I Попечительство и благотворительность о в образовательной сфере Республики | Башкортостан
° (исторический опыт и современность)
Patronage and beneficence in educational sphere of the Republic of Bashkortostan (historical experience and present-day situation)
УДК 347.64:37(470.57)
С. Д. Галиуллина
начальник методического отдела Уфимской государственной академии экономики и сервиса, кандидат медицинских наук, доцент 450048, Уфа, ул. Чернышевского, д. 145
S. D. Galliulina
450048, Ufa, ul. Chernishevskogo, 145
А. Н. Дегтярев
ректор Уфимской государственной академии экономики и сервиса, доктор экономических наук, профессор 450048, Уфа, ул. Чернышевского, д. 145
A. N. Degtyarev
450048, Ufa, ul. Chernishevskogo, 145
В статье представлен исторический опыт становления и функционирования попечительства и благотворительности в сфере образования. Одним из условий функционирования соответствующих институтов была практика социального партнерства государства и общественности в совместном управлении процессами доступности образования и развития всех видов образовательных структур.
The article presents historical experience of patronage and beneficence settlement and functioning in educational sphere. One of the conditions for the corresponding institutions' functioning was social partnership practices between government and society in joint management of education accessibility management and development of all kinds of educational structures.
Ключевые слова: попечительство, попечительские советы, благотворительность, социальная практика и партнерство
Keywords: patronage, boards of guardian, beneficence, social practices and partnership
Россия стоит на пороге модернизации всех сфер общественной жизни, в том числе и социально-образовательной. Одной из предпосылок и условием осуществления реформ в этой области является становление и расширение общественного участия в управлении образованием. Общеизвестно, что одним из элементов государственно-общественного управления является попечительская и благотворительная деятельность в образовательной сфере. В нашей стране накоплен богатый опыт функционирования институтов попечительства и благотворительности, обращение к которому позволяет рационально и взвешенно решать современные теоретические и практические проблемы.
В то же время нам представляется, что опыт активизации общественных механизмов через создание институтов попечительства и благотворительности в области образования относится к недостаточно изученным направлениям. Основной вклад в его изучение внесли дореволюционные исследователи. Научный интерес к данной сфере возродился лишь в 1990-х гг. [1, с. 32]. Необходимость восполнить образовавшийся пробел в значительной мере определяет актуальность
всестороннего ее исследования. Одним из примеров может служить исторический опыт становления и развития попечительства и благотворительности в Уфимской губернии Российской империи.
Уфимская губерния была образована в соответствии с именным Высочайшим указом (5 мая 1865 г) и Указом Правительствующего сената (3 мая 1865 г). Но статус губернского центра по гражданскому управлению Оренбургской губернией Уфа приобрела по Высочайшему указу еще в 1802 г. [2, с. 10].
Уфимская губерния входила в Оренбургский учебный округ, образованный в 1874 г. путем выделения из Казанского учебного округа [3, с. 2]. Задачей учебного округа было формирование сети образовательных учреждений, контроль за ее функционированием, оказание помощи в обеспечении учебных заведений педагогическими кадрами и учебно-методическими пособиями. Во главе учебного округа находился попечитель с канцелярией при нем. Первым попечителем Оренбургского учебного округа был назначен П. А. Лавровский, филолог по образованию, человек, имевший научные труды по славянской филологии и опыт педагогической и организаторской деятельности в качестве ректора Варшавского университета. Основные его усилия были направлены на введение всеобщего начального обучения в земских губерниях Оренбургского учебного округа, что требовало формирования школьных сетей, составления финансовых планов, контроля над выполнением требований к устройству училищ, расчета пособий за счет государственной казны и содержателей.
Деятельность попечителя Оренбургского округа заключалась в «обозрении учебных заведений округа... одинаковое внимание на учебную, нравственную и хозяйственную части, в том убеждении, что только при удовлетворительном состоянии всех указанных сторон учебное заведение может соответствовать вполне своей цели и назначению» [4, с. 2]. Права и обязанности попечителя учебного округа были регламентированы законодательными документами, такими как Свод законов Российской империи, «Положение о начальных народных училищах», Высочайше утвержденное 25 мая
(6 июня) 1874 г, циркуляры Министерства народного просвещения, постановления Правительствующего сената и распоряжения Министерства народного просвещения, касающиеся попечителей народных училищ [5, с. 10-36]. Таким образом, попечитель учебного округа был проводником интересов Министерства народного просвещения в регионах. Согласно циркуляру Министерства от 25 ноября 1905 г., попечителю вменялось в обязанность содействовать в привлечении широкого круга общественности к управлению народными школами. В тот период во всех учебных заведениях округа были созданы родительские комитеты, состав которых утверждался на попечительных советах [6, с. 1-13].
Большим достижением в сфере образования явилось введение в Уфимской губернии в январе 1909 г. всеобщего обучения [7, с. 139]. Попечитель учебного округа ходатайствовал перед Министерством народного просвещения о выделении единовременных пособий на открытие училищ, на содержание учащихся в последней трети или четверти года, на оборудование вновь открываемых школ и т. д.
Так как пособия получали далеко не все земства и города, попечитель учебного округа имел право назначать их из кредитов, отпускавшихся на нужды начальных училищ (хотя они и были предназначены для других целей). В 1908-1912 гг. в Уфимской губернии единовременные пособия составили 39 273,32 руб. (по уездам — 19 116,56 руб., по городам — 20 156,66 руб.), а постоянные — 92 264 руб. (по уездам — 82 694 руб., по городам — 9570 руб.).
В рассматриваемый период в Уфимской губернии была проделана большая работа по обеспечению и созданию условий общедоступности образования, развитию системы льгот и материальной поддержки учащихся. С учетом того, что плата за обучение была сравнительно невысока, широко практиковалось присвоение стипендий «беднейшим и достойным по поведению и успехам» ученикам (нередко из инородцев), которые использовались для взноса за право учения [8, с. 227-232].
Попечитель разрабатывал положения о стипендиях для нуждающихся учеников, а также принимал меры стимулирующего характера для отличников учебы. В 1912-1915 гг. в округе было разработано значительное количество таких документов, исполнение которых отслеживал лично попечитель. Например, в апреле 1912 г. была учреждена стипендия имени красно-уфимского купеческого сына Е. Т. Ярославцева при Красноуфимском четырехклассном городском училище. Сумма пожертвования тогда была определена в 500 руб. в свидетельстве Крестьянского Поземельного банка и 33 руб. 99 коп на книжке Государственной Сберегательной кассы [7, с. 235].
Следует подчеркнуть, что в дореволюционный период система попечительства в Уфимской губернии была тесно взаимосвязана с благотворительностью, что получило официальное признание по указу «Учреждение о губерниях» 1775 г. (частным лицам и обществам было разрешено устраивать благотворительные общества). В 1869 г. Министерство внутренних дел получило Высочайшим предписанием право утверждать уставы общественных и частных благотворительных заведений и истребовать ежегодные отчеты об их деятельности. Одной из форм проявления деятельности данных институтов являлся губернский училищный совет, который в 1878 г. возглавил губернатор Уфимской губернии, действительный статский советник В. П. Левшин.
Во второй половине XIX в. благотворительные обще- ^ ства были весьма широко распространены. В 1876 г. все ^ благотворительные учреждения города Уфы находились ^ в ведении земства и подразделялись на дворянские, го- « родские, Уфимского комитета попечительства о бедных ^ (Комитета) и приказы общественного призрения. о
К дворянским учреждениям относился Пансион благородных воспитанниц Мариинской женской гимназии, учрежденный в 1872 г. в Уфе, по инициативе губернского предводителя дворянства В. А. Новикова для предоставления возможности обучения круглым сиротам и беднейшим воспитанницам дворянского происхождения. В 1821 г. был открыт Уфимский комитет попечительства о бедных, попечителем которого был действительный статский советник П. В. Полежаев [9, с. 14-21]. К Комитету относился и Полежаевский приют для гимназистов. Однако наиболее плодотворной для системы образования была деятельность дамского отделения Комитета, открытого 15 декабря 1873 г., деятельность которого заключалась в привлечении благотворительных средств и направлении их на необходимые нужды, в том числе и на образовательные. Только в 1874 г. на нужды воспитанниц Уфимской Мариинской женской гимназии и Уфимского детского приюта Комитетом было выделено 328 руб.
В 1897 г. было создано Уфимское общество земледельческих колоний и ремесленных приютов для малолетних [10, с. 1-4]. Денежные средства общества составляли 940 руб. и процентные бумаги по нарицательной стоимости на 23 700 руб., членские взносы членов общества, а также средства от Стерлитамак-ской уездной и Уфимской губернской земских управ в виде 10% отчисления от штрафного капитала.
Общественные инициативы активно поддерживались земствами, которые через потребительские и кредитные общества, товарищества, артели проводили в жизнь свои образовательные программы, направляя имевшиеся капиталы на развитие образования. Так, в развитии коммерческого образования в Уфимской губернии важную роль играло образованное в 1871 г. Общество взаимного кредита [11, с. 103]. В 1903 г. это общество инициировало создание Торговой школы, на базе которой 25 августа 1913 г. было открыто Коммерческое училище [12, с. 94].
В середине XIX в. было создано Уфимское губернское попечительство детских приютов, первоначально относившееся к ведомству учреждений императрицы Марии. В XX в. последнее входило в систему Министерства внутренних дел. Надо отметить, что председателем этого органа по должности был губернатор — действительный статский советник А. С. Клю-чарев. В состав попечительства входили также вице-губернатор, губернский предводитель дворянства, директор народных училищ, председатель губернской земской управы, городской голова, попечительница приютов, директора приютов и жены высших губернских чиновников. Губернское попечительство опиралось на сеть уездных попечительств детских приютов. Состав уездных органов был аналогичным: уездный предводитель дворянства, полицейский исправник, городской голова и другие чиновники. В состав по-печительств включались представители купечества и интеллигенции на правах «почетных членов» с уплатой ежегодного взноса.
Губернское попечительство решало многие вопросы финансово-хозяйственного содержания приютов, таких как отопление, освещение, одежда и питание для воспитанников. Оно рассматривало ходатайства о выделении помещений приютам и о поощрении их слу-
^ жителей и жертвователей. Для особо активных членов ^ попечительства предусматривались поощрения в виде ^ благодарности «с распубликованием», повышения по ™ службе и награждения медалями [13, с.117-119]. В те ^ времена значительную финансовую помощь оказывало о и государственное казначейство. Так, бюджет попечительства детских приютов формировался преимущественно из казны и частично от благотворительной деятельности. Многие государственные учреждения брали часть расходов по содержанию приютов на себя (например, губернское управление акцизными сборами). Средства попечительства, кроме недвижимого имущества, состояли из неприкосновенного капитала, членских взносов (ежегодно по 100 руб.), пожертвований, сбора от лотереи, благотворительных спектаклей и других поступлений.
Стремление к расширению попечительства в системе образования и создания благотворительных учреждений и организаций наблюдалось и среди мусульманской общественности. В ноябре 1876 г. в губернии открылся приют престарелых мужчин и мальчиков магометан, а в октябре 1898 г. было создано общество «Жрмгият-и хэйрия». В русскоязычных официальных источниках оно известно как «Уфимское попечительство о бедных мусульманах» или «Уфимское мусульманское благотворительное общество». Целью его являлось оказание помощи нуждающимся мусульманам губернии, в особенности их детям. Другой организацией, оставившей заметный след в истории края, стало Уфимское женское мусульманское благотворительное общество [14].
Характерно, что попечительство и благотворительность существовали и развивались вместе с обществом. В Уфимской губернии уделялось большое внимание деятельности попечителей, попечительских советов и общественных организаций. Наряду с представителями общественности активное участие в ней принимали государственные чиновники. Именно в этот период развития России сформировалась потребительская позиция общества, в которой забота о социальной сфере стала прерогативой государства, а понятие благотворительности приобрело другие формы.
В настоящее время в нашей стране возрождаются такие виды социальной активности в области образования, как попечительство, частная инициатива по созданию благотворительных фондов, религиозная деятельность, общественные объединения. Непрерывно растет число социальных приютов, ночлежных домов, больниц для неизлечимо больных (хосписов). Некоммерческие организации в сфере образования находят в попечителях своих единомышленников и помощников. Эти люди становятся носителями активной гражданской позиции. К примеру, ныне в Республике Башкортостан действуют такие благотворительные организации, как Башкирский благотворительный детский фонд, Благотворительный фонд им. В. Л. Засова, общественные благотворительные организации «Гармония единства», «Детский фонд Республики Башкортостан», благотворительные фонды «Держава», «Дети и мир», «Надежда», «Наши дети», общественный фонд развития города, фонд развития студенческой инициативы «Форси». Все они функционируют под эгидой «Ассоциации благотворительных организаций Республики Башкортостан», в которой имеется попечительный совет, основными задачами которого являются координация деятельности обществ и организаций, входящих в ассоциацию.
Наиболее заметную роль в сфере образования республики играет благотворительный некоммерческий
фонд «Одаренные дети», созданный в июле 2002 г. по инициативе президента некоммерческого предприятия «Ассоциация благотворительных организаций Республики Башкортостан», ректора Уфимской государственной академии экономики и сервиса, депутата Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан, А. Дегтярева [15, с. 4]. Деятельность фонда направлена на содействие творческому развитию и росту одаренных детей школьного возраста в разных областях культуры, искусства и образования, создание максимально эффективных условий и оказание поддержки в реализации детских творческих инициатив и социальных проектов в Республике Башкортостан. Фонд оказывает адресную финансовую помощь детям и подросткам, участвующим в престижных конкурсах, выставках и конференциях. Необходимо отметить, что фонд «Одаренные дети» планирует создание в Уфе городского социального университета, представляющего собой ассоциацию учебных заведений разных уровней образования и дополнительных курсов для малообеспеченных детей. При организации общественного финансирования данного проекта обязательно будет учтен и опыт создания народных (крестьянских) университетов в дореволюционной России [16, с. 660]. В условиях современного социального расслоения российского общества на бедных и богатых идея создания такого университета приобретает особую актуальность.
Подводя итоги, отметим, что в Российской империи, благодаря функционированию института попечительства и благотворительности, были сформированы богатые традиции. Сложившаяся организационная модель попечительства в виде взаимодействия учебных заведений и органов государственного управления, общественных институтов и производственных предприятий позволила охватить весомый сегмент социально-незащищенного слоя населения. Благодаря эффективности организационной структуры, развивавшейся за счет пожертвований и благотворительности, значительно возрос уровень образования населения России.
Таким образом, использование исторического опыта функционирования попечительства и благотворительности как социальных институтов в сфере образования открывает возможность для формирования стратегии и перспективных планов развития образовательных учреждений всех типов подготовки. Кроме того, создаются условия для развития этих институтов, что будет способствовать обеспечению доступности образования, повышению его качества и большему соответствию потребностям рынка труда. Одним из рычагов повышения эффективности деятельности института попечительства могут стать дополнительные источники финансирования образовательной системы в виде эндаументов, поощрительных фондов развития творчества, именных стипендий. Условием его использования являются, на наш взгляд, социально-партнерские отношения государства с субъектами образовательной политики, т. е. с представителями общественности и предпринимательского сообщества, заинтересованными в решении образовательных проблем региона.
Литература
1. Чернова О. В. Социальная политика государства и благотворительность в изменяющейся России // Государственная власть и местное самоуправление. № 1. М.: Издат. группа «Юрист», 2007.
2. Дегтярев А. Н. Кустарное производство и товарно-денежное обращение в Уфимской губернии (1865-1917). М.: Ин-т российской истории РАН, 2000.
3. Памятная книжка Оренбургского учебного округа на 1915 г. Уфа: б. и.
4. Отчет попечителя Казанского учебного округа Д. ст. сов. Стендера по обозрению учебных заведений вверенного его управлению округа. Б. и., б. г.
5. Права и обязанности попечителей и попечительниц начальных народных училищ / Издание Одесского городского общественного управления под редакцией делопроизводителя отделения по народному образованию А. М. Мочарова. Одесса: Славянская типография Е. Хрисогелосъ, 1904.
6. Отчет родительского комитета первой Уфимской Ма-риинской женской гимназии за 1909-1910 год. Уфа: Электрич. типогр. «Печать» Н. Ф. Делинского, 1910.
7. Вестник Оренбургского учебного округа за 1912 год. № 3. Уфа: Электрич. Типо-Литография Т-ва Ф. Г. Соловьев и К.,
1912.
8. Вестник Оренбургского учебного округа. 1913. № 3. Уфа: Электрич. Типо-Литография Т-ва Ф. Г. Соловьев и К.,
1913.
9. Памятная книжка Уфимской губернии на 1878 г. / Сост. В. А. Новиковым и Н. А. Гурвичем. Уфа: Губернская типография, 1878.
10. Отчет Совета Уфимского Общества земледельческих ш колоний и ремесленных приютов для малолетних за 1897 ш годъ / Печат-ся разрешением Полициместеръ Смирновъ. 2 Уфа: Печатня Н. К. Блохина, б. г. о
11. Галиуллина С. Д. Историческая роль института попе- < чительства в становлении коммерческого образования из в Уфимской губернии в конце XIX — начале XX вв. // ° История науки и техники. № 5, спецвып. № 2. М.: ООО Изд-во «Научтехлитиздат», 2009.
12. Галиуллина С. Д. Попечительство в сфере коммерческого образования в Уфимской губернии в начале XX в. // История науки и техники. № 9, спецвып. № 3. М.: ООО Изд-во «Научтехлитиздат», 2009.
13. Благотворительные учреждения России. С.-ПЕТЕРБУРГЪ: Типогр. Император-го училища глухонемыхъ, 1912.
14. Азаматова Г. Б. Мусульманские благотворительные учреждения в Уфе в конце XIX — начале XX вв. // Религиозно-просветительская газета Рисэлэт-Послание 09/10/2009. http://www.rslt.ru (последнее обращение 10.02.10).
15. Докучаева А. Мы долгая память друг друга // Республика Башкортостан. 8 сентября 2004.
16. Большая энциклопедия: Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний / Под ред. С. Н. Южа-кова. Т. 13. СПб.: Издатели: Библиографический институт (Мейер) в Лейпциге и Вене; Товарищ-во «Просвещение», 1903.
Актуальные проблемы высшей школы: компетентность, креативность и профессиональное самоопределение
Actual problems of higher school: competence, creativity and professional self-determination
УДК 378.1
Г. М. Елфимов
заведующий кафедрой Северо-Западной академии государственной службы (Санкт-Петербург), доктор философских наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ
199178, Санкт-Петербург, В. О., Средний пр., д. 57; e-mail: [email protected]
G. M. Elfimov
199178, Saint-Petersburg, V. O., Sredniy pr., 57; e-mail: [email protected]
В статье представлен анализ перспективных направлений совершенствования российской высшей школы, основанный на обобщении результатов исследований, выполненных в Северо-Западной академии государственной службы. Рассмотрены такие проблемы, как формирование компетентностного подхода, балль-но-рейтинговая система и др. Предлагаются новые подходы к организации образовательного процесса и использованию информационных технологий в образовании.
The article presents an analysis of perspective directions of Russian higher school improvement, based on generalization of research results, made by the Northwest Government Service Academy. It reviews as well such issues as formation of competence approach,
grade-and-rate system and etc. It suggests new approaches to training process organization and information technologies use in education.
Ключевые слова: высшее образование, качество образования, компетентностный подход, балльно-рей-тинговая система
Keywords: higher education, education quality, competent approach, grade-and-rate system
Одна из тем, живо обсуждающихся сегодня как в профессиональной среде, так и среди людей, далеких от проблем высшего образования, — плюсы и минусы вхождения России в Болонский процесс. Мы не будем сейчас анализировать содержание проводящейся в нашей стране реформы высшей школы, ее цели и задачи уже давно стали предметом широкой научной дискуссии, в стороне от которой не остались и преподаватели Северо-Западной академии государственной службы [1-3]. Значительно важнее отметить, что сама реформа не просто необходима, она давно назрела.
Высшее образование советского образца, сфокусированное на государственном контроле хода образования, на «требованиях к организации учебного процесса, выполнении в полном объеме часово-