Научная статья на тему 'Поправки к Конституции Российской Федерации 2020 г. как новый этап в развитии России'

Поправки к Конституции Российской Федерации 2020 г. как новый этап в развитии России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6826
1221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Конституция РФ / поправки / изменения / президент / государство / правительство / субъекты Российской Федерации / социальная политика / Constitution of the Russian Federation / amendments / changes / president / state / government / constituent entities of the Russian Federation / social policy

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андемиркан Борисович Абазов

В статье представлен анализ внесенных изменений и дополнений в Конституцию Российской Федерации в 2020 г. Актуальность темы очевидна, так как именно сейчас было предложено внести ряд существенных изменений и дополнений в Основной Закон. Трансформационные процессы в государстве и обществе выявили перечень проблем и противоречий, содержащихся в Конституции 1993 г. В 1993 г. разработка и принятие Основного Закона происходили в условиях острого политического кризиса, что негативно сказалось на качестве и эффективности принятой Конституции. На данный момент вносимые положения и изменения носили комплексный характер и были теоретически аргументированы. В целом и общество, и государство осознали необходимость и важность вносимых поправок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Amendments to the Constitution of the Russian Federation in 2020 as a New Stage in the Development of Russia

The article presents an analysis of the amendments and additions to the Constitution of the Russian Federation in 2020. The relevance of the topic is obvious, since right now it was proposed to introduce a number of significant changes and additions to the Main Law. Transformation processes in the state and society have revealed a number of problems and contradictions contained in the 1993 Constitution. In 1993, the development and adoption of the Main Law took place in an acute political crisis, which negatively affected the quality and effectiveness of the adopted Constitution. At the moment, the provisions and changes introduced were complex and theoretically argued. In general, both society and the state recognized the need and importance of the amendments.

Текст научной работы на тему «Поправки к Конституции Российской Федерации 2020 г. как новый этап в развитии России»

Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

УДК 342 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3305-2020-10146

Поправки к Конституции Российской Федерации 2020 г. как новый этап в развитии России

Amendments to the Constitution of the Russian Federation in 2020 as a New Stage in the Development

of Russia

Андемиркан Борисович АБАЗОВ,

кандидат юридических наук, доцент кафедры деятельности ОВД в особых условиях Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России

E-mail: and-abazov@yandex.ru

Аннотация. В статье представлен анализ внесенных изменений и дополнений в Конституцию Российской Федерации в 2020 г. Актуальность темы очевидна, так как именно сейчас было предложено внести ряд существенных изменений и дополнений в Основной Закон. Трансформационные процессы в государстве и обществе выявили перечень проблем и противоречий, содержащихся в Конституции 1993 г. В 1993 г. разработка и принятие Основного Закона происходили в условиях острого политического кризиса, что негативно сказалось на качестве и эффективности принятой Конституции. На данный момент вносимые положения и изменения носили комплексный характер и были теоретически аргументированы. В целом и общество, и государство осознали необходимость и важность вносимых поправок.

Ключевые слова: Конституция РФ; поправки; изменения; президент; государство; правительство; субъекты Российской Федерации; социальная политика.

Аbstract. The article presents an analysis of the amendments and additions to the Constitution of the Russian Federation in 2020. The relevance of the topic is obvious, since right now it was proposed to introduce a number of significant changes and additions to the Main Law. Transformation processes in the state and society have revealed a number of problems and contradictions contained in the 1993 Constitution. In 1993, the development and adoption of the Main Law took place in an acute political crisis, which negatively affected the quality and effectiveness of the adopted Constitution. At the moment, the provisions and changes introduced were complex and theoretically argued. In general, both society and the state recognized the need and importance of the amendments.

Keywords: Constitution of the Russian Federation; amendments; changes; president; state; government; constituent entities of the Russian Federation; social policy.

Введение. В январе 2020 г. в Послании В.В. Путина была обозначена необходимость внесения изменений и поправок в Конституцию РФ 1993 г. В качестве основных аргументов были обозначены: несоответствие Конституции 1993 г. современным требованиям развитого демократического государства; наличие ряда существенных недостатков и противоречий в тексте Основного Закона [5, с. 187].

С целью разработки поправок и дополнений была создана рабочая группа, в которую вошли государственные и общественные деятели. Комиссия была создана по принципу всесторонности, чтобы изучить и рассмотреть потребности всех категорий общества.

Основные положения работы. В рамках данного теоретического исследования рассмотрены следующие положения:

■ внесение поправок и изменений в Конституцию РФ — это необходимый процесс в целях создания эффективного механизма взаимодействия «государство — общество»;

■ Конституция РФ 1993 г. имела ряд противоречий, наличие которых не соответствовало статусу современного правого государства;

■ принятие поправок и изменений в сложившихся сложных экономических условиях будет способствовать укреплению государственных и общественных институтов;

■ Конституция РФ в новом формате станет фундаментом дальнейшего динамичного развития Российской Федерации во всех сферах жизнедеятельности.

Результаты исследования. Действующая Конституция 1993 г. была принята 12 декабря при Б.Н. Ельцине посредством всенародного голосования. Официально Конституция вступила в силу с 25 декабря 1993 г. Основной Закон не подвергался существенным изменениям в период президентства Б.Н. Ельцина, за исключением ст. 65, которая регламентирует состав субъектов РФ. Изменения касались наименований ряда субъектов Российской Федерации.

В период президентства В.В. Путина с 2000 г. изменениям подвергалась эта же статья. Статья менялась девять раз по причинам объединения и переименования субъектов Российской Федерации.

Первые существенные изменения были внесены в декабре 2008 г. при Д.А. Медведеве. Изменения коснулись увеличения сроков полномочий Президента РФ (с 4 до 6 лет) и Государственной думы (с 4 до 5 лет). Также внесен ряд изменений относительно контрольных полномочий Государственной Думы, их контрольные функции были значительно усилены.

Закон о поправках к Конституции РФ был весен Президентом РФ В.В. Путиным и принят во втором чтении Государственной Думой [2].

Проектом было предложено внесение изменений в положения 22 статей с третьей по восьмую главы. Проект не был направлен на внесение изменений в части фундаментальных основ: основ конституционного строя, о правах и свободах человека и конституционных поправок и пересмотра Конституции.

Рассмотрим ряд наиболее важных поправок, которые внесены в Конституцию РФ в 2020 г.

В последние годы, после присоединения Крыма к Российской Федерации, часто возникал вопрос о возврате данной территории в состав Украины, периодически Япония поднимает вопрос принадлежности Курильских островов. Данные обстоятельства способствовали внесению изменений в ст. 67 Конституции РФ. Так, введено понятие федеральных территорий. Обозначено, что Российская Федерация в полной мере обеспечивает защиту территориальной целостности и суверенитета, запрещены действия, которые направлены на отчуждение части территории России за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы.

Поправки к Конституции РФ в целом затрагивают современные проблемы, возникающие в государстве и обществе. Одной из таких проблем является искажение исторических фактов. Для устранения подобных противоречий внесены изменения в ч. 2 и ч. 3 ст. 67.1 Конституции РФ. Указано, что Российская Федерация объединяется своей многовековой историей, сохраняя память предков, и признает исторически сложившееся государственное единство.

Прописано также, что РФ обеспечивает защиту исторической правды и уважает, чтит память защитников Отечества. Запрещено умаление значения подвига народа при защите своего Отечества.

Одно из приоритетных направлений государственной политики РФ — защита и поддержка детей, семейных ценностей, что нашло отражение в поправках к Конституции РФ. В ч. 4 ст. 67.1 прописано, что наиважнейшим приоритетом государственной политики России являются дети. Государство обязано создать необходимые условия, которые будут способствовать всестороннему развитию детей. Важно и то, что государство обозначило свои обязанности в отношении детей, которые остались без попечения.

Одной из актуальных проблем современного общества является обеспечение информационной безопасности и развитие научно-технологического потенциала.

В ст. 71 Конституции РФ добавлен ряд пунктов, которые находятся в ведении Российской Федерации. Обозначено, что такие важные сферы, как система здравоохранения, образование, информационные технологии, космическая отрасль, обеспечение безопасности личности, находятся в ведении государства. Это имеет важное значение, так как данные сферы являются государствообразующи-ми и оказывают прямое влияние на социально-экономическое развитие государства.

Одной из поправок, которая обсуждалась более всего и была крайне актуальна среди граждан России, являлось закрепление гарантии о минимальном размере оплаты труда и индексации пенсий.

Важнейшим элементом сильного и развитого государства является устойчивый экономический рост и повышение благосостояния граждан. В ст. 75.1 говорится, что будут созданы условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, что приведет к взаимному уважению государства и общества [4].

Новые изменения коснулись введения ряда ограничений и требований для глав субъектов РФ. В соответствии со ст. 77 высшим должностным лицом субъекта РФ может быть гражданин России, который достиг 30 лет. Кроме того, возможно установление новых требований к высшему должностному лицу субъекта РФ в рамках федерального закона. Для высших должностных лиц предусмотрены новые ограничения, а именно: постоянное проживание на территории Российской Федерации; запрет на наличие иностранного гражданства, вида на жительства, а также на наличие зарубежных счетов. Данные ограничения распространяются на следующих должностных

лиц: Президента РФ, сенаторов Совета Федерации, глав субъектов, судей, прокуроров, главу Правительства России, вице-премьеров, федеральных министров и других руководителей федеральных органов.

Изменения внесены в ст. 81, обозначены новые требования к Президенту РФ. Требования, предъявляемые к кандидатам на пост Президента России, были расширены. Так, главой государства может быть гражданин РФ, который постоянно проживает в России не менее 25 лет и не должен иметь иностранного гражданства.

Обсуждение. Нами обозначены поправки и дополнения, которые фундаментально меняют взаимоотношения государства и общества. Изменения коснулись практически всех сфер жизнедеятельности: экономики, социальной политики, национальной, территориальной и информационной безопасности. Разработка, внесение поправок, дополнений и проведение референдума в Российской Федерации происходили в сложных условиях, обусловленных сложившейся эпидемиологической ситуаций во всем мире. Референдум был перенесен, и процедура голосования происходила в иных условиях.

Так, голосование по поправкам в Конституцию длилось в течение недели — с 25 июня до 1 июля. Впервые голосование проходило в двух форматах: онлайн- и офлайн-режиме.

Из всех субъектов РФ обеспечить проведение голосования в новом формате посредством использования электронного портала «Госуслуги» смогли г. Москва и Нижегородская область. Именно данные регионы провели апробацию нового формата проведения процедуры голосования. Необходимо отметить эффективную и системную работы Центральной избирательной комиссии в данном направлении.

2 июля к 10:00 по московскому времени Центральная избирательная комиссия завершила подсчет голосов. По результатам референдума поправки поддержали 77,92% , «против» проголосовали 21,27% граждан. В республиках Чечня, Тува и Крым зафиксирована самая высокая поддержка предлагаемых поправок и изменений (рис. 1). Следует отметить и ряд регионов, которые поддержали поправки и изменения в меньшей степени (рис. 2). В их числе регион, который проголосовал «против», — Ненецкий автономный округ, «против» проголосовали 55,25%, «за» — 43,78%.

Рис. 1. Регионы с наибольшей поддержкой поправок к Конституции

Рис. 2. Регионы с наименьшей поддержкой поправок к Конституции

Причину такого результата объяснил глава НАО Юрий Бездудный. В качестве причины он обозначил нежелание жителей субъекта объединяться с Архангельской областью. Во многом они выразили свою реакцию на данное объединение.

На рис. 3 представлены результат онлайн- и офлайн-голосования в Москве и Ни-

Следует отметить и наличие корреляционной связи между явкой и результатами проведенного референдума (рис. 4). В регионах, где была наиболее высокая явка,

жегородской области. Результаты онлайн-голосования в Москве: «за» выступили 62,33%, «против» — 37,67%. В Нижегородской области дистанционно проголосовали «за» 59,69%, «против» — 40,31%. Видно, что в Москве нет существенных различий, а вот в Нижегородской области наблюдается разница по результатам голосования в двух форматах [5].

наблюдается и наибольший процент поддержки предложенных поправок и дополнений к Конституции РФ.

Как проголосовали онлайн

Москва

62

38

Да

Нет

Нижегородская область

60

40

Да

Нет

Как проголосовали офлайн

Москва

Нижегородская область

66

33

Да

Нет

19

Да

Нет

Рис. 3. Результаты онлайн- и офлайн-голосования в Москве и Нижегородской области

Рис. 4. Взаимосвязь явки и поддержки поправок к Конституции в 2020 г.

Заключение. Таким образом, внесение соответствующих поправок и изменений в Конституцию РФ 1993 г. — процесс своевременный и необходимый в связи с происходящими политическими, экономическими преобразованиями. Сам процесс происходил в крайне сложных условиях, однако референдум был проведен и соответствующие поправки и изменения были приняты. В.В. Путин подписал Указ и новые дополнения и поправки вступили в силу 4 июля 2020 г. Важно, чтобы данные дополнения и поправки были внедрены на практике и оказали влияние на взаимоотношения общества и государства.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 де-

кабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.).

2. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти».

3. Абазов АБ. Состояние, тенденции и перспективы развития современного конституционного права Российской Федерации // Материалы XXI междунар. науч.-практ. конф. МЦНС «Наука и просвещение». 2020. С. 186—189.

4. http: //www.constitution.ru /10003000/1 0003000-11.htm (дата обращения: 10.07.2020).

5. https://polit.ru/article/2020/01/21/ko nstpopravki/ (дата обращения: 10.07.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.