Научная статья на тему 'ПОНЯТИЯ IUS И LEX ВО «ВТОРОЙ СХОЛАСТИКЕ» (ТРАКТАТ «О ЗАКОНАХ И О БОГЕ ЗАКОНОДАТЕЛЕ» ФРАНСИСКО СУАРЕСА)'

ПОНЯТИЯ IUS И LEX ВО «ВТОРОЙ СХОЛАСТИКЕ» (ТРАКТАТ «О ЗАКОНАХ И О БОГЕ ЗАКОНОДАТЕЛЕ» ФРАНСИСКО СУАРЕСА) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
81
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СХОЛАСТИКА / IUS / LEX / ЭТИМОЛОГИЯ / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / ПРАВО / ЗАКОН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Батиев Л.В.

В статье рассматриваются понятия право (ius) и закон (lex), а также их соотношение в трактате Франсиско Суареса «О законах и о Боге законодателе». Отталкиваясь от определения понятия lex, данного Аквинатом, Суарес предлагает отделить lex от закономерностей природы и не смешивать закон с правилами, которые относятся к практической деятельности человека, а не моральным отношениям. Он отрицает возможность называть неправедные правила законами, уточняет, что закон не может включать в себя советы. Обратившись к этимологии термина lex, Суарес отмечает сомнительность источников и их малую значимость. Применительно к ius Суарес рассматривает такие значения термина, как справедливость, субъективное право, закон, решение судьи (и в особенности исправление судьей недостатков писаного закона в соответствии с формулой «ius est ars boni et aequi»). В статье отмечено, что трактат Суареса подвел итог эволюции понятий ius и lex и показал невозможность сведения их к некоему единому пониманию. В Новое время внимание исследователей акцентировалось на тех значениях ius и lex, которые были наиболее актуальными с точки зрения современных комментаторам задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPTS OF IUS AND LEX IN THE SECOND SCHOLASTICISM (‘A TREATISE ON LAWS AND GOD THE LAWGIVER’ BY FRANCISCO SUÁREZ)

The article examines the concepts of law, right ( ius ) and law, act ( lex ) and their relationship in Francisco Suárez’s treatise «On Laws and God the Lawgiver». Starting from Aquinas’ definition of the term lex , Suárez proposes to separate the lex from the laws of nature and not to confuse law with rules that refer to practical human activity rather than to moral relations. He denies the possibility of calling unrighteous rules the laws and specifies that law cannot include advice. Turning to the etymology of the term lex , Suárez notes the dubiousness of the sources and their small significance. Regarding ius , Suárez considers such meanings of the term as justice, subjective right, law, judge’s decision (and especially the judge’s correction of defects of a written law in accordance with the formula « ius est ars boni et aequi »). The article notes that Suárez’s treatise summed up the evolution of the concepts of ius and lex and indicated the impossibility of reducing them to a single understanding. In modern history, the attention of researchers was focused on those meanings of ius and lex , which were the most relevant from the point of view of tasks the commentators faced at their times.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЯ IUS И LEX ВО «ВТОРОЙ СХОЛАСТИКЕ» (ТРАКТАТ «О ЗАКОНАХ И О БОГЕ ЗАКОНОДАТЕЛЕ» ФРАНСИСКО СУАРЕСА)»

УДК 340

DOI: 10.18522/2313-6138-2022-9-3-2

Батиев Левон Владимирович,

кандидат юридических наук, доцент, заведующий лабораторией политологии и права, Федеральный исследовательский центр Южный научный центр Российской академии наук, 344006, г. Ростов-на-Дону, пр. Чехова, д. 41, email: batiev@ssc-ras.ru

Batiev, Levon V.,

PhD in Law, Associate Professor, Head of the Laboratory of Political Science and Law, Federal Research Centre the Southern Scientific Centre of the Russian Academy of Sciences, 41 Chekhov Str., Rostov-on-Don, 344006, Russian Federation, email: batiev@ssc-ras.ru

ПОНЯТИЯ IUS И LEX ВО «ВТОРОЙ СХОЛАСТИКЕ» (ТРАКТАТ «О ЗАКОНАХ И О БОГЕ ЗАКОНОДАТЕЛЕ»

ФРАНСИСКО СУАРЕСА) *

THE CONCEPTS OF IUS AND LEX IN THE SECOND SCHOLASTICISM ('A TREATISE ON LAWS AND GOD THE LAWGIVER' BY FRANCISCO SUAREZ) *

АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются понятия право (ius) и закон (lex), а также их соотношение в трактате Франсиско Суареса «О законах и о Боге законодателе». Отталкиваясь от определения понятия lex, данного Аквинатом, Суарес предлагает отделить lex от закономерностей природы и не смешивать закон с правилами, которые относятся к практической деятельности человека, а не моральным отношениям. Он отрицает возможность называть неправедные правила законами, уточняет, что закон не может включать в себя советы. Обратившись к этимологии термина lex, Суарес отмечает сомнительность источников и их малую значимость. Применительно к ius Суарес рассматривает такие значения термина, как справедливость, субъективное право, закон, решение судьи (и в особенности исправление судьей недостатков писаного закона в соответствии с формулой «ius est ars boni et aequi»). В статье отмечено, что трактат Суареса подвел итог эволюции понятий ius и lex и показал невозможность сведения их к некоему единому пониманию. В Новое время внимание исследователей акцентировалось на тех значениях ius и lex, которые были наиболее актуальными с точки зрения современных комментаторам задач.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: схоластика; ius; lex; этимология; справедливость; право; закон.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ:

Батиев, Л. В. Понятия ius и lex во «второй схоластике» (трактат «О законах и о Боге законодателе» Франсиско Суареса) [Текст] / Л. В. Батиев // Вестник Юридического факультета Южного федерального университета. - 2022. - Т. 9, № 3. - С. 16-23. - DOI: 10.18522/2313-6138-2022-9-3-2.

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 21-011-44228 «Право и правосознание в теологическом измерении: история и современность».

ABSTRACT. The article examines the concepts of law, right (ius) and law, act (lex) and their relationship in Francisco Suarez's treatise «On Laws and God the Lawgiver». Starting from Aquinas' definition of the term lex, Suarez proposes to separate the lex from the laws of nature and not to confuse law with rules that refer to practical human activity rather than to moral relations. He denies the possibility of calling unrighteous rules the laws and specifies that law cannot include advice. Turning to the etymology of the term lex, Suarez notes the dubiousness of the sources and their small significance. Regarding ius, Suarez considers such meanings of the term as justice, subjective right, law, judge's decision (and especially the judge's correction of defects of a written law in accordance with the formula «ius est ars boni et aequi»). The article notes that Suarez's treatise summed up the evolution of the concepts of ius and lex and indicated the impossibility of reducing them to a single understanding. In modern history, the attention of researchers was focused on those meanings of ius and lex, which were the most relevant from the point of view of tasks the commentators faced at their times.

KEYWORDS: scholasticism; ius; lex; etymology; justice; right; law.

FOR CITATION:

Batiev, L. V. THe Concepts of Ius and Lex in the Second Scholasticism ('A Treatise on Laws and God the Lawgiver' by Francisco Suarez) [Text] / L. V. Batiev. Bulletin of the Law Faculty, SFEDU. - 2022. - Vol. 9, No. 3. - P. 16-23 (in Russian). - DOI: 10.18522/2313-6138-2022-9-3-2.

* The reported study was funded by RFBR, Project No. 21-011-44228 "Law and Legal Awareness in the Theological Dimension: History and Today".

© Л. В. Батиев, 2022

Введение. Различение понятий ius и lex в европейской традиции правопонимания является общепринятым. В то же время на протяжении всей истории применения указанных понятий их содержание и соотношение оставались и остаются дискуссионными [4, с. 11-15; 6, с. 130-138]. Система римского права - творение тысячелетней работы римских юристов и примерно такого же времени трудов последующих комментаторов и систематиков. Римская юриспруденция никогда не представляла собой монолитной системы абсолютно однозначных понятий. Множественность значений базовых понятий - таких как fas, ius, lex, aequitas - и их эволюция характерная черта римского права [15, с. 179-190; 16; 18; 24]. Так, римский юрист Павел выделял следующие значения ius: 1) право, как то, что всегда является справедливым и добрым (естественное право); 2) право, как то, что полезно всем или многим в государстве (цивильное право); 3) право, как ius honorarium; 4) решение претора, как формулирование права (подразумевается то, что претор должен был сделать по своему положению); 5) право, как суд (место, где выносится решение) [11, с. 87].

В словаре Ф. Дыдынского ius также расшифровывается во многих смыслах: право, a) в объективном смысле; б) обнимает собой правила и нормы, определяющие порядок совместной жизни людей; в) правило, положение, источник права; г) право в силу судебного решения; д) ius - правило гражданского (цивильного) права в противоположность преторскому праву. Но, с другой стороны, под ius понимают также преторское право; е) нау^ права. В субъективном смысле ius понимается как свободная воля человека, способность свободного действия, а также совокупность всех имущественных прав известного лица [12, с. 245-246].

Известный русский правовед В. Д. Катков также отмечал, что согласно данным словарей по римскому праву, понятие jus отличалось непостоянством значения. Jus в частности обозначал: вообще все, что установлено законами. Понятие jus обозначало также справедливое, данную законом власть или возможность, служит иногда синонимом законов, означает также судейское решение, то, что имеет силу закона, власть, позволение, возможность. И вообще, jus имеет еще множество других значений.

В качестве общего вывода В. Д. Катков отмечает следующие свойства jus: 1) непостоянство или изменчивость его значений, 2) в частности, стремление смешивать его со справедливостью (justum, aequitas, justitia) [14, с. 70-71].

Милан Бартошек в энциклопедическом словаре приводит следующие основные значения ius: право в отличие от нравов, обычая, бесправия; объективное право; совокупность правовых норм и институтов (от права в целом до правовых предписаний в отдельных нормах); право, созданное правовой наукой; субъективное право; правомочия отдельного лица в рамках объективного права; субъективное право в целом во всех своих взаимосвязях; право в судопроизводстве; труды правоведов [2, с. 163-176].

Трактат Франсиско Суареса «О законах и о Боге законодателе». В средневековой схоластике, в соответствии с устоявшейся методологией, исследование понятий ius и lex выражалось в толковании мнений авторитетов, их оценке и выборе наиболее приемлемого ответа. Одним из выдающихся мыслителей второй схоластики был Франсиско Суарес (1548-1617). Слава первого философа эпохи удерживалась за ним вплоть до начала XVIII в. [10, с. 868]. Трактат Суареса «О законах и о Боге законодателе» в десяти книгах (De legibus ас Deo legislature), вышедший в Коимбре в 1612 г., Б. Н. Чичерин называл высшим достижением иезуитского учения о праве и законе [25, с. 352], а А. К. Дживелегов и современные западные авторы - энциклопедией схоластической философии [10, с. 868].

В полном соответствии со схоластической традицией Франсиско Суарес начинает свое сочинение с анализа исходных понятий правоведения - глава I в книге первой трактата посвящена значению термина «закон» (lex) (Cap. I. Quid nomine legis dgnificetur), глава II призвана ответить на вопрос о том, что означает право (ius) и как оно соотносится с законом (legem) (Cap. II. Quid ius significet, et quomodo ad legem comparetur) [33].

Понятие lex. В философии Суареса, «как вообще у иезуитских богословов, - отмечал Б. Н. Чичерин, - в основании лежит учение Фомы Аквинского» [25, с. 352]. И начинает испанский теолог именно с определения закона, данного Аквинатом: Св. Фома, - пишет Суа-

рес, - определял термин закон (lex) следующим образом: Закон - это определенное правило и мера, в соответствии с которыми человека побуждают к действию или удерживают от него [32, с. 17-18]. Русский перевод текста Фомы Аквинского отличается от приведенного Суа-ресом незначительно: закон есть правило и мера действий, в соответствии с которыми человек обязан действовать или воздерживаться от действия; в самом деле, слово «lex» (закон) происходит от слова «ligare» (обязывать), поскольку он обязывает к действию [22, с. 4]. Перевод А. В. Аполлонова отличается некоторыми стилистическими оттенками: закон есть некий критерий и мера действий, сообразно которой некто подвигается к действованию или удерживается от него: в самом деле, «закон» (lex) происходит от «связывания» (ligandum), поскольку обязывает (obligat) к действованию [21, с. 285]. И хотя далее Аквинат писал о том, что правилом и мерой человеческих действий является разум [21, с. 285; 22, с. 4], Суарес оговаривает, что слишком широкое определение закона может исказить его смысл, ибо может показаться, что он применим не только к людям или разумным созданиям, но также и к другим созданиям, поскольку все имеет свои собственные правила и меры [32, с. 18].

Поэтому для лучшего понимания термина закон (lex) Суарес предлагает: во-первых, отделить закон (lex) в истинном смысле слова от законов природы (необходимых связей, которые существуют в природе). Он полагает, что у Платона понятие естественного закона как того, что соответствует всем вещам в соответствии со склонностью, данной им автором природы, является метафорическим, поскольку вещи, лишенные разума, строго говоря, не подчиняются закону, так же как они не могут повиноваться [32, с. 18-19]; во-вторых, не смешивать (lex) закон с правилами, которые относятся к человеку в его практической деятельности (Суарес использует термин «искусство») или к искусству правильной речи (правила грамматики): закон искусства, может быть, называется законом только в относительном смысле. Следовательно, термин «закон» правильно применяется в абсолютном смысле к тому, что относится к моральному поведению. И, соответственно, мы должны сузить описание, данное св. Фомой так, чтобы оно выглядело следу-

ющим образом: закон - это определенная мера нравственных действий, в том смысле, что такие действия характеризуются моральной безупречностью через их соответствие закону, и порочность, если они не соответствуют закону [32, с. 21-22]; в-третьих, Суарес отрицает возможность называть неправедные заповеди или правила законами. Несправедливый закон - не закон, но причастен к названию закона по аналогии, поскольку он предписывает определенный способ действия по отношению к данной цели [32, с. 22-23]; в-четвертых, уточняет, что закон не может включать в себя советы: только то, что налагает обязательство, может считаться законом в строгом смысле слова [32, с. 23].

Этимология lex. В завершение первой главы Суарес обращается к этимологии закона (lex). (Этимологические изыскания предпринимаются и современными учеными [26].) Ссылаясь на мнения различных авторов, включая Аквината, Августина, Исидора, Кассиодора, Александра Гальского, Цицерона и др., автор разбирает возможность происхождения lex от исходных ligandum, legendum, eligendum, lectio и, наконец, проводит связь с греческим vo^o(. Соответственно речь идет о трех основных вероятных источниках:

1) от слова ligandum (связывание), поскольку истинное действие закона заключается в связывании или наложении связывающего обязательства; 2) от legendum (того, что следует читать), что закон должен быть написан, а значит, есть что-то, что нужно читать; 3) от eligendum (то, что должно быть выбрано), либо потому, что он должен быть принят после широкого и осмотрительного процесса выбора, либо потому, что он указывает каждому человеку курс, который он должен выбирать.

Весьма примечательно заключение Суареса по поводу этимологических изысканий: все эти выводы включают в себя некоторое объяснение, действительно относящееся к праву. Однако источник, из которого произошло это слово, является сомнительным и не имеет большого значения [32, c. 24-25].

Этимология ius. Анализ понятия ius Суарес, напротив, начинает именно с этимологии, отмечая, что ius иногда рассматривается как синоним lex, хотя в иных случаях ius понимается

и в других смыслах [32, с. 26]. В целом, согласно Суаресу, обычно термину ius приписывают три варианта происхождения. 1) Его производят от понятия iuxta. Однако такую этимологию Суа-рес отбрасывает, поскольку даже по написанию эти два слова различны (iuxta пишется через «x», а не через «s», как в понятии ius). С точки зрения содержания iuxta esse не означает «быть равным», а просто «быть под рукой», а если иногда это словосочетание подразумевает некое подобие или равенство, то в смысле далеком от справедливости, которую предполагает ius [32, с. 26]. 2) Широко распространенное среди латинских народов объяснение получило название ius от iubere (повелевать). А iussum -это причастие глагола iubeo, которое можно истолковать как ius sum (я ius) [32, с. 26]. 3) Третье этимологическое объяснение выводит термин ius от слова iustitia [32, с. 26]. Суарес допускает такое происхождение термина, несмотря на возражения о противоположном характере связи, то есть о происхождении термина iustitia от ius. Ius, возможно, получил свое название от iustum и iustitia [32, с. 27].

Значения ius. Справедливость. Термин ius, таким образом, по мнению Суареса, имеет два основных значения - то же, что и iustum и aequum, которые являются объектом iustitia. Но и iustitia также имеет два значения. Во-первых, это слово может обозначать любую добродетель, поскольку каждая добродетель в той или иной степени направлена на справедливость и приводит к ней. Во-вторых, оно может означать особую добродетель, которая оказывает другому то, что ему причитается. Соответственно, слово ius в должной пропорции соответствует каждому из этих двух значений [слова iustitia]. Ибо в первом смысле ius может относиться к тому, что справедливо и находится в гармонии с разумом, что, так сказать, является общей целью добродетели в абстрактном смысле. Во втором смысле ius может относиться к справедливости, причитающейся каждому человеку. Это последнее признание более распространено, так как такое понимание наиболее часто имеет отношение к справедливости в строгом смысле этого слова. Так, Фома Аквинский указал, что такая справедливость составляет первичную основу и значение ius. И поэтому Акви-нат делал вывод, что ius не есть lex, а скорее то,

что предписано или измерено lex [32, с. 28-29]. Таким образом ius можно понимать в широком этическом значении и в строго юридическом. В последнем значении ius понимается как справедливость в строгом смысле, а именно, как воздаяние другому того, что ему причитается.

Право в субъективном смысле. Но ius имеет и еще одно специальное значение, которое фактически является оборотной стороной описанного выше понимания термина. Если ius в значении справедливости состоит в обязанности воздавать каждому то, что ему причитается, то второе значение сводится к субъективному праву каждого притязать на то, что ему принадлежит (причитается). Это понятие обычно соотносят с определенной моральной властью, которая есть у каждого человека, либо над его собственностью, либо по отношению к тому, что ему причитается. Ибо именно так говорят, что владелец вещи имеет право (ius) на эту вещь, а работник имеет это право на свою заработную плату, на основании которой он объявляется достойным своей платы [32, с. 29].

Данный тезис Суарес основывает на положениях из Дигест1: в них справедливость называется добродетелью, которая предоставляет каждому его собственное право (ius suum), то есть добродетель, которая дает каждому то, что ему принадлежит. Соответственно, это право требовать (actio), или моральная сила, которой каждый человек обладает в отношении своей собственности или в отношении вещи, которая так или иначе относится к нему, называется ius и представляется истинным объектом справедливости. Далее следует не менее важное указание на то, что ius (право в субъективном смысле) представляет собой отношение, а не просто личное качество. Следовательно, ius также принято придавать значение отношения, как утверждается в другом отрывке Дигестов (I. I. 122); поскольку в таком контексте это слово, по-видимому, означает некую связь или соединение, порожденное самим отношением [32, с. 30].

1 «Ульпиан в 1-й книге «Правил». Правосудие есть неизменная и постоянная воля предоставлять каждому его право» [11, с. 87].

2 «Марциан в 1-й книге «Институций». Иногда мы говорим «право» (шз) о родственных связях, например, «мне принадлежит право родства или свойства» [11, с. 89].

Закон (lex). В следующем значении ius отождествляется с объективным правом: согласно другой этимологии, которая происходит от ius от iubendum (упорядочивание), истинное значение ius, по-видимому, - lex. Ибо lex основан на упорядочивании (iussio) или команде. Юристы действительно часто придают этому слову такое значение [32, с. 30]. Суарес ссылается на мнение Исидора Севильского в пятой книге «Этимологий»: ius и lex сопоставимы, как род и вид; поскольку он считает, что ius - это род, а lex - это вид [13; 32, с. 31]. К этой же позиции, по мнению Суареса, примыкает и святой Фома, когда он заявляет, что рациональная основа того, что является справедливым и правосудно, если оно составлено в письменной форме, это закон (lex) [32, с. 31]. Источником для Исидора и Фомы послужило, как считает Суарес, мнение Августина, который говорил, что в законе (lex) ius - это то, что воплощено в письме, изложенном перед людьми, чтобы они подчинялись ему [32, с. 31].

Некоторое своеобразие Суарес находит в понимании ius и lex Цицерона, но, оказывается, что и Цицерон в конечном счете пишет о фактическом совпадении двух понятий: в настоящее время в результате использования термин lex стал правильно применяться как к писаному, так и к неписаному праву, так что ius, в той мере, в какой он относится к lex, используется взаимозаменяемо с этим термином, и эти два слова рассматриваются как синонимы [32, с. 31-32].

Решение судьи, искусство доброго и справедливого. Слово ius приобрело и некоторые коннотации, которые не были перенесены на термин lex. Решение судьи также порой обозначается термином ius - либо потому, что оно должно выполняться в соответствии с законами (leges), либо потому, что иногда кажется, что оно устанавливает закон (lex); так о судье, когда он исполняет свою должность, говорят, что он объявляет закон (ius dicere) [32, с. 32]. Еще одно близкое к приведенному значение, связывающее ius с судом, Суарес находит у Фомы Аквинского (но восходит оно к Дигестам): само искусство, с помощью которого человек определяет, что справедливо, иногда называется ius. Дигесты (I. I. 1, § 1), в котором Ульпиан с одобрением цитирует определение Цельса, а именно: «право [ius] есть искусство доброго и справедливого».

Вслед за трактовкой ius как решения судьи Суарес рассматривает вопрос об истолковании знаменитого определения Цельса, которую с одобрением цитирует Ульпиан: «ius est ars boni et aequi» («право есть искусство доброго и справедливого» [11, с. 83]. Как пишет Суарес, это определение, казалось бы, подходит не столько для самого закона (lex), сколько для юриспруденции (iuris prudentiae) [32, с. 33]. Но как можно «отличать ius от aequum et bonum (справедливого и хорошего), если ius в точности совпадает с тем, что справедливо, а последнее, в свою очередь, является именно справедливым и хорошим, или если [ius], рассматриваемый как эквивалент lex, является существенным принципом самого справедливого и хорошего?» [32, с. 33].

Вариант ответа на этот вопрос предложен нами в нескольких публикациях [3; 4; 5; 6, с. 113-115, 138-148]. И он очень близок решению, предложенному Суаресом, который также находит ответ в «Никомаховой этике», где Аристотель фактически отвечает, что справедливость - это исправление того, что [юридически] справедливо (iustum). Такую же трактовку ius Суарес находит и у римского юриста времен правления Антонина Пия Терентия Клеменса, и у Фомы Аквинского [23, с. 787-790; 32, с. 33]. В некоторых случаях справедливым является решение вопреки букве человеческого закона (lex), поскольку соблюдение этого закона противоречило бы естественной справедливости. В таких обстоятельствах действительно говорят, что судья действует не в соответствии с законом (iure) -по крайней мере, в соответствии с буквой закона в его нынешнем виде, - а в соответствии с тем, что является справедливым и хорошим; а это, в свою очередь, означает соблюдение самого закона (ius) в отношении его намерения, в то время как противоположный способ действия заключался бы в нарушении закона [32, с. 35]. Суарес указывает, что таково мнение, выраженное в Кодексе Юстиниана: юриспруденция была названа искусством добра и справедливости, потому что при толковании законов всегда следует учитывать добро и справедливость; даже если иногда бывает необходимо умерить строгость слов, чтобы не отступать от того, что естественно справедливо и хорошо [32, с. 35].

Заключение. Мы видим, что Суарес выделил такие значения ius, как справедливость, субъективное право, закон (lex), как решение судьи и в особенности как искусство доброго и справедливого (ars boni et aequi). В трактате Суареса, как можно было убедиться, подведен своеобразный итог эволюции понятий ius и lex и признана невозможность сведения их к некоему единому пониманию. Оставляя в стороне метафорические коннотации и различия, которые не имеют отношения к цели трактата, Суарес в качестве выбирает «ius в его второй и собственной коннотации», то есть рассматривает этот термин как синоним lex, поскольку в трактате речь идет именно о lex в его общем виде [32, с. 36].

Философия права «второй схоластики» (ее также называют поздней, постсредневековой схоластикой, неосхоластикой или даже «схоластикой барокко» [19; 27; 30; 31]) не просто завершала средневековую теологию во всей ее полноте, но и послужила основой для правовой философии Нового времени [28].

Философия раннего Просвещения не «изобрела» новое понимание, а следовала за достижениями поздней схоластики. Она отталкивалась от ее наработок, выбирая наиболее важные и актуальные характеристики понятий ius и lex права, отказываясь от религиозной трактовки, а порой упрощая и ограничивая предмет обсуждения. В этом отношении переходной фигурой является Гуго Гроций с его различением трех значений права (ius): ius как право в субъективном смысле слова, как справедливость и, наконец, как закон [6, с. 243-247, 252-256]. Томас Гоббс более радикален, определяя право именно как свободу, свободу делать или не делать, а закон рассматривая как обя-зывание к тому или другому поведению (действию, или воздержанию от него). И поэтому lex и jus различаются как обязательство и свобода [8, с. 98-99, 224-225]. Джон Локк различал право и закон на основании соответствующей концепции Т. Гоббса, определяя ius именно как субъективное право, как возможность свободно распоряжаться какой-либо вещью, а закон как веление или запрет что-либо делать [17, с. 4]. Особняком стоит философия Спинозы. Голландский мыслитель предложил называть законом только то, что зависит от естественной необходимости (что необходимо следу-

ет из самой природы или определения вещи). А человеческие установления (то, что люди предписывают себе и другим, чтобы безопаснее и удобнее жить или по другим причинам), по его мнению, удачнее называть правом [20, с. 54]. Анализ правовой философии Нового времени показывает и другие ее связи с разработкой правовой проблематики в рамках теологии, но это уже тема специального рассмотрения.

Литература

1. Антология мировой правовой мысли [Текст] : в 5 т. / Нац. обществ.-науч. фонд. - Т. 2: Европа. V-XVII вв. / отв. ред. Н. А. Крашенинникова. Москва : Мысль, 1999. - 829, [1] с.

2. Бартошек, М. Римское право: Понятия, термины, определения [Текст] / М. Бартошек ; пер. с чеш. -Москва : Юрид. лит., 1989. - 447, [1] с.

3. Батиев, Л. В. «Право есть искусство доброго и справедливого» [Текст] / Л. В. Батиев // Юридический вестник Ростовского государственного экономического университета. - 2006. - Т. 1. - № 37. - С. 15-20.

4. Батиев, Л. В. К вопросу о соотношении ius и lex в истории правовых учений [Текст] / Л. В. Батиев // Философия права. - 2014. - № 3. - С. 11-15.

5. Батиев, Л. В. Современные поиски «интегратив-ной» теории права и античный опыт определения права [Текст] / Л. В. Батиев // Вестник Московского государственного областного университета. Юриспруденция. -2011. - № 3. - С. 14-19.

6. Батиев, Л. В. Эволюция правопонимания от античности до Нового времени [Текст] / Л. В. Батиев. - Москва : Юрлитинформ, 2014. - 472 с.

7. Гоббс, Т. Основы философии. Часть третья. О гражданине [Текст] / Т. Гоббс // Гоббс Т. Сочинения в 2 т. Т. 1. - Москва : Мысль, 1991. - С. 270-506.

8. Гоббс, Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского [Текст] / Т. Гоббс // Гоббс Т. Сочинения в 2 т. Т. 2. - Москва : Мысль, 1991. -С. 30-545.

9. Гроций, Г. О праве войны и мира: Репринт с изд. 1956 г. [Текст] / Г. Гроций. - Москва : Ладомир, 1994. - 868 с.

10. Дживелегов, А. К. Суарец; Суарес, Франсиско [Текст] / А. К. Дживелегов // Энциклопедический словарь в 86 т. / Изд. Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. Т. 31А. (62) Статика - Судоустройство. - Санкт-Петербург : Тип. акц. общ. «Издательское дело», Брокгауз-Ефрон, 1901. -503 с. (с. 473-954).

11. Дигесты Юстиниана [Текст] / пер. с лат. - Москва : Статут, 2002. - 584 с.

12. Дыдынский, Ф. М. Латинско-русский словарь к источникам римского права [Текст] / Ф. М. Дыдынский. -2-е испр. и доп. изд. - Варшава : Типография К. Ковалевского, 1896. - IV, 464 с.

13. Исидор Севильский. Этимологии, или Начала Книга V: О законах и временах [Текст] / Исидор Севильский // Диалог со временем. - 2020. - Вып. 71. - С. 391-407.

14. Катков, В. Д. Наука и философия права? [Текст] /

B. Д. Катков. - Берлин : Кн. маг. Штура (владелец И. Реде), 1901. - VIII, 115 с.

15. Кофанов, Л. Л. Lex и ius: возникновение и развитие римского права в VIII-III вв. до н.э. [Текст] / Л. Л. Кофанов. - Москва : Статут, 2006. - 587 с.

16. Кофанов, Л. Л. Понятия lex и ius в римском архаическом праве [Текст] / Л. Л. Кофанов [Электронный ресурс] // URL https://dirittoestoria.it/iusantiquum/articles/ Kofanov-lex-ius-nel-diritto-romano.htm

17. Локк, Дж. Опыты о законе природы [Текст] / Дж. Локк // Локк Дж. Сочинения в 3 т. Т. 3. - Москва : Мысль, 1985. - С. 3-53.

18. Савельев, В. А. Справедливость (aequitas) и добросовестность (bona fides) в римском праве классического периода [Текст] / В. А. Савельев // Государство и право. -2014. - № 3. - С. 63-72.

19. Савинов, Р. В. Постсредневековая схоластика как вариант философской парадигмы Нового времени [Текст] / Р. В. Савинов // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. - 2011. - Т. 12. - Вып. 3. -

C. 99-108.

20. Спиноза, Б. Богословско-политический трактат [Текст] / Б. Спиноза // Спиноза Б. Сочинения. В 2 т. -Т. 2. - Санкт-Петербург : Наука, 1999. - 630 с.

21. Фома Аквинский. Сумма теологии. Т. IV: Первая часть Второй части. Вопросы 68-114 [Текст] / Фома Аквинский ; пер. с лат. - Москва : Книжный дом «ЛИБРО-КОМ», 2012. - 688 с.

22. Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть II-I. Вопросы 90-114 [Текст] / Фома Аквинский. - Киев : Ника-Центр, 2010. - 432 с.

23. Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть. II-II. Вопросы 47-122 [Текст] / Фома Аквинский. - Киев : Ника-Центр, 2013. - 832 с.

24. Хвостов, В. М. Опыт характеристики понятий aequitas и aequum jus в римской классической юриспруденции [Текст] / В. М. Хвостов. - Москва : Университетская типография, 1895. - 309, 2 с.

25. Чичерин, Б. Н. История политических учений. -Т. 1 [Текст] / Б. Н. Чичерин. - Санкт-Петербург : Издательство РХГА, 2006. - 720 c.

26. Швецов, С. П. Архаичное понимание права: этимологический подход [Текст] / С. П. Швецов // Scholae. Философское антиковедение и классическая традиция. -2013. - Т. 7. - № 2. - С. 326-341.

27. Шмонин, Д. В. Введение в философию контрреформации: иезуиты и вторая схоластика [Текст] / Д. В. Шмо-нин // Verbum. - 1999. - № 1. - С. 58-79.

28. Шмонин, Д. В. Вторая схоластика, XVI - начало XVII в.: Культурный контекст, метафизические основания, место в истории мысли [Текст] / Д. В. Шмонин : ав-тореф. дис. ... доктора филос. наук. - Санкт-Петербург, 2003. - 42 с.

29. Janet, P. Historia de la ciencia política en sus relaciones con la moral [Text] / P. Janet. - Madrid, 1910. - Т. II. - 510 p.

30. Novotny, D. D. In defense of baroque scholasticism [Text] / D. D. Novotny // Studia Neoaristotelica. - 2009. -№ 2. - Р. 209-233.

31. Pereira, J. Suärez: between scholasticism and modernity [Text] / J. Pereira. - Milwaukee, WI: Marquette University Press, 2007. - 383 p.

32. Suärez, F. A Treatise on Laws and God the Lawgiver [Text] / F. Suärez // Natural law and enlightenment classics. Editor Knud Haakonssen. - Indianapolis : Liberty fund, 2014. - P. 1-801.

33. Suarez, F. Tractatus De legibus ac Deo legislatore in decem libros distributes [Text] / F. Suärez. - Pars Prima. Neapoli : Ex Typis Firbenianis, 1872. - 378 p.

References

1. Anthology of world legal thought [Text] : in 5 volumes / National Society-Scientific Fund. - Vol. 2: Europe. V-XVII Centuries / ed. by N. A. Krasheninnikova. - Moscow : Mysl Publ., 1999. - 829, [1] p. [in Russian].

2. Bartoshek, M. Roman Law: Concepts, terms, definitions [Text] / M. Bartoshek ; transl. from Czech. - Moscow : Legal literature Publ., 1989. - 447, [1] p. [in Russian].

3. Batiev, L. V "Law is the art of good and just" [Text] / L. V. Batiev // Legal Bulletin of the Rostov State University of Economics. - 2006. - Vol. 1. - No. 37. - P. 15-20 [in Russian].

4. Batiev, L. V. On the question of the correlation of ius and lex in the history of legal doctrines [Text] / L. V. Batiev // Philosophy of Law. - 2014. - No. 3. - P. 11-15 [in Russian].

5. Batiev, L. V. Modern searches of the "integrative" theory of law and the ancient experience of determining law [Text] / L. V. Batiev // Bulletin of the Moscow State Regional University. Jurisprudence. - 2011. - No. 3. - P. 14-19 [in Russian].

6. Batiev, L. V. Evolution of legal understanding from Antiquity to Modern times [Text] / L. V. Batiev. - Moscow : Yurlitinform Publ., 2014. - 472 p. [in Russian].

7. Hobbes, T. Fundamentals of Philosophy. Part three. About a citizen [Text] / T. Hobbes // Hobbes T. Essays in 2 vols. Vol. 1. - Moscow : Mysl Publ., 1991. - P. 270-506 [in Russian].

8. Hobbes, T. Leviathan, or Matter, Form and Power of the state of the church and civil [Text] / T. Hobbes // Hobbes T. Essays in 2 vols. Vol. 2. - Moscow : Mysl Publ., 1991. - P. 30-545 [in Russian].

9. Grotius, H. On the Law of War and Peace: Reprint from the 1956 edition [Text] / H. Grotius. - Moscow : Ladomir Publ., 1994. - 868 p. [in Russian].

10. Djivelegov, A. K. Suarets ; Suarez, Francisco [Text] / A. K. Djivelegov // Encyclopedic dictionary in 86 volumes / Ed. F. A. Brockhaus, I. A. Efron. Vol. 31A. (62) Statics - Judicial system. - St. Petersburg, 1901. - 503 p. (P. 473-954) [in Russian].

11. Digests of Justinian [Text] / transl. from Latin. - Moscow : Statute Publ., 2002. - 584 p. [in Russian].

12. Dydynsky, F. M. Latin-Russian dictionary to the sources of Roman law [Text] / F. M. Dydynsky. - 2nd rev. and additional ed. - Warsaw : Printing house of K. Kova-levsky, 1896. - IV, 464 p. [in Russian].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Isidore of Seville. Etymology, or The Beginnings. Book V: On Laws and Times [Text] / Isidore of Seville // Dialogue with time. - 2020. - Issue 71. - P. 391-407 [in Russian].

14. Katkov, V. D. Science and Philosophy of Law? [Text] / V. D. Katkov. - Berlin, 1901. - VIII, 115 p. [in Russian].

15. Kofanov, L. L. Lex and ius: the emergence and development of Roman law in the VIII-III Centuries BC [Text] / L. L. Kofanov. - Moscow : Statute Publ., 2006. - 587 p. [in Russian].

16. Kofanov, L. L. The concepts of lex and ius in Roman Archaic law [Text] / L. L. Kofanov [Electronic resource] // URL: https://dirittoestoria.it/iusantiquum/articles/Kofanov-lex-ius-nel-diritto-romano.htm [in Russian].

17. Locke, J. Experiments on the law of nature [Text] / J. Locke // Locke J. Essays in 3 vols. Vol. 3. - Moscow : Mysl Publ., 1985. - P. 3-53 [in Russian].

18. Saveliev, V. A. Justice (aequitas) and good faith (bona fides) in the Roman law of the classical period [Text] / V. A. Saveliev // State and Law. - 2014. - No. 3. - P. 63-72 [in Russian].

19. Savinov, R. V Post-medieval scholasticism as a variant of the philosophical paradigm of the New Age [Text] / R. V. Savinov // Bulletin of the Russian Christian Academy for the Humanities. - 2011. - Vol. 12. - Issue 3. - P. 99-108 [in Russian].

20. Spinoza, B. Theological and Political treatise [Text] / B. Spinoza // Spinoza B. Essays. In 2 volumes. Vol. 2. - St. Petersburg : Nauka Publ., 1999. - 630 p. [in Russian].

21. Thomas Aquinas. The Sum of Theology. Vol. IV: The first part of the Second Chapter. Questions 68-114 [Text] / Thomas Aquinas ; transl. from Latin. - Moscow : Book House "LIBROCOM", 2012. - 688 p. [in Russian].

22. Thomas Aquinas. The sum of Theology. Part II-I. Questions 90-114 [Text] / Thomas Aquinas. - Kiev : Nika-Center Publ., 2010. - 432 p. [in Russian].

23. Thomas Aquinas. The Sum of Theology. Part II-II. Questions 47-122 [Text] / Thomas Aquinas. - Kiev : Nika-Center Publ., 2013. - 832 p. [in Russian].

24. Khvostov, V M. Experience in characterizing the concepts of aequitas and aequum jus in classical Roman jurispru-

dence [Text] / V. M. Khvostov. - Moscow : University Printing House, 1895. - 309, 2 p. [in Russian].

25. Chicherin, B. N. History of Political Doctrines, Vol. 1 [Text] / B. N. Chicherin. - St. Petersburg : Publishing House of the Russian Academy of Sciences, 2006. - 720 p. [in Russian].

26. Shvetsov, S. P. Archaic understanding of law: etymological approach [Text] / S. P. Shvetsov // Scholae. Philosophical antiquity and the classical tradition. - 2013. - Vol. 7. -No. 2. - P. 326-341 [in Russian].

27. Shmonin, D. V. Introduction to the Philosophy of the Counter-Reformation: the Jesuits and the Second Scholasticism [Text] / D. V. Shmonin // Verbum. - 1999. - No. 1. -P. 58-79 [in Russian].

28. Shmonin, D. V. Second Scholasticism, 16th - early 17th centuries: Cultural context, metaphysical foundations, place in the history of thought [Text] / D. V. Shmonin : synopsis of a thesis for the degree of Doctor of Philosophy. - St. Petersburg, 2003. - 42 p. [in Russian].

29. Janet, P. Historia de la ciencia politica en sus relaciones con la moral [Text] / P. Janet. - Madrid, 1910. - Vol. II. -510 p. [in Spanish].

30. Novotny, D. D. In defense of baroque scholasticism [Text] / D. D. Novotny // Studia Neoaristotelica. - 2009. -No. 2. - P. 209-233 [in English].

31. Pereira, J. Suarez: between scholasticism and modernity [Text] / J. Pereira. - Milwaukee, WI : Marquette University Press, 2007. - 383 p. [in English].

32. Suarez, F. A Treatise on Laws and God the Lawgiver [Text] / F. Suarez // Natural law and enlightenment classics. Editor Knud Haakonssen. - Indianapolis : Liberty fund, 2014. - P. 1-801 [in English].

33. Suarez, F. Tractatus De legibus ac Deo legislatore in decem libros distributes [Text] / F. Suarez. - Pars Prima. Neapoli : Ex Typis Firbenianis, 1872. - 378 p. [in Latin].

Поступила в редакцию 03.08.2022 Received August 03, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.