Сергеев С.А.
Кемерово
ПОНЯТИЙНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРИЗНАКОВОЙ СТРУКТУРЫ КОНЦЕПТА МЕЧТА
Понятийные признаки концепта - это «рациональная часть концепта, т.е. то содержание, которое включает только существенные характеристики объекта и рационально мыслится, а не переживается» [Карасик 2002: 153]. Информация о понятийных признаках концепта фиксируется, прежде всего, в толковых словарях. В работе использован метод концептуального (согласно
З.Д. Поповой и И.А. Стернину - семантико-когнитивного) анализа, который предполагает переход от содержания значений слова - репрезентанта концепта к содержанию концепта. «Путь исследования «от семантики единиц языка к концепту» наиболее надежен... анализ языковых средств позволяет наиболее простым и надежным способом выявить признаки концептов и моделировать концепт» [Попова, Стернин 2005: 10]. Понятийная составляющая концепта - часть признаковой структуры, которая выявляется путем анализа значений слова, репрезентирующего концепт.
Исследуемый концепт мечта объективируется словами с корневой морфемой -мечт-, составляющей основу словообразовательного гнезда. Мечта - это имя концепта, с помощью ко-
торого он объективируется в языке. Исследования показывают, что высший уровень концептуализации действительности представлен субстантивными формами вербализации концептов. «Субстантивная фиксация концепта в языке свидетельствует о надежной концептуализации явления, максимально абстрагированной от ситуации» [Попова, Стернин 2003: 48].
Слово мечта в современном русском языке полисемантич-но. В словарях представлено от трех до пяти толкований, рассмотрение которых дает основание выделить следующие признаки, образующие понятийный слой концепта мечта:
1. ‘Образ’ (что-либо (картина, образ), созданное воображением, фантазией - СРЯ; мысленный образ чего-л. желаемого -ССРЛЯ; нечто созданное воображением, мысленно представляемое - Ожегов). То все было просто, ясно, счастливо, мечты всякие хорошие... Толстая. Кысь.
2. ‘Процесс’ (процесс создания каких-либо образов, представляемых как существующие - СРЯ; действие и состояние по глаг. мечтать - создавать воображением образ чего-либо -ССРЛЯ). Чем реже нас балует счастье, Тем слаще предаваться нам Предположеньям и мечтам. Лермонтов. Измаил-Бей.
3. ‘Состояние’ (действие и состояние по глаг. мечтать - создавать воображением образ чего-либо; предаваться мечтам -СРЯ, ССРЛЯ). Он погружался в бред, в мечты; и это лучше выходило, чем действительность. Зайцев. Москва.
4. ‘Желание’ (мысль, дума о чем-л. желаемом, манящем; предмет желаний, стремлений_- СРЯ, Ожегов; желание стремление - ССРЛЯ;). Стать механиком было его мечтой. Полевой. Гвардии рядовой.
5. ‘Ирреальность’ (о чем-л. нереальном, несуществующем или неосуществимом - СРЯ, ССРЛЯ). Это все только мечты. Путь до экрана очень тернист, труден, чаще всего непроходим для тех, кто мечтает о славе... Беляев. Человек, нашедший свое лицо.
6. ‘Хорошо’ (оценка чего-либо, что является пределом желаний - СРЯ; о чем-л. необыкновенно красивом, привлекательном
- ССРЛЯ; о чем-нибудь очень хорошем - Ожегов). Очень часто из старого прекрасного платья... выходили просто чудеса, нечто обворожительное, не платья, а мечта. Чехов. Попрыгунья.
1. Первое толкование слова мечта позволяет вычленить
признак ‘образ’: Обуянный розовой мечтою, Ипполит Матвеевич переваливался на кровати с боку на бок... Ильф, Петров. Двенадцать стульев. - Вот баба - она баба и есть. Всю мечту опоганит. Аж трясет. Толстая. Кысь. В данной дефиниции содержится также указание на место локализации и источника появления мечты - воображение и фантазия, именно этим «невидимым органам человека» отведена роль создания мысленных образов, которые человек именует мечтой: А между тем это не мечта моего воображения. Достоевский. Записки из мертвого дома. Сколько лет путешествие было приятнейшею мечтою моего воображения? Карамзин. Письма русского путешественника. Иллюстративный материал показывает, что мечты создаются только воображением, а не фантазией [подр. о различии фантазии и воображения см.: Урысон 2003], что естественно указывает на особый характер образов, которые принято именовать мечтами.
Характер мысленных образов, создаваемых человеком по отношению к их связи с реальностью, может быть разным. С одной стороны, субъект создает образы того, что он знает по описаниям или по собственному опыту. Если имеющаяся информация о том или ином объекте / явлении оказывается недостаточно полной - субъект с помощью воображения заполняет эти естественные лакуны. С другой стороны, с помощью воображения субъект может создавать особый, несуществующий мир. Года три он проходил с этою мечтой, мерещилась она ему все в разных видах. Достоевский. Братья Карамазовы. На крыльях древнего Пегаса Летает в мир мечтанья он Лермонтов. Портреты.
2. Вторая дефиниция позволяет выделить признак ‘процесс’. Значение процессуальности для слова мечта является одним из самых важных, поскольку данный субстантив является производным от глагола мечтать. Если обратиться к словообразовательному гнезду с корнем -мечт-, то можно увидеть, что все остальные члены гнезда в своих значениях также содержат этот компонент. Наиболее важно данное замечание относительно слова мечтание, которое образует с мечтой синонимическую пару. Словарные пометы указывают на конструкции, которые являются типичными условиями реализации данного признака: мечта/мечтание о ком, чем; предаваться мечтам/мечтаниям (Я уже не мог предаваться мечтам о счастии.... Тургенев. Фауст. Она заставала себя на мечтаниях о том, что было бы,
если б она не была замужем и он был бы свободен. Толстой. Анна Каренина). Как правило, этот процесс приносит удовольствие, - в этом отличие мечты от просто мыслительного процесса (мечтать можно только о хорошем, тогда как думать и размышлять - о чем угодно). Я убежден, что нет человеческого существа и возраста, лишенного этой благодетельной, утешительной способности мечтания. Толстой. Юность. Однако, встречаются контексты, в которых мечта и мысль - синонимы: И вдруг мечта на ум приходит, Что это только мирный сон. Герцен. Былое и думы.
Признак процессуальности позволяет рассматривать мечту как определенный вид ментальной деятельности и, шире, - деятельности вообще, требующей определенных усилий и условий (времени, места, эмоциональное состояние субъекта) осуществления. Однако часто мечта трактуется как пустое занятие, нерезультативный вид деятельности, бесполезная трата времени: Мечты - юношам и девам, а серьезным людям - серьезное дело... Горький. Фома Гордеев. ...но эти праздные мечты не могут предъявлять никаких притязаний на внимание благосклонного читателя. Брюсов. Огненный ангел. Но тотчас, привычным усилием воли, от мечты вернулся к делу, от великого к малому. Мережковский. Петр и Алексей.
Мечта как процесс связан скорее не с мыслью, а с воображением и фантазией, т.к. его результатом является не логические понятия и связи между ними, а создание неких образов. Связь мечты с воображением и фантазией прослеживается в том, что они осмысляются как вид творческой деятельности, что дает основание в ряде случаев использовать мечту как синоним творчеству (а мечтатель - творцу): У меня есть чувство, была горячая голова; мечты я принял за творчество и творил. Гончаров. Обыкновенная история. Если бы воскрес мечтатель-поэт, как бы обнял он мечтателя-живописца! Карамзин. Письма русского путешественника. Тогда Уже дерзнул, в науке искушенный, Предаться неге творческой мечты. Я стал творить. Пушкин. Моцарт и Сальери.
Примечательно указание на то, что образы, создаваемые в процессе мечтания, воспринимаются субъектом как реально существующие. Эти образы обычно увлекают субъекта и очень сильно затрагивают, в результате чего теряется осознание того, что это всего лишь мысленные образы, поскольку в мечтах создается та же действительность, только видоизмененная в луч-
шую сторону относительно субъекта. В мечтах человек видит мир таким, каким хочет, поэтому испытывает положительные эмоции. Такие ситуации обусловливают появление выражений типа: жить мечтами, жить в мечтах, видеть в мечтах, означающих подмену реальности мечтами. Данный признак отражен и в семантике фразеосочетаний витать/летать/жить в облаках/ эмпириях и дериватных номинаций, обозначающих лицо по характеру деятельности (мечтатель, мечтательница - тот, кто уходит из реальной действительности в мир фантастики): И снова мечты заменяли действительность, и снова сознание действительности разрушало мечты. Толстой. Детство; Как есть верх и низ, лево и право, тепло и холод, так есть действительность - и мечта, реальность - и идеал. Веллер. Приключения майора Звягина.
3. Часто мечта осмысляется как некое психологическое состояние субъекта (подобно меланхолии, унынию, задумчивости [Калакуцкая 1991]. Признаки ‘процесс’ и ‘состояние’ соотносятся как рациональное (контролируемое состояние) и эмоциональное (неконтролируемый процесс), хотя о принципиальном разграничении говорить не следует, поскольку часто контексты не позволяют четко выделить доминирование того или иного признака (часто человек сознательно «погружается» в это состояние). Наиболее ярко признак ‘состояние’ представлен в толковании слов мечтание (мечтание - действие и состояние по значению глаг. мечтать) и мечтательность: Веселость ее [Лизы] притихла. Мало-помалу предалась она сладкой мечтательности. Пушкин. Барышня-крестьянка. Актуализация признака ‘состояние’ происходит в сближении мечты со сном, бредом: Все надежды, восторги, мечты о свободе, о власти - только сон, бред, безумие... Мережковский. Петр и Алексей.
4. Выделяемый признак ‘желание’ позволяет представить мечту как желание, некую внутреннюю интенцию субъекта; как правило, это желание имеет четко выраженную референцию (т.е. предмет из мира ‘действительное’, являющийся предметом желаний): Сбылись мечты: увидел он свой рай, Где мир так юн, природа так богата. Лермонтов. Измаил-Бей. Была у него такая странная мечта: он хотел превратиться в рыбу. И уплыть. Айтматов. Белый пароход.
Актуализация этого признака позволяет относить мечту к императивной сфере внутреннего мира человека (по этим признакам гл. мечтать входит в синонимический ряд ‘хотеть - же-
лать - мечтать - жаждать’ [Апресян 1995: 437]. Мечтать можно о чем угодно, но преимущественно предметом мечтания является что-то хорошее для субъекта или близких ему людей, на что указывают выражения типа: мечта (мечтать) о счастье, о свободе, о поездке куда-либо, о любви, о подвиге и т.д.; либо то, что представляется единственным, способным принести удовлетворение, в таких случаях акцентируется внимание на интенсивности желания: Бедная жертва своего легкомыслия и страсти к нарядам мечтала только об одном - провалиться сквозь землю. Булгаков. Мастер и Маргарита.
Мечта может обозначать желание, существующее в течение какого-то длительного времени (Все знали, что... все сгорали от нетерпения, когда начнется суд, что в обществе нашем много говорили, предполагали, восклицали, мечтали уже целые два месяца. Достоевский. Братья Карамазовы), а момент возникновения мечты отделен от момента ее реализации достаточно значительным и ничем неограниченным промежутком времени: Может быть, воплощение долголетней мечты и превысило все ожидания; но, вернее, оно взяло дальше цели - и перенеслось в страшный сон. Набоков. Лолита. Реализацией признака ‘желание’ служат словосочетания типа: несбыточная мечта, напрасная мечта, бесплодная мечта, невозможная мечта, тщетная мечта, тайная мечта, заветная мечта.
5-6. Два последних толкования содержат коннотативные признаки, которые актуализируются в оценочных суждениях. Коннотативный признак ‘хорошо’, реализуется при оценке чего-либо как сугубо положительного в конструкциях типа: ‘это не Ы, а мечта (где N - объект оценивания)’. Словарные пометы указывают на то, что такие конструкции характерны для разговорной сферы функционирования языка: Ай!Я упаду в обморок. Это не коляска, это мечта. Можно задохнуться от счастья сидеть в такой коляске. Островский. Бешеные деньги. Слева красовался профиль с устрашающим тараном поболее Клариного, справа
- то же лицо с носом... ах, с чудесным, нормальным, заурядным носом - не нос, а мечта... Веллер. Приключения майора Звягина.
Признак ‘ирреальность’ отражен только в одном словаре. Актуализируется он в суждениях, указывающих на противопоставление желаемого и действительного (как мир предположений, фантазий и мир реальности): Это все только мечты. Путь до экрана очень тернист, труден, чаще всего непроходим для
тех, кто мечтает о славе... Беляев. Человек, нашедший свое лицо. Казалось, вспомнить он старался Рассказ ужасный и желал Себя уверить, что он спал, Желал бы счесть он все мечтою. Лермонтов. Измаил-Бей.
На основании сопоставления различных словарных статей можно сделать вывод о том, что наиболее полное толкование слова мечта представлено в «Словаре русского языка» под ред. А.П. Евгеньевой. В результате исследования было выделено шесть признаков, которые составляют понятийную часть структуры концепта мечта: ‘образ’, ‘процесс’, ‘состояние’, ‘желание’, ‘ирреальность’, ‘хорошо’. Рассмотрение контекстов (взятых из произведений русской литературы), содержащих языковые репрезентанты концепта мечта и объективирующих тот или иной признак его структуры, показало, что признаки ‘желание’ (36.4 %), ‘образ’ (25.2 %) и ‘процесс’ (21.2 %) имеют самую высокую частотность языковых употреблений, что указывает на их актуальность в процессе функционирования. Наименее частотные, однако не менее значимые признаки ‘ирреальность’ (4.5 %) и ‘хорошо’ (0.8 %) позволяют говорить о наличии в структуре концепта мечта аксиологического потенциала, что, естественно, распространяется на выбор окружения слова, репрезентирующего концепт, и специфику его объективации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Апресян Ю.Д. Избранные труды в 2 т. Т.1. Лексическая семантика. - М.: «Языки русской культуры», 1995.
2. Калакуцкая Е.Л. лексико-семантическая тема «уныние -меланхолия - задумчивость - забвение» в русском языке и культуре 18 в. // Логический анализ языка. Культурные концепты.
- М., 1991. - С. 138 - 147.
3. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс.
- Волгоград: Перемена, 2002.
4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1997.
5. Попова З.Д., Стернин И.А. Очерки по когнитивной лингвистике. - Воронеж, 2003.
6. Попова З.Д., Стернин И.А.. Основные черты семантикокогнитивного подхода к языку // Антология концептов. Под ред. В.И. Карасика, И.А. Стернина. Т.1. Волгоград: Парадигма, 2005.
- С. 7-10.
7. Сергеев С.А. Особенности объективации концепта мечта в русской языковой картине мира: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Новосибирск, 2005.
8. СРЯ - Словарь русского языка. Под ред. А.П. Евгеньевой. М., 1985.
9. ССРЛЯ - Словарь современного русского литературного языка. Издательство академии наук. - Т.6. - М. - Ленинград, 1957.
10. Урысон Е.В. Проблемы исследования языковой картины мира. Аналогия в семантике. - М., 2003.
© Сергеев С.А., 2006