ГОСУДАРСТВЕННОЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ
УПРАВЛЕНИЕ
Сытник
Григорий Петрович
доктор наук государственного управления, профессор, заслуженный деятель науки и техники Украины, заведующий кафедрой национальной безопасности Национальной академии государственного управления при Президенте Украины e-mail: [email protected]
Завгородняя Светлана Павловна
аспирант кафедры национальной безопасности Национальной академии государственного управления при Президенте Украины e-mail: zavgorodnyaya.sv @ mail.ru
Grigory Petrovich Sytnyk Ph.D., Professor, Honored Worker of Science and Technology, National Academy of Public Administration the President of Ukraine, Head of the department of National Security e-mail: [email protected]
Svetlana Pavlovna Zavgorodnyaya National Academy of Public Administration the President of Ukraine, graduate student of the department of National Security e-mail: zavgorodnyaya.sv @ mail.ru
УДК 35-027.21|.22:351.863:005.44
Понятийно-категориальный аппарат государственного управления экономической безопасностью в контексте глобализационных процессов
Conceptual and Nategorical Apparatus of Public Administration of Economic Security in the Context of Globalization Processes
В статье в контексте влияния глобальных процессов на национальную экономику современности выполнен системный анализ понятийно-категориального аппарата исследования государственного управления экономической безопасностью, а именно дефиниций: экономическая безопасность, система экономической безопасности, система обеспечения экономической безопасности, государственное управление экономической безопасностью - и установлена их взаимосвязь.
Ключевые слова и словосочетания: экономическая безопасность, система экономической безопасности, система обеспечения экономической безопасности, государственное управление экономической безопасностью, глобальные процессы современности, угрозы национальным интересам в экономической сфере.
The authors of the article analyses conceptual and categorical apparatus of Public Administration in the context of Globalization process. There revealed such notions as economic security, system of economic security, system of economic security provision, public administration of the system of economic security and there established interrelationships of those concepts.
Key words and word-combinations: economic security, system of economic security, system of economic security provision, public administration of the economic security, global processes of the present-day world, economic threats to national interests.
Известно, что обеспечение экономической безопасности является определяющим фактором национальной безопасности любой страны. Одновременно на структуру, содержание, выбор средств и способов обеспечения экономической безопасности мощное влияние оказывают глобальные процессы современности, прежде всего
их экономическая составляющая [1-3]. Это обусловлено тем, что экономическая глобализация охватывает практически все факторы и условия производства, все его отрасли и территориальные образования, в результате чего происходит формирование качественно новой экономической системы мира, эффективность которой связана с использованием глобализационных потоков ресурсов и технологий, формированием интегрированных производственных и инфраструктурных сетей, с выходом национальных экономик за политические границы государств. Возникновение глобальных мобильных рынков, диверсификация структуры международной торговли, широкомасштабное перемещение рабочей силы, возникновение транснациональных корпораций, бурный обмен технологиями и информацией - эти и другие факторы определяют характер и направленность развития национальных экономик [4].
Безусловно, глобальные процессы способствуют формированию единого экономического и социального пространства, ускорению роста объемов и темпов обмена товарами и т.п. Но, с другой стороны, процессы и последствия экономической глобализации достаточно противоречивы и во многом зависят от уровня экономического развития стран. Поэтому они все больше углубляют пропасть между ведущими странами и другими странами мира.
Очевидно, Украина не может не учитывать противоречивое влияние указанных процессов на обеспечение экономической безопасности. Но особенностью обеспечения ее экономической безопасности является то, что указанный процесс сопровождается перманентно критическим состоянием национальной экономики, одной из причин которого является низкое качество государственного управления в целом и в сфере экономики в частности. И это при том, что глобализационные процессы объективно способствуют снижению управляемости со стороны государства развитием национальной экономики (в широком смысле: от контроля за стратегическими секторами экономики и до возможности оказывать влияние на принципиально важные ее показатели, от которых зависит экономическая безопасность государства) [1]. А это, в свою очередь, порождает реальную угрозу государственному суверенитету.
А.Шнипко более категоричен. Он убежден, что концентрированным выразителем глобализма как новой общественно-политической системы, является закон глобальной (тотальной) монополизации мировой экономики со стороны могущественных государств, глобальных транснациональных компаний и международных организаций (ВТО, МВФ и т.д.) [2]. Н.Гражевська также считает, что глобализация экономики вносит существенные изменения в процесс государственного регулирования экономических процессов и возможность осуществлять независимую внутреннюю и внешнюю политику государства [5].
Таким образом, глобализация экономической жизни не может не приводить к переосмыслению места, роли и функций государства, уточнения задач и требований к эффективности государственного управления. В частности, это касается таких задач, как мониторинг, оценка, прогнозирование угроз экономической безопасности, формирование и реализация государственной политики, целью которой является реагирование на указанные угрозы. Иными словами, вызовы и угрозы, которые генерируются глобализационными процесами, оказывают влияние на эффективность государственного управления экономической безопасностью, и наоборот - низкое качество указанного управления в этих условиях усиливает глобализационные вызовы и угрозы. Поэтому возникает необходимость уточнения понятийно-категориального аппарата, который позволяет установить точки пересечения дефиниции "экономическая безопасность" с государственным управлением ,что играет ключевую роль для определения новых предметных областей исследования указанного управления. Для этого прежде всего необходимо определиться с понятием "экономическая безопасность", которое семантически образуется из понятий "экономика" и "безопасность",то есть ответить на вопрос: а чем собственно мы хотим "управлять"?
Сегодня понятие "экономическая безопасность" по - разному трактуется в научной литературе. Можно выделить три основные позиции ведущих специалистов, которые рассматривают экономическую безопасность, как определенное состояние или уровень развития экономики [6-8]; процесс, направленный на предотвращение угроз и реализацию экономических интересов [9]; совокупность условий или потенциалов обеспечения целевых параметров безопасности [10,11].
Системный подход предполагает исследование определенного объекта как системы (в данном случае таким объектом является экономическая система), которая имеет определенный набор элементов (подсистем) и структуру как форму взаимосвязи указанных элементов, функций элементов и целого, характеризуется единством внешней и внутренней среды системы, принципами организации системы и ее составляющих [12]. Поэтому под безопасностью системы большинство специалистов понимает определенное ее состояние, при котором система сохраняет свою целостность, устойчивость (стабильность), способность к эффективному
функционированию и устойчивому развитию, а на их основе - возможность надежной защиты всех ее элементов от любых деструктивных внутренних и внешних воздействий [13]. Исходя из этого, логично утверждать, что экономическая безопасность - это не что иное, как состояние национальной экономики или ее определенная защищенность, при котором сохраняется экономическая устойчивость к внутренним и внешним угрозам и удовлетворяются потребности и экономические интересы личности, общества, государства.
Акцентируем внимание на том, что речь идет об определенной защищенности национальной экономической системы, которая является интегральной характеристикой (на то или иное время) результатов функционирования основных элементов указанной системы в контексте оценки её способности по удовлетворению экономических потребностей развития общества и государства. Справедливость сказанного подтверждает то, что довольно часто говорят о гарантированном (желательном, удовлетворительном и т.п.) уровне экономической безопасности. С другой стороны, поскольку экономическая безопасности есть переменная величина, которая зависит от большого количества факторов, то, совершая то или иное управляющее действие на указанные факторы, можно не только изменять ее уровень (значение), но и вообще есть смысл говорить о государственном управлении экономической безопасностью.
Необходимость повышения эффективности государственного управления экономической безопасностью обусловливает целесообразность рассмотрения и таких дефиниций, как: "система экономической безопасности", "система обеспечения экономической безопасности" и "система государственного управления экономической безопасностью".
По мнению А.Шнипко, система экономической безопасности - это система, взаимодействующая с окружающей средой, которая обладает совокупностью свойств, обеспечивающих способность к выживанию и развитию экономической системы страны в условиях возникновения внешней или внутренней угрозы [14], а Е. Олейников предлагает понимать под указанной системой систему мер, способных предупредить потери жизненно важных ценностей, обеспечить состояние защищенности и развитие личности, общества и государства [15]. Вместе с тем исследователи отмечают, что сегодня в Украине не существует концептуально обоснованной и эффективной системы экономической безопасности, которая бы отражала интересы общества и государства в экономической сфере и давала бы возможность защищать их от внутренних и внешних угроз и опасностей [6;8-10].
Одновременно заслуживает внимания мнение российского исследователя В.Сенгачова, который определяет следующие элементы системы экономической безопасности: Концепция национальной безопасности, национальные интересы в сфере экономики, угрозы экономической безопасности, индикаторы экономической безопасности, пороговые значения экономической безопасности, организационная структура экономической безопасности, правовое обеспечение экономической безопасности [16]. Кроме того, российский исследователь Д.Гордиенко систему экономической безопасности государства определяет как "совокупность взаимосвязаных структурных элементов: материального обеспечения производства; состояния рабочей силы; размеров и прогрессивности основного производственного капитала (фондов); развития сферы исследования, разработок и технологических нововведений; возможности сбыта продукции на внешнем и внутреннем рынках" [17,с.7]. Но, на наш вигляд, не совсем корректно относить к элементам системы, например, индикаторы или пороговые значения экономической безопасности, то есть, по сути, характеристики системы, или же понимать под системой экономической безопасности (как, кстати, и какой - либо вообще системой ) систему мер.
Поскольку система национальной безопасности - это открытая, динамичная, социальная система, главной целью которой является создание надлежащих внутренних и внешних условий для поддержания желаемого уровня защищенности национальных интересов и обеспечения целостности общественного организма и его прогрессивного развития [18], то можно считать, что "система экономической безопасности" является элементом системы национальной безопасности и также является открытой, динамичной, социальной системой, которая обеспечивает достижение указанной цели, в ее, так сказать, экономическом измерении. В то же время система экономической безопасности не только является относительно самостоятельной системой, но она и тесно увязана определенными коммуникациями с внешней средой (другими системами), по которым осуществляется обмен ресурсами и информацией.
Принципиально важным в дальнейшей операционализации дефиниции "государственное управление экономической безопасностью" является выяснение сущности понятия "система обеспечения экономической безопасности" . Это понятие также довольно часто используется как в научном дискурсе , так и в практической деятельности органов государственной власти. Но выяснению сущности этого понятия ученые, к сожалению, до сих пор не уделили должного внимания. Только украинский ученый З.Варналий, акцентирует внимание на
организационной структуре указанной системы, ее основных функциях и требованиях, которым она должна соответствовать, но определения этого понятия не дает [8], а Я.Чернятевич [19] предлагает понимать под указанной системой совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных механизмов (институциональных, организационных, правовых и других) и субъектов обеспечения экономической безопасности, которые на основе действующего законодательства осуществляют экономическую политику с целью реализации национальных интересов в экономической сфере. Она перечисляет основные задачи указанной системы и принципы ее формирования и функционирования.
Мы в значительной степени согласны с определением понятия "система обеспечения экономической безопасности", которое дает Я.Чернятевич . Но, на наш взгляд, необходимо акцентировать внимание на таких принципиальных особенностях этой системы, которые имеют решающее значение при исследовании проблемных вопросов обеспечения экономической безопасности в услових нарастающего влияния экономической глобализации.
1. Систему обеспечения экономической безопасности необходимо рассматривать как элемент системы экономической безопасности.
2. Целью системы обеспечения экономической безопасности является не просто реализация национальных интересов в экономической сфере (это общая задача системи государственного управления в экономической сфере), а трансформация политики национальной безопасности в экономической сфере в целенаправленную скоординированную деятельность субъектов обеспечения экономической безопасности, направленную на выявление, прогнозирование, предупреждение и нейтрализацию внутренних и внешних угроз экономической безопасности человеку (гражданину), обществу и государству
3. Учитывая, что разработка руководящих документов по обеспечению экономической безопасности (законов, стратегий и т.п.), которые определяют основы и механизмы реализации государственой политики в указанной сфере, является одной из ключевых задач, указанная система является не просто совокупностью взаимодействующих соответствующих структур, но и определенным процессом формирования правового поля и принятия политических решений в сфере обеспечения экономической безопасности. И в этом контексте очень важно учитывать, кто участвует в оценках и прогнозах, какая информация была принята во внимание, а какая нет. Это означает, что в структуре системы обеспечения экономической безопасности должна быть подсистема, функцией которой является не только разработка и принятие государственно-управленческих решений, направленных на обеспечение экономической безопасности, но и формирование правового поля указанной политики. Эту функцию выполняет система государственного управления экономической безопасностью, которая является подсистемой системы обеспечения экономической безопасности.
Вместе с тем, на наш взгляд, операционализация дефиниции «система государственного управления экономической безопасностью» является темой отдельного исследования, поскольку необходимо более четко определить ее функции, задачи, принципы построения, критерии эффективности.
4. Выполнение задач, которые возлагаются на систему обеспечения экономической безопасности, предполагает наличие ее определенного потенциала (возможностей по применению дипломатических, экономических, информационных и других инструментов государственной власти), рациональное использование которых позволяет обеспечить некоторый уровень защищенности национальных интересов в экономической сфере.
Из сказаннного выше можно сделать следующие выводы:
1. Экономическая глобализация актуализирует важность формирования соответствующего понятийно-категориального апарата в контексте обеспечения адекватного реагирования органов государственной власти на вызовы и угрозы национальным интересам в экономической сфере.
2. Нами показано, что экономическая безопасность - состояние национальной экономики или ее определенная защищенность, при которых сохраняется экономическая устойчивость к внутренним и внешним угрозам и удовлетворяются экономические интересы личности, общества, государства. При этом акцент на защищенности имеет принципиальное значение, поскольку это интегральная характеристика способности национальной экономики по удовлетворению экономических потребностей общества и государства в условиях роста угроз, генерируемых процесами глобализации.
3. Под системой экономической безопасности предлагается понимать открытую, динамичную, социальную систему, главной целью которой является создание надлежащих внутренних и внешних условий для поддержания желаемого уровня защищенности национальных экономических интересов и обеспечения целостности общественного организма и его прогрессивного развития. Важно также, что указанная система тесно связана определенными коммуникациями с внешней средой (другими системами), по которым
осуществляется обмен ресурсами и информацией.
4. Система обеспечения экономической безопасности - это совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных механизмов (организационных, правовых и других) и субъектов обеспечения экономической безопасности, главной целью которых является реализация национальных интересов в экономической сфере. Она является составной частью системы экономической безопасности, а элементом ее структуры является система государственного управления экономической безопасностью.
5. Поскольку государственное управление экономической безопасности является целенаправленной деятельностью субъектов обеспечения экономической безопасности, которые осуществляют разработку и реализацию государственно-управленческих воздействий на объекты экономической безопасности с целью прогнозирования, своевременного выявления, предотвращения и нейтрализации угроз в экономической сфере жизнедеятельности общества и государства, то, учитывая противоречивый характер процессов глобализации, операционализация дефиниции «система государственного управления экономической безопасностью» является темой отдельного исследования, поскольку необходимо более четко определить ее функции, задачи, принципы построения, критерии эффективности и т.д.
Библиографический список:
1. Войтович Р.В. Вплив глобалiзацil на систему державного управлшня (теоретико-методолопчний аналiз): Монографiя / За заг.ред. д-ра фшос.наук, проф. В.М.Князева. - К.: Вид-во НАДУ,2007.- 680 с.
2. Шнипко ОС. 1нновацшний дефолт Украши: економшо-техиолопчний контекст: Монографiя / О.С.Шнипко.
- К.: Генеза, 2009. - 248 с.;
3. Шныпко А.С. Экономические войны: истоки, формы, цели, проблемы, перспективы. - К.: Генеза, 2007.
4. Завгородняя С.П. Глобализация економическая / С.П.Завгородня // Государственное управление в сфере национальной безопасности: словарь-справочник / состав.: Г.П.Сытник, В.И.Абрамов, В.Ф.Смолянюк и др.; подобщ.редакцией Г.П.Сытника. - К.: НАДУ, 2012. - С. 104-105
5. Гражевська Н.1. Економiчнi системи епохи глобальних змш. - К.: Знання, 2008. - 431 с.
6. Економiчна безпека Украши: сутнють i напрями забезпечення / В.Т. Шлемко, 1.Ф. Бшько : Монографiя.
- К. : Н1СД, 1997. - 144 с.
7. Кириленко В.И. Безопасность экономическая / В.И.Кириленко // Государственное управление в сфере национальной безопасности: словарь-справочник / состав.: Г.П.Сытник, В.И.Абрамов, В.Ф.Смолянюк и др.; подобщ.редакцией Г.П.Сытника. - К.: НАДУ, 2012. - С. 64 - 67.
8. Економiчна безпека: навч. поаб. / З.С. Варналш, П.В. Мельник, Л.Л. Тарангул, та ш; за заг. ред. З.С.Варналiя. - К.: Знання, 2009. - 647 с.
9. Мунпян В.1. Економiчна безпека Украши: монографiя / В.1. Мунпян. - К.: Вид-во КВ1Ц, 1999. - 464 с.
10. Система економiчноl безпеки держави / Щц заг. ред. д.е.н., проф., заслуженого економюта Украши Сухорукова А.1. / Нацюнальний шститут проблем мiжнародноl безпеки при РНБО Украши. - К.: ВД "Стилос", 2010. - 685 с.
11. Економiчна диплома™ та економiчна безпека Украши: Навчальний пошбник / В.М. Нижник. -Хмельницький: ХНУ, 2007. - 299 с.
12. Нижник Н.Р., Машков О.А. Системний шдхщ в оргашзацп державного управлшня: навч. пошбник / За заг. ред. Н.Р.Нижник. - К.: Вид-во УАДУ, 1998. - 160 с.
13. Абрамов В.И. Безопасность / В.И.Абрамов // Государственное управление в сфере национальной безопасности: словарь-справочник / состав.: Г.П.Сытник, В.И.Абрамов, В.Ф.Смолянюк и др.; под общ. редакцией Г.П.Сытника. - К.: НАДУ, 2012. - С. 13-17
14. Шнипко О С. Економiчна безпека iерархiчних багатс^вневих систем: репональний аспект. - К.: Генеза, 2006. - 288 с.
15. Экономическая и национальная безопасность: Учебник / Под ред. Е.А. Олейникова. -М.: Экзамен, 2005. - 768 с.
16. Сенчагов В. К. Экономическая безопасность: геополитика, глобализация, самосохранение и развитие (книга четвертая) / Институт экономики РАН. - М .: ЗАО «Финстатинформ», 2002. - 128 с.
17. Гордиенко Д.В. Основы экономической безопасности государства: Аналитич. доклад. - М.: Центр стратегических оценок и прогнозов, 2009. - 38 с.
18. Ситник Г.П. Державне управлшня нацюнальною безпекою Украши: Моногр. - К.: Вид-во НАДУ, 2004.
19. Чернятевич Я.В. Система обеспечения экономической безопасности / Я.В. Чернятевич // Государственное управление в сфере национальной безопасности: словарь-справочник / состав.: Г.П.Сытник, В.И.Абрамов, В.Ф.Смолянюк и др.; подобщ.редакцией Г.П.Сытника. - К.: НАДУ, 2012. - С. 361-362.