Литература
1. Гевель, Е.В. Образ города в Красноярском урочище / Е.В. Гевель. - Красноярск: Версо, 2012. - 224 с.
2. Иванов, О.Н. Сибирский чес, или кто гонит волну Красноярской агломерации /
О.Н. Иванов // Строитель на Енисее. - 2011. - 15 февраля.
3. Малашин, Г.А. Красноярская (Енисейская) епархия РПЦ 1961-2011 гг. Историкопублицистические очерки / Г.А. Малашин. - Красноярск: ИД «Восточная Сибирь», 2011.
М.Л. Мерзлякова, г. Новосибирск ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ - БАЗОВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ НОВЫХ ЭКСКУРСИОННЫХ МАРШРУТОВ ПО ЛЕНИНСКОМУ РАЙОНУ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА
Архитектурное наследие всегда являлось важнейшей составляющей ценностей классической культуры. Термин «популяризация», который широко применяется в разных областях человеческой деятельности, применен теперь впервые и в законе о сохранении памятников архитектуры [5].
Популяризация памятников архитектуры, несомненно, велась и до того, как в законе появился этот термин, но методы ее проведения, по оценкам специалистов, устарели, так как не были ориентированы на новую ситуацию в обществе. Первым шагом на пути работы по популяризации архитектурных памятников стало осознание существования проблемы. Для того чтобы приблизиться к пониманию термина, мы воспользовались исследованиями, за основу которых была взята следующая трехчастная классификация: потребители информации об архитектурных памятниках - информация о памятниках - действия, необходимые для популяризации этой информации. При составлении информационных карт и разработке экскурсионных маршрутов по Ленинскому району учитывались следующие выводы, сделанные исследователями данного вопроса: «.. .крайне необходимо популяризировать памятники архитектуры, среди широкой аудитории. Две группы потребителей информации - «эпизодически интересующиеся» и «равнодушные» - как раз остаются неохваченными. Работа с ними это новая, неисследованная область деятельности. В отличие от первой группы - потребителей информации («заинтересованные») - работа со второй и третей может оказаться гораздо более неблагодарным занятием. тем не менее как раз последние две группы составляют большую часть общества. На них надо ориентироваться, потому что популярность в широких кругах населения это защита памятника архитектуры» [3]. Выступая в роли архитектурного объекта как части градостроительной среды, он аккумулирует духовный опыт предшествующих поколений. Поэтому при сохранении или воссоздании целостности стиля эпохи необходимо обращать особое внимание на то обстоятельство, что, так же как и памятник архитектуры, окружающая его среда является отражением наслоений традиций эпохи в целом и архитектурных стилей в частности.
Второй шаг - исследование и описание архитектурных объектов. Создание на ленинском районе центра истории развития позволило начать планомерную работу по изучению и популяризации объектов культурного наследия, ранее не входивших
в экскурсионные маршруты. А с апреля 2012 г. была начата работа по разработке экскурсионных маршрутов. Первым опытом стали трамвайные экскурсии по Кировскому и ленинскому районам, велофоточеллендж «Незнакомый ленинский», превратившийся позднее в пешеходный маршрут «Незнакомый ленинский».
Наряду с «классическими» пешеходными маршрутами, разработанными сотрудниками Центра (по ул. Станиславского (бывшей Вокзальной), мемориальному комплексу, посвященному подвигу воинов-сибиряков, парку им. Кирова), в последнее время особой популярностью стали пользоваться маршруты, разработанные с участием старожилов района. В экскурсии включены описания объектов, основанные на воспоминаниях: «Путешествие в соцгород», «Кварталы моего детства», «Назад в 1930-е» (по воспоминаниям известного в Левобережье Н.Я. Сушкова).
туристическая индустрия, развитие внутреннего туризма - сложный многоплановый механизм, объединяющий несколько разных взаимосвязанных направлений деятельности, что и необходимо учитывать при разработке экскурсионных маршрутов. Современное понимание ценности памятника архитектуры не ограничивается исключительно его эстетическими качествами, а дополняется культурологической и исторической значимостью [1]. Поэтому в число памятников архитектуры включают не только архитектурные шедевры, но и прочие сооружения, традиционные для того или иного исторического периода и архитектурного стиля, в том числе объекты рядовой застройки. Для разработки экскурсионных маршрутов по Ленинскому району это положение является верным. С большой долей вероятности можно утверждать, что не изучена и не написана история строительства «основных», «типовых» жилых массивов (Станиславского, Юго-Западного, Западного), которые непременно должны быть включены в экскурсионные маршруты. такой подход вовсе не принижает понятие памятника архитектуры, а выводит его на принципиально новый уровень, поскольку в этом случае памятником становится не только конкретный объект, но и та историческая среда, элементом которой он являлся. «Памятник архитектуры как ключевой элемент историко-культурного наследия не может быть вырван из архитектурного контекста среды» [2]. В стадии завершения находится работа над экскурсионным маршрутом «Прогулка по Проспекту К. Маркса», материал которого содержит в себе значительное количество интереснейших архитектурных объектов: «.нельзя не отметить особенности архитектуры домов на проспекте. Нужно сказать, что первыми были построены корпуса НЭТИ и общежития, затем дома между Башней и НЭТИ, а вот дома, которые мы сейчас проходим, - в последнюю очередь. Поэтому, конечно же, видны стилевые различия во внешнем оформлении зданий» - так начинается один из разделов экскурсии, популяризирующего историю застройки проспекта.
Современная ревалоризация в перечень объектов историко-культурного наследия, обладающих градостроительными качествами, включает недвижимые памятники истории и культуры. В их состав, в свою очередь, входят памятники истории, археологии, архитектуры и градостроительства. Для их сохранения с целью передачи последующим поколениям представление памятника архитектуры необходимо осуществлять не по отдельным сооружениям, а по архитектурным ансамблям или же по целостным участкам городской застройки, включающим как выдающиеся произведения архитектуры, так и рядовые сооружения, то есть в соответствии и с учетом методов ревалоризации [4].
Развивающееся изучение архитектуры прошлого, ее популяризация и возрастающая историко-культурная ценность - вот факторы, которые учитываются нами при разра-
ботке экскурсионных маршрутов. Несомненно, что для популяризации архитектурного наследия необходимо решить множество проблем - необходимо активное внедрение новых достижений, ведь жизнь современного человека невозможно представить без информационных технологий. Применение современных технологий обеспечит для граждан доступ к культурному наследию Новосибирска на достойном уровне. Разработка экскурсионных маршрутов, направленных на комплексное воздействие на всех потребителей, будет иметь действительное влияние на решение проблемы, что поможет не только сохранять, но и поддерживать в достойном состоянии наше архитектурное наследие.
Литература
1. Неизвестная архитектура Новосибирска, 1982-1994 / подгот. изд. В. Мизин и А. Ложкин. - Екатеринбург: Абак-пресс, 1997.
2. Открой для себя лучшие дома нашего города // Эксперт. - 2001. - № 21. - С. 31-32.
3. Симагин, В.А. Сохранение архитектурного наследия / В.А. Симагин [и др.] // Концепция городского музея. - 2005. - С. 1.
4. Ушаков, Ю. Драгоценности самые хрупкие / Ю. Ушаков //Архитектура. - 1979. -№5 (437). - С. 6.
5. Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (с изменениями от 27 февраля 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 3 июня, 31 декабря 2005 г.).
Г.В. Наушенко, г. Барнаул Научный руководитель: Н.П. Иванова МАЛЫЕ МУЗЕИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ КАК ОДНО ИЗ ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ В РАЗВИТИИ ВНУТРЕННЕГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА
Познавательный или культурный туризм подразумевает знакомство с природными и культурно-историческими ресурсами страны или региона: музеями, театрами, особенностями жизни и традициями местного населения. Вместе они воздействуют на духовную сферу, систему ценностей, знания, общественное поведение местных жителей, приезжающих туристов и гостей города. Однако не только иностранные туристы и экскурсанты из близлежащих регионов являются потребителями культурного туризма. Музеи малых, провинциальных городов в первую очередь рассчитывают на аудиторию из местных жителей, которые также являются участниками культурно-познавательного туризма.
целью работы является анализ применения технологий интерактивности в малых музеях как потенциал культурного туризма в регионе.
До 1990-х гг. традиционно считалось, что в системе культурного туризма могут выступать только крупнейшие музеи и музеи мирового значения, вобравшие в себя эстетические измерения различных эпох. Однако в конце XX в. малые музеи, т.е. музеи, обладающие незначительным числом экспонатов, выставочно-экспозиционных площа-