Научная статья на тему 'ПОНЯТИЙНАЯ СУЩНОСТЬ СПОСОБНОСТЕЙ: СТРУКТУРА, ВИДЫ, КОМПОНЕНТЫ'

ПОНЯТИЙНАЯ СУЩНОСТЬ СПОСОБНОСТЕЙ: СТРУКТУРА, ВИДЫ, КОМПОНЕНТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
588
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОСОБНОСТЬ / ЗАДАТКИ / ОДАРЕННОСТЬ / ТАЛАНТ / ГЕНИАЛЬНОСТЬ / МУЗЫКАЛЬНОСТЬ / ABILITIES / INCLINATIONS / TALENT / GENIUS / MUSICALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крамаренко А.С., Бахтиярова Я.А., Бичанина Т.В., Голубь М.С.

С психологической точки зрения выделяются общие и специальные способности. Способности имеют следующую структуру: задатки, одаренность, талант, гениальность. Б.М. Теплов в своих работах анализировал проблемы развития музыкальных способностей и раскрыл понятие «музыкальность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL ESSENCE OF ABILITIES: STRUCTURE, TYPES, COMPONENTS

From the psychological point of view, General and special abilities are distinguished. Abilities have the following structure: inclinations, talent, talent, genius. In his works, Teplov analyzed the problems of development of musical abilities and revealed the concept of "musicality".

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЙНАЯ СУЩНОСТЬ СПОСОБНОСТЕЙ: СТРУКТУРА, ВИДЫ, КОМПОНЕНТЫ»

УДК 78.01

Крамаренко А. С.

студент Бахтиярова Я. А. студент Бичанина Т.В. студент

научный руководитель: Голубь М.С., к.п.н.

доцент

кафедра Дошкольной педагогики и психологии

КубГУ Россия, г. Краснодар ПОНЯТИЙНАЯ СУЩНОСТЬ СПОСОБНОСТЕЙ: СТРУКТУРА,

ВИДЫ, КОМПОНЕНТЫ Аннотация: с психологической точки зрения выделяются общие и специальные способности. Способности имеют следующую структуру: задатки, одаренность, талант, гениальность. Б.М. Теплов в своих работах анализировал проблемы развития музыкальных способностей и раскрыл понятие «музыкальность».

Ключевые слова: способность, задатки, одаренность, талант, гениальность, музыкальность.

Kramarenko A.S.

student KubSU Russia, Krasnodar Bakhtiyarova Yana Alexandrovna

student KubSU Russia, Krasnodar Bichanina Tatyana Vladimirovna

student KubSU Russia, Krasnodar Scientific adviser: Golub Marina Sergeevna., k.p.n. Associate Professor of the Preschool Pedagogy and Psychology

KubSU Russia, Krasnodar CONCEPTUAL ESSENCE OF ABILITIES: STRUCTURE, TYPES,

COMPONENTS

Abstract: from the psychological point of view, General and special abilities are distinguished. Abilities have the following structure: inclinations, talent, talent, genius. In his works, Teplov analyzed the problems of development of musical abilities and revealed the concept of "musicality".

Key words: abilities, inclinations, talent, genius, musicality.

«Человеческие способности, отличающие человека от других живых существ, составляют его природу, но сама природа человека является продуктом истории. Природа человека формируется и изменяется в процессе исторического развития в результате трудовой деятельности человека. Музыкальные и другие способности формируются вместе с развитием различных видов искусств» - С.Л. Рубинштейн [27, с. 122-123].

Слово «способность» широко применяется в различных областях практики. Существует достаточно много определений к данному термину. А.Г. Маклаков в своей книге «Общая психология» выделяет три подхода к исследованию способностей. В первом подходе способность понимается как совокупность психических процессов и состояний. Это наиболее старая и точная трактовка термина. С точки зрения второго подхода способности -это высокий уровень развития знаний, умений, навыков, которые обеспечивают успешное выполнение людьми различных видов деятельности. Данное определение термина «способность» в настоящее время встречается достаточно часто, и было принято в психологии в XVIII -XIX веке. И последний подход утверждает, что способности не сводятся к знаниям, умениям или навыкам, но обеспечивает быстрое их приобретение, а также использование на практике [20].

Способности - свойства личности, от которых зависит возможность осуществления и степень успешности деятельности [19, с. 45].

С точки зрения психологической науки выделяются общие и специальные способности.

Общие способности - система индивидуально-психологических характеристик личности, которая характеризуется легкостью и продуктивностью в осуществлении различных видов деятельности и общения. Они подразделяются на способности: двигательные, коммуникативные, творческие и умственные [30, с. 788-791].

Специальные способности - это индивидуально-психологические особенности личности, которые определяют успехи в специальных видах деятельности и общения, где необходимы задатки и их развитие (музыкальные, литературные, художественные и другие). Развитие специальных способностей сложный и длительный процесс. Специальные способности выявляются в неопределенное время, но ранее проявляются способности в музыке [29, с. 105-106].

Отечественный ученый Б.М. Теплов в разработке общей теории способностей выделил три признака способности:

- способности - это индивидуально-психологические особенности, которые отличают одного человека от другого;

- способности имеют такие индивидуальные особенности, которые ведут к успеху в какой-либо деятельности;

- термин «способность» не относится к тем знаниям, навыкам и

умениям, которые имеются у человека.

Б.М. Теплов говорил о том, что способности находятся в постоянном процессе развития. Если человек не применяет на практике определенную способность, то со временем она исчезает [33, с. 41-56].

Развитие определенной способности проходит несколько стадий: задатки, способности, одаренность, талант, гениальность [28].

Задатки являются предпосылками к развитию способностей. Способности формируются из задатков в определенной деятельности и при благоприятных условиях.

Способность - совокупность индивидуально-психологических функциональных свойств, которая позволяет при прочих равных условиях успешно овладевать знаниями, умениями, навыками, важными для данной продуктивной деятельности, и является внутренним условием ее успешного выполнения. Большинство людей способны выполнять несколько видов деятельности [5, с. 129].

Одаренность связана с развитием способностей, но при этом независима от них. Б.М. Теплов определяет понятие «одаренность» как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности». Одаренность чаще всего относят к общим способностям, которая проявляется в различных видах деятельности: творческой деятельности, духовной жизни, психомоторике, в социальной сфере, в интеллектуальной и академической деятельности. Под одаренностью понимается наличие у человека выраженных задатков к развитию определенных способностей [33, с. 140-145].

Кроме одаренности человеку необходимо обладать соответствующими навыками и умениями, которые способствуют развитию способностей в деятельности и проявляются в виде таланта и гениальности.

Понятие «талант» определяется как высший уровень развития способностей человека, который обеспечивают достижение выдающихся успехов в определенном виде деятельности. В таланте сочетается совокупность способностей. Если способность недостаточно используется, то она может компенсироваться другой, через приобретаемые знания или умения или другой более развитой способностью [15, с. 206-207].

Последним уровнем развития способности является гениальность. Гениальность дошкольника признают тогда, когда творческие достижения составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Однако нельзя говорить о том, что индивидуальные качества личности развиты в одинаковой степени.

Гениальность - это высший уровень развития определенных способностей человека, которые делают его известной личностью в соответствующей области или сфере деятельности [12, с. 213 -217].

Музыка способствует отображению переживаний людей в разные моменты жизни, а также развитию личности дошкольника и его

способностей. Музыка воздействует на человека с первых дней его жизни, благодаря развитию и воспитанию личности с помощью музыкального искусства.

Музыкальное искусство является одним из специфических и сложных видов искусства. Специфичность заключается в использовании особых средств: звука, ритма, темпа, силы звучания, ладо-гармонической окраски. Сложность выражается в том, что звуковой образ с помощью особых средств воспринимается и воспроизводится человеком индивидуально.

Дошкольный возраст - это период, в котором ведущую роль в психическом развитии играет эмоциональная сфера, а музыка по своему содержанию искусство эмоциональное. Музыкальное искусство представляет возможности для расширения и обогащения эмоционального опыта, а также в нем формируется богатство интонаций, которые выражают разные оттенки чувств и переживаний.

Понимание музыкального искусства дает ребенку представление о действительности, о ее закономерностях, о нем самом через формирование музыкальных способностей, которые в настоящее время остаются актуальным в музыкальном воспитании.

Б.М. Теплов в своих работах анализировал проблему развития музыкальных способностей. Употребляя термин «способность», он говорит о том, что это индивидуально-психологические свойства человека, являющиеся условием осуществления деятельности, для которой необходимо овладевать определенными знаниями, навыками, умениями.

Музыкальные способности связаны с термином «музыкальность», которая применяется как в науке, так и в быту. Музыкальность относится к ребенку дошкольного возраста, который не просто умеет делать что -то в области музыки, а делать это с легкостью, удовольствием, чтобы вызвать восхищение у слушателей. Данный термин не всегда применяется к профессиональным музыкантам, но к ребенку вполне применим, так как он имеет мало умений и навыков [2].

Теплов считает, что музыкальность - это комплекс способностей, которые требуют для занятий именно музыкальную деятельность. У любого человека присутствует некоторая музыкальность. Педагога в дошкольном учреждении должно интересовать, в чем состоит музыкальность воспитанника и какие существуют пути ее развития [6, с. 42-54].

У каждого человека сочетаются общие и специальные способности, который предполагает успех протекания определенной деятельности. У представителя человеческого рода есть малая часть музыкальности. В дошкольном учреждении педагога должно интересовать какова музыкальность ребенка и как ее дальше развивать.

Способности являются свойством личности, от которых зависит возможность осуществления и степень успешности деятельности. С психологической точки зрения выделяются общие и специальные способности. Способности имеют следующую структуру: задатки,

одаренность, талант, гениальность. Б.М. Теплов в своих работах анализировал проблемы развития музыкальных способностей, под которыми понимаются индивидуально-психологические свойства человека, являющиеся условием осуществления деятельности, для которой необходимо овладевать определенными знаниями, навыками, умениями. Под музыкальностью Б.М. Теплов понимал комплекс способностей, которые требуют для занятий именно музыкальную деятельность.

Использованные источники:

1. Андакова А.В. Основные направления развития музыкальности в дошкольном возрасте / Андакова А.В., Ворончихина А.А. // Актуальные вопросы художественного образования: теория, методика, практика. - 2017. - С. 74-79.

2. Бордовская Н.В. Психология и педагогика: учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2014. - С. 129.

3. Гаджиева З.Ш. Музыкальность: сущностное качество природы человека или отчужденный феномен? / Гаджиева З.Ш., Шалухова Ф.В., Торопова А.В. // Вестник кафедры ЮНЕСКО «музыкальное искусство и образование». -2015. - № 1. - С. 42-54.

4. Ефимова Н.С. Основы общей психологии. - М.: Форум, Инфра-М, 2013. -С. 213-217.

5. Куварзина А.Ю. Одаренность. Талант. Гениальность // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. - 2013. - № 10. - С. 206-207.

6. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971. -С. 259.

7. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2001. - С. 536-537.

8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М.: Педагогика, 1989. - т. 2. - С. 122-123.

9. Салева Л.А. Понятия «задатки», «способность», «одаренность», «талант», «гениальность», их взаимосвязь / Салева Л.А., Махнева О.В. // Методическая система. - 2014. - С. 1-18.

10. Серебрякова А.А., Овсянникова Е.А. Основы психологии. - М.: Флинта, 2015. - С. 106-107.

11.Слабая О.С. Роль педагогических способностей в профессиональной деятельности преподавателя / Слабая О.С., Белялова М.А. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 11. - С. 788-791.

12. Трафимчик Ж. И. Одаренность, талант, гениальность: введение в проблему // Проблемы здоровья и экологии. - 2014. - №2. - С. 140-145.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.