Научная статья на тему 'Попытка татар по установлению нового уровня отношений с правительством: Казанская депутация 1890 года'

Попытка татар по установлению нового уровня отношений с правительством: Казанская депутация 1890 года Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
99
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАТАРСКИЕ КУПЦЫ / ТАТАРСКАЯ ОБЩИНА КАЗАНИ / РУССКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНЗ / ПЕТИЦИОННАЯ КАМПАНИЯ 1888-1890 ГГ / TATAR MERCHANTS / TATAR COMMUNITY OF KAZAN / RUSSIAN EDUCATIONAL QUALIFICATION / PETITION CAMPAIGN 1888-1890 YEARS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Загидуллин И. К.

Статья посвящена отправке весной 1890 г. татарскими купцами Казани депутации к правительству с целью защиты своей религиозно-культурной автономии, несмотря от отказ властей, которая, однако, не смогла исполнить возложенную на нее миссию: была арестована в столице и этапным порядкам выслана из Санкт-Петербурга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ATTEMPT OF THE TATARS ON THE ESTABLISHMENT OF A NEW LEVEL OF RELATIONSHIPS WITH THE GOVERNMENT: KAZAN DEPUTATION 1890 YEAR

The article is devoted to sending in the spring of 1890 year tatar merchants c. Kazan deputations to the government in order to protect their religious and cultural autonomy, despite the refusal of the authorities, which, however, failed to fulfill mission: it was arrested in the capital and landmark orders sent from St. Petersburg

Текст научной работы на тему «Попытка татар по установлению нового уровня отношений с правительством: Казанская депутация 1890 года»

ИСТОРИЯ

УДК 323.2"450"(470.4)

ПОПЫТКА ТАТАР ПО УСТАНОВЛЕНИЮ НОВОГО УРОВНЯ ОТНОШЕНИЙ С ПРАВИТЕЛЬСТВОМ: КАЗАНСКАЯ ДЕПУТАЦИЯ

1890 ГОДА

И.К. Загидуллин

Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 420014, г. Казань, Российская Федерация

Статья посвящена отправке весной 1890 г. татарскими купцами Казани депутации к правительству с целью защиты своей религиозно-культурной автономии, несмотря от отказ властей, которая, однако, не смогла исполнить возложенную на нее миссию: была арестована в столице и этапным порядкам выслана из Санкт-Петербурга.

Ключевые слова: татарские купцы, татарская община Казани, русский образовательный ценз, петиционная кампания 1888-1890 гг.

THE ATTEMPT OF THE TATARS ON THE ESTABLISHMENT OF

A NEW LEVEL OF RELATIONSHIPS WITH THE GOVERNMENT: KAZAN DEPUTATION 1890 YEAR

I.K. Zagidullin

Sh. Marjani Institute of History of AS RT, Kazan. Russian Federation

The article is devoted to sending in the spring of 1890 year tatar merchants c. Kazan deputations to the government in order to protect their religious and cultural autonomy, despite the refusal of the authorities, which, however, failed to fulfill mission: it was arrested in the capital and landmark orders sent from St. Petersburg

Keywords: tatar merchants, tatar community of Kazan, Russian educational qualification, petition campaign 1888-1890 years.

Самая массовая петиционная кампания мусульман Волго-Уральско -го региона в последней четверти XIX в. была вызвана принятием закона «Об установлении образовательного ценза для духовных лиц магометанского исповедания» от 16 июля 1888 г. [1]. Нововведение получало юридическую

силу с 1891 г. Оно было воспринято представителями татарской буржуазии и мусульманства духовенства как шаг «по размыванию» национальных устоев и традиционного религиозного уклада татар, монополии духовенства в сфере школьного образования, занимающегося воспитанием «правовер-

Казанский педагогический журнал

6 2014

ных мусульман», как угроза трансформации отношения к религии будущих мулл, обучавшихся в русских учебных заведениях, которые приведут к ослаблению приверженности к исламу и его влияния среди татар. Купцы опасались, что на комиссиях по принятию экзамена не выдадут свидетельства об успешном прохождении испытания кандидатам, хорошо знающим основы ислама, отдав предпочтение лицам, «обрусевшим, хотя бы и мало знающим шариат».

С целью доведения до высшей власти в конце 1888 г. - начале 1889 г. в регионах была организована кампания подачи прошений в Оренбургское магометанское духовное собрания, куда поступило около 1 тысячи ходатайств [2, с. 84-104]. Предполагалось, что на основе поступивших прошений муфтий М. Султанов поставит перед правительством вопрос об отмене или отсрочке введения русского образовательно ценза.

Первоначально идея отправки депутации возникла у казанских купцов после получения информации об отъезде муфтия М. Султанова из Уфы в столицу. Был произведён сбор средств, шёл подбор кандидатов для поездки в Санкт-Петербург [3, л. 3 об.]. Видимо, планировалось донести о нуждах мусульман правительству, используя авторитет муфтия, или совместно с ним встретиться с кем-нибудь из российских сановников. Во время пребывания муфтия М. Султанова в столице в январе 1889 г. татарское общество Казани отправляло в его адрес телеграммы и письма, прося разрешения приехать в Санкт-Петербург «нескольким именитым купцам». Муфтий игнорировал их просьбы. Тогда казанцы отправили

телеграмму ахуну 2-го прихода Санкт-Петербурга Г. Баязитову следующего содержания: «Доложите хазрету (муфтию. - И.З): не разрешить ли нам приехать». Однако М. Султанов дал отрицательный ответ [4 Л. 73].

Во время ярмарки в Нижнем Новгороде 27 августа 1889 г. состоялось совещание татарских купцов, из числа крупнейших предпринимателей: А. Хусаинова, Б. Салихова (Оренбургская губерния), Н. Курамшина (Тюмень) и др. Было решено вновь ходатайствовать «через подачу прошений уже лично Государю, через особых уполномоченных, снабдив их большими суммами денег послать в Петербург, поручив им ближе сойтись с министром и выхлопотать через него право быть представленными самому государю» [3, л. 249].

По мнению казанских купцов, последним аккордом в кампании по подаче прошений на имя императора и правительства должно было стать составление писем во всех приходах Казани и командировка депутации в столицу с целью ходатайства перед императором. Чистопольский уездный исправник от 12 января 1890 г. доносил губернатору, что в Казани предполагался составление делегации, в состав которого должен был войти и купец Ахметзян Сайдашев, который настаивал на необходимости такого шага [5, л. 60].

В своём письме от 14 января 1890 г., адресованном академику В.В. Рад-лову, инспектор Казанской татарской учительской школы Ш. Ахмеров отмечал: «В Казани в настоящее время татары в сильно возбуждённом состоянии, по мечетям собирают подписи прихожан к прошениям на высочай-

шее имя об отмене известного закона о требовании знания русского языка от мулл. По приходам избраны по одному поверенному. Хотят в Петербург посылать депутацию, имели также объяснение с г. губернатором» [6, л. 19].

Действительно, казанский губернатор П.А. Полторацкий принял 300 мусульман, которые сообщили о намерении отправить в столицу депутацию для подачи высочайшего ходатайства. Узнав о составе депутации, губернатор вызвал её членов к себе, разъяснил неправомерность выступления против воли императора и невозможность отмены указа. На их вопрос о разрешении командировки депутации в правительство, губернатор ответил вопросом: может ли он дать разрешение ехать в столицу, когда сам объявлял циркуляр Министерства внутренних дел об отказе всем прошениям. Со своей стороны, представители татарского населения выразили обеспокоенность срывом проведения новых выборов на должности заседателей Оренбургского магометанского духовного собрания, которые, должны были состояться в Казани в декабре 1889 г. Это важный момент в понимании решительности казанцев. Нововведение буржуазия рассматривала, как начало новой волны наступления на исламские институты и религиозно-культурную автономию мусульман.

По поводу этой встречи в своей депеши под грифом «секретно» от 14 января 1890 г. губернатор уведомил силовое ведомство, что уполномоченным приходов Казани было зачитано предписание министра внутренних дел от 4 ноября 1889 г. об оставлении закона от 16 июля без изменений и заявлено о не разрешении посылки депутации.

Однако, исходя из настойчивости мусульман, П. А. Полторацкий предположил, что депутация, несмотря на запрет, самовольно прибудет в столицу, и просил министра лично встретиться с татарскими представителями и дать «разъяснение и внушение по поводу неуместности в дальнейших домогательств их об отмене закона от 16 июля 1888 г.» [7, л. 227-228].

Первоначально отправка депутации предполагалась после открытия навигации на Волге, крайним сроком подачи прошений в столицу был определен 1 апреля 1890 г. Население было проинформировано о том, что в Казани готовы уже трое поверенных и на командировочные расходы собрана сумма в 30 тыс. руб., депутация выжидает лишь завершения всеобщей подачи прошений. Действительно, деньги на путевые и деловые расходы были собраны, основными вкладчиками являлись купеческие круги.

Согласно сведениям губернатора казанская депутация была представлена в основном подставными лицами: отставным рядовым З. Мухаметовым, купцом В. Гизетуллиным, комиссаром Казанской городской управы М. Яхъ-иным [7, л. 103], который, видимо, был избран главой депутации.

З. Мухаметов и М. Яхъин выехали в столицу 17 марта 1890 г. (3, л. 164; 5, л. 166-166 об.). Казанцы остановились в квартире военного ахуна войск Гвардии Х. Халитова, который в их прошении нашел «выражение, оскорбительное для правительства» и сумел отговорить их от подачи, сказав, что за подобное прошение их строго накажут. Он обещал депутатам о представлении их ходатайства императору через «одно высокопоставленное лицо» [7, л. 192-192 об.].

Казанский педагогический журнал

6' 2014

27 марта в столицу повторно прибыли М. Яхъин, З. Мухаметов и сви-яжский мещанин Г. Мрасов (Уразов). По совету столичных имамов и касимовских купцов казанцы встретились с ахуном Г. Баязитовым, который порекомендовал уже им воздержаться от подачи прошения и предложил ипуб-личное состязание - диспут для доказательства того, что в исламе «русский язык не только запрещается, но и, напротив, поощряется» [4, л. 76].

На второй день после приезда З. Мухаметов и Г. Мрасов отбыли домой, а М. Яхъин остался в столице. Дело в том, что казанцы задумали подать всеподданнейшее прошение одновременно от депутаций мусульманского населения Казани, Оренбурга и Касимова, что должно было восприниматься, по их мнению, как единое мнение мусульман Поволжья, При-уралья и центральной России. Ахун города Касимова должен был передать прошение императору через генерал-адъютанта О.Б. Рихтера. Однако в марте-апреле 1890 г. после совещаний с ахуном Г. Баязитовым, оренбуржцы и касимовцы воздержались от подачи коллективных ходатайств. Г. Баязитов им заявил, что ни одно из положений их прошений не обоснован шариатом, а утверждение о необходимости изучения русского языка в течение нескольких десятилетий не соответствует действительности. Касимовские купцы, тем не менее, составили «высочайшее» прошение. Узнав об этом, Г. Баязитов написал нескольким влиятельным лицам общины письма и сумел склонить их в свою сторону -не подавать это ходатайство [4, л. 171172].

На основе секретной записки казанского губернатора от 14 янва-

ря 1890 г. министр внутренних дел И.Н. Дурново предписал 7 февраля градоначальнику столицы П.А. Грес-серу поймать и выслать из Петербурга по этапу на родину казанцев. На Московском вокзале столицы полиция проверяла всех прибывших лиц, одетых в «татарское платье», выявляла цель их приезда город и записывала место остановки в столице. Во время Пасхи, 1 апреля, М. Яхъин был арестован. Об этом инциденте Г. Баязитов узнал спустя четыре дня после встречи с ним. Получив сообщение, ахун пришёл в камеру к задержанному, состояние которого было подавленным: «Неужели в престольном городе он не может сказать никому правду?» Попытки ахуна получить разрешение у градоначальника взять арестованного на поруки не дали результатов [7, л. 99-99 об.].

24 апреля казанский губернатор телеграфировал в МВД о выезде М. Шамрасова, З. Мухаметова и С. Гу-байдуллина в столицу для ходатайства от отмене закона от 16 июля 1888 г., уведомив, что казанцы взаимодействуют с петербургским ахуном [4, л. 76]. 26 апреля министром внутренних дел градоначальнику был предписано выслать всех членов новой казанской депутации из Санкт-Петербурга. Полиция арестовала их на Московском вокзале и этапным порядком отправила обратно домой 1 мая [4, л. 194, 222]. Лишь после этого прекратились облавы на Московском вокзале [4, л. 78]. Так завершилась история с отправкой депутации казанского купечества для передачи прошения лично в руки Александра III.

Таким, образом, попытка мусульман по установлению нового уровня

отношений с правительством в 1890 г. завершилась неудачей. Однако многочисленные ходатайства от приходов Волго-Уральского региона и Западной Сибири заставили правительство пересмотреть нормы русского образовательного ценза в сторону снижения и перевести срок их введения в полном объеме ещё на несколько лет, а именно на 1896 г., что было закреплено указом от 11 октября 1890 г. [8]. В результате был достигнут своеобразный компромисс между властью и мусульманским сообществом.

Источники:

1. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 3-е. Т. 8. № 5419. [Complete Collection of Laws of the Russian Empire. Coll. 3rd. T. 8. № 5419 (In Russ.)]

2. Загидуллин И.К. Мусульманские духовные лица и петиционная кампания против введения русского образовательного ценза для кандидатов на духовные должности в Волго-Уральском регионе в 1888-1890 гг. // Из истории и культуры народов Среднего Поволжья. Сб. статей. Вып.3. Казань: Изд-во «Ихлас», Институт истории им. Ш. Марджани, 2013. С. 84-104. [Zagidullin I.K. Muslim clerics and petition campaign against the introduction of Russian educational qualification for candidates for the post of the spiritual in the Volga-Ural region in 1888-1890 gg. // From the history and culture of the peoples of the Middle Volga. Coll. articles. Vol.3. Kazan: Publishing house «Ikhlas», Institute of History them. Sh. Mardzhani, 2013. pp 84-104. (In Russ.)]

3. Национальный архив Республики Татарстан. Ф. 1. Оп. 3. Д. 7797. [National Archives of the Republic of Tatarstan. F. 1. Op. 3. D. 7797 (In Russ.)]

4. Российский государственный исторический архив. Ф. 821. Оп. 8. Д. 1074. [Russian State Historical Archives. F. 821. Op. 8. D. 1074. (In Russ.)]

5. Национальный архив Республики Татарстан. Ф. 1. Оп. 3. Д. 7798. [National Archives of the Republic of Tatarstan. F. 1. Op. 3. D. 7798 (In Russ.)]

6. Санкт-Петербургский архив РАН. Ф. 177. Оп. 2. Д. 11. [St. Petersburg Academy of Sciences archive. F. 177. Op. 2. D. 11. (In Russ.)]

7. Российский государственный исторический архив. Ф. 821. Оп. 8. Д. 1077. [Russian State Historical Archives. F. 821. Op. 8. D. 1077. (In Russ.)]

8. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 3-е. Т. 10. № 7120. [Complete Collection of Laws of the Russian Empire. Coll. 3rd. T. Op. 10. № 7120 (In Russ.)]

References:

1. Polnoe sobranie zakonov Rossiyskoy imperii. Sobr. 3-e. T. 8. № 5419.

2. Zagidullin I.K. Musul'manskie dukhovnye litsa i petitsionnaya kampaniya protiv vvedeniya russkogo obrazovatel'nogo tsenza dlya kandidatov na dukhovnye dolzhnosti v Volgo-Ural'skom regione v 1888-1890 gg. // Iz istorii i kul'tury narodov Srednego Povolzh'ya. Sb. statey. Vyp.3. Kazan': Izd-vo «Ikhlas», Institut istorii im. Sh. Mardzhani, 2013. S. 84-104.

3. Natsional'nyy arkhiv Respubliki Tatarstan. F. 1. Op. 3. D. 7797.

4. Rossiyskiy gosudarstvennyy istoricheskiy arkhiv. F. 821. Op. 8. D. 1074.

5. Natsional'nyy arkhiv Respubliki Tatarstan. F. 1. Op. 3. D. 7798.

6. Sankt-Peterburgskiy arkhiv RAN. F. 177. Op. 2. D. 11.

7. Rossiyskiy gosudarstvennyy istoricheskiy arkhiv. F. 821. Op. 8. D. 1077.

8. Polnoe sobranie zakonov Rossiyskoy imperii. Sobr. 3-e. T. 10. № 7120.

Зарегистрирована: 29.12.2014

Загидуллин Ильдус Котдусович (г. Казань), Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, отдел средневековой истории, заведующий, доктор исторических наук. E-mail: [email protected]

Zagidullin Ildus Kotdusovich (Kazan), Sh. Marjani Institute of History of AS RT, the head of the Department of medieval history, doctor of historical sciences. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.