Научная статья на тему 'Понятийная характеристика самостоятельности младшего школьника'

Понятийная характеристика самостоятельности младшего школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
585
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / САМООСУЩЕСТВЛЕНИЕ / САМООЦЕНКА / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / САМОКОРРЕКЦИЯ / СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ / ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ / INDEPENDENCE / SELF-FULFILLMENT / SELF-ESTEEM / SELF-REALIZATION / SELF-CORRECTION / AWARENESS / FEASIBILITY / SELF-ACTUALIZATION / CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балясникова Л. В.

В статье рассмотрена этимология понятия самостоятельность. Представлены различные точки зрения на самостоятельность в психологии и педагогике. Статья посвящена анализу особенностей самостоятельности и выделению ее понятийной характеристики. Описано проявление самостоятельности в контексте развития самости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDEPENDENCE OF YOUNGER SCHOOL CHILDRE, A CONCEPTUAL DESCRIPTION

The article discusses the etymology of the concept of independece. Presented different perspectives on the self in psychology and pedagogy. The article analyzes the characteristics of independence and separation of the conceptual characteristics. Described the manifestation of self-reliance in the context of the self.

Текст научной работы на тему «Понятийная характеристика самостоятельности младшего школьника»

могли бы не просто работать в новых подразделениях, но и активно развивать их. Одним из способов, который позволил создать алгоритм подбора команды для развития новых направлений стал управляемый, в нашей внутренней терминологии, «провоцируемый» конфликт.

Создание топ-менеджерами предприятия конфликтных ситуаций внутри различных подразделений позволяет решить сразу несколько задач основная из которых, в предлагаемой ситуации, выявление лидеров способных действовать максимально полезно в рамках разрешения «провоцируемого» конфликта. Данная полезность оценивается с точки зрения умения принимать решения в созданной конфликтной, стрессовой ситуации, умение организовывать подразделение находящиеся в состоянии внутреннего конфликта для продолжения продуктивной работы. С другой стороны «провоцируемый» конфликт дает возможность еще раз пересмотреть структурный состав подразделения и выявить сотрудников, являющихся потенциально слабыми звеньями в подразделении и способные при возникновении реальных конфликтных ситуаций существенно снизить эффективность работы подразделения.

Зачастую применение подобных методов, оказывается гораздо более эффективным, чем, к примеру, проведение командообразующих тренингов.

Литература

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Значение, предмет и задачи конфликтологии // Конфликтология. - М.: ЮНИТИ, 1999. - С. 11.

2. Кричевский Р.Л. Если Вы руководитель - М., Дело, 1993.

3. Радугин А.А.Основы менеджмента: Учебное пособие - М. 1997. - С. 16.

4. Фролов С.С. Социология организаций. - М., 2000. - С. 45-46.

© Оболонский Ю.В., 2011

Балясникова Л.В.

ПОНЯТИЙНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Balyasnikova L.V.

INDEPENDENCE OF YOUNGER SCHOOL CHILDRE,

A CONCEPTUAL DESCRIPTION

В статье рассмотрена этимология понятия самостоятельность.

Представлены различные точки зрения на самостоятельность в психологии и педагогике. Статья посвящена анализу особенностей самостоятельности и

выделению ее понятийной характеристики. Описано проявление самостоятельности в контексте развития самости.

Ключевые слова: самостоятельность, самоосуществление, самооценка,

самореализация, самокоррекция, сознательность, целесообразность.

The article discusses the etymology of the concept of independece. Presented different perspectives on the self in psychology and pedagogy. The article analyzes the characteristics of independence and separation of the conceptual characteristics. Described the manifestation of self-reliance in the context of the self.

Keywords: independence, self-fulfillment, self-esteem, self-realization, self-correction, awareness, feasibility, self-actualization, consciousness.

Размышляя над проблемами современного образования многие ученые, мыслители нашего времени отмечают первостепенную важность развития самостоятельности у школьника как фактора самореализации во всех сферах бытия и в дальнейшем достижении акме. Впервые за последние десятилетия в Федеральные государственные образовательные стандарты начальной школы заложена концептуальная позиция с ориентацией на процесс смыслообразования, смыслопорождения,саморефлексии. Теперь школьник это не воспроизводитель полученных знаний, умений, навыков, а самостоятельная личность, умеющая мыслить, принимать посильные решения и обосновывать их. Для того чтобы знать как формировать самостоятельность, необходимо знать что формировать и зачем? В связи с этим мы задались вопросом, какова этимология понятия самостоятельность, что подразумевалось под этим значением раньше и что сегодня характеризует самостоятельность как психологическое свойство личности.

С точки зрения этимологии слова, «самостоятельность» может быть определена как «сам» и «стоять»; «самость»; «независимость». Самостоятельность -независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Самостоятельность - способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. По мнению А.Ф. Лазурского самостоятельность - это противодействие оказываемое человеком к постороннему влиянию и этим имеет сходство с упрямством. Однако самостоятельность имеет отличительную характеристику от упрямства, а именно большую сознательность и целесообразность противодействия. Таким образом, самостоятельность напрямую связана с сознательностью и целесообразностью.

На способность сознательно ставить перед собой те или иные задачи, цели, определять направление своей деятельности как существенное в самостоятельности субъекта указывает и С.Л. Рубинштейн [7, с.240]. Подлинная самостоятельность воли предполагает, по мнению С.Л.Рубинштейна, сознательную мотивированность и обоснованность [7, с.204].

Очень много исследовательских работ связано с проблемами развития самостоятельности школьников (Капитонова Т.А., Лефтерова Т.В., Краснова Е.В., Колисниченко Н.В. и другие), однако эти исследования проведены в педагогическом аспекте, где в большей степени исследовалась учебная, познавательная самостоятельность. Безусловно, учебная деятельность, как ведущая в младшем школьном возрасте имеет приоритетное значение, и тем не менее в каждой работе среди условий и факторов развития учебной самостоятельности или самостоятельности в учебной деятельности отмечается важность психологических

особенностей, социальных, коммуникативных, личностных. Т.А. Капитонова так описывает это в своей работе «Развитие познавательной самостоятельности младших школьников», Саратов, 1996: « В ходе исследования представлялось целесообразным найти внутреннюю пружину, способствующую внутреннему развитию, способствующую развитию самостоятельности младших школьников».

К поискам этой «внутренней пружины» мы и обратили наши исследования. Для начала мы рассмотрели понятия самостоятельность в отечественной психологии и педагогике.

Анализ психолого-педагогических исследований показывает разнообразие подходов к определению понятия «самостоятельность»: интеллектуальные

способности ученика и его умения, позволяющие ему самостоятельно учиться (М.И. Махмутов); готовность учащегося своими силами продвигаться в овладении знаниями (Н.А. Половникова); свойство личности, проявляющееся в желании своими силами овладеть знаниями и способами деятельности (Т.И. Шамова) .

Н.Г. Алексеев определяет самостоятельность как свойство личности, характеризующееся двумя взаимосвязанными факторами: совокупностью средств -знаний, умений и навыков, которыми обладает личность, и ее отношением к процессу деятельности, ее результатам и условиям осуществления, а также к складывающимся связям с другими людьми. Таким образом, в задачи процесса формирования самостоятельности исследователь включает не только совершенствование знаний, умений и навыков, но и развитие соответствующих мотивов .

И.С. Кон включает в понятие «самостоятельность» три взаимосвязанных качества: 1) независимость как способность самому, без подсказки извне, принимать и осуществлять решения, 2) ответственность, готовность отвечать за последствия своих поступков и 3) убеждение в реальной социальной возможности и моральной правильности такого поведения. Деятельностную сторону самостоятельности подчеркивают И.В. Гребенников и Л.В. Ковинько, определяя ее как «одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении поставить определенную цель; настойчиво добиваться ее выполнения собственными силами, ответственно относиться к своей деятельности .

М.В. Гамезо, И.А. Домашенко основными качествами, характеризующими самостоятельность, считают ориентационные и оценочные действия человека, обуславливающими умение не поддаваться влияниям различных факторов, которые могут отвлечь от достижения цели, критически оценивать советы и предложения других, действовать на основе своих взглядов и убеждений.

Ф.Н. Гоноболин так характеризует понятие самостоятельность: «Самостоятельность - это способность человека принимать решение и выполнять намеченное действие ,не поддаваясь чужому влиянию. Люди, не отличающиеся этим волевым качеством, обычно теряются при встретившемся на их пути затруднении. Причина такой беспомощности часто объясняется особенностями воспитания еще в школь ном возрасте, когда ребенка не приучали к самостоятельной работе, и у него развилось стремление избегать ответственности за свои действия и поступки. Самостоятельность не исключает того, что человек охотно прислушивается к разумному мнению других людей и принимает их советы, если согласен с ними. Но волевой человек не обладает внушаемостью, этим отрицательным качеством, при наличии которого люди слишком легко отказываются от своего мнения» [3, с.79].

С волевыми качествами личности, которые проявляются в способности «систематизировать, планировать, регулировать и активно осуществлять свою деятельность без постоянного руководства и практической помощи извне», соотносит феномен самостоятельности и К.К. Платонов [6].

Учитывая вышеприведенные характеристики самостоятельности можно выделить то существенное, на что указывают предыдущие авторы, а именно -сознательность, основанная на анализе ситуации, выделении существенного, соотнесении с нормами и внутренним Я, сопровождающаяся критичностью и целесообразность, основанная на умении планировать, регулировать и активно осуществлять деятельность в соответствии с целью.

Таким образом, в соответствии с принципом соразмерности социальных и жизненных изменений личностным свойствам человека мы рассматриваем самостоятельность, как реагирование на внешний раздражитель или на внутреннюю потребность под включенность в то существенное, куда попадает ребенок, в предполагаемые обстоятельства, с сохранением себя и самокорректировкой под существенное.

Такую «самокорректировку под существенное», В. Франкл назвал «чуткостью расслышать требование, содержащееся в каждой конкретной ситуации [9, с.39].

Самостоятельность выполнения действий в соответствии с существенным подтверждает основание, по которому происходит самоосуществление и помогает выработке уверенности в своих силах, которая является важной волевой чертой человека и напрямую связана с самооценкой личности. Однако и самооценка имеет обратное воздействие на самостоятельность, так , например неадекватно заниженная самооценка может являться причиной восприятия трудностей как непреодолимых, а неадекватно завышенная самооценка мешает реально оценить препятствия в осуществлении из-за переоценки своих возможностей .

В связи с этим на первый план выступают проблемы развития самости. Рассмотрим, как может проявляться самовыраженность ребенка без учета существенного, в котором осуществляется самореализация и можно ли назвать это проявлением самостоятельности? Ребенок активно действует в соответствии с внутренним призывом или внешним раздражителем, но без учета того,чтоотноситс к истине. В результате действия ребенка проходят вразрез с целостно-заданной картиной осуществления. Вразрез - это значит разрезать гармонию, созданную или создаваемую в пространстве деятельности или отношений. Чем больший разрез -несоответствие, тем уже пространство самоосуществления. Не находя должного места своего самоосуществления в гармонии с требуемым, ребенок либо обращается к своему Я, для самокорректировки, сравнения с требуемым и осознанием необходимости наращивания тех или иных качеств, или же продолжает действовать вразрез требуемому и не получает, в таком случае, подтверждения достигаемого. В первом случае ,еслит в процесс включено целедостижение при самокорректировке и самоорганизации мы говорим о развитии самостоятельности, которая характеризуется целесообразностью и осознанностью, во втором случае - об упрямстве, когда самовыражение не корректируется под существенное.

Ученик, обладающий высокой самостоятельностью умеет осознанно контролировать свои действия, имеет высокий уровень ориентировки на заданную систему требований, обладает адекватной самооценкой , которая позволяет при внешнем призыве сохранять себя и корректировать себя с учетом внутреннего.

Именно поэтому при рассмотрении самостоятельности как свойства личности следует зафиксировать существенные характеристики самостоятельности. Опираясь на наше описание и определение самостоятельности младшего школьника, следует выделить различия между акмеологическим и доакмеологическим в развитии самостоятельности. Так, младшие школьники самоорганизованные, с учетом обстоятельств и удержанием цели, обладающие необходимой самокорректировкой и сохранением себя, обладают оптимальным уровнем самоосуществления, который и является акмеологическим. В то время как школьники с достаточной

самоорганизацией, но недостаточной целевой устремленностью или выходящие на целевые характеристики, но с недостаточной самоорганизацией находятся на доакмеологическом уровне и частично готовы к оптимальному самоосуществлению, но с дозированной помощью взрослого. Такое сочетание характеристик при определенных условиях, дает прирост внутренних качеств, позволяющих реализовываться на более высоком уровне. И младшие школьники, обладающие активностью в сочетании с инерциальностью, иногда дополняемой раздражительностью, с недостаточной самоорганизацией, аналитической деятельностью по учету различных обстоятельств и недостаточной самокоррекцией, саморегулированием без специально направленной психолого-педагогической поддержки (стимулирующей, организационной, разъясняющей, поддерживающей, регуляционной) не могут прирастить то необходимое во внутреннем Я ,которое является условием для успешного самоосуществления в пространстве деятельности и отноше ний.

Литература

1. Анисимов О.С. Рефлексия и методология. М, ФГОУ РосАКО АПК, 2008.

2. Бодалев А.А., Васина Н.В. Акмеология. Настоящий человек. Каков он и каким становится? С-П, Речь, 2010.

3. Гоноболин Ф.Н. Психология. М., Просвещение, 1973.

4. Деркач А.А., Сайко Э.В. Самореализация - основание акмеологического развития. М - Воронеж, МПСИ, 2010.

5. Деркач А.А, Селезнева Е.В. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности, механизмы развития. М - Воронеж, 2006.

6. Платонов К.К. Занимательная психология. Питер пресс, 1997.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, М., Педагогика, 1989, т.2.

8. Прихожан А.М. Психология неудачника. Тренинг уверенности в себе. М., ТЦ Сфера, 2000.

9. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990.

© Балясникова Л.В., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.