Научная статья на тему 'Попутный нефтяной газ: перспективы использования и налогообложения'

Попутный нефтяной газ: перспективы использования и налогообложения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
416
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАЗ / GAS / ПОПУТНЫЙ НЕФТЯНОЙ ГАЗ / ASSOCIATED PETROLEUM GAS / НАЛОГ / TAX / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / TAXATION / ДОБЫЧА / ПОЛЕЗНОЕ ИСКОПАЕМОЕ / НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ / SEVERANCE TAX / EXTRACTION OF MINERALS / MINERAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кадерова Нурия Исмаиловна

В данной статье рассмотрены перспективы налогообложения попутного газа как объекта добычи полезных ископаемых по ставке, отличной от льготной 0%, применяемой на сегодняшний день. Рассмотрена возможность использования попутного газа в промышленном производстве, а также химической и энергетической сферах. Налогообложение нефтяного попутного газа по 0% ставке ярко демонстрирует, что льготная налоговая система сама по себе не станет достаточным стимулом для инвестиций. Подобные формы льготного налогообложения должны носить целевой характер. К предприятиям, инвестирующим в создание инфраструктуры по сбору нефтяного попутного газа, необходимо применять меры налогового стимулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSOCIATED PETROLEUM GAS: PROSPECTS OF EXTRACTION AND TAXATION

The paper discusses the consequences of taxing extraction of associated petroleum gas at a rate different from the preferential 0% applied to date. The author considers possibilities of utilizing associated petroleum gas in industrial production as well as in chemical and energy industries. Taxation of associated petroleum gas at a rate of 0% clearly demonstrates that preferential tax system itself will not be sufficient incentive for investment. Such forms of preferential tax treatment should have a definite target. It is necessary to apply measures of tax incentive to businesses investing in infrastructure for extraction and use of associated petroleum gas.

Текст научной работы на тему «Попутный нефтяной газ: перспективы использования и налогообложения»

Библиографический список (References)

1. Ахмадеев М.Г. Экономическая безопасность в банковском секторе // Актуальные проблемы экономики и права. 2011. № 2.

Akhmadeyev M.G. (2011) Ekonomicheskaya bezopasnost' v bankovskom sektore [Economic security in the banking sector] // Aktual'nyye problemy ekonomiki i prava. № 2.

2. Березинская О.Б. Доступность финансовых услуг для населения: дисбалансы стратегий банковского розничного бизнеса // СПС «Консультант-Плюс».

Berezinskaya O.B. Dostupnost' finansovykh uslug dlya naseleniya : disbalansy strategiy bankovskogo ro-znichnogo biznesa [Accessibility of financial services to general population: imbalances in the strategies of banking retail sector] // SPS «Konsul'tant -Plyus».

УДК 338.45:662.7

ПОПУТНЫЙ НЕФТЯНОЙ ГАЗ: ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

ASSOCIATED PETROLEUM GAS: PROSPECTS OF EXTRACTION AND TAXATION

Кадерова Нурия Исмаиловна

Kaderova Nuria Ismailovna

аспирантка кафедры налогов и налогообложения, ССЭИ (филиал) ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», г. Саратов

postgraduate student of the department of taxes and taxation, Saratov socioeconomic institute (branch) of Plekhanov Russian University, Saratov

e-mail: kni.91@mail.ru

В данной статье рассмотрены перспективы налогообложения попутного газа как объекта добычи полезных ископаемых по ставке, отличной от льготной 0%, применяемой на сегодняшний день. Рассмотрена возможность использования попутного газа в промышленном производстве, а также химической и энергетической сферах. Налогообложение нефтяного попутного газа по 0% ставке ярко демонстрирует, что льготная налоговая система сама по себе не станет достаточным стимулом для инвестиций. Подобные формы льготного налогообложения должны носить целевой характер. К предприятиям, инвестирующим в создание инфраструктуры по сбору нефтяного попутного газа, необходимо применять меры налогового стимулирования.

Ключевые слова: газ, попутный нефтяной газ, налог, налогообложение, добыча, полезное ископаемое, Налог на добычу полезных ископаемых.

The paper discusses the consequences of taxing extraction of associated petroleum gas at a rate different from the preferential 0% applied to date. The author considers possibilities of utilizing associated petroleum gas in industrial production as well as in chemical and energy industries. Taxation of associated petroleum gas at a rate of 0% clearly demonstrates that preferential tax system itself will not be sufficient incentive for investment. Such forms of preferential tax treatment should have a definite target. It is necessary to apply measures of tax incentive to businesses investing in infrastructure for extraction and use of associated petroleum gas.

Keywords: gas, associated petroleum gas, tax, taxation, extraction of minerals, mineral resources, severance tax.

Попутный нефтяной газ (ПНГ) - это природный углеводородный газ (смесь газов и парообразных углеводородных и не углеводородных компонентов), растворенный в нефти или находящийся в «шапках» нефтяных и га-зоконденсатных месторождений [2, с. 167].

Попутный нефтяной газ - ценное химическое сырье и высокоэффективное органическое топливо. Тем не менее, ежегодно в России сжигается более 20 млрд м3 попутного нефтяного газа. Выброс в атмосферу загрязняющих веществ при этом составляет около 400 тыс. т. В целях предотвращения загрязнения воздуха выбросами вредных веществ Правительство РФ в 2009 г. установило целевой показатель сжигания ПНГ на 2012 г. и последующие годы в размере не более 5% от объема добытого газа. Уровень использования попутного нефтяного газа, таким образом, должен быть не менее 95%.

ПНГ является побочным продуктом нефтедобычи. На заре нефтедобычи ПНГ в связи с неподготовленностью инфраструктуры для его сбора, подготовки, транспортировки и переработки, отсутствием потребителя, просто сжигался на факелах. В отличие от природного газа ПНГ содержит в своем составе кроме метана и этана большую долю пропанов, бута-нов и паров более тяжелых углеводородов. Во многих попутных газах, в зависимости от месторождения, содержатся также неуглеводородные компоненты: сероводород и меркаптаны, углекислый газ, азот, гелий и аргон.

По геологическим характеристикам различают, ПНГ газовых шапок и газы, растворенные в нефти. При вскрытии нефтяных пластов обычно сначала начинает фонтанировать газ нефтяных шапок.

Основную часть добываемого ПНГ составляют газы, растворенные в нефти. Газ газовых шапок, или свободный газ, является более «легким» по составу (с меньшим содержанием тяжелых углеводородных газов) в сравнении с растворенным в нефти газом. Таким образом, начальные стадии освоения месторождений обычно характеризуются большими ежегодными объемами добычи ПНГ с большей долей метана в своем составе. При длительной эксплуатации месторождения дебет ПНГ сокращается, и большая доля газа приходится на тяжелые составляющие.

ПНГ является важным сырьем для энергетики и химической промышленности. Он имеет высокую теплотворную способность, которая колеблется в пределах от 9 до 15 тыс. Ккал/ м3, но его использование в энергогенерации затрудняется нестабильностью состава и наличием большого количества примесей, что тре-

бует дополнительных затрат на очистку («осушку») газа.

В химической промышленности содержащиеся в ПНГ метан и этан используются для производства пластических масс и каучука, а более тяжелые элементы служат сырьем при производстве ароматических углеводородов, высокооктановых топливных присадок и сжиженных углеводородных газов, в частности, сжиженного пропан-бутана технического (СПБТ).

По данным Министерства природных ресурсов и экологии РФ (МПР), из 55 млрд м3 ежегодно добываемого в России ПНГ лишь 26% (14 млрд м3) направляется в переработку, 47% (26 млрд м3) идет на нужды промыслов либо списывается на технологические потери и 27% (15 млрд м3) сжигается в факелах.

По расчетам МПР, из-за сжигания ПНГ Россия ежегодно теряет около 139,2 млрд руб. (консолидированная стоимость жидких углеводородов, пропана, бутана и сухого газа, производимых при переработке попутного газа).

Следует признать, что предпринимаемые государством с 2001 г. меры по стимулированию использования ПНГ, в том числе увеличение размеров платежей в 1 000 - 1 200 раз за метан, сжигаемый в составе ПНГ, установление нулевой ставки для ПНГ по налогу на добычу полезных ископаемых - далее НДПИ, не дали ожидаемых результатов. Несмотря на то, что ПНГ в 2002 г. признан стратегическим видом минерального сырья (постановление Правительства РФ от 02.04.2002 № 210) объемы его сжигания на факельных установках продолжают возрастать, а использование ПНГ имеет отрицательную динамику и в относительных объемах сократилось с 79,7% в 2001 г. до 75,6% в 2013 г. Нетрудно заметить расхождения в объемах сжигания ПНГ, что объясняется отсутствием единых подходов, да и отсутствием возможности корректных инструментальных замеров для определения наносимого государству ущерба.

Уровень сжигания ПНГ по нефтяным компаниям в 2013 г. составил от 43,4% у ОАО «Роснефть» до 2,1% у ОАО «Сургутнефтегаз» при среднем по России 24,4%. Следует отметить, что в США разрешенный уровень сжигания ПНГ составляет 3%, а в Норвегии сжигание ПНГ запрещено полностью, за исключением аварийных ситуаций. Таким образом, имеется противоречие между настоятельными требованиями государства, основанными на представлении о ПНГ как о ценном ресурсе, и фактическим поведением хозяйствующих субъектов.

Динамика объемов сжигания ПНГ коррелирует с ростом объемов добычи нефти. В пе-

Информационная безопасность регионов. 2015. № 4(21)

риод 2001 - 2013 гг. объем сжигания ПНГ на 1 т добытой нефти в России возрос в 1,43 раза, составив в 2013 г. 29,7 м3/т. Для сравнения, относительные объемы сжигания попутного газа по основным странам - производителям нефти составляют в Катаре 93 м3/т, Ираке - 87 м3/т, Венесуэле - 36 м3/т, Индонезии - 70,6 м3/т, Иране - 66,3 м3/т, Казахстане - 39 м3/т, США -6,8 м3/т. Таким образом, ситуация с утилизацией ПНГ в России лучше, чем в среднем в странах ОПЭК, но существенно уступает показателям развитых государств с экономикой постиндустриального типа. Эксперты считают, что в результате прекращения сжигания ПНГ на нефтяных месторождениях можно получить дополнительно 20 - 23 млрд м3 природного газа.

Нефтяной попутный газ, хотя и является важнейшим стратегическим многокомпонентным нефтехимическим сырьем, в нашей стране попросту сжигается на нефтепромысловых факелах. В результате наносится не только колоссальный вред окружающей среде, но и значительный ущерб экономике страны. К сожалению, именно в тех регионах, где ведется основная добыча нефти, доля утилизированного нефтяного попутного газа крайне низкая. Так например, в Сибирском федеральном округе утилизация нефтяного попутного газа не превышает 65%, а в Северо-Западном федеральном округе - 36%. Для сравнения: в Норвегии и Канаде сжигание нефтяного попутного газа вообще запрещено. В России к данному вопросу относятся крайне лояльно. Нефтяниками приводится масса доводов, по которым они не могли утилизировать нефтяной попутный газ. Так, например, одной из причин, по которой реализация нефтяного попутного газа до 2008 г. была нерентабельной, являлось государственное регулирование цен на попутный нефтяной газ. Кроме того, неоднократно поднимался вопрос о том, что организации, добывающие углеводородное сырье, независимые от ОАО «Газпром», а это в основном нефтяные компании, для транспортировки добытого нефтяного попутного газа, не всегда могут получить доступ к газотранспортной системе ОАО «Газпром».

На наш взгляд, независимый налоговый контроль привел бы к более эффективному воздействию на процесс рационального использования природных ресурсов. Бюджетным законодательством РФ нефтяной попутный газ не рассматривается как источник дохода консолидированного бюджета. При этом в налоговом законодательстве положение нефтяного попутного газа носит двойственный характер. С одной стороны, согласно гл. 26

«Налог на добычу полезных ископаемых» Налогового кодекса РФ (НК РФ), газ горючий природный из всех видов месторождений, добываемый через нефтяные скважины, является одним из видов полезных ископаемых, подлежащих налогообложению (ст. 337 НК РФ). С другой стороны - налогообложение добытого попутного (нефтяного) газа осуществляется по налоговой ставке 0 руб. за 1 000 м3 (ст. 342 НК РФ).

Нулевая налоговая ставка по налогу на добычу полезных ископаемых фактически означает освобождение определенных видов полезных ископаемых от налогообложения и является разновидностью налоговой льготы для налогоплательщиков, добывающих полезные ископаемые. По нашему мнению, нулевая налоговая ставка при добыче нефтяного попутного газа, действующая на основании пп. 2 п. 1 ст. 342 НК РФ, также является разновидностью налоговых льгот для недропользователей, добывающих нефтяной попутный газ. При этом следует отметить, что указанная налоговая норма не делает различий между предприятиями, которые расходуют значительные денежные ресурсы на создание и содержание инфраструктуры по сбору попутного (нефтяного) газа, и предприятиями, которые его просто сжигают на факелах.

Налог на добычу полезных ископаемых действует с 01.01.2002, т. е. уже более 13 лет, и все это время действовала нулевая налоговая ставка при добыче нефтяного попутного газа. Следует отметить, что все эти годы росли цены на нефть и, как следствие, росла прибыль нефтяных компаний. Однако, несмотря на то, что в данном периоде у нефтяных компаний было достаточно ресурсов, чтобы решить проблему утилизации нефтяного попутного газа, к настоящему времени Россия занимает первое место в мире по объемам сжигания нефтяного попутного газа на нефтепромысловых предприятиях.

В настоящее время в России налог на добычу полезных ископаемых абсолютно безразличен к качеству запасов и условиям разработки месторождений. Однако природа данного налога такова, что неучет рентабельности разрабатываемых месторождений при налогообложении приводит к тому, что недропользователи непременно попадают в неравные экономические условия. В случае с нефтяным попутным газом, на наш взгляд, целесообразно учитывать газовый фактор разрабатываемого месторождения. Газовый фактор - это отношение количества выделившегося газа к 1 т добываемой нефти. Величина его зависит от физико-химических свойств добываемого

углеводородного сырья и глубины нефтяной залежи.

Существующая система налогообложения в отношении попутного (нефтяного) газа способствует нерациональному отношению недропользователей к сырьевой базе, не вынуждает их разрабатывать месторождения при помощи методов, обеспечивающих наиболее полное использование природных ресурсов.

В настоящее время представляется целесообразным при налогообложении добытого и сожженного в факелах попутного (нефтяного) газа установить налоговую ставку такую же, как при добыче газа горючего природного (растворенный газ или смесь растворенного газа и газа из газовой шапки) из всех видов месторождений, учитывая при этом особенности разрабатываемых нефтяных месторождений.

В то же время для создания необходимых технологических мощностей для утилизации нефтяного попутного газа требуются значительные финансовые вложения. Налогообложение нефтяного попутного газа по нулевой ставке ярко демонстрирует, что льготная налоговая система сама по себе не станет достаточным стимулом для инвестиций. Подобные формы льготного налогообложения должны носить целевой характер. К предприятиям, которые инвестируют в создание инфраструктуры по сбору нефтяного попутного газа, необходимо применять меры налогового стимулирования. Например, можно предоставить право налогоплательщику уменьшить исчисленную сумму налога на добычу полезных ископаемых в виде нефтяного попутного газа на сумму, направленную на инвестиции в создание инфраструктуры по сбору нефтяного попутного газа.

Следует изменить сложившуюся традицию и практику отношения к ПНГ как попутному, второстепенному полезному ископаемому. Для этого необходимо:

- в лицензионных соглашениях указывать ПНГ не как попутный, а как основной вид полезного ископаемого. Это будет соответствовать практике учета добытых полезных ископаемых;

- ПНГ ставится на баланс полезных ископаемых и списывается с него как самостоятельный вид полезного ископаемого;

- помимо закрепления коэффициента извлечения нефти для каждого конкретного месторождения углеводородного сырья, следует устанавливать уровень полезного использования ПНГ;

- при создании проекта разработки и обустройства месторождения углеводородного

сырья необходимо проектировать всю инфраструктуру по сбору и подготовке ПНГ в зависимости от избранного способа утилизации;

- целесообразно установить приоритеты государственной поддержки добывающих компаний в зависимости от способа полезного использования ПНГ. Предлагаем ранжировать способы полезного использования ПНГ в зависимости от народнохозяйственного эффекта и экологических последствий по степени убывания полезности:

- поставка газа на газоперерабатывающие заводы;

- подготовка газа к транспортировке на станциях компримирования для последующих поставок по газотранспортным системам;

- использование газа нефтегазовыми компаниями для выработки электроэнергии;

- поставка газа по низконапорным газопроводам для обеспечения локальных нужд потребителей;

- использование газа нефтегазовыми компаниями для поддержания пластового давления - закачки в пласт и прочих технологических нужд.

Следует также рассмотреть вопрос изменения термина «попутный нефтяной газ». С точки зрения вышеозначенного подхода к ПНГ как к основному виду полезных ископаемых возможно введение в практику и законодательство термина «нефтяной газ». По нашему мнению, для целей стимулирования максимальной утилизации ПНГ необходимо распространить на него ставку НДПИ, установленную для природного горючего газа - в 2014 г. до введения формулы расчета ставки -700 руб./тыс. м3, но целесообразно сделать это не сразу, а в течение трех лет, поэтапно увеличивая ставку НДПИ. Данная мера будет иметь как фискальный, так и стимулирующий эффект. Следует искоренить из сознания недропользователей отношение к попутному газу как к неосновному виду минерального сырья, имеющему нулевую стоимость.

Отмена льготы по НДПИ, принеся дополнительные доходы бюджету - более 47 млрд руб., в целом приведет к увеличению налоговых выплат нефтедобывающими организациями всего лишь на 81 руб. с каждой добытой тонны нефти. Очевидно, требуются дополнительные меры стимулирования добычи ПНГ. Целесообразно ввести освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин и НДС на оборудование и технологии, применяемые при добыче, хранении и переработке ПНГ, аналоги которых не производятся в Российской Федерации.

Информационная безопасность регионов. 2015. № 4(21)

Библиографический список (References)

1. Александров И.М. Налоги и налогообложение : учебник. 10-е изд., перераб. и доп. М.: Дашков и Ко, 2010.

Aleksandrov I.M. (2010) Nalogi i nalogooblozheniye : uchebnik. 10-ye izd., pererab. i dop. [Taxes and taxation: a textbook. 10th ed., rev. and add.]. Moscow: Dashkov i Ko.

2. Барулин С.В. Солнышкова Ю.Н. Налогообложение природопользования : учеб. пособие. М.: Экономиста, 2008.

Barulin S.V. Solnyshkova Yu.N. (2008) Nalogooblozheniye prirodopol'zovaniya : ucheb. posobiye [Taxation of natural resources: textbook]. Moscow: Ekonomist.

3. Зозуля В.В. Налогообложение природопользования. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата. М.: Юрайт, 2014.

Zozulya V.V. (2014) Nalogooblozheniye prirodopol'zovaniya. Uchebnik i praktikum dlya prikladnogo bakala-vriata [Taxation of natural resources: textbook and workshop for applied bachelor studies]. Moscow: Yurayt.

УДК 330.322

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ -ВАЖНЕЙШАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА

ENSURING INVESTMENT SECURITY AS AN IMPORTANT FUNCTION OF THE STATE

Калашников Игорь Борисович

Kalashnikov Igor Borisovich

доктор экономических наук, профессор кафедры экономической безопасности, ССЭИ (филиал) ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», г. Саратов

PhD (Economics), professor of the department of economic security, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University, Saratov

e-mail: igor.Kalashnikov.1965@mail.ru

В статье рассматривается инвестиционная система в воспроизводственном процессе как конкретный проводник экономической политики, как особая сфера, через которую государство воздействует на отдельные процессы, на темпы развития и пропорции отраслей в системе хозяйствования путем реализации функции обеспечения инвестиционной безопасности страны. На основе сформулированных методологических подходов дан анализ понятия «инвестиционная безопасность», определены ее критерии и риски. Подчеркнута значимость принципа верховенства закона при обеспечении инвестиционной безопасности. Выделены макроэкономические индикаторы, по которым оценивается степень инвестиционной безопасности российской экономики. Предложены меры по ее защите.

Ключевые слова: инвестиционная безопасность, инвестиционная система, функции государства в инвестиционной системе, инвестиционные риски, уровни инвестиционной безопасности, индикаторы инвестиционной безопасности, меры защиты инвестиционной безопасности.

The paper discusses investment system in the reproduction process as a specific means of economic policy, as a special tool through which the state can influence individual processes, rate of development and proportion of individual industries in the economic system as a whole by implementing functions that ensure investment security. Having established his methodological approaches the author analyzes the concept of "investment security", and defines its criteria and risks. The paper emphasizes the importance of the rule of law for ensuring investment security. Macroeconomic indicators used to assess the degree of investment security of the Russian economy are defined. Measures to protect national economy are suggested.

Keywords: investment security, investment system, state Junctions in investment system, investment risks, levels of investment security, indicators of investment security, measures to protect investment security.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.