Научная статья на тему 'Попытка привлечь социальную экологию к анализу истории древней Руси'

Попытка привлечь социальную экологию к анализу истории древней Руси Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
221
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОС / ЭТНИЧЕСКАЯ ЭКОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / РЕСУРСЫ / СРЕДА ОБИТАНИЯ / ETHNOS / ETHNIC ECOLOGY / SOCIAL BEHAVIOR / RESOURCES / PARTICULAR HABITATS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Яшкичев Владимир Иванович

В статье показана необходимость рассмотрения исторического развития этноса с позиций этнической экологии, когда экологические формы социального поведения обеспечивают человеческому коллективу существование и развитие за счет ресурсов конкретной среды обитания. Применительно к древней истории русского этноса такой подход позволяет избежать живучих заблуждений о роли «чужаков-пришельцев» в создании русского государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article shows the necessity of consideration of the historical development of the ethnos form the standpoint of ethnic ecology, when ecological forms of social behavior provide collective human existence and development through the resources of particular habitats. In relation to the ancient history of the Russian ethnos this approach avoids the robust misconceptions about the role of “strangers” in the minds of the Russian state.

Текст научной работы на тему «Попытка привлечь социальную экологию к анализу истории древней Руси»

о х и

В.И. Яшкичев

Попытка привлечь социальную экологию к анализу истории Древней Руси

В статье показана необходимость рассмотрения исторического развития этноса с позиций этнической экологии, когда экологические формы социального поведения обеспечивают человеческому коллективу существование и развитие за счет ресурсов конкретной среды обитания. Применительно к древней истории русского этноса такой подход позволяет избежать живучих заблуждений о роли «чужаков-пришельцев» в создании русского государства.

Ключевые слова: этнос, этническая экология, социальное поведение, ресурсы, среда обитания.

Этническая экология (этноэкология) - направление в социальной экологии, которое учитывает особенности человека как социально-биологического существа. При этом ведущую роль в формировании этнических групп играет целый ряд факторов. Это традиционная специфическая культура, которая является основным средством адаптации к среде обитания, хозяйственная деятельность человеческих коллективов, играющая ведущую роль в их жизнеобеспечении и в преобразующем влиянии на природу. Этноэкология рассматривает этнос, его культуру, производственную деятельность и осваиваемую природную среду в динамическом единстве - представляет их как сложную, развивающуюся систему [4; 5].

С этих позиций рассмотрим этап развития Древней Руси, началом которого был приход славянского племени «словене» в район озера Ильмень. Климат и природные условия этого края благоприятны для проживания людей. Реки и озера богаты рыбой, леса - зверем и птицей. Поэтому боль-

44

1

шое значение в экономике и быте жителей Приильменья имели рыболовство и охота [3; 8].

Следует отметить выгодное географическое положение района с точки зрения речных торговых путей. Реки и зимой, и летом были единственными дорогами для торговых караванов. Приильменье имело выходы ко всем граничным морям: несколько водных путей вели к Балтийскому морю, к Каспийскому морю по Волге, а к Черноморско-Азовскому - по Днепру. Все основные реки европейской части России берут свое начало недалеко от озера Ильмень.

В Приильменье имеются известняки, глины, прекрасный кварцевый песок - отличное сырье для получения стеклянных бус, важного предмета для обмена с охотничьими племенами. Отметим также железную болотную руду, которая в древности имела огромное значение для получения железа. Но для пришедших славян наибольшую ценность представляли минеральные источники, из воды которых они умели получать пищевую поваренную соль. Пищевая соль - это «золото» средневековья. Минеральные источники сосредоточены в Южном Приильменье. Это сульфатно-гидрокарбонатные натриевые воды, щелочные гидрокарбонатные натриевые и, что особенно важно, хлоридно-натриевые воды, которые и в настоящее время используются имеющим широкую известность Старорусским курортом. До 1869 г. Старорусские источники снабжали пищевой поваренной солью весь северо-запад России. Древние летописи называют получение пищевой соли из воды минеральных источников -«русським промыслом» [3; 6].

Сильных врагов до середины IX в. не было. Поэтому задачи объединяться русским с другими суверенными городами (Новгород, Псков, Изборск, Ладога и другие) не было, но вместе с развитием товарооборота в городах развивались функции государства, прежде всего политическая, правовая, организаторская, экономическая. Выбранная стратегия адаптации к природной среде сказалась также на форме правления и на политическом режиме. Новгород имел республиканскую форму правления и демократический режим. Всесильное вече решало важные вопросы внутреннего управления и внешних сношений. Оно избирало посадского и тысяцкого. Приглашало и подписывало договор с князем, который должен был защищать Новгород от набегов грабителей, и увольняло его, если его работа вече не удовлетворяла.

Какую стратегию адаптации должны были выбрать пришедшие славяне, имея такие природные условия и географическое положение? Надо признать, что выбор был оптимален. За сравнительно короткий по историческим меркам период славяне создали великую хозяйственную систему,

обеспечивающую товарооборот соль - пушнина - изделия ремесел - «за- „ ^ морские товары». В товарообороте, кроме солеваров, решающую роль иг- б I! рали охотники, добывающие ценную пушнину. Обслуживание товарообо- | | рота требовало огромного количества рабочих мест. Пищевая соль всегда § " была нужна и будет нужна людям. Она нужна, в частности, и для выделки £ пушнины, и для консервации рыбы. £

Южное Приильменье, где были минеральные источники, согласно ле- | тописям, называлась Русой. Со временем название осталось только за го- и родом (в настоящее время это Старая Русса), в котором бил и сейчас бьет фонтан соленой воды. Опубликована гипотеза, согласно которой название «Руса» - это сложное слово, составленное из слов «Ручей Соленый» [10; 11]. Гипотеза соответствует необычности и важности соляного промысла, его роли в хозяйственной деятельности региона. В гипотезе учтены закономерности образования этнонимов: бросающиеся в глаза особенности территории (минеральные источники) и использование для этнонимов сложных слов. Славяне, давшие Южному Приильменью название Руса, не вытеснили жившие здесь ранее угро-финские племена, а стали жить с ними вместе. Названия угро-финских племен передаются в форме женского рода и единственного числа: «весь», «ямь», «жмудь». Поэтому закономерно было называть население Южного Приильменья «русь». Со временем Южное Приильменье стали называть не Русой, а Русью, а славянское его население - русскими [Там же].

Важно понять, как распространялись и закреплялись названия русь, русские. Во-первых, к товарообороту были причастны очень широкие слои населения, они считали себя русскими: это не только солевары и охотники за пушниной, но и рудокопы, поскольку для варки соли нужно много железа, металлурги, кузнецы, заготовители топлива, труженики по его доставки, плотники, шорники. А еще скорняки, получавшие из шкур пушнину, охранники караванов в дальних торговых экспедициях. Земледельцы, рыбаки, скотоводы, кормившие солеваров, охотников, скорняков, корабелов. И далее - это система факторий, которые со временем превращались в города. В них проходила торговля, стоял русский гарнизон. Хорошо известно, что человек мог сказать: «Я русский таких-то кровей». Практическая задача создания новых факторий вместе со стремлением познать неведомое порождали мощный стимул к расширению территории Руси и объясняли появление русских поселений на Немане, Волге, Дону и Азове, а также на севере и востоке.

Важно отметить, что время было жестокое и пленников продавали (челядь), но на территории Руси коренные народы не подвергались гонениям, дискриминации, переселениям. Более того, русским приходилось высту-

в пать и в роли миротворцев, поскольку война между охотничьими пле-§ менами и торговля с ними несовместимы. В освоении Приильменья и в î g походах за ценной пушниной формировалась у русских важная черта мен-| 5 талитета - толерантность. Далекие походы, в том числе и за «заморскими ? s товарами» формировали также такие черты менталитета, как мужество, | инициатива, находчивость, товарищество, взаимовыручка. Землю, даю-| щую соль из своих ручьев, нельзя заменить. Ее нужно было отстаивать до <3 последней капли крови.

Само получение пищевой соли - тяжелый и сложный технологический процесс. Температура пламени в топке под противнями достигала 11001200 0С. Для работы надо было иметь широкие «шаровары», которые защищали от горячих брызг, толстые «варежки». Одна из самых ответственных и тяжелых операций заключалась в том, что необходимо было удалять из противней первые порции осадка, которые состояли из вредных сульфатов и оксидов. Можно представить, насколько трудно было удалять этот осадок вручную с помощью тяжелых металлических гребков в условиях дыма и высоких температур. Спасением было выскочить из варницы и броситься в холодную воду. Но дело не только в физической закалке. Для того чтобы развести воду от источника к большому числу варниц и довести до конца весь процесс получения качественной пищевой соли, требовался талант и инженерное искусство.

Стратегия развития русских основывалась на свободе торговых путей. К середине IX в. торговые пути для русских караванов были перекрыты: Волга - хазарами, Днепр - полянами. Вышли из строя главные торговые артерии для сбыта пушнины и других русских товаров. Кончился период благоденствия, начался длительный период войн за освобождение торговых путей. Бога новых жизней Рода сменил бог войны Перун. Необходимостью в свободных торговых путях был поставлен вопрос об объединении суверенных городов. Первое объединение, проведенное Аскольдом, просуществовало недолго, но дало возможность «сходить» на Царьград и заключить с ним выгодный торговый договор. Окончательно осуществил объединение Рюрик. Эти князья были представителями Русь-варягов.

По нашему мнению, название «варяги» произошло от рода деятельности, производное от слов «вар», «варя», «варить». Это были русские, выходцы из Южного Приильменья, которые владели землей с минеральными источниками, и имели прямое отношение к получению пищевой, поваренной соли [1; 2]. Они же были организаторами походов за пушниной и далеких экспедиций. В их руках была основная прибыль от товарооборота. Это было элитное сословие русских. Их отличал и внешний

вид: длинные свисающие усы (символ рек Порусьи и Полисти, на сли- „ Е янии которых стоит Старая Русса), и «оселедец» (сложное слово, пере- б о дающее главное «от соли кормящийся»), который символизировал зна- | -с менитый старорусский соленый фонтан. Так выглядел князь Святослав, § " наверняка так выглядел и его дед - Рюрик [11] . Сохранился родовой знак £ Рюрика - пикирующий сокол. Название одного из видов семейства со- | колиных - ререк. Изображение пикирующего сокола можно увидеть во | фресках Воскресенского собора Старой Руссы и в украинском трезубце. С и позиций этноэкологии становятся понятны и записи летописца Нестора о том, что у русских были варщики соли (варяги), как и у других народов, а также обращение руси, чуди и других к русь-варягам с просьбой «навести порядок» в их большой и обильной земле. Страдали от нарушения торговли многие, и прежде всего русские, но объединить суверенные города могли только Русь-варяги, поскольку именно у них были финансовые и экономические возможности. Со временем название варяг потеряло связь с получением соли.

Объединение городов было трудным. Каждый город имел свою стратегию адаптации, а Новгород, занимающий выгодное стратегическое положение и развитое ремесленное производство, был конкурентом в борьбе за власть. Рюрик подавил с помощью наемников-шведов (варягов - так вошло в народную память это событие) восстание в Новгороде. Несмотря на трудности, Рюрик выполнил свою историческую задачу. Объединение суверенных городов означало окончательное создание русского государства - Великой Руси.

Археология и летописи необходимы, чтобы получить представление о культурно-хозяйственном типе, следовательно, появляется возможность понять, какая стратегия адаптации к внешней среде была выбрана этносом. Согласованная работа историков, археологов, этнографов и экологов позволит избежать ошибок в понимании исторического пути этноса, что особенно важно для понимания запутанной истории русского народа. С позиций эт-ноэкологии нет места в русской истории сомнительным (и очень живучим) версиям о том, что русское государство создано скандинавами или полянами. Не подменяется вопрос о путях создания русского государства вопросом, откуда пришли славяне в Приильменье. Более того, если они и до прихода в Приильменье умели получать соль, то район этого поиска значительно сужается. Естественно, объясняются через взаимодействие с окружающей средой и основные черты менталитета народа, в частности, его мужество, талант и толерантность; народа, который сумел создать и отстоять свое государство. Правильное понимание истории русского народа особенно важны для культуры и образования современной российской молодежи.

в к Библиографический список

х

* х

й 2 1. Анохин Г.И. Солевар из Русы // Вопросы истории. 2000. № 3. С. 1. 2 5 2. Васильев А. О древнейшей истории северных славян до времен Рюрика и § И откуда пришел Рюрик и его варяги. СПб., 1858. ? 3. Вязинин И.Н. Старая Русса в истории России. Новгород, 1994.

5 4. Данилова Н.Н. Психофизиология. М., 1998.

| 5. Прохоров Б.Б. Экология человека. М., 2003.

? 6. Рабинович Г.С. Город соли Старая Русса в конце XVI - в середине XVIII вв.

и Л., 1973.

7. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества Х1-ХШ вв. М., 1982.

8. Секретарь Л.А., Филиппова Л.А. По Приильменью. Л., 1991.

9. Чеснов Я.В. Этнографы рассказывают. М., 1978.

10. Яшкичев В.И. Древние корни казачества. М., 2012.

11. Яшкичев В.И. Русский этнос, происхождение названия и истоки государственности. М., 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.