shkola», 2002. 736 p.
14. Tulush D.K. Arxeologicheskaya razvedka fortifikacionnyvx pamyatnikov Tuvyv v 2013 godu // Drevnie kuFturyv Mongolii i BajkaFskoj Sibiri: Materialyv V Mezhdunar. nauch. konf.: v 2 ch. / Tuvinskij gos. un-t; Otv. red. E. V. Ajyvzhyv, R. Sh. Xarunov (Kyvzyvl, 15-19 sent. 2014 g.). Kyvzyvl: Red.-izd. otdel TuvGU, 2014. Ch. 1. P. 264-269.
15. Duxovnaya kuFtura Kitaya: evnciklopediya: v 5 t. + dop. tom / gl. red. M. L. Tita-renko; In-t DaFnego Vostoka RAN. M.: Vost. Lit., 2006. T. 6: Iskusstvo. 2010. 1031 p.
16. Kyvzlasov L.R. Manixejskij xram v kotlovine Sorga (Respublika Xakasiya) // Ros-sijskaya arxeologiya. 1999. № 2. P. 195-196.
Сведения об авторе
Тулуш Демир Константинович, кандидат исторических наук, заместитель директора по науке Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований. Кызыл, республика Тува. E-mail: [email protected]
Дата поступления 15.09.2018
Author of the publication
Demir Tulush, Ph.D. in History, Deputy Director of Science of Tuva Institute for Humanitarian and Applied Social and Economic Research. Kyzyl, Tuva Republic. E-mail: [email protected]