Научная статья на тему 'Историко-культурный облик русских городов'

Историко-культурный облик русских городов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
327
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИЯ РУССКИХ ГОРОДОВ / HISTORY OF RUSSIAN CITIES / КИЕВ / KIEV / МОСКВА / MOSCOW / ПЕТЕРБУРГ / "МОСКВА ТРЕТИЙ РИМ" / "MOSCOW IS THE THIRD ROME" / ВАРЯЖСКАЯ ТЕОРИЯ / VARIAG THEORY / ST. PETERBURG

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Набилкина Л. Н.

В статье рассматривается культурологический образ трех русских городов, развитие которых повлияло на историю России в целом. Дается широкий исторический экскурс, начиная от становления Киева как центра зарождения христианства на Руси и до возникновения Санкт-Петербурга. В работе также дается авторское осмысление идеи «Москва третий Рим».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article touches upon historical and cultural image of three Russian cities, the development of which influenced the history of Russia in general. It gives a broad historical view starting from the foundation of Kiev as the centre of newly-born Christianity up to the building of St. Peterburg. The article gives the interpretation of the idea Moscow is the third Rome.

Текст научной работы на тему «Историко-культурный облик русских городов»

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ОБЛИК РУССКИХ ГОРОДОВ

Л.Н. Набилкина

Аннотация. В статье рассматривается культурологический образ трех русских городов, развитие которых повлияло на историю России в целом. Дается широкий исторический экскурс, начиная от становления Киева как центра зарождения христианства на Руси и до возникновения Санкт-Петербурга. В работе также дается авторское осмысление идеи «Москва - третий Рим».

Ключевые слова: история русских городов, Киев, Москва, Петербург, «Москва -третий Рим», варяжская теория.

Summary. The article touches upon historical and cultural image of three Russian cities, the development of which influenced the history of Russia in general. It gives a broad historical view starting from the foundation of Kiev as the centre of newly-born Christianity up to the building of St. Peterburg. The article gives the interpretation of the idea "Moscow is the third Rome".

Keywords: history of Russian cities, Kiev, Moscow, St. Peterburg, "Moscow is the third Rome", Variag theory.

376

К

иев, Москва, Петербург - три горо-

да, неразрывно связанные с историей нашей страны. К ним следует прибавить и Новгород Великий или как его называли «господин Великий Новгород», предположительно основанный выходцем из южной Дании князем Рюриком. По легенде, Рюрик был приглашен славянами - жителями Ладоги со словами: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет. Приходи и владей нами». Эта фраза, которая больше тысячи лет довлела над умами россиян, кажется нам весьма сомнительной, ибо в те далекие времена был обычай приглашать князя на «владение» тем или иным местом, как в настоящее время приглашают «внешнего управляющего», с которым заключают контракт

«на управление». Точно так же, как «умелый администратор», вероятно, и был приглашен Рюрик. Кстати, эта ложно понятая фраза дала основание западным историографам перевести слово «славяне» как «рабы» (от латинского "clave"), а не «славный», как считал Н.М. Карамзин. Дружина Рюрика состояла из «варягов», или «викингов». Но кто такие викинги? Норманны, русы или даны - история до сих пор не может ответить на этот вопрос. Норманны - «люди севера»; варяги или викинги - скорее, не этническая принадлежность, а социальная общность, связанная общим ремеслом - грабить и убивать. Русы или руссы - название северного племени варягов. Даны - жители Скандинавии. Кстати, по внешнему

Преподаватель XX

4 / 2012

виду славяне очень напоминали варягов - такие же рослые, светловолосые, с голубыми глазами. Внешность славян изменилась только после татаро-монгольского нашествия - завоеватели сильно разбавили славянскую кровь.

В «Повести временных лет» так говорится о призвании варягов на княжество: «Поищем себе князя, которому управлял бы нами и судил по праву. И пошли искать к варягам, к руси, ибо так звались те варяги - русь, как другие зовутся шведы, иные же норманны, англы, другие готы, эти же - так» [1, с. 46-47]. Мы не будем оспаривать слова летописи, но наша точка зрения высказана выше. Но летопись прямо отвечает на один очень важный вопрос: «Кто такие русы?». Так что выведение этого названия от речки Рось на границе Скифии, на наш взгляд, не имеет под собой реальных доказательств.

Утвердившись в Новгороде, Рюрик стал распространять свое влияние на юг. По легенде, донесенной до нас летописцем Нестором в «Повести временных лет», место для основания Киева выбрал сам Андрей Первозванный. Дойдя до гор на берегу Борисфе-на-Днепра, он сказал сопровождавшим его ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия» [2, с. 84]. Как и предсказывал апостол Андрей, на этом самом месте местный князь Кий и основал город.

В 879 г. Рюрик умер, и его место занял родственник Олег. Но его отношения с новгородцами не сложились, и он был вынужден оставить Новгород, взяв с собой сына Рюрика Игоря. Это еще раз подтверждает нашу версию о «контракте» и «нанятом» князе: жители Новгорода могли сместить князя, если он по тем или иным причинам переставал их удовлетво-

рять, как это позднее произошло с Александром Невским.

Отправившись в Киев, где уже правили дружинники Рюрика, он обманом захватил власть в городе. После этого в Киеве утвердилась целая династия рюриковичей - Игорь, Святослав, Владимир, Ярослав, - вписавшая не одну славную строку в историю славян.

С принятием христианства Киев сыграл особую роль в объединении славян и превращении их в единый народ. Киевская Русь времен князя Владимира представляла собой мощное государство со своими геополитическими особенностями. Оно лежало на пути «из варяг в греки» и испытывало сильнейшее влияние и тех, и других. Владимир был язычник. Его дружина, так сказать, «ближний круг», была весьма пестрой по этническому составу. Основу ее составляли викинги. В свою очередь, викинги, как уже было отмечено, представляли не народность, а социальную общность, объединенную общим ремеслом и образом жизни. Это были выходцы из разных народов и племен, в основном из Скандинавии. Их основное занятие была война и грабительские набеги на соседей. Недаром их называли «бич Божий». Викинги были и варяги, и русы, и даны, и северные славяне. На своих ладьях-драккарах они прошли через всю Европу до Константинополя, наводя ужас на все народы, включая бриттов и франков. Они захватили Лондон и Париж.

Несмотря на кажущееся единство и могущество, Киевская Русь стояла на грани распада, подобно некогда грозной Хазарии, ибо и этнически, и религиозно она была слишком разобщена и превращалась в этническую химеру.

В поисках единого бога Владимир обратился сначала к культу Перуна, но в

377

378

глазах многочисленных языческих этносов, населяющих Русь, Перун не был предпочтительнее старых богов и был отвергнут. Таким образом, для укрепления державы Владимиру пришлось выбирать одну из трех мировых религий: христианство, ислам или иудаизм. Создатель романа-реконструкции «Илья -богатырь» Б. Алмазов пишет: «Ошибка в выборе веры грозила гражданской войной и полным развалом государства - пострашнее развала общества в Хазарии»[3, с. 280]. Несколько лет князь Владимир примерял новую веру к Руси. Иудаизм был отвергнут практически сразу, ибо перед глазами князя стоял печальный опыт Хазарии, где верхушка общества, его властные структуры исповедовали именно эту религию, а большинство населения были либо христианами, либо мусульманами. Христианство западноевропейского толка означало полное подчинение Римскому Папе и рыцарям-крестоносцам, которые видели в славянах только объект подчинения и уничтожения (как это уже случилось с пруссами), а не равных себе братьев-христиан. Оставались либо ислам, либо так называемая «греческая вера» - христианство византийского толка. Ислам привлекал свирепого и неустрашимого воина Владимира своей воинственностью и строгим порядком. Но весь предыдущий опыт и образ жизни князя противился принятию мусульманства. Долгие годы язычества уже приучили князя к многодневным пиршествам и застольям, также как и любовным утехам, а ислам требовал отказа от вина. Лучше всего Владимиру и его подданным подходила «греческая вера», да и в Киеве в пещерах уже много лет жили многочисленные монахи-отшельники, а среди киевлян с каждым днем становилось все больше

христиан, получивших веру от византийцев. Поэтому обращение к Царьгра-ду-Константинополю отвечало как потребностям самого князя и княжеской дружины, так и самих киевлян.

В отличие от Хазарии, где верхушка общества исповедовала иудаизм, а основное население принадлежало к другим конфессиям, старшая дружина князя, состоящая из варягов-руссов, приняла христианство и тем самым сплотилась со славянами. По мнению Б. Алмазова, выраженному в художественной форме, «с крещения исчезает племенное различие между степняками и киевлянами, ибо в то время вопрос, какой ты веры, означал - и кто ты, и с кем ты?» [3, с. 312]. С принятием христианства уходят в прошлое и языческие имена, типа Фарлафа или Перву-ши, на смену им приходят Федоры, Петры и прочие имена христианских святых. Христианство сплачивало многочисленные славянские племена древлян, полян, кривичей, радимичей, дреговичей с финно-угорскими племенами - меря, морома, вятичами и степными народами - половцами и печенегами, восточными тюрками и хазарами. Новая религия несла и новую мораль, основанную на любви к ближнему, а не на ненависти и вражде к «иному - чужому», создавая новое государство с единой верой и верховной властью - Русь.

Таким образом, новое христианское государство вливалось в русло христианской цивилизации, утрачивало свою варяжскую деструктивную основу, особенно ярко проявившую себя при первых русских князьях Олеге, Игоре и Святославе, которые отличались особой воинственностью и кровожадностью. Вот как, опираясь на древние летописи, описывает их грабительские походы на Константинополь первый

Преподаватель |_

4 / 2012

русский историограф Н.М. Карамзин в «Истории государства российского»: «Они плавали в крови несчастных, терзали пленников, бросали живых и мертвых в море. Так некогда поступали гунны и народы германские в областях империи, так, в сие же самое время, норманны, единоземцы Олеговы свирепствовали в Западной Европе. Война дает право ныне убивать неприятелей вооруженных, тогда была она правом злодействовать в земле их и хвалиться злодеяниями» [4, с. 48]. Недаром древний летописец сравнивает Олега и его сородичей с представителями других деструктивных империй - гуннов и норманнов, ибо языческая Русь являла собой тот же пример.

Став христианином, Владимир неузнаваемо преобразился. Из свирепого язычника он превратился в добродетельного мужа и мудрого правителя. Мудрость отца перешла к сыну Ярославу, получившему прозвание Мудрый и значительно укрепившему русское государство, продолжив созидательную политику своего отца князя Владимира. Он во многом укрепил и геополитическое положение Руси, особенно ее внешнеполитические связи, выдав своих дочерей за иноземных владык.

«Матерью городов русских» назвал Олег Киев. И действительно, он блистал на протяжении 1Х-Х1 вв. в созвездии русских городов. Но в XII в. с нашествием монголо-татар слава Киева гаснет и постепенно на небосклоне загорается новая звезда - Москва.

Москва была образована на месте села Кучково и получила название от реки Москвы. Происхождение этого слова явно не славянское, а финно-угорское. Как указывается в «Неофициальной истории России», «ва» - означает «вода», а «Моск» - требует уточнения.

По мнению ряда ученых, «Москваа» означает «топкая, болотистая, мокрая».

Первое упоминание о Москве мы находим в Ипатьевской летописи в связи с тем, что шестой сын Владимира Мономаха Юрий Долгорукий призвал в свою вотчину Москву своего союзника князя Святослава и дал в его честь 28 марта 1147 г. «обед силен» [5, с. 39].

«Само слово «город» или «град» означало в Древней Руси «прочно огороженное, укрепленное место, военное поселение». В центре города строилась цитадель - детинец, с середины XIV в. называемый Кремлем. Такой «детинец», превращающий село в город, и был заложен над Москвой рекой, на одном из семи холмов - Боровицком, где стоял густой сосновый бор» [5, с. 47].

После 1453 г. Москва стала центром не только русских земель, но и всего православного мира. После брака Ивана III с греческой царевной Софьей к этому явились серьезные предпосылки. Константинополь-Царьград был захвачен турками, а Рим был под властью католической церкви. Единственной православной столицей оставалась Москва, поскольку Киев после разорения его монголо-татарами утратил свое значение христианского центра; к тому же он находился под властью Речи Посполи-той. В этой геополитической ситуации один из образованнейших людей своего времени инок Псковского Елеазаров-ского монастыря Филофей начал обширнейшую переписку с жившим в Пскове царским дьяком Михаилом Му-нехиным. В своем третьем послании, написанном в 1523 г., которое было передано государю московскому Ивану III, он обосновал свою концепцию превращения Москвы в Третий Рим: «Все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего госу-

379

380

даря, согласно пророческим книгам, и это - Российское царство; ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать. Христианские царства затоплены неверными, и только одного государя нашего царство одно благодатью Христовой стоит» [5, с. 84].

Для превращения Московского княжества в православное царство - наследника Византии были предприняты следующие шаги: в 1472 г. племянница последнего византийского императора выходит замуж за московского Великого князя, в 1454 г. московское княжество берет себе в качестве государственного герба герб Византии - двуглавого орла, в 1497 г. утверждается герб Москвы - Георгий Победоносец на груди двуглавого орла, в 1495 г. завершается строительство московского Кремля. И, наконец, уже при Иване Грозном происходит знаменательное событие - венчание на царство в 1547 г., а в 1589 г. Русь обретает своего Патриарха. Таким образом, Москва получила все права быть не только объединительницей всех русских земель, но и всех православных славян.

Попытки объединить все православные народы вокруг Москвы предпринимались неоднократно, но как-то не очень настойчиво. При Иване Грозном Русь едва преодолела раздробленность и боярскую вольницу. К тому же молодой царь Иван был вынужден вести тяжелую борьбу с Казанским ханством, отражая исламскую экспансию. После смерти Ивана IV последовала смута, и Руси было не до сплочения христиан. Следующая попытка была сделана при Алексее Михайловиче Тишайшем и патриархе Никоне, когда произошла сверка церковных книг для того, чтобы устранить разночтения. Эта попытка вызвала Раскол внутри самой русской церкви. Еще одна попытка была

сделана уже в наше время при И.В. Сталине, но она тоже потерпела неудачу.

Тем не менее, в глазах славян и тем более в глазах всего православного мира Москва всегда была центром истинной веры и средоточием суверенной политики, независимой ни от Рима, ни от Стамбула, а позднее - ни от Лондона и Вашингтона. «Эти события означают, что говорить о развитии византистской идеи после падения Константинополя невозможно без точного понимания того, что отныне византизм стал государственной идеологией Московской Руси, оправдывающей ее внешнюю и внутреннюю политику» [6, с. 136].

И все же в истории России был период, когда она отказалась и от идеи Третьего Рима, и от Церкви, и от своей столицы - Москвы. Это было переломное время - эпоха Петра Первого. «Петр Великий нашел у себя дома только лист белой бумаги и сильной рукой написал на нем слова Европа и Запад; и с тех пор мы принадлежим к Европе и Западу», - сетовал великий русский мыслитель П.Я. Чаадаев [7, с. 14]. Но давайте разберемся, почему «царь-реформатор» решил осуществить столь крутые меры, изменив историю России. С первых лет своей жизни Петр видел засилье бояр и власть стрельцов. Его первые детские впечатления связаны со стрелецкими бунтами и чудовищным страхом. Затем бегство из Москвы в Троице-Сергиеву лавру. Первое Великое Посольство и вновь стрелецкий бунт. Казни около Кремля. Бунт Церкви против его реформ. Заговор церковников против Петра во главе с царевичем Алексеем. Церковь, Москва и русская косность объединились для Петра в одно целое. Отсюда идет его желание -бежать из Москвы, отрешиться от прошлого и утвердить будущее. И как неког-

Преподаватель |_

4 / 2012

да Москва в глазах Киева представлялась «у черта на куличках (кулишках)», на сей раз там же строилась на невских болотах новая столица - Петербург. В топонимике Москвы до сих пор сохранились «болотные» названия - Болотная площадь и церковь на « кулишках».

После взятия у шведов невского устья Петр самолично обследовал эти места и выбрал чрезвычайно удобное с геополитическое точки зрения и чрезвычайно неудобное в градостроительному смысле место для строительства нового города - топкие, изрезанные протоками берега Невы.

«С Петра начинается санкт-петербургский период русской истории, в котором застает нас тысячелетие русского государства. Разрыв с народом, движение России по пути западной цивилизации под воздействием иного просветительского начала, измена прежним основам жизни, поклонение внешней силе, внешней правде; одним соловом - вся ложь, все насилие дела Петрова, - вот чем окрещен был городок Пе-тербурх при своем основании. Вот что легло во главу угла при созидании новой столицы», - писал в своей книге «Петербург и Москва» известный славянофил И.С. Аксаков [8, с. 16].

Личность Петра до сих пор вызывает противоречивые споры у ученых и самых разных людей. Такие же споры вызывают и разговоры о значении Москвы и Петербурга. Был ли прав Петр основав город там, где финские колдуны и чародеи предрекали, что «Петербургу пусту быть». Ведь вопреки всему он стал одним из самых красивых городов мира. Наверное, ни один город не собрал столько отрицательной энергии, как Петербург. Соперничество между двумя столицами не прекращается и поныне. Вот как отозвался о Петер-

бурге и роли Петра известный религиозный философ А. Малер в своей книге «Духовная миссия Третьего Рима» (2005), рассуждая об исторической преемственности государственных символов России: «Знамена Московской Руси - темно-красные, багряные, или, по-другому, пурпурные. Петр I, ненавидящий Москву и Церковь, отказался от такого знамени и ввел полуголландский триколор, ставший символом русского самоотрицания» [6, с. 192].

Как бы то ни было, историческая справедливость восторжествовала, когда в 1918 г. большевики, может быть и не по своей воле, перенесли в Москву столицу нового русского государства, а Петербург и Петр были воспеты великим Пушкиным.

Таким образом, мы рассмотрели, какую огромную роль сыграло становление крупных русских городов в истории нашей страны и в формировании ее культурологического облика в целом.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. «Се повести временных лет». - Арзамас: Изд-во Арзамасского гос. пед. института,

1993.

2. Повесть временных лет. - Арзамас: Изд-во Арзамасского гос. пед. института,

1994.

3. Алмазов Б.А. Илья-богатырь. Роман-реконструкция. - СПб., 2005.

4. Карамзин Н.М. История государства российского. - М.: Эксмо, 2000.

5. Неофициальная история России. - М.: Олма, 2006.

6. Малер А.М. Духовная миссия третьего Рима. - М.: Вече, 2005.

7. Чаадаев П.Я. Сочинения. - М.: Республика, 1989.

8. Аксаков И.С. Петербург и Москва. -СПб., 1963. ■

381

ЕК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.