Научная статья на тему 'Очерк к итогам комплексных исследований древнеуйгурской крепости на озере Тере-холь в Туве'

Очерк к итогам комплексных исследований древнеуйгурской крепости на озере Тере-холь в Туве Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
312
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Уйгурский каганат / руническая надпись / Пор-Бажын / Тува / озеро Тере-холь / Uyghur kaghanate / Runic insription / Por-Bazhyn / Tuva / lake Tere-khol

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Васильев Дмитрий Дмитриевич

Статья подводит итоги комплексных научных исследований древнеуйгурской крепости «Пор-Бажын» на озере Тере-холь в Республике Тыва Российской Федерации. Продолжая исследования выдающегося российского тюрколога С.Г. Кляшторного о роли Пор-Бажына, автор раскрывает значение двух рунических надписей уйгурской эпохи, найденных при раскопках этой крепости, и идентифицирует современную реку Хун-Хурту с рекой Бурга уйгурских надписей уйгурского Элетмиш Бильге-кагана (747-759).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Essay on results of the complex research of the Old Uyghur fortress on the lake Tere-khol in Tuva

The article summerizes the results of the complex academic research of the Old Uyghur fortress «Por-bazhyn» on the lake Tere-khol in the Republic of Tyva, Russian Federation. Based on the research of the outstanding Russian Turkologis S.G.Klyashtorny, the author introduces two Runic inscriptions of the Uyghur epoch discovered on the site of the fortress and identifies modern river Khun-Khurtu of Tuva with the river Burga mentioned in the Uyghur insriptions of the Uyghur ruler El-Etmish Bilge kaghan (747-759).

Текст научной работы на тему «Очерк к итогам комплексных исследований древнеуйгурской крепости на озере Тере-холь в Туве»

УДК 94.57

Очерк к итогам комплексных исследований древнеуйгурской крепости

на озере Тере-холь в Туве

Васильев Дмитрий Дмитриевич

профессор, заведующий Отделом истории Востока Института востоковедения РАН 107031 Российская Федерация, Москва, ул. Рождественка, 12. E-mail: dmivas46@mail.ru

Аннотация. Статья подводит итоги комплексных научных исследований древнеуйгурской крепости «Пор-Бажын» на озере Тере-холь в Республике Тыва Российской Федерации. Продолжая исследования выдающегося российского тюрколога С.Г. Кляшторного о роли Пор-Бажына, автор раскрывает значение двух рунических надписей уйгурской эпохи, найденных при раскопках этой крепости, и идентифицирует современную реку Хун-Хурту с рекой Бурга уйгурских надписей уйгурского Элетмиш Бильге-кагана (747-759).

Ключевые слова: Уйгурский каганат; руническая надпись; Пор-Бажын; Тува; озеро Тере-холь.

Старейшей отраслью востоковедения в России в силу её истории и географии стала тюркология, значение которой отмечал ещё академик

B.В. Бартольд: «Для российской тюркологии существовало счастливое историческое обстоятельство. Россия с самого начала ближе всего оказалась к центрально-азиатскому культурному миру, значение которого заключается не столько в собственных культурных достижениях, сколько в результатах взаимодействия различных культурных влияний с юга, запада и востока».

Это замечание выдающегося ученого нашло яркое подтверждение в истории изучения памятников культуры тюркских народов Сибири и Центральной Азии.

В 2007-2009 годах, в Российской Федерации был осуществлен комплексный научно-исследовательский проект, посвященный одному из памятников тюркской культуры в Южной Сибири. Им стал федеральным проект по исследованию, раскопкам и восстановлению древнеуйгурской крепости в Туве, построенной в середине VIII века каганом Баян-чором. Автором проекта стал в то время Министр по чрезвычайным ситуациям (ныне - Министр обороны РФ)

C.К. Шойгу, который сам еще подростком участвовал в работе Саяно-Тувинской археологической экспедиции АН СССР. Для обеспечения работ был создан Культурный фонд «Крепость Пор-Бажын», Попечительский совет которого составили представители государственных структур и крупного бизнеса.

Раскопки и исследования крепости и древнетюркских памятников в её окрестностях попали в центр общественного внимания, широко освещаясь в средствах массовой информации (Vasilyev 2008; Vasilyev 2009; Noviye nakhodki 2012). Более тысячи российских и зарубежных студентов приняло участие в раскопках в течение трех летних месяцев в каждый из трех лет проекта. Лагерь экспедиции посетили многие члены правительства Российской Федерации. Владимир Путин побывал в гостях у археологов и вместе со своим гостем, принцем Монако Альбертом II, провел несколько дней на раскопках крепости среди российских студентов и ученых. Мне выпала честь войти в состав Организационного Комитета и Научного Совета Культурного фонда «Крепость Пор-Бажын», представляя там Общество востоковедов РАН. Научная исследовательская программа 2007 г. предусматривала полевые изыскания Отдельного востоковедческого отряда, краткий Отчет о работе которого был опубликован в выпуске «Приложений» к Бюллетеням Общества востоковедов Российской Академии наук (ОВ РАН) (Uchastiye vostokovedov 2008).

Древнеуйгурская крепость на озере Тере-холь в юго-восточной Туве была впервые зафиксирована на карте С.У. Ремезова в 1701 г. Затем озеро Тере-холь было обозначено на карте И.Ф. Табберта фон Страленберга, участника многолетней экспедиции по Сибири И.Г. Мессершмидта в середине XVIII в. Заново крепость была открыта и обследована Д.А. Клеменцем, совершавшим Отдельный маршрут Орхонской экспедиции в 1891 г., который имел возможность сопоставить крепость с другими древнеуйгурскими городами на территории Монголии. Первые раскопки крепости были проведены совместной экспедицией Института этнографии АН СССР и Тувинского научно-исследовательского института языка, литературы и истории (НИИЯЛИ) под руководством С.И. Вайнштейна и при участии М.Х. Маннай-оола и С.М.Биче-оол в 1950-х гг. 1964).

После длительного перерыва крепость была дважды обследована нами в 2002 и 2004 гг. в ходе работ Эпиграфической экспедиции Института востоковедения РАН, когда были произведены обмеры крепости, собран подъемный материал и произведена археологическая разведка окрестностей озера Тере-холь и труднопроходимого пути в долину озера по бассейнам рек Нарын, Балыктыг-хем и Каргы.

Источники, в которых сообщается об уйгурах в период правления Элетмиш Бильге Кагана (Баян-чора, Моюн-чура) и расцвета Уйгурского каганата (744840), составляют три группы.

1. Восточная группа - две Танские династийные истории «Цзю-Таншу» (Старая история династии Тан) и «Синь Таншу» (Новая история династии Тан). Уйгурам посвящены отдельные главы в разделе «Жизнеописания» (Kamalov 2001, P. 27-33).

2. Автохтонные источники, т.е. собственно уйгурские повествования тюркским руническим и согдийским письмом на каменных стелах, установленных в честь уйгурских каганов по их повелению. Это - Терхинская надпись (753-756 гг.), Селенгинский камень (759-760 гг.), Тесинская надпись (762 г.), уйгуро-согдийская Сэврэйская надпись (763 г.), китайско-согдийско-уйгурская надпись из Карабалгасуна (821 г.). К этой же группе можно отнести также и некоторые рунические эпитафии, найденные на территории Тувы, азов, чиков и кыргызов, где уйгуры упоминаются как противники.

3. Западная группа - историко-географические сочинения мусульманских авторов Табари, Ибн Бахра, Ибн Хордадбеха, Гардизи и анонимного автора сочинения «Худуд ал-алам» (Границы мира), в которых, в частности, упоминаются города и крепости в бассейне Верхнего Енисея.

В некоторых памятниках первой и второй групп источников, в сообщениях о сооружении городов и крепостей, почти идентично повторяется фраза о том, что по завершении строительства каган «приказал вырезать там на камнях свои знаки (родовые тамги) и письмена».

В отношении крепости Пор-Бажын (или как она была тогда названа Касар Коруг) такие сообщения имеют место в Селенгинской надписи (найдена и переведена финским ученым Г.И. Рамстедтом), Терхинской надписи (С.Г. Кляшторный), частично - в Карабалгасунской надписи (ее китайский текст был переведен В.П. Васильевым).

Каганские каменные стелы с надписями имели стандартный внешний вид. Постаментом им служила каменная черепаха как символ вечности, сама стела имела вид плоской прямоугольной плиты с закругленной поверхностью. Кроме текста надписи, непременным атрибутом фасада (как правило - именно с тюркским руническим текстом) была рельефно высеченная родовая тамга каганов.

Основным источником сведений о деяниях тюркских, уйгурских, кыргызских правителей является Терхинская надпись, выполненная тюркскими рунами, согдийскими и уйгурскими письменами на нескольких фрагментах каменной стелы. Тексты повествуют о походах и сражениях, подвигах героев и о строительстве крепостей и городов. Причем повторяется фраза о том, что по завершении строительства каган «приказал вырезать там на камнях свои знаки (родовые тамги) и письмена».

Каганские каменные стелы с надписями имели стандартный внешний вид. Постаментом им служила каменная черепаха как символ вечности, сама стела имела вид плоской прямоугольной плиты с закругленной поверхностью. Кроме текста надписи, непременным атрибутом фасада (как правило - с тюркским руническим текстом) была рельефно высеченная родовая тамга каганов или генеалогический сюжет, связанный с легендарным происхождением тюркских народов от матери-волчицы.

Разгромив к середине VIII века Тюркский каганат, уйгурский правитель сразу же двинул свои войска на территорию Северной Монголии и Тувы. Его наследник - Эль-Этмиш-Бильге-каган (переводится как «создавший государство мудрый правитель»), известный также под именем Баян-Чор (Моюн-Чур), закрепил союз с Китаем, оказав ему помощь против восставших соседей-кочевников и взяв в жены китайскую принцессу. Государство стало расти, и уйгурские правители стали строить укрепленные города на бывших территориях центрально-азиатских кочевых империй. В этом им помогали согдийцы, в большом количестве переселившиеся из Средней Азии после завоевания ее арабами. Врагами оставались племена, живущие на севере. Это были кыргызы на Среднем Енисее и чики - племена, жившие в бассейне Верхнего Енисея на территории современной Тувы. В 750 году Эль-Этмиш в крупном сражении с чиками у реки Кем (Верхний Енисей) одержал победу и велел построить крепость, свой северный форпост.

В обнаруженной в 1909 году финским тюркологом Г.И. Рамстедтом в селенгинском урочище Могойн-Шине-Усу надписи, выполненной тюркскими рунами, каган так сообщает об этом: «Там, у ключей я распорядился устроить свой беловатый лагерь и дворец с престолом, приказал возвести стены, там я провел лето и устраивал моления высшим божествам. Мои родовые тамги и письмена я приказал там сочинить и врезать в камень».

Географическое положение крепости Пор-Бажын (Касар Коруг) определяется в уйгурских надписях как «западные предгорья священной родовой земли Отюкен, в верховьях р. Тес, поблизости от источников». В Терхинской надписи упоминаются также сохранившая свое название река Тесь, а также реки Ябаш и Тукуш, местонахождение которых еще предстоит уточнить. После тяжелых военных походов именно здесь каган Баян-Чор в отдыхе и молениях духам провел лето 751 года. А в северо-восточной части Тере-Хольской долины известны целебные родоновые и сульфатные источники, где воины могли залечивать раны и восстанавливать силы после сражений. Из текста можно предположить, что строительство крепости и дворца были начаты в этот год. Особенно интересным представляется упоминание о том, что крепость построена «посредине Отюкена, к западу от священной вершины». На протяжении столетий для тюркоязычных кочевников окутанная мифами горная страна Отюкен считалась божественной родиной, где в случае опасности можно укрыться от врагов. Точные границы священной земли Отюкен по-разному определяются исследователями, поэтому указания в каганской надписи дают возможность выдвинуть новую гипотезу о местонахождении

священного обиталища духов гор, земли и воды, оберегавших покой кагана после военных трудов.

Сегодня мы могли бы назвать эту постройку летней резиденцией в труднодоступном для врагов месте, изобилующем дичью, рыбой и целебными источниками, где восстанавливали здоровье израненные в походах воины и их командиры. До этого момента местом постоянного пребывания кагана была столица - Кара-Балгасун или Орду-Балык (сейчас ее развалины находятся на территории Монголии - примерно в трех днях конного пути от Пор-Бажына.) Д.А. Клеменц в 1891 году исследовал Кара-Балгасун и обнаружил удивительное сходство двух крепостей: Пор-Бажын был миниатюрной копией цитадели уйгурской столицы. Это особенно хорошо видно по плану, начерченному ученым более ста лет назад.

Запустение крепости и следы пожара вовсе не были свидетельством нападения. Скорее, это был результат смены государств-гегемонов в регионе, и утраты ею значения пограничного форпоста. Следы пожара, возможно, связаны не со штурмом, а, к примеру, с пребыванием рыбаков или охотников на острове.

Географическое положение крепости Пор-Бажын (Касар Кордан) и оставленных там каганских знаках, определяются в уйгурских надписях как «западные предгорья священной родовой земли Отюкен, в верховьях р. Тес, поблизости от источников» и сопровождаются топографическими уточнениями.

С.Г. Кляшторный так идентифицирует местоположение крепости на основании текстов обеих известных надписей Элетмиш Бильге-кагана (Терхинской стеле и стеле из Могойн Шине-усу), где указаны постоянные ориентиры кочевья: «...у верховий [реки] Тез (или: от верховий [реки] Тез), по западной окраине Отюкена» (Терх., стк. 1). Этот же ориентир упомянут в строках 4-5. Река Тез - современная Тэс-хем в Туве, она же - Тэсийн-гол в Монголии. Отюкен (ОШкеп у|§ - 'Отюкенская чернь') - это Хангайская горная страна. Ее западный край - хребет Сангилен, по северным склонам которого начиналось ханское кочевье (куруг), как это указано в надписи, восточнее верховий реки Тэс (точнее - северо-восточнее), которая находится в непосредственной близости от хребта Сангилен. С северных склонов Сангилена берет начало река Карга (современная Карпы), впадающая в Каа-хем (Малый Енисей, река Кем надписей). Река Бургу надписи свое название не сохранила, но широкое междуречье, упирающееся к северу в озеро Тере-холь, ограничено с востока рекой Балыктыг-хем (букв.: 'Рыбная'), что является современным названием. С востока и запада это пространство окружено невысокими лесистыми горными грядами, обозначенными на старых картах местным тувинским названием Хан-тайга 'Царская тайга'. А с юга, из Монголии, к ним ведет древняя дорога, которую монголы называют Ханын зам 'Царская дорога'. С севера Хан-тайга ограничена котловиной озера Тере-холь» (Klyashtomy 2010, P. 255).

В упомянутой надписи Элетмиш Бильге-кагана из Могойн-Шине-Усу сообщается о строительстве городов-крепостей и на других пограничных территориях каганата: «У слияния (рек) Орхон и Балыклыг я повелел тогда воздвигнуть державный трон и государственную ставку» (стк. 34). «Я повелел согдийским и китайским мастерам построить на (реке) Селенге (город) Байбалык» (стк. 44) (МаЫ 1959, P.43).

Возводя крепость Пор-Бажын, изо рва вокруг постройки вынимали глину, потом в заболоченной долине этот ров было достаточно просто запрудить. В непосредственной близости находится еще один остров побольше, с высоким травяным покровом, где мог содержаться скот для обитателей крепости. Озеро

до сих пор изобилует рыбой ценных пород. К тому же местные жители говорят, что озеро с годами увеличивается. Возможно, в древности в долине было несколько маленьких озер, которые могли быть искусственно соединены воедино фортификаторами Пор-Бажына. Поздние легенды, относящиеся, по-видимому, уже к монгольскому периоду, говорят о том, что озеро появилось внезапно: некий хан, поймав в колодце рыбу, в тревоге увел свой народ на гору и, оглянувшись, увидел залитую водой долину. «Тере нур! - Вон там озеро!», - сказал он. Так появилось название Тере-Холь (нур - по-монгольски, холь - по-тюркски означает озеро) Есть несколько и других версий народной этимологии данного топонима из монгольского языка. Тере-Хел по мнению некоторых информаторов по-монгольски звучит как Дерее-нуур, т.е. «стремя-озеро». В то же время вариант Тере-Хел по-тувински можно перевести, как «государственное озеро».

По нашему мнению, данное название связано, возможно, с историей крепости Пор-Бажын. Здесь была летняя резиденция правителя, на целебных источниках в окрестностях которой восстанавливали силы и залечивали раны приближенные уйгурского кагана. Поэтому земли вокруг крепости, в том числе и озеро, были объявлены государственным или каганским заповедником, по-тувински хоруг (напомним, что первое имя крепости по Терхинской надписи -«Касар Коруг»).

Устная народная традиция сохранила и другие предания и сказки об озере и крепости. Наиболее известна - о злом Эльчиген-Кулак-хане, уединенно жившем во дворце на острове и прятавшем под колпаком...свои ослиные уши. Еще одно предание связывает дворец на острове с именем богатыря Тумер-оола, который совершил немало подвигов на чужбине, а, вернувшись, убил злого хана, построил монастырь и решил обучать там людей. Но пока он собирал учеников, на него напали враги. Вместе со своей красавицей-богатыршей женой он вступил в неравный бой, но враги одолели их и побросали тела в колодец. Вода полилась через край и затопила долину. «Вот озеро!», - закричали враги и вода затопила их...

Реки в окрестностях озера богаты также и золотом. Это нашло отражение в преданиях. Например, о муравье, показавшем во сне человеку золотую жилу, которую до сих пор разрабатывают местные старатели (информатор Анатолий Соян, стойбище Ажиг-Бажи на Балыктыг-Хеме): «В этих краях много золота. Раньше его добывали вручную пришлые люди. Два человека шли по лесу, охотились. Устали. Легли спать прямо на земле, костра не разводили, чтобы не спугнуть зверя. Среди ночи один из них проснулся и увидел, как у другого выполз из уха муравей и ушел под землю. Охотник отметил это место палочкой. Утром он спросил у второго охотника, что ему снилось. Тот ответил, что снилось золото. Через некоторое время первый охотник вернулся на это место, нашел свою метку и стал копать. Он нашел много золота».

Интересны сведения, собранные в отношении названия поселка и речки Кунгуртуг. Имеются несколько перевода топонима: ХYн-ХYртY - название речки переводится как «солнечное колесо»; ХYн-ХYYP (дословно по-монгольски: 'могила человека') - так называется юго-восточная окраина поселка Кунгуртуг, где находятся курганные могильники. Полагаю возможным дополнить топографические изыскания С.Г. Кляшторного и предположить, что давшая название поселку река может быть топографически тождественна реке Бургу, упомянутой в Терхинской надписи, и, по мнению С.Г. Кляшторного, не сохранившая своего точного названия.

Легенда гласит, что в тайге вокруг Кунгуртуга раньше обитали огромные птицы курту «тетерева» с человечьими головами (Кунгуртуг - др.тюркск., монг.

кун «человек» и курту «тетерев»). Жители поселка имеют отличное от жителей других районов Тувы произношение. По мнению некоторых лингвистов оно является реликтом древнейугурской орфоэпии и топоним «Кунгуртуг» в местном произношении может толковаться также из монгольского как «углубление, впадина».

Путь от озера Тере-Холь, уходящий на территорию Монголии, не отличается такой тяжелой проходимостью как дорога на Эрзин и далее. В этой связи интересно отметить легенды, связанные с именем Белого Хана (как известно, белый и голубой цвета считались ханскими цветами одеяний тюркских и уйгурских каганов).

По горному хребту левого берега р. Каргы, по местным поверьям, проходит дорога Ак-Хана (информант Анатолий Баадыр): «По хребту вдоль левого берега Каргы идет дорога Ак-Хана. Войска объезжали свои земли, и их подстерегали местные племена, которые поставили засаду. Ак-Хан обошел их по хребту со своим войском. Они прошли засаду, и вышли к Эрзину. Их стали догонять и чтобы двигаться быстрее, они подстилали войлоки под копыта. Но за хребтом их поймали и перебили. Это место назвали Соок - «Кость», так как там осталось много костей».

Дорога Ак-Хана хорошо видна и сейчас - широкая полоса идет по вершине, по хребту. Около зимовья А. Баадыра стояло много камней с надписями, которые как бы отмечали дорогу, но их увезли какие-то ламы, скорей всего из Монголии.

Уйгурские правители, по существующей в раннем средневековье в кочевом мире традиции, оставляли потомкам записанные на каменных стелах тюркским руническим, согдийским и китайским письмом повествования о своих подвигах и деяниях. Сообщая о сооружении городов и крепостей, каган непременно повторяет, что по завершении строительства он приказал вырезать там на камнях свои знаки (родовые тамги) и письмена.

О том, что в окрестностях крепости Пор-Бажын (или как она была тогда названа Касар Коруг) были высечены надписи и родовые знаки, сообщается в трех памятниках уйгурских каганов, находящихся поблизости от уйгурской столицы в Монголии: в Селенгинской рунической надписи (впервые переведена финским ученым Г.И. Рамстедтом), Терхинской надписи (С.Г. Кляшторный), частично - в Карабалгасунской китайской надписи (В.П. Васильев).

В ходе обследования окрестностей озера Тере-Холь и раскопок крепости выявлены две тюркские рунические надписи. Первая выгравирована на более древнем оленном камне, установленном на северном берегу озера, на возвышенности Арт-Таш, вблизи от поминальных сооружений скифского времени, вблизи ритуального комплекса «Ворота Чингизхана», состоящего из вертикально стоящих стел и выкладок. К югу от этого места на высоком мысу стоит оленный камень раннескифского времени с тюркской надписью. Координаты оленного камня: СШ 50°39,909', ВД 97°23,749', высота над уровнем моря 1338 м. Высота камня 1,2 м, ширина 30 см. На камне выбито ожерелье - цепь овальных лунок. Два круга запада и востока - серьги. Внизу полоса шириной 2 см - пояс. Около пояса неясные знаки, возможно попытка изобразить оружие. Это камень общеевразийского типа, который может быть датирован VII-VI вв. до н.э. Надпись состоит из двух строк и предварительно расшифрована как «Иркин Бочор». Иркин - высший титул у карлуков, входивших определенное время в уйгурскую конфедерацию и часто воевавших в союзе с ними против общих противников. В данном случае этот титул может обозначать и наместника кагана в провинции, и начальника внутренней службы при кагане (возможно - коменданта крепости, который

решил оставить память по себе, выгравировав свое имя на более древнем памятнике).

Вторая надпись была найдена в раскопе на участке дворца и представляет собой грубо процарапанное посетительское граффити. Текст сохранился частично, но можно предположить, что ее автором был стоявший на страже у дворца воин, оставивший память о себе записью, которую с некоторым допущением можно восстановить как: «Я, солдат ..., это написал».

Ни одна из найденных надписей не может считаться каганской, сооруженной и высеченной по его приказу. Маловероятно, что она могла находиться в стенах крепости. Обычно их устанавливали за жилыми пределами как мемориальный комплекс. Скорее всего, этот памятник следует считать утраченным - разрушенным или утилизованным последующими поколениями. Но, тем не менее, изыскания в окрестностях долины озера должны быть продолжены.

На территории Тувы находятся и другие уйгурские крепости, самая крупная из которых - Бажын-Алаак, особенно нуждается в охране. История этой крепости, расположенной на древнем караванном пути связана с драматическими событиями уйгуро-кыргызских войн VI 11-IX вв. Вдоль всего Верхнего Енисея обнаружено около двадцати укрепленных уйгурских сооружений. Часть из них затоплена Саяно-Шушенским водохранилищем. Английский путешественник Д. Каррутерс, который осмотрел эти сооружения в 1910 году, нанес на карту эти длинные стены, известные в тувинских преданиях как «дорога Чингисхана».

Вокруг озера Тере-Холь, на котором располагается крепость Пор-Бажын, обнаружены археологические памятники различных исторических эпох, что свидетельствует о том, что здесь с древности жили различные племена, которые могли заниматься рыболовством и охотой, а также разводить оленей и крупный рогатый скот.

Назначение уйгурской крепости на таежном озере в Туве продолжает оставаться темой дискуссии. Было выдвинуто предположение даже о том, что Пор-Бажын - манихейский храм. Действительно, у уйгуров было манихейство. Но приняли они его на 15 лет позже предполагаемой даты постройки крепости. Кроме того, в надписи упоминаются моления божествам-тенгриям. Это, несомненно, укрепленное сооружение, необходимое для утверждения военного успеха в пограничном районе. Необходимость сооружения пограничной крепости в 751 г., как это датировано в надписи Элетмиш Бильге-кагана диктовалась появлением нового враждебного уйгурам союза чиков, кыргызов и карлуков на территории северо-западной Тувы и Монгольского Алтая. Обоснование этого заключения приводится также и С.Г.Кляшторным: «в 750 г., Элетмиш Бильге-каган, определив главное оперативное направление, перенес свою летнюю ставку на запад, в монголо-тувинское пограничье. Там формировалась исходная база для новых походов, туда стягивалось войско для подготовки к весенне-летним и осенним походам. Основание ставки сопровождалось рядом строго определенных и во всех случаях повторяемых действий - строились ?yt 'укрепление, крепость' и örgin (помещение с троном кагана), воздвигалась стела с гербовыми знаками кагана и его рода(Ье1дй), на стелу наносилась руническим письмом декларация кагана (bitig). В то время как центр ставки чыт (крепость) возводился в наиболее безопасном и стратегически удобном месте, стела со знаками и письменами помещалась на границах ханской резервации

Местоположение ставки фиксировалось в каганской декларации и тем самым объявлялось заповедным (куругом). Границы куруга определялись в

надписях через систему постоянных ориентиров, которые упоминаются многократно, и дополнительных единичных указаний. Ни крепость, ни дворцовое сооружение (точнее тронный зал) не были местом постоянного пребывания кагана. Находясь в местах летовки, каган жил в своей юрте (еЬ), о чем неоднократно упоминается, и кочевал по определенным маршрутам. Вся территория кочевья, весь куруг кагана (т. е. охраняемая заповедная местность) считался его летней резиденцией» (Klyashtorny 2010, P. 254).

Упоминаемая в надписях Элетмиш Бильге-кагана (Терхинская) и его сына Бёгю-кагана (Тэсинская) река Бургу стала местом сражения с одним из мятежных племен огузов и их разгрома. Как тут не вспомнить Кунгуртукскую «долину могил» на территории заповедных земель Касар-Коруг и резиденции Касар-Кордан (то есть крепости Пор-Бажын), где летом размещалось пограничное войско и личная гвардия кагана. Крепость, по крайней мере в этом случае, оправдала свое сооружение и назначение. Полевые изыскания в окрестностях озера и поселка и опросы местных жителей дают нам основания для предположения о том, что р. Бургу каганских надписей сейчас носит название Хун-Хурту.

Заключение. Мы восхищаемся величественными стенами крепости на таежном озере и пытаемся представить себе вид мраморного дворца и построек в цитадели. Но практически неизвестными остаются люди, которые соорудили все это, несли пограничную службу и охраняли пути между уйгурскими крепостями и опорными пунктами, сооруженными в Туве. Также мало сведений и о тех воинственных жителях древней Тувы, которые были постоянной угрозой на северных рубежах Уйгурского каганата. Дополнительные сведения об этом дают рунические эпитафии Южной и Юго-Западной Тувы, повествующие об участниках уйгуро-кыргызских войн на северных границах каганата.

Музейная коллекция надписей на каменных стелах, собранная в Кызыле, является крупнейшей. Значительные коллекции эпиграфических памятников тюркской рунической письменности хранятся также в музеях Минусинска, Абакана, Горно-Алтайска. Ценность - в уникальности каждого камнеписного текста и в монументальных подтверждениях не только героической истории, но еще и широкого распространения грамотности среди тюркоязычных кочевников Южной Сибири в раннем средневековье. Фонд этих эпиграфических памятников, повествующих об исторических событиях на территории нашей страны постоянно пополняется новыми находками экспедиций Института востоковедения РАН в Южной Сибири.

Эдебиеттер tî3îmî / Список литературы

1. Вайнштейн С.И. Древний Пор-Бажин // Советская этнография. - 1964. - №6. - С. 103-114.

2. Васильев Д.Д. «Я, солдат это написал...» // Родина. - 2008. - № 11.

3. Кляшторный С.Г. Рунические памятники Уйгурского каганата и история евразийских степей. -Санкт-Петербург, 2010.

4. Малов С.Е. Памятники древнетюркской письменности Монголии и Киргизии. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1959.

5. Новые находки тюркских надписей в Туве // Turkic world. Almanac. - Astana, 2012. - С. 314-325.

6. Участие востоковедов в проекте «Крепость Пор-Бажын» // Бюллетень Общества востоковедов РАН. Приложение 5. - М., 2008.

7. Vasilyev D. Dogaya siginmak, «Atlas» // Aylik Cografya ve keçif dergisi. - 2009. - №190. -С. 84-89.

Reference

Klyashtorny 2010 - Klyashtorny, SG 2010, Runicheskiye pamyatniki Uygurskogo kaganata i istoriya

evraziyskikh stepey, Sankt-Peterburg. (in Rus). Malov 1959 - Malov ,SE 1959, Pamyatniki drevnetyurkskoi pis'mennosti Mongolii i Kirgizii, Izd-vo AN

SSSR, Moskow-Leningrad. (in Rus). Noviye nakhodki 2012 - Noviye nakhodki tyurkskikh nadpisey v Tuve, Turkic world. Almanac, Astana, P. 314-325. (in Rus).

Vainshtein 1964 - Vainshtein, SI 1964, Drevniy Por-Bazhin, Sovetskaya etnografiya, №6, P. 103-114. (in Rus).

Vasliyev 2008 - Vasilyev, DD 2008, «Ya, soldat eto napisal...», Rodina, № 11. (in Rus). Vasilyev 2009 - Vasilyev, D 2009, Dogaya sigmmak, «Atlas», Aylik Cografya ve ke§if dergisi, №190, P. 84-89. (in Turk).

Uchastiye vostokovedov 2008 - Uchastiye vostokovedov v proekte «Krepost Por-Bazhyn» 2008, Bulleten Obshestva vostokovedov RAN. Prilozheniye 5. M. (in Rus).

Туваньщ Тере-холь езеншдеп ежелпуйгыр 6eKiHiciH кешенФ

зерттеу нэтижелерi

Васильев Дмитрий Дмитриевич

профессор, PFA Шыгыстану институты Шыгыс тарихы бвлiмiнщ мецгерушiсi 107031 Ресей Федерациясы, Мэскеу, Рождественка квш., 12. E-mail: dmivas46@mail.ru

tywh. Макала Ресей Федерациясы Тыва Республикасыныц Тере-холь взешндеп ежелп¥ЙFыр «Пор-Бажин» бекшюшщ кешендi Fылыми зерттеу нiтижелерiн ^орытындылайды. Автор, бул бекiнiстi ^азу барысында табылFан ¥ЙFыр дэуiрiне тэн екi руникалыщ жазудыц маFынасын ашып кврсетiп, ¥ЙFыр-Элетмиш Бильге-^андыц (747-759) ¥ЙFыр жазуларындаFы Бурга взенш 1^рп Хун-хурт взенiмен тецестiредi жэне осы ар^ылы кврнектi ресей тYркiтанушысы С.Г. Кпяшторныйдыц Пор-Бажындыц ролы туралы зерттеулерiн жалFастырады. TYЙiн сездер. ¥ЙFыр манаты; руникалыщ жазу; Пор-Бажын; Тува; Тере-холь взеш.

Essay on results of the complex research of the Old Uyghur fortress on the lake Tere-khol in Tuva

Vasilyev Dmitriy Dmitriyevich

Professor, Head of the Department of history of Orient, Institute of Oriental studies, Russian Academi of Science. 107031 Russian Federation, Moscow, Rozhestvenka St., 12. E-mail: dmivas46@mail.ru

Abstract. The article summerizes the results of the complex academic research of the Old Uyghur fortress «Por-bazhyn» on the lake Tere-khol in the Republic of Tyva, Russian Federation. Based on the research of the outstanding Russian Turkologis S.G.Klyashtorny, the author introduces two Runic inscriptions of the Uyghur epoch discovered on the site of the fortress and identifies modern river Khun-Khurtu of Tuva with the river Burga mentioned in the Uyghur insriptions of the Uyghur ruler El-Etmish Bilge kaghan (747-759).

Key words: Uyghur kaghanate; Runic insription; Por-Bazhyn; Tuva; lake Tere-khol.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.