Научная статья на тему 'ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
521
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЕ УСЛУГИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ЕДИНЫЙ ПОРТАЛ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курганова М. В.

В статье рассматривается, как развитие информационных технологий влияет на все сферы общественной жизни, отображается на взаимодействии между гражданами и государством. Определяется, что необходимо для интеграции России в мировое информационное пространство, выделены основные цели программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Учитывая, что оказание электронных государственных услуг не может реализоваться без участия абсолютного большинства граждан, разработаны мероприятия, нацеленные на информирование населения о электронных услугах и сервисах, а также о преимуществах получения электронных государственных и муниципальных услуг. Проведена оценка степени информированности граждан и их участие в процессе оказания электронных государственных услуг, определены группы населения, нуждающиеся в помощи при получении государственных услуг, представлена программа применения различных методов популяризации услуг электронного правительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POPULARIZATION OF ONOLINE PUBLIC SERVICES IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article examines how the development of information technologies affects all spheres of public life and how it is reflected in the interaction between citizens and a state. The author determines what is necessary for the integration of Russia into the worldwide media landscape and highlights the main goals of the "Digital Economy of the Russian Federation" program. Considering that the provision of electronic public services cannot be realized without the participation of the absolute majority of citizens, there are measures that have been developed with the aim of informing the population about electronic services as well as about the advantages of receiving electronic state and municipal services. The study conducts an assessment of the degree of awareness of citizens and their participation in the process of providing online public services, identifies the groups of the population in need of assistance in obtaining public services, and introduce a program for using various methods of popularizing e-government services was presented.

Текст научной работы на тему «ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.109.7.091

ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Научная статья

Курганова М.В.*

Самарский государственный экономический университет, Самара, Россия * Корреспондирующий автор (kurganovamv[at]bk.ru)

Аннотация

В статье рассматривается, как развитие информационных технологий влияет на все сферы общественной жизни, отображается на взаимодействии между гражданами и государством. Определяется, что необходимо для интеграции России в мировое информационное пространство, выделены основные цели программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Учитывая, что оказание электронных государственных услуг не может реализоваться без участия абсолютного большинства граждан, разработаны мероприятия, нацеленные на информирование населения о электронных услугах и сервисах, а также о преимуществах получения электронных государственных и муниципальных услуг. Проведена оценка степени информированности граждан и их участие в процессе оказания электронных государственных услуг, определены группы населения, нуждающиеся в помощи при получении государственных услуг, представлена программа применения различных методов популяризации услуг электронного правительства.

Ключевые слова: электронные услуги, информационные технологии, популяризация, цифровая грамотность, единый портал государственных услуг.

POPULARIZATION OF ONOLINE PUBLIC SERVICES IN THE RUSSIAN FEDERATION

Research article

Kurganova M.V.*

Samara State University of Economics, Samara, Russia

* Corresponding author (kurganovamv[at]bk.ru)

Abstract

The article examines how the development of information technologies affects all spheres of public life and how it is reflected in the interaction between citizens and a state. The author determines what is necessary for the integration of Russia into the worldwide media landscape and highlights the main goals of the "Digital Economy of the Russian Federation" program. Considering that the provision of electronic public services cannot be realized without the participation of the absolute majority of citizens, there are measures that have been developed with the aim of informing the population about electronic services as well as about the advantages of receiving electronic state and municipal services. The study conducts an assessment of the degree of awareness of citizens and their participation in the process of providing online public services, identifies the groups of the population in need of assistance in obtaining public services, and introduce a program for using various methods of popularizing e-government services was presented.

Keywords: Electronic services, information technologies, popularization, digital literacy, central portal of public services.

Введение

Развитие эффективно работающей системы управления основывается на использования информационно-коммуникационных технологий, позволяющих повысить качества управления, создать прозрачность всех уровней решений и упростить доступ к электронным сервисам. Развитие электронных услуг, обеспечивает разнообразие публичных услуг и расширение их объема, увеличить скорости их предоставления и повысить качество, является ключевым признаком современной модели публичного управления [10].

Электронные государственные услуги не рассматриваются отдельным видом госуслуг и не могут рассматриваться в отрыве от государства и его основных функций. Переход на электронный формат является лишь современным способом их предоставления и позволяет изменить качество жизни населения, увеличить эффективность государственного управления, разнообразить гражданские и предпринимательские инициативы [2], [7].

Вместе с тем одними из важнейших направлений развития грамотного информационного общества являются повышение степени информированности населения о государственных электронных услугах и увеличение уровня цифровой грамотности населения страны.

Методы и принципы исследования

Анализ готовности населения Российской Федерации к переходу на пользование электронными государственными услугами произведен на основании результатов прикладных социологических исследований с применением статистических и интегральных алгоритмов оценки, последующим сопоставлением и аппроксимацией полученных сведений [3], [6].

Исследования, проводимые в областях государственного управления, достаточно хорошо известны в России, этим вопросом занимались А.Барабашева, Д.Красильникова, М. Винтар, М. Дэкман, М. Кунстелдж, Б. Берчик.

В работе изучена информация из открытых источников и официальных Интернет-сайтов Российской Федерации, выполнен анализ и проведено сопоставление полученной информации. Полученные сведения были обобщены, что позволило сделать вывод о необходимости популяризации электронных государственных услуг.

Основные результаты

На данном этапе эффективно работают ключевые инфраструктурные объекты, составляющие технологическую основу электронных государственных услуг: единая система идентификации и аутентификации, каналы электронного доступа к государственным и муниципальным услугам, информационная система о государственных и муниципальных платежах, реестр государственных и муниципальных услуг, сеть многофункциональных центров [1].

В итоговом отчете «Оценка удовлетворенности населения деятельностью органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Самарской области и качества предоставления государственных и муниципальных услуг в Самарской области в 2018 году» информированность населения о Едином портале услуг составляет 85,1% от числа опрошенных [9]. 93,8% пользователей Единого портала создали личный кабинет, 91,5% пользователей портала были удовлетворены качеством его работы и качеством предоставленных электронных государственных услуг. Информированное население о Региональном портале государственных и муниципальных услуг составляет 58,0%, а пользователей Регионального портала 8,9%, из которых 93,8% дали хорошую оценку работы ресурса. Общая выборка исследования составила 17,8 тыс. респондентов, метод исследования -индивидуальное интервью с применением анкеты, рекомендованной Министерством экономического развития Российской Федерации. [9].

Учитывая ежегодный прирост информированного населения 8,3%, показатель роста можно увеличить благодаря рекламной кампании, проводимой в СМИ (телевидение, радио, Интернет), количество проинформированных граждан о Едином портале должно приблизиться к 93,4%, от числа населения старше 18 лет при доверительной вероятности 95%.

По информации, опубликованной на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в 2019 году на портале числится зарегистрированными 103,2 млн. пользователей, а общее количество операций и услуг, оказанных через Единый портал и мобильное приложение, составило 1,8 млрд. услуг. При этом зарегистрированы не только граждане России, но и юридические лица, а также граждане иностранных государств. Общее количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по данным Федеральной Службы Информации на 22 ноября 2020 года составило 7,4 млн. организаций [5], можно сделать вывод, что количество граждан, постоянно проживающих на территории РФ, зарегистрированных на Едином портале, на начало 2020 года составило 95,8 млн. человек.

Итак, можно определить количество населения, на которое направлены мероприятия популяризации электронных государственных услуг, информирование и сопровождение на всех этапах получения электронных услуг:

- 11,9 млн. человек - проинформированное население, но не имеющее личного кабинета на Едином портале;

- 8,14 млн человек - проинформированное население, имеющее личный кабинет на Едином портале, но неудовлетворенное качеством оказания услуг.

Вместе с тем, 48,13 млн. человек должны быть проинформированы о наличии и работе порталов государственных и муниципальных услуг, созданных в Российской Федерации, а для 0,63 млн. человек, неудовлетворенных качеством электронных услуг, предоставляемых региональными администрациями, необходимо проведение обучения в целях повышения цифровой грамотности, а также сопровождения при получении электронных услуг.

В федеральном проекте «Кадры для цифровой экономики» определены показатели по доле россиян, владеющими основными компетенциями цифровой экономики и цифровой грамотностью. В 2018 году это 26% населения, в 201927%, в 2020- 30% и 32% - в 2021. На январь 2020 года эта доля была 27%, а значит отстает от заданных значений на 3 процентных пункта. Уровень цифровой грамотности населения в 1 квартале 2020 года был 58 пунктов в диапазоне от 0 до 100 (вырос в сравнении с 2019 годом на 6 пунктов). Доля населения, обладающего высокой цифровой грамотностью, увеличилась на 1% и составила 27%. Показатели рассчитывались по методу Digcomp, основными параметрами являются создание цифрового контента, коммуникативная грамотность, информационная грамотность, цифровая безопасность [4], [9]. В процессе исследования выявлено, что уровень цифровой грамотности зависит от возраста человека, его профессиональной деятельности и статуса.

Цифровая грамотность возрастного населения (55 лет и старше) составляет 53% (на 9% ниже индекса респондентов в возрасте от 18 до 24 лет), а индекс цифровой грамотности неработающего пенсионера на 13% ниже того же показателя работающего студента и составляет всего 51%. Численность населения в России, в возрасте 55 лет и старше, на 1 января 2020 года составила 41,6 млн. человек. Предполагаются, что эти люди испытывают затруднения при получении электронных государственных услуг, так как нуждаются в повышении уровня своей цифровой грамотности, а также сопровождении на всех этапах получения государственных услуг.

В ходе исследования было выявлено противоречие: недостаточный уровень цифровой грамотности среди граждан РФ и недостаточная степень информированности населения об электронных государственных услугах не позволяет гражданам получать государственные услуги в электронном виде (рисунок 01).

Формулировка проблемы: недостаточный уровень цифровой грамотности среди граждан Российской Федерации и недостаточная степень информированности населения об электронных государственных услугах

Факторы, спровоцировавшие проблему: Консерватизм, сопротивление изменениям, недостаточный уровень цифровой грамотности и информированности населения Ключевые противоречия, которые необходимо устранить: Невозможность получения государственные услуги в электронном виде, негативный опыт в получении электронных услуг

Пострадавшая сторона: проинформированные граждане, но не имеющие личного кабинета на Едином портале, не проинформированные граждане о работе Региональных порталов, граждане сталкивающиеся с проблемами, граждане РФ в возрасте 55 лет и более; государство Кто может решить проблему: Органы государственной власти

Рис. 1 - Описание проблемы и противоречий

Для решения этой проблемы необходимо дополнить существующую систему информирования населения об электронных государственных услугах универсальными, доступными и результативными методами популяризации. Тогда результат от внедрения таких мероприятий заключается в повышении информированности граждан о доступных услугах и сервисах электронного правительства, преимуществах и способах их получения.

Ключевые шаги, для популяризаций электронных госуслуг:

1. Организация подсистем информирования и сопровождения граждан о способах, возможностях, виде и перечня государственных услуг в электронном виде, посредством:

- задействования канала передачи сопутствующей информации (телетекст) в составе одного из региональных телеканалов;

- оптимизации Интернет-сайтов органов государственной власти, интеграции с приложением, устанавливаемым на мобильных устройствах;

- создания дружественного интерфейса Единого портала, простого в использовании и понятного для всех категорий граждан, упрощения механизмов взаимодействия при получении государственных услуг;

- проведения разъяснительной работы с населением на базе МФЦ и мобильных бригад информирования граждан, сформированных на базе государственных сервисов социальной защиты;

- задействования альтернативных и инновационных каналов связи с населением (электронные доски объявлений в транспорте, установка в общественных местах инфоматов и учебных стендов, оповещение через почтовые ящики).

2. Создание контента и наполнение подсистем информирования контентом.

3. Разработка и внедрение адаптивных программ обучения для всех групп населения, проведение регулярных обучений на базе учебных заведений и многофункциональных центров в целях повышения уровня цифровой грамотности граждан.

Заключение

Подводя итоги отметим, что в 2020 году население Российской Федерации не в полной мере оказалось готовым к получению электронных государственных услуг [4]. Но при этом стоит отметить достаточно высокий уровень информированности населения России о возможности получения электронных государственных услуг (95% среди всех граждан возрастом 18 лет и более) и удовлетворенности граждан работой сервисов электронного правительства (93,8% среди тех, кто когда-либо пользовался услугой). Уровень цифровой грамотности населения составляет 58%, но этот показатель не является однородным среди всех групп населения. При том, что максимальный уровень цифровой грамотности населения в возрасте от 18 до 24 лет (работающий студент), определенный исходя из анализа пяти ключевых цифровых компетенций населения, достиг 64%, уровень цифровой грамотности пенсионеров составляет лишь 51%, и только 27% граждан Российской Федерации обладают действительно высоким уровнем цифровой грамотности, позволяющим свободно получать любые электронные услуги [11].

Для дальнейшего увеличения показателей необходимо разработать и внедрить систему критериальных оценок степени удовлетворенности населения государственными услугами [8], обеспечивать популяризацию электронных сервисов, в связи с чем информировать население о видах и способах получения государственных услуг, обеспечивать сопровождение граждан на всех этапах их получения, способствовать повышению уровня благосостояния и цифровой грамотности граждан.

Конфликт интересов Conflict of Interest

Не указан. None declared.

Список литературы / References

1. Арутюнова Л. Б. Предоставления государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде / Л. Б. Арутюнова // Правовая информатика. 2012. №1.

2. Бершадская Л. А. Электронные государственные услуги: структура потребления в России / Л. А. Бершадская // ЖССА. 2011. №5.

3. Востребованность порталов государственных и муниципальных услуг (на примере Санкт-Петербурга) // Вопросы государственного и муниципального управления. 2017. №2.

4. Государственная программа «Информационное общество» // Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации [Электронный ресурс]: URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/programs/1 (дата обращения: 25.05.2021).

5. Иные ключевые проекты в сфере регулирования цифровой экономики // Министерство экономического развития Российской Федерации. 2020. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/ (дата обращения: 20.05.2021)

6. Комкова Г. Н. Экспертные оценки развития электронных государственных услуг / Г. Н. Комкова, С. А. Овчинников // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2012. №5 C.44-48.

7. Кудря Ю. С. Оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде / Ю. С. Кудря, М. А. Сухарникова // Economics. -2020.- №4 -C.47-51.

8. Курбатова О. В. Государственные услуги в условиях цифровизации государственного управления / О. В. Курбатова, Л. Л. Сакулина // Вестник Московского университета МВД России. 2020. №4.

9. СтатБюро [Электронный ресурс]: URL: https://www.statbureau.org/ru (дата обращения 12.05.2021).

10. Ткаченко Д. В. Механизм повышения эффективности и качества государственных услуг / Д. В. Ткаченко // Вестник ВГУИТ. -2020. -№1- C. 83-88.

11. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: URL: http://www.gks.ru (дата обращения 13.05.2021).

Список литературы на английском языке / References in English

1. Arutyunova L. B. Predostavleniya gosudarstvennyh uslug i ispolnenie gosudarstvennyh funkcij v elektronnom vide [Providing state services and performing state functions in electronic form] / L. B. Arutyunova // Pravovaya informatika 2012. №1. [in Russian]

2. Bershadskaya L. A. Elektronnye gosudarstvennye uslugi: struktura potrebleniya v Rossii [Electronic public services: the structure of consumption in Russia] / L. A. Bershadskaya // ZHSSA - 2011.- №5. [in Russian]

3. Vostrebovannost' portalov gosudarstvennyh i municipal'nyh uslug (na primere Sankt-Peterburga) [The demand for portals of state and municipal services (on the example of St. Petersburg)] // Voprosy gosudarstvennogo i municipal'nogo upravleniya [Questions of State and municipal management] 2017. №2. [in Russian]

4. Gosudarstvennaya programma «Informacionnoe obshchestvo» [State Program "Information Society"] // Ministerstva cifrovogo razvitiya, svyazi i massovyh kommunikacij Rossijskoj Federacii [Ministry of Digital Development, Communications and Mass Communications of the Russian Federation] [Electronic resource]: URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/programs/1 (accessed: 25.05.2021).

5. Inye klyuchevye proekty v sfere regulirovaniya cifrovoj ekonomiki [Other key projects in the field of digital economy regulation] // Ministerstvo ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii [Ministry of Economic Development of the Russian Federation. 2020]. [Electronic resource]: URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/ (accessed: 20.04.2021) [in Russian]

6. Komkova G. N. Ekspertnye ocenki razvitiya elektronnyh gosudarstvennyh uslug [Expert assessments of the development of electronic public services] / G. N. Komkova, S. A. Ovchinnikov // Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo social'no-ekonomicheskogo universiteta. [Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsialno-ekonomicheskogo universiteta] 2012. №5 P.44-48. [in Russian]

7. Kudrya YU. S. Okazanie gosudarstvennyh i municipal'nyh uslug v elektronnom vide [Provision of state and municipal services in electronic form] / YU. S. Kudrya, M. A. Suharnikova // Economics. -2020. -№4 -P. 47-51. [in Russian]

8. Kurbatova O. V. Gosudarstvennye uslugi v usloviyah cifrovizacii gosudarstvennogo upravleniya [Public services in the context of digitalization of public administration] / O. V. Kurbatova, L. L. Sakulina // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia] 2020. №4. [in Russian]

9. StatByuro [Stat Bureau] [Electronic resource]: official website. URL: https://www.statbureau.org/ru (accessed: 12.05.2021). [in Russian]

10. Tkachenko D. V. Mekhanizm povysheniya effektivnosti i kachestva gosudarstvennyh uslug [Mechanism for improving the efficiency and quality of public services] / D. V. Tkachenko // Vestnik VGUIT [VGUIT Bulletin]. -2020.- №1.- P.-83-88. [in Russian]

11. Federalnaya sluzhba gosudarstvennoi statistiki [Federal State Statistics Service] [Electronic resource]: official website. URL: http://www.gks.ru (accessed: 13.05.2021). [in Russian]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.