Научная статья на тему 'Понятия "правоохранительная и "правоохранительный орган", их, основные черты и'

Понятия "правоохранительная и "правоохранительный орган", их, основные черты и Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4852
429
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНЫ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Волкова Ксения Алексеевна

Статья посвящена определения понятия, чертам и задачам пой деятельности. Часто правоохранительных органов правоохранительной и относят к из видов деятельности. Однако деятельность осуществляется государственными органами и органами социального управления. На этого к правоох службе целесообразно осуществление пра деятельности, понимаемой в узком смысле слова, так и в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятия "правоохранительная и "правоохранительный орган", их, основные черты и»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПОНЯТИЯ «ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» И «ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН», ИХ СООТНОШЕНИЕ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ЗАДАЧИ

Волкова К. А.

Волкова Ксения Алексеевна - магистр юридических наук, кафедра экономики и права, Международный инновационный университет, г. Сочи

Аннотация: статья посвящена вопросам определения понятия, основным чертам и задачам правоохранительной деятельности. Часто деятельность правоохранительных органов называют правоохранительной и относят к одному из видов государственной деятельности. Однако правоохранительная деятельность осуществляется многими государственными органами и иными органами социального управления. На основании этого к правоохранительной службе целесообразно относить осуществление правоохранительной деятельности, понимаемой как в узком смысле этого слова, так и в широком.

Ключевые слова: правоохранительные органы, правоохранительная деятельность, государство.

Правоохранительная деятельность является одним из видов государственной деятельности. В правовой основе которой главенствующее место принадлежит Конституции РФ. В Конституции РФ содержится ряд положений, имеющих принципиальное значение для всех правоохранительных органов, и нормы, относящиеся к конкретным правоохранительным органам. Разумеется, Конституция РФ закрепляет только наиболее важные вопросы организации и деятельности правоохранительных органов.

Статья 1 Конституции РФ определяет Российскую Федерацию как правовое государство. Это означает, что государство в лице его органов осуществляет свою деятельность на основе норм права, обеспечивает верховенство закона, охрану законных интересов личности, взаимную ответственность государства и граждан.

В ст. 2 Конституции России права и свободы человека провозглашаются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод объявляются обязанностью государства. Таким образом, государство обязывает все свои органы, учреждения уважать и соблюдать законные права и свободы граждан [3].

Все органы законодательной, исполнительной и судебной власти должны принимать меры для поддержания законности и правопорядка в государстве. Строго соблюдая законы, обеспечивая реализацию своих прав гражданами, отстаивая законные государственные интересы, государственные органы тем самым косвенно участвуют в правоохранительной деятельности, то есть способствуют охране права от нарушений.

Однако это важная, но далеко не единственная сторона деятельности большинства государственных органов. В основном, они решают конкретные хозяйственные, культурные, социальные задачи, для достижения которых они и создаются. А для постоянной охраны права от нарушений, для выявления, пресечения и предупреждения правонарушений, применения различных санкций к правонарушителям государство создает специальные органы, для которых правоохранительная деятельность является главной. Эти органы уполномочиваются особыми законами осуществлять правоохранительную деятельность в установленной законом форме [1, с. 120].

Таким образом, правоохранительную деятельность принято рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле - это деятельность всех государственных органов, обеспечивающих соблюдение прав и свобод граждан, их реализацию, законность и правопорядок. В узком смысле - это деятельность специально управомоченных органов по охране права от нарушений, осуществляемая в установленной законом форме, в соответствии с компетенцией того или иного органа [5, с. 14].

Как уже указывалось, государство создает специальные органы, чьей основной целью является защита права от нарушений, выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, применение к правонарушителям мер принуждения. Эти органы именуются правоохранительными. Следует указать, что в законодательстве нет понятия правоохранительного органа, нет и перечня тех органов, которые относятся к правоохранительным. В связи с этим в юридической литературе выработан ряд признаков, которым должен соответствовать государственный орган для того, чтобы его можно было считать правоохранительным:

Первый признак связан с целью деятельности правоохранительных органов, цель вытекает из наименования органов - это охрана права. Охрана права подразумевает, восстановление нарушенного права, наказание правонарушителя и одновременное восстановление нарушенного права и наказание правонарушителя. Цель деятельности правоохранительных органов включает также охрану правовых устоев, обеспечивающих нормальное функционирование личности, общества, государства, а также других объектов, в частности окружающей среды.

Второй признак правоохранительных органов: правоохранительные органы - это государственные органы. Все правоохранительные органы создаются и финансируются государством. Комплектуются специалистами, отвечающими определенным требованиям, имеющими специальную подготовку и образование (как правило, юридическое).

Требования к специалистам правоохранительных органов и пределы их полномочий закреплены в законе. Отсюда третий признак: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность на основании закона и в соответствии с ним. Деятельность правоохранительных органов регулируется специальными законами. В качестве примера можно привести законы «О милиции», «О Прокуратуре Российской Федерации, «О Федеральной службе безопасности» и т. д.

Для своего нормального функционирования государство вынуждено прибегать не только к положительному стимулированию физических и юридических лиц, но и к негативным рычагам воздействия. Поэтому правоохранительные органы наделены правом применения мер принуждения. В этом заключается четвертый признак, отделяющий их от иных государственных структур [6, с. 285].

Названные признаки присущи всем без исключения правоохранительным органам. Их можно обозначить как признаки первой очереди. Отсутствие хотя бы одного из них означает, что орган не может быть отнесен к правоохранительным.

Вместе с тем есть признаки, которые принадлежат лишь некоторым правоохранительным органам. Это так называемые признаки второй очереди. При наличии хотя бы одного такого признака можно говорить, что перед нами правоохранительный орган. Однако даже при отсутствии всех признаков второй очереди невозможно сделать противоположный вывод.

К признакам второй очереди относятся:

- право применения норм уголовного закона;

- осуществление полномочий в строго определенной процессуальной форме. Для деятельности судов, например, характерны различные виды судопроизводств: уголовное, гражданское, арбитражное, конституционное, административное [2, с. 36].

Опираясь на приведенные выше признаки, можно сформулировать определение правоохранительных органов. Правоохранительные органы - это специальные

органы, созданные государством в целях охраны права, действующие на основании и в соответствии с законом, наделенные правом применения мер принуждения, а в ряде случаев правом применения уголовного закона и обязанностью соблюдения определенной процессуальной формы. Традиционно к правоохранительным органам относят суд, прокуратуру, органы внутренних дел, органы предварительного расследования, органы юстиции. В последние годы, в связи с развитием системы правоохранительных органов к ним прибавились таможенные органы, органы обеспечения безопасности, органы налоговой службы, налоговой полиции [1, с. 86].

Некоторые авторы относят к правоохранительным органам и такие негосударственные организации, как адвокатура, частные охранные и детективные службы. Полагаем, что такой вывод не обоснован. Хотя адвокатура, частные охранные и детективные службы играют значительную роль в защите охраняемых интересов граждан и организаций, они не обладают теми признаками, которые были указаны выше, и в первую очередь не имеют права применять меры принуждения. К тому же в ст. 1 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» прямо указано, что граждане, осуществляющие частную охранную и детективную деятельность, не обладают статусом сотрудника правоохранительного органа [4]. Существует также мнение, что суд в силу своего исключительного положения в государстве не относится к правоохранительным органам. Однако такое суждение не находит достаточной поддержки. Суд отвечает всем перечисленным признакам правоохранительного органа, а то, что он входит в систему этих органов, отнюдь не умаляет его исключительности и важности как субъекта судебной власти.

Список литературы

1. Чувилев Ан. А. Правоохранительные органы: Учебное пособие. М.: Юриспруденция, 2014. 176 с.

2. Кобликова. А. С. Уголовный процесс. Учебник для вузов. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА. М., 2010. 384 с.

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ, 2009. № 4. Ст. 445.

4. Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

5. Правоохранительные органы: Учебник / Под. ред. Ю. К. Орлова. Изд-во: Проспект, 2011. 240 с.

6. Чернявский А. Г., Кузнецов С. И. Правоохранительные органы: Учебник. Изд-во ЮНИТИ-ДАНА, 2009. Якушев А. Правоохранительные органы: конспект лекций. М.: Из-во Приор, 2012. 420 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.