Правовой режим аватара: регулирование оборота цифрового образа личности в метавселенной
Четвергов Дмитрий Сергеевич
Магистр права, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова E-mail: [email protected]
Появление интернета стало настоящей революцией в сфере коммуникации. Всемирная сеть открыла доступ к удобному и сравнительно недорогому общению людей из разных стран мира. Любой пользователь представлен в виртуальной среде посредством цифрового образа, называемого аватаром. Ава-тар включает в себя совокупность пользовательской информации в том числе имя, изображение, которые далеко не всегда совпадают с реальными данными пользователя, иногда аватар включает в себя и определенную историю, отражение характера, создаваемого для него пользователем. В совокупности с техническими средствами доступа к такой информации аватар также именуется пользовательским аккаунтом. При этом правовой режим аватара остаётся предметом дискуссий. Цель настоящей статьи определить, рамки правового регулирования аватаров, установить является аватар имуществом или совокупностью личных неимущественных прав, а также решить вопрос о то, может ли аватар быть предметом оборота.
Ключевые слова: Аватар, пользовательский аккаунт, виртуальное имущество, имущество, личные неимущественные права, интеллектуальная собственность
Стремительное развитие интернета и цифровых коммуникаций породили совершенно уникальную форму взаимодействия людей, которая получила название «метавселенная» или «виртуальный мир». Это компьютерная имитация действительности, функционирующая по особым правилам, позволяющая взаимодействовать большому числу людей посредством особых цифровых образов - аватаров. Повсеместное распространение виртуальных миров вызывало интерес со стороны исследователей в различных областях науки, в том числе правоведов.
Первые правовые исследования виртуальных миров в основном касались экономической составляющей - правового режима виртуального имущества и сделок с ним. Впоследствии от общих вопросов регулирования экономических отношений в метавселенных фокус исследований стал смещаться в сторону правового режима отдельных элементов виртуального мира. Одним из таких элементов является аватар - цифровой образ пользователя в виртуальном мире, с помощью которого осуществляется его взаимодействие с миром и с другими пользователями. И это неудивительно, поскольку аватар является сложным явлением, находящимся на стыке имущественных прав и статуса личности. В настоящей статье автор выдвигает собственное предложение по определению места цифрового аватара в системе объектов гражданских прав, а также делает вывод о возможности аватара быть объектом гражданского оборота.
Понятие аватара
Пользователи метавселенной участвуют в ней не напрямую. Ввиду естественных ограничений человеческого тела люди не могут напрямую войти в компьютерное пространство, а посредством своей цифровой личности - аватара это становится вполне возможным.
Аватары пользователей являются одной из ключевых характеристик метавселенной, без которых она не может существовать. В одной из наиболее ранних работ, посвященных правовому режиму аватара Э. Кастронова определял аватар как проявление рационального «я» в виртуальной или реальной среде [16 с. 32]. Автор относит к авата-рам в том числе человеческие тела в реальном мире, но в целях настоящей работы, конечно, важно определить правовую природу именно виртуальных аватаров.
В.В. Архипов приводит определение авата-ра сходное с вышеуказанным, и определяет его
5 -о
сз ж
■с
как цифровой образ, посредством которого пользователь взаимодействует с виртуальным миром [1, с. 221]. Понятие аватара автор использует только применительно к многопользовательским играм, отмечая отсутствие разницы в регулировании аватаров для игровых и неигровых миров. С этим утверждением стоит согласиться, поскольку метавселенные не исчерпываются одними лишь онлайн-играми.
Важной характеристикой виртуального аватара помимо того, что он является образом отдельно взятой личности является его творческий характер. Лицо само решает какой аватар у него будет. Даже если сам виртуальный мир не допускает возможности выбора внешности аватара, пользователь все равно может выбрать его имя, характер или другие черты личности. Аватар является не просто отпечатком реальной личности, а часто творческой работой, отражающей замысел своего автора. В случае же, если аватар контролируется юридическим лицом он будет являться представлением в метавселенной этого юридического лица (бизнеса) отражением его деловой репутации.
Для целей данной работы необходимо провести сравнение понятия «аватар» и смежного понятия «аккаунт». Во многих работах эти понятия используются как взаимозаменяемые. Так В.О. Пучков использует категорию аккаунта для обозначения цифрового образа пользователя в виртуальном мире [10, с. 27].
Представляется, что эти понятия могут в определенных случаях быть тождественными. Понимая аватар, как способ взаимодействия реального человека с виртуальным миром, можно говорить об аватаре в узком смысле и в широком смысле слова. Под аватаром в узком понимается именно персонаж, виртуальная личность, представленная в метавселенной, включая его имя (логин, ник-нейм), описание, внешность. В то же время аватар в широком смысле слова предполагает не только цифровую личность, но и технические средства, позволяющие взаимодействовать с этой личностью, жить ее жизнью. Аватар метавселенной в отличие от персонажа книги или однопользовательской игры динамичен, его поведение и характер способны меняться со временем, все это возможно благодаря тому, что за аватаром стоит реальный пользователь.
Аватар в широком смысле это то, что называется аккаунтом - то самое средство взаимодействия пользователя и метавселенной. Аккаунт можно определить как совокупность данных о пользователе информационной системы, позволяющих ау-тентифицировать его и обеспечить доступ к персональной информации и системным характеристикам. При этом аккаунт не ограничивается только пользовательской информацией. Л.В. Санникова „ и Ю.С, Харитонова определяют аккаунт как эле-2 мент сетевой инфраструктуры, который служит £3 для обмена информацией и данными [13, с. 304]. еЗ Следовательно, в состав аккаунта входит ав не только пользовательская информация (то есть,
собственно, аватар в узком смысле), но и техническое средство доступа и аутентификации пользователя. Аккаунтом является запись, через которую у лица есть доступ в метавселенную.
Говоря об обороте аватаров, имеется ввиду именно оборот аккаунтов. В отношениях, связанных с передачей аватара, он всегда рассматривается в привязке к аккаунту ввиду того, что техническая возможность передачи аватара возможна только в случае передачи аккаунта, хотя в действительности коммерческую ценность имеет именно аватар и учтенное за ним виртуальное имущество.
К определению правовой природы аватаров существует несколько подходов. С доктринальной точки зрения указанные подходы можно разделить на два направления. Первое из них - признание аватара разновидностью имущества пользователя, речь идет о так называемом виртуальном имуществе, к которому помимо аватаров могут относиться, например, виртуальное оружие и доспехи в онлайн-играх или виртуальные монетки, используемые для оплаты товаров и услуг в виртуальном мире. Второе направление рассматривает аватар шире, чем просто виртуальное имущество и включает помимо прочего личные неимущественные права пользователя. Несмотря на большой интерес к неимущественной природе аватара в последние годы, представляется, что имущественная составляющая все же является в правовом режиме аватара превалирующей. Аватар является видом виртуального имущества, обладающего тем не менее своей спецификой.
Аватар как имущество
Признание за аватаром имущественной природы представляется логичным следствием того, что он отвечает признакам имущества. Е.А. Суханов выделял два основных признака имущества: имуществом считается объект, имеющий экономическую ценность и при этом способный быть объектом гражданского оборота, то есть свободно отчуждаться и переходить к другим лицам [14, с. 3-5]. Следовательно, сторонниками признания аватара разновидностью виртуального имущества являются в первую очередь пользователи, желающие свободного оборота своих аватаров как товара.
Настоящая работа не имеет целью давать правовую квалификацию виртуального имущества, данному вопросу посвящено значительное число работ, в том числе на русском языке. Тем не менее стоит вкратце обрисовать основные позиции по определению виртуального имущества, чтобы понять специфику аватара как разновидности оного.
В определении правового режима виртуального имущества есть два основных направления. Первое рассматривает виртуальное имущество как объект абсолютных правоотношений - права собственности или исключительного права (то есть как вещь или результат интеллектуальной деятельности соответственно. Второе понимает виртуаль-
ное имущество как объект относительных правоотношений (то есть как имущественные права) в первую очередь из смешанного договора с элементами лицензионного договора и договора оказания услуг. Особенностью аватара как вида виртуального имущества является то, что к нему в известной степени применимы оба подхода. Как справедливо отмечает А.Ф, Ахмадуллина, правовой режим аккаунта включает в себя как абсолютные, то есть противостоящие необпределенному кругу пользователей интернета права, так и относительные правоотношения между пользователем аккаунта и правообладателем метавселенной [2, с. 43]. Эта особенность является следствием специфики аватара с точки зрения права интеллектуальной собственности. Интеллектуально-правовая природа аватара напрямую зависит от того, говорим мы об аватаре в узком смысле, то есть совокупности пользовательской информации или об аватаре в широком смысле, то есть об аккаунте.
Право на пользовательскую информацию
В российской правовой науке существует определенный консенсус в отношении того, что виртуальный мир является результатом интеллектуальной деятельности. Дискуссионным остается вопрос о том, к какому виду интеллектуальной собственности следует относить метавселенные. Среди основных предположений можно выделить программы для ЭВМ [5, с. 84], базы данных [7, с. 324], сложные объекты авторских прав (мультимедийные продукты) [3, с. 153]. Таким образом и аватар, неразрывно связанный с виртуальным миром, следует вероятно рассматривать как результат интеллектуальной деятельности или его часть.
В то же время возникает вопрос, если аватар является разновидностью результатом интеллектуальной деятельности, то кто является обладателем исключительных прав на него. В отличие от других видов виртуального имущества, например виртуальных вещей в создании аватара чаще всего есть определенная творческая составляющая, выраженная в совокупности характеристик, таких как внешность аватара и детали «биографии» авата-ра, создаваемых пользователем.
Указанная творческая составляющая актуальна в первую очередь для таких видов метавселенных как онлайн игры, где аватары обладают качествами персонажей игрового повествования. Но при этом определенные признаки творческого произведения присущи и аватарам из неигровых виртуальных миров, если они обладают признаками результата интеллектуальной деятельности (созданы творческими усилиями автора, оригинальны и т.д.). При этом автором такого произведения следует считать именно пользователя.
Не случайно аватары нередко называют «персонажами». Согласно п. 7 ст. 1259 ГК РФ. - «авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть призна-
ны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, предъявляемым к объекту авторского права». Как справедливо отметил В.В. Архипов понятие «персонаж» из данной статьи едва ли подходит для характеристики аватара [1, с. 39].
Персонаж рассматривается Гражданским кодексом как часть произведения, обладающую самостоятельным значением, но в случае с авата-ром в метавселенной не совсем понятно частью какого произведения он является. Можно предположить, что частью самой метавселенной. В таком случае автором всех аватаров следовало бы признать правообладателя метавселенной, но это едва ли так. Аватар создается усилиями пользователя и в творческом смысле существует независимо от метавселенной. Более того, аватары оказывают непосредственное влияние на метавселенную и процессы, происходящие в ней независимо от воли правообладателя метавселенной.
С точки зрения права интеллектуальной собственности выглядит интересной точка зрения Е.С. Гринь, по мнению которой аккаунт может рассматриваться как интернет-сайт, то есть составное произведение (база данных) [4, с. 33]. Рассматривать аккаунт в качестве базы данных предлагает и В.О. Пучков, говоря, что пользовательская информация, структурированная в виде аккаунта, может восприниматься как база данных [10, с. 27]. С этой позицией согласился и Суд по интеллектуальным правам, в деле Вконтакте против Даббл, где явно указал на то, что аккаунт одного пользователя, как база данных отличен от базы всех ак-каунтов, права на которую принадлежат правообладателю социальной сети [19].
Представляется, однако, что авторские права пользователя возникают не на аккаунт, а только на те результаты интеллектуальной деятельности, которые включаются в его состав и являются результатами творческого труда пользователя. Эти объекты составляют то, что называется «аватар» в узком смысле слова - изображение аватара, его характеристики, иная пользовательская информация. Внешность аватара, его история, как справедливо отметил В.В. Архипов, могут защищаться исключительным правом [1, с. 37]. При этом следует согласиться с Е.С. Гринь, что эта защита дается им как самостоятельным произведениям в том числе сложным произведениям, если в состав аватара входит несколько результатов интеллектуальной деятельности [4, с. 35]. Такая защита становится актуальной, в том числе в правоотношениях, возникающих за пределами метавселенной, например, при регистрации аватара в качестве товарного знака.
Подобно авторским правам на произведение, исключительные права на аватар живут отдельно от своего «материального» носителя, в случае с аватаром «материальным», носителем можно считать саму метавселенную. Из этого следует, что отчуждение аккаунта другому пользователю не должно влечь за собой прекращение прав
5 -а
сз ж
<
на аватар, имеющий признаки результата интеллектуальной деятельности, если отчуждение таких прав не было предусмотрено договором о продаже аккаунта.
Право на пользовательский аккаунт
Совершенно иным представляется правовой режим пользовательского аккаунта (аватара в широком смысле). Программно-технические средства, входящие в состав аккаунта, не могут считаться результатом творчества пользователя, поскольку являются частью виртуального мира и принадлежат правообладателю этого виртуального мира. Можно предположить, что при регистрации аккаунта пользователь получает какие-либо исключительные права на свой аккаунт от правообладателя, однако это предположение кажется ошибочным. Это объясняется тем, что исключительное право возникает на нематериальный объект. Речь в данном случае идет не о физической категории материи, поскольку как справедливо отметил В.О. Калятин, электромагнитные импульсы, составляющие основу цифровых технологий с точки зрения физики вполне материальны [6, с. 62]. Исключительное право защищает объект, хотя и выраженный в материальном носителе, но являющийся по природе идеальным и защищается без привязки к конкретному материальному носителю [11, с. 5].
Из этого следует, что исключительное право не может быть украдено, правообладателя нельзя лишить этого права против его воли или каким-либо образом лишить «владения» результатом интеллектуальной деятельности. Результат интеллектуальной деятельности можно лишь использовать помимо воли правообладателя, но сам объект от правообладателя не исчезает ввиду его идеальной природы. Этим обусловлены и специфические способы защиты исключительного права такие как компенсация за нарушение исключительного права (ст. 1301 ГК РФ).
В то же время способы нарушения права на ак-каунт (взлом, кража, использование помимо воли пользователя), а также способы защиты такого права не похожи на то, какие правовые средства применяются в случае нарушения исключительных прав.
Исключительное право на аккаунты, как и на всю метавселенную в целом оставляет за собой правообладатель (разработчик или издатель виртуального мира). При этом пользователь все же обладает определенными правами на свой акка-унт. Как представляется эти права являются разновидностью прав из договора. Подобно другим видам виртуального имущества (виртуальным вещам и виртуальным деньгам) аватары пользователей являются способом использования мета-„ вселенной. Строго говоря любое взаимодействие 52 пользователя с виртуальным миром опосредовано со входом в аккаунт. Использование аккаунта являет-еЗ ся основным способом использования метавселен-ной, а права на него определяются в соответствии
с пользовательским соглашением - договором, определяющим права и обязанности правообладателя и пользователя.
Договорная природа отношений по использованию аватара (аккаунта) пользователем позволяет объяснить возможность правообладателя блокировать аккаунт в случае нарушения пользователем правил метавселенной. Как справедливо отметила М.М. Панарина, аккаунт может рассматриваться и как совокупность прав и обязанностей перед правообладателем [9, с. 27-28].
При этом, как справедливо отмечает А.И. Савельев, такой договор не ограничивается только отношениями по использованию результата интеллектуальной деятельности [12, с. 70]. При использовании аватара возникают обязанности правообладателя по предоставлению к нему круглосуточного доступа и обеспечивает работу всего виртуального мира. Представляется, что такое соглашение может быть охарактеризовано как смешанный договор с элементами лицензионного договора и договора оказания услуг.
Договорный характер использования аватаров не препятствует тем не менее их обороту. Аккаунт может быть продан другому лицу, а также передан другому лицу во временной пользование. Гражданский оборот знает примеры оказания такой услуги как «бустинг» аккаунта в онлайн-игре, то есть доведение аватара услугополучателя до нужного уровня, прокачка его характеристик, получение наград и достижений. Далеко не все метавселен-ные допускают продажу аккаунтов и передачу его иным лицам. За передачу аккаунта другому лицу такой аккаунт может быть заблокирован, возможность же передачи аккаунта является скорее исключением, чем правилом.
Тем не менее, как представляется, такой запрет продажи аккаунта является недопустимым. Пользовательское соглашение является публичным договором, а значит замена стороны в этом соглашении не может быть запрещена произвольно. Исключением в этом случае может быть только продажа аккаунта, для которого необходима верификация по паспорту. Препятствовать обороту ак-каунтов может и техническая невозможность его передачи, например, если воспроизведение метавселенной возможно только на одном устройстве пользователя.
Такой запрет оправдан из чисто экономических соображений правообладателя. Продажа аккаунта может являться способом продажи виртуального имущества, закрепленного за конкретным авата-ром на вторичном рынке. То есть вместо того, чтобы покупать виртуальное имущество у самого правообладателя, пользователь часто заинтересован купить это имущество вместе с аккаунтом лица, которое уже не заинтересовано в обладании этим аккаунтом по цене сильно ниже той, которая назначена правообладателем.
Несмотря на любые запреты аккаунты довольно часто отчуждаются иным лицам. Для правообладателя довольно затруднительно доказать, что
аккаунт был продан, если только для регистрации аккаунта не было обязательным предъявление паспорта пользователем. В иных случаях для подтверждения обладания аккаунтом достаточным основанием признается знание пароля [20].
Таким образом имущественная природа аватара выражается с одной стороны в принадлежности пользовательской информации, составляющей аватар к результатам интеллектуальной деятельности пользователя, а с другой стороны аватар в широком смысле слова (то есть пользовательский аккаунт), как и любое иное имущество внутри метавселенной имеет природу отношений из смешанного договора.
Неимущественная природа аватара
В работах междисциплинарных исследователей часто поднимается вопрос о социальной роли аватаров в метавселенных. Социологическая роль аватара рассматривается в смысле более широком, чем просто отнесение его к имуществу. По мнению А.Д. Мередита аватар в виртуальных мирах является способом саморепрезентации пользователя [17]. В развитие данной точки зрения К. Новак и Дж. Фокс установили, что аватар включает в себя помимо непосредственно данных пользователя еще и психологические поведенческие паттерны, присущие лицу-пользователю, либо созданные им намерено [18, с. 40].
Как отмечает В.В. Архипов, аватары могут быть не просто связаны с определенным физическим лицом, но представлять часть его основной или альтернативной идентичности. Из этого утверждения автор делает вывод, что аватар является персональными данными в значении Федерального закона «О персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ (далее -Закон о персональных данных) [1, с. 41].
Развивая указанную позицию, можно утверждать, что аватары в метавселенных являются не просто выражением персональных данных пользователя, но и могут быть напрямую связаны с конституционными правами и свободами человека, такими как неприкосновенность частной жизни, тайна переписки, свобода мысли и слова. Появление метавселенных поставило перед конституционным правом вопрос о возникновении особого права гражданина на цифровую личность. Данное право рассматривается в контексте концепции прав человека [8, с. 63].
Соприкосновение имущественных прав лица на аватар и включаемых в него личных неимущественных правах поднимался достаточно давно. В работе Э. Кастроновы было указано, что аватар включает в себя приватные данные лица его создавшего [16, с. 34]. Еще в середине двухтысячных годов поднимался вопрос о возможности приобретения прав на аккаунты умерших пользователей. Так в 2005 году состоялся спор между родственниками погибших в Иракской войне солдат и компанией правообладателем платформы, на которой были зарегистрированы блоги солдат. Платформа
не планировала передавать аккаунты родственникам ссылаясь на неприкосновенность частной жизни умерших и недопустимость раскрытия конфиденциальной информации [15].
Наследование аватара в контексте права на неприкосновенность частной жизни умершего затрагивалась и судами ФРГ. Верховный суд ФРГ отклонил доводы суда апелляционной инстанции, утверждавшего, что аккаунт охраняется правом на неприкосновенность частной жизни и не может быть передан другому лицу [9, с. 28]. Суд установил для аккаунта правовой режим дневников, при котором наследники получали доступ к аккаунту, но не могли размещать на нем информацию.
В.О. Пучков на основании указанного решения Верховного суда ФРГ делает вывод, что аккаунт включает в себя личные неимущественные права лица и может передаваться другим лицам только в порядке универсального правопреемств [10, с. 31]. Этот вывод представляется неверным и мешающим обороту аккаунтов. То есть правовой режим дневников, конечно, можно признать приемлемым, но только в том случае, если иного желания не последовало от наследодателя, например в завещании. Само же лицо до своей смерти не должно быть каким-либо образом ограничено в праве распоряжаться своим аккаунтом.
В ином случае полностью невозможным стал бы, например, оборот коммерческих аккаун-тов в метавселенных, которые используются для ведения бизнеса. Неотчуждаемость личных неимущественных прав не должна мешать обороту ава-таров и по другим причинам.
Во-первых, как справедливо отметил В.В. Архипов ключевым для признания в аватаре неимущественного, персонального элемента является само восприятие пользователем данного аватара, в качестве своей виртуальной личности [1, с. 72]. То есть, пользователь по своему желанию проецирует на виртуальный аватар элементы своей личности. Но он может и не делать этого. По этой причине можно говорить лишь о презумпции наличия неимущественного элемента в аватаре. Пользователь может обязать правообладателя защищать аватар в качестве своих персональных данных и требовать защиты своих, связанных с аватаром личных неимущественных прав, но он не должен быть ограничен в своих возможностях по распоряжению аватаром.
Во-вторых, в развитие первого аргумента можно сказать, что аватар не является сам по себе личным неимущественным правом пользователя. Аватар может включать в себя, например, имя, внешность или иные персональные данные лица, но при этом быть абсолютно от них независим. Аналогичным образом имя или фотография (портрет) основателя компании может входить в товарный знак, фирменное наименование или коммерческое обозначение его компании, но при этом быть отчуждаемым. Также и аватар может быть отчуждаем, если на то есть воля его обладателя.
5 -о
сз ж
■с
S2
со
Таким образом правовая природа аватара представляется очень сложной и многообразной. Немало усложняет исследование правовой природы этого явления возможность разделения аватара в широком смысле слова (пользовательского аккаунта) и аватара в узком смысле слова. В гражданском обороте, особенно внутри метавселенной, аватар чаще всего участвует именно в первом значении.
Пользовательский аккаунт может отчуждаться и передаваться другим лицам на время. Аккаунт является основной формой взаимодействия пользователя с виртуальным миром, а значит в его состав входит весь комплекс отношений, складывающихся между правообладателем метавселенной и ее пользователем. Использование аватара пользователем имеет признаки отношений по использованию результата интеллектуальной деятельности - самой метавселенной как мультимедийного продукта или программы для ЭВМ, а также сервисных отношений по получению доступа к мета-вселенной как к цифровой платформе. Договор об использовании аватара (пользовательское соглашение) представляет собой смешанный договор с элементами лицензионного договора и договора оказания услуг.
С другой стороны, правовой режим аватара в узком смысле слова - как совокупности пользовательских данных имеет свои отличия. Во-первых, аватар в узком смысле слова содержит признаки результатов интеллектуальной деятельности самого пользователя, при этом аватар может являться художественным (особая внешность аватара), литературным (особая история аватара) произведением. В некоторых случаях аватар в целом может рассматриваться как часть другого произведения (его персонаж). Во-вторых, аватар в узком смысле слова может рассматриваться как носитель персональных данных пользователя, хранилище его личной информации. В этом значении аватар напрямую связан с личными неимущественными правами лица, его конституционными правами и свободами. Такой сложный правовой режим с одной стороны позволяет допустить аватар к гражданскому обороту, а с другой стороны позволяет лицу защищать права на свой аватар, как личное неимущественное право.
Литература
1. Архипов В.В. Персонажи (аватары) в многопользовательских компьютерных играх: вопросы правовой квалификации в свете междисциплинарных исследований. Закон. 2022. № 3 с 207-222;
2. Ахмадуллина А.Ф. Гражданско-правовое значение аккаунтов в социальных сетях. Lex Rus-sica, Том 75 № 12 (193) 2022 с. 18-36;
3. Босык О.И. Правовой режим социальной интернет-сети, Право и практика, № 3 2020 с. 3648;
4. Гринь Е.С. наследование аккаунтов в социальных сетях: российский и зарубежный опыт. Актуальные проблемы российского права, 2022, N 2 с. 23-38;
5. Гришаев С.П. Интеллектуальная собственность. М., 2004;
6. Калятин В.О. Структура авторского права использования произведения: актуальные проблемы // Журнал российского права. 2000. № 2. С. 60-70.;
7. Котенко Е.С. Правовой режим компьютерных игр., Актуальные проблемы российского права, 2010, № 2;
8. Никитина Е.Е. Система прав и свобод человека в условиях технологической революции. Журнал российского права, 2020, N 8 с. 58-73;
9. Панарина М.М. Наследование аккаунта в социальных сетях и вопросы цифрового наследования: правовое исследование, наследственное право № 3, 2018, с. 27-28;
10. Пучков В.О. основные проблемы цифрового образа субъекта гражданского права в циви-листической доктрине и судебной практике. Арбитражные споры, 2020, N 3 с. 22-35;
11. Рожкова М.А. О некоторых вопросах оборота исключительных прав и материальных носителей объектов интеллектуальной собственности. Журнал российского права № 9-2014 с 5-29;
12. Савельев А.И. Правовая природа «облачных» сервисов: свобода договора, авторское право и высокие технологии // Вестник гражданского права. 2015. N 5. С. 62-99
13. Санникова Л.В. Харитонова Ю.С., Цифровые активы: правовой анализ Монография, М., 2020;
14. Суханов Е.А., «О гражданско-правовой природе цифрового имущества», Вестник гражданского права, № 6, том 21, 2021 с. 1-29;
15. Ариана Энджунг Чанг, «После смерти: Борьба за цифровые воспоминания»;
16. Кастронова Э. Теория аватара CESifo N0 86, 2003
17. Мередит А.Д. Представление себя в массовых многопользовательских онлайн-играх. Диссертация, соискателя для получения степени доктора философии. Октябрь 2014 года. [электронный ресурс]URL: https:// core.ac.uk/download/pdf/30624339.pdf?fb-clid=IwAR3axl7smS0gxOMIGyArw4echEWig-В1 hrZ7F6o05PSkWBA6Ehy5-ESZxCNE (дата обращения - 18.07.2023)
18. Новак К.Л., Фокс Дж. Аватары и компьютерно-опосредованная коммуникация: обзор определений, видов использования и эффектов цифровых представлений. Обзор коммуникационных исследований. 2018. Том 6. С. 40.
19. Постановление Суда по интеллектуальным правам от 24.07.2018 N С01-201/2018
20. Определение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 06.11.2012 г. по делу № 2-95/12
LEGAL FRAMEWORK OF AVATAR: REGULATION OF TRADE IN DIGITAL REPRESENTATION OF PERSON IN METAVERSE
Chetvergov D.S.
Master of Laws Lomonosov Moscow State University
Internet communication has become a revolution in communication. Global communication has become more convenient and relatively inexpensive because of the World Wide Web. In a virtual environment, users are participated by digital representations known as avatars. User avatars contain information, such as a name and an image that does not always match the user's actual data. Avatars can also include a story reflecting the character created by the user. Together with the technical means of accessing such information, an avatar is commonly called a user account. At the same time, the legal framework of the avatar is a topic of discussion. This article determines the scope of legal regulation of avatars. It explains whether an avatar is property or a set of personal non-property rights, and also to decide whether an avatar can be alienable.
Keywords: Avatar, user account, virtual property, property, personal non-property rights, intellectual property.
References
1. Arkhipov V.V. Characters (avatars) in multiplayer computer games: issues of legal qualification in the light of interdisciplinary research. Zakon. 2022. No. 3 p. 207-222
2. Akhmadullina A.F. The civil-legal significance of accounts in social networks. Lex Russica, Volume 75 No. 12 (193) 2022 pp. 18-36
3. Bosyk O.I. The legal regime of the social Internet network, Law and practice, No. 3 2020 pp. 36-48
4. Grin E.S. inheritance of accounts in social networks: Russian and foreign experience. Actual problems of russian law, 2022, N 2 p. 23-38
5. Grishaev S.P. Intellectual property. M., 2004
6. Kalyatin V.O. The structure of the copyright of the use of the work: actual problems // Journal of Russian Law. 2000. No. 2. Pp. 60-70.
7. Kotenko E.S. The legal regime of computer games., Actual problems of Russian law, 2010, No. 2
8. Nikitina E.E. The system of human rights and freedoms in the conditions of the technological revolution. Journal of Russian Law, 2020, N 8 p. 58-73
9. Panarina M.M. Inheritance of an account in social networks and issues of digital inheritance: legal research, inheritance law No. 3, 2018, pp. 27-28
10. Puchkov V.O. the main problems of the digital image of the subject of civil law in civil doctrine and judicial practice. Arbitration disputes, 2020, N 3 pp. 22-35
11. Rozhkova M.A. On some issues of turnover of exclusive rights and material carriers of intellectual property objects. Journal of Russian Law No. 9-2014 pp. 5-29
12. Savelyev A.I. The legal nature of «cloud» services: freedom of contract, copyright and high technologies // Bulletin of Civil Law. 2015. N 5. pp. 62-99
13. Sannikova L.V. Kharitonova Yu.S., Digital assets: Legal analysis Monograph, Moscow, 2020
14. Sukhanov E.A., «On the civil nature of digital property», Bulletin of Civil Law, No. 6, volume 21, 2021 p. 1-29
15. Ariana Eunjung Chung, After Death, Fight for Digital Memories, WASH. POST, Feb. 3, 2005, at A1.
16. Castronova E., Theory of avatar, CESifo Working Paper No. 86, 2003
17. Meredith A.D. The Presentation of Self in Massively Multiplayer Online Games. A thesis submitted in partial fulfilment of the requirements of Nottingham Trent University for the degree of Doctor of Philosophy. October 2014. [internet resource] URL: https://core.ac.uk/download/pdf/30624339.pdf?fbclid=I-wAR3axl7smS0gxOMIGyArw4echEWigB1hrZ7F6o05PSkW-BA6Ehy5-ESZxCNE (дата обращения - 18.07.2023)
18. Nowak K.L., Fox J. Avatars and Computer-Mediated Communication: A Review of the Definitions, Uses, and Effects of Digital Representations. Review of Communication Research. 2018. Vol. 6. P. 40.
19. Resolution of Intellectual Property court of Russia from 24.07.2018 N С01-201/2018
20. Resolution of Cheremushkinskiy district court from 06.11.2012 г. № 2-95/12