Научная статья на тему 'ПОНЯТИЯ ТРУДА И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТРУДОМ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ'

ПОНЯТИЯ ТРУДА И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТРУДОМ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
136
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Ключевые слова
Менеджмент / управление трудом / удовлетворенность трудом / эффективность труда / Management / labor administration / job satisfaction / labor efficiency

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бутько Ю.В.

Труд как ресурс и как процесс. Труд как объект управления. Менеджмент в сфере труда. Факторы и результаты удовлетворенности трудом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF WORK AND JOB SATISFACTION IN PERSONNEL MANAGEMENT

Work as a resource and as a process. Work as an object of management. Management in the field of labor. Factors and results of job satisfaction.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЯ ТРУДА И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТРУДОМ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ»

2. Руднева Н.А. Тяжелые металлы и микроэлементы в гидробионтах Байкальского региона/Н.А. Руднева.-Улан-Удэ, 201.-136с.

3. Таирова А.Р., Галатова Е.А. Особенности накопления и распределения тяжелых металлов в жабрах рыб различных семейств //Аграрный вестник Урала.-2010.-№12.-С.89-93.

4. Таирова А.Р., Галатова Е.А. Особенности накопления и распределения свинца в организме рыб семейства Percidae/Е.А.Галатова, А.Р. Таирова//Ученые записки КГАВМ: Казань,2006.-Т.185.-С.204-209.

УДК 331.108.26

Бутько Ю.В. Аспирант ФГБОУВО МПГУ

г. Москва

ПОНЯТИЯ ТРУДА И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТРУДОМ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ

Аннотация: Труд как ресурс и как процесс. Труд как объект управления. Менеджмент в сфере труда. Факторы и результаты удовлетворенности трудом.

Ключевые слова: Менеджмент, управление трудом, удовлетворенность трудом, эффективность труда UDC 331.108.26

Butko, V. Yu.

Postgraduate of the Moscow pedagogical state University

city of Moscow

THE CONCEPT OF WORK AND JOB SATISFACTION IN PERSONNEL

MANAGEMENT.

Abstract: Work as a resource and as a process. Work as an object of management. Management in the field of labor. Factors and results ofjob satisfaction. Keywords: Management, labor administration, job satisfaction, labor efficiency

Труд - это работа, занятие, целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей17 .Труд и трудовая деятельность - это тождественные понятия, обозначающие направленную деятельность человека на достижение определенного результата18. Трудовую деятельность можно считать одним из

19

проявления социального поведения индивида .

17 Кашепов А.В. Рынок труда России: некоторые проблемы исследования конъюнктуры. Общество и экономика. 1995. №1. С.21

18 Кашепов А.В. Российский рынок труда: проблемы формирования, перспективы. Общество и экономика. 1997. № 7-8. С. 94.

19 Кашепов А. Проблемы предотвращения массовой безработицы в России. Вопросы экономики. 1995. № 5. С. 53.

Феномен трудовой деятельности в рамках менеджмента организации можно охарактеризовать как четко регламентированный ряд операций, фиксированный в пространстве и времени, которые совершают, объединенные в трудовые организации группы людей.

Трудовая деятельность сотрудников конкретной организации направлена на выполнение ряда функциональных задач20:

• создание материальных ресурсов для обеспечения жизнедеятельности общества и отдельно взятого индивида;

• оказание различного рода услуг;

• разработка научных ресурсов, развитие идей и ценностей;

• работа с информацией и ее носителями: накопление, хранение, обработка и анализ;

• развитие личностных и профессиональных качество и т.д.

• трудовая деятельность независимо от сферы своего проявления всегда имеет следующие свойства;

• регламентированный функционально-технологический набор трудовых операций;

• набор требуемых качеств сотрудников, необходимых для конкретной трудовой деятельности и зафиксированных в квалификационных и должностных инструкциях;

• наличие материально-технического обеспечения и пространственно-временных рамок реализации;

• наличие способа экономической и организационно -технологической связи сотрудников и условий их реализации;

• наличие организационно-управленческой структуры, необходимой для поддержания функционирования каждого элемента организации в рамках общей цели.

В каждом виде трудовой деятельности выделяются две основные компоненты: психофизиологическая (мышление, речь, работа органов чувств и т.п.), а также условия осуществления трудовой деятельности. В процессе трудовой деятельности индивид неизбежно испытывает нервные и физические нагрузки, а уровень этих нагрузок зависит от описанных выше компонентов - нервные определяются степенью ответственности, степенью риска, монотонностью труда, взаимоотношениями с начальством и коллективом между собой; физические обуславливаются организацией

рабочего места, степенью автоматизации труда, технического оснащения и

21

т.д.21

20 Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г., Экономика труда. М.:Юрайт, 2014.,с. 124-128

21 Государственная экономическая политика и Экономическая доктрина России. К умной и нравственной экономике. Абрамова М.А., Агеев А.И., Аникеева А.С. и др. / Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования. В 5 т. Москва. 2008. Том 1.

Трудовая деятельность - многогранное понятие, которое напрямую

22

связано с деятельностью организаций и с развитием экономики в целом22.

Понятие «удовлетворенность трудом» изучается в научной литературе наиболее пристально с середины прошлого века, и по настоящее время вокруг этого понятия выстраиваются различные теории, рассматривающие его с позиции разных наук и категорий23.

В научных исследованиях существует два основных подхода к пониманию труда и удовлетворенности трудом. Подход с точки зрения определения труда как процесса удовлетворения потребностей человека является наиболее разработанным. Теоретические исследования в этой области рассматривают удовлетворенность трудом как совокупность мотивов, потребностей, установок и т.п., соответственно, удовлетворенность выступает оценкой насыщения потребностей человека, связанных с

24

выполнением поставленных задач в процессе трудовой деятельности .

Второй подход связан с толкованием понятия «труд» как общественного разделения функций, которые формируют систему или как деятельность в системе общественного разделения труда. При этом общество рассматривается как результат взаимодействия людей между собой, основанного на разделении труда. В теории социологии такого подхода придерживалась авторы, которые рассматривал удовлетворенность трудом

25

как удовлетворенность социальным статусом25.

В зарубежной литературе разработки по определению удовлетворенности трудом существуют в рамках теорий социального обмена, социального сравнения и т.п. Их нельзя считать актуальными и валидными, так как они ограничены рассмотрением лишь отдельных социальных и социо-психологических аспектов, но не в совокупности.

Особенности и различия в понимании труда в разных теориях определяют основу анализа компонентов удовлетворенности трудом, его модели, а это в свою очередь обуславливает выбор метода измерения данного показателя и обработку полученных данных.

При анализе удовлетворенности трудом в рамках теории, определяющей этот феномен как процесс удовлетворения потребностей, предполагается использование «динамических» моделей, то есть, с учетом изменения и развития состояния составляющих его элементов. В данном анализе следует опираться на определение К. Левина в его теории

22 Кашепов А. Краткосрочные и долгосрочные прогнозы занятости и безработицы. Социальная политика и социальное партнерство. 2010. №8. С.7-16

23 Социальная политика в постсоциалистическом обществе: задачи, противоречия, механизмы. Матвиенко В., Пахомов Ю., Шаронов А., Лайкам К. и др. Москва. 2001.

24 Гречко М.В. Самоорганизация сложных социально-экономических систем: концептуальные основы, аксиоматика / М.В. Гречко, В.Н. Курочкин // Национальные интересы приоритеты и безопасность. - 2015. - № 32(317). С. 36-46.

25 Ермолаев Ю.А. Предметно-содержательные взаимосвязи дефиниций «организационная культура» и «корпоративная культура» / Ю.А. Ермолаев // Вестник ТГУ, организация и управление. - 2012. - №9. - С. 78-85.; Тихомирова О.Г. Организационная культура: формирование, развитие и оценка / О.Г. Тихомирова. -СПб: ИТМО, 2012. - С. 23-45.

мотивационной динамики, где удовлетворенность трудом понимается как эмоциональная оценка валентности цели и возможности ее достижения .

Если рассматривать теорию, в которой труд рассматривается в системе разделения труда, то для анализа удовлетворенности трудом используются «статические» модели, рассматривающие основные элементы удовлетворенности трудом как устойчивые показатели, то есть, сам индивид и место в системе разделения труда, которое он занимает - это два статичных элемента, причем их соотношение тоже относительно статично.

Помимо описанных выше точек зрения существует сторонняя, основанная на более целостном понимании труда. В рамках данной теории труд рассматривается как вид деятельности человека, включающий в себя содержание и направленность этой деятельности, а также ее технические и социально-экономические условия. К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали отдаленность процессов производства ресурсов и их потребления, а также опосредованность данных процессов как показатель степени развитости производственных сил общества, уровень развития процесса труда .

Описывая свое понимание удовлетворенности трудом, Ф.Н. Ильясов выражается следующим образом: «труд - это деятельность субъекта, направленная на опережающее удовлетворение его потребностей в системе общественного разделения производительных функций, деятельность, которая является основой социальной формы движения материи. Из принятого, определения следует, что удовлетворенность трудом - это состояние деятельности в системе «работник - общество», в которую, при опосредованности труда и потребления, входят характеристики трудовой деятельности и её условия, В сознании индивида удовлетворённость трудом отражается в виде оценки собственного положения в системе общественного разделения труда.»

Удовлетворенность трудом как удовлетворенность функциональным содержанием труда рассматривал А. Гастев в рамках парадигмы в которой работник выступает зависимым от рабочего места26.

В рамках теории человеческих отношений, парадигмы связки работника с группой и с коллективом удовлетворенность трудом рассматривалась как удовлетворённость психологическим климатом.

В парадигме «работник в организации», удовлетворенность трудом рассматривается как удовлетворенность местом работы или степень адаптации работника к производственной ситуации.

В парадигме, связывающей работника и систему общественного разделения труда удовлетворённость трудом понимается как оценка своей работы и своего положения индивидуумом. Причем, имеется ввиду положение не только в организации, но и в системе общественного разделения труда.

26 Лебедева А.В. Управление организационной культурой в сетевых организациях / А.В. Лебедева // Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями. - 2012. - №8. - С. 156-169.

1.2.2 Структура удовлетворенности трудом и факторы, влияющие на нее Выше мы привели сущность понятия удовлетворенности трудом и его развитие в исследовании данного феномена. Сейчас необходимо перейти к рассмотрению структуры удовлетворенности трудом, дабы в полной мере раскрыть ее содержание.

В основном в научных исследованиях структура рассматривается посредством структуры мотивов и факторов удовлетворенности трудом. Каждый элемент структуры удовлетворенности трудом заключает в себя некую группу факторов, влияющих на нее.

В научной социологической литературе прослеживаются разные подходы к определению структуры и выделению факторов, но в большинстве случаев это не имеет конкретных обоснований. Ниже мы приведем несколько примеров, из которых становится очевидна разница между пониманиями структуры удовлетворенности трудом в работах разных авторов27.

Автором наиболее известной и используемой концепции является Ф. Херцберг. Он разработал двухфакторную или мотивационно-гигиеническую теорию удовлетворенности трудом. Основная мысль ее заключается в том, что факторы, образующие удовлетворенность трудом делятся на 2 группы по характеру своего воздействия на удовлетворенность (см. таблицу 1).

Факторы удовлетворённости трудом Показатели Характер влияния

Мотиваторы Достижения Признание Внутренний интерес к работе Могут увеличивать удовлетворенность

Гигиенизаторы Оплата труда Безопасность Условия труда Могут уменьшать удовлетворенность

Таблица 1 - Группировка показателей удовлетворённости трудом по Ф. Херцбергу28

Факторы первой группы приводят к увеличению удовлетворенности трудом в том случае, если они имеются в рабочей ситуации, но, если они отсутствуют, это не приводит к снижению удовлетворенности. А факторы второй группы в случае их минимального проявления в рабочей ситуации способны привести к неудовлетворенности трудом, но их состояние

29

оптимально, это не сможет повлиять на увеличение удовлетворенности29.

В ходе сравнения подходов к пониманию удовлетворенности трудом мы столкнулись с тем, что все подходы очень отличаются друг от друга. Пример

27 Хасанова В. Проблема оценки компонентов трудового потенциала // Вестник института экономики РАН. - 2012. - № 2. - С. 99-106.

28 Управление персоналом. Под ред. А.А.Литвинюка. М.: Юрайт, 2015

29 Управление человеческими ресурсами. Под ред. И.А.Максимцева, Н.А.Горелова. М.: Юрайт, 2014

структурирования Ф. Херцберга позволяет объяснить причины этого различия, то есть, в ходе теоретического анализа удовлетворенности авторы рассматривают в основном локально лишь элемент, фрагмент структуры, но в интерпретации полученных результатов воспринимали этот элемент как общую удовлетворенность.

Если понимание удовлетворенности трудом рассматривать с точки зрения соответствия качеств работника месту, занимаемому им в системе общественного разделения труда, то можно выделить соответствующую структуру. Общественное разделение подразумевает так или иначе социальный статус, место в социальной иерархии.

Разделение труда включает в себя функциональное содержание, трудовые функции, задачи. Эти элементы, составные части неизбежно соприкасаются в одной точке, то есть на рабочем месте, то рабочее место -это та самая точка, где социальный статус работника и функциональное содержание его труда формируются и проявляются, влияют друг на друга. Соответственно, структура удовлетворенности трудом не может не включать производственную ситуацию, то есть характеристику рабочего места. Таким образом взаимосвязь работника и общества мы разбиваем на 3 фундаментальных элемента30:

1. работник - социально-классовая структура;

2. работник - производственная ситуация;

3. работник - функциональное содержание труда.

Исходя из этого, делаем вывод, что удовлетворенность трудом имеет следующие структурные элементы:

1. удовлетворенность социальным статусом;

2. удовлетворенность производственной ситуацией;

3. удовлетворенность функциональным содержанием труда. Условно эти элементы можно назвать социальным, психологическим и

психофизиологическим ..

Использованные источники:

1. Гречко М.В. Самоорганизация сложных социально -экономических систем: концептуальные основы, аксиоматика / М.В. Гречко, В.Н. Курочкин // Национальные интересы приоритеты и безопасность. - 2015. - № 32(317). С. 36-46.

2. Государственная экономическая политика и Экономическая доктрина России. К умной и нравственной экономике. Абрамова М.А., Агеев А.И., Аникеева А.С. и др. / Центр проблемного анализа и государственно -управленческого проектирования. В 5 т. Москва. 2008. Том 1.

3. Ермолаев Ю.А. Предметно-содержательные взаимосвязи дефиниций «организационная культура» и «корпоративная культура» / Ю.А. Ермолаев // Вестник ТГУ, организация и управление. - 2012. - №9. - С. 78-85.

30 Хасанова В. Проблема оценки компонентов трудового потенциала // Вестник института экономики РАН. -2012. - № 2. - С. 99-106.

4. Тихомирова О.Г. Организационная культура: формирование, развитие и оценка / О.Г. Тихомирова. - СПб: ИТМО, 2012. - С. 23-45.

5. Кашепов А.В. Рынок труда России: некоторые проблемы исследования конъюнктуры. Общество и экономика. 1995. №1. С.21

6. Кашепов А.В. Российский рынок труда: проблемы формирования, перспективы. Общество и экономика. 1997. № 7-8. С. 94.

7. Кашепов А. Проблемы предотвращения массовой безработицы в России. Вопросы экономики. 1995. № 5. С. 53.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Кашепов А. Краткосрочные и долгосрочные прогнозы занятости и безработицы. Социальная политика и социальное партнерство. 2010. №8. С.7-16

9. Лебедева А.В. Управление организационной культурой в сетевых организациях / А.В. Лебедева // Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями. - 2012. - №8. - С. 156-169.

10. Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г., Экономика труда. М.:Юрайт, 2014

11. Социальная политика в постсоциалистическом обществе: задачи, противоречия, механизмы. Матвиенко В., Пахомов Ю., Шаронов А., Лайкам К. и др. Москва. 2001.

12. Управление персоналом. Под ред. А.А.Литвинюка. М.: Юрайт, 2015

13. Управление человеческими ресурсами. Под ред. И.А.Максимцева, Н.А.Горелова. М.: Юрайт, 2014

14. Хасанова В. Проблема оценки компонентов трудового потенциала // Вестник института экономики РАН. - 2012. - № 2. - С. 99-106.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.