УДК 27-526.62
Дзюбан Валерий Валерьевич
доктор исторических наук, кандидат педагогических наук, доцент Брянский государственный университет им. акад. И.Г. Петровского
Матюхина Ольга Анатольевна
Брянский государственный технический университет
ПОПЕЧЕНИЕ ОРЛОВСКОГО ПРАВОСЛАВНОГО ПЕТРОПАВЛОВСКОГО БРАТСТВА О РАСПРОСТРАНЕНИИ В НАРОДЕ ИКОН И СВЯЩЕННЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ
ПРАВОСЛАВНОГО ПИСЬМА (конец XIX - начало ХХ века)
Духовно-нравственное состояние современных людей подвергается серьезным испытаниям: кризисные процессы и явления, приводящие к национальным и конфессиональным конфликтам, революциям, войнам, являются разрушительным фактором и для внутреннего устроения людей [6, с. 5]. Ученые сегодня подчеркивают, что мы находимся «в духовно-бездуховной действительности секулярного государства, в условиях вызовов современной технократической цивилизации» [14, с. 65]. В поиске духовной опоры многие россияне обращаются к православию и отечественным культурным ценностям. Это происходит не случайно: наши православные традиции на протяжении веков оказывали консолидирующее воздействие на полиэтническое и поликонфессиональное общество российского государства, сформировали уникальную и богатейшую культуру. Традиции - это совокупность представлений, обычаев, привычек, передаваемых из поколения в поколение, выступающих регулятором общественных отношений; это то, что не создано индивидом или не является продуктом его собственного творческого воображения [4, с. 78]. По мнению исследователей, в России без знания традиций невозможно постижение духовной культуры русского народа и адекватное изучение отечественной истории: «Духовная культура, выросшая из православия и впитавшая элементы многих составляющих, сформировала направленность сознания, характер человека и его миропонимание, тип поведения, политическое и экономическое своеобразие истории, которое позволило России стать одним из ярчайших явлений мировой цивилизации» [8, с. 434]. Однако долгие годы предвзятого отношения к духовному и историческому наследию Русской православной церкви привели к разрушению культурных и религиозных традиций, утрате нравственных ориентиров. В этой связи изучение исторического прошлого, в том числе истории Русской православной церкви, представляется нам актуальным. Учитывая также тот факт, что на современном этапе происходит возрождение неполитических общественно-религиозных объединений духовенства и мирян, изучение регионального опыта функционирования таких объединений в досоветский период, как нам представляется, может иметь практическое значение.
Ключевые слова: Русская православная церковь, икона, религиозная культура крестьянской повседневности, православные братства.
Изменения экономического и политического характера, происходившие в России на рубеже Х1Х-ХХ вв., обусловили активизацию религиозно-просветительской деятельности Русской православной церкви, а также появление большого числа неполитических общественно-религиозных организаций - православных братств. Основной задачей православного духовенства и членов религиозных объединений стало просветительство, попечение о духовно-нравственном состоянии населения, религиозно-культурное воспитание православных жителей империи [5].
В Орловской губернии в 1887 г. было учреждено православное объединение духовенства и мирян, ставшее в последующем одним из крупнейших в России - Орловское Православное Петропавловское Братство. Оно организовалось при Орловском кафедральном соборе во имя святых апостолов Петра и Павла. Сфера деятельности этого общества определялась как религиозно-просветительная, миссионерская, благотворительная [9]. В числе важных направлений просветительской работы члены Орловского Петропавловского Братства считали заботу о воспитании в народе гра-
мотного и бережного отношения к православным святыням, в частности - к иконам и священным изображениям, используемым в домашнем богослужении (молитвах).
В повседневной жизни (быту) русских крестьян молитвенное обращение к Богу, Божией Матери, прославленным святым имело огромное значение. Вся жизнь русского крестьянства с младенчества была тесно связана с православием, этапы жизненного цикла и соответствующие им обряды предполагали использование икон. В связи с этим иконам в крестьянском доме отводилось особое место, обычно их было несколько. Иконы, используемые крестьянами в домашних молитвах, передавались по наследству, принимались как благословение от родителей, а также приобретались по случаю на ярмарках. «Традиционный русский дом не мыслится без красного угла с иконами... К иконам православный обращался не раз в день, испрашивая Божие благословение и помощь на каждое вновь начинаемое дело. Здесь душа верующего черпает духовную силу. Издавна иконы считались самым значимым и ценным достоянием семьи. Поэтому значение икон в русском доме, их состав и отношение к домашним святыням - важный показатель религиоз-
22
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- № 3, 2016
© Дзюбан В.В., Матюхина О.А., 2016
Попечение Орловского Православного Петропавловского Братства о распространении в народе икон..,
ности» [15, с. 219-220]. Но небогатые крестьянские семьи не имели возможности приобретать добротные иконы, соответствующие православным иконописным канонам. Основные причины были две: нехватка материальных средств и недостаток знаний, где купить и как правильно выбрать.
В конце XIX - начале ХХ в. в православной печати часто поднимался вопрос о распространении в народе икон и религиозных картин очень плохого качества и низкого художественного уровня. Чаще всего подвергались критике духовенства и знатоков русской религиозной живописи иконы суздальских и владимирских «богомазов» и «лубочные» картины на библейские сюжеты, продававшиеся в Москве на Никольском рынке: «Иконы эти таковы, что при всей яркости на них красок, какими кажутся они на первый раз, не могут возбуждать у взирающих на них определенного характера религиозного чувства» [7, с. 99]. Как отмечали современники, такие иконы представляли собой лики святых без определенных выражений и очертаний, что затрудняло их распознавание: «Распространяются изображения неуклюжие, профанирующие св. лица, представляющие их в грубом виде, в странных позах и в невозможных костюмах» [2, с. 45-55]. Подчеркивалась также грубая работа, чуждые гармонии и симметрии подбор и расположение красок. Этот псевдорелигиозный и псевдохудожественный ширпотреб наводнял ярмарки и лавочки, разносился в самые отдаленные деревни торговцами-коробейниками, часто смотревшими на иконы исключительно как на предмет коммерческих выгод, а потому допускавших нечестную торговлю и ненадлежащее содержание товара. Вместе с тем святые иконы, являясь важной частью обрядовой стороны христианской религии, должны были удовлетворять своему назначению, то есть «быть правильно писаны, дабы молящиеся, взирая на них телесными очами, невольно возносились духом к их первообразам...» [7, с. 96].
Кроме того, в православную народную среду попадали картины католического и лютеранского письма, проникавшие в основном из западных губерний, далекие от православных канонов в живописи и допускавшие существенное искажение святых образов. Как отмечал корреспондент «Орловских епархиальных ведомостей», для православных людей духовную красоту вполне воплощала византийско-русская живопись, восстановлению и развитию которой были посвящены усилия церковной власти и частных лиц. Но тот же корреспондент сетовал, что в народные массы не проникали хорошие образцы церковной живописи, и народ «по-прежнему покупает уродливые изображения суздальских мастеров и торгашей Никольского рынка» [2, с. 45-55].
Хорошо понимая сложившуюся ситуацию, Совет Орловского Православного Петропавловского
Братства сделал постоянным направлением своей деятельности попечение о воспитании в простом народе правильного взгляда и хорошего вкуса в выборе священных изображений (икон и картин на библейские сюжеты). По мнению членов Братства, главную роль в этом вопросе должно было играть приходское духовенство. В личных беседах, во время проведения народных чтений, при совершении треб священнослужители старались разъяснять крестьянам важность внимательного выбора икон. При этом Совет Братства учитывал, что многие представители духовенства (особенно молодые по возрасту) не всегда разбирались в искусстве «ни теоретически, ни практически». Чтобы оказать практическую помощь приходскому духовенству в этом вопросе, Совет Петропавловского Братства в конце 1894 г. постановил просить Его Преосвященство епископа Мисаила дать разрешение Совету на его средства открыть и содержать при Орловской духовной семинарии классы церковной живописи (стенописи и иконописи) «для тех воспитанников ее, кои окажутся способными и склонными» [10, с. 1007].
Классы живописи были учреждены правлением Орловской духовной семинарии в 1899 г. Их целью было обеспечение выпускников достаточным уровнем понимания церковной живописи, а также некоторого практического навыка в ней, чтобы будущий православный священник «по долгу выполнения своей религиозно-просветительской миссии» мог разъяснить народу недостатки покупаемых ими картин и помочь в приобретении достойных изображений. Православное Петропавловское Братство оплачивало затраты на содержание классов живописи в духовной семинарии в размере 300 руб. ежегодно [11, с. 21]. Организация классов живописи и контроль над учебным процессом были возложены на правление семинарии. При этом между Советом Братства и правлением семинарии существовала договоренность, чтобы все иконы, написанные учениками-семинаристами, поступали в центральный иконно-книжный склад Братства, располагавшийся в г. Орле. Например, в 1903 г. в склад было передано 10 икон. Кроме того, семинарская церковь была «вся внутри украшена большими и малыми священными изображениями художественной работы, их писали на полотне масляными красками сами семинаристы» [12, с. 19]. Обучение будущих пастырей канонам церковной живописи продолжалось вплоть до 1914 г.
Однако только этих поступлений церковной живописи для распространения среди населения губернии было недостаточно, поэтому Петропавловским Братством закупались также иконы в художественных мастерских крупных монастырей (например, Троице-Сергеевой Лавры).
Вместе с тем понимая, что иконы, написанные масляными красками, сравнительно дороги
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 3, 2016
23
по цене и не будут иметь широкого распространения в среде простого народа, Братство закупало в мастерской хромолитографии Е.И. Фесенко (находившейся в г. Одессе) недорогие картины на религиозные темы. Эти картины представляли собой точные копии чтимых православной церковью икон Спасителя, Божией Матери и многих святых. Изображения, издаваемые мастерской хромолитографии Фесенко, печатались масляными красками на плотной, хорошего качества, бумаге или на холщовой клеенке. Как отмечалось, «число красок, соответственно требованию оригинала, достигает 12-ти и более; изображения покрываются белым блестящим лаком, что придает им особую прочность и предохраняет от сырости» [13, с. 45-55]. Изображения наклеивались на доску, по изяществу рисунка не уступают живописным, при этом по цене они были гораздо дешевле. Эти изображения Совет Братства рассылал со своего центрального иконно-книжного склада по филиалам в уездах для раздачи или удешевленной продажи народу.
Очевидное преимущество хромолитографии вскоре было оценено и постепенно получило распространение в уездах губернии. Известно, что в 1895 г. в Брянске «усердием Алексея Никифо-ровича Комарева» были отпечатаны в мастерской Е.И. Фесенко образки преподобных князя Олега и Поликарпа в количестве 18 000 экз. Часть образков (12 000 экз.) были переданы в дар Брянскому Петропавловскому женскому монастырю, 1 800 экз. - пожертвованы в соборный храм. Кроме того, издатель в качестве благотворительной помощи предложил отцу благочинному В.И. Попову (члену Петропавловского Братства) часть отпечатанных изображений для бесплатной раздачи, при этом «несколько сот пошло в Свенск, Белые Берега и в Клетну и разосланы образки по разным местным церквам, правительственным и частным учреждениям» [1]. В отчетах Орловского Православного Петропавловского Братства часто упоминается, что во время проведения внебогослу-жебных и народных чтений слушателям раздавали небольшие бумажные иконки и листки на религиозные темы. Из тех же отчетов видно, что на приобретение православных икон, брошюр и листков Совет Братства выделял в среднем около 2 500 руб. ежегодно на протяжении всей своей деятельности.
Из вышеизложенного материала можно сделать заключение, что Орловское Православное Петропавловское Братство, объединяя в своем членстве образованную и прогрессивную часть духовенства и мирян, планомерно проводило просветительскую работу с населением губернии, большое внимание уделяя каноничности и качеству православных предметов для домашнего богослужения (в том числе иконам и священным изображениям).
Такая деятельность православного духовенства не потеряла своей актуальности и сегодня. Отказ,
хотя и временный, от отечественных духовно-нравственных ценностей и утрата многих православных традиций привели к тому, что современный этап развития нашего общества назван иерархами Русской православной церкви «второй христианизацией» России [3, с. 7-8]. В связи с этим важное место в деятельности православного духовенства занимает катехизация. В быту современной православной семьи вопрос об использовании качественной богослужебной продукции остается актуальным. Часто можно встретить в продаже иконы, священные изображения и литературу недостаточно высокого или откровенно кустарного уровня, которой частные предприниматели торгуют с лотков в любых многолюдных местах. Православное духовенство до сих пор вынуждено напоминать верующим о необходимости благоговейного и внимательного отношения к предметам православного обихода.
Библиографический список
1. Брянский вестник. - 1895. - № 18.
2. Вспомогательные средства в деле религиозно-нравственного воспитания народа // Орловские Епархиальные Ведомости. - 1896. - № 2.
3. Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на открытии IV Всецерковного съезда епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви // Миссионерское обозрение. - 2011. -№ 1. - С. 7-13.
4. Дзюбан В.В. Интеграция традиций и обычаев казачества в субкультуре: монография. - Брянск: Изд-во БГТУ 2013. - 152 с.
5. Дзюбан В.В., Матюхина О.А. Православная духовная миссия в Орловской губернии (18801917 гг.) // Вестник Брянского государственного университета. Сер. Педагогика. Психология. История. Право. Литературоведение. Языкознание. Экономика. Точные и естественные науки. - Брянск: РИО БГУ, 2015. - № 2. - 440 с.
6. Едошина И.А. Художественное сознание модернизма: Истоки и мифологемы: дис. ... д-ра культурологии. - Кострома, 2002. - 350 с.
7. Иконы у крестьян // Орловские Епархиальные Ведомости. - 1884. - № 2. - С. 96-103.
8. Лиманская Е.Н. Русская икона в культуре народа // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 1, Регионоведение: философия, история, культурология. - 2008. - № 8. - С. 434445.
9. Матюхина О.А. Миссионерская и просветительская деятельность Орловского православного Петропавловского Братства в 1887-1905 гг. // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2014. - № 7. - С. 113-116.
10. Отчет о состоянии и деятельности Орловского Православного Петропавловского Братства за 1899 год // Орловские Епархиальные Ведомости. - 1900. - № 26-27.
24
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 3, 2016
Религиозная жизнь немцев Крыма в Х1Х - начале ХХ в.
11. Отчет о состоянии и деятельности Орловского Православного Петропавловского Братства за 1903 год // Орловские Епархиальные Ведомости. - 1904. - № 31-32.
12. Отчет о состоянии и деятельности Орловского Православного Петропавловского Братства за 1909 год // Орловские Епархиальные Ведомости. - 1910. - № 34.
13. Отчеты Орловского Православного Петропавловского Братства за 1896, 1899, 1903 гг.
14. Соловьёв А.А. Обретенное время русской интеллигенции // Интеллигенция и мир. Российский междисциплинарный журнал социально-гуманитарных наук. - Иваново: Изд-во «Ивановский государственный университет», 2010. - № 3. -С. 64-82.
15. Цеханская К.В. Иконопочитание в русской традиционной культуре: дис. ... д-ра ист. наук. -М., 2004. - 446 с.
УДК 274
Задерейчук Иван Панасович
кандидат исторических наук, доцент Крымский юридический институт (филиал) Академия Гэнеральной прокуратуры Российской Федерации
РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ НЕМЦЕВ КРЫМА В Х1Х - НАЧАЛЕ ХХ В.
В работе рассматривается государственная политика Российской империи в отношении религиозных конфессий немцев и меннонитов. Доказано, что одна из причин массовой иностранной колонизации юга Российской империи была связана с гарантированием немцам защиты от преследования на религиозной почве. Охарактеризован механизм регулирования управления католическими, лютеранскими и меннонитскими церквями. Рассмотрены этапы формирования религиозных общин этнических немцев на территории Крыма, динамика численности прихожан и роста культовых сооружений. Отдельно раскрыты процессы создания различных течений среди меннонитов полуострова. Проанализированы особенности формирования культа отдельных протестантских течений, которые действовали на полуострове во второй половине XIX в. Выявлено, что немцам к началу ХХ в. удалось сформировать свои духовные центры на территории Крыма. Прежде всего следует выделить такие селения, как Нейзац, Цюрихталь, Спат и Карасан. Они удобно располагались по отношению к другим поселениям немцев Крыма. Сделаны выводы о том, что российское государство по отношению к религиозным конфессиям российских немцев до начала Первой мировой войны проявляло относительную терпимость, так как именно такой подход государства способствовал соблюдению свободы вероисповедания в стране, где православие существовало как государственная религия.
Ключевые слова: немцы Крыма, история религии, меннониты, государственная политика.
Важное место в жизни немцев занимала религия. Она фактически способствовала не только сохранению национальной самоидентификации в условиях иноязычного населения и культуры, но и влияла на социально-экономическое развитие, определяла взаимоотношения с государством и т. д. В результате активной колонизаторской политики в Крыму сформировались компактные места проживания определенных конфессиональных групп. Всех переселенцев по вероисповеданию следует разделить на лютеран и католиков. Эти две христианские церкви сформировались в Крыму в начале XIX в., а во второй половине XIX в. на полуострове появились меннониты.
Это деление является довольно упрощенным, во-первых, потому, что меннониты и лютеране формально принадлежат к одной религиозной группе - они являются протестантами. Во-вторых, в этих трех конфессиях различные религиозные течения или существовали с самого начала, или формировались с течением времени [16, с. 84-85]. Однако независимо от времени возникновения главным для всех перечисленных конфессий было желание получить равные и свободные возможности для реализации своих духовных потребностей.
Именно эти гарантии иностранцы хотели найти на территории Российской империи.
Царская власть в русском государстве осуществляла политику колонизации своих земель именно путем обеспечения всех необходимых правовых гарантий регулирования конфессионального развития переселенцев. Для немцев-переселенцев это была главная идея: приобретение возможности свободного исповедания своей веры в государстве, где православная церковь занимала господствующее место. Уже в манифесте от 22 июня 1763 г. императрица Екатерина II специально закрепила норму по обеспечению свободы совести всем приглашенным на переезд в страну иностранцам. Они также получали право строить в колониях церкви, колокольни и иметь необходимое количество пасторов и других церковнослужителей [11, с. 44]. Одновременно власти запретили осуществлять миссионерскую деятельность среди христиан православного вероисповедания [17, с. 401]. Именно манифест императрицы стал определяющим в регулировании конфессиональной жизни немцев и способствовал их переселению на территории Российской империи.
Уже 31 января 1765 г. чиновники Конторы опекунства по иностранным колонистам в России издали «Правила для строительства лютеранских
© Задерейчук И.П., 2016
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 3, 2016
25