Научная статья на тему 'МЕТАВСЕЛЕННЫЕ И ПРАВО: ВЫЗОВЫ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТА'

МЕТАВСЕЛЕННЫЕ И ПРАВО: ВЫЗОВЫ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
316
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАВСЕЛЕННАЯ / ВИРТУАЛЬНАЯ ВСЕЛЕННАЯ / ЦИФРОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / УГРОЗА БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Овчинников Алексей Игоревич, Ширинских Полина Ивановна

Виртуальные вселенные, или метавселенные, признаваемые современными футурологами новым этапом развития интернет-технологий, и даже, по мнению некоторых из них, новой вехой в истории человечества, требуют внимательного изучения с точки зрения права, поскольку социальные коммуникации внутри этих пространств нуждаются в регулировании и упорядочении. В статье обозначены основные проблемы, связанные с правовым регулированием общественных отношений, складывающихся в условиях новой цифровой реальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METAVERSES AND LAW: CHALLENGES OF NEW TECHNOLOGIES IN THE CONTEXT OF FURTHER DEVELOPMENT OF THE INTERNET

Virtual universes or metaverses, recognized by modern futurologists as a new stage in the development of the Internet technologies, and even, according to some, a new milestone in the history of mankind, require careful study from the point of view of the law, since the social communications within these spaces need to be regulated and streamlined. The article outlines the main problems associated with the legal regulation of public relations emerging in the new digital reality.

Текст научной работы на тему «МЕТАВСЕЛЕННЫЕ И ПРАВО: ВЫЗОВЫ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТА»

УДК 340

DOI: 10.18522/2313-6138-2023-10-2-4

Овчинников Алексей Игоревич,

доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права, юридический факультет, Южный федеральный университет, 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. М. Горького, д. 88, email: k_fp3@mail.ru

Ovchinnikov, Alexey I.,

Doctor of Law, Professor,

Head of the Department of Theory and History

of State and Law, Law Faculty,

Southern Federal University,

88 M. Gorky Str., Rostov-on-Don,

344002, Russian Federation,

email: k_fp3@mail.ru

Ширинских Полина Ивановна,

магистрант 1-го курса юридического факультета, Южный федеральный университет, 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. М. Горького, д. 88, email: shirinskikh1999@mail.ru

Shirinskikh, Polina I.,

First-Year Master's Student, Law Faculty, Southern Federal University, 88 M. Gorky Str., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation, email: shirinskikh1999@mail.ru

МЕТАВСЕЛЕННЫЕ И ПРАВО: ВЫЗОВЫ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ

ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТА

METAVERSES AND LAW: CHALLENGES OF NEW TECHNOLOGIES IN THE CONTEXT OF FURTHER DEVELOPMENT OF THE INTERNET

АННОТАЦИЯ. Виртуальные вселенные, или ме-тавселенные, признаваемые современными футурологами новым этапом развития интернет-технологий, и даже, по мнению некоторых из них, новой вехой в истории человечества, требуют внимательного изучения с точки зрения права, поскольку социальные коммуникации внутри этих пространств нуждаются в регулировании и упорядочении. В статье обозначены основные проблемы, связанные с правовым регулированием общественных отношений, складывающихся в условиях новой цифровой реальности.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: метавселенная; виртуальная вселенная; цифровая реальность; угроза безопасности.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ:

Овчинников, А. И. Метавселенные и право: вызовы новых технологий в условиях дальнейшего развития интернета [Текст] / А. И. Овчинников, П. И. Ширинских // Вестник юридического факультета Южного федерального университета. - 2023. -Т. 10, № 2. - С. 27-34. - Б01: 10.18522/2313-61382023-10-2-4.

ABSTRACT. Virtual universes or metaverses, recognized by modern futurologists as a new stage in the development of the Internet technologies, and even, according to some, a new milestone in the history of mankind, require careful study from the point of view of the law, since the social communications within these spaces need to be regulated and streamlined. The article outlines the main problems associated with the legal regulation of public relations emerging in the new digital reality.

KEYWORDS: metaverse; virtual universe; digital reality; security threat.

FOR CITATION:

Ovchinnikov A. I. Metaverses and Law: Challenges of New Technologies in the Context of Further Development of the Internet [Text] / A. I. Ovchinnikov, P. I. Shirinskikh. Bulletin of the Law Faculty, SFEDU. - 2023. - Vol. 10, No. 2. - P. 27-34 (in Russian). - DOI: 10.18522/2313-61382023-10-2-4.

© А. И. Овчинников, П. И. Ширинских, 2023

Введение. Взаимодействие людей между собой на протяжении последних десятилетий осуществляется не только в реальном мире, но и в виртуальном пространстве. И если раньше активными действиями в виртуальной реальности можно было считать поиск информации с помощью сети Интернет и компьютерных игр, то сейчас виртуальный мир всё больше заполняет все сферы жизни, совершенствуется и становится точной копией реальности, сказываясь на развитии важнейших социальных институтов: семьи, образования, экономики.

Виртуальной вселенной, или метавселенной, является моделируемая с помощью цифровых технологий альтернативная физическому миру виртуальная реальность. В настоящий момент это один из самых перспективных в экономическом плане сегментов нового цифрового мира. Прототипами виртуальных вселенных являются компьютерные игровые киберпространства. Бурный рост внимания к виртуальным мирам связан с их экономической привлекательностью: консалтинговое агентство McKinsey & Company прогнозирует рост рынка метавсе-ленных (use-кейсы (готовые платформы), отдельные технологии) до 4 трлн долл. к 2030 г. Продажи виртуальной недвижимости в метав-селенных превысили 500 млн долл. в 2021 г., сообщил CNBC. Некоторые эксперты называют происходящее финансовой пирамидой. Но те, кто вкладывается в такие активы, считают, что технология блокчейна позволит сделать виртуальные объекты незаменимыми и дефицитными. Открываются совершенно новые грандиозные перспективы развития блокчейн-технологий, криптовалют, больших данных, технологий VR и других, вплоть до интеграции нейросетей мозга и микропроцессоров, вживления микрочипов для прямого подключения человека.

Повседневная жизнь многих людей нового поколения XXI в. немыслима без гаджетов, мессенджеров, социальных сетей. В цифровую реальность уже перенесены следующие возможности: получение образования дистанционно, бесконтактная доставка товаров, оказание юридических и иных услуг удаленно, перевод денежных средств через систему быстрых платежей, заключение договора в виде электронного документа без личного контак-

та контрагентов и многое другое. Всё это стало возможным благодаря прорывному развитию информационно-коммуникационных технологий и дало основание говорить о воплощении такой идеи, как «метавселенная», или «виртуальная вселенная». Данное явление представляет собой моделируемую виртуальную реальность, где взаимодействие людей осуществляется через их цифровые двойники (аватары) при помощи информационных технологий. Право выступает механизмом, который должен помочь упорядочить обновленные общественные отношения. Обозначенный факт позволяет утверждать об актуальности исследований в области метавселенной и ее правового регулирования.

Обзор исследований. Метавселенным, или виртуальным мирам, посвящено огромное количество исследований в современных гуманитарно-общественных науках. Ученые обращают внимание на многочисленные риски и вызовы современному человеку, а также экономические выгоды в развитии этих миров. Отмечается, что метавселенные представляют собой новый этап в развитии Интернета и мировой экономики, что это еще один шаг в неизвестность, таящий угрозы индивиду, среди которых манипуляция сознанием, девальвация традиционных ценностей, распад идентичности индивида и т. д. [3; 5; 7; 8; 11; 17]. При этом в исследовании О. Н. Гурова подчеркивается, что технологии, ассоциирующиеся с метавсе-ленными, уже активно используются в повседневной культуре. Метавселенная выступает не только в качестве нового игрового мира, но и как глобальное виртуальное пространство для общения и работы. По мнению автора, ее следует рассматривать и как способ контроля и наблюдения за людьми, только более инновационный и менее очевидный [3, с. 36].

В современной юридической литературе уже немало работ, посвященных анализу перспектив правового регулирования метавселен-ных. К их числу следует отнести публикации, в которых предлагается признать важность исследования правовой и политической природы этого нового феномена цифрового прогресса, в них выявляются публично-правовые и частноправовые грани этого феномена [9; 15].

Большой интерес представляет для ученых исследование правового режима имущества

внутри виртуальных вселенных. Так, например, В. И. Фатхи в своей работе, посвященной неопределенности правового положения виртуального игрового имущества, указывает его признаки как цифрового актива, имеющего экономический эквивалент. Следует отметить, что автор признает иллюзорность имущества при рассмотрении виртуального имущества и приходит в результате исследования к следующему выводу: важно восполнить категориально-терминологический вакуум, сложившийся при определении виртуального имущества. По ее мнению, «возможность осуществления правовой защиты интересов пользователей игры как владельцев виртуального игрового имущества могла бы помочь с разрешением многочисленных конфликтных ситуаций, возникающих из-за неоднозначности содержания пользовательских/лицензионных соглашений, а также преодолеть "юридический иммунитет", которым сейчас в большей или меньшей степени пользуются правообладатели игровых платформ» [19, с. 118].

В ряде работ также указывается, что Интернет вывел коммуникацию между людьми на новый уровень, создал новые средства общения, одним из которых является виртуальный игровой мир [10; 14]. Получение доступа к персональным данным пользователей этой среды - одна из ключевых проблем лицензионных соглашений в сети Интернет. Правообладатель устанавливает правила использования интернет-ресурса, а пользователь практически всегда их принимает, поскольку редко читает условия соглашения. В связи с этим у разработчиков программы появляется возможность хранить, обрабатывать, а также передавать третьим лицам собранную информацию. Более того, в работе А. И. Медведева, посвященной анализу проблем теории и практики правовых отношений внутри виртуального игрового пространства, отмечается, что многие правообладатели виртуальных миров «наделяют себя правами практически неограниченно изменять объем оказываемых пользователям услуг (в том числе платных) без какого-либо согласования, предупреждения или возмещения со стороны администрации виртуального мира» [10, с. 147]. Обобщая данные судебной практики, А. И. Медведев приходит к выводу, что применение к отношениям, складывающимся

в виртуальных игровых мирах, п. 1 ст. 1062 ГК РФ, согласно которому требования граждан и юридических лиц, связанные с организацией игр и пари или участием в них, не подлежат судебной защите, представляется ошибочным и ограничивает пользователей виртуальных игр в реализации их законных прав и интересов.

Вопросы уголовно-правовой охраны виртуального игрового имущества затронуты в статье П. П. Степанова и М. А. Филатовой, отмечающих, что преступные посягательства на данный вид имущества необходимо квалифицировать как преступления против собственности, а не только как компьютерные преступления. Выход авторы статьи видят в расширении объема толкования «вещного и экономического признаков предмета хищения, а также широкого подхода к владению и изъятию» [18, с. 753]. Существует и противоположное мнение среди ученых, согласно которому кража виртуальной собственности не будет считаться преступлением, а лицо, ее совершившее, - подлежать уголовной ответственности, если подобная возможность предусмотрена правилами игры. Речь идет об использовании концепции так называемого «магического круга» для решения вопроса о необходимости применения мер ответственности реального права при совершении «преступления» в виртуальном мире, которая была развита американским правоведом Б. Т. Дюранске. В последующем данная концепция раскрывалась и в ряде работ отечественных исследователей [1; 10]. Ее содержание сводится к аналогии со спортивными играми, где есть риск получения травмы или причинения ущерба, за которые возможно наступление ответственности только в том случае, если они были совершены игроком за пределами «магического круга», то есть не подразумевались правилами или природой спортивной игры. Безусловно, охрана виртуального игрового имущества должна выступать дальнейшим объектом исследований, поскольку существует ряд неразрешенных вопросов и пробелов в сфере регулирования отношений, складывающихся по поводу виртуальной собственности.

Весьма распространенным в зарубежной юридической литературе, а также частично и в отечественной является убеждение о необходимости разработки виртуального права, которое могло бы применяться в виртуальных

мирах [1]. Создать внутреннее виртуальное право, которое к тому же могло бы использоваться для правовых экспериментов права реального, предлагает Ю. М. Батурин и С. В. По-лубинская. По их мнению, в настоящее время в виртуальных мирах правовое регулирование осуществляется спонтанно, как складывается обычное право. В регулировании конфликтов большую роль играют пользовательские соглашения. При этом, как правило, в этих соглашениях преобладают ограничительные (запретительные) нормы права. В работе приводятся интересные данные о том, что на 2018 г. 95,83 % вселенных построены на собственности и имеют экономическую самостоятельность, обладают своей валютной системой, причем установлены запреты на продажу виртуальной собственности вне пределов этих миров (56,25 % источников). Запрещают пользователям и продажу или передачу своих учетных записей (66,67 %). Треть соглашений защищают интеллектуальную собственность владельцев, а не игроков, и не признают авторского права на работы пользователей [2, с. 24].

В результате обзора можно сделать вывод о том, что правовое регулирование виртуальных миров нуждается в тщательном исследовании и юридическом анализе. Не случайно на это обратил внимание Президент РФ В. В. Путин: «Это вызов для технологических компаний, креативных индустрий, для создателей устройств виртуальной и смешанной реальности, даже для юристов, которым предстоит разработать нормы регулирования экономических, общественных отношений в "принципиально новом мире"» [16]. Главные вопросы, на которые предстоит ответить юристам: нуждаются ли виртуальные вселенные в опережающем правотворчестве; кто будет устанавливать нормы права и морали внутри метавселенной; каков будет правовой статус цифровых аватаров; как осуществить защиту персональных данных, идентификацию пользователя; каким образом организовать налогообложение транзакций в виртуальной среде; как обеспечить защиту авторского права и интеллектуальной собственности, юридическую ответственность за правонарушения?

Постановка проблемы и пути решения. Итак, виртуальные вселенные являются самым главным трендом цифрового будущего, среди

них самая известная - вселенная Meta (признана экстремистской в РФ). Но это не единственная метавселенная, например, Microsoft для создания своей метавселенной заключила сделку о покупке производителя компьютерных игр Activision Blizzard за 68,7 млрд долл. На сегодняшний день наибольшей популярностью обладают метавселенные: Decentraland, Second Life, Helix, CatVers, MetaHealth, - разработки которых осуществляются в таких государствах, как США, Испания, Объединённые Арабские Эмираты. Интерес к метавселенным в мире лишь усиливается. Так, власти южнокорейской столицы запустили проект Metaverse Seoul, над которым велась работа больше года. Сингапурский банк DBS планирует сотрудничество с британской компанией, разработавшей игру The Sandbox для создания совместной метавселенной. Известно, что китайская компания Baidu начала разрабатывать в 2021 г. метавселенную Xi Rang, также Гонконгский университет науки и технологий занимается созданием студенческого виртуального корпуса [12], но, несмотря на такие инициативы со стороны организаций, власти Китая осуществляют разработку собственной регулируемой метавселенной - Chinaverse. Следует сказать, что в отличие от ранее перечисленных стран Китай отстаивает цифровой национальный суверенитет и использует при построении ме-тавселенной Chinaverse технологии централизованного блокчейна, которые принадлежат исключительно китайскому правительству.

Важным в рассмотрении данного вопроса является оценка современных вызовов и угроз безопасности личности, общества и государства, в связи с чем обозначим ключевые проблемы, складывающиеся в новой цифровой реальности нашей действительности. Это проблемы регулирования виртуального игрового имущества; проблемы определения правового статуса аватара, который выступает виртуальной копией человека на цифровых платформах; проблемы внедрения искусственного интеллекта в судебный процесс, которые в том числе связаны с отсутствием способностей первого применять нормы естественного права и невозможностью использовать механизмы по расширительному толкованию норм; проблемы, связанные с дискриминацией лиц, у которых не будет возможности или желания выступать

частью виртуальной вселенной, которые могут выразиться в отсутствии доступа к медицине, образованию и другим важнейшим сферам жизни человека, если последние полностью перейдут на виртуальную площадку. Большие вызовы просматриваются и в формировании альтернативного реальному политического пространства; в манипулировании сознанием пользователей; уклонении от уплаты налогов; распространении экстремизма; киберугро-зах; пропаганде нетрадиционных ценностей и т. д. Большой вопрос порождает и проблема сбора данных о пользователях. Метавселен-ные способны собирать огромное количество персональных данных в рекордные сроки (по 25 параметрам - от антропометрической информации до демографической, включая возраст и пол пользователя - всего за несколько минут, проведенных в игре).

Платформы метавселенной находятся вне территориальных границ государства, что порождает угрозу потери государством статуса монополиста в сфере правотворчества, угрозу растворения государственного суверенитета в цифровом пространстве.

Ранее было упомянуто, что наряду с другими социальными процессами свою трансформацию переживает институт семьи. Это выражается в изменении сложившихся и устоявшихся способов построения взаимоотношений, когда на смену традиционному пониманию семьи приходит навеянное временем ее современное видение. Так, появилась возможность «регистрировать» виртуальный брак в сети [6, с. 13], не придавая данному действию юридической силы и не «отвлекаясь» на личные встречи. Таким образом, виртуализация института семьи не только непосредственно влияет на внутрисемейные отношения между людьми, но и выступает одной из угроз безопасности общества.

XXI век - это время безграничного доступа к необъятным по масштабам потокам новой информации, это век информационной революции, на плацдарме которой выстраивается не только стратегия развития мира, но и механизмы его разрушения. За счет определенных технологий происходит воздействие на человеческую психику посредством манипуляций, которые срабатывают, поскольку современный тип мышления можно назвать «клиповым», в связи с чем человеку стало тяжелее отличать

действительное и навязанное. В Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы сказано, что такая форма освоения информации упрощает влияние на взгляды и предпочтения людей, способствует формированию навязанных моделей поведения, что дает преимущество в достижении экономических и политических целей тем государствам и организациям, которым принадлежат технологии распространения информации [13]. Распространение информационного контента укрепилось не только в качестве средства получения дохода, но и способа совершения преступлений, в связи с чем при обращении внимания на проблему правового регулирования метавселенных задача законодателя состоит в необходимости реализации принципов опережающего правотворчества.

Цифровизация завоевывает мир с сокрушительной скоростью, в связи с чем действующие механизмы правовой регламентации нуждаются в расширении и конкретизации. На настоящий момент у России есть выбор между как минимум двумя моделями развития правового регулирования метавселенных, а именно консервативной и либеральной. Первый подход позволит сохранить государственный суверенитет и надлежащим образом обеспечить равенство граждан и защиту принадлежащих им прав и свобод. Противоположный подход может привести к образованию квазигосударственных структур, которые возьмут под свой контроль государственные функции в виртуальном пространстве, ведь у них нет необходимости детальной, длительной проработки и согласования изменений в законы в масштабах страны. Так, представители крупных поисковых систем уже отмечают, что, если отменить любое государственное регулирование, они способны существовать, основываясь на своих локальных регламентах [4, с. 119]. В период быстро развивающихся и изменяющихся отношений это представляет угрозу государственному регулированию. Но и консерватизм разрешительной модели регулирования не сможет быть эффективным в новых условиях, поскольку не замедлит развитие цифровой реальности, а лишь увеличит дистанцию между новой действительностью и правом в его нор-мативистском понимании. Тогда есть риск за-

полнения пробелов в регулировании мерами реагирования со стороны негосударственных структур, - что, возможно, и является одной из целей крупных корпораций.

Применительно к регулированию отношений в сфере цифровой экономики высказывается мнение о том, что соответствовать быстро меняющимся отношениям может частноправовой метод регулирования, который исходит из общего дозволения внедрения и использования новых технологий в отношениях между равными субъектами [4, с. 121]. Но допустимо ли говорить об эффективности этого метода для регулирования отношений в сфере виртуальных вселенных? Исходя из количества тех угроз безопасности личности, общества и государства, которые были обозначены ранее, этот метод вряд ли сейчас можно считать допустимым.

Итак, предлагается две модели дальнейшего развития правового регулирования виртуальных вселенных. Первый вариант, активно продвигаемый западными цифровыми гигантами, - либеральная, или диспозитивная модель. Ее преимуществами являются чисто экономические показатели: бурный рост технологий, вовлечение миллиардов пользователей, безграничные перспективы роста. Минусы: упразднение государственных границ, неподконтрольность государству, риски монополизации со стороны крупного бизнеса. Второй вариант, защищаемый сторонниками национального суверенитета и сохранения государственных суверенитетов, - консервативно-этатистская модель. Это дорогостоящий для государственного бюджета сценарий, но он позволяет сохранить традиционную, классическую структуру государства, защитить традиционные духовно-нравственные ценности. Консервативно-этатистская модель видится оптимальным решением, которое дает возможности как совершенствоваться в сфере цифрового моделирования и внедрения новых технологий в жизнь людей, так и сохранять привычный способ общения, работы, взаимодействия граждан, способы и средства защиты их прав и интересов. Подобный подход в большей степени позволяет не допускать монополизации виртуального пространства, оценивать угрозы безопасности, противодействовать вмешательству иностранных государств в политику страны через глобальные платформы метавселенных.

Конечно же, нужно сказать, что государству и гражданам следует видеть и использовать те обширные перспективы, которые потенциально открывает дальнейшее развитие Интернета и разработка метавселенных. При этом право внутри метавселенной должно быть частью правовой системы государства, а не сетевого сообщества. Задача государства - разработать гибкую модель правого регулирования в условиях новой цифровой реальности, где преобладающими будут оставаться разрешительные нормы с сохранением самостоятельности субъектов в области принятия решений в рамках их компетенции. В качестве принципов правового регулирования в сфере метавселенных могут быть предложены следующие.

1. Для России необходима собственная государственная модель метавселенной.

2. Право внутри метавселенной должно быть частью правовой системы государства, а не сетевого сообщества.

3. Основой права и этики внутри метавсе-ленной должны стать традиционные ценности, закрепленные в известном Указе Президента РФ [13].

4. Важнейшим критерием для применения разрабатываемых внутри метавселенной норм и правил поведения должна быть категория «публичный порядок», применяемая в современном праве по отношению к иностранному праву: все нормы, применяемые внутри мета-вселенной, должны соответствовать публичному порядку РФ.

5. Должны быть установлены возрастные ограничения для присоединения к метапро-странствам.

6. Метавселенная должна зависеть от централизованного блокчейна, принадлежащего государству и находящегося под его контролем.

7. Должны быть запрещены криптовалю-ты внутри метавселенной, разрешены только правительственные ценные бумаги и государственные финансы - «цифровой рубль».

8. Метаприложения, подключаемые к виртуальной реальности разработчиками программного обеспечения, должны находиться под контролем государства и проходить двойную проверку со стороны государства и гражданского общества, крайне важно использовать именно общественный контроль в процессе легализации метапространств.

Среди обозначенных проблем особое место при обсуждении правового регулирования метавселенных занимает и угроза потери ценности человека как такового. Виртуальное общество не должно быть лишено духовности и нравственности. Не должно оно и заменить тот реальный мир, в котором человек может быть биосоциальным существом. В погоне за наращиванием результативности в показателях научно-технического прогресса, который неизбежен и необходим обществу, человеку нужно не потерять самого себя - свою индивидуальность и естественные права. Предлагается рассмотреть возможность закрепления права человека на бесцифровую среду, поскольку существует большая угроза переноса ряда государственных функций в виртуальные миры.

Выводы. Однозначно можно утверждать, что виртуальные вселенные - это будущее, которое заполнит наше пространство. Электронное правительство, дистанционное образование, удаленная работа показывают, что виртуализация привычных, повседневных вещей вполне быстро может стать доступной для многомилионного населения, при этом защита государственной безопасности и прав человека должна быть в приоритете перед модой следования новым технологиям. Нужно понимать, что недопустимо стирание границ между реальным и виртуальным миром. Оптимальным остается смешанный формат взаимодействия людей как в частных, так и в публичных отношениях, поскольку какой бы совершенной ни была цифровая реальность, она все равно остается набором нулей и единиц, в которой за аватарами растворяется возможность людей мыслить самостоятельно. Государство должно оставаться на страже защиты прав человека и обеспечивать реализацию принципов политики опережающего правотворчества.

Литература

1. Архипов, В. В. Виртуальное право: основные проблемы нового направления юридических исследований [Текст] / В. В. Архипов // Правоведение. - 2013. - № 2. -С. 93-114.

2. Батурин, Ю. М. Что делает виртуальные преступления реальными [Текст] / Ю. М. Батурин, С. В. Полу-бинская // Труды Института государства и права РАН. -2018. - Т. 13, № 2. - С. 9-35.

3. Гуров, О. Н. Метавселенная - из сумерек во тьму перелетая? [Текст] / О. Н. Гуров // Наука телевидения. -2022. - № 18 (1). - С. 11-46.

4. Жевняк, О. В. Гражданско-правовое регулирование отношений по оказанию услуг в цифровой экономике: соотношение императивных и диспозитивных начал [Текст] / О. В. Жевняк // Вестник ННГУ - 2020. - № 3. -С. 117-125.

5. Измайлова, А. А. Метавселенная как новая экономическая система [Текст] / А. А. Измайлова // Modern Economy Success. - 2021. - № 6. - С. 175-179.

6. Ильичева, Е. С. Виртуализация семьи в культуре потребления [Текст] / Е. С. Ильичева // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. - 2019. - № 2 (23). - С. 12-14.

7. Как изменится жизнь в метавселенной [Электронный ресурс]. - URL: https://www.forbes.ru/tekh-nologii/439893-sleduusaa-versia-interneta-kak-izmenit-sa-ziznvmetavselennoj (дата обращения: 17.03.2023).

8. Кучинская, Е. В. Метавселенная как новая экономика [Текст] / Е. В. Кучинская // Гуманитарный научный журнал. - 2022. - № 2. - C. 129-131.

9. Мандрицкий, М. Ю. Государство и цифровая метавселенная: перспективы сосуществования [Текст] / М. Ю. Мандрицкий, П. Я. Фельдман // Социально-гуманитарные знания. - 2022. - № 2. - С. 132-136.

10. Медведев, А. И. Правовые отношения в пространстве виртуальных игровых миров: проблемы теории и практики [Текст] / А. И. Медведев // Вестник Сибирского юридического института МВД России. - 2018. -№ 2 (31). - С. 139-150.

11. Метавселенная как новая экономика [Электронный ресурс]. - URL: https://youtu.be/LFFqVCURUEY (дата обращения: 18.03.2023).

12. Метавселенная под контролем: как Китай строит свою Chinaverse [Электронный ресурс] // vc.ru: [интернет-издание о бизнесе, стартапах, инновациях, маркетинге и технологиях]. - URL: https://vc.ru/future/502403-metavselennaya-pod-kontrolem-kak-kitay-stroit-svoyu-ch inaverse?ysclid=lh0jdy5t7h814559195 (дата обращения: 18.03.2023).

13. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. - URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/?ysclid=l h983o08er938591993 (дата обращения: 18.03.2023).

14. Пожаров, А. И. Многопользовательская ролевая онлайн-игра как новый вид культурной коммуникации [Текст] / А. И. Пожаров // ИСОМ. - 2014. - № 6-2. -С. 270-273.

15. Понкин, И. В. Кибер-мета-вселенная: правовой взгляд [Текст] / И. В. Понкин // International Journal of Open Information Technologies. - 2023. - Т. 11, № 1. -С. 118-127.

16. Путин, В. В. Выступление на Международной конференции по искусственному интеллекту и машинному обучению "Artificial Intelligence Journey 2022"

[Электронный ресурс] // Президент России: [официальный сайт]. - URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/69927 (дата обращения: 18.03.2023).

17. Савченко, А. В. Метаверс - как это по-русски? О построении русского сектора метавселенной [Электронный ресурс] / А. В. Савченко, А. П. Сегал // Искусственные общества. - 2021. - T. 16, № 4. - URL: https:// artsoc.jes.su/s207751800017910-0-1 (дата обращения: 17.03.2023).

18. Степанов, П. П. Проблемы уголовно-правовой охраны виртуального игрового имущества [Текст] / П. П. Степанов, М. А. Филатова // Всероссийский криминологический журнал. - 2021. - Т. 15, № 6. - С. 744-755.

19. Фатхи, В. И. Правовой статус виртуального игрового имущества в контексте гражданско-правового регулирования [Текст] / В. И. Фатхи // Вестник юридического факультета Южного федерального университета. - 2022. - Т. 9, № 4. - С. 113-121.

References

1. Arkhipov, V V Virtual law: the main problems of a new direction of legal research [Text] / V. V. Arkhipov // Jurisprudence. - 2013. - No. 2. - P. 93-114 [in Russian].

2. Baturin, Yu. M. What makes virtual crimes real [Text] / Yu. M. Baturin, S. V. Polubinskaya // Proceedings of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences. - 2018. - Vol. 13, no. 2. - P. 9-35 [in Russian].

3. Gurov, O. N. Metaverse - flying from twilight into darkness? [Text] / O. N. Gurov // Science of Television. -2022. - No. 18(1). - P. 11-46 [in Russian].

4. Zhevnyak, O. V. Civil law regulation of relations for the provision of services in the digital economy: the ratio of imperative and dispositive principles [Text] / O. V. Zhevnyak // Bulletin of UNN. - 2020. - No. 3. - P. 117125 [in Russian].

5. Izmailova, A. A. Metaverse as a new economic system [Text] / A. A. Izmailova // Modern Economy Success. -

2021. - No. 6. - P. 175-179 [in Russian].

6. Ilyicheva, E. S. Virtualization of the family in consumer culture [Text] / E. S. Ilyicheva // Bulletin of Omsk State Pedagogical University. Humanitarian studies. - 2019. -No. 2(23). - P. 12-14 [in Russian].

7. How life will change in the metaverse [Electronic resource]. - URL: https://www.forbes.ru/tekhnologii/439893-sleduusaa-versia-interneta-kak-izmenitsa-ziznvmetavselennoj (date of access: 17.03.2023) [in Russian].

8. Kuchinskaya, E. V. Metaverse as a new economy [Text] / E. V. Kuchinskaya // Humanitarian Scientific Journal. -

2022. - No. 2. - P. 129-131 [in Russian].

9. Mandritsky, M. Yu. The state and the digital metaverse: prospects of coexistence [Text] / M. Yu. Mandritsky, P. Ya. Feldman // Social and humanitarian knowledge. -2022. - No. 2. - P. 132-136 [in Russian].

10. Medvedev, A. I. Legal relations in the space of virtual game worlds: problems of theory and practice [Text] / A. I. Medvedev // Bulletin of the Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2018. - No. 2(31). -P. 139-150 [in Russian].

11. Metaverse as a new economy [Electronic resource]. -URL: https://youtu.be/LFFqVCURUEY (date of access: 18.03.2023) [in Russian].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. The Metaverse under control: How China is building its Chinaverse [Electronic resource] // vc.ru: [online publication about business, startups, innovations, marketing and technologies]. - URL: https://vc.ru/future/502403-metavselennaya-pod-kontrolem-kak-kitay-stroit-svoyu-chinaverse?ysclid=lh0jdy5t7h814559195 (date of access: 18.03.2023) [in Russian].

13. On the Strategy for the development of the Information Society in the Russian Federation for 20172030: Decree of the President of the Russian Federation dated 09.05.2017 No. 203 [Electronic resource] // Reference Legal System ConsultantPlus. - URL: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_216363/?ysclid=lh983o08 er938591993 (date of access: 18.03.2023) [in Russian].

14. Pozharov, A. I. Multiplayer online role-playing game as a new kind of cultural communication [Text] / A. I. Pozharov // ISOM. - 2014. - No. 6-2. - P. 270-273 [in Russian].

15. Ponkin, I. V. Cyber-meta-universe: a legal view [Text] / I. V. Ponkin // International Journal of Open Information Technologies. - 2023. - Vol. 11, no. 1 [in Russian].

16. Putin, V. V. Speech at the International Conference on Artificial Intelligence and Machine Learning "Artificial Intelligence Journey 2022" [Electronic resource] // President of Russia: [official site]. - URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/page/104 (date of access: 18.03.2023) [in Russian].

17. Savchenko, A. V. Metavers - how is it in Russian? On the construction of the Russian sector of the metaverse [Electronic resource] / A. V Savchenko, A. P. Segal // Artificial Societies. - 2021. - Vol. 16, no. 4. - URL: https://artsoc.jes.su/ s207751800017910-0-1 (date of access: 17.03.2023) [in Russian].

18. Stepanov, P. P. Problems of criminal and legal protection of virtual gaming property [Text] / P. P. Stepanov, M. A. Filatova. // All-Russian Journal of Criminology. -2021. - Vol. 15, no. 6. - P. 744-755 [in Russian].

19. Fathi, V. I. The legal status of virtual gaming property in the context of civil law regulation [Text] / V. I. Fathi // Bulletin of the Faculty of Law of the Southern Federal University. - 2022. - Vol. 9, no. 4. - P. 113-121 [in Russian].

Поступила в редакцию 04.05.2023 Received May 4, 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.