DOI 10.24412/2227-7315-2023-6-100-105 УДК 34.01
H. A. Плево
ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ НОРМАТИВНОЙ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦИФРОВИЗОВАННЫХ КОММУНИКАЦИЙ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ
Введение: цифровизация социальных и гражданско-правовых отношений, переход к альтернативным цифровым коммуникациям определяют необходимость усовершенствования существующей нормативно-правовой базы. Правоотношения новой формы требуют социальных определений с последующим терминологическим закреплением для фиксации юридической определенности и создания понятийного аппарата — важнейшего инструмента теоретического анализа правовых категорий и правового регулирования. Цель — дефиницировать термины, появившиеся вследствие цифровизации правоотношений и коммуникаций, для создания единого понятийного аппарата, регулирующего правовые аспекты единого фиджитал-про-странства. Методологическая основа: диалектический подход, эмпирический метод сравнения. Результаты: автором предлагаются определения следующих понятий: метавселенная, аватар, аккаунт, цифровая личность, персонаж, автоматизированный аватар, электронное лицо, виртуальное пространство, игровое виртуальное пространство, цифровая копия, цифровой двойник, цифровая модель. Выводы: цифровизация коммуникаций и взаимодействий требует фиксации единых юридических интерпретаций понятий и явлений, связанных с фиджитал-про-странством, для правового регулирования и создания базы правового института виртуальной и дополненной реальностей.
Ключевые слова: понятийный аппарат, правовое регулирование, метавселенная, цифровизация, термины, дефиниции.
N. A. Plevo
CONCEPTUAL APPARATUS OF THE NORMATIVE FRAMEWORK OF LEGAL REGULATION OF DIGITALIZED COMMUNICATIONS AND INTERACTIONS
Background: digitalization of social and civil legal relations, transition to alternative digital communications determine the need to improve the existing legal framework. Legal relations of a new form require social definitions with subsequent terminological consolidation to fix legal certainty and create a conceptual apparatus — the most important tool for theoretical analysis of legal categories and legal regulation. Objective — to define the terms that have emerged as a result of digitalization of legal relations and communications in order to create a unified conceptual apparatus regulating legal
© Плево Никита Андреевич, 2023
Аспирант кафедры административного и муниципального права имени профессора Василия Михайловича Манохина (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected] © Plevo Nikita Andreyevich, 2023
Postgraduate student of the Department of Administrative and Municipal Law named after Professor Vasily 100 Mikhailovich Manokhin (Saratov State Law Academy)
aspects of a single fijital space. Methodology: dialectical approach and empirical method of comparison. Results: the author proposes definitions of the following concepts: meta-universe, avatar, account, digital personality, character, automated avatar, electronic person, virtual space, game virtual space, digital copy, digital double, digital model. Conclusions: digitalization of communications and interactions requires fixation of unified legal interpretations of concepts and phenomena related to fijital space for legal regulation and creation of the basis for the legal institute of virtual and augmented reality.
Keywords: conceptual apparatus, legal regulation, meta-universe, digitalization, terms, definitions.
Термин «метавселенная» стал популярным объектом изучения для исследователей с 2021 г., когда Марк Цукерберг определил его как «объемный интернет». С тех пор данное понятие переосмысливалось во множестве научных работ как «постоянно существующее виртуальное пространство, схожее по возможностям коммуницирования с реальным» [1, с. 13], как «конвергенция физической, дополненной и виртуальной реальности в общем онлайн-пространстве» [2, с. 128], как «компьютерная имитация действительности, функционирующая по особым правилам, позволяющая взаимодействовать большому числу людей посредством особых цифровых образов — аватаров» [3, с. 217].
В настоящее время консенсусной дефиниции понятия «метавселенная» не существует, а в некоторых научных работах его определение эволюционировало и помимо приставки кибер- было дополнено такими элементами, как смешанная реальность, преодоление пространственно-временной дистанции с помощью голопортации [4, с. 115].
Многочисленные концепции «кибер-мета-вселенной» описывают специфический высокоразвитый виртуальный мир с многопользовательской виртуальной средой, существующий параллельно с реальным миром и сопряженным с ним, реагирующим на его изменения, дающий пользователю возможность иммер-сивного погружения, предполагающий использование технологий дополненной и смешанной реальности [5, с. 119].
Автором настоящей статьи предлагается использовать термин «метавселен-ная» без приставки кибер- и дефинировать его как персистентное и гомеоста-тическое фиджитал-пространство, консолидирующее связи, опыт, процессы и информацию физического мира и виртуальной реальности, с бесшовным переходом между всеми его элементами и подпространствами, включая бесшовный переход из физического мира в виртуальный и обратно, с автоматической цифровой диффузией новых элементов и развитой, во многом заменяющей реальные производственные и бизнес-процессы экономической системой. Характеризуется постоянностью, устойчивостью, непрерывностью данных, совместимостью всех ее составляющих, возможностью бесконечного расширения, доступностью для неограниченного количества единовременных пользователей и синхронностью, позволяющей получать единый пользовательский опыт в режиме реального времени. Основывается и будет существовать за счет экспоненциально развивающихся прорывных технологий: блокчейн, децентрализации ресурсов и данных, искусственного интеллекта, интернета вещей и устройств доступа, обеспечивающих иммерсивность погружения пользователя, визуализацию и управление метавселенной.
Взаимодействие пользователя с фиджитал-пространством и другими пользователями осуществляется с помощью аватаров. Правовая природа аватара, его юридическая квалификация является предметом дискуссий. Отсутствует закрепленная законом дефиниция, позволяющая однозначно трактовать понятие. Исследователи-правоведы склоняются признать за аватаром имущественную природу прав с выделением отдельного места в перечне объектов гражданских прав. Вместе с тем аватар — это способ самопрезентации и юридической персонификации пользователя на платформах прото-мета-вселенной, в настоящее время не закрепленной как субъект правоотношений в подразделе 2 «Лица» ГК РФ1 [4, с. 115-116].
Сложность и многообразность сущности аватара затрудняет понимание его правового статуса. В настоящей статье автор предлагает выделить виды аватаров и определить место каждого в гражданско-правовых отношениях.
Чаще всего в исследованиях аватар определяется как способ, с помощью которого пользователь взаимодействует с виртуальным миром и другими пользователями, а также как особый вид учетной записи, позволяющий идентифицировать пользователя в сети виртуальных миров в рамках одной платформы и в сторонних приложениях разных разработчиков [4, с. 115].
Д.С. Четвергов, выдвигая предложение по определению места цифрового аватара в системе гражданских прав, разделяет смежные понятия «аватар» и «акка-унт», которые во многих работах используются как взаимозаменяемые. Аватар в узком смысле — способ взаимодействия человека с виртуальным миром, виртуальная личность, отпечаток реальной личности, содержащий персональные данные и творческое начало. В широком смысле аватар, или пользовательский аккаунт — это не только цифровая личность, но и технические средства, обеспечивающие возможность пребывания в виртуальном мире и способы взаимодействия с ним [3, с. 218].
Такое разделение позволяет выделить правовую имущественную основу аккаунта как объекта, имеющего экономическую ценность и способного стать предметом гражданского оборота. Пользовательский аккаунт регулируется правом собственности, или исключительным правом, как предмет и результат интеллектуальной деятельности соответственно, а также имущественным правом, основанным на смешанном договоре оказания услуг и лицензионного соглашения [3, с. 218-219].
Аватар, представляющий основную или альтернативную личность физического лица, содержит персональные данные2, напрямую связан с конституционными правами и свободами человека, служит способом волеизъявления гражданина [3, с. 221]. Автор настоящей статьи предлагает определять аватар в указанном значении как цифровую личность.
Пользователь цифрового пространства и виртуальных миров имеет право на анонимность и может самопрезентовать себя желаемым способом, изменив свои имя, пол, возраст, графическое или в перспективе метавселенной голо-графическое отображение. Если пользователь не предоставляет персональные данные для верификации, то аккаунт является анонимным. Анонимные акка-
1 См.: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 24 июля 2023 г.) // СЗ РФ. 1994. № 32, ст. 3301; 2023. № 31, ч. 3, ст. 5777.
2 См.: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (в ред. 102 от 6 февраля 2023 г.) // СЗ РФ. 2006. № 31, ч. 1, ст. 3451; 2023. № 6, ст. 915.
унты не могут выступать полноправными участниками сделок, вследствие чего необходимо законодательно зафиксировать обязанность уведомлять цифровые личности об анонимной природе аккаунта второй стороны при инициации правоотношений.
При правовом регулировании аватаров необходимо отделять аватары, созданные для действий в игровых виртуальных пространствах. Игровые аватары, или персонажи, относятся к виртуальному имуществу, такому как игровые монеты или предметы снаряжения. По техническим причинам они могут отчуждаться в пользу другого пользователя только вместе с игровым аккаунтом. Персонажи подчиняются правилам игрового мира, в котором они существуют, прописанным в условиях лицензионного соглашения. Действия персонажей внутри игровых миров находятся вне юрисдикции правового поля, однако персонажи будучи виртуальным имуществом требуют защиты как объект права собственности.
Предполагается, что с предстоящим развитием технологий голографиче-ские представления пользователя в условиях метавселенной будут создаваться с помощью микророботов в теле человека и на основе юнитов искусственного интеллекта. Цифровая личность, или анонимный аккаунт, будут объединены с самообучающейся роботизированной системой юнита искусственного интеллекта, что создаст новый вид аватара, способного совершать действия без прямого волеизъявления пользователя. В игровых мирах действующие от лица пользователя программы именуются ботами. В неигровых фиджитал-пространствах предлагается использовать для юридического определения и фиксации в правовом поле термин «автоматизированный аватар».
В перспективе — развитие технологий искусственного интеллекта до полной автоматизации самообучающейся роботизированной системы с передачей юниту искусственного интеллекта частичной правосубъектности. В случае возникновения псевдоличности у программ искусственного интеллекта с визуализацией самопредставления в виде графического или голографического аватара для юридического определения и правового регулирования аватару искусственного интеллекта предлагается присвоить обозначение «электронное лицо» [6, с. 131].
Консолидация определений виртуальной реальности, предложенных некоторыми учеными [7, с. 131; 8, с. 167], позволяет дефинировать понятие «виртуальная реальность» как созданная техническими средствами симуляция настоящего или придуманного мира, имеющая свое пространство, время и законы, способная взаимодействовать с другими пространствами, реальностями и физическим миром, обладающая иммерсивностью, позволяющей пользователю физически прочувствовать виртуальное окружение за счет технологий визуализации, воспроизведения тактильных и звуковых ощущений.
В настоящее время правовое регулирование не успевает за развитием технологий и нет юридически закрепленной системы прав и свобод, учитывающей все аспекты виртуальной реальности. Погружаясь в иммерсионную реальность, пользователи могут рассчитывать на защиту прав и свобод, обеспеченных государственным регулированием информационной сферы (ст. 23 и 24 Конституции РФ)1.
1 См.: Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // Российская газета. 1993. 25 дек.; 2020. 4 июля. 103
Стоит отметить, что правовое регулирование, обеспечивающее конституционные права и свободы, не применимо к игровому виртуальному пространству. Виртуальные игровые миры регулируются преимущественно лицензионными соглашениями правообладателей. Иммерсивность виртуальных игровых миров, тактильные ощущения и физические воздействия от симуляции в игровых реальностях ставят вопрос о необходимости предупреждения пользователей о рисках получения нежелательного неприятного или болезненного опыта в допускающих такое воздействие мирах.
В отличие от виртуальной реальности дополненная реальность предлагает ввод в физический мир объектов, сконструированных при помощи компьютерных систем [9, с. 508]. Дополненную реальность можно определить как технологию распознавания окружающей среды, предоставляющую данные о местности, обогащающую и улучшающую реальность.
С. А. Богун, рассматривая дефиницию «цифровой двойник», выводит его определение как виртуальной копии любого материального (а иногда и не материального) объекта, процесса или явления, синхронизированной с оригиналом [10, с. 64-65].
Более рациональным для юридической фиксации и правового регулирования представляется разделение понятий «цифровая копия», «цифровой двойник» и «цифровая модель». Цифровая копия — воспроизведение материального или цифрового объекта в какой-либо конкретный момент времени, существующее и функционирующее независимо от прототипа. Цифровой двойник — это синхронизированная с оригиналом полная цифровая копия, обновляемая в режиме я реального времени и отражающая все параметры и характеристики исходного ? объекта материальной или цифровой природы. Цифровая модель — это цифрой вая копия, созданная для проведения экспериментов научного, технического, ^ медицинского, учебного и любого другого характера в условия виртуальной реальности, обеспечивающих безопасность пользователя и сохранность матери-| альных активов. С помощью цифровой модели можно отрабатывать необходимые | профессиональные навыки и действия в чрезвычайных ситуациях. ° Правовое регулирование цифрового, виртуального и дополненного простран-
и
| ства в настоящем, а также подготовка базы правового института, которому пред-
I стоит обеспечивать конституционные права и свободы граждан в метавселенной,
>1 требует единой юридической интерпретации понятий и явлений. В настоящей
| статье предложены дефиниции понятий, которые уже активно используются
1С
I в социальной и экономической жизни, но не закреплены в правовых документах.
го
| На наш взгляд, на основе предложенных определений возможна дальнейшая
£ разработка правового понятийного аппарата метавселенной как инструмента те-
| оретического анализа явлений с точки зрения права и правового регулирования.
та а та
" Библиографический список
£ 1. Фатхи В.И. Метавселенные: проблемы правового регулирования // Философия
" права. 2022. № 4. С. 13-18.
2. Гуров О.Н., Петрунина М.А. Мораль и безопасность: темы размышления для метавселенной // Гуманитарное знание и духовная безопасность: сб. матер. VIII Между-нар. науч.-практ. конф. (Грозный, 10-11 декабря 2021 г.). Махачкала: Чечен. гос. пед. ун-т; АЛЕФ, 2021. С. 125-132.
3. Четвергов Д.С. Правовой режим аватара: регулирование оборота цифрового об-104 раза личности в метавселенной // Юридическая наука. 2023. № 7. С. 217-223.
4. Саркисян В.В., Федорова И.В. К вопросу о правосубъектности аватара в метавсе-ленной // Вестник юридического факультета Южного федерального университета. 2023. Т. 10, № 1. С. 114-119.
5. Понкин И.В. Кибер-мета-вселенная: правовой взгляд // International Journal of Open Information Technologies. 2023. Vol. 11, no. 1. С. 118-127.
6. Новицкая Л.Ю. Правосубъектность «цифрового аватара» // Ленинградский юридический журнал. 2021. № 3. С. 128-136.
7. Никитина Э.В., Волкова Д.А. К вопросу о правовом ограничении свободы в виртуальной реальности // Вестник Российского университета кооперации. 2021. № 3. С. 130-134.
8. Афанасьева ЕА. Правовое регулирование виртуальной и дополненной реальности (обзор) // Право будущего: интеллектуальная собственность, инновации, интернет. 2018. № 1. С. 166-172.
9. Рузакова О.А., Гринь Е.С. Вопросы защиты интеллектуальной собственности в области технологий виртуальной и дополненной реальности (VR, AR) // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2022. Вып. 49. С. 502-523.
10. Богун СА. Проблемы правовой природы цифровых двойников // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Сер.: Право. 2023. Т. 23, № 2. С. 62-66.
References
1. Fatkhi V.I. Meta-Universe: Problems of Legal Regulation // Philosophy of Law. 2022. No. 4. P. 13-18.
2. Gurov O.N., Petrunina M.A. Morality and Security: Themes of Reflection for the Me-ta-Universe // Humanitarian Knowledge and Spiritual Security: a collection of materials of the VIII International Scientific and Practical Conference (Grozny, December 10-11, 2021). Makhachkala: Chechen State Pedagogical University; ALEF Publishing House, 2021. Р. 125-132.
3. Chetvergov D.S. Legal Regime of Avatar: Regulation of the Turnover of Digital Image of Personality in the Meta-Universe // Legal Science. 2023. No. 7. P. 217-223.
4. Sarkisyan W., Fedorova I.V. To the Question about the Legal Personality of the Avatar in the Meta-Universe // Bulletin of the Faculty of Law of the Southern Federal University. 2023. Vol. 10, no. 1. P. 114-119.
5. Ponkin I.V. Cyber-Meta-Universe: Legal View // International Journal of Open Information Technologies. 2023. Vol. 11, no. 1. P. 118-127.
6. Novitskaya L.Y. Legal Personality of the «Digital Avatar» // Leningrad Law Journal. 2021. No. 3. P. 128-136.
7. Nikitina E.V., Volkova D.A. To the Question about the Legal Restriction of Freedom in Virtual Reality // Vestnik of the Russian University of Cooperation. 2021. No. 3. P. 130-134.
8. Afanasyeva E.A. Legal Regulation of Virtual and Augmented Reality (Review) // Future Law: Intellectual Property, Innovations, Internet. 2018. No. 1. P. 166-172.
9. Ruzakova O.A., Grin E.S. Issues of Intellectual Property Protection in the Field of Virtual and Augmented Reality Technologies (VR, AR) // Bulletin of Perm University. Legal Sciences. 2022. Vol. 49. P. 502-523.
10. Bogun S.A. Problems of the Legal Nature of Digital Doubles // Bulletin of the South Ural State University. Series «Law». 2023. Vol. 23, no. 2. P. 62-66.